Моряк Заполярья. 1948, март.

МОРЯК ЗАПОЛЯРЬЯ № 23 (1 5 4 0 ) ОРГАНИЗОВАННО ПРОВЕСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ Заключение ко л л екти вны х д о г о в о ­ ров п 1947 г. бы ло воспринято все­ ми работниками м орского _ тр ан сп ор ­ та, к ак в аж н ейш ее хозййственно-по- л и ти ч ес ко е м ероприятие, н ап равл ен ­ ное на досрочн ое выполнение плана послевоенной стали н ской пятилетки, на д ал ь н ейш ее у л учш ен и е м а те ­ риального и к у л ь тур н ого б л а г о с о ­ стояния тру дящ и хся. Р е зу л ь т а т ы м ассовы х проверок выполнения кол л ек ти вны х договоров и стекш его го д а показали, что д о ­ говоры яв л я л и сь важ нейш им ры ча­ гом п о дъ ем а соц и ал и сти ч еск ого с о ­ ревнования, повышения п рои зводи ­ тельности тр у д а и к ач еста работы, ул учш ен и я культур н о-б ы тово го о б ­ сл уж и ван и я работников м орского транспорта. Моряки, п ортовики и су д о р е м о н т­ ники, как истинные п атриоты своей Родины , с честью выполнили взяты е по кол л екти вны м д оговорам об я за­ тельства. Д о к а за т е л ь с т в о м этому является досрочн ое выполнение в 1947 го д у в ц елом по Министерству плана перевозок как по тоннам, так я по тонно-милям. Д есятк и судов и тысячи стахан овц ев перевыполнили в 1947 году год о вы е зад ан и я в п ол­ тора — два и д а ж е три раза. Коллективы предприятий М у р м ан ­ ского бассейна были в аван гарде борцов за выполнение договорны х обязательств. П ароходство, порт и судоремонтный за в о д досрочно з а ­ вершили государствен ны й план в т о ­ рого года послевоенной сталинской пятилетки. По решению XVII пленума В Ц С П С сейчас по всей стране проводится подготовка новых кол л екти вны х д о ­ говоров на 1948 год, которы е д о л ж ­ ны быть заключены до I апреля. В 1948 год у по государственном у плану М и н и стерство морского ф л о та д о л ж н о перевезти грузов па 13 про­ цен тов и с д е л а т ь тонно-миль на 7 процентов больш е, чем п 1947 г о ­ ду. П орты д о л ж н ы увели чи ть п ер е­ работку грузов на 19,2 процента, а заводы — увеличить вы п уск валовой п родукц и и на 23,8 процента по сравнению с прош лым годом. Вы р а­ б отка валовой п ро ду кц и и по пром- предприятиям на одн ого рабочего д о л ж н а увеличиться на 7,6 проц ен ­ та К апи тальны е вл ож ен и я в стр о и ­ тел ьство ж и л ищ предусм атриваю тся в сумме 68 миллионов ру б л ей с вво­ дом в эк сп л оатац ию 85 ты сяч к в а д ­ ратных м етров ж и л ой площ ади. В 1948 году д о л ж н о быть обучено 13600 новых рабочих и 21 ты сяча рабочих повысить квалиф икацию . Н а охрану т р у д а и техн и ку безоп асн о­ сти ассигнуется 2300 тысяч рублей помимо средств, расходуемы х из эксп лоатац и он ны х кредитов. Эти главны е п о к азател и и д о л ж н ы быть пол ож ены в основу новых к о л л е к ­ тивных договоров. Н а мурманских предприятиях п р и ­ ступили к работе комиссии по п о д ­ готовке проектов к о л л екти вны х д о ­ говоров. В а ж н ейш ей зад ач ей этих комиссий я в л я ется не т о л ь к о гр у п ­ пирование п р едл ож ен и й рабочих и с л у ж ащ и х , внесенных при недавней проверке к о л л екти вн ы х договоров 1947 года, но и сбор новых п р е д л о ­ ж ений, п о д л еж ащ и х вклю чен ию в договоры 1948 года. П о этом у в н и ­ мание районного, портового, з а в о д ­ ского, цеховы х, судовы х и м естны х комитетов н аш его проф сою за д о л ж ­ но бы ть н ап р авл ен о на получение от м оряков, рабочих, И Т Р и с л у ж а щ и х наи бол ьш его, кол и чества п р е д л о ж е ­ ний д л я вклю чения в новый к о л ­ л екти вн ы й договор. С оставл ен ны е комиссиями проекты кол л екти вн ы х договор ов необходим о д ет ал ьн о об су д и ть на общ и х собра­ ниях рабочих и т о л ь к о после этого дополненны е п ро екты д о л ж н ы п о ­ ступ ать на о к о н чател ьн ое оо су ж д е- иие конф еренций, кото ры е будут уполномачивать проф сию з п одп и сы ­ вать с адм инистрацией к о л л е к т и в ­ ный договор. О т того, н аск о л ь к о бу д е т придана КУРС НА ИНДИЮ БОРТ ПАРОХОДА «А. СУВОРОВ» (по радио). Сдав груз в Италии, идем в Индию. Пришли Северный тропик. Находимся в •Красном море. Скоро будем в Индийском океапе. Благодаря приведенному, силами команды, профилактическому ре­ монту главная машина работает хорошо. Скорость хода перевыпол­ няется на 1 — 1,5 мили в час. Палубная команда провела боль­ шую работу по очистке трюмов, о т крабила и покрасила налубу. Планомерно проводятся политике массовые мероприятия. Часть их проводится на налубо, так как тем­ пература наружного воздуха дохо­ дит до 38 градусов тепла. Экипаж принимает все меры к тому, чтобы обеспечить обратный выход с полным грузом в этом ме­ сяце, А. ИЗВИЦКИЙ, помполит парохода «А. Суворов», На самарвште Пароход «Вологда» первого мар- м ассо вость п о дгото вке и заклю че- та встал на ремонт. Что кию новых к о л л екти вны х договоров, ! , ‘ от того, н аско л ь ко полно бу д е т уча- ■ его ускорить, экипаж корабля стие рабочих, И Т Р и с л у ж а щ и х в решил своими силами отремонтиро- обсуж ден и и п роектов договоров — | :Вать главную машину, вспомога- зависит успех дела. Т о л ь к о люди, реш ающ и е судьбу плана, м огут п р а­ вильно оц ен и ть обстановку, п о д с к а ­ зат ь хозяй ствен н и ку и проф сою ­ зу, каки е органи зац и он н о-техн и ч е­ ские мероприятия н адо вклю чи ть в кол л ек ти вны й договор, чтобы л и к в и ­ ди ровать н едо статки в работе, по­ высить производи тел ьн ость труда, снизить себестоим ость п р оизводства и вы вести предприятие на путь р ен ­ табельной работы, на п уть д о с р о ч ­ ного и качественного выполнения тельные и палубные механизмы и арматуру котлов. Все эти работы коллектив судна обязался закон­ чить к международному празднику — Первое мая — на 15 дней раньше срока. На сегодня моряки «Вологды» разобрали парораспределительные клапаны, валы, производят вьшрес- совку старых клапанов, протирку плана третьего года послевоенной парораспределителей, сталинской пятилетки. I Саморемонтом руководит II Miexa Дело чести членов профсоюза — ^ ник т. Бердников. Особенно стара- работников мурманских предприя- тельно трудятся на саморемонте тий морского транспорта—принять ^ щ епелев Морозов, Губин, Ивась активное участие в обсуждении проектов к о л л екти вны х договоров, К|,в- Ершов, Грачев и Евтюков внести свои кон кретны е п р ед л о ­ ж ения, направленны е на успешную работу ф лота, порта и завода. Ми н и стерство м орского ф лота и Президиум Ц К проф сою за уверены, что м урманские моряки, портовики и судоремонтники, явл явш и еся в и с ­ текш ем го д у передовиками по в ы ­ полнению задан и й Родины , б у д у т т а к ж е п ередовиками и в 1948 году по успешному разреш ению задач, поставленных партией и п рави тел ь­ ством п еред работниками м орского транспорта. И. ПЕТРОВ, член Президиума ЦК проф­ союза рабочих м орского тран с­ порта. ☆ В детск и х яслях порта бо л ее 40 д е ­ тей. С п окой н о тру ;'ятся матери, иб< они знаю т, что и>, дети ок руж ены в яслях заботой и люОовью. На снимке: р е ­ бята старш ей гр у п ­ пы с воспи татель­ ницей Л ен ой Го рневой разучиваю т хор оводны е п есен ­ ки. Ф ото К. М ои сеева. * ТОКАРЬ СПИРИДОНОВ Рабочий день окончен. Убраны инструменты. За станком уже стоит сменщик, Время и отдыхать итти, яо Тимофей Васильевич не торо­ пится. Так хорошо н радостно на душе, что не чувствуется устало­ сти, хоть на другую смену оставай­ ся. Сегодня Спиридонов много сде­ лал. За омону он обработал 5 валов для землечерпалки «Сиуоркер» вме­ сто одного по норме. Тимофей Васильевич постоял у станка, не спеша закурил и нетороп­ ливей походкой направился к вы­ ходу из цеха. У двери на блоке ви­ села железная болванка. Спиридо­ нов посмотрел на эту болванку и «вольно вспомнил... Ему не было тогда и 17 лет. С силой толкнув такую же тяжелую 1»ерь, на которой висела вот такая же болванка, он вошел в цех и остановился. Шум станков, лязг железа .о,глушили его. Какпм-то сказочным миром показался ему цех. Нестерпимо хотелось поближе подойти к машинам, узнать их. научиться управлять ими. Юношу поставили учиться к сле­ сарю. Он учился вдумчиво и на­ стойчиво. В цехе присматривался, прислушивался к старым рабочим, j Дома вечерами читал техническую | литературу, но парня тянуло к станку, выучиться на токаря— ста­ ло его мечтой... С тех пор прошло много лет. И он уже не тот робкий парень, не- ' смело наблюдавший за токарным 1станком. Он — высококвалифициро­ ванный токарь. Люди завода хоро­ шо знают и уважают его. П есть за что уважать Тимофея Васильевича Спиридонова. Он за­ служил авторитет судоремонтников своей безупречной, добросовестной работой. Токарь выжимает из стан­ ка все, что только можно выжать. До максимума увеличивает скорость оборотов и скорость подачи, чтобы П И С Ь М А В Р Е Д А К Ц И Ю Х О Р О Ш И И Н О Ч Е Г А Р В нашем доме паровое отопление, но температура в квартирах в те­ чение суток меняется: то она нор­ мальная, то в комнате становится холодновато, Я решил посмотреть, как 'работают в кочегарке,, правиль­ но ли там греют котлы. Что же выяснилось? Нормальная температура в квартирах обыкно­ венно бывает в дежурство' кочегара т. Сергеевой. Она не только' умело заполняет топки углем, но и систе­ матически пережигает угольный мусор из поддувала, У тов. Сергее­ вой пережога не бывает, а в ком­ натах, когда она дежурит,, всегда тепло. У остальных же кочегаров этого нет. ■Я думаю, что если бы все коче­ гары парового отопления нашего дома работали так как Сергеева, то и тепло было бы всегда и была бы экономия топлива, П. ЛАРИЧЕВ, жилец дома Ws 9 пс ул. люскинцев БЕЗРЕЗУЛЬТАТНЫЕ ПРОСЬБЫ ПРИОБРЕТАЮТ ВТОРУЮ ПРОФЕССИЮ В механическом цехе судоремонт­ ного завода организованы курсы по подготовке судовых механиков. На­ чальник цеха т. Приходько зани­ мается с курсантами три раза в неделю по три часа. Слушатели группы механиков 3-го разряда прошли программу курса дизелей за 30 часов вместо 70. Сейчас курсанты приступили к изучению общеобразовательных пред­ метов. убыстрить обработку деталей. Ста­ нок слушается хозяина, потому что токарь хорошо изучил его «капри­ зы»; приспосабливается и прино­ равливается к ним. Он знает для какого металла какую скорость оборотов можно развить, какие луч­ ше употребить резцы, потому что хорошо изучил структуру металлов. Любо посмотреть, как ловко и бы­ стро он обрабатывает детали. Зато и Производительность у него высокая: меньше двух норм не бывает. — Золотые руки у Тимофея Ва­ сильевича, — говорят про него ра­ бочие. Но у токаря Спиридонова не только золотые руки, но н свежая голова. Он все время над чем-ни­ будь думает, что-нибудь применяет новое. Для проточки опорного греб­ ного вала он изготовил свой дву­ сторонний резец, что сократило время на обработку. Двусторонний резец делает сразу два прохода: один глубиной в 15 миллиметров, другой, идущий сзади — 14 мил- Каждый день трудящиеся порта приходят в жилищно-коммунальный отдел с просьбами отремонтировать плиту, дымоход. Но просьбы их безрезультатны. Вот, ® примеру, дом Ns 23 по ул. Туристов. Здесь опасно топить печи, в трубе загорается сажа, так как в течение всей зимы здесь ни разу не чистили дымоходы, ни разу — У нас всего только один печ- 1не проверили и состояние печей, ник, — говорят в жилищно-комму-, Во многих домах текут щ>ыши. нальном отделее — Мы не можем отчего . жилфонд преждевременно удовлетворить все заявки на. ремонт.! разрушается. Но все это, видимо, мало беспокоит работников жилищ­ но-коммунального отдела, Л. АЛЕКСАНДРОВА. А между тем отопительные при­ боры во многих домах порта вы зы -; вают серьезные опасения, создают угрозу целости жилгац. НЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ Работаю на заводе с 1940 года. | ряда. Мой заработок ниже, чем у Формовщик 5-го разряда. Но вот уже подсобного рабочего, в течение почти пяти лет я вы­ полняю работы в большинстве третьего разряда, а задания мне планируются из расчета 5-го раз- лиметров. Благодаря этому резцу на проточке гребного вала парохода «Кама» было сэкономлено 14 часов времени. При отрезке поршневых колец, токарь употребляет также два резца. Один из них режет, дру­ гой вслед за ним торцует. Для рас­ точки цилиндра по обыкновению применяется расточный резец. Спи­ ридонов употребляет подрезной, ко­ торый снимает больше стружки и поверхность детали делает более чистой. После обработки этим рез­ цом деталь почти не требует шли­ фовки. На сверловке он ставит перовое сверло потому, что им же можно затем расточить. Это опять дает возможность сэкономить время. — ... Начинает вечереть. Тимо­ фей Васильевич неторопливым ша­ гом идет домой, а мыслп его Сейчас на заводе организовЕ^^ курсы -по повышению разряда, но у меня, например, нет большого желания итти на курсы, ибо все равно работой по присвоенному раз­ ряду меня не обеспечивают. Считаю такую организацию ра­ бот неправильной. Она не создает матеожальной заинтересованности квалифицированным рабочим, тор­ мозит повышение квалификации. И. КОБЫЛИН, формовщик. _ К Н И Ж Н А Я _ П О Л К А _ ПО КИ ДКО Н. М. «Мероприятия по улучшению работы морского Флота». М., «М орской транспорт», 1947 г., стр. 42, ц. 3 рубля. А втор к р атко и популярно о с т а ­ н авли вается в брошюре на с л е д у ю ­ щ и х основных путях, в ед ущ и х к улучш ению работы м орского тр а н с ­ порта: со кращ ен и е стоянок ф л о та в портах; правильное использование грузоп одъем н ости ; повышение с к о ­ рости хода судов; диспетчерское В руководство флотом; роль капитана цехе. Он думает о том, что нужно в борьбе за улучшение работы фло- сделать завтра, чтобы еще выше та; расстановка флота; правильная организация судоремонта, поднять производительность труда r J г и выполнить свое пятилетнее зада­ ние в три года. 0. ВАЛЕНТИНОВА. Ответствгнный редактор Н. Я. ЗАМОТКИН. Адрес редакции: ул. Челюскинцев, а. 9. Телефон: портовый 1-49. Тип. «Моряк Заполярья». Зак. 264. Тираж 1000. DHU2S68.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz