Моряк Заполярья. 1948, май.

*1 ВОСК РЕ вЕН ЬЕ 3 0 М А Я 1 9 4 3 г. № 4 5 ( 1 5 6 2 ) П Р ОЛ Е ТАР ИИ ВСЕХ СТРАН , СОЕДИНЯЙТ ЕС Ь ! I -/J’/УЖУУЖW & 'JV 'f/ 1 Т О Д И .З Д А Н И Я XVI Цена 15 коп. МОРЯК ' /./ / /■ ж . «УПРАВЛЕНИЯ и ПОЛИТОТДЕЛА j МУРМАНСКОГО м о р с к о г о S п а р о х о д с т в а i и ^ РАЙОННОГО КОМИТЕТА j П Р О Ф С О Ю З А М О Р Я К О В s Выходит 2 рааа в йеделю ; • О Р Г А Н г Ж Ж ж ж ■ж Ж Ж Ж ЖЖ ж . ДЕСЯТИЛЕТИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 10 лет назад 28 мая 1938 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о преобразовании М ур­ манского округа Ленинградской об­ ласти в Мурманскую область. В этом государственном акте ярко выражены и неустанная забота партии и пра- иительства о подъем е производи­ тельных сил некогда отсталой и ди ­ ной окраины, и крупные успехи, одержанные трудящимися Советско­ го Заполярья. Д о Великой Октябрьской социа­ листической революции Кольский полуостров был пустынным и диким краем, на освоение которого царское правительство не обращало никакого внимания. Освоение несметных бо­ гатств Севера, на которые в свое время указывал великий русский ученый Ломоносов, началось лишь в годы Советской власти. Буквально на другой день после изгнания с Севера интервентов, пар­ тия и правительство направили в Мурманский край научно-исследова­ тельские экспедиции. Вслед за ними на Север потянулись строители. Трудящиеся Заполярья, вдохновля- "^ше вниманием и заботой партии и Уавительства в короткий историче­ ский срок буквально изменили облик Кольского полуострова. За две сталинские пятилетки большевики подняли к жизни огромные произво­ дительные силы. К 1938 году насе­ ление Кольского полуострова по сравнению с дореволюционным, вы­ росло почти в 17 раз. К этому вре­ мени среди болот и камней выросли новые города и рабочие поселки, появились поля культурного социа­ листического земледелия. После преобразования Мурманско­ го округа в область, развитие края пошло еще более быстрыми темпами. Па ряду с дальнейшим развитием тралового флота, горно-химической промышленности и торгового порта, в Монче-тундре был построен и пущен в эксплоатацию Мончегорский \ медно-никелевый комбинат, заверш е­ на электрификация северного участ- ка_ Кировской дороги, началось стро- ■ О ^ с т в 0 м°Щн°й подземной гидро- э. ... гростанции и других предприя­ тий. Война прервала бурное строитель­ ство на Севере. Но как только от­ гремели залпы победных салютов, в Мурманской области началось бы­ строе восстановление и дальнейшее развитие хозяйства и культуры. За три послевоенных года проделана огромная работа. В короткий срок был восстановлен и пущен в экспло­ атацию разрушенный немцами Пе- ченгский никелевый комбинат. В ос­ новном залечены раны, нанесенные войной металлургической, горно­ химической, рыбной, судостроитель­ ной и судоремонтной промышленно­ стям. В прошлом году промышлен­ ность нашей области по выпуску валовой продукции и вылову рыбы превзошла довоенный уровень. Крупную роль в жизни нашей об­ ласти играет наш торговый порт. Круглый год здесь кипит сози да­ тельная работа. Это отлично сознают трудящиеся бассейна и непокладая рук работают над восстановлением и дальнейшим развитием хозяйства. Серьезный ущ ерб, причиненный вой­ ной предприятиям бассейна, особен­ но порту, в основном уж е ликвиди­ рован. Объем грузоперевозок, грузо- переработок и судоремонта уж е в прошлом году достиг довоенного уровня. Вступая во второе десятилетие, трудящиеся бассейна вместе со всеми трудящимися Мурманской области дают клятву товарищу Сталину с удвоенной энергией бороться на но­ вый мощный расцвет Советского Заполярья. ДН Е В Н И К СУДОРЕМОНТА До выхода в рейс парохода «Во­ лодарский» остались считанные дни. Однако завод задерживает выполне- шю целого ряда заказов. Судоре­ монтники до сих пор не. приступили к смене связей в обоих .котлах, а это самая сложная к самая боль­ шая un объему работа. За последние дни повысились темпы ремонта на пароходе «С. Пе­ ровская». Подходит к концу ремонт наружной обшивки, сборка движе­ ния главной ндина.чомаюнн. Но это не дает заводу основании усчокаикаться первыми достижения­ ми Впереди еще много дм . Команда парохода «Вологда» и основном закончила саморемонт- ные работы. Осталось произвести мойву, покраску и приборку. Есть опасения, что судно все- таки издержится с выходом на ли­ нию, потому что завод тормозит ре­ монт котлов. Левый котел был уже опрессоваи, но ввиду плохого каче­ ства работы его пришлось ремонти­ ровать вновь. Не собраны также дпнамоматина и брашпиль. -А- .* * Своевременный выход этих судов иа ремонта сильно тормозят цехи завода из-за отсутствия нужных материалов. Так, на «С. Перовской» проводка электроосвещения задер­ живается потому, что отдел снабже­ ния завода не побеспокоился свое­ временно о приобретении кабеля. Отсутствие лесоматериалов на заво­ де также сильно затормозило смену полов л ремонт обшивщ в каютах. Безынициативно работает и отдел снабжения пароходства. На судах сильно задерживаются, как правило, саморемонтные покрасочные работы из-за отсутствия красок. Сейчас на «Володарском» нельзя приступить к покраске корпуса и кают, потому что нет олифы, чтобы развести су­ хие белила. Приостановлена по этой же дричине покраска кают на. паро-. ходе «Вологда». Пароход «М ацеста» досрочно вы­ полнил квартальный навигацион­ ный план. На снимке: пароход «М ацеста» в Мариупольском порту. Фото П. Кашкеля. Прессклиш е ТАСС, Приспособление мастера Сноморохина По заказу, который па. днях вы­ полнил токарный участок механи­ ческого цеха завода, требовалось из­ готовить 300 вентилей. Па выпол­ нение заказа запланировано было около трех тысяч человеко-часов. Сменный мастер т. Скоморохин для ускорения дела предложит тока­ рям изготовить для проточки гнезд специальное приспособление. Совет мастера станочники воплотили в жизнь. Простейшее, но своей кон­ струкции приспособление было сде­ лано очень быстро. Оно дало боль­ шой эффект. Токари сэкономили на изготовление вентилей 500 человеко­ часов. КУРСЫ ВЕСОВЩИКОВ 20 мая на 1-м и 2-м грузовых уча­ стках начали работу курсы в есов­ щиков. На курсах занимается 50 че­ ловек. Ц ель учебы — повышение квалификации весовщиков. Занятия рассчитаны на 42 часа. Одновременно началась учеба на курсах бухгалтеров и счетоводов по 60-часовой программе. На этих уча­ стках занимается 38 человек. О С КО РОС ТНЫ Х л и н и я х В пашем пароходстве в течение длительного времени функционирует постоянная грузовая линия ' Мур­ манск — Линнахамари, Опыт рабо­ ты на этой линии пароходов «С. Пе­ ровская» и «Карамзин» подтвердил огромную эффективность регуляр­ ных скоростных линий. В 1947 го­ ду, обслуживая скоростную линию, малотоннажный пароход «С. Перов­ ская» делал я месяц до 10 выходов и перевес до 6 тысяч тонн груза. В то же время пароход «Спартак», обладающий большей грузоподъем­ ностью, перевез только И тысячи тонн, что значительно удорожило стоимость перевозок. Постоянно- находясь на одной линии, экипаж парохода «С. Перов­ ская» отлично изучил свой район плавания. .Успеху содействовало постоянство портов и постоянство клиентур. Ведь вполне понятно, когда между экипажем судна и пор­ товиками установлена связь, то намного легче разрешить те или иные вопросы. Скоростная грузовая линия — это наиболее совершенная организация транспортировки гру­ зов, ибо она создает условия для планомерной, ритмичной работы судна. Преимущество но<'тояпных линий неоспоримо. Однако открытие новых линий задерживается. Дело в том. что пароходы «С-. Перовская», «Ка­ рамзин»,, «Спартак» до сих пор стоят в ремонте. В следствие этого навигация на линии Мурманск — Онега, открытие которой было на­ значено на I июня, срывается. Судоремонтному заводу необходимо усадить темпы ремонта, не «зама- раживать» суда у причалов, а вво­ дить их в действие, как можно, быстрее. Н. НИКОЛАЕВ, ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ТРУДЯЩИХСЯ Короткое полярное лето вступает в свои права. Начинается пора л ет­ него отдыха, являющегося превос­ ходной закалкой для высокопроизво­ дительного труда. На предприятиях и в учреж дениях бассейна наступил период массовых отпусков. Д есятки рабочих и служ ащ их завода, порта и пароходства уже. выехали на отдых. Часть из них проводит свой отпуск в санаториях и дом ах отдыха, часть — в деревне в различных областях страны. Забота об отды хе трудящихся в нашей стране является государствен­ ным делом. На организацию отдыха еж егодн о расходую тся большие ср ед ­ ства. В нынешнем году районный комитет нашего профсою за только на приобретение путевок в санатории и дома отдыха и зрасходует около 100 тысяч рублей. Задача профсо- _ юзных организаций заключается в том, чтобы наиболее правильно и рационально использовать эти сред­ ства, направить в санатории и дома отдыха тех рабочих и служ ащ их, которые более всего в этом н уж да­ ются. П О Н А Ш Е М У Б А С С Е Й Н У ПЕРВЫЕ ИТОГИ КОНВЕРСИИ ГОСЗАЙМОВ На всех участках порта идет кон­ версия госзаймов. В управлении пор­ та, на Г и 2 участках созданы о б ­ менные пункты. З десь еж едневно ра­ ботают комиссии по обмену облига­ ций. Успешно проходит конверсия гос­ займа в управлении порта. На 28 мая комиссия обменила облигаций на сумму 129.175 рублей. Только за 28 мая сумма обмена составила 58.475 рублей. ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ СУДОРЕМОНТНИКОВ В заводской комитет судорем онт­ ного завода еж едневно поступают заявления от родителей с просьбой об устройстве летнего отдыха детей. Завком заблаговременно позаботился о том, чтобы дети судоремонтников хорошо отдохнули. В начале июня 18 девочек выедет в пионерский лагерь. В августе туда поедут 18 мальчиков. Д ети младшего возраста будут проводить отдых на площадках, где будет налажено усиленное питание. П одсобное хозяйство завода вы де­ лит на кухню детских площадок свежие овощи. ВКЛАДЫ НАСЕЛЕНИЯ В СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ Личные сбереж ения, хранимые в сберегательных кассах, являются серьезным источником финансирова­ ния мероприятий, предусмотренных государственным бю дж етом . Кроме того, хранить деньги в сберкассе удобно и выгодно самому вкладчику, так как на вклады еж егодн о начис­ ляются проценты. За истекшие 5 лет трудящимся города Мурманска, в том числе и трудящимся Мурман­ ского морского бассейна, начисле­ но процентов на вклады в сбер е­ гательных кассах более двух с по­ ловиной миллионов рублей. Только за один прошлый год вкладчикам начислено более 600 тысяч рублей процентов. В текущем году вклады населения растут с каждым днем. В сберега­ тельные кассы города еж едневно поступает от населения десятки и сотни тысяч рублей вкладов. Т рудя­ щиеся сознают, что каждый вклад в сберегательную кассу —- это шаг к осущ ествлению пятилетки в четы­ ре года. НЕСТЕРОВ, зав. Мурманской горсберкассой. МОРЯКИ ПОВЫШАЮТ КВАЛИФИКАЦИЮ В середине марта этого года на пароходе «Вологда» был организован кружок технического минимума по повышению квалификации членов машинной команды, i Старший механик т. Брагин и вто­ рой механик т. Бердников хорошо поработали с людьми. Они п одгото­ вили тт. Попова и Минина на маши­ нистов первого класса, а ученики Таносевский, Соловьев и Кож евни­ ков сдали зачеты на кочегаров вто­ рого класса. ЦЕННОЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Д о последнего времени маляры деревоцеха судоремонтного завода растирали мел вручную. На этой операции постоянно был занят один человек, который едва обеспечивал маляров тертым мелом. Инструментальный цех по заказу деревообделочников изготовил специ­ альную мельницу, которая работает от электромотора. Обслуживающая эту мельницу работница успевает выполнять н свою основную работу и полностью обеспечивать маляров нужным материалом. Вполне естественно, что далеко не все рабочие и служ ащ ие смогут воспользоваться санаториями и дом а­ ми отдыха. Д а было бы и непра­ вильно сводить летний отдых тру­ дящихся только к пребыванию на курортах. Хорошо и культурно м ож ­ но отдохнуть и в пределах нашей области. На Кольском полуострове много живописных уголков, путеш е­ ствие по которым доставит немало удовольствия и оставит яркие впе­ чатления. Над организацией турист­ ских походов и прогулок по рекам и озерам области должны всерьез подумать профсоюзные и особенно комсомольские организации. Н еобхо­ димо широко популяризировать среди молодежи туристские походы и вся­ чески содействовать их организации к проведению. Значит ельное количество рабочих и служащих проведет лето на юге. Однако подавляющ ее большинство моряков, портовиков и судоремонт­ ников в течение лета будет рабо­ тать. Естественно, что каждый из них захочет теплый выходной день провести за городом, на лоне приро­ ды. В связи с этим профсоюзные и комсомольские организации должны уж е сейчас продумать вопрос о про­ ведении воскресных дней. В порту и на заводе кое что в этом отношении делается. В частно­ сти, портовый комитет и завком предполагают в выходные дни орга­ низовать выезд рабочих за город. Но как и кто будет оборудовать места массовых гуляний, как будет организовано обслуживание массовок завком и портовый комитет пока не знают. Местный ж е комитет паро­ ходства вообще в этом направлении ничего решительно не делает. Летний отдых трудящихся — важ ­ ное звено в общей системе улучш е­ ния материально- бытовых условий. Поэтому профсоюзные организации должны сейчас ж е связаться с го­ родскими организациями и тщатель­ но продумать систему мероприятий по проведению выходных дней. Эк­ скурсии, прогулки по заливу, охота и рыбная ловля — все эти интерес­ ные и полезные мероприятия д о л ж ­ ны найти место в календаре выход­ ного дня. Возможности для этого у нас большие и их надо полностью использовать. Профсоюзные органи­ зации должны помнить что, чем луч­ ше будет организован досуг трудя­ щихся, чем лучше они отдохнут, тем плодотворнее будет их работа на производстве, тем успешнее они бу­ д у т решать задачу выполнения пятилетки в четыре года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz