Моряк Заполярья. 1941, июнь.

МОРЯК ЗАПОЛЯРЬЯ N° ,47 (8 6 6 ) В П О М О Щ Ь А Г И Т А Т О Р У Есть ли противоречие между личными и общественными интересами при социализме?*) Одним из существенных отли­ чий коммунизма от предшеству­ ющих ему форм общества являет­ ся действительная свобода лично­ сти. Товарищ Сталин учит нас, что коммунизм--это такое обще­ ство, где «личность, свободная от забот о куске хлеба и необходи­ мости подлаживаться-к «сильным мира», станет действительно сво­ бодной)' («Вопросы ленинизма», 10-е изд., стр. Ш ) . Очень часто, однако, свободу личности, связь и соотношение личных и общественных интересов при социализме понимают совер­ шенно превратно. Умения в действительной жиз­ ни правильно сочетать личные и общественные интересы не у всех еще хватает. Зачастую еще жи­ вучи пережитки мелкобуржуазной психологии. При господстве буржуазии нет и не может быть действительной свободы личности. „Всюду, где она достигла господства, буржуа­ зия разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические от­ ношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные нити, связывавшие человека с его на­ следственными повелителями, и не оставила между людьми ника­ кой связи, кроме голого интере­ са, бессердечного чистогана. В хо­ лодной воде эгоистического расче­ та потопила она священный по­ рыв набожной мечтательности, рыцарского . воодушевления и,ме­ щанской сентиментальности. Она превратила в меновую стоимость личное достоинство человека и на место бесчисленного множества ви­ дов благоприобретенной и патен­ тован noil свободы поставила одну беззастенчивую свободу торговли. Словом, эксплоатацию, прикры­ тую религиозными и политически­ ми иллюзиями, они заменила эк- сплоатацисй открытой, прямой, бесстыдной и сухой» (Маркс и Эн­ гельс, «Манифест Коммунистиче­ ской партии», соч., т. У, стр. 485 —486). Таким образом, пресловутая сво­ бода личности при капитализме есть свобода лишь для эксплоа- таторов. Какая может быть сво­ бода у того, кто, в лучшем- слу­ чае, за кусок хлеба продает свою рабочую силу, чтобы плоды его труда пожинал эксплоататор, а нередко ходит голодным, не имея возможности найти себе работу? Какая может быть свобода у тру­ женика деревни, крайним пере­ напряжением своих сил добива­ ющегося лишь того, чтобы удерт жаться на привычном клочке не тощенной земли? Иллюзией яв­ ляется н свобода мелкого буржуа, гордящегося своей самостоятель­ ностью, но фактически опутанно­ го сетями долгов ростовщику, за­ висимостью от торговца-скупщика и т. д. Свобода личности, обеспечение личных интересов большинства человечества несовместимы с клас­ совым общественным строем. Дей етвптельная, полная свобода инди­ видуума и удовлетворение всех его личных потребностей дости­ жимы лит), при коммунизме На первой фазе коммунизма, при социализме, противоречия *) («Ленинградская правда» чатается в сокращенном виде). Пе- между личными и общественными интересами еще не устранены полностью. Но здесь уже нет не­ примиримого противоречия— анта­ гонизма между ними. В беседе с Г. Уэллсом товарищ Сталии гово­ рил: «Непримиримого контраста между индивидуумом и коллекти­ вом, между интересами отдельной личности и интересами коллекти­ ва не имеется, не должно быть. Кго не должно быть, так как коллективизм, социализм не отри­ цает, а совмещает индивидуаль­ ные интересы-с интересами кол­ лектива». («Вопросы ленинизма», 10-е изд., стр. 602). В том-то и несокрушимая сила социализма-коммунизма, что его рост и преуспевание соответст­ вуют максимальному обеспечению личных интересов трудящихся. Поскольку же социализм есть первая фаза коммунистического общества и пережитки капитализ­ ма в экономике и сознании лю­ дей еще не полностью преодоле­ ны, поскольку социализм в па­ шей стране развивается в капита­ листическом окружении, отсут­ ствие непримиримого контраста между личным и общественным не означает полного их совпаде­ ния в каждый данный момент... «В социалистическом обществе еще имеется некоторое имущественное неравенство... В социалистическом обществе каждый обязан трудить­ ся, хотя н получает за свой труд •еще не сообразно своим потреб­ ностям, а сообразно количеству и качеству вложенного труда. По­ этому еще существует заработная плата, притом неравная диффе­ ренцированная» (Сталин. Беседа с Рой Говардом). Столкновение личных и обще­ ственных интересов у недостаточ­ но сознательного человека может быть в самых разнообразных фор­ мах. Возьмем такой пример. В погоне за личной наживой, за большей выработкой и соответст­ венно большей заработной платой отсталый рабочий выпускает брак. 11 и т е р е с ы общегосударственные этим он ставит ниже интересов личных. Бракодел непроизводи­ тельно расходует труд, сырье, материалы, дает потребителю не­ годную продукцию. Всему обще­ ству наносит громадный ущерб. Но, ослепленный только минут­ ным личным интересом, он этого не хочет видеть, не хочет понять что в условиях социалистического общества его недобросовестная ра­ бота, в конечном счете, наносит ущерб и ему н его семье. Рост индивидуального заработка несомненно в личных интересах любого труженика промышленно­ сти, транспорта, сельского хозяй ства. Развитие общественного >:о зяйства обеспечивает, неуклонное повышение материально-культу р- ного уровня трудящихся. 1 здесь также получает свое отражение соответствие общественного и личного интересов при социализ­ ме. Претворение в жизнь гранди­ озных строительных задач, даль нейшее укрепление экономической и военной мощи Советского Сою­ за требуют мобилизации огромных средств. Правительство ежегодно размещает путем добровольной подписки массовые государствен ные займы, на оплату которых трудящиеся вносят часть своего заработка. ВЕЛИКИИ ПРОЛЕТАРСКИИ ПИСАТ Е ЛЬ Пять лет тому назад, 18 июня 193G г., умер величайший писатель С точки зрения человека отста­ лого это ущемление личных ин­ тересов. В действительности же, в обо­ их приведенных примерах, если видеть интересы коренные, ко-j нечвые, то противоречие между личным и общественным лишь кажущееся. Каждый сознательный гражданин нашей страны отлич­ но понимает, что добросовестный труд сегодня означает приближе­ ние того времени, когда при тру­ де каждого по его способности он сможет получать от общества со­ образно своим потребностям. Каж­ дый сознательный гражданин на­ шей страны охотно подписывает­ ся на массовые государственные займы не только потому, что они приносят ему прямую материаль­ ную выгоду, но и потому, что прекрасно сознает обеспечение своих общественных и личных ин­ тересов этим своим участием в общем деле. Тот, кто за личным своим ин­ тересом, за стремлением сегодня,- сейчас не поступиться хотя бы ничтожной долей личного благо­ получия, забывает о своем общест­ венном долге, похож на слепого, потерявшего своего поводыря. Он отсталый, еще ничему не научив­ шийся человек. Раз‘ясняя эту очевидную для передовых людей нашей страны истину председателю американско­ го газетного о б ‘ е д и н е н и я «Скриппс-ГоварД Ныбспёйперс» г-ну Рой Говарду, товарищ Сталин сказал: «Вы говорите о том, что для того, чтобы постро­ ить наше социалистическое об­ щество, мы пожертвовали личной свободой и терпели лишения. В Вашем вопросе сквозит мысль, что социалистическое общество отрицает личную свободу. Это не­ верно. Конечно, для того, чтобы построить что-нибудь новое, при­ ходится нагонять экономию, на­ капливать средства, сокращать временно своп потребности, зани­ жать у других. Если хочешь пос­ троить новый дом, то копишь деньги, временно урезываешь свои потребности, иначе дома можешь и не построить. Это подавно спра­ ведливо, когда речь идет о том, чтобы построить целое новое чело­ веческое общество. Приходилось временно урезывать некоторые потребности, накапливать соответ­ ствующие средства, напрягать си­ лы. Мы так именно и поступили и построили социалистическое об­ щество». Сегодня, когда на прочном фун­ даменте все выше растет и укреп­ ляется прекрасный дом советского содружества народов, много труд­ ностей и лишений позади. Тем крепче сознание передовыми лю­ дьми соответствия интересов всего дома интересам каждого его оби­ тателя. Тем яснее каждому его долг подчинить свои личные ин­ тересы интересам Советского Сою­ за. Проходящая с огромным успе­ хом реализация нового государств венного займа СССР является новой демонстрацией горячего эн­ тузиазма советских патриотов, строящих коммунистическое обще­ ство. В РЕЙХАРДТ. кандидат экономических наук, современной эпохи Алексей Максимо­ вич Горький,— умер на боевом посту от руки мерзких и презренных пра- ветроцкистских агентов фашизма. «После Ленина смерть Горы: iro — самая тяжелая утрата для нашей страны и для человечества», -— ска­ зал В. М. Молотов на похоронах Горького. А. М. Горький выступил со свои­ ми первыми произведениями в нача­ ле 90-х гг., когда в России все яр­ че стало разгораться пламя проле­ тарской революционной борьбы, ког­ да закладывались основы великой большевистской партии. Выйдя сам из толщи народных, масс, с детских лет вкусив /ту ни­ щету и унижение, которые состав­ ляют удел порабощенного пролета­ риата», А. М. Горький навсегда свя­ зал себя неразрывными узамп с ра­ бочим классом и явился «подлинным родоначальником пролетарской, со­ циалистической литературы в нашей стране и в глазах трудящихся всеео мира» (Молотов). Творчество А. М. Горького было делом рабочего класса, делом русско­ го народа. Оно было в то же время делом всего передового человечества, ибо Горький — писатель гигантско­ го, мирового масштаба, принадлежа- (щий рабочим, крестьянам и свободо­ любивой интеллигенции везх народов ’ и всех стран. Нет литературного имени, которое было бы более попу­ лярным среди всемирного пролета­ риата, чем имя Горького, и нет произ- ЬВХСТТИНГТиТЮ^О^'ЖГлхГТ^бГ^ТГ^бЙР" ,мо рабочими всех стран, как горь­ ковская «Мать». Вслед за Марксом, Л 'нпным и Сталиным А. М. Горький придавал неизмеримое значение творческому овладению культурным наследием мый учением и партией Ленина и неиссякаемой, все растущей энергией Иосифа Сталина, создает новую культуру, новую историю трудового человечества»,— с гордостью указы­ вал он антифашистскому конгрессу писателей. «Радостно, — писал он в другом месте, — жить и бороться в стране, где великая мудрость партии и железная воля ее вождя Иосифа Сталина навсегда освобождает чело­ века от проклятых навыков и пред­ рассудков прошлого». Гениальный мастер художествен­ ного слова, автор .таких шедевров литературы, как «Мать», «Фома Гор­ деев», «На дне», «Детство», «В лю­ дях», «Жизнь Клима Самгнна», «Егор Булычев» и ряд других, А. М. Горький в своей борьбе за дело про­ летариата, за победу коммунизма всегда пользовался также оружием прошлых веков. Горький много учил ся у корифеев русской и мировой ли­ тературы, он был наследником и продолжателем лучших ее традиций и живой связью между старой и со­ ветской литературой. Горький будил и поддерживал свя­ тую ненависть к мещанству, к ка­ питализму и его слугам своими ге­ ниальными произведениями. Оп учил тому же всю советскую и револю­ ционную западную литературу. «Со­ временная действительность, — го­ ворил оп, — пред’являет к людям искусства требование, может быть, не очень деликатное», по вполне за- конпо обоснованное, — требование активного участия в борьбе, начатой всюду в мире вождем трудового на­ рода, коммунизмом против капита­ лизма -— источника всемирного зла и горя... «Нцщду с борьбой против «старого мира» и его пережитков, «против мещанина, который гниет, разлагается и в любой момент может переползти в стаи врагов», Горький настойчиво звал литературу социа­ листического реализма к показу все­ го нового, положительного, что не­ уклонно растет в нашей жизни, при­ зывал к возбуждеппю у людей «со- цналш тического, революционного ми­ ропонимания». На общей ночг.е жгучей, страст­ ной ненависти к «старому миру» и пламенной любви и преданности но­ вому миру счастья, труда и свобо­ ды, который строится в Стране Со­ кетов, сложилась великая дружба Горького с Лениным и Сталиным. «...Пролетариат Советских Социа­ листических Республик, руководи- политической публицистики. Горь кий был лучшим и влиятельнейшим публицистом антифашистского лаге­ ря, который во всем мире ведет са­ моотверженную борьбу против фа­ шистских варваров и поджигателей войны. Он неустанно звал народы нашей страны помнить о капиталистическом окружении и в любой момент быть готовыми к отпору ирагам. Горький писал в знаменитой статье «Если враг не сдается— его уничтожают»: «Если, окончательно обезумев >т страха перед неизбежным будущим, капиталисты Европы все-таки дерз­ нут послать против нас своих рабо­ чих и крестьян, необходимо, чтобы их встретил такой удар словом и де­ лом по глупым головам, который превратился бы в последний удар i&- башке капитала и сбросил его в мо­ гилу, вполне своевременно вырытую для пего историей». Изменники родины, троцкястско- бухарипские предатели знали, как был опасен для них великий народ­ ный писатель, они боялись и пена: видели его. От пх подлой руки нфь гиб 18 июня 1936 года М. Горь­ кий— гениальный художник совре­ менности, друг и соратник Ленина и Сталина, мужественный борец sa де­ ло коммуппзма. Горький живет и вечно будет жить в великих делах нашей стра­ ны, в героическом труде, отваге и мужестве его народов, в наших пес­ нях и наших мечтах. Все его твор­ чество, от первой до последней стра­ ницы было отдано народным массам, насыщено их вековыми стремления­ ми и думами, которые впервые в истории осуществила Великая Ок­ тябрьская социалистическая револю­ ция.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz