Моряк Заполярья. 1948, март.

•/'Ж/.'Ж//Ж/.Ж/-Ж//Ж'Ж Ж//Ж//Ж/£Ж. /*У/Ж/-Ж//Ж//*"*'/*"Ж/Ж Ж Ж.'/Ж/--л № 22 (1539) ВОСКРЕбЕНЪЕ 14 ЫА Р Т А 1948 г. Г О Д И З Д А Н И Я XVI Цена 13 коп. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ЗАПОЛЯРЬ ; о р г а н 'У П Р А В Л Е Н И Я И П О Л И Т О Т Д Е Л А ц м у р м а н с к о г о м о р с к о г о П А Р О Х О Д С Т В А 4 и : Р А Й О Н Н О Г О К ОМ И Т Е Т А ' П Р О Ф С О Ю З А М О Р Я К О В 5 n Выходит 2 раза в неделю у ж ж ж ж ж Ж ж . ПЛАН ОРГАНИЗАЦИОННО­ ТЕХНИЧЕСКИХМЕРОПРИЯТИЙ - КАЖДОМУ КОРАБЛЮ По почину тр у д ящ и х ся города Л ен и н а моряки нашего пароходства обязались на год раньше выполнить пятилетнее задание по гр узо п ере­ возкам. Д л я д остиж ен и я этой цели эки п аж и передовых судов п ар ох од­ ства вскры ваю т имеющиеся в н у т ­ ренние возможности, составляю т планы организационно-технических мероприятий, в которых намечают конкретные пути по выполнению своих социалистических обяза­ тельств. Такие планы организационно-тех­ нических мероприятий разработаны на пароходах «А. Суворов», « Б у х а ­ ра», «Сталинабад». Главное место в этих планах занимаю т вопросы по­ вышения эфф ективности эксплоата- ции судна и, на основе этого, пер е­ выполнение планов грузоперевозок, сниж ение себестоимости. Так, например, планом органи за­ ционно-технических мероприятий на «Сталинабаде» намечено перевезти в этом году грузов на 27 процентов больше плана прошлого года, а в 1949 году количество перевозок увеличить на 44 процента. Организа- ЛРйонно-технические мероприятия на ЧЩ ом судне предусм атриваю т экс- плоатацию парохода в течение двух лет без постановки на ремонт. Н а ­ мечен ряд мероприятий по экономии топлива и смазки. Д л я этого м а ­ шинная команда запланировала п е ­ рс вод на работу отработанным п а­ ром центробежного насоса, оп рес­ нителя и ветрогона. В плане у к а за ­ но, что команда будет проводить профилактический ремонт своими силами и сама произведет ц ен тров­ ку движ ения цилиндров среднего и низкого давления. Машинная команда считает, что тщ ательный уход за механизмами, неуклонное выполнение правил т е х ­ нической эксплоатацни и мероприя­ тия по переводу части вспом ога­ тельных механизмов на работу о т ­ работанным паром позволят с э к о ­ номить не менее 5 процентов то п ­ лива и 10 процентов смазки, при этом увеличить скорость хода судна 4 » 10 до 11 миль в час. Организационно-технические м е­ роприятия парохода «Сталинабад» предусматривают довести и сп ользо­ вание грузоподъем ности судна до 80 процентов, а за счет участия эки п а­ ж а в погрузке сократить стояночное время под грузовыми операциями на 10 процентов. Одновременно на «Сталииабаде» у деляется большое внимание подготовке и переподго­ товке членов машинной и палубной команд. Однако разработка организацион­ но-технических мероприятий на с у ­ дах нашего ф лота проходит м ед л ен ­ но и неорганизованно, без д о л ж ­ ного контроля и ру ководства со с т о ­ роны сл у ж бы эксплоатацни паро­ ходства и механико-судовой с л у ж ­ бы. Несмотря на то, что прошло уж е два с половиной м есяца нового года, на большинстве судов малого каботаж а планы организационно­ технических мероприятий не со ­ ставлены. План организационно-технических мероприятий д о л ж ен иметь каж ды й корабль нашего флота. Капитаны и старшие механики судов долж ны немедленно заняться разработкой планов, а с л у ж б а эксплоатацни и механико-судовая сл уж б а пароход­ ства обязаны установить контроль за составлением планов организа­ ционно-технических мероприятий н оказы вать эки п аж ам необходимую в этом помощь. Ритмичная работа— залог успеха Производственная программа на­ шего завода в текущем году уве­ личена по сравнению с прошлым годом на 20 процентов. К выполне­ нию этой увеличенной нротраммы завод оказался неподготовленным, запаса необходимых материалов не было, непланово велись впутризаг водские работы (заготовка дров, за­ водской ремонт), которые отрывали специалисте® от своего дела. Ру­ ководящие работники завода, устго- коившись прошлогодними успеха­ ми, не принимали достаточно эф­ фективных мер для устранения не­ достатков в работе. Все это отри­ цательно сказалось на деятельности; завода, январский план завод не выполнил. В феврале показатели завода улучшились. Месячное задание бы­ ло завершено с 'превышением на 10,7 процента. Средняя производи­ тельность труда рабочих повыси­ лась на 6,5 процента, а количество невыполняющих норм выработки сократилось на 40 процентов. Эти успехи не пришли сами но себе. Для того, чтобы ликвидиро­ вать отставание и выровнять ритм работы, коллективу рабочих, слу­ жащих, инженеров и техников при­ шлось немало потрудиться. В первые же дни месяца по це­ хам прошли производственные со­ вещания, на которых были выявле­ ны недостатки, мешающие в рабо­ те. Рабочие, включаясь в социали­ стическое соревнование за досроч­ ное выполнение годового плана, предъявили свои претензии руко­ водству заводом, которое цровело в жизнь ряд организационно-техниче­ ских мероприятий. С первых же дней февраля цехи были полностью загружены рабо­ той. Для этого пришлось принять от судоверфи два больших заказа по ремонту траулеров «Акула» и «Ар­ хангельск». Для ремонта недоста­ вало людей, тогда сварочный цех был переведен на котельные рабо­ ты. В сварочном же цехе фронт ра­ бот развернулся за счет вновь уста­ новленных сварочных аппаратов. Квалифицированные специалисты завода были освобождены от под­ собной работы. Руководители завода и цехов уделяли много внимания пробужде­ нию творческой инициативы масс. В цехах широко развернулась мас­ сово-разъяснительная работа, дав­ шая свои плоды. От рабочих, тех­ ников и инженеров стали поступать рационализаторские предложения, направленные на повышение произ­ водительности труда, на улучшение условий работы. Так, начальник литейного цеха т. Данилов сделал приспособление для добавочной по­ дачи воздуха в вагранку. В резуль­ тате повысилось качество литья и сократился брак. Слесарь т. Фомин применил постоянно действующий шаблон и контрошаблон для копу- сов гребного вала и винтов. Эти и другие предложения, проведенные в жизнь, оказали благотворное влия­ ние на работуг завода. Задача теперь заключается в том, чтобы не успокаиваться на достиг­ нутом: Работать нужно ритмично, высокими темпами изо дня в день, из месяца в месяц. В этом — залог успеха досрочного выполнения го­ дового производственного плана. ТИУНОВ, начальник планово-производ­ ственного отдела завода. И И Й Г Ж & ' ' 1 Ш Ш ы S M I t ИМИ i ш ш и В ГОРЯЧЕЙ т о п к е В море бушевал шторм. Пароход «Вологда» шел вдали от берега. Ог­ ромные волны, шумя и пенясь, на­ брасывались на судно. С трудом рассекая их гребни, пароход про­ двигается вперед. В эту ночь мно­ гие на корабле не спали, были на­ стороже. В каюту старшего механика стремительно вбежал Василий Берд­ ников. —1Александр Власович! Из пра­ вого поддувала котла идет вода,— до­ ложил он срывающимся голосом, я. немедленно повернувшись, бросился в машинное отделение. Надо было быстро вывести котел из действия и выяснить повреждение. Кочегары Ершов л Решетов вы­ гребли из топки горячие у.гли. От быстроты и ловкости зависело спа­ сение корабля, пассажиров, груза, потому что судно уже теряло спо­ собность бороться со штормом. Сви­ репый вете.р,, взявший его в свою власть, мог вынести на рифы. — Василий Николаевич, ведь тонка еще не остыла, — попробо­ вал остановить Бердникова стар­ ший механик. Но Василий Николаевич думал не о себе. Он думал о спасении ж и з-1 ни 250 пассажиров, находящихся на судне. Бердников смело полез в топку, температура в которой рав­ нялась 70 градусам. Прошло 10 минут. Стоящие у топки люди заволновались, не слу­ чилось ли чего-нибудь с ним. С красным воспаленным лицом Ва­ силий вылез из топки. — Лопнула заглушина, — до­ ложил он старшему механику. Запасной заглушины на пароходе не было. Пришлось подобрать под­ ходящую гайку. Бердников снова полез в топку и стал исправлять повреждение. Но долго находиться там было невозможно. Через не­ сколько минут его сменил старший механик т. Брагин. Брагина смени­ ли кочегары Решетов и Ершов. Так, поочередно забираясь в топку, смельчаки устранили повреждение. Машина заработала на полный ход. Пароход «Вологда» снова по­ шел заданный курсом. Море злое и свирепое ночью, сейчас успокои­ лось и как-бы смирилось с тем, что его победили смелые, мужест­ венные люди. В. ОРЛОВА. К А Р Л М А Р К О (К 65-лЪтию со дня смерти) Карл Маркс — великий вождь и учитель международного пролета­ риата, основоположник научного коммунизма. Вместе со своим другом Ф. Энгельсом он отдал все свои силы, всю свою жизнь дел у осв обож де­ ния трудящихся от гнета эксплоататоров. Под руководством Маркса в 1847 году был организован тайный «Союз коммунистов». Марксом и Энгельсом была написана программа этого союза — «Манифест комму­ нистической партии», где они раскрыли всемирно-историческую роль пролетариата — творца нового коммунистического общества. «Эта не­ большая книжечка, — писал Ленин, — стоит целых томов: духом ее живет и движ ется до сих пор весь организованный и борющийся проле­ тариат цивилизованного мира». Товарищ Сталин назвал Манифест «Песнью песней марксизма». В 1849 году прусское реакционное правительство выслало Маркса из Германии и он до конца своей жизни жил в изгнании в Лондоне. В 1864 году Маркс организовал I Интернационал (М еж дународное товарищество рабочих) и был его руководителем. Маркс был тесно свя­ зан с деятелями Парижской Коммуны (1871 г.), оказывал им помощь, давал ценные указания. В Лондоне Маркс вместе с Энгельсом написал свой величайший труд «Капитал», где он научно доказал, что коммунизм не мечта, а не­ избежная стадия в развитии человеческого общества. Ленин писал, что великая всемирно-историческая заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они научным анализом доказали неизбежность краха капита­ лизма и перехода общ ества к коммунизму, в котором не будет эксплоа- тации человека человеком. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с ка­ ким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой зашитой буржуазного гнета» (Ленин). Ленин и Сталин развили дальше учение Маркса и Энгельса приме­ нительно к новой фазе капитализма — к империализму. Учение Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина одерж ало полную победу в СССР. (Маркс родился 5 мая 1818 года, умер 14 марта 1883 года). 50-летие первого съезда РСДРП В 1898 году несколько «Союзов борьбы»: петербургский. м осков­ ский, киевский, екатеринославскш"! и Бун д сделали первую попытку о б ъ ­ единиться в со ц и ал-дем ократи че­ скую партию. С этой целью ^ они собрались на I с ъ е з д Российской социал-дем ократической рабочей партии (Р С Д Р П ) , который состо я л ­ ся 13 _ 15 марта 1898 года в гор. Минске. На 1 с ъ е зд е Р С Д Р П было всего 9 участников. ' Л енина не было на съ езде, так как он находился в это время в ссы лке в Сибири. Ц ен тр ал ь ­ ный Комитет партии, избранный на съ езде, был вскоре арестован. «М а­ нифест», выпущенный от имени с ъ е з ­ да, был еще во многом н еу до вл ет­ ворительным. В нем была обойдена задача завоевания пролетариатом по­ литической власти, ничего не с к а ­ зано о гегемонии пролетариата, обойден вопрос о союзниках проле­ тариата в его борьбе против цариз­ ма и буржуазии. С ъ е зд в своих решениях и в «М а­ нифесте» провозгласил создание Р о с ­ сийской социал-демократическоп р а­ бочей партии. В этом формальном акте, сы грав­ шем большую революционно-пропа- гандистскую роль, состояло зн аче­ ние I с ъ е з д а Р С Д Р П .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz