Моряк Заполярья. 1948, апрель.
2 МОРЯК ЗАПОЛЯРЬЯ N° 30 (1 5 4 7 ) Героический подвигбалтийцев С егодня и сполняется 30 л ет со дня героического л ед о во го похода Б алти й ского ф л ота из Г ел ьси н гф ор са в К ронш тадт. Это был ед и н ствен ный в истории всех ф лотов мира ледовы й поход. В этом походе военные балтийские моряки совершили беспримерный в истории подвиг и спасли ф лот м олодой С оветской республики. * * * Ранней весной 1918 го д а гер м ан ские империалисты сд е ла ли ещ е од- IIv попытку прорваться к П е т р о г р а ду с ц ел ью восстановления в Р о с сии строя пом ещи ков и к ап и тал и стов. На это т раз противник избрал плацдарм ом д л я наступления на Пе- 'троград северны й берег Финского згли ва. Сухопутным войскам был придан флот. Э с к ад р а германских кораблей подош ла к Гельсингф орсу, вблизи гор од а вы сад и лся десант. Ин тервен ты оккуп и ровали Ф и н л я н дия), утопив в крови ф и н ля н дскую революцию . К ом ан довани е о к к у п а н те! потребовало р азо р у ж ен и я и к а п итуляции Б а л т и й с к о го ф лота. Состояние боевы х корабл ей Б а л г - ф л ота б ы л о в это время весьма т я ж елым. Б о л ьш ая ч асть офицеров, обезум ев от страха и злобы на больш евиков, б еж ал а с кораблей в Швецию , Норвегию , во Францию. . Э ки й аж и многих кораблей на 50 - 70 п роцентов были расп ущ ены по домам. На многих кораблях машины н аходи ли сь в разобранном с о с т о я нии. Н а зал и ве стоял н еп одвиж ны й лсд. К азалось, сдача ф лота ин тервен там бы ла неминуемой. Н о партия больш еви ков, товарищ и Л ен и н и С талин принимают решение: ф л о т ни в коем случае, им периалистам не сдавать, сохранить его дл я обороны П етро гр ада, провести его ск во зь л ь д ы в красный К ронш тадт. Б р аг у ж е п одходил к Гельеинг- фсрсу, к огд а на к о рабл я х бы л п о лучен приказ Л енина и Сталина о ледовом походе. Моряки Б а л т ф л о т а с огромным энтузиазмом встретили п ризыв вож дей. «Во что бы то ни п а л о спасти ф лот», — заяви л и м а тросы. Н ач ал ась н ем едлен н ая подготовка судов д л я вы хода их нз ге ль си н г ф о р сск о й базы. Вывод о сл о ж н я л с я Том, что в распоряж ении К расного ф лота имелся всего лиш ь один м о щ ный л ед о к о л «Ермак». З н ач и тел ьн о е коли чество зим о вав ших в Г ельсингф орсе су д о в н ах оди л ось в состоянии ремонта. Собрать машины в короткий срок было не- . легким делом, хотя бы по одному тому, что на многих кораблях было минимальное коли чество команды (н екоторы е миноносцы, например, об сл у ж и вал о всего 8 10 человек), запасы угля были па исходе. Те, немногие дни, которы е о с т а вались до выхода кораблей из Г е л ь сингфорса, прошли в лихорадочной работе. С обирались разобранные м е ханизмы, пополнялись скудны е з а пасы топлива, заго то вл ял ас ь прови зия. М оряки, полные решимости во что бы то ни стало выполнить при каз бол ьш еви стской партии — не дать ф л от в руки врагов, — работа ли д о изнем ож ения ден ь и ночь, стрем ясь привести корабли в такое состояние, которое позволило бы им принять участие в боевом походе. 12 марта из Г ельси н гф орса вышли крупны е линейные корабли и к рей сера, в том числе линкоры « П е тр о павловск» (ныне «М арат»), «Гангут» (ныне «О к тя брьская революция»), «С евастополь» (ныне «П ар и ж ск ая коммуна») и другие. 4 апреля выш ел второй отряд крупных судов: д ва старых л и н ей ных корабля и дна крейсера, причем иг, буксир были взяты три п о д в о д ных лодки. Третий караван, самый м ногочис ленный, выходил группами, начиная с 7 апреля. Н а горизонте п о к а за лись дым ки неприятельской эскадры. Н адо было спешить. Н а некоторых кораблях ие был закончен ремонт машин,- Их брали иа буксир и уж е во л ьдах ком анды заканчивали сб о р ку и опробование механизмов. К а ж д ы й корабль принял на свой борт, помимо огромного запаса иро- ■ Й5К- г? . 1 ' > 1 j; * 1 довол ьстви я, семьи в о ен н о сл уж ащ и х и рабочих. Утром 11 апреля из Г ельси н гф орса вышли последн и е с о ветски е корабли. В гот ж е ден ь г о род был зан я т оккупантами. С тояла суровая зима. Т олщ и н а л ь д а на зал и ве в м ар те — ап реле до х о д и л а до 0,75 метра. М естам и кораблям п р егр а ж д ал и путь огром ные торосы. Д а ж е м ощны й л е д о к о л с тр у д о м пробивал подобного рода «пробки». К орабли шли по л едя н ой пустыне п о б еж д ая торосы, по м етру за в о е в ы вая пространство. Н асе л е н ны е п у н к ты п о од ал ь от ф ар ватера были в р у к ах интервентов. С удам грозили враж еск и е батареи. Н а д караваном кр у ж и л и с ь неп ри ятельски е с ам о л е ты «Таубе». Б елоф инны захв ати л и б атарею на остр ове Л авен са ар и и об стр ел ял и л е д о к о л «Ермак». С бо е вых к ораблей (во избеж ан и е кр о в о пролития) не отвеч ал и на п р о в о к а ционные вы стрелы , но пуш ки и ком анды н аходи л и сь в постоянной готовности д ат ь отпор врагу. П о д руко водством судо вы х к о м м унистических органи зац и и б ал ти й ские матросы уверенно вели ф л о т к берегам своей Р одины. Они ж и л и одним ж ел ан и ем : спасти военный ф л о т д л я С о ветской республики. У миноносца «Боевой» продавило борт. К ом анда п р и л о ж и л а все у с и лия к тому, чтобы приостановить течь. Н о старания не д а л и ж е л а е мых результатов. К ом ан да в ы с а д и л ась на л е д и переш л а на другой корабль. «Боевой», у которого за т о пило носовой отсек, был взят на буксир. Д в и ж ен и е п одводны х л од ок сквозь сплошные л ь д ы бы ло соп ряж ен о с особенно большими трудностям и. П одвод ны е л о д к и б ук вал ь н о проби вали себе дор огу сантим етр за с а н тиметром. О громные л ед я н ы е глыбы л езл и на палубы лодок, за р ы в аю щ и х ся в о ск о л к ах льда, и тогда торчали то л ь к о одни рубки. З а 14 походных часов подводной л о д к е «П ан тера» у д ал о сь пройти в п е р вый день всего н ескол ько сот м е т ров. Л е д я н ы е торосы м естами д о с т и г а ли 3 метров. П одвод н ая л о д к а «Тур» разбила себе ф орш тевень, в отсеки стал а п оступ ать вода. Л о д к у взял на букси р линкор. Н очы о на одном из миноносцев, и дущ ем в кильватер, возник пожар. Н а одном из м аленьких кораблей льды продавили борт. В таких с л у чаях м оряки по л ь д у б еж ал и к с у д ну, терп ящ ем у бедствие. Общими усилиями они ликви ди ро вал и п о ж ары, зад елы п ал и пробоины. В отсеках п одводны х л о д о к стоял невыносимый холод. Н е сп асала д а ж е теплая о д еж д а. Спали, не р а з деваясь, не бо л ьш е 2 — 3 часов в сутки, куш ал и не отх одя от своих механизмов. Р еволю ционны е матросы, в о о д у ш евляемы е больш еви стской партией, спасли флот. Ни одного корабля не д о ст ал о сь интервентам. 6 линкоров, 5 крейсеров, 54 эскад рен ны х мино носца, 12 подводных лодок, 25 сто рож евы х судов и трал ьщ и ков, b минных заградителей, 69 вспом ога тельных судов и транспортов, 28 буксиров и 7 малых л е д о к о л о в — всего 211 кораблей пришли в К р о в т т а д т на помощь красному П е т р о граду. Спасенные корабли очень нриго ди лн сь м олодой С оветской респуб л и ке в ее решительной и отчаянной борьбе с врагами — интервентами и белогвардей ц ам и всех мастей. Б ал тийцы сохранили свой ф л от д л я з а щиты соц и али сти ческой Р одины, дл я защ иты героического П етрограда. (И з книги «Балтфлот — з а щитник Петрограда»), О десса. М оряки Черн ом орского торгового ф л о та ш еф ствую т над группой детей, п отерявших р о д и тел ей во время В ели кой О т е ч е с т венной войны. На снимке: семья погибшего механика П астер н ака в го стях у своих шеф ов на теп л о х о д е « Н и колаев». Н а переднем плане с п р а ва капитан Т. П. Рым кус. Ф ото А. Фатеева. П р есс к л иш е ТАСС. Вместо обзора стенной печати. Стенгазетой нужно руководить Я ркие к расочны е заго л овки за м е ток, разборчивый текст, остры е к а ри катуры о став л я ю т хор ош ее вп еч ат ление о стен газете первого грузового у ч а стка «П орто ви к Зап ол яр ь я ». Н о это впечатление сразу ж е р ассе и вается, к ак т о л ь к о начинаешь з н а ком иться с со держ ан и ем газеты. П ервое, что бро сается в г л аза — э то случайный, плохо о т р е д а к т и р о ванный м атериал. Б о л ьш и н ство з а м еток п р ед ст ав л я ет из себя набор цифр. А вторами больш и н ства с т а тей я вл яю т ся члены ред к о л л еги и и п р е д се д ател ь местного ком итета тов. Чирин. Т ак, например, в новогоднем номере кроме статьи т. Чирина нет ни одн ой авто рско й заметки. Р е д кол л еги я п лохо связан а с рабочи ми, не имеет актива и поэтому ж и зн ь к о л л екти ва о с в ещ ает н е у д о в л е т в о рительно. И звестн о, что на первом грузовом В стен газете очень м ало к р и ти ч е ского м атериала, в т е к с т е д о п у с к а ю тся грамм ати чески е и смы словы е ошибки. Вот, что, например, н аписа но в статье, п освящ енной ж ен ск о м у дню: «У нас ж енщ и н а вы росла, стал а зан и м ать вы сшие д о л ж н о сти : врачи, учителя, — п избраны в высшие о р ганы власти...». П артийная, проф сою зная и к о м со м о л ьс кая органи зац и и у ч а стка ие р у к о в о д я т своей стен газетой. К о гда- то р е д к о л л е г и я в своем составе н а сч иты вал а 9 человек, сейчас о с т а л ось — 4. Н о партийная о р га н и за ция не позаб о ти л ась о пополнении редколлеги и . Все ру ко во д ст во п арторганизации своди тся к тому, что ее секретарь к к а ж д о м у номеру стенной газеты пишет п ередовы е статьи. Во всем ж е БИБЛИОТЕКА В ОБЩ ЕЖ ИТИИ В заводском м олод еж ном о б щ е ж и тии организован кн игоношеский пункт. К ом сом ольцы периодически обменивают л и тературу в областной библиотеке. В судовой политшколе На пароходе «Сосковец» органи зована политшкола. Молодые моря ки занимаются в школе два раза в неделю. Руководит занятиями ма шинист т. Мальцев, прошедший спе циальный двухнедельный семинар. Сейчас слушатели политшколы изучают книгу: «Беседы об общест венном и государственном устрой стве СССР». Располагая достаточным запасом знаний, т. Мальцев каждый урок проводит на высоком уровне, что позволяет слушателям хорошо усваи вать преподаваемый материал. При опросах моряки показывают глубо кие знания пройденных тем. Хоро шо готовятся к занятиям и четко отвечают на уроках машинный уче ник Бородаенко, кочегар Яковлев и матрос Федосеев. Однако не все у нас обстоит благополучно. Мы еще' не добились того, чтобы в политшколе успевали все. Но т. Мальцев прилагает все усилия, чтобы устранить этот не дочет. Он систематически беседуете отстающими, помогает им разби раться в сложных политических вопросах. Первое время плохо успе вал кочегар второго класса Моск- винтис., он не мог показать на жар те промышленные центры страны. С ним побеседовали, помогли и сейчас т. Москвннтис учится лучше. В. НАЗАРОВ, сенретарь парторганизации парохода «Сосковец». В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТАМ И АГИТАТОРАМ «В помощь руководителям круж ков по изучению Краткого курса истории ВКП(б)», так называется альбом, сделанный работниками парткабинета порта. В альбоме соб ран интересный дополнительный материал по изучению истории ВКП(б). В другом альбоме собраны статьи, в которых .рассказывается о трудо вых достижениях советского народа, о ходе выполнения послевоенной сталинской пятилетки. В альбоме З а п оследн ее время молодые ра- имеется богатый материал о разви- бочие, ж и вущ и е в общ ежитии, про- Т1[ Мурманской области в новой члн: «П о весть о настоящ ем челове- ракета», «Счастье пятилетке, о трудовых подарках пе- . редовиков производства области. уч а стке нем ало грузчиков, не вы- , остальном р е д к о л л ег и я предо ставл е- п олн яющи х нормы выработки. Н о на сама себе. П л ан о в очередны х но- га зета ни р азу в течение этого год а меров редактор стен газеты Т еп ля ков не вы ступ и ла со статьей п е р е д о в о г о ‘ бригадира об опыте работы. В аж н ейш ая обязан н ость с т е н г а зе ты — си стем ати ч ески п о казы в ать ход соревнования, расск а зы вать о п е р е д ови к ах производства. Н о « П о р т о вик Зап о л яр ь я » этот п оказ о гран и чивает п еречислением бригад, п ер е выполнивших нормы, инф ормацией о *том, что таки е-то и таки е-то то вар и щ и работали хорошо, а таки е-то плохо. Н а основе чего достигн у ты вы сокие п о казател и и почему о т стаю т о тд е л ь ны е бригады, газета ум алчивает. не составл яет. Р аб о ты по п ри вл е чению автор ско го актива не ведется. Им енно поэтому б о л ьш ая ч асть з а м еток пиш ется членами р е д к о л л е гии. С тенная печать я вл я ется д е й с т венным ор у ж и ем в д е л е повышения про и зводи тел ьн ости труда, органи зац и и соревнования в борьбе с н а руш ителям и дисциплины . Н о с этой зад ачей стен газета первого участка пока не сп р авл я ется. С П О Р Закончился XIV традиционный Праздник Севера 8 апр ел я закон чи лся, п р о д о л ж ав- i К ом ан дн ое п ервенство сред и у ч а щийся 5 дней, 14 традиционный ; стников пр азд н ика С евера j i o первой спортивный п раздник Севера, в к о тором приняло участие 370 с и л ь нейших л ы ж н и к о в М о сквы , Л е н и н града, С вер дл овска, Горького, М у р манска и д р у ги х городов страны. 5 дн ей на л ы ж н ы х сопках юж н ой окраины города ш л а упорная борьба зг п ервен ство на трудн ейш и х го р ных ди стан ци ях, в сл алом е и с к о ростном спуске. Зван и е абсолю тны х чемпионов в ы т р а л и м олоды е, впервые п ри ехав шие на п раздник лыж н ик и: л ен и н гр а д ец Б утон о в и л атви й ская сп орт см ен ка Ниедро. З ван и е чемпиона по М ур м ан ской области среди ж енщ и н п р и суж ден о п редстави тел ьн и ц е Д С О «П ищ еви к» О л ь ге Китовой, среди м уж чин — п р едстави телю этого ж е о бщ еств а И ван у Гусарову. группе выиграла ком анда Л е н и н гр а д ской области. П а второе место Вь 1 - ш ла ком анда мурманчан. П о второй группе вы ступ авши х в соревнованиях п о бедителем выш л и лы ж н и к и Д С О «П ищ еви к», на втором м есте — ком ан да С еверного ф лота, на т р е т ь ем — «Динам о», на четвертом — «Химик», на 8 — Д С О «Водник». Участники п раздн ика и м ногочис ленные гости собрались 8 апреля в клубе на итоговый вечер. П о сл е оглаш ен и я р езу л ь тат о в сор евн ова ний, п р е д с е д а те л ь М урм ан ского облисполком а т. Шурыгин вручил побед ител ям соревнований алы е л е н ты чемпионов п раздн ика Севера, бед и тел ям всех д и ста н ц и й б ы л и ^ Ж чены пер ехо дящ и е призы, д и п л о ^ И ценные подарки. ПОПОВ А. А. Топливная аппара тура дизелей транспортного типа. М., Р ечи здат, 1947 г., 287 стр. ц. 22 руб. 85 коп. (в перепл.). В книге рассм атри ваю тся основные моменты рабочего проц есса ди зеля, связанны е с работой топливной си стемы — расп о л ож ен и е топлива, см есеобразование и сгорание, а т а к ж е кон стр укц и и и характери сти к и наиболее распространенны х и типич ных топливны х систем транспортны х дизелей, в частн ости судовы х. К р о ме того, д аю тся указан ия по м е т о д и ке испытания топливной аппаратуры, ее оценке и эксплоатации. К Н И Ж Н А Я П О Л К А ГИ Н ЗБУ Р Г И. И. и С Ы РМ А Й А .Г . «Пути рентабельной работы суд ор е монтного предприятия». М. «Морской транспорт», 1947 г., стр. 36, ц. 4 р. В брошю ре о свещ аю тся в д о с т у п ной, популярной форме вопросы сни ж ен и я себестоимости, повышения рентабельности промышленны х п р е д приятий Ми н и стер ства морского ф лота. А вторы приводят п р и м е р ы " организации борьбы за р ен таб ел ь ную работу в др у ги х о трасл ях про мышленности, остан авли ваю тся по дробно на вопросах повышения п ро и звод ительности тр уда, сниж ения за т р ат на м атери алы и со кращ ен и я н акладны х расходов. В ВОЕННОМ ТРИБУНАЛЕ БАССЕЙНА ке», «Ч еловек Картахены». Баби чев Владимир Михайлович, работая л ебедчи ком зем снаряда «Вайгач», систем атически наруш ал труд'овую дисц и п ли н у: п рогуливал, пьянствовал и хулиганил. Е го п р е д у п р е ж д а л и о серьезны х п о с л е д с т виях нерадивого отношения к своим обязанностям. Обнаглевш ий Бабичев 21 м арта в пьяном виде во время уж и н а ро шел в салон командного состава, о б руш ился на п ри су тств ующ и х н ец ен зурной браныо, разорвал портрет, а затем пошел ко второму механику Г лупыш еву и нанес ему н ож евое ра нение в л евую щ еку. Бесчи н ства Бабичева были пре кращ ены тол ь к о по приходе на с у д но сотру д ни ка милиции. 7 апреля Военный Т рибунал б а с сейна приговорил хул и ган а Бабичева В. М. к заклю чен ию в и сп р ави тел ь но-трудовых лагерях сроком на пять лет. Н. СМИРНОВ, капитан юстиции. Ответственный редактор Н Я ЗАМОТКИН . Адрес редакции: ул. Челюскинцев, д, 9. Телефон: портовый 1 4 9 . Тип. «Моряк Заполярья». Зак. 314. Тираж 1000. ПН02997.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz