Моряк Заполярья. 1948, апрель.

г/.'ж/'ж//ж/'ж//жлжу,ж//ж//ж-'ж. / ж ж . ■/ у ЖУ/Ж уу ЖУ/Ж у -У/i № 33 (1550) ЧЕТВЕРГ ?? А П Р Е Л Я * 1948 г . Г О Д И З Д А Н И Я XVI Цена 15 коп. ПРОЛ ЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ ! f/ЖУУЖ • Ж /'Ж 'ж ■ж . ' v ж / ужуу Ж/'Ж у ? ж //Ж. уж / уж /. ж . л , МОРЯК s УП РА ВЛЕНИЯ И ПО ЛИ ТО ТДЕЛ А > МУРМАНСКОГО МОРСКОГО П А Р О Х О Д С Т В А N И | ' РАЙОННОГО КОМИТЕТА j П Р О Ф С О Ю З А М О Р Я К О В ; s Выходит 2 раза в неделю ; О Р Г А Н • ж ж ж ж ж ж ж.А • Ж Ж. Ж -Ж л л - ж '/ ж /. ж / уж /.ж. : ж■ж. уж -'Ж ж * СТЕННОЙ ПЕЧАТИ— ПАРТИЙНОЕ РУКОВОДСТВО В борьбе за досрочное выполнение послевоенной пятилетки, серьезную роль призвана сыграть стенная пе­ чать, являющаяся самой распростра­ ненной и ,£амой многочисленной пе­ чатью. На предприятиях и в уч р еж де­ ниях нашего бассейна, на кораблях дальнего и каботажного плавания выпускается более 30 стенных га­ зет, бюллетеней и «Боевых лист­ ков». Некоторые из этих газет яв- , ляются боевыми помощниками пар­ тийных организаций. На пароходе «А. Суворов», например, регулярно выходят стенная газета и «Боевые листки». Стенная печать оказывает серьезное влияние на работу экипа­ жа. Она организует и мобилизует коллектив на новые трудовые под­ виги, на перевыполнение заданий по перевозкам, показывает передовиков соревнования, критикует недостатки и ставит перед экипажем конкрет­ ные задачи. К сожалению , таких газет у нас \ка ещ е мало. Многие стенгазеты удовлетворительно выполняют свою организующую, мобилизующую и воспитательную роль, плохо осве­ щают жизнь своих коллективов, про­ ходят мимо важнейших вопросов. Известно, что на первом грузовом участке порта имеется немало груз­ чиков, которые не выполняют норм выработки. Однако стенгазета «Пор­ товик Заполярья» (орган партийной и профсоюзной организации участ­ ка) не выступила по этому вопросу со статьей, не разобралась в причи­ нах невыполнения норм грузчиками. Не печатает газета материалов и о положительном опыте. Показ социа­ листического соревнования газета ограничивает перечислением бригад и грузчиков, перевыполняющих нормы. Анализ содержания стенных га­ зет, выходящих в порту и на заводе, показывает, что большинство из них не занимается пропагандой передово- j'j, рпыта и очень слабо популяризи- >а_. результаты социалистического соревнования. Не находят освещения в газетах вопросы рационализации и изобретательства, укрепления тру­ довой дисциплины, снижения себе­ стоимости продукции и повышения ее качества. Слабо ,в газетах развита критика. Типичными недостатками стенных газет является их редкое появ­ ление в свет. Многие редколлегии и д о сих пор выпуск стенгазеты приурачивают к революционным праздникам, к большим политическим кампаниям. Причем, делаются эти газеты без желания и инициативы. Некоторые стенгазеты заполняются случайными, чрезвычайно общими, написанными ,мало доступным язы­ ком, зачастую безграмотными статья­ ми. Оформляются газеты неряшливо, Заголовки к статьям пишутся или замысловатым шрифтом, который трудно читать, или очень мелким, почти не вы деляющ им^ из общ его текста. Порой трудно найти, какой заголовок к какой статье относится, где начинается и где кончается статья. Наличие этих серьезных н едостат­ ков свидетельствует п реж де всего о неудовлетворительном руководстве партийных организаций стенной пе­ чатью. Многие первичные парторга­ низации все свое руководство стен­ газетами сводят к утверждению со­ става редколлегий. А как работает эта редколлегия, что она делает, какая ей нужна помощь — парторга­ низация не интересуется. На заводе, например, длительное время редкол­ легии не были укомплектованы. О д­ нако партбюро мирилось с этим и лишь на днях пересмотрело и попол­ нило редколлегии новыми членами. В порту на протяжении, трех с поло­ виной месяцев ни разу не собирали редакторов на инструктивные со в е­ щания. Партийные организации не интересуются планами редколлегий и не утверж даю т их. Поэтому многие редколлегии не работают, а кустар­ ничают. Понятно, что с таким положением нельзя мириться. «Б ез газет, — учит товарищ Сталин, — нельзя руково­ дить, невозможно обеспечить влия­ ние партии на широкие слои насе­ ления». Сейчас, в дни всенародной борьбы за досрочное выполнение пятилетки, как никогда возросла организующая и мобилизующая сила печати. Пар­ тийные организации должны усилить руководство стенной печатью, пре­ вратить ее в подлинный центр массо­ во-политической работы. Необходимо укрепить редколлегии грамотными, инициативными товарищами, систе­ матически инструктировать редакто­ ров, утверж дать / 1 ланы редколлегий на заседаниях партийного бюро, по­ могать стенгазетам расширять и укреплять свои связи с массами. Н е­ обходимо, далее, развить в газетах деловую принципиальную критику недостатков, поддерживать выступ­ ления газет, тем самым повышать их роль и авторитет. Усилия стенной печати сейчас должны быть сосредоточены на ши­ роком показе социалистического со­ ревнования и пропаганде передовых методов труда. Показывая все хо­ рошее и положительное, газеты должны развернуть на своих стра­ ницах острую критику недостатков. Всей силой печатного большевист­ ского слова газеты должны помо­ гать парторганизациям сплачивать и мобилизовывать коллективы на вы­ полнение пятилетки в 4 года. Пути снижения государственной дотации Патриотическое движение порто­ виков Юга за рентабельную работу, работу без государственной дотации «хватило и коллектив нашего паро­ ходства. На кораблях и в управле­ нии пароходства изыскиваются до­ полнительные пути увеличения до­ ходов, пути снижения государствен­ ной дотации.. Возможности для этого В: паро­ ходстве большие. По предваритель­ ным и далеко неполным подсчетам пароходство в этом году в состоя­ нии снизить расходы флота против плана на один миллион шестьсот тысяч рублей. В эту сумму входят снижение расходов по текущему ремонту на 800 тысяч .рублей, сни­ жение амортизационных расходов иа 350 тысяч рублей, по топливу и смазке — 250 тысяч рублей и т. д. Но если детальнее подойти к во­ просу снижения расходов, то най­ дется и немало других источников. Внедрение саморемонта на судах флота на 50 процентов к объему заводского ремонта позволит сэко­ номить здесь более миллиона госу­ дарственных средств. Более 40 ты­ сяч экономии дает наведение поряд­ ка в заработной плате. Сейчас в пароходстве разрабаты­ вается детальный н конкретпый план мероприятий, Обеспечивающий повышение доходов и снижение рас­ ходов но каждому судну нашего флота. По для того, чтобы движение за снижение государственной дота­ ции на нашем флоте стало общим, необходимо шире развернуть среди моряков массово-политическую ра­ боту, мобилизовать все коллективы судов на борьбу за строжайшую эко­ номию государственных средств. В. КОЗЕЙЧУК, начальник планового отдела пароходства. К р у п н а я п о б е д а п о р то ви к о в Коллектив портовиков дсбился крупного производственного дости­ жения. Па 21 апреля месячный план переработки грузов выполнен на 116,9 процента, все суда обра­ ботаны в срок и досрочно. Эконо­ мия стояночного времени судов в апреле составила 200 часов. Этот успех — результат широко развернувшегося предмайского со­ ревнования, тщательной подготовки к обработке каждого корабля. Кол­ лективы первого и второго грузовых участков заранее разрабатывали тех­ нологические процессы, что обеспе­ чило правильное складирование гру­ за- разгрузку и погрузку судов без задержки. Апрельская производственная по­ беда воодушевила портовиков на трудовые подвиги и они решили до конца месяца полностью покрыть задолженность первого квартала по грузоперсработка м. РЕМОНТ ЗАКО На днях от причалов завода отошел буксирный пароход «Расска­ зов». Ремонт его был закопчен в срок. Судоремонтники у этого судна заделали боковую пробоппу, по- , [роили новый мостик и мачту и НЧЕН В СРОК произвели ремонт машины. Образцы высокопроизводительно­ го труда показали котельщики бригады Комова. Задание по ремон­ ту мостика и « дубы они выполни­ ли иа трое суток райьсте срока. Сталинград. Коллектив Красноармейской судоверфи соревнуется за выполнение плана послевоенной сталинской пятилетки в .четыре года. Судостроители 'заложили иа стапелях два первых буксирных теплохода. Это положило начало большой программы строительства самоходного флота. На снимке: в цехе буксирных пароходов. Заместитель начальни­ ка цеха В. Минаев (справа) и мастер П. Голов. Фото А. Маклецова. Прессклише ТАСС. Совхоз перед с е в ом На нолях совхоза Торгмортранс горячая нора. До начала весенне- поеевной кампании остались счи­ танные дни. Коллектив деятельно готовится к севу. На днях закончен ремонт сель­ скохозяйственного инвентаря. Плу­ ги. бороны, окучники, имеющиеся в достаточном количестве, приведены в боевую готовность. Отремонтиро­ ван также ручной инвентарь: моты­ ги. лопаты и киркп. Создан запас, ящиков, мешков и корзин для пере­ возки. семян и рассады на ноля. С Мурманской МТС заключен договор, по которому она на дни посевной выделяет трактор. План по вывозке удобрении на поля выполнен на 120 процентов. Еще в начале марта руководство совхоза (директор т. Демехов) соста­ вило план проведения весенне-по­ левых работ. Р> плане намечены сро­ ки посева сельскохозяйственных культур. Посадка картофеля, напри­ мер, должна быть произведена с 25 мая по 5 июня, овощей с 10 по 20 июня, посев овса с 17 по 25 мая. В совхозе заблаговременно проду­ мали, как будет организован труд в дни весенне^посевной кампании. Рабочие раскреплены но бригадам и звеньям. За 3 недели до начала сева 19 лошадей, предназначенных на нолевые работы, будут поставле­ ны на откорм. Сейчас но плану начата заклад­ ка на яровизацию картофеля, кото­ рый дал уже хорошие крепкие рост­ ки. В достатке имеются также с** мена овощей и трав. 15 парниковом хозяйстве посевная кампания уже началась. Посеяно 40 рам редиса, 8 — пптината, 32 рамы рассады. Всего под рассаду будет занято 900 парниковых рам, из них 22-1 уже подготовлены к посеву.. В. ОРЛОВА. Н А П Е Р Е Д О В Ы Х П Р Е Д П Р И Я Т И Я Х Л Е Н И Н Г Р А Д А Недавно делегация предприятий Мурманской области, ©’ составе ко­ торой мне посчастливилось быть, вернулась из Ленинграда. Там мы осмотрели промышленную выставку, организованную в честь 30-й годов­ щины Октября н ознакомились с работой предприятий. На выставке ленинградской про­ мышленности представлены экспо­ наты изделий за 2,5 послевоенных года. Особое внимание делегатов привлекли выпущенные . заводом имени Сталина мостовые подъемные электрокраны, единственной в мире цельносварной конструкции. Делегация посетила Кировский машиностроительный завод. Сильно удивило нас то, как быстро восста­ навливается производство. Разру­ шений, причиненных войной, почти не видно;. Организация работ на промыш­ ленных предприятиях Ленинграда резко отличается от организации иа предприятиях нашего города. Иск­ лючительное внимание всюду уде­ ляется культуре производства. Вез­ де очищены проездные пути, име- (Б еседа с нач. конструкторского отдела 'судоремонтного завода тов. Рычиным). ются хорошие склады для хранения деталей. Отличный порядок в цехах. При каждом цехе имеются кладовки для материалов. Заточка инструмента централизована. Это очень удобно и полезно. Рабочий не отрывается от станка и инструмент он получает более качественный. Материал или заготовки и инструмент рабочему подносят подсобники. Большинство машиностроитель­ ных заводов работают по чертежам. Мастер и л и бригадир перед сменой подробно знакомит с чертежами каж­ дого рабочего. На таких крупных заводах, как на Кировском, для ма­ стера в середине цеха на возвыше­ нии устроена, остекленная со всех сторон, конторка. Находясь в ней. j мастер видит свой участок. Это об­ легчает оперативное руководство1 производственным процессом. На ленинградских предприятиях мы увидели много новинок. Особен­ но распространено скоростное фре­ зерование и точение, анодно-механи­ ческая обработка деталей, закалка стали при помощи высокочастотных установок, центробежное литье, литье под давлением. У нас на заводе из этих ново­ введений можно применить скоро­ стное фрезерование и скоростное точение. Оно.производится при по­ вышенной скорости, с помощью от­ рицательного переднего угла реза­ ния. Если у нас обычная скорость резания .12 — .15 метров в минуту, то скоростная — 125 — 150 мет­ ров. Кроме того, у пас с успехом мож­ но внедрить в производство анодно- механическую заточку инструмента и анодно-механическую резку ме­ талла. При применении анодно-меха­ нической обработки ь 1 раза сни­ жается себестоимость. Можно при­ менять у нас и вихревую нарезку резьбы. Для этого надо лишь уста­ новить на суппорте токарных стан­ ков нехитрое приспособление и ско­ рость обработки деталей будет уве­ личена в 16 раз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz