Моряк Заполярья. 1945, июль.
Путь заполярного порта Большой В І.ЛПВЙКЙ путь пронш Мурманский -порт за свой, тридЦа- гилетвий период. Создание и строительство Мур манского иоіиа было продиктовано империалистической войной ! 914 1918 п Воііка отрезала. Potr сны оі западных союзников с моря и с.уши. Выход из Черною моря был заперт турками в Дарданелах, выход из-Балтийского моря у Поро гов Германии был заперт немцами. Россия имела морскую связь со своими союзниками только через Архангельский и Владивостокский порты. Но Архангельский порт был тесен и в зимних условиях неудо бен в связи с замерзанием, а Вла дивостокский -— далек. Поэтому срочно потребовался -другой порт. Взоры царского правительства и его союзников обратились к мур манскому побережью, где п было 19 нюня ст. ст. 1916 года поло жено после недо.тгих изыскатель ских работ начало строительства первых причалов будущего морского порта. До установления советской вла сти в Мурманске ('il февраля ІУ20 года ) порт влачил жалкое су ществование и представлял из себя хозяйство цз Шести .недостроенных причалов, не имевших сплошной причальной линии, а лишь глубо ководные выступы длиной до 14 саженей, соединенные эстакадами под железнодорожные пути. Стоит ли говорить О ТОМ, ЧТО ни механизации, am крытой складской площади совсем не было. Весь гру зооборот Мурманского порта в год освобождения Мурманска от бело гвардейцев я интервентов состав лял 48.000 тонн. Работники порта в тот период проживали в низень ких, совершенно неблагоустроенных бараках, расположенных по обе стороны дороги, идущей сейчас от автобазы ко второму району. В условиях советской власти, и особенно за годы сталинских пяти леток, неузнаваемо изменилось лицо ■Мурмансксто порта. Уже к 1927 году грузооборот но сравнению с 1920 годом увеличился к 10 раз и составлял 493 тысячи юнн. а в 1940 году было переработано раз нообразных грузов 1.355.000 тонн. К. началу Великой Отечественной войны, Мурманский порт, благода ря повседневной забот© партии и правительства, превратился в пер воклассный порт страны, воору женный должной портовой механи зацией, внутршюртовым транспор том, хорошей складской площадью и благоустроенным жильем для ра ботников порта. Война, навязанная нам фашист ской Германией, поставила перед коллективом мурманских портови ков большие н почетные задачи в деле бесперебойного ‘снабжения ге роической Красной Армии, про мышленности и сельского хозяйст ва страны военно-хозяйственными грузами, идущими через Мурман ский порт из союзных нам госу дарств. Для выполнения этих ра бот портовикам были созданы все условия. Несмотря на военное вре мя. правительство выделяло порту большое количество самых разно образных кранов, автомашин, пре имущественное материальное и про довольственное оиабжение. За счет воинских частей армии и флота значительно были увеличе но количество грузчиков, механи заторов н оперативников порта. Л. РЯБИН И Н а Кроме, юіо, на причалах порта ра- j ботали судоремонтники завода НКМФ и судоверфи, горняки Мончегорска и строители кольетроя, личный со став батальона МПВО и бойцы зе нитной обороны. В ответ на эту повседневную за боту со стороны партии и прави тельства, местных партийных и 'советских организаций, рабочие, инженерно - технические работни ки и служащие порта, горя жела нием всемерно помочь Красной Ар мат скорее добить немецко-фашист ских захватчиков, самоотверженно выполняли все порученные і:м ра боты и непрерывным потоком от правляли грузы, идущие на фрон ты войны и в тыловые предприя тия. Свыше 15.000 фугасных, оско лочных и зажигательных бомб сбро сили вражеские стервятники на территорию порта, но работа не пре кратилась ни на час. Как бойцы на Фронте, мурман ские портовики на ходу устраняли разрушения, нанесенные врагом, заменяли убитых и раненых това рищей п бесперебойно продолжали свою работу. За готы войны в многочисленных хозяйствах порта и классах учеб ного комбината всеми видами обу чения было подготовлено свыше 11 тысяч человек нужных порту! специалистов, которые и помогли изо дня в день наращивать темпы работы. Так, например, производи тельность труда грузчиков выросла с двух тонн на человека в смену (январь 1942 тот) до 12 тонн (май 1945 год), выполнение судо суточных норм выросло в три раза, значительно улу чншлоеь качество работы. За годы войны порт выгрузил и отправил по назначению миллионы тонн военно-хозяйственных грузов. Большую роль в деле преодоления многочисленных трудностеп военно го времени сыграла рационализа торская і: изобретательская мысль инженерно - технических работни ков и стахановцев порта. Тт. Куз нецов, Батарев. Рыдван, Аристов, Афанасьев. Воробьев и другие внесли десятки предложений, спо собствующих ускорению и удешов- лению ироизводственных процессов, способствующих внедрению разно образных заменителей вместо отсут ствующих остро дефинитных мате риалов. В борьбе за образцовое вы полнение поставленных перед пор том задач и преодоление трудно стей военного времени из среды коллектива портовиков выросли за мечательные кадры. Рядовым груз чиком в 1942 году начал свою ра боту в порту тов. Волков Ф. Ф. Те перь оц начальник грузового района и за образцовую работу на- гражден вы еок<»3 иравнтельсгведаой наградой — Орденом Ленина. Из бригадиров грузчиков п. прорабов, диспетчеров и начальников склад ских груда проделали свой путь тт. Гуков. Шумов. Воропаев, Ру мянцев. Пальянов и многие другие Большой ъклат в дело досрочной обработки судов внедрения новых методов работы внесли г: дни вои ны 'начальники іггзэвых Щѵтъ тт, Воробьев, Александров. Шейн, Гавриленко, стивидоры тт. Чертопо лохов, Иванов, Кириллов, Ищенко, Шишманов, начальники складских групп тт. Сумароков, Мальков, Сит ников, Боингов, Орлов и другие. Систематически перевыполняли нор мы и вписали немало славных страниц в историю порта коллекти вы бригад, руководимые тт. Бай- рышевым, Санаксыровым, Бело вым, Королевым, Березиным, Ива ном ц Георгием Усатыми, Лобасто- вым. Перепелица, Велиженко и многими другими. Много и хорошо поработали Мур манские портовики за годы Вели кой Отечественной войны, и труд нх был высоко оценен паршей и правительством, наградившими свы ше 240 особо отличившихся ра ботников порта орденами я медаля ми СССР и неоднократно присуж давшими порту переходящие крас ные знамена Государственного Ко митета Обороны и Наркомморф'Лота. Наряду с этим положительным вкладом, который сделали Мурман ские портовики в дело всенародной борьбы с врагом и в их работе до енх пор имеется ряд больших недо статков и недоработок, оказываю щихся на работе порта, на работе железной дороги и грузополучате лей. Почти ежедневно имеют место случаи -простоев подвижного соста ва, так нужного народному хозяй ству нашей Родины. Неполностью изжиты засылы гру зов не по адресам и некомплектная отправка промышленного оборудо вания, что отрицательно сказывает ся на работе предприятий, куда эти грузы адресованы. Попрежнему большой ущерб терпит порт от все еще имеющихся случаев ава рий механизмов п поломок судового вооружения. Неудовлетворительно поставлена работа в области техни ки безопасности, что приводит к многочисленным случаям травматиз ма, часть из которых была даже со смертельным исходом. До сих нор еще полностью не изжиты случаи повреждения и пор чи грузов. Среди отдельных коллек тивов (продолжают иметь место на рушения Устава о дисциплине ра ботников морского флота. Со сторо ны руководства, партийной и проф союзной организаций порта не все еще сделано в области улучшения жидишно-юытовых и культурных условий жизни работников порта, II вот сегодня, когда многотысяч ный коллектив рабочих, инженерно- техничееких работников и служа щих порта отмечает свой тридцати летний юбилей, хотелось бы поже лать ему быстрейшего изжития всех недостатков, имеющихся в работе порта. -Великая Отечественная война со ветского народа, длившаяся почти 4 года, завершилась полным раз громом врага. Начался период мир ного развития. Этот период ставит перед работниками Мурманского порта серьезные и большие задачи, ибо Мурманский порт и в условиях мирного времени является одним из важнейших портов страны. И нет никакого сомнения в том, что коллектив мурманских портови ков, успешно разрешивший задачи, поставленные леред ним в годы Ве ликой Отечественной войны, также успешно разрешит все задачи, вы текающие для него в наступивший Агитаторы нашего порта за выбором литературы в своем парт кабинете. На снимке (справа налево): тг„ ЛОПАТКИН , ПРОЩА- ЛЫКИН, ИВАШ КИН и САВЕЛЬЕВ. Фото Е. Моисеева. Самоотверженный труженик Петр Иванович .Иванов один из старейших работников порта. 0« пришел сюда в 1921 году, когда наше хозяйство только начало вос станавливаться после разрухи, пе режитой в гражданской войне и Во время интервенции. Мурманский порт не мог еще принимать кораб ли, и па долю первых рабочих вы пала задача восстановить разру шенные и построить новые прича лы, поднять со дна залива потоп ленные интервентами суда. Тов. Иванов показал себя прилежным и смекалистым работником на выпол нении всех этих заданий, и поэтому руководство порта доверило ему должность бригадира. В 1934 году Петр Иванович стал стивидором и успешно справился с новыми обязанностями. Вскоре тов. Иванова назначили уже старшим стивидором. На этой должности он самоотверженно трудился и в дни Велпк ой Отечеств енной войяы . Несмотря па сложную обстановку, тов. Иванов неона обеспечивал бес перебойную работу людей и меха низмов. Ни один корабль, разгру жаемый под его руководством, не был пущен под пропой. Правительство высоко оценило труд патриота, Тов. Иванов награж ден орденом Красной Звезды. Сейчас, в дни мирного .труда, Петр Иванович продолжает работать с той же неутомимой энергией, делится своим богатым опытом новичками, помогает нм добиваться высоких производственных показа телей. 3. БОРИСОВ. старейшим кад ровик 23 года работает .в порту Петр Иванович Тптов. Много силы и энергид вложил он в дело строитель ства и развития порта, с которым у него связана вся жизнь. 'В суровые годы войны, несмот ря на преклонный — 55-летний возраст, тов. Титов не ушел с производства, а, работая крановщи ком, самоотвержпнно помогал добле стной Красной Армии громить не навистного врага. Даже в дни са мых ожесточенных налетов, когда на причалы и сооружения порта падали фугасные и зажигательные бомбы, 'Петр Иванович не покидал своего поста. О чувством глубокого удовлет ворения уходил Петр Иванович те мой только тогда, когда задание было выполнено на 200— 250 процентов. И теперь, когда отгремели пос ледние залпы на полях, сражений, когда коварный враг разбит и до бит, Петр Иванович попрежнему продолжает трудиться на производ стве с удвоенной энергией. Кра*н, который юн обслуживает, в. находится в хорошем техниче» состоянии, механизмы работают безотказно, а выработка, как и прежде, составляет, две нормы в смену, Б ЗАГЛОВСКИЙ. Огл грузчика до руководителя мирный Родины. период развития пашей От грузчика до 'начальника, экс портной группы прошел свой тру довой путь Арсентий Васильевич Мк'хин. Впервые он начал рабо тать в порту в 1929 году. Энергичный работник вскоре стал ударником, а затем я стахановцем. За хорошие организаторские способности и смекалку Михииа выдвинули в весовщики, и вскоре руководство района замедило. что не ошиблось в своих Расчетах, іреентий Васильевич обеспечивал образцовый порядок в деле скла дирования. хранения и учета гру за и в то же время неустанно по полнял свои знания. Это позволило I на,-значить его сменным экспедито ром, а петом начальником группы. В трудные дни войны тов. Ми- хитт показал исключительную ’ самоотверженность в труде, предан ность своей Родине и готовность отдать на алтарь отечества все силы, все знания и жизнь. Далее во время самых ожесто ченных налетов вражеской авиации тов. Михин но уходил со своего поста, не оставлял не законченным ни одного дела. В 1944 году правительство от метило самоотверженный труд Арсентия Васильевича почетной на градой. Он получил медаль «За трудовую доблесть*. 3. ПЕТРОВ. Ответственный редактор А. К. МУХИН . Типография «Полярная правда». I Заказ 3976. Тир. 1000. ИНОМ 179. \ \дрее реіакции: Водопроводный пер., ! дом 22-. кв. 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz