Моряк Заполярья. 1945, июль.

Путь заполярного порта Большой В І.ЛПВЙКЙ путь пронш Мурманский -порт за свой, тридЦа- гилетвий период. Создание и строительство Мур­ манского иоіиа было продиктовано империалистической войной ! 914 1918 п Воііка отрезала. Potr сны оі западных союзников с моря и с.уши. Выход из Черною моря был заперт турками в Дарданелах, выход из-Балтийского моря у Поро­ гов Германии был заперт немцами. Россия имела морскую связь со своими союзниками только через Архангельский и Владивостокский порты. Но Архангельский порт был тесен и в зимних условиях неудо­ бен в связи с замерзанием, а Вла­ дивостокский -— далек. Поэтому срочно потребовался -другой порт. Взоры царского правительства и его союзников обратились к мур­ манскому побережью, где п было 19 нюня ст. ст. 1916 года поло­ жено после недо.тгих изыскатель­ ских работ начало строительства первых причалов будущего морского порта. До установления советской вла­ сти в Мурманске ('il февраля ІУ20 года ) порт влачил жалкое су­ ществование и представлял из себя хозяйство цз Шести .недостроенных причалов, не имевших сплошной причальной линии, а лишь глубо­ ководные выступы длиной до 14 саженей, соединенные эстакадами под железнодорожные пути. Стоит ли говорить О ТОМ, ЧТО ни механизации, am крытой складской площади совсем не было. Весь гру­ зооборот Мурманского порта в год освобождения Мурманска от бело­ гвардейцев я интервентов состав­ лял 48.000 тонн. Работники порта в тот период проживали в низень­ ких, совершенно неблагоустроенных бараках, расположенных по обе стороны дороги, идущей сейчас от автобазы ко второму району. В условиях советской власти, и особенно за годы сталинских пяти­ леток, неузнаваемо изменилось лицо ■Мурмансксто порта. Уже к 1927 году грузооборот но сравнению с 1920 годом увеличился к 10 раз и составлял 493 тысячи юнн. а в 1940 году было переработано раз­ нообразных грузов 1.355.000 тонн. К. началу Великой Отечественной войны, Мурманский порт, благода­ ря повседневной забот© партии и правительства, превратился в пер­ воклассный порт страны, воору­ женный должной портовой механи­ зацией, внутршюртовым транспор­ том, хорошей складской площадью и благоустроенным жильем для ра­ ботников порта. Война, навязанная нам фашист­ ской Германией, поставила перед коллективом мурманских портови­ ков большие н почетные задачи в деле бесперебойного ‘снабжения ге­ роической Красной Армии, про­ мышленности и сельского хозяйст­ ва страны военно-хозяйственными грузами, идущими через Мурман­ ский порт из союзных нам госу­ дарств. Для выполнения этих ра­ бот портовикам были созданы все условия. Несмотря на военное вре­ мя. правительство выделяло порту большое количество самых разно­ образных кранов, автомашин, пре­ имущественное материальное и про­ довольственное оиабжение. За счет воинских частей армии и флота значительно были увеличе­ но количество грузчиков, механи­ заторов н оперативников порта. Л. РЯБИН И Н а Кроме, юіо, на причалах порта ра- j ботали судоремонтники завода НКМФ и судоверфи, горняки Мончегорска и строители кольетроя, личный со­ став батальона МПВО и бойцы зе­ нитной обороны. В ответ на эту повседневную за­ боту со стороны партии и прави­ тельства, местных партийных и 'советских организаций, рабочие, инженерно - технические работни­ ки и служащие порта, горя жела­ нием всемерно помочь Красной Ар­ мат скорее добить немецко-фашист­ ских захватчиков, самоотверженно выполняли все порученные і:м ра­ боты и непрерывным потоком от­ правляли грузы, идущие на фрон­ ты войны и в тыловые предприя­ тия. Свыше 15.000 фугасных, оско­ лочных и зажигательных бомб сбро­ сили вражеские стервятники на территорию порта, но работа не пре­ кратилась ни на час. Как бойцы на Фронте, мурман­ ские портовики на ходу устраняли разрушения, нанесенные врагом, заменяли убитых и раненых това­ рищей п бесперебойно продолжали свою работу. За готы войны в многочисленных хозяйствах порта и классах учеб­ ного комбината всеми видами обу­ чения было подготовлено свыше 11 тысяч человек нужных порту! специалистов, которые и помогли изо дня в день наращивать темпы работы. Так, например, производи­ тельность труда грузчиков выросла с двух тонн на человека в смену (январь 1942 тот) до 12 тонн (май 1945 год), выполнение судо­ суточных норм выросло в три раза, значительно улу чншлоеь качество работы. За годы войны порт выгрузил и отправил по назначению миллионы тонн военно-хозяйственных грузов. Большую роль в деле преодоления многочисленных трудностеп военно­ го времени сыграла рационализа­ торская і: изобретательская мысль инженерно - технических работни­ ков и стахановцев порта. Тт. Куз­ нецов, Батарев. Рыдван, Аристов, Афанасьев. Воробьев и другие внесли десятки предложений, спо­ собствующих ускорению и удешов- лению ироизводственных процессов, способствующих внедрению разно­ образных заменителей вместо отсут­ ствующих остро дефинитных мате­ риалов. В борьбе за образцовое вы­ полнение поставленных перед пор­ том задач и преодоление трудно­ стей военного времени из среды коллектива портовиков выросли за­ мечательные кадры. Рядовым груз­ чиком в 1942 году начал свою ра­ боту в порту тов. Волков Ф. Ф. Те­ перь оц начальник грузового района и за образцовую работу на- гражден вы еок<»3 иравнтельсгведаой наградой — Орденом Ленина. Из бригадиров грузчиков п. прорабов, диспетчеров и начальников склад­ ских груда проделали свой путь тт. Гуков. Шумов. Воропаев, Ру­ мянцев. Пальянов и многие другие Большой ъклат в дело досрочной обработки судов внедрения новых методов работы внесли г: дни вои­ ны 'начальники іггзэвых Щѵтъ тт, Воробьев, Александров. Шейн, Гавриленко, стивидоры тт. Чертопо­ лохов, Иванов, Кириллов, Ищенко, Шишманов, начальники складских групп тт. Сумароков, Мальков, Сит­ ников, Боингов, Орлов и другие. Систематически перевыполняли нор­ мы и вписали немало славных страниц в историю порта коллекти­ вы бригад, руководимые тт. Бай- рышевым, Санаксыровым, Бело­ вым, Королевым, Березиным, Ива­ ном ц Георгием Усатыми, Лобасто- вым. Перепелица, Велиженко и многими другими. Много и хорошо поработали Мур­ манские портовики за годы Вели­ кой Отечественной войны, и труд нх был высоко оценен паршей и правительством, наградившими свы­ ше 240 особо отличившихся ра­ ботников порта орденами я медаля­ ми СССР и неоднократно присуж­ давшими порту переходящие крас­ ные знамена Государственного Ко­ митета Обороны и Наркомморф'Лота. Наряду с этим положительным вкладом, который сделали Мурман­ ские портовики в дело всенародной борьбы с врагом и в их работе до енх пор имеется ряд больших недо­ статков и недоработок, оказываю­ щихся на работе порта, на работе железной дороги и грузополучате­ лей. Почти ежедневно имеют место случаи -простоев подвижного соста­ ва, так нужного народному хозяй­ ству нашей Родины. Неполностью изжиты засылы гру­ зов не по адресам и некомплектная отправка промышленного оборудо­ вания, что отрицательно сказывает­ ся на работе предприятий, куда эти грузы адресованы. Попрежнему большой ущерб терпит порт от все еще имеющихся случаев ава­ рий механизмов п поломок судового вооружения. Неудовлетворительно поставлена работа в области техни­ ки безопасности, что приводит к многочисленным случаям травматиз­ ма, часть из которых была даже со смертельным исходом. До сих нор еще полностью не изжиты случаи повреждения и пор­ чи грузов. Среди отдельных коллек­ тивов (продолжают иметь место на­ рушения Устава о дисциплине ра­ ботников морского флота. Со сторо­ ны руководства, партийной и проф­ союзной организаций порта не все еще сделано в области улучшения жидишно-юытовых и культурных условий жизни работников порта, II вот сегодня, когда многотысяч­ ный коллектив рабочих, инженерно- техничееких работников и служа­ щих порта отмечает свой тридцати­ летний юбилей, хотелось бы поже­ лать ему быстрейшего изжития всех недостатков, имеющихся в работе порта. -Великая Отечественная война со­ ветского народа, длившаяся почти 4 года, завершилась полным раз­ громом врага. Начался период мир­ ного развития. Этот период ставит перед работниками Мурманского порта серьезные и большие задачи, ибо Мурманский порт и в условиях мирного времени является одним из важнейших портов страны. И нет никакого сомнения в том, что коллектив мурманских портови­ ков, успешно разрешивший задачи, поставленные леред ним в годы Ве­ ликой Отечественной войны, также успешно разрешит все задачи, вы­ текающие для него в наступивший Агитаторы нашего порта за выбором литературы в своем парт­ кабинете. На снимке (справа налево): тг„ ЛОПАТКИН , ПРОЩА- ЛЫКИН, ИВАШ КИН и САВЕЛЬЕВ. Фото Е. Моисеева. Самоотверженный труженик Петр Иванович .Иванов один из старейших работников порта. 0« пришел сюда в 1921 году, когда наше хозяйство только начало вос­ станавливаться после разрухи, пе­ режитой в гражданской войне и Во время интервенции. Мурманский порт не мог еще принимать кораб­ ли, и па долю первых рабочих вы­ пала задача восстановить разру­ шенные и построить новые прича­ лы, поднять со дна залива потоп­ ленные интервентами суда. Тов. Иванов показал себя прилежным и смекалистым работником на выпол­ нении всех этих заданий, и поэтому руководство порта доверило ему должность бригадира. В 1934 году Петр Иванович стал стивидором и успешно справился с новыми обязанностями. Вскоре тов. Иванова назначили уже старшим стивидором. На этой должности он самоотверженно трудился и в дни Велпк ой Отечеств енной войяы . Несмотря па сложную обстановку, тов. Иванов неона обеспечивал бес­ перебойную работу людей и меха­ низмов. Ни один корабль, разгру­ жаемый под его руководством, не был пущен под пропой. Правительство высоко оценило труд патриота, Тов. Иванов награж­ ден орденом Красной Звезды. Сейчас, в дни мирного .труда, Петр Иванович продолжает работать с той же неутомимой энергией, делится своим богатым опытом новичками, помогает нм добиваться высоких производственных показа­ телей. 3. БОРИСОВ. старейшим кад ровик 23 года работает .в порту Петр Иванович Тптов. Много силы и энергид вложил он в дело строитель­ ства и развития порта, с которым у него связана вся жизнь. 'В суровые годы войны, несмот­ ря на преклонный — 55-летний возраст, тов. Титов не ушел с производства, а, работая крановщи­ ком, самоотвержпнно помогал добле­ стной Красной Армии громить не­ навистного врага. Даже в дни са­ мых ожесточенных налетов, когда на причалы и сооружения порта падали фугасные и зажигательные бомбы, 'Петр Иванович не покидал своего поста. О чувством глубокого удовлет­ ворения уходил Петр Иванович те­ мой только тогда, когда задание было выполнено на 200— 250 процентов. И теперь, когда отгремели пос­ ледние залпы на полях, сражений, когда коварный враг разбит и до­ бит, Петр Иванович попрежнему продолжает трудиться на производ­ стве с удвоенной энергией. Кра*н, который юн обслуживает, в. находится в хорошем техниче» состоянии, механизмы работают безотказно, а выработка, как и прежде, составляет, две нормы в смену, Б ЗАГЛОВСКИЙ. Огл грузчика до руководителя мирный Родины. период развития пашей От грузчика до 'начальника, экс­ портной группы прошел свой тру­ довой путь Арсентий Васильевич Мк'хин. Впервые он начал рабо­ тать в порту в 1929 году. Энергичный работник вскоре стал ударником, а затем я стахановцем. За хорошие организаторские способности и смекалку Михииа выдвинули в весовщики, и вскоре руководство района замедило. что не ошиблось в своих Расчетах, іреентий Васильевич обеспечивал образцовый порядок в деле скла­ дирования. хранения и учета гру­ за и в то же время неустанно по­ полнял свои знания. Это позволило I на,-значить его сменным экспедито­ ром, а петом начальником группы. В трудные дни войны тов. Ми- хитт показал исключительную ’ самоотверженность в труде, предан­ ность своей Родине и готовность отдать на алтарь отечества все силы, все знания и жизнь. Далее во время самых ожесто­ ченных налетов вражеской авиации тов. Михин но уходил со своего поста, не оставлял не законченным ни одного дела. В 1944 году правительство от­ метило самоотверженный труд Арсентия Васильевича почетной на­ градой. Он получил медаль «За трудовую доблесть*. 3. ПЕТРОВ. Ответственный редактор А. К. МУХИН . Типография «Полярная правда». I Заказ 3976. Тир. 1000. ИНОМ 179. \ \дрее реіакции: Водопроводный пер., ! дом 22-. кв. 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz