Моряк Заполярья. 1948, апрель.
г/.'ж/'ж//ж/'ж//жлжу,ж//ж//ж-'ж. / ж ж . ■/ у ЖУ/Ж уу ЖУ/Ж у -У/i № 33 (1550) ЧЕТВЕРГ ?? А П Р Е Л Я * 1948 г . Г О Д И З Д А Н И Я XVI Цена 15 коп. ПРОЛ ЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ ! f/ЖУУЖ • Ж /'Ж 'ж ■ж . ' v ж / ужуу Ж/'Ж у ? ж //Ж. уж / уж /. ж . л , МОРЯК s УП РА ВЛЕНИЯ И ПО ЛИ ТО ТДЕЛ А > МУРМАНСКОГО МОРСКОГО П А Р О Х О Д С Т В А N И | ' РАЙОННОГО КОМИТЕТА j П Р О Ф С О Ю З А М О Р Я К О В ; s Выходит 2 раза в неделю ; О Р Г А Н • ж ж ж ж ж ж ж.А • Ж Ж. Ж -Ж л л - ж '/ ж /. ж / уж /.ж. : ж■ж. уж -'Ж ж * СТЕННОЙ ПЕЧАТИ— ПАРТИЙНОЕ РУКОВОДСТВО В борьбе за досрочное выполнение послевоенной пятилетки, серьезную роль призвана сыграть стенная пе чать, являющаяся самой распростра ненной и ,£амой многочисленной пе чатью. На предприятиях и в уч р еж де ниях нашего бассейна, на кораблях дальнего и каботажного плавания выпускается более 30 стенных га зет, бюллетеней и «Боевых лист ков». Некоторые из этих газет яв- , ляются боевыми помощниками пар тийных организаций. На пароходе «А. Суворов», например, регулярно выходят стенная газета и «Боевые листки». Стенная печать оказывает серьезное влияние на работу экипа жа. Она организует и мобилизует коллектив на новые трудовые под виги, на перевыполнение заданий по перевозкам, показывает передовиков соревнования, критикует недостатки и ставит перед экипажем конкрет ные задачи. К сожалению , таких газет у нас \ка ещ е мало. Многие стенгазеты удовлетворительно выполняют свою организующую, мобилизующую и воспитательную роль, плохо осве щают жизнь своих коллективов, про ходят мимо важнейших вопросов. Известно, что на первом грузовом участке порта имеется немало груз чиков, которые не выполняют норм выработки. Однако стенгазета «Пор товик Заполярья» (орган партийной и профсоюзной организации участ ка) не выступила по этому вопросу со статьей, не разобралась в причи нах невыполнения норм грузчиками. Не печатает газета материалов и о положительном опыте. Показ социа листического соревнования газета ограничивает перечислением бригад и грузчиков, перевыполняющих нормы. Анализ содержания стенных га зет, выходящих в порту и на заводе, показывает, что большинство из них не занимается пропагандой передово- j'j, рпыта и очень слабо популяризи- >а_. результаты социалистического соревнования. Не находят освещения в газетах вопросы рационализации и изобретательства, укрепления тру довой дисциплины, снижения себе стоимости продукции и повышения ее качества. Слабо ,в газетах развита критика. Типичными недостатками стенных газет является их редкое появ ление в свет. Многие редколлегии и д о сих пор выпуск стенгазеты приурачивают к революционным праздникам, к большим политическим кампаниям. Причем, делаются эти газеты без желания и инициативы. Некоторые стенгазеты заполняются случайными, чрезвычайно общими, написанными ,мало доступным язы ком, зачастую безграмотными статья ми. Оформляются газеты неряшливо, Заголовки к статьям пишутся или замысловатым шрифтом, который трудно читать, или очень мелким, почти не вы деляющ им^ из общ его текста. Порой трудно найти, какой заголовок к какой статье относится, где начинается и где кончается статья. Наличие этих серьезных н едостат ков свидетельствует п реж де всего о неудовлетворительном руководстве партийных организаций стенной пе чатью. Многие первичные парторга низации все свое руководство стен газетами сводят к утверждению со става редколлегий. А как работает эта редколлегия, что она делает, какая ей нужна помощь — парторга низация не интересуется. На заводе, например, длительное время редкол легии не были укомплектованы. О д нако партбюро мирилось с этим и лишь на днях пересмотрело и попол нило редколлегии новыми членами. В порту на протяжении, трех с поло виной месяцев ни разу не собирали редакторов на инструктивные со в е щания. Партийные организации не интересуются планами редколлегий и не утверж даю т их. Поэтому многие редколлегии не работают, а кустар ничают. Понятно, что с таким положением нельзя мириться. «Б ез газет, — учит товарищ Сталин, — нельзя руково дить, невозможно обеспечить влия ние партии на широкие слои насе ления». Сейчас, в дни всенародной борьбы за досрочное выполнение пятилетки, как никогда возросла организующая и мобилизующая сила печати. Пар тийные организации должны усилить руководство стенной печатью, пре вратить ее в подлинный центр массо во-политической работы. Необходимо укрепить редколлегии грамотными, инициативными товарищами, систе матически инструктировать редакто ров, утверж дать / 1 ланы редколлегий на заседаниях партийного бюро, по могать стенгазетам расширять и укреплять свои связи с массами. Н е обходимо, далее, развить в газетах деловую принципиальную критику недостатков, поддерживать выступ ления газет, тем самым повышать их роль и авторитет. Усилия стенной печати сейчас должны быть сосредоточены на ши роком показе социалистического со ревнования и пропаганде передовых методов труда. Показывая все хо рошее и положительное, газеты должны развернуть на своих стра ницах острую критику недостатков. Всей силой печатного большевист ского слова газеты должны помо гать парторганизациям сплачивать и мобилизовывать коллективы на вы полнение пятилетки в 4 года. Пути снижения государственной дотации Патриотическое движение порто виков Юга за рентабельную работу, работу без государственной дотации «хватило и коллектив нашего паро ходства. На кораблях и в управле нии пароходства изыскиваются до полнительные пути увеличения до ходов, пути снижения государствен ной дотации.. Возможности для этого В: паро ходстве большие. По предваритель ным и далеко неполным подсчетам пароходство в этом году в состоя нии снизить расходы флота против плана на один миллион шестьсот тысяч рублей. В эту сумму входят снижение расходов по текущему ремонту на 800 тысяч .рублей, сни жение амортизационных расходов иа 350 тысяч рублей, по топливу и смазке — 250 тысяч рублей и т. д. Но если детальнее подойти к во просу снижения расходов, то най дется и немало других источников. Внедрение саморемонта на судах флота на 50 процентов к объему заводского ремонта позволит сэко номить здесь более миллиона госу дарственных средств. Более 40 ты сяч экономии дает наведение поряд ка в заработной плате. Сейчас в пароходстве разрабаты вается детальный н конкретпый план мероприятий, Обеспечивающий повышение доходов и снижение рас ходов но каждому судну нашего флота. По для того, чтобы движение за снижение государственной дота ции на нашем флоте стало общим, необходимо шире развернуть среди моряков массово-политическую ра боту, мобилизовать все коллективы судов на борьбу за строжайшую эко номию государственных средств. В. КОЗЕЙЧУК, начальник планового отдела пароходства. К р у п н а я п о б е д а п о р то ви к о в Коллектив портовиков дсбился крупного производственного дости жения. Па 21 апреля месячный план переработки грузов выполнен на 116,9 процента, все суда обра ботаны в срок и досрочно. Эконо мия стояночного времени судов в апреле составила 200 часов. Этот успех — результат широко развернувшегося предмайского со ревнования, тщательной подготовки к обработке каждого корабля. Кол лективы первого и второго грузовых участков заранее разрабатывали тех нологические процессы, что обеспе чило правильное складирование гру за- разгрузку и погрузку судов без задержки. Апрельская производственная по беда воодушевила портовиков на трудовые подвиги и они решили до конца месяца полностью покрыть задолженность первого квартала по грузоперсработка м. РЕМОНТ ЗАКО На днях от причалов завода отошел буксирный пароход «Расска зов». Ремонт его был закопчен в срок. Судоремонтники у этого судна заделали боковую пробоппу, по- , [роили новый мостик и мачту и НЧЕН В СРОК произвели ремонт машины. Образцы высокопроизводительно го труда показали котельщики бригады Комова. Задание по ремон ту мостика и « дубы они выполни ли иа трое суток райьсте срока. Сталинград. Коллектив Красноармейской судоверфи соревнуется за выполнение плана послевоенной сталинской пятилетки в .четыре года. Судостроители 'заложили иа стапелях два первых буксирных теплохода. Это положило начало большой программы строительства самоходного флота. На снимке: в цехе буксирных пароходов. Заместитель начальни ка цеха В. Минаев (справа) и мастер П. Голов. Фото А. Маклецова. Прессклише ТАСС. Совхоз перед с е в ом На нолях совхоза Торгмортранс горячая нора. До начала весенне- поеевной кампании остались счи танные дни. Коллектив деятельно готовится к севу. На днях закончен ремонт сель скохозяйственного инвентаря. Плу ги. бороны, окучники, имеющиеся в достаточном количестве, приведены в боевую готовность. Отремонтиро ван также ручной инвентарь: моты ги. лопаты и киркп. Создан запас, ящиков, мешков и корзин для пере возки. семян и рассады на ноля. С Мурманской МТС заключен договор, по которому она на дни посевной выделяет трактор. План по вывозке удобрении на поля выполнен на 120 процентов. Еще в начале марта руководство совхоза (директор т. Демехов) соста вило план проведения весенне-по левых работ. Р> плане намечены сро ки посева сельскохозяйственных культур. Посадка картофеля, напри мер, должна быть произведена с 25 мая по 5 июня, овощей с 10 по 20 июня, посев овса с 17 по 25 мая. В совхозе заблаговременно проду мали, как будет организован труд в дни весенне^посевной кампании. Рабочие раскреплены но бригадам и звеньям. За 3 недели до начала сева 19 лошадей, предназначенных на нолевые работы, будут поставле ны на откорм. Сейчас но плану начата заклад ка на яровизацию картофеля, кото рый дал уже хорошие крепкие рост ки. В достатке имеются также с** мена овощей и трав. 15 парниковом хозяйстве посевная кампания уже началась. Посеяно 40 рам редиса, 8 — пптината, 32 рамы рассады. Всего под рассаду будет занято 900 парниковых рам, из них 22-1 уже подготовлены к посеву.. В. ОРЛОВА. Н А П Е Р Е Д О В Ы Х П Р Е Д П Р И Я Т И Я Х Л Е Н И Н Г Р А Д А Недавно делегация предприятий Мурманской области, ©’ составе ко торой мне посчастливилось быть, вернулась из Ленинграда. Там мы осмотрели промышленную выставку, организованную в честь 30-й годов щины Октября н ознакомились с работой предприятий. На выставке ленинградской про мышленности представлены экспо наты изделий за 2,5 послевоенных года. Особое внимание делегатов привлекли выпущенные . заводом имени Сталина мостовые подъемные электрокраны, единственной в мире цельносварной конструкции. Делегация посетила Кировский машиностроительный завод. Сильно удивило нас то, как быстро восста навливается производство. Разру шений, причиненных войной, почти не видно;. Организация работ на промыш ленных предприятиях Ленинграда резко отличается от организации иа предприятиях нашего города. Иск лючительное внимание всюду уде ляется культуре производства. Вез де очищены проездные пути, име- (Б еседа с нач. конструкторского отдела 'судоремонтного завода тов. Рычиным). ются хорошие склады для хранения деталей. Отличный порядок в цехах. При каждом цехе имеются кладовки для материалов. Заточка инструмента централизована. Это очень удобно и полезно. Рабочий не отрывается от станка и инструмент он получает более качественный. Материал или заготовки и инструмент рабочему подносят подсобники. Большинство машиностроитель ных заводов работают по чертежам. Мастер и л и бригадир перед сменой подробно знакомит с чертежами каж дого рабочего. На таких крупных заводах, как на Кировском, для ма стера в середине цеха на возвыше нии устроена, остекленная со всех сторон, конторка. Находясь в ней. j мастер видит свой участок. Это об легчает оперативное руководство1 производственным процессом. На ленинградских предприятиях мы увидели много новинок. Особен но распространено скоростное фре зерование и точение, анодно-механи ческая обработка деталей, закалка стали при помощи высокочастотных установок, центробежное литье, литье под давлением. У нас на заводе из этих ново введений можно применить скоро стное фрезерование и скоростное точение. Оно.производится при по вышенной скорости, с помощью от рицательного переднего угла реза ния. Если у нас обычная скорость резания .12 — .15 метров в минуту, то скоростная — 125 — 150 мет ров. Кроме того, у пас с успехом мож но внедрить в производство анодно- механическую заточку инструмента и анодно-механическую резку ме талла. При применении анодно-меха нической обработки ь 1 раза сни жается себестоимость. Можно при менять у нас и вихревую нарезку резьбы. Для этого надо лишь уста новить на суппорте токарных стан ков нехитрое приспособление и ско рость обработки деталей будет уве личена в 16 раз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz