Моряк Заполярья. 1948, апрель.

2 МОРЯК ЗАПОЛЯРЬЯ N° 30 (1 5 4 7 ) Героический подвигбалтийцев С егодня и сполняется 30 л ет со дня героического л ед о во го похода Б алти й ского ф л ота из Г ел ьси н гф ор са в К ронш тадт. Это был ед и н ствен ­ ный в истории всех ф лотов мира ледовы й поход. В этом походе военные балтийские моряки совершили беспримерный в истории подвиг и спасли ф лот м олодой С оветской республики. * * * Ранней весной 1918 го д а гер м ан ­ ские империалисты сд е ла ли ещ е од- IIv попытку прорваться к П е т р о г р а ­ ду с ц ел ью восстановления в Р о с ­ сии строя пом ещи ков и к ап и тал и ­ стов. На это т раз противник избрал плацдарм ом д л я наступления на Пе- 'троград северны й берег Финского згли ва. Сухопутным войскам был придан флот. Э с к ад р а германских кораблей подош ла к Гельсингф орсу, вблизи гор од а вы сад и лся десант. Ин тервен ты оккуп и ровали Ф и н л я н ­ дия), утопив в крови ф и н ля н дскую революцию . К ом ан довани е о к к у п а н ­ те! потребовало р азо р у ж ен и я и к а ­ п итуляции Б а л т и й с к о го ф лота. Состояние боевы х корабл ей Б а л г - ф л ота б ы л о в это время весьма т я ­ ж елым. Б о л ьш ая ч асть офицеров, обезум ев от страха и злобы на больш евиков, б еж ал а с кораблей в Швецию , Норвегию , во Францию. . Э ки й аж и многих кораблей на 50 - 70 п роцентов были расп ущ ены по домам. На многих кораблях машины н аходи ли сь в разобранном с о с т о я ­ нии. Н а зал и ве стоял н еп одвиж ны й лсд. К азалось, сдача ф лота ин тервен ­ там бы ла неминуемой. Н о партия больш еви ков, товарищ и Л ен и н и С талин принимают решение: ф л о т ни в коем случае, им периалистам не сдавать, сохранить его дл я обороны П етро гр ада, провести его ск во зь л ь д ы в красный К ронш тадт. Б р аг у ж е п одходил к Гельеинг- фсрсу, к огд а на к о рабл я х бы л п о ­ лучен приказ Л енина и Сталина о ледовом походе. Моряки Б а л т ф л о т а с огромным энтузиазмом встретили п ризыв вож дей. «Во что бы то ни п а л о спасти ф лот», — заяви л и м а ­ тросы. Н ач ал ась н ем едлен н ая подготовка судов д л я вы хода их нз ге ль си н г­ ф о р сск о й базы. Вывод о сл о ж н я л с я Том, что в распоряж ении К расного ф лота имелся всего лиш ь один м о щ ­ ный л ед о к о л «Ермак». З н ач и тел ьн о е коли чество зим о вав­ ших в Г ельсингф орсе су д о в н ах оди ­ л ось в состоянии ремонта. Собрать машины в короткий срок было не- . легким делом, хотя бы по одному тому, что на многих кораблях было минимальное коли чество команды (н екоторы е миноносцы, например, об сл у ж и вал о всего 8 10 человек), запасы угля были па исходе. Те, немногие дни, которы е о с т а ­ вались до выхода кораблей из Г е л ь ­ сингфорса, прошли в лихорадочной работе. С обирались разобранные м е ­ ханизмы, пополнялись скудны е з а ­ пасы топлива, заго то вл ял ас ь прови­ зия. М оряки, полные решимости во что бы то ни стало выполнить при ­ каз бол ьш еви стской партии — не дать ф л от в руки врагов, — работа­ ли д о изнем ож ения ден ь и ночь, стрем ясь привести корабли в такое состояние, которое позволило бы им принять участие в боевом походе. 12 марта из Г ельси н гф орса вышли крупны е линейные корабли и к рей ­ сера, в том числе линкоры « П е тр о ­ павловск» (ныне «М арат»), «Гангут» (ныне «О к тя брьская революция»), «С евастополь» (ныне «П ар и ж ск ая коммуна») и другие. 4 апреля выш ел второй отряд крупных судов: д ва старых л и н ей ­ ных корабля и дна крейсера, причем иг, буксир были взяты три п о д в о д ­ ных лодки. Третий караван, самый м ногочис­ ленный, выходил группами, начиная с 7 апреля. Н а горизонте п о к а за ­ лись дым ки неприятельской эскадры. Н адо было спешить. Н а некоторых кораблях ие был закончен ремонт машин,- Их брали иа буксир и уж е во л ьдах ком анды заканчивали сб о р ­ ку и опробование механизмов. К а ж д ы й корабль принял на свой борт, помимо огромного запаса иро- ■ Й5К- г? . 1 ' > 1 j; * 1 довол ьстви я, семьи в о ен н о сл уж ащ и х и рабочих. Утром 11 апреля из Г ельси н гф орса вышли последн и е с о ­ ветски е корабли. В гот ж е ден ь г о ­ род был зан я т оккупантами. С тояла суровая зима. Т олщ и н а л ь д а на зал и ве в м ар те — ап реле до х о д и л а до 0,75 метра. М естам и кораблям п р егр а ж д ал и путь огром ные торосы. Д а ж е м ощны й л е д о к о л с тр у д о м пробивал подобного рода «пробки». К орабли шли по л едя н ой пустыне п о б еж д ая торосы, по м етру за в о е в ы ­ вая пространство. Н асе л е н ны е п у н к ­ ты п о од ал ь от ф ар ватера были в р у к ах интервентов. С удам грозили враж еск и е батареи. Н а д караваном кр у ж и л и с ь неп ри ятельски е с ам о л е­ ты «Таубе». Б елоф инны захв ати л и б атарею на остр ове Л авен са ар и и об стр ел ял и л е д о к о л «Ермак». С бо е­ вых к ораблей (во избеж ан и е кр о в о ­ пролития) не отвеч ал и на п р о в о к а­ ционные вы стрелы , но пуш ки и ком анды н аходи л и сь в постоянной готовности д ат ь отпор врагу. П о д руко водством судо вы х к о м ­ м унистических органи зац и и б ал ти й ­ ские матросы уверенно вели ф л о т к берегам своей Р одины. Они ж и л и одним ж ел ан и ем : спасти военный ф л о т д л я С о ветской республики. У миноносца «Боевой» продавило борт. К ом анда п р и л о ж и л а все у с и ­ лия к тому, чтобы приостановить течь. Н о старания не д а л и ж е л а е ­ мых результатов. К ом ан да в ы с а д и ­ л ась на л е д и переш л а на другой корабль. «Боевой», у которого за т о ­ пило носовой отсек, был взят на буксир. Д в и ж ен и е п одводны х л од ок сквозь сплошные л ь д ы бы ло соп ряж ен о с особенно большими трудностям и. П одвод ны е л о д к и б ук вал ь н о проби­ вали себе дор огу сантим етр за с а н ­ тиметром. О громные л ед я н ы е глыбы л езл и на палубы лодок, за р ы в аю ­ щ и х ся в о ск о л к ах льда, и тогда торчали то л ь к о одни рубки. З а 14 походных часов подводной л о д к е «П ан тера» у д ал о сь пройти в п е р ­ вый день всего н ескол ько сот м е т ­ ров. Л е д я н ы е торосы м естами д о с т и г а ­ ли 3 метров. П одвод н ая л о д к а «Тур» разбила себе ф орш тевень, в отсеки стал а п оступ ать вода. Л о д к у взял на букси р линкор. Н очы о на одном из миноносцев, и дущ ем в кильватер, возник пожар. Н а одном из м аленьких кораблей льды продавили борт. В таких с л у ­ чаях м оряки по л ь д у б еж ал и к с у д ­ ну, терп ящ ем у бедствие. Общими усилиями они ликви ди ро вал и п о ­ ж ары, зад елы п ал и пробоины. В отсеках п одводны х л о д о к стоял невыносимый холод. Н е сп асала д а ­ ж е теплая о д еж д а. Спали, не р а з ­ деваясь, не бо л ьш е 2 — 3 часов в сутки, куш ал и не отх одя от своих механизмов. Р еволю ционны е матросы, в о о д у ­ ш евляемы е больш еви стской партией, спасли флот. Ни одного корабля не д о ст ал о сь интервентам. 6 линкоров, 5 крейсеров, 54 эскад рен ны х мино носца, 12 подводных лодок, 25 сто рож евы х судов и трал ьщ и ков, b минных заградителей, 69 вспом ога­ тельных судов и транспортов, 28 буксиров и 7 малых л е д о к о л о в — всего 211 кораблей пришли в К р о в т т а д т на помощь красному П е т р о ­ граду. Спасенные корабли очень нриго ди лн сь м олодой С оветской респуб л и ке в ее решительной и отчаянной борьбе с врагами — интервентами и белогвардей ц ам и всех мастей. Б ал тийцы сохранили свой ф л от д л я з а ­ щиты соц и али сти ческой Р одины, дл я защ иты героического П етрограда. (И з книги «Балтфлот — з а ­ щитник Петрограда»), О десса. М оряки Черн ом орского торгового ф л о та ш еф ствую т над группой детей, п отерявших р о д и ­ тел ей во время В ели кой О т е ч е с т ­ венной войны. На снимке: семья погибшего механика П астер н ака в го стях у своих шеф ов на теп л о х о д е « Н и ­ колаев». Н а переднем плане с п р а ­ ва капитан Т. П. Рым кус. Ф ото А. Фатеева. П р есс к л иш е ТАСС. Вместо обзора стенной печати. Стенгазетой нужно руководить Я ркие к расочны е заго л овки за м е ­ ток, разборчивый текст, остры е к а ­ ри катуры о став л я ю т хор ош ее вп еч ат­ ление о стен газете первого грузового у ч а стка «П орто ви к Зап ол яр ь я ». Н о это впечатление сразу ж е р ассе и ­ вается, к ак т о л ь к о начинаешь з н а ­ ком иться с со держ ан и ем газеты. П ервое, что бро сается в г л аза — э то случайный, плохо о т р е д а к т и р о ­ ванный м атериал. Б о л ьш и н ство з а ­ м еток п р ед ст ав л я ет из себя набор цифр. А вторами больш и н ства с т а ­ тей я вл яю т ся члены ред к о л л еги и и п р е д се д ател ь местного ком итета тов. Чирин. Т ак, например, в новогоднем номере кроме статьи т. Чирина нет ни одн ой авто рско й заметки. Р е д ­ кол л еги я п лохо связан а с рабочи ­ ми, не имеет актива и поэтому ж и зн ь к о л л екти ва о с в ещ ает н е у д о в л е т в о ­ рительно. И звестн о, что на первом грузовом В стен газете очень м ало к р и ти ч е­ ского м атериала, в т е к с т е д о п у с к а ­ ю тся грамм ати чески е и смы словы е ошибки. Вот, что, например, н аписа­ но в статье, п освящ енной ж ен ск о м у дню: «У нас ж енщ и н а вы росла, стал а зан и м ать вы сшие д о л ж н о сти : врачи, учителя, — п избраны в высшие о р ­ ганы власти...». П артийная, проф сою зная и к о м ­ со м о л ьс кая органи зац и и у ч а стка ие р у к о в о д я т своей стен газетой. К о гда- то р е д к о л л е г и я в своем составе н а ­ сч иты вал а 9 человек, сейчас о с т а ­ л ось — 4. Н о партийная о р га н и за­ ция не позаб о ти л ась о пополнении редколлеги и . Все ру ко во д ст во п арторганизации своди тся к тому, что ее секретарь к к а ж д о м у номеру стенной газеты пишет п ередовы е статьи. Во всем ж е БИБЛИОТЕКА В ОБЩ ЕЖ ИТИИ В заводском м олод еж ном о б щ е ж и ­ тии организован кн игоношеский пункт. К ом сом ольцы периодически обменивают л и тературу в областной библиотеке. В судовой политшколе На пароходе «Сосковец» органи­ зована политшкола. Молодые моря­ ки занимаются в школе два раза в неделю. Руководит занятиями ма­ шинист т. Мальцев, прошедший спе­ циальный двухнедельный семинар. Сейчас слушатели политшколы изучают книгу: «Беседы об общест­ венном и государственном устрой­ стве СССР». Располагая достаточным запасом знаний, т. Мальцев каждый урок проводит на высоком уровне, что позволяет слушателям хорошо усваи­ вать преподаваемый материал. При опросах моряки показывают глубо­ кие знания пройденных тем. Хоро­ шо готовятся к занятиям и четко отвечают на уроках машинный уче­ ник Бородаенко, кочегар Яковлев и матрос Федосеев. Однако не все у нас обстоит благополучно. Мы еще' не добились того, чтобы в политшколе успевали все. Но т. Мальцев прилагает все усилия, чтобы устранить этот не­ дочет. Он систематически беседуете отстающими, помогает им разби­ раться в сложных политических вопросах. Первое время плохо успе­ вал кочегар второго класса Моск- винтис., он не мог показать на жар­ те промышленные центры страны. С ним побеседовали, помогли и сейчас т. Москвннтис учится лучше. В. НАЗАРОВ, сенретарь парторганизации парохода «Сосковец». В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТАМ И АГИТАТОРАМ «В помощь руководителям круж­ ков по изучению Краткого курса истории ВКП(б)», так называется альбом, сделанный работниками парткабинета порта. В альбоме соб­ ран интересный дополнительный материал по изучению истории ВКП(б). В другом альбоме собраны статьи, в которых .рассказывается о трудо­ вых достижениях советского народа, о ходе выполнения послевоенной сталинской пятилетки. В альбоме З а п оследн ее время молодые ра- имеется богатый материал о разви- бочие, ж и вущ и е в общ ежитии, про- Т1[ Мурманской области в новой члн: «П о весть о настоящ ем челове- ракета», «Счастье пятилетке, о трудовых подарках пе- . редовиков производства области. уч а стке нем ало грузчиков, не вы- , остальном р е д к о л л ег и я предо ставл е- п олн яющи х нормы выработки. Н о на сама себе. П л ан о в очередны х но- га зета ни р азу в течение этого год а меров редактор стен газеты Т еп ля ков не вы ступ и ла со статьей п е р е д о в о г о ‘ бригадира об опыте работы. В аж н ейш ая обязан н ость с т е н г а зе ­ ты — си стем ати ч ески п о казы в ать ход соревнования, расск а зы вать о п е р е ­ д ови к ах производства. Н о « П о р т о ­ вик Зап о л яр ь я » этот п оказ о гран и ­ чивает п еречислением бригад, п ер е­ выполнивших нормы, инф ормацией о *том, что таки е-то и таки е-то то вар и ­ щ и работали хорошо, а таки е-то плохо. Н а основе чего достигн у ты вы сокие п о казател и и почему о т ­ стаю т о тд е л ь ны е бригады, газета ум алчивает. не составл яет. Р аб о ты по п ри вл е­ чению автор ско го актива не ведется. Им енно поэтому б о л ьш ая ч асть з а ­ м еток пиш ется членами р е д к о л л е ­ гии. С тенная печать я вл я ется д е й с т ­ венным ор у ж и ем в д е л е повышения про и зводи тел ьн ости труда, органи ­ зац и и соревнования в борьбе с н а ­ руш ителям и дисциплины . Н о с этой зад ачей стен газета первого участка пока не сп р авл я ется. С П О Р Закончился XIV традиционный Праздник Севера 8 апр ел я закон чи лся, п р о д о л ж ав- i К ом ан дн ое п ервенство сред и у ч а­ щийся 5 дней, 14 традиционный ; стников пр азд н ика С евера j i o первой спортивный п раздник Севера, в к о ­ тором приняло участие 370 с и л ь ­ нейших л ы ж н и к о в М о сквы , Л е н и н ­ града, С вер дл овска, Горького, М у р ­ манска и д р у ги х городов страны. 5 дн ей на л ы ж н ы х сопках юж н ой окраины города ш л а упорная борьба зг п ервен ство на трудн ейш и х го р ­ ных ди стан ци ях, в сл алом е и с к о ­ ростном спуске. Зван и е абсолю тны х чемпионов в ы ­ т р а л и м олоды е, впервые п ри ехав­ шие на п раздник лыж н ик и: л ен и н ­ гр а д ец Б утон о в и л атви й ская сп орт­ см ен ка Ниедро. З ван и е чемпиона по М ур м ан ской области среди ж енщ и н п р и суж ден о п редстави тел ьн и ц е Д С О «П ищ еви к» О л ь ге Китовой, среди м уж чин — п р едстави телю этого ж е о бщ еств а И ван у Гусарову. группе выиграла ком анда Л е н и н гр а д ­ ской области. П а второе место Вь 1 - ш ла ком анда мурманчан. П о второй группе вы ступ авши х в соревнованиях п о бедителем выш л и лы ж н и к и Д С О «П ищ еви к», на втором м есте — ком ан да С еверного ф лота, на т р е т ь ­ ем — «Динам о», на четвертом — «Химик», на 8 — Д С О «Водник». Участники п раздн ика и м ногочис­ ленные гости собрались 8 апреля в клубе на итоговый вечер. П о сл е оглаш ен и я р езу л ь тат о в сор евн ова­ ний, п р е д с е д а те л ь М урм ан ского облисполком а т. Шурыгин вручил побед ител ям соревнований алы е л е н ­ ты чемпионов п раздн ика Севера, бед и тел ям всех д и ста н ц и й б ы л и ^ Ж чены пер ехо дящ и е призы, д и п л о ^ И ценные подарки. ПОПОВ А. А. Топливная аппара­ тура дизелей транспортного типа. М., Р ечи здат, 1947 г., 287 стр. ц. 22 руб. 85 коп. (в перепл.). В книге рассм атри ваю тся основные моменты рабочего проц есса ди зеля, связанны е с работой топливной си ­ стемы — расп о л ож ен и е топлива, см есеобразование и сгорание, а т а к ­ ж е кон стр укц и и и характери сти к и наиболее распространенны х и типич­ ных топливны х систем транспортны х дизелей, в частн ости судовы х. К р о ­ ме того, д аю тся указан ия по м е т о д и ­ ке испытания топливной аппаратуры, ее оценке и эксплоатации. К Н И Ж Н А Я П О Л К А ГИ Н ЗБУ Р Г И. И. и С Ы РМ А Й А .Г . «Пути рентабельной работы суд ор е­ монтного предприятия». М. «Морской транспорт», 1947 г., стр. 36, ц. 4 р. В брошю ре о свещ аю тся в д о с т у п ­ ной, популярной форме вопросы сни­ ж ен и я себестоимости, повышения рентабельности промышленны х п р е д ­ приятий Ми н и стер ства морского ф лота. А вторы приводят п р и м е р ы " организации борьбы за р ен таб ел ь ­ ную работу в др у ги х о трасл ях про­ мышленности, остан авли ваю тся по­ дробно на вопросах повышения п ро­ и звод ительности тр уда, сниж ения за т р ат на м атери алы и со кращ ен и я н акладны х расходов. В ВОЕННОМ ТРИБУНАЛЕ БАССЕЙНА ке», «Ч еловек Картахены». Баби чев Владимир Михайлович, работая л ебедчи ком зем снаряда «Вайгач», систем атически наруш ал труд'овую дисц и п ли н у: п рогуливал, пьянствовал и хулиганил. Е го п р е­ д у п р е ж д а л и о серьезны х п о с л е д с т ­ виях нерадивого отношения к своим обязанностям. Обнаглевш ий Бабичев 21 м арта в пьяном виде во время уж и н а ро шел в салон командного состава, о б ­ руш ился на п ри су тств ующ и х н ец ен ­ зурной браныо, разорвал портрет, а затем пошел ко второму механику Г лупыш еву и нанес ему н ож евое ра нение в л евую щ еку. Бесчи н ства Бабичева были пре­ кращ ены тол ь к о по приходе на с у д ­ но сотру д ни ка милиции. 7 апреля Военный Т рибунал б а с ­ сейна приговорил хул и ган а Бабичева В. М. к заклю чен ию в и сп р ави тел ь­ но-трудовых лагерях сроком на пять лет. Н. СМИРНОВ, капитан юстиции. Ответственный редактор Н Я ЗАМОТКИН . Адрес редакции: ул. Челюскинцев, д, 9. Телефон: портовый 1 4 9 . Тип. «Моряк Заполярья». Зак. 314. Тираж 1000. ПН02997.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz