Моряк Заполярья. 1944, февраль.
П / р & м а т а ір ш тех стран, твЗаняНтвсь! | О П Е Р В О М ЗАМЕСТИТЕЛЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРЕЗИДИУМ <\ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Верховный Совет Союза Советских Социалистиче ских Республик ПОСТАНОВЛЯЕТ: Избрать тов, ШВЕРНИКА Николая Михайловича Первым Заместителем Председателя Президиума Вер* ховцого Совета СССР. ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ М У РМ А Н С К ОГО ПАРОХОДСТВА И РАЙОННОГО КОМИТЕТА ПРОФСОЮЗА РАБО ЧИХ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА Год издани я ХП ___ П ятница, 4 февраля 1 9 4 4 г. Цена 15 « sm Председатель Пре зидиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН . Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН . Ѣ 10. {1130), Москва, Кремль, 1 февраля 1944 года О И [ОБРАЗОВАНИИ НАРКОМАТА ОБОРОНЫ И НАРНОМИНДШ ОБЩЕСОЮЗНЫХ В С 0 ЮЗН 0 -РЕСНУ 6 Л Ш Н Ш Е НАРНОМАІЫ Доклад тоз. В., М. Молотова в Верховном Совете ССС Р І февраля 1944 года на Товарищи депутаты! Перед Верховным Советом постав лен вопрос о преобразовании двух наркоматов, Наркомата Обороны и Наркоминдела, из общесоюзных в союзно-республиканские наркоматы. Совет Народных Комиссаров считает этот вопрос вполне назревшим. Дело идет не об обычиэм преоб разовании двух наркоматов. Дело идет, прежде всего, о постановке новых ответственнейших задач перед союзными республиками. Поставлен допрос о новых задачах н правах союзных республик, во-первых, в де ле обороны нашей страны, и, во- вторых, в области внешних сноше ний с иностранными государствами и, в связи с этим, о важных преоб разованиях в нашем союзном госу- -остве. До сих пор союзные республики участвовали в общем деле создания, организации и вооружения Красной Армии. Наша армия создавалась, как общесоюзная армия, а отдель ных войсковых формирований рес публик не существовало. Теперь предлагается ввести войсковые фор мирования республик, которые долж ны быть составными частями Крас ной Армии. В связи с этим возни кает потребность в создании нар коматов обороны в союзных респуб ликах, а также необходимость пре образования общесоюзного Наркома та Обороны в союзно-республикан ский наркомат. После создания Союза Советских Республик в 1922 году внешние по литические сношения были сосредо точены целиком в общесоюзном Н а родном Комиссариате Иностранных Цел, причем отдельные республики передали полномочия по внешним сношениям этому наркомату. Ньые правительство Союза предлагает предоставить союзным республикам полномочия вступать в непосредст венные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения. Естественно, что пре доставление республикам полномо чий в области внешних сношений вызывает необходимость создания наркоминделов в союзных респуб ликах и необходимость преобразова ния общесоюзного Наркоминдела в союзно-республиканский наркомат. Смысл предлагаемого преобразова ния совершенно ясен. Это преобра зование означает большое расшире ние деятельности союзных респуб лик, которое стало возможным в результате их политического, эконо мического к культурного роста, ина че говоря — з результате их на ционального развития. S этом нель зя не видеть нового важного шага а практическом разрешении нацио нального вопроса в многонациональ ном советском государстве, нельзя не видеть новой победы нашей ленинско-сталинской национальной политики. (Аплодисменты). Однако это преобразование стало возможным не просто в результате укрепления наших республик. Оно стало воз можным з результате достигнутого укрепления нашего общесоюзного государства в целом. Происшедшее укрепление Совет ского Союза всего убедительнее доказывается тем, как наша Крас ная Армия, несущая всю тяжесть борьбы с главными силами опасней шего врага, бьет немецко-фашист скую армию и успешно приближает момент полного изгнания врага с советской территории и его полный разгром. (Аплодисменты). Теперь уже более чем очевидно, как скан дально провалились расчеты врага на пора жение Красной Армии, и на сколько близоруки были гитлеров ские расчеты на разъединение на родов Советского Союза. Наша ар мия, в которую влились миллионы людей от всех народов Советского Союза, и которой такую неоценимую помощь оказывают наши партизаны в тылу врага, с каждым днем все более успешно доказывает, как ок репла наша страна, вдк могуч со ветский строй, как велика дружба советских народов. (Аплодисменты). Настоящее предложение о преоб разованиях в области организации обороны и внешних сношений, с большим расширением функций со юзных республик, должно служить новым подтверждением нашей уве ренности в крепости и росте сил Советского Союза. Эта уверенность демонстрируется тем сильнее, что мы предлагаем провести эти преоб разования в разгар отечественной войны, когда так велико напряже ние сил наших народов, и когда не каждое государство решилось бы на такие крупные преобразования. L ПРЕОБРАЗОВАНИЕ НАРКОМАТА ОБОРОНЫ Перехожу к вопросу о преобразо вании Наркомата ОГороны. Проектом Закона предлагается установить, что союзные республики организуют войсковые формирования республик и что Народный Комис сариат Обороны преобразуется из общесоюзного в союзно-республи канский. Соответственно этому пред лагается внести необходимые допол нения в общесоюзную Конституцию. ¥ нас и в настоящее время су ществуют наано^адьные аоцс&е- вые формирования в Красной Армии. 3 нашей армии имеют ся войсковые формирования: ли товские, латышские, эстонские, грузинские, азербайджанские, ар мянские, казахские и некоторые другие. Некоторые из этих войско- вых чзстби были созданы уже во время отечественной войны. Теперь, когда все народы Советского Союза стремятся занять свое место в ря дах Красной Армии, для нас имеет важнее значение образование вой сковых формирований республик. Как известно, в царской России і на военную службу не призывались ] некоторые национальности и народ ности. Не призывались, например, узбеки, казахи, таджики, туркмены, киргизы, большинство народностей Северного Кавказа, а также народ ности Севера. Царизм, естественно, не доверял народам, которых он держал в колониальном или полу колониальном положении. Царская власть ничего и не делала для то го, чтобы подготовить эти народы к постепенному вовлечению в армию. В советское. время положение ко ренным образом изменилось. В нашем законодательстве, разу меется, нет правіовых ограничений но призыву в армию для тех или іругих национальностей. Но должно 5ыло пройти известное время, чтобы сделать возможным фактическое осуществление призывов в Красную \рмию во всех частях Советского Союза. Частичные призывы в Крас ную Армию проводились в прошлые соды и б тех j.^'.c ■, \ СС^Р, где в старое время не производилось во енных призывов. Создавались и на циональные войсковые части в Крас ной Армии, но эти формирования до настоящего времени не могли полу пить своего настоящего развития. Теперь положение изменилось к лучшему. Создались достаточные возможности для войсковых форми рований в союзных республиках. Во всех республиках имеются не толь ко кадры рядовых бойцов, но и из вестные кадры командного состава, могущего руководить соответствую щими войсковыми частями. Таким образом, теперь образование войско вых формирований в союзных рес публиках может быть поставлено на твердую ногу. Но для осуществ ления этой задачи нужно иметь республиканские Наркоматы Оборо ны, а, следовательно, возникает не обходимость преобразования обще союзного Наркомата Обороны в со юзно-республиканский наркомат. На до думать, что это усилит внима ние республик также к постановке военного обучения в школах и в высших учебных заведениях, что нам необходимо. При таком положении образование войсковых формирова ний в республиках, как составных частей Красной Армии, сыграет свою немаловажную положительную роль. Как это отразится на нашей К рас кой Армии? Будет ли это содейст вовать ее укреплению, росту ее мощи? Да, в этом не может быть сомнения. Наша армия всегда была близка и дорога народам Советско го Союза. В ходе отечественной войны еще больше усилилась лю бовь народов СССР к своей армии, и еше боле* сильной и всеобще. стала гордость советских людей успехами и героизмом Красной Ар мии. (Аплодисменты). В самом деле, кто не видит, какую славную борь бу ведет наша армия за освобожде ние Украины, за освобождение Бело руссии? Кто не ценит всей душой того, что делает Красная Армия для подготовки близкого освобож дения Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, Карело-Финской рес публики? (Продолжительные апло дисменты). Кто не помнит с том, что советские войска спасли Азер байджан, Грузию и Армению от нашествия германского фашизма? (Аплодисменты), Кто не прославля ет в советском народе нашу армию за то, что она отстояла нашу сто лицу —. Москву, учинила разгром немцев под Сталинградом, перейдя в наступление по всему фронтѵ, за щитила Ленинград, полностью сняла с него блокаду и гонит сейчас пол чища врага с родной земли, не да вая ему передышки? (Бурные, про должительные аплодисменты). Кто, кроме зачумленных фашизмом, не понял теперь, что Красная Армия выполняет освободительную миссию не только в отношении своей роди ны, но и в отношении всех демокра-. тических стран, которые борются за чесѵь, свободу s независи мость против смертельной опасности со стороны фашизма? (Аплодисмен ты). Кто также не знает о том, что рабочие и работницы нашах за водов и фабрик, что крестьяне и крестьянки в колхозах, что наша интеллигенция, что все советские •поди готовы отдать для укрепле ния мощи Красной Армии все своя силы, что своим самоотверженным грудом они на деле выполняют своп долг перед родиной, перед героической Красной Армией? (Про* должительные аплодисменты). Образование войсковых частей республик должно послужить даль нейшему укреплению нашей армии, как защитницы нашей родины, как надежной опоры Советского Союза. Враги Советского Союза могут не сомневаться, что в результате этих новых войсковых формирований си лы нашего государства еще более окрепнут. Это заставит их впредь быть поосторожнее. Это новое воплощение крепнущей дружбы на* родов Советского Союза будет со* действовать дальнейшему росту ав торитета нашей страны в глазах на*, родов Востока и Запада. (Аядодя* сменты). (ОКОНЧАНИЕ * НА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz