Моряк Заполярья. 1948, февраль.

к н н о „Шизнь в цитадели“ Мурманская контора Главкино- проката [выпустила на экраны кино­ театров города новый художествен­ ный фильм «Жизнь в цитадели». Сценарии фильма написан Лау­ реатом Сталинской премии режиссе­ ром Л. Траубергом по одноименной пьесе эстонского драматурга Лау­ реата Сталинской премии А. Якоб­ сона, Фильм рассказывает о событиях, разыгравшихся осенью 1944 года, накануне освобождения Прибалтики от немецких оккупантов. Известный эстонский ученый, профессор ботаники А. Мийлас пы­ тается превратить свой дом в ци­ тадель, за стенами которой уберечь и себя и своих близких от вмеша­ тельства в- политическую жизнь. Профессор хотел остаться вне политики и заниматься только чи­ стой наукой. По жизнь не терпит нейтралите­ та. Все жители «цитадели» — жена, дети, друзья профессора, 'не хотят стоять в сторопе от жизни. Li доме профессора становятся неспо­ койно, «цитадель» превращается в арепу борьоы. Дети профессора — сын Карл н дочь Лидия, помогают советским воинам, прячут в « ц и т ^ , дели» партизана и, когда С о в е т с к * ’ Армия вошла в город, покидают дом отца, становятся активными борца­ ми с фашизмом. В1 то же время сын профессора Раис и племянник Ри­ хард, вернувшись из немецкого пле­ на, оказались шпионами, диверсан­ тами. У профессора раскрылись глаза, ои понял, что в его доме оказались и ДРУЗЬЯ и враги. События убедили ученого в наивности его иллюзий, в невозможности отгородиться от жизни. Когда стихли бои, профессор Мийлас получает предложение от советского правительства осущест­ вить свои научные открытия и с радостью включается в созидателе, , кую работу советской Эстонии. «Жизнь в цитадели» — яркий, волнующий фильм. Его с интересом посмотрят трудящиеся бассейна. ННИЖНАЯ ПОЛНА ОСИПОВИЧ Ф. А. Руководство для тонаря судоремонтного завода. Речиздат 1947 года, 145 стр., ц. 5 р. 10 к. Книга утверждена ЦУУЗ Мини­ стерства речного флота СССР в ка­ честве учебного пособия для рабо­ чих токарной специальности и ре­ месленных училищ Министерства. В пособии приведены сведения о то­ карном стайке и об инструментах, а также материалы, но которым можно познакомиться с приемами работы при изготовлении и обра­ ботке деталей для судовых механиз­ мов. Кроме того, приведены дапные о приспособлениях для увеличения производительности станка и обра­ ботки судовых деталей. ________ _ ____________ № 14 (15 31 ) Врио, ответ, редактора Н. Я. ЗАМОТКИН. МОРЯК ЗАПОЛЯРЬЯ Как я провожу занятия Кружок по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)» при управ­ лении порта приступил к работе 30 сентября прошлого года. За истек­ шие четыре месяца проведено 20 занятий. Несмотря на то, что в пе­ риод избирательной кампании мно­ гие из кружковцев работали агита­ торами, у нас не было ни одного срыва занятий. Сейчас мы закон­ чил и изучение 7-й главы Крат­ кого курса. Кале я организую и провожу за­ нятия? Каждое занятие я делю на три части. Первые 10 — 15 минут ин­ формирую слушателей о междуна­ родном положении н знакомлю с событиями внутри страны, прошед­ шими за неделю. Практика прове­ дения таких кратких политинфор­ маций вполне себя оправдала. По­ литинформации повышают интерес слушателей к занятиям, прививают вкус к газетам, книгам. После информации начинается беседа по теме занятия. Я ставлю перед слушателями узловой вопрос темы и предлагаю одному из них ответить. Выслушав ответ, спраши­ ваю товарищей: а как они думают но этому вопросу, правильно и нол- ио ли он освещен, какова их точ­ ка зрения? Как правило, среди кружковцев находятся слушатели, которые или не согласны с ответом пли имеют дополнения, В этом случае начинается оживленная бе­ седа, принимающая характер дис­ куссии. Разобрав таким образом поставленный вопрос, я обобщаю ответы, делаю сжатые выводы, ис­ правляй неточности и ошибки, до­ пущенные слушателями в ходе раз­ бора. На весь опрос по теме за­ трачиваю три четверти занятия. Р> конце каждого занятия даю вводную но следующей теме. Затем крузаконны записывают контроль­ ные вопросы, которые помогают нм лучше усваивать материал, облег­ чают самостоятельную работу7 над книгой. По контрольным вопросам кружковцы составляют также кон­ спекты. Чтобы сделать занятия интерес­ нее, а материал преподнести убеди­ тельнее, я широко использую на­ глядные пособия: альбомы но от­ дельным главам истории партии, географические карты. Члены круж­ ка по моей рекомендации читают художественную литературу, кото­ рая иллюстрирует тот или иной раздел Краткого курса. Например, когда мы проходили первую главу, кружковцы прочитали «Севасто­ польскую страду» Сергеева-Цен- ского, поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Севастополь­ ские рассказы» Льва Толстого. Иногда я сам зачитываю разделы из рекомендуемых произведений. В ходе занятий я слежу эа чи­ стотой языка слушателей, объясняю происхождение и смысл отдельных слов. В процессе опроса ставлю от­ метки и объявляю их в копце заня­ тий слушателям. Оценки заставля­ ют подтягиваться отстающих, по­ вышают усвояемость. Следует сказать, что большинст­ во членов кружка показывает хо­ рошее знание пройденного мате­ риала. Особенно' хорошо учатся коммунист т. Левашев, который не имеет оценки ниже «хорошо», бес­ партийные товарищи Абабков и Иванов. н. НОВИКОВ, руководитель круж ка. НЕ ОСЛАБЛЯТЬ БОРЬБУ ЗА ЭКОНОМИЮ ТОПЛИВА В прошлом году борьба за эконо­ мию топлива на судах нашего фло­ та развернулась с первых лее дпеи года. За счет тщательного ухода за механизмами, использования отра­ ботанного пара на отопление жилых помещений и ряда других меро­ приятий машинные команды пере­ довых кораблей добились большого снижения расхода топлива против нормы. Г одовая экономия топлива на па­ роходе «Бухара» составила 10 про­ центов, на «Спартаке» — 4,5 про­ цента, на 3 — > 7 процентов сни­ жен был расход горючего на паро­ ходах «Вологда», «Мурманск» н «А. Суворов». За экономию топли­ ва 'во второй половине 1947 года 90 членов машинных команд по­ лучили около 34 тысяч рублей премии. Казалось бы, что в новом хозяй­ ственном году машинные команды еще более усилят борьбу за сниже­ ние расхода топлива и добьются новых успехов в этом важном де‘ ле. К сожалению, получилось ина­ че. Отдельные машинные команды самоуспокоились. В результате это­ го в январе расход топлива па флоте не только не снизился, а значительно увеличился. Всего за месяц перерасход топлива составил 3,7 процента. Особенно безобразно, расходуется топливо на пароходе «Ястреб», где старшим механиком является тов. Бубнов. В январе здесь пережог со­ ставил реккордпую цифру — 39 процентов. Большой перерасход на пароходе «Карамзин», где старшим механиком плавает т. Татарииюв. Не уложилась в прошлом месяце в норму расхода топлива машинная команда «Сосновца». Всемерное сокращение расхода топлива является одним пз важных факторов в снижении себестоимости грузоперевозок. Вот почему мы по можем и пе должны мириться, даже с малейшей бесхозяйственностью в этом большом деле. Вот почему все машинные команды судов обязаны не ослаблять, а повседневно усили­ вать борьбу за экономию топлива. Л, ПЕРЕДЕРИЙ, техник-калькулятор. На три дня раньше срока Обращаясь к портовикам с при­ зывом организовать соревнование за досрочное завершений плана треть­ его решающего года пятилетки, экипаж буксирного парохода «Бело- морец» дал слово выполнить свое годовое задание к 7 ноября. Это обязательство подкрепляется прак- Так, например, па днях пароход встал на текущий ремонт сроком на 6 дней. Команда решила прове­ сти этот ремонт своими силами и закончить его досрочно. В упорном труде была одержана победа. Судно вступило в эксплоа- тащпо на 3 дня раньше срока. Ка­ чество ремонта хорошее. К 109-ЛЕТИЮ «МАНИФЕСТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» И феврале исполняется 100 лет со дня выхода в свет «Манифеста коммунистической партии». К этой знаменательной дате идет деятельная подготовка во всех пер­ вичных партийных организациях порта, 1> ближайшие дни состоятся со­ брания коммунистов с докладами об историческом значении «Манифе­ ста». Г> парткабинете открывается выставка, па которой будут широко представлены произведения класси­ ков марксизма-ленинизма. * * * Парткабинет политотдела паро­ ходства разработал доклад, посвя" щеннын 100-летию «Манифеста коммунистической партии» Маркса и Энгельса. В ближайшие дни доклад будет прочитан на собраниях судовых партийных организаций. СОБРАНИЕ ПАРТИЙНО- ХОЗЯЙСТВЕННОГО АКТИВА ПОРТА Завтра, 16 февраля, в 7 часов вечера в Драмтеатре состоится соб­ рание партийно-хозяйственного ак­ тива порта. Портовики обсудят итоги 1947 года и наметят мероприятия для успешного выполнения плана третьего года пятилетки. 13 ф евраля от пассаж и рск ого причала порта о т о ­ шел в свой первый рейс, после капитального рем он ­ та, пассажирский экспресс „Держ авин*. С удно закреплено за линией М урм анск—Лшш аха- мари. Команда и обслуживающ ий п ерсонал ук ом п л е­ ктованы лучшими людьми п ароходства. Капитаном экипаж а назначен бывший капитан пар охода „М оло­ тов* т. Сакович, старшим механиком— м ехан и к -н ас­ тавник п ароходства т. Г ол убев, боцман судн а— т. Ф е­ ликсов, плававший ран ее боцманом на океанском лайнере „А зи я ”. Э к сп р есс „Державин* им еет 150 кают 1 класса, 33 м еста 3 класса. К услугам пассаж иров к ом ф ор та­ бельно оборудован ны е рестор ан, салоп отды ха, тан- цовальный салон. О бслуж и вающ ий персонал состои т из 18 ч еловек , НА СНИМКЕ: (сл ев а н аправо) в первом р я ду — ш турманская р убк а и салон отды ха, во втором ряду — рестор ан и уголок танцовалыю го салона. Ф ото К. М ои сеев а. Адрес редакции: уг. Челюскинцев, 9. Телефон: портовый, 1-49. Тш. «Моряк. Заполярья». Зак, 126. Тираж 1000. ПН02932.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz