Моряк Заполярья. 1948, май.
*1 ВОСК РЕ вЕН ЬЕ 3 0 М А Я 1 9 4 3 г. № 4 5 ( 1 5 6 2 ) П Р ОЛ Е ТАР ИИ ВСЕХ СТРАН , СОЕДИНЯЙТ ЕС Ь ! I -/J’/УЖУУЖW & 'JV 'f/ 1 Т О Д И .З Д А Н И Я XVI Цена 15 коп. МОРЯК ' /./ / /■ ж . «УПРАВЛЕНИЯ и ПОЛИТОТДЕЛА j МУРМАНСКОГО м о р с к о г о S п а р о х о д с т в а i и ^ РАЙОННОГО КОМИТЕТА j П Р О Ф С О Ю З А М О Р Я К О В s Выходит 2 рааа в йеделю ; • О Р Г А Н г Ж Ж ж ж ■ж Ж Ж Ж ЖЖ ж . ДЕСЯТИЛЕТИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 10 лет назад 28 мая 1938 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о преобразовании М ур манского округа Ленинградской об ласти в Мурманскую область. В этом государственном акте ярко выражены и неустанная забота партии и пра- иительства о подъем е производи тельных сил некогда отсталой и ди ной окраины, и крупные успехи, одержанные трудящимися Советско го Заполярья. Д о Великой Октябрьской социа листической революции Кольский полуостров был пустынным и диким краем, на освоение которого царское правительство не обращало никакого внимания. Освоение несметных бо гатств Севера, на которые в свое время указывал великий русский ученый Ломоносов, началось лишь в годы Советской власти. Буквально на другой день после изгнания с Севера интервентов, пар тия и правительство направили в Мурманский край научно-исследова тельские экспедиции. Вслед за ними на Север потянулись строители. Трудящиеся Заполярья, вдохновля- "^ше вниманием и заботой партии и Уавительства в короткий историче ский срок буквально изменили облик Кольского полуострова. За две сталинские пятилетки большевики подняли к жизни огромные произво дительные силы. К 1938 году насе ление Кольского полуострова по сравнению с дореволюционным, вы росло почти в 17 раз. К этому вре мени среди болот и камней выросли новые города и рабочие поселки, появились поля культурного социа листического земледелия. После преобразования Мурманско го округа в область, развитие края пошло еще более быстрыми темпами. Па ряду с дальнейшим развитием тралового флота, горно-химической промышленности и торгового порта, в Монче-тундре был построен и пущен в эксплоатацию Мончегорский \ медно-никелевый комбинат, заверш е на электрификация северного участ- ка_ Кировской дороги, началось стро- ■ О ^ с т в 0 м°Щн°й подземной гидро- э. ... гростанции и других предприя тий. Война прервала бурное строитель ство на Севере. Но как только от гремели залпы победных салютов, в Мурманской области началось бы строе восстановление и дальнейшее развитие хозяйства и культуры. За три послевоенных года проделана огромная работа. В короткий срок был восстановлен и пущен в экспло атацию разрушенный немцами Пе- ченгский никелевый комбинат. В ос новном залечены раны, нанесенные войной металлургической, горно химической, рыбной, судостроитель ной и судоремонтной промышленно стям. В прошлом году промышлен ность нашей области по выпуску валовой продукции и вылову рыбы превзошла довоенный уровень. Крупную роль в жизни нашей об ласти играет наш торговый порт. Круглый год здесь кипит сози да тельная работа. Это отлично сознают трудящиеся бассейна и непокладая рук работают над восстановлением и дальнейшим развитием хозяйства. Серьезный ущ ерб, причиненный вой ной предприятиям бассейна, особен но порту, в основном уж е ликвиди рован. Объем грузоперевозок, грузо- переработок и судоремонта уж е в прошлом году достиг довоенного уровня. Вступая во второе десятилетие, трудящиеся бассейна вместе со всеми трудящимися Мурманской области дают клятву товарищу Сталину с удвоенной энергией бороться на но вый мощный расцвет Советского Заполярья. ДН Е В Н И К СУДОРЕМОНТА До выхода в рейс парохода «Во лодарский» остались считанные дни. Однако завод задерживает выполне- шю целого ряда заказов. Судоре монтники до сих пор не. приступили к смене связей в обоих .котлах, а это самая сложная к самая боль шая un объему работа. За последние дни повысились темпы ремонта на пароходе «С. Пе ровская». Подходит к концу ремонт наружной обшивки, сборка движе ния главной ндина.чомаюнн. Но это не дает заводу основании усчокаикаться первыми достижения ми Впереди еще много дм . Команда парохода «Вологда» и основном закончила саморемонт- ные работы. Осталось произвести мойву, покраску и приборку. Есть опасения, что судно все- таки издержится с выходом на ли нию, потому что завод тормозит ре монт котлов. Левый котел был уже опрессоваи, но ввиду плохого каче ства работы его пришлось ремонти ровать вновь. Не собраны также дпнамоматина и брашпиль. -А- .* * Своевременный выход этих судов иа ремонта сильно тормозят цехи завода из-за отсутствия нужных материалов. Так, на «С. Перовской» проводка электроосвещения задер живается потому, что отдел снабже ния завода не побеспокоился свое временно о приобретении кабеля. Отсутствие лесоматериалов на заво де также сильно затормозило смену полов л ремонт обшивщ в каютах. Безынициативно работает и отдел снабжения пароходства. На судах сильно задерживаются, как правило, саморемонтные покрасочные работы из-за отсутствия красок. Сейчас на «Володарском» нельзя приступить к покраске корпуса и кают, потому что нет олифы, чтобы развести су хие белила. Приостановлена по этой же дричине покраска кают на. паро-. ходе «Вологда». Пароход «М ацеста» досрочно вы полнил квартальный навигацион ный план. На снимке: пароход «М ацеста» в Мариупольском порту. Фото П. Кашкеля. Прессклиш е ТАСС, Приспособление мастера Сноморохина По заказу, который па. днях вы полнил токарный участок механи ческого цеха завода, требовалось из готовить 300 вентилей. Па выпол нение заказа запланировано было около трех тысяч человеко-часов. Сменный мастер т. Скоморохин для ускорения дела предложит тока рям изготовить для проточки гнезд специальное приспособление. Совет мастера станочники воплотили в жизнь. Простейшее, но своей кон струкции приспособление было сде лано очень быстро. Оно дало боль шой эффект. Токари сэкономили на изготовление вентилей 500 человеко часов. КУРСЫ ВЕСОВЩИКОВ 20 мая на 1-м и 2-м грузовых уча стках начали работу курсы в есов щиков. На курсах занимается 50 че ловек. Ц ель учебы — повышение квалификации весовщиков. Занятия рассчитаны на 42 часа. Одновременно началась учеба на курсах бухгалтеров и счетоводов по 60-часовой программе. На этих уча стках занимается 38 человек. О С КО РОС ТНЫ Х л и н и я х В пашем пароходстве в течение длительного времени функционирует постоянная грузовая линия ' Мур манск — Линнахамари, Опыт рабо ты на этой линии пароходов «С. Пе ровская» и «Карамзин» подтвердил огромную эффективность регуляр ных скоростных линий. В 1947 го ду, обслуживая скоростную линию, малотоннажный пароход «С. Перов ская» делал я месяц до 10 выходов и перевес до 6 тысяч тонн груза. В то же время пароход «Спартак», обладающий большей грузоподъем ностью, перевез только И тысячи тонн, что значительно удорожило стоимость перевозок. Постоянно- находясь на одной линии, экипаж парохода «С. Перов ская» отлично изучил свой район плавания. .Успеху содействовало постоянство портов и постоянство клиентур. Ведь вполне понятно, когда между экипажем судна и пор товиками установлена связь, то намного легче разрешить те или иные вопросы. Скоростная грузовая линия — это наиболее совершенная организация транспортировки гру зов, ибо она создает условия для планомерной, ритмичной работы судна. Преимущество но<'тояпных линий неоспоримо. Однако открытие новых линий задерживается. Дело в том. что пароходы «С-. Перовская», «Ка рамзин»,, «Спартак» до сих пор стоят в ремонте. В следствие этого навигация на линии Мурманск — Онега, открытие которой было на значено на I июня, срывается. Судоремонтному заводу необходимо усадить темпы ремонта, не «зама- раживать» суда у причалов, а вво дить их в действие, как можно, быстрее. Н. НИКОЛАЕВ, ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ТРУДЯЩИХСЯ Короткое полярное лето вступает в свои права. Начинается пора л ет него отдыха, являющегося превос ходной закалкой для высокопроизво дительного труда. На предприятиях и в учреж дениях бассейна наступил период массовых отпусков. Д есятки рабочих и служ ащ их завода, порта и пароходства уже. выехали на отдых. Часть из них проводит свой отпуск в санаториях и дом ах отдыха, часть — в деревне в различных областях страны. Забота об отды хе трудящихся в нашей стране является государствен ным делом. На организацию отдыха еж егодн о расходую тся большие ср ед ства. В нынешнем году районный комитет нашего профсою за только на приобретение путевок в санатории и дома отдыха и зрасходует около 100 тысяч рублей. Задача профсо- _ юзных организаций заключается в том, чтобы наиболее правильно и рационально использовать эти сред ства, направить в санатории и дома отдыха тех рабочих и служ ащ их, которые более всего в этом н уж да ются. П О Н А Ш Е М У Б А С С Е Й Н У ПЕРВЫЕ ИТОГИ КОНВЕРСИИ ГОСЗАЙМОВ На всех участках порта идет кон версия госзаймов. В управлении пор та, на Г и 2 участках созданы о б менные пункты. З десь еж едневно ра ботают комиссии по обмену облига ций. Успешно проходит конверсия гос займа в управлении порта. На 28 мая комиссия обменила облигаций на сумму 129.175 рублей. Только за 28 мая сумма обмена составила 58.475 рублей. ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ СУДОРЕМОНТНИКОВ В заводской комитет судорем онт ного завода еж едневно поступают заявления от родителей с просьбой об устройстве летнего отдыха детей. Завком заблаговременно позаботился о том, чтобы дети судоремонтников хорошо отдохнули. В начале июня 18 девочек выедет в пионерский лагерь. В августе туда поедут 18 мальчиков. Д ети младшего возраста будут проводить отдых на площадках, где будет налажено усиленное питание. П одсобное хозяйство завода вы де лит на кухню детских площадок свежие овощи. ВКЛАДЫ НАСЕЛЕНИЯ В СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ Личные сбереж ения, хранимые в сберегательных кассах, являются серьезным источником финансирова ния мероприятий, предусмотренных государственным бю дж етом . Кроме того, хранить деньги в сберкассе удобно и выгодно самому вкладчику, так как на вклады еж егодн о начис ляются проценты. За истекшие 5 лет трудящимся города Мурманска, в том числе и трудящимся Мурман ского морского бассейна, начисле но процентов на вклады в сбер е гательных кассах более двух с по ловиной миллионов рублей. Только за один прошлый год вкладчикам начислено более 600 тысяч рублей процентов. В текущем году вклады населения растут с каждым днем. В сберега тельные кассы города еж едневно поступает от населения десятки и сотни тысяч рублей вкладов. Т рудя щиеся сознают, что каждый вклад в сберегательную кассу —- это шаг к осущ ествлению пятилетки в четы ре года. НЕСТЕРОВ, зав. Мурманской горсберкассой. МОРЯКИ ПОВЫШАЮТ КВАЛИФИКАЦИЮ В середине марта этого года на пароходе «Вологда» был организован кружок технического минимума по повышению квалификации членов машинной команды, i Старший механик т. Брагин и вто рой механик т. Бердников хорошо поработали с людьми. Они п одгото вили тт. Попова и Минина на маши нистов первого класса, а ученики Таносевский, Соловьев и Кож евни ков сдали зачеты на кочегаров вто рого класса. ЦЕННОЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Д о последнего времени маляры деревоцеха судоремонтного завода растирали мел вручную. На этой операции постоянно был занят один человек, который едва обеспечивал маляров тертым мелом. Инструментальный цех по заказу деревообделочников изготовил специ альную мельницу, которая работает от электромотора. Обслуживающая эту мельницу работница успевает выполнять н свою основную работу и полностью обеспечивать маляров нужным материалом. Вполне естественно, что далеко не все рабочие и служ ащ ие смогут воспользоваться санаториями и дом а ми отдыха. Д а было бы и непра вильно сводить летний отдых тру дящихся только к пребыванию на курортах. Хорошо и культурно м ож но отдохнуть и в пределах нашей области. На Кольском полуострове много живописных уголков, путеш е ствие по которым доставит немало удовольствия и оставит яркие впе чатления. Над организацией турист ских походов и прогулок по рекам и озерам области должны всерьез подумать профсоюзные и особенно комсомольские организации. Н еобхо димо широко популяризировать среди молодежи туристские походы и вся чески содействовать их организации к проведению. Значит ельное количество рабочих и служащих проведет лето на юге. Однако подавляющ ее большинство моряков, портовиков и судоремонт ников в течение лета будет рабо тать. Естественно, что каждый из них захочет теплый выходной день провести за городом, на лоне приро ды. В связи с этим профсоюзные и комсомольские организации должны уж е сейчас продумать вопрос о про ведении воскресных дней. В порту и на заводе кое что в этом отношении делается. В частно сти, портовый комитет и завком предполагают в выходные дни орга низовать выезд рабочих за город. Но как и кто будет оборудовать места массовых гуляний, как будет организовано обслуживание массовок завком и портовый комитет пока не знают. Местный ж е комитет паро ходства вообще в этом направлении ничего решительно не делает. Летний отдых трудящихся — важ ное звено в общей системе улучш е ния материально- бытовых условий. Поэтому профсоюзные организации должны сейчас ж е связаться с го родскими организациями и тщатель но продумать систему мероприятий по проведению выходных дней. Эк скурсии, прогулки по заливу, охота и рыбная ловля — все эти интерес ные и полезные мероприятия д о л ж ны найти место в календаре выход ного дня. Возможности для этого у нас большие и их надо полностью использовать. Профсоюзные органи зации должны помнить что, чем луч ше будет организован досуг трудя щихся, чем лучше они отдохнут, тем плодотворнее будет их работа на производстве, тем успешнее они бу д у т решать задачу выполнения пятилетки в четыре года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz