Моряк Заполярья. 1948, февраль.
к н н о „Шизнь в цитадели“ Мурманская контора Главкино- проката [выпустила на экраны кино театров города новый художествен ный фильм «Жизнь в цитадели». Сценарии фильма написан Лау реатом Сталинской премии режиссе ром Л. Траубергом по одноименной пьесе эстонского драматурга Лау реата Сталинской премии А. Якоб сона, Фильм рассказывает о событиях, разыгравшихся осенью 1944 года, накануне освобождения Прибалтики от немецких оккупантов. Известный эстонский ученый, профессор ботаники А. Мийлас пы тается превратить свой дом в ци тадель, за стенами которой уберечь и себя и своих близких от вмеша тельства в- политическую жизнь. Профессор хотел остаться вне политики и заниматься только чи стой наукой. По жизнь не терпит нейтралите та. Все жители «цитадели» — жена, дети, друзья профессора, 'не хотят стоять в сторопе от жизни. Li доме профессора становятся неспо койно, «цитадель» превращается в арепу борьоы. Дети профессора — сын Карл н дочь Лидия, помогают советским воинам, прячут в « ц и т ^ , дели» партизана и, когда С о в е т с к * ’ Армия вошла в город, покидают дом отца, становятся активными борца ми с фашизмом. В1 то же время сын профессора Раис и племянник Ри хард, вернувшись из немецкого пле на, оказались шпионами, диверсан тами. У профессора раскрылись глаза, ои понял, что в его доме оказались и ДРУЗЬЯ и враги. События убедили ученого в наивности его иллюзий, в невозможности отгородиться от жизни. Когда стихли бои, профессор Мийлас получает предложение от советского правительства осущест вить свои научные открытия и с радостью включается в созидателе, , кую работу советской Эстонии. «Жизнь в цитадели» — яркий, волнующий фильм. Его с интересом посмотрят трудящиеся бассейна. ННИЖНАЯ ПОЛНА ОСИПОВИЧ Ф. А. Руководство для тонаря судоремонтного завода. Речиздат 1947 года, 145 стр., ц. 5 р. 10 к. Книга утверждена ЦУУЗ Мини стерства речного флота СССР в ка честве учебного пособия для рабо чих токарной специальности и ре месленных училищ Министерства. В пособии приведены сведения о то карном стайке и об инструментах, а также материалы, но которым можно познакомиться с приемами работы при изготовлении и обра ботке деталей для судовых механиз мов. Кроме того, приведены дапные о приспособлениях для увеличения производительности станка и обра ботки судовых деталей. ________ _ ____________ № 14 (15 31 ) Врио, ответ, редактора Н. Я. ЗАМОТКИН. МОРЯК ЗАПОЛЯРЬЯ Как я провожу занятия Кружок по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)» при управ лении порта приступил к работе 30 сентября прошлого года. За истек шие четыре месяца проведено 20 занятий. Несмотря на то, что в пе риод избирательной кампании мно гие из кружковцев работали агита торами, у нас не было ни одного срыва занятий. Сейчас мы закон чил и изучение 7-й главы Крат кого курса. Кале я организую и провожу за нятия? Каждое занятие я делю на три части. Первые 10 — 15 минут ин формирую слушателей о междуна родном положении н знакомлю с событиями внутри страны, прошед шими за неделю. Практика прове дения таких кратких политинфор маций вполне себя оправдала. По литинформации повышают интерес слушателей к занятиям, прививают вкус к газетам, книгам. После информации начинается беседа по теме занятия. Я ставлю перед слушателями узловой вопрос темы и предлагаю одному из них ответить. Выслушав ответ, спраши ваю товарищей: а как они думают но этому вопросу, правильно и нол- ио ли он освещен, какова их точ ка зрения? Как правило, среди кружковцев находятся слушатели, которые или не согласны с ответом пли имеют дополнения, В этом случае начинается оживленная бе седа, принимающая характер дис куссии. Разобрав таким образом поставленный вопрос, я обобщаю ответы, делаю сжатые выводы, ис правляй неточности и ошибки, до пущенные слушателями в ходе раз бора. На весь опрос по теме за трачиваю три четверти занятия. Р> конце каждого занятия даю вводную но следующей теме. Затем крузаконны записывают контроль ные вопросы, которые помогают нм лучше усваивать материал, облег чают самостоятельную работу7 над книгой. По контрольным вопросам кружковцы составляют также кон спекты. Чтобы сделать занятия интерес нее, а материал преподнести убеди тельнее, я широко использую на глядные пособия: альбомы но от дельным главам истории партии, географические карты. Члены круж ка по моей рекомендации читают художественную литературу, кото рая иллюстрирует тот или иной раздел Краткого курса. Например, когда мы проходили первую главу, кружковцы прочитали «Севасто польскую страду» Сергеева-Цен- ского, поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Севастополь ские рассказы» Льва Толстого. Иногда я сам зачитываю разделы из рекомендуемых произведений. В ходе занятий я слежу эа чи стотой языка слушателей, объясняю происхождение и смысл отдельных слов. В процессе опроса ставлю от метки и объявляю их в копце заня тий слушателям. Оценки заставля ют подтягиваться отстающих, по вышают усвояемость. Следует сказать, что большинст во членов кружка показывает хо рошее знание пройденного мате риала. Особенно' хорошо учатся коммунист т. Левашев, который не имеет оценки ниже «хорошо», бес партийные товарищи Абабков и Иванов. н. НОВИКОВ, руководитель круж ка. НЕ ОСЛАБЛЯТЬ БОРЬБУ ЗА ЭКОНОМИЮ ТОПЛИВА В прошлом году борьба за эконо мию топлива на судах нашего фло та развернулась с первых лее дпеи года. За счет тщательного ухода за механизмами, использования отра ботанного пара на отопление жилых помещений и ряда других меро приятий машинные команды пере довых кораблей добились большого снижения расхода топлива против нормы. Г одовая экономия топлива на па роходе «Бухара» составила 10 про центов, на «Спартаке» — 4,5 про цента, на 3 — > 7 процентов сни жен был расход горючего на паро ходах «Вологда», «Мурманск» н «А. Суворов». За экономию топли ва 'во второй половине 1947 года 90 членов машинных команд по лучили около 34 тысяч рублей премии. Казалось бы, что в новом хозяй ственном году машинные команды еще более усилят борьбу за сниже ние расхода топлива и добьются новых успехов в этом важном де‘ ле. К сожалению, получилось ина че. Отдельные машинные команды самоуспокоились. В результате это го в январе расход топлива па флоте не только не снизился, а значительно увеличился. Всего за месяц перерасход топлива составил 3,7 процента. Особенно безобразно, расходуется топливо на пароходе «Ястреб», где старшим механиком является тов. Бубнов. В январе здесь пережог со ставил реккордпую цифру — 39 процентов. Большой перерасход на пароходе «Карамзин», где старшим механиком плавает т. Татарииюв. Не уложилась в прошлом месяце в норму расхода топлива машинная команда «Сосновца». Всемерное сокращение расхода топлива является одним пз важных факторов в снижении себестоимости грузоперевозок. Вот почему мы по можем и пе должны мириться, даже с малейшей бесхозяйственностью в этом большом деле. Вот почему все машинные команды судов обязаны не ослаблять, а повседневно усили вать борьбу за экономию топлива. Л, ПЕРЕДЕРИЙ, техник-калькулятор. На три дня раньше срока Обращаясь к портовикам с при зывом организовать соревнование за досрочное завершений плана треть его решающего года пятилетки, экипаж буксирного парохода «Бело- морец» дал слово выполнить свое годовое задание к 7 ноября. Это обязательство подкрепляется прак- Так, например, па днях пароход встал на текущий ремонт сроком на 6 дней. Команда решила прове сти этот ремонт своими силами и закончить его досрочно. В упорном труде была одержана победа. Судно вступило в эксплоа- тащпо на 3 дня раньше срока. Ка чество ремонта хорошее. К 109-ЛЕТИЮ «МАНИФЕСТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» И феврале исполняется 100 лет со дня выхода в свет «Манифеста коммунистической партии». К этой знаменательной дате идет деятельная подготовка во всех пер вичных партийных организациях порта, 1> ближайшие дни состоятся со брания коммунистов с докладами об историческом значении «Манифе ста». Г> парткабинете открывается выставка, па которой будут широко представлены произведения класси ков марксизма-ленинизма. * * * Парткабинет политотдела паро ходства разработал доклад, посвя" щеннын 100-летию «Манифеста коммунистической партии» Маркса и Энгельса. В ближайшие дни доклад будет прочитан на собраниях судовых партийных организаций. СОБРАНИЕ ПАРТИЙНО- ХОЗЯЙСТВЕННОГО АКТИВА ПОРТА Завтра, 16 февраля, в 7 часов вечера в Драмтеатре состоится соб рание партийно-хозяйственного ак тива порта. Портовики обсудят итоги 1947 года и наметят мероприятия для успешного выполнения плана третьего года пятилетки. 13 ф евраля от пассаж и рск ого причала порта о т о шел в свой первый рейс, после капитального рем он та, пассажирский экспресс „Держ авин*. С удно закреплено за линией М урм анск—Лшш аха- мари. Команда и обслуживающ ий п ерсонал ук ом п л е ктованы лучшими людьми п ароходства. Капитаном экипаж а назначен бывший капитан пар охода „М оло тов* т. Сакович, старшим механиком— м ехан и к -н ас тавник п ароходства т. Г ол убев, боцман судн а— т. Ф е ликсов, плававший ран ее боцманом на океанском лайнере „А зи я ”. Э к сп р есс „Державин* им еет 150 кают 1 класса, 33 м еста 3 класса. К услугам пассаж иров к ом ф ор та бельно оборудован ны е рестор ан, салоп отды ха, тан- цовальный салон. О бслуж и вающ ий персонал состои т из 18 ч еловек , НА СНИМКЕ: (сл ев а н аправо) в первом р я ду — ш турманская р убк а и салон отды ха, во втором ряду — рестор ан и уголок танцовалыю го салона. Ф ото К. М ои сеев а. Адрес редакции: уг. Челюскинцев, 9. Телефон: портовый, 1-49. Тш. «Моряк. Заполярья». Зак, 126. Тираж 1000. ПН02932.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz