Моряк Заполярья. 1941, июнь.
МОРЯК ЗАПОЛЯРЬЯ N° ,47 (8 6 6 ) В П О М О Щ Ь А Г И Т А Т О Р У Есть ли противоречие между личными и общественными интересами при социализме?*) Одним из существенных отли чий коммунизма от предшеству ющих ему форм общества являет ся действительная свобода лично сти. Товарищ Сталин учит нас, что коммунизм--это такое обще ство, где «личность, свободная от забот о куске хлеба и необходи мости подлаживаться-к «сильным мира», станет действительно сво бодной)' («Вопросы ленинизма», 10-е изд., стр. Ш ) . Очень часто, однако, свободу личности, связь и соотношение личных и общественных интересов при социализме понимают совер шенно превратно. Умения в действительной жиз ни правильно сочетать личные и общественные интересы не у всех еще хватает. Зачастую еще жи вучи пережитки мелкобуржуазной психологии. При господстве буржуазии нет и не может быть действительной свободы личности. „Всюду, где она достигла господства, буржуа зия разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические от ношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные нити, связывавшие человека с его на следственными повелителями, и не оставила между людьми ника кой связи, кроме голого интере са, бессердечного чистогана. В хо лодной воде эгоистического расче та потопила она священный по рыв набожной мечтательности, рыцарского . воодушевления и,ме щанской сентиментальности. Она превратила в меновую стоимость личное достоинство человека и на место бесчисленного множества ви дов благоприобретенной и патен тован noil свободы поставила одну беззастенчивую свободу торговли. Словом, эксплоатацию, прикры тую религиозными и политически ми иллюзиями, они заменила эк- сплоатацисй открытой, прямой, бесстыдной и сухой» (Маркс и Эн гельс, «Манифест Коммунистиче ской партии», соч., т. У, стр. 485 —486). Таким образом, пресловутая сво бода личности при капитализме есть свобода лишь для эксплоа- таторов. Какая может быть сво бода у того, кто, в лучшем- слу чае, за кусок хлеба продает свою рабочую силу, чтобы плоды его труда пожинал эксплоататор, а нередко ходит голодным, не имея возможности найти себе работу? Какая может быть свобода у тру женика деревни, крайним пере напряжением своих сил добива ющегося лишь того, чтобы удерт жаться на привычном клочке не тощенной земли? Иллюзией яв ляется н свобода мелкого буржуа, гордящегося своей самостоятель ностью, но фактически опутанно го сетями долгов ростовщику, за висимостью от торговца-скупщика и т. д. Свобода личности, обеспечение личных интересов большинства человечества несовместимы с клас совым общественным строем. Дей етвптельная, полная свобода инди видуума и удовлетворение всех его личных потребностей дости жимы лит), при коммунизме На первой фазе коммунизма, при социализме, противоречия *) («Ленинградская правда» чатается в сокращенном виде). Пе- между личными и общественными интересами еще не устранены полностью. Но здесь уже нет не примиримого противоречия— анта гонизма между ними. В беседе с Г. Уэллсом товарищ Сталии гово рил: «Непримиримого контраста между индивидуумом и коллекти вом, между интересами отдельной личности и интересами коллекти ва не имеется, не должно быть. Кго не должно быть, так как коллективизм, социализм не отри цает, а совмещает индивидуаль ные интересы-с интересами кол лектива». («Вопросы ленинизма», 10-е изд., стр. 602). В том-то и несокрушимая сила социализма-коммунизма, что его рост и преуспевание соответст вуют максимальному обеспечению личных интересов трудящихся. Поскольку же социализм есть первая фаза коммунистического общества и пережитки капитализ ма в экономике и сознании лю дей еще не полностью преодоле ны, поскольку социализм в па шей стране развивается в капита листическом окружении, отсут ствие непримиримого контраста между личным и общественным не означает полного их совпаде ния в каждый данный момент... «В социалистическом обществе еще имеется некоторое имущественное неравенство... В социалистическом обществе каждый обязан трудить ся, хотя н получает за свой труд •еще не сообразно своим потреб ностям, а сообразно количеству и качеству вложенного труда. По этому еще существует заработная плата, притом неравная диффе ренцированная» (Сталин. Беседа с Рой Говардом). Столкновение личных и обще ственных интересов у недостаточ но сознательного человека может быть в самых разнообразных фор мах. Возьмем такой пример. В погоне за личной наживой, за большей выработкой и соответст венно большей заработной платой отсталый рабочий выпускает брак. 11 и т е р е с ы общегосударственные этим он ставит ниже интересов личных. Бракодел непроизводи тельно расходует труд, сырье, материалы, дает потребителю не годную продукцию. Всему обще ству наносит громадный ущерб. Но, ослепленный только минут ным личным интересом, он этого не хочет видеть, не хочет понять что в условиях социалистического общества его недобросовестная ра бота, в конечном счете, наносит ущерб и ему н его семье. Рост индивидуального заработка несомненно в личных интересах любого труженика промышленно сти, транспорта, сельского хозяй ства. Развитие общественного >:о зяйства обеспечивает, неуклонное повышение материально-культу р- ного уровня трудящихся. 1 здесь также получает свое отражение соответствие общественного и личного интересов при социализ ме. Претворение в жизнь гранди озных строительных задач, даль нейшее укрепление экономической и военной мощи Советского Сою за требуют мобилизации огромных средств. Правительство ежегодно размещает путем добровольной подписки массовые государствен ные займы, на оплату которых трудящиеся вносят часть своего заработка. ВЕЛИКИИ ПРОЛЕТАРСКИИ ПИСАТ Е ЛЬ Пять лет тому назад, 18 июня 193G г., умер величайший писатель С точки зрения человека отста лого это ущемление личных ин тересов. В действительности же, в обо их приведенных примерах, если видеть интересы коренные, ко-j нечвые, то противоречие между личным и общественным лишь кажущееся. Каждый сознательный гражданин нашей страны отлич но понимает, что добросовестный труд сегодня означает приближе ние того времени, когда при тру де каждого по его способности он сможет получать от общества со образно своим потребностям. Каж дый сознательный гражданин на шей страны охотно подписывает ся на массовые государственные займы не только потому, что они приносят ему прямую материаль ную выгоду, но и потому, что прекрасно сознает обеспечение своих общественных и личных ин тересов этим своим участием в общем деле. Тот, кто за личным своим ин тересом, за стремлением сегодня,- сейчас не поступиться хотя бы ничтожной долей личного благо получия, забывает о своем общест венном долге, похож на слепого, потерявшего своего поводыря. Он отсталый, еще ничему не научив шийся человек. Раз‘ясняя эту очевидную для передовых людей нашей страны истину председателю американско го газетного о б ‘ е д и н е н и я «Скриппс-ГоварД Ныбспёйперс» г-ну Рой Говарду, товарищ Сталин сказал: «Вы говорите о том, что для того, чтобы постро ить наше социалистическое об щество, мы пожертвовали личной свободой и терпели лишения. В Вашем вопросе сквозит мысль, что социалистическое общество отрицает личную свободу. Это не верно. Конечно, для того, чтобы построить что-нибудь новое, при ходится нагонять экономию, на капливать средства, сокращать временно своп потребности, зани жать у других. Если хочешь пос троить новый дом, то копишь деньги, временно урезываешь свои потребности, иначе дома можешь и не построить. Это подавно спра ведливо, когда речь идет о том, чтобы построить целое новое чело веческое общество. Приходилось временно урезывать некоторые потребности, накапливать соответ ствующие средства, напрягать си лы. Мы так именно и поступили и построили социалистическое об щество». Сегодня, когда на прочном фун даменте все выше растет и укреп ляется прекрасный дом советского содружества народов, много труд ностей и лишений позади. Тем крепче сознание передовыми лю дьми соответствия интересов всего дома интересам каждого его оби тателя. Тем яснее каждому его долг подчинить свои личные ин тересы интересам Советского Сою за. Проходящая с огромным успе хом реализация нового государств венного займа СССР является новой демонстрацией горячего эн тузиазма советских патриотов, строящих коммунистическое обще ство. В РЕЙХАРДТ. кандидат экономических наук, современной эпохи Алексей Максимо вич Горький,— умер на боевом посту от руки мерзких и презренных пра- ветроцкистских агентов фашизма. «После Ленина смерть Горы: iro — самая тяжелая утрата для нашей страны и для человечества», -— ска зал В. М. Молотов на похоронах Горького. А. М. Горький выступил со свои ми первыми произведениями в нача ле 90-х гг., когда в России все яр че стало разгораться пламя проле тарской революционной борьбы, ког да закладывались основы великой большевистской партии. Выйдя сам из толщи народных, масс, с детских лет вкусив /ту ни щету и унижение, которые состав ляют удел порабощенного пролета риата», А. М. Горький навсегда свя зал себя неразрывными узамп с ра бочим классом и явился «подлинным родоначальником пролетарской, со циалистической литературы в нашей стране и в глазах трудящихся всеео мира» (Молотов). Творчество А. М. Горького было делом рабочего класса, делом русско го народа. Оно было в то же время делом всего передового человечества, ибо Горький — писатель гигантско го, мирового масштаба, принадлежа- (щий рабочим, крестьянам и свободо любивой интеллигенции везх народов ’ и всех стран. Нет литературного имени, которое было бы более попу лярным среди всемирного пролета риата, чем имя Горького, и нет произ- ЬВХСТТИНГТиТЮ^О^'ЖГлхГТ^бГ^ТГ^бЙР" ,мо рабочими всех стран, как горь ковская «Мать». Вслед за Марксом, Л 'нпным и Сталиным А. М. Горький придавал неизмеримое значение творческому овладению культурным наследием мый учением и партией Ленина и неиссякаемой, все растущей энергией Иосифа Сталина, создает новую культуру, новую историю трудового человечества»,— с гордостью указы вал он антифашистскому конгрессу писателей. «Радостно, — писал он в другом месте, — жить и бороться в стране, где великая мудрость партии и железная воля ее вождя Иосифа Сталина навсегда освобождает чело века от проклятых навыков и пред рассудков прошлого». Гениальный мастер художествен ного слова, автор .таких шедевров литературы, как «Мать», «Фома Гор деев», «На дне», «Детство», «В лю дях», «Жизнь Клима Самгнна», «Егор Булычев» и ряд других, А. М. Горький в своей борьбе за дело про летариата, за победу коммунизма всегда пользовался также оружием прошлых веков. Горький много учил ся у корифеев русской и мировой ли тературы, он был наследником и продолжателем лучших ее традиций и живой связью между старой и со ветской литературой. Горький будил и поддерживал свя тую ненависть к мещанству, к ка питализму и его слугам своими ге ниальными произведениями. Оп учил тому же всю советскую и револю ционную западную литературу. «Со временная действительность, — го ворил оп, — пред’являет к людям искусства требование, может быть, не очень деликатное», по вполне за- конпо обоснованное, — требование активного участия в борьбе, начатой всюду в мире вождем трудового на рода, коммунизмом против капита лизма -— источника всемирного зла и горя... «Нцщду с борьбой против «старого мира» и его пережитков, «против мещанина, который гниет, разлагается и в любой момент может переползти в стаи врагов», Горький настойчиво звал литературу социа листического реализма к показу все го нового, положительного, что не уклонно растет в нашей жизни, при зывал к возбуждеппю у людей «со- цналш тического, революционного ми ропонимания». На общей ночг.е жгучей, страст ной ненависти к «старому миру» и пламенной любви и преданности но вому миру счастья, труда и свобо ды, который строится в Стране Со кетов, сложилась великая дружба Горького с Лениным и Сталиным. «...Пролетариат Советских Социа листических Республик, руководи- политической публицистики. Горь кий был лучшим и влиятельнейшим публицистом антифашистского лаге ря, который во всем мире ведет са моотверженную борьбу против фа шистских варваров и поджигателей войны. Он неустанно звал народы нашей страны помнить о капиталистическом окружении и в любой момент быть готовыми к отпору ирагам. Горький писал в знаменитой статье «Если враг не сдается— его уничтожают»: «Если, окончательно обезумев >т страха перед неизбежным будущим, капиталисты Европы все-таки дерз нут послать против нас своих рабо чих и крестьян, необходимо, чтобы их встретил такой удар словом и де лом по глупым головам, который превратился бы в последний удар i&- башке капитала и сбросил его в мо гилу, вполне своевременно вырытую для пего историей». Изменники родины, троцкястско- бухарипские предатели знали, как был опасен для них великий народ ный писатель, они боялись и пена: видели его. От пх подлой руки нфь гиб 18 июня 1936 года М. Горь кий— гениальный художник совре менности, друг и соратник Ленина и Сталина, мужественный борец sa де ло коммуппзма. Горький живет и вечно будет жить в великих делах нашей стра ны, в героическом труде, отваге и мужестве его народов, в наших пес нях и наших мечтах. Все его твор чество, от первой до последней стра ницы было отдано народным массам, насыщено их вековыми стремления ми и думами, которые впервые в истории осуществила Великая Ок тябрьская социалистическая револю ция.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz