Моряк Заполярья. 1945, июль.
О деятельности Мурманского морского порта - 2 ИЮЛЯ 194:0 r<:3d (По г тар ОVI;, стилю 10 ШьН'! I исполнились oU лет со лия и..‘Н>’Ві’іЛЯ Мурманскою торіового порта Казались бы, что по возрасту это уж не столь важное сооытие. Но е л и взглянуть на пройденный 30-лстниІ! путь Мурманскою порта и его ветеранов — портовиков.. То перел нами встанет олень много блестящих .'TjiaHim гз жпзин этот-, пре'шриятия for,; тсього Лаполяііья. Очень нерешительно и песпер- епетпліено закладывался р, 1915 го лу лергый причал первого пирса в районе Семеновских островов начало Мурманского порта. Самой прироюіі диктовалось т я - да это мероприятие ьывшемѵ цар скому правительству. і;аі; едшіет- всшіо возможный выход из создав шегося положения для России в го- I ы имперпалистп чесі; оіі войны 1914— 13 гг. Но правители т е , о времени так II не MnF.ni рассмотреть действи тельного липа наш.-то Заполярья, - Очень мизер н был тогда грузо оборот порта, а зимой 1917 тола он был полностью прекращен. В период Г.-Ц4'— 19 годов Мур ла иом с помощью эсеровско-меиь- шевлгстской своры овладели иност ранные интервенты, по.чыпіл явшие нанести улар пп молодой Советской республике со стороны севера. Но никакие каверзы и происки врагов ѵиіехов не имели Натиском К р а с н о й Армии, совме стно е восставшими рабочими За полярья. интервенты-захватчикт были сброшены е море, а белогвар дейские банты полностью уничто жены. Мурманский край возродился и из гоіа в год п а л набирать все новые ті новые темпы развития. Если в 1 9 1в— 1917 готах Мур манский порт посетило всего только 20 судов, то в Ш24 году, спустя 4 года после интервешгтп:, Мурман- ский порт- обработал 569 судов с грузооборотом в ' 231.SO( i тонн. С того времени кривая роста грузонерсработоі; Мурманского пор та неуклонно увеличивалась, до стигнув е, 193* ю іу 1.400 тысяч 'тонн. Особенно бурно началось разви тие советского Заполярья после -исторического посещения в июле 1933 г. товарищами Сталиным, Ки ровым и Ворошиловым Кольского полуострова, а в том числе и Мур манского порта. Пути большевистского развития Кольского полуострова, разработан ные товарищем Сталиным и удоело осуществленные на практике его соратником незабвенным Сергеем Мироновичем Кировым, сделали крайний Север неприступным фор постом. блестяще выдержавшим в дни Великой Отечественной войны, мощный натиск фашистской воен ной машины на нашу Родину со стороны Заполярья. Возвращаясь к изложению крат кого экономического обзора Мурман ского порта, следует сказать, что наряду со своей основной работой, особенно деятельно приводившейся в холодные, темные зимние, периоды, порт интенсивно развивался, как отправная база по освоению велико го Северного морского пути. Вначале Мурманский порт йрлял- СЯ То.ДЬКо он мой ОЖеГоПІоГо фонди ровали я звероооііяых экспедиций, но потом интенсивным потоком пошли через Мурманский порт Шпицбергене кие, а в последствии и I еверо-иечеро:;гіе у,гди. Начиная с 1935 года, регулярно проходили через Мурманский порт карские. ленские, колымские и I кпиС-ныр грузо-пассажирские мор ские экспедиции, успешно проводи мые под умелым руководством лю бимого ламп героя •— заполярнпка Ивана Дмитриевича Папанина. Северный морской путь из зата енного превратился при содейст вии Мурманского порта в нормаль но- ленегиуюіцуло водную магистраль. Мурманский порт явился участ ником снаряжения экспедиции по спасению экспедиции Нобиле и іп] ижабля «Италия;,. Во многом стахановцы мурман ские портовики решили успех сня тия с дрейфующей льдины героиче ской четверки Пап ап гена. Небывалые темпы в практике работы советских портов были до стигнуты югда портовиками по бун керовке лсток олов «Иосиф Сталин» и «Ермак». На первый было пода н о 3 200 тонн угля за 1 8 часов, а на второй — 3.40,3 тонны за 12 часов, благодаря чему ледоколы до срочно упілп в море и тем самым успешно завершили операцию по снятию героической четверки с трепфуюшеіі льдины. Никому другому, а только Мур манскому, порту выпала в 1938 готу честь перерабатывать особо пенные грузы тля сооружения со ветской выставки в Пыо-Иорке. Серьезные воинские переработки обеспечил Мурманский: порт в пе- риоі войны с белофиннами зимой 1939— 40 года. И много тругпх замечательных операций было с честью выполнено портом — за период его существо вания, в воды гражданской войны, в годы мирного строительства, в годы сталинских пятилеток, когда через Мурманский порт проходило весьма сложное импортное оборудо вание для советских новостроек, когда зачастую от успехов работы Мурманского порта зависело ус пешное разрешение целого ряда серьезных паролю - хозяйственных задач. II всегда, как ни сложны и тру доемки были те пли иные задания, данные коллективу порта, они вся кий раз и всегда с честью нм раз решались. Но наиболее серьезные испытания пришлось выдержать порту л его коллективу в дпп Великой Отечест венной войны. С первых Е до последних дней войны Мурманский порт был од ним из основных об'ектов нападе ния вражеской авиации. Враг решил стереть с лпца зем ли Мурмански* порт. Інем и ночью, знмой и летом, почтя беспрестанно совершал он своп злодейские- налеты на Мур манский порт. Свыше 15.000 фугасных, оско лочных и зажигательных бомб бы ло сброшено вражеской звианией на портовские об екты. Взрывались пароходы, разруша ет л . н о в о е А Д О В . Начальник порта лись причалы, уничтожалось мно жество жилых, служебных я произ водственных сооружен ий, гибли ценненшие материалы и оборудова ние. В итоге вражеских бомбардиро вок порту были причинены огром ные бедствия и материальные убыт ки. 144 человека было убито, 147 человек было ранено. К этому прибавлялись еше и тя желые метеорологические условия— зимние морозы, снежные метели, туманы, долгие полярные ночи и связанные с этим трудности обес печения людей зимней одеждой, обувью, столовых п общежитий — топливом и светом, при остром не достатке транспорта, крайне услож нившие и без того трудные военные условия. Но все это не сломило воли пор товиков, не вызвало замешательст ва в их рядах. С большевистской настойчиво стью, воодушевляемые пламенпы.мп словами великого Сталина «Наше •дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами» шли порто вики на преодоление всех трудно стей. И они их преодолевали. Они на ходу строили защитно- оборопнтельные сооружения, на хо ду восстанавливали жпзненно-необ- ходпмые- пб’скты , восстанавливали причалы, ж.-д. пути, обеспечивали очистку фарватера, ц подходы к причалам. Строили землянки для жилья, обеспечивали бесперебой ную работу клуба, столовых, мор- станции и др. об’ектов. Но одной из труднейших задач порта было обеспечить свое огром ное хозяйство топливом. Выдержа ла! и это портовики. Ни одного ку- боміетра дров не просили они у государственных топливных органи заций. Своими силами сумели изыс кать топливо, заготовить его и не только обеспечить себя в течение всего периода войны, но и оказать большую помощь другим организа циям п в том числе заводу ІІКМФ. Не менее успешно была разре- и;< на задача обеспечепия рогатого окота и лошадей порта кормами. В самый напряженный период войны был заново организован О,PC, развившийся к концу войны в мощное подсобное хозяйство пор та и обеспечивший значительное улучшение питания рабочих. И много - много других славных, трудовых подвигов было совершено коллективом портовиков в период Великой Отечественной войны. В итоге свыше 2.250 .0 00 тони военно-хозяйственных грузов было переработано Мурманским портом. Сегодня, когда, знамя нашей победы реет над Берлином и фаши стская Германия разгромлена до блестной Красной Армией под гени альным руководством великого Сталина, мы гордимся тем что и наш скромный труд в какой-то ме ре тоже помог этой блестящей победе советского народа >над ги т леровской Германией. Славные трудовые дела в порту сами не .делались. Их творили люди. Т е самые обычные, скромные лш ѵ , о коіпрых весьма образно г, г.орк.і товарищ Сталин ли. последнем прие ме в Кремле. Биржевики т. Цура и т. Макаров под непрестанным огнем вражеских береговых батарей и вражеской авпаппк: отважно доставляли грузы частям Красной Армии и фло та в самые отдаленные оборони тельные точки. Брггаты плотников Павла Горяч е в а и Евгения Королева по 48 ча сов подряд работали на спецоб ек- т*ах под огнем вражеской авиации, отважно выполняя задания коман дования. Лебедчица тов. Вагапова, будучи ранена в обе руки, не бросила своего поста и своим мужественным примером подняла рабочих на сиг большие усилия. Коллективы морстанции и вра чебного участка обеспечили в самое трудное время необходимые сани тарно-лечебные мероприятия и не допустили ни одного случая вспыш ки эпидемических заболеваний сре ди портовігков. Подлинными мастерами грузового дела показали себя стивидоры пор та. Под опытным руководством знатных стивидоров Чертополохова, Иванова, Кириллова, Копыткова и других были разгружены тысячи танков, самолетов, паровозов, элек тровозов и много разного ценного оборудования. Стахановцы экспедиторского дела Мальков, Румянцев, Сумароков и др. умело обеспечили руководство раз грузкой судов l отправкой груза по назначению. Механизаторы Чежин, Тягунов, Драгунов, старейший из механи заторов т. Титов Петр Иванович и еше многие стахановцы - механиза торы неустанно работали, обеспечи вая высокие темпы, которых не знал еще Мурманский порт. Отважно работали шофера и трак тористы автобазы Лахтин, Мпшуров, Болгов и их соратники по работе, обеспечившие досрочную разгрузку судов.., Много ц хорошо работали коллек тивы ОРС’а, связисты, Электрики, строители, работники вспомогатель ны?; хозяйств, коммунальники, ра ботник-и портофлота и отдела капи тана порта, шортовскле железнодо рожники и многие другие стаха новцы. Вест, трудовой коллектив Мур манского пор га работал ма отлично и вполне заслуженно удостоился присуждения ему 3 раза переходя щего красного знамени ГОКО и 10 раз красного знамени НКМФ. 247 особо отличившихся работни ков порта были награждены орде нами и медалями Советского Союза. Но мурманские портовики в сво ей работе были неодиноки. Большую помощь в нашей работе оказывали областные, городские и районные партийные и советские организации, а также многие кол лективы предприятий н учреждений города и области. В отдельные напряженные перио ды на причалах порта работали судоремонтники завода НКМФ, ра бочие Судоверфи, горняки Монче горска, строители ІІольстроя, бойцы МПВО города, зенитчики мурманско го гарнизона, бойцы Карельского фронта п особенно отличились тру довым героизмом моряки сводного полка Северного флота. В самые трудные годи еойаМ нордов) д;,,в не покидал іш Ш К Іф і большем к.t сталинец, победитель сурового Заполярья, дважды Герой Советского Союза И. Д. Папанвя, Будучи облечен полномочиями ох Государственного Комитета Обороны и лично товарища Сталина, това рищ Напаяин умело и энергично руководил всеми импортными опе рациями, в самой сложной тогда обстановке помогая портовикам вы полнять ответственнейшие задания партии и правительства. Подводя итоги 30-летия сущест вования порта, с осооьш уважением и признательностью следует остано виться на заслугах старых порто- /вшеов ветерановчзашолярников. Это они сцементировали вокруг себя такой честный, трудолюбивый коллектив. Это они научили нас делу и тру довым подвигам. Это-о,ни.(были в первых рядах по выполнению Ес е х задач Мурманско го порта и главным образом боль ш и х :задач «Великой Отечественной войны. Товарищи Земсков, Шашков, Фо кин, Корнилов, Варзанова, Мат веев, Алексеева, Ватиудин, Тороп- лин, Мокеев, Гоман, Чугунов, Зуев, Дмитриев, Лыков, Ванчуров, Вольт, Горохов, Иванов, Артемьева и са мый старейший из портовиков (нэц- ман "Ершов Федор Ефимович и дру гие многое сделали для порта, для нашей советской Родины. Честь я слава ветеранам, столь много положившим труда тв дело развития и работы Мурманского порта. Теперь мы переходим на мирный трѴд. Портовики первыми положили на чало восстановлению своего пред приятия, своего культурно-бытового Е жилого фонда. Многое сделано портовиками за этот небольшой отрезок времени, Дицо Мурманского порта стало не узнаваемым. Родней и привлекатель ней стал для всех нас Мурмашгнй порт. Но много еще есть у нас недо статков и недоделок в работе. Все, что нами сделано для порта, это еще только шачало. Коренной ре конструкции жаждет Мурманский порт. Он завоевал на это право. Он раньше других должен закончить свое восстановление и стать дейст вительно передовым и первоклас сным портом Советского Союза. Но над этим надо много и упор но работать. Пусть живет и развивается Мур манский порт, пусть живут и здрав ствуют портовики. Честь и слава вам, труженики советского Заполярья. Слава великому героическому советскому пароду] Слава вождю и учителю народов, создателю могучего советского госу дарства, гениальному стратегу ве- ліикой страны социализма Генера лиссимусу Советского Союза товарищу СТАЛИНУ! Ответственный редактор А. К. МУХИН. Тип. «Полярная правда». Заказ 2000. Тир. 1000. ПН0Н8 4 Адрес редакции: Водопроводный пер., дом 22. кв. 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz