Моряк Заполярья. 1941, апрель.

МОРЯК ЗАПОЛЯРЬЯ 32 (8§f) л ю д и_ НАШЕГО Б А С С Е ЙНА Славный путь стахановца-моряка 39 лет назад началась морская ж и з н ь Василия Александровича Маркова — стар­ шего механика парохода «Куз­ басс»,. Его х о р о ш о знают у нас в пароходстве Он один из опытней­ ших м а с т е р о в своего дела. Ва­ силий Александ­ рович и р о ш е л трудный, мужест­ венный путь. Эпизоды из его жизни говорят о суровой закалке, о высокой любви к своей родине и ее флоту. ...Это было в 1915 году. Наш пароход «Австра­ лия» плыл в Аме­ рику. Мы шли в д а л и от обыч­ ных океанских дорог. Опасность предостерегала на к а ж д о м шагу. Немецкие рейдеры и подводные лодки сторожили морские пере­ крестки. Я только кончил вахту и вы­ лез на палубу подышать свежим воздухом, как у левого борта раз­ дался взрыв. Недолго иродержа- БЕЗ ВИНА ВИНОВАТАЯ пелоа идет немецкая эскадра. Ре­ шили умереть, но корабли не сдавать. — Идем в Кронштадт в распо­ ряжение командующего советским флотом,— бесстрашно ответил наш сигнальщик на запрос эскадры. ,дО£ь н а ш е с у д н о иа поверхности. Наши суда не сбавили ход. О т- Н а р а б о ч е й ш л ю п к е из 36 Моря- ряд советских моряков смело ш ел ков спаслось только четырнад­ цать. Едва, едва мы успели уйти от водоворота, места гибели су­ дна. Немного погодя, недалеко на поверхность всплыла немецкая подводная лодка, торпедировшая наш пароход. Она сделала широ­ кий круг, казалось осмотрела дело своих смертоносных орудий и полным ходом ушла к гори­ зонту. Мы остались одни в оке­ ане... Второй раз Василию Александ­ ровичу пришлось встретиться ли­ цом к лицу с опасностью в Балтийском море в 1918 году. — Наш отряд моряков был за­ нят снаряжением судов и подго­ товкой к выходу их из Гельсинг­ форса. До последнего момента мы не прекращали работу. Г! город уже входили белые, когда были подняты пары на броненосце бе­ реговой обороны «Петр Великий», транспорте «Анадырь' и ледоколе Трувор . Только мы вышли из порта, а нам навстречу в четырнадцать вым вперед, сближаясь с эскадрой, го­ товый ко всему Мы беспрепятственно прошли по своему курсу. Суда в цело стп и сохранности, сквозь льды, были доставлены в родной Крон­ штадт. ...Декабрь 1918 года. Первые советские суда с грузами выходят в заграничный рейс. В числе их пароход Северная коммуна?, на котором Василий Александрович работает старшим механиком. Море минировано. Пароход за­ ходит в Ревель за лоцманом. Весь экипаж арестовывается и брошен в тюрьму. Семь суток просидел экипаж в Ревельской тюрьме. Советские моряки вели себя, как достойные сыны вели­ кой родины. На тральщике их доставляют в Либаву. Здесь по требованию со­ ветского правительтва их вместе с эшелоном военнопленных отправ ляют на родину. В Петрограде в 1919 году Василий Александре вич вступил дооровольцем в ря­ ды Красной Армии. Начались боевые походы. Бал­ тийские моряки крепко били бе­ лых генералов и атаманов коитре- волюционных банд. Пришлось побывать почти на всех фрон­ тах. После боев гражданской войны снова плодотворная, творческая неутомимая работа в морском флоте любимой родины. В молодом Мурманском паро­ ходстве Василий Александрович сразу зарекомендовал себя с луч­ шей стороны. Он плавает стар­ шим механиком на пароходе «Кузбасс». 11 августа прошлого года ка­ питан-аварийщик Похолок у бе­ регов Шпицбергена посадил на камни судно. Вода начала посту­ пать в форпик, трюмы и бал­ ластные танки. Нос корабля на­ чал погружаться. На судне пас­ сажиры; среди них женщины и дети/ Момент был серьезный. Вода заполнила второй трюм и через гроссбункер стала поступать кочегарку. Борьба экипажа за живучесть корабля была ожесто­ ченной. -Здесь в полной ыере проЯ' вились черты мужественного во­ левого командира т. Маркова. Срочно закрыли клпнкеты, зако­ нопатили’ паклей с салом все от­ верстия. На полную мощность пустили балластную помпу. Машинная команда проявила чудеса отваги и море отступило Бесперебойная работа балластной помпы дала возможность сохра­ нить судну плавучесть. Пароход «Кузбасс» снялся с камней и пришел на Шпицбер­ ген, а вскоре вернулся в Мурманск Об этом своем последнем слав­ ном деле Василий Александрович говорит скупо, он больше всего называет имена ближайших своих помощников и членов машинной команды. Пароход «Кузбасс сейчас на­ ходится в отличном техническом состоянии и готов в любой момент выйти в море. В досрочном ремонте механиз­ мов корабля большая, неоспори­ мая заслуга мужественного мо­ ряка, передового стахановца на­ шего бассейна Василия Алек­ сандровича Маркова, К 39-летней годовщине созна­ тельной работы на морском фло те Василий Александрович при­ ходит полный сил и энергии, го­ товый стахановским трудом умно жить победы советских моряков— пламенных патриотов страны со циализма. Л ГАЛЕВ. Рассказывая эту небольшую историю, происшедшую 4 апреля в 4 часа утра у ворот порта, мы предследуем одну цель— преду­ предить всех посещающих порт по служебным делам— предусмотри­ тельно запастись одним докумен­ том. Когда на посту у контрольных ворот дежурит т. Чикшов, зах­ ватывайте, товарищи, кроме пас­ порта и пропуска также справку от врача, что вы не ... пьяны. Об этом не знала повар столо­ вой порта Мария К... ибо за 20 лет своей жизни она не успела умудриться большим опытом. Как всегда 4 апреля, рано ут­ ром, подойдя к проходной будке, она вручила пропуск, стоящему на посту дежурному Чнкшову. Сейчас произойдет обычная про­ цедура: дежурный внимательно проверит пропуск, и скажет: —Пожалуйста, проходите. Но этого не случилось. Она вдруг услышала. —Подите проспитесь! —Я быстро обернулась, —рас­ сказывает нам Мария К.,—я по­ думала, что за спиной стоит ка­ кой-нибудь пьяница и слова де­ журного относятся к нему. Но в проходной никого не было. —Вам говорю, я признаю, что вы пьяная и не пропущу в порт уходите, повторил свое приказание Чикшов. Мария К. прямо-таки скажем растерялась. Суровое лицо Чикшо ва и гнев в его голосе указывали, что он меньше всего расположен к шуткам в столь ранний час. Он отобрал пропуск п еще раз сурово Идите, проспитесь! Возмущенная Мария К. напра­ вилась с жалобой к начальнику бюро пропусков. Он не сразу по­ нял, что ему говорит заплакан­ ная работница. Между ним и Чикшовым, не­ смотря па то, что они находились в десяти шагах друг от друга, но телефону произошел короткий раз­ говор. — Почему не пропускаешь граж­ данку? — Она пьяная. Еле на ногах стоит, пусть пойдет проспится,— невозмутимо и твердо ответил Чикшов. После долгих споров началыш и Чикшов пришли к соглашению. Мария К. была пропущена в порт с условием, что немедлеь*но принесет из здравпункта справку о ... своей трезвости. Наступила очередь удивляться фельдшеру Нашнвочникову. — Идите, работайте. Они шутят в проходной. Скучно им вот и направили сюда.. Слова фельдшера успокоили Марию К. Но не успела она в столовой приступить к исполнению своих поварских обязанностей, как на кухню вбежал гневный начальник. — Почему не принесли справку, отправляйтесь в медпункт и по­ лучите ее, или будете выведены из порта, — закричал он на Ма­ рию К. в присутствии недоуме­ вающих работников столовой. Злополучная справка о том, что «при осмотре никаких приз­ наков алкогольного опьянения не обнаружено» была пред‘явлена невозмутимым охранникам. Толь­ ко после этого Мария К. смогла спокойно заняться своим делом. " ВтуГи -вея гмуй р . о- следствиях нам скажет начальник порта тов. Новосадов. Г. ЦУКАНОВ Противопожарная неделя Отдел пожарной охраны управ­ ления НКВД по Мурманской обла­ сти проводит с 14 по 25 апреля 1941 года противопожарную не­ делю. Основными задачами недели являются— подведение итогов под­ готовки к летнему периоду, еще более широкое развертывание массовой пропаганды и агитации среди трудящихся по вопросам пожарной безопасности. На судоремонтном заводе тер­ ритория загромождена разным хламом: старыми ящиками, обрез­ ками досок и бревен, ломанными деталями. В цехах за верстаками можно найти тряпкн, паклю и другой разный хлам, который предста­ вляет большую опасность для пожарной безопасности. С горю­ чим на заводе обращаются не­ брежно. Во время промывки де­ талей много горючего разливает­ ся, а рабочие тут же курят. Огне­ тушители и пожарный инвентарь загрязнен. В ящиках для песка набросаны тряпки, пакля и дру­ гой мусор. Не лучше обстоит дело в ме­ ханических мастерских порта, на буксирном пароходе «Кола», % пловучем кране № 1. В порту и на судах также еще очень мало сделано по пожарной безопасности. Г. ПЕРМИНОВ. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ Отдел главного механика на за­ воде по своему значению являет­ ся одним из таких участков, ко­ торому должно быть уделено мак­ симум внимания. От работы на­ шего отдела во многом зависит состояние станков и оборудования токарного, кузнечного, водопро­ водного и других цехов. В этом году по плану перед нами стоит большая задача по приведению в полный порядок всего оборудования завода. Это требует определенного графика, чтобы восстановление механизмов проводилось без задержек. Перед главным инженером и Во-время ремонтировать станки директором неоднократно подни- По распоряжению директора от мялся вопрос о том, чтобы цехи 11 декабря прошлого года я дол- по задерживали изготовление нуж- жен получать от начальника ме- иых деталей по нашему графику но почти как правило он срывает­ ся. Наши заказы обрабатываются неделями, а иногда и бесследно пропадают. Так, недавно была утеряна за­ готовка фрезы для изготовления шестерни к строгателыюму стан­ ку. Пока изготовили новую фре­ зу и изготовляли новую шестер­ ню станок простоял много време­ ни в ремонте. Задержки в изго­ товлении деталей ставят под угро­ зу ремонт станков ханического цеха ежедневные све­ дения о простоях станков. Распо­ ряжение не выполняется. Это при­ водит к тому, что некоторые станки изнашиваются, а мы не знаем, когда их можно восстановить. Все эти недочеты нам нужно решительно и зж и ть . Не только отделу главного механика, а всем цехам надо бороться за то, чтобы станки на заводе были в отлич­ ном состоянии. А. ШАУЛИН. Главный механик судоре­ монтного завода. В статье „Успехи машинной команды парохода „Пролета- рий“, помещенной в нашей газете от 5 апреля 1941 года, сообщалось, что на пароходе зарядка аккумуляторов для радиостанции в целях эконо­ мии топлива производится ве­ чером, когда динамо дает свет всему судну. Н а ч а л ь н и к пароходства тов. Фортученко приказал на­ чальнику связи тов. Приходь­ ко дать распоряжение, чтобы на всех судах по примеру парохода „Пролетарий1 за­ рядка аккумуляторов произ­ водилась только вечером, во время общей работы динамо. * Капитан парохода ,.IW 1 Люксембург" тов. Грешнер в заметке „Наш опыт органи­ зации питания", помещенной в нашей газете от 5 апреля, рассказал об интересном ме­ тоде раскладки по организа­ ции питания на их судне. Начальник Мурманского па­ роходства т. Фортученко дал распоряжение всем капитанам судов ознакомиться с методом раскладки, практикуемым на пароходе „Роза Люксембург" и ввести его у себя. Ответственный редактор В. А. ЗАБРОВСКИЙ АДРЕС редакции и типографии гаа, „Моряк Заполярья*: г Мурнаяек Торговый порт, пооело* Портовый, ц. № 16. ПН 1998, Тир 2000, Зав. № 284,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz