Моряк Заполярья. 1945, июль.

О деятельности Мурманского морского порта - 2 ИЮЛЯ 194:0 r<:3d (По г тар ОVI;, стилю 10 ШьН'! I исполнились oU лет со лия и..‘Н>’Ві’іЛЯ Мурманскою торіового порта Казались бы, что по возрасту это уж не столь важное сооытие. Но е л и взглянуть на пройденный 30-лстниІ! путь Мурманскою порта и его ветеранов — портовиков.. То перел нами встанет олень много блестящих .'TjiaHim гз жпзин этот-, пре'шриятия for,; тсього Лаполяііья. Очень нерешительно и песпер- епетпліено закладывался р, 1915 го­ лу лергый причал первого пирса в районе Семеновских островов начало Мурманского порта. Самой прироюіі диктовалось т я - да это мероприятие ьывшемѵ цар­ скому правительству. і;аі; едшіет- всшіо возможный выход из создав­ шегося положения для России в го- I ы имперпалистп чесі; оіі войны 1914— 13 гг. Но правители т е , о времени так II не MnF.ni рассмотреть действи­ тельного липа наш.-то Заполярья, - Очень мизер н был тогда грузо­ оборот порта, а зимой 1917 тола он был полностью прекращен. В период Г.-Ц4'— 19 годов Мур­ ла иом с помощью эсеровско-меиь- шевлгстской своры овладели иност­ ранные интервенты, по.чыпіл явшие нанести улар пп молодой Советской республике со стороны севера. Но никакие каверзы и происки врагов ѵиіехов не имели Натиском К р а с н о й Армии, совме­ стно е восставшими рабочими За­ полярья. интервенты-захватчикт были сброшены е море, а белогвар­ дейские банты полностью уничто­ жены. Мурманский край возродился и из гоіа в год п а л набирать все новые ті новые темпы развития. Если в 1 9 1в— 1917 готах Мур­ манский порт посетило всего только 20 судов, то в Ш24 году, спустя 4 года после интервешгтп:, Мурман- ский порт- обработал 569 судов с грузооборотом в ' 231.SO( i тонн. С того времени кривая роста грузонерсработоі; Мурманского пор­ та неуклонно увеличивалась, до­ стигнув е, 193* ю іу 1.400 тысяч 'тонн. Особенно бурно началось разви­ тие советского Заполярья после -исторического посещения в июле 1933 г. товарищами Сталиным, Ки ­ ровым и Ворошиловым Кольского полуострова, а в том числе и Мур­ манского порта. Пути большевистского развития Кольского полуострова, разработан­ ные товарищем Сталиным и удоело осуществленные на практике его соратником незабвенным Сергеем Мироновичем Кировым, сделали крайний Север неприступным фор­ постом. блестяще выдержавшим в дни Великой Отечественной войны, мощный натиск фашистской воен­ ной машины на нашу Родину со стороны Заполярья. Возвращаясь к изложению крат­ кого экономического обзора Мурман­ ского порта, следует сказать, что наряду со своей основной работой, особенно деятельно приводившейся в холодные, темные зимние, периоды, порт интенсивно развивался, как отправная база по освоению велико­ го Северного морского пути. Вначале Мурманский порт йрлял- СЯ То.ДЬКо он мой ОЖеГоПІоГо фонди­ ровали я звероооііяых экспедиций, но потом интенсивным потоком пошли через Мурманский порт Шпицбергене кие, а в последствии и I еверо-иечеро:;гіе у,гди. Начиная с 1935 года, регулярно проходили через Мурманский порт карские. ленские, колымские и I кпиС-ныр грузо-пассажирские мор­ ские экспедиции, успешно проводи­ мые под умелым руководством лю­ бимого ламп героя •— заполярнпка Ивана Дмитриевича Папанина. Северный морской путь из зата­ енного превратился при содейст­ вии Мурманского порта в нормаль­ но- ленегиуюіцуло водную магистраль. Мурманский порт явился участ­ ником снаряжения экспедиции по спасению экспедиции Нобиле и іп] ижабля «Италия;,. Во многом стахановцы мурман­ ские портовики решили успех сня­ тия с дрейфующей льдины героиче­ ской четверки Пап ап гена. Небывалые темпы в практике работы советских портов были до­ стигнуты югда портовиками по бун­ керовке лсток олов «Иосиф Сталин» и «Ермак». На первый было пода­ н о 3 200 тонн угля за 1 8 часов, а на второй — 3.40,3 тонны за 12 часов, благодаря чему ледоколы до­ срочно упілп в море и тем самым успешно завершили операцию по снятию героической четверки с трепфуюшеіі льдины. Никому другому, а только Мур­ манскому, порту выпала в 1938 готу честь перерабатывать особо пенные грузы тля сооружения со­ ветской выставки в Пыо-Иорке. Серьезные воинские переработки обеспечил Мурманский: порт в пе- риоі войны с белофиннами зимой 1939— 40 года. И много тругпх замечательных операций было с честью выполнено портом — за период его существо­ вания, в воды гражданской войны, в годы мирного строительства, в годы сталинских пятилеток, когда через Мурманский порт проходило весьма сложное импортное оборудо­ вание для советских новостроек, когда зачастую от успехов работы Мурманского порта зависело ус­ пешное разрешение целого ряда серьезных паролю - хозяйственных задач. II всегда, как ни сложны и тру­ доемки были те пли иные задания, данные коллективу порта, они вся­ кий раз и всегда с честью нм раз­ решались. Но наиболее серьезные испытания пришлось выдержать порту л его коллективу в дпп Великой Отечест­ венной войны. С первых Е до последних дней войны Мурманский порт был од­ ним из основных об'ектов нападе­ ния вражеской авиации. Враг решил стереть с лпца зем­ ли Мурмански* порт. Інем и ночью, знмой и летом, почтя беспрестанно совершал он своп злодейские- налеты на Мур­ манский порт. Свыше 15.000 фугасных, оско­ лочных и зажигательных бомб бы­ ло сброшено вражеской звианией на портовские об екты. Взрывались пароходы, разруша­ ет л . н о в о е А Д О В . Начальник порта лись причалы, уничтожалось мно­ жество жилых, служебных я произ­ водственных сооружен ий, гибли ценненшие материалы и оборудова­ ние. В итоге вражеских бомбардиро­ вок порту были причинены огром­ ные бедствия и материальные убыт­ ки. 144 человека было убито, 147 человек было ранено. К этому прибавлялись еше и тя ­ желые метеорологические условия— зимние морозы, снежные метели, туманы, долгие полярные ночи и связанные с этим трудности обес­ печения людей зимней одеждой, обувью, столовых п общежитий — топливом и светом, при остром не­ достатке транспорта, крайне услож­ нившие и без того трудные военные условия. Но все это не сломило воли пор­ товиков, не вызвало замешательст­ ва в их рядах. С большевистской настойчиво­ стью, воодушевляемые пламенпы.мп словами великого Сталина «Наше •дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами» шли порто­ вики на преодоление всех трудно­ стей. И они их преодолевали. Они на ходу строили защитно- оборопнтельные сооружения, на хо­ ду восстанавливали жпзненно-необ- ходпмые- пб’скты , восстанавливали причалы, ж.-д. пути, обеспечивали очистку фарватера, ц подходы к причалам. Строили землянки для жилья, обеспечивали бесперебой­ ную работу клуба, столовых, мор- станции и др. об’ектов. Но одной из труднейших задач порта было обеспечить свое огром­ ное хозяйство топливом. Выдержа­ ла! и это портовики. Ни одного ку- боміетра дров не просили они у государственных топливных органи­ заций. Своими силами сумели изыс­ кать топливо, заготовить его и не только обеспечить себя в течение всего периода войны, но и оказать большую помощь другим организа­ циям п в том числе заводу ІІКМФ. Не менее успешно была разре- и;< на задача обеспечепия рогатого окота и лошадей порта кормами. В самый напряженный период войны был заново организован О,PC, развившийся к концу войны в мощное подсобное хозяйство пор­ та и обеспечивший значительное улучшение питания рабочих. И много - много других славных, трудовых подвигов было совершено коллективом портовиков в период Великой Отечественной войны. В итоге свыше 2.250 .0 00 тони военно-хозяйственных грузов было переработано Мурманским портом. Сегодня, когда, знамя нашей победы реет над Берлином и фаши­ стская Германия разгромлена до­ блестной Красной Армией под гени­ альным руководством великого Сталина, мы гордимся тем что и наш скромный труд в какой-то ме­ ре тоже помог этой блестящей победе советского народа >над ги т­ леровской Германией. Славные трудовые дела в порту сами не .делались. Их творили люди. Т е самые обычные, скромные лш ѵ , о коіпрых весьма образно г, г.орк.і товарищ Сталин ли. последнем прие­ ме в Кремле. Биржевики т. Цура и т. Макаров под непрестанным огнем вражеских береговых батарей и вражеской авпаппк: отважно доставляли грузы частям Красной Армии и фло­ та в самые отдаленные оборони­ тельные точки. Брггаты плотников Павла Горяч­ е в а и Евгения Королева по 48 ча­ сов подряд работали на спецоб ек- т*ах под огнем вражеской авиации, отважно выполняя задания коман­ дования. Лебедчица тов. Вагапова, будучи ранена в обе руки, не бросила своего поста и своим мужественным примером подняла рабочих на сиг большие усилия. Коллективы морстанции и вра­ чебного участка обеспечили в самое трудное время необходимые сани­ тарно-лечебные мероприятия и не допустили ни одного случая вспыш­ ки эпидемических заболеваний сре­ ди портовігков. Подлинными мастерами грузового дела показали себя стивидоры пор­ та. Под опытным руководством знатных стивидоров Чертополохова, Иванова, Кириллова, Копыткова и других были разгружены тысячи танков, самолетов, паровозов, элек­ тровозов и много разного ценного оборудования. Стахановцы экспедиторского дела Мальков, Румянцев, Сумароков и др. умело обеспечили руководство раз­ грузкой судов l отправкой груза по назначению. Механизаторы Чежин, Тягунов, Драгунов, старейший из механи­ заторов т. Титов Петр Иванович и еше многие стахановцы - механиза­ торы неустанно работали, обеспечи­ вая высокие темпы, которых не знал еще Мурманский порт. Отважно работали шофера и трак­ тористы автобазы Лахтин, Мпшуров, Болгов и их соратники по работе, обеспечившие досрочную разгрузку судов.., Много ц хорошо работали коллек­ тивы ОРС’а, связисты, Электрики, строители, работники вспомогатель­ ны?; хозяйств, коммунальники, ра­ ботник-и портофлота и отдела капи­ тана порта, шортовскле железнодо­ рожники и многие другие стаха­ новцы. Вест, трудовой коллектив Мур­ манского пор га работал ма отлично и вполне заслуженно удостоился присуждения ему 3 раза переходя­ щего красного знамени ГОКО и 10 раз красного знамени НКМФ. 247 особо отличившихся работни­ ков порта были награждены орде­ нами и медалями Советского Союза. Но мурманские портовики в сво­ ей работе были неодиноки. Большую помощь в нашей работе оказывали областные, городские и районные партийные и советские организации, а также многие кол­ лективы предприятий н учреждений города и области. В отдельные напряженные перио­ ды на причалах порта работали судоремонтники завода НКМФ, ра­ бочие Судоверфи, горняки Монче­ горска, строители ІІольстроя, бойцы МПВО города, зенитчики мурманско­ го гарнизона, бойцы Карельского фронта п особенно отличились тру­ довым героизмом моряки сводного полка Северного флота. В самые трудные годи еойаМ нордов) д;,,в не покидал іш Ш К Іф і большем к.t сталинец, победитель сурового Заполярья, дважды Герой Советского Союза И. Д. Папанвя, Будучи облечен полномочиями ох Государственного Комитета Обороны и лично товарища Сталина, това­ рищ Напаяин умело и энергично руководил всеми импортными опе­ рациями, в самой сложной тогда обстановке помогая портовикам вы­ полнять ответственнейшие задания партии и правительства. Подводя итоги 30-летия сущест­ вования порта, с осооьш уважением и признательностью следует остано­ виться на заслугах старых порто- /вшеов ветерановчзашолярников. Это они сцементировали вокруг себя такой честный, трудолюбивый коллектив. Это они научили нас делу и тру­ довым подвигам. Это-о,ни.(были в первых рядах по выполнению Ес е х задач Мурманско­ го порта и главным образом боль­ ш и х :задач «Великой Отечественной войны. Товарищи Земсков, Шашков, Фо­ кин, Корнилов, Варзанова, Мат­ веев, Алексеева, Ватиудин, Тороп- лин, Мокеев, Гоман, Чугунов, Зуев, Дмитриев, Лыков, Ванчуров, Вольт, Горохов, Иванов, Артемьева и са­ мый старейший из портовиков (нэц- ман "Ершов Федор Ефимович и дру­ гие многое сделали для порта, для нашей советской Родины. Честь я слава ветеранам, столь много положившим труда тв дело развития и работы Мурманского порта. Теперь мы переходим на мирный трѴд. Портовики первыми положили на­ чало восстановлению своего пред­ приятия, своего культурно-бытового Е жилого фонда. Многое сделано портовиками за этот небольшой отрезок времени, Дицо Мурманского порта стало не­ узнаваемым. Родней и привлекатель­ ней стал для всех нас Мурмашгнй порт. Но много еще есть у нас недо­ статков и недоделок в работе. Все, что нами сделано для порта, это еще только шачало. Коренной ре­ конструкции жаждет Мурманский порт. Он завоевал на это право. Он раньше других должен закончить свое восстановление и стать дейст­ вительно передовым и первоклас­ сным портом Советского Союза. Но над этим надо много и упор­ но работать. Пусть живет и развивается Мур­ манский порт, пусть живут и здрав­ ствуют портовики. Честь и слава вам, труженики советского Заполярья. Слава великому героическому советскому пароду] Слава вождю и учителю народов, создателю могучего советского госу­ дарства, гениальному стратегу ве- ліикой страны социализма Генера­ лиссимусу Советского Союза товарищу СТАЛИНУ! Ответственный редактор А. К. МУХИН. Тип. «Полярная правда». Заказ 2000. Тир. 1000. ПН0Н8 4 Адрес редакции: Водопроводный пер., дом 22. кв. 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz