Моряк Заполярья. 1941, апрель.
МОРЯК ЗАПОЛЯРЬЯ 32 (8§f) л ю д и_ НАШЕГО Б А С С Е ЙНА Славный путь стахановца-моряка 39 лет назад началась морская ж и з н ь Василия Александровича Маркова — стар шего механика парохода «Куз басс»,. Его х о р о ш о знают у нас в пароходстве Он один из опытней ших м а с т е р о в своего дела. Ва силий Александ рович и р о ш е л трудный, мужест венный путь. Эпизоды из его жизни говорят о суровой закалке, о высокой любви к своей родине и ее флоту. ...Это было в 1915 году. Наш пароход «Австра лия» плыл в Аме рику. Мы шли в д а л и от обыч ных океанских дорог. Опасность предостерегала на к а ж д о м шагу. Немецкие рейдеры и подводные лодки сторожили морские пере крестки. Я только кончил вахту и вы лез на палубу подышать свежим воздухом, как у левого борта раз дался взрыв. Недолго иродержа- БЕЗ ВИНА ВИНОВАТАЯ пелоа идет немецкая эскадра. Ре шили умереть, но корабли не сдавать. — Идем в Кронштадт в распо ряжение командующего советским флотом,— бесстрашно ответил наш сигнальщик на запрос эскадры. ,дО£ь н а ш е с у д н о иа поверхности. Наши суда не сбавили ход. О т- Н а р а б о ч е й ш л ю п к е из 36 Моря- ряд советских моряков смело ш ел ков спаслось только четырнад цать. Едва, едва мы успели уйти от водоворота, места гибели су дна. Немного погодя, недалеко на поверхность всплыла немецкая подводная лодка, торпедировшая наш пароход. Она сделала широ кий круг, казалось осмотрела дело своих смертоносных орудий и полным ходом ушла к гори зонту. Мы остались одни в оке ане... Второй раз Василию Александ ровичу пришлось встретиться ли цом к лицу с опасностью в Балтийском море в 1918 году. — Наш отряд моряков был за нят снаряжением судов и подго товкой к выходу их из Гельсинг форса. До последнего момента мы не прекращали работу. Г! город уже входили белые, когда были подняты пары на броненосце бе реговой обороны «Петр Великий», транспорте «Анадырь' и ледоколе Трувор . Только мы вышли из порта, а нам навстречу в четырнадцать вым вперед, сближаясь с эскадрой, го товый ко всему Мы беспрепятственно прошли по своему курсу. Суда в цело стп и сохранности, сквозь льды, были доставлены в родной Крон штадт. ...Декабрь 1918 года. Первые советские суда с грузами выходят в заграничный рейс. В числе их пароход Северная коммуна?, на котором Василий Александрович работает старшим механиком. Море минировано. Пароход за ходит в Ревель за лоцманом. Весь экипаж арестовывается и брошен в тюрьму. Семь суток просидел экипаж в Ревельской тюрьме. Советские моряки вели себя, как достойные сыны вели кой родины. На тральщике их доставляют в Либаву. Здесь по требованию со ветского правительтва их вместе с эшелоном военнопленных отправ ляют на родину. В Петрограде в 1919 году Василий Александре вич вступил дооровольцем в ря ды Красной Армии. Начались боевые походы. Бал тийские моряки крепко били бе лых генералов и атаманов коитре- волюционных банд. Пришлось побывать почти на всех фрон тах. После боев гражданской войны снова плодотворная, творческая неутомимая работа в морском флоте любимой родины. В молодом Мурманском паро ходстве Василий Александрович сразу зарекомендовал себя с луч шей стороны. Он плавает стар шим механиком на пароходе «Кузбасс». 11 августа прошлого года ка питан-аварийщик Похолок у бе регов Шпицбергена посадил на камни судно. Вода начала посту пать в форпик, трюмы и бал ластные танки. Нос корабля на чал погружаться. На судне пас сажиры; среди них женщины и дети/ Момент был серьезный. Вода заполнила второй трюм и через гроссбункер стала поступать кочегарку. Борьба экипажа за живучесть корабля была ожесто ченной. -Здесь в полной ыере проЯ' вились черты мужественного во левого командира т. Маркова. Срочно закрыли клпнкеты, зако нопатили’ паклей с салом все от верстия. На полную мощность пустили балластную помпу. Машинная команда проявила чудеса отваги и море отступило Бесперебойная работа балластной помпы дала возможность сохра нить судну плавучесть. Пароход «Кузбасс» снялся с камней и пришел на Шпицбер ген, а вскоре вернулся в Мурманск Об этом своем последнем слав ном деле Василий Александрович говорит скупо, он больше всего называет имена ближайших своих помощников и членов машинной команды. Пароход «Кузбасс сейчас на ходится в отличном техническом состоянии и готов в любой момент выйти в море. В досрочном ремонте механиз мов корабля большая, неоспори мая заслуга мужественного мо ряка, передового стахановца на шего бассейна Василия Алек сандровича Маркова, К 39-летней годовщине созна тельной работы на морском фло те Василий Александрович при ходит полный сил и энергии, го товый стахановским трудом умно жить победы советских моряков— пламенных патриотов страны со циализма. Л ГАЛЕВ. Рассказывая эту небольшую историю, происшедшую 4 апреля в 4 часа утра у ворот порта, мы предследуем одну цель— преду предить всех посещающих порт по служебным делам— предусмотри тельно запастись одним докумен том. Когда на посту у контрольных ворот дежурит т. Чикшов, зах ватывайте, товарищи, кроме пас порта и пропуска также справку от врача, что вы не ... пьяны. Об этом не знала повар столо вой порта Мария К... ибо за 20 лет своей жизни она не успела умудриться большим опытом. Как всегда 4 апреля, рано ут ром, подойдя к проходной будке, она вручила пропуск, стоящему на посту дежурному Чнкшову. Сейчас произойдет обычная про цедура: дежурный внимательно проверит пропуск, и скажет: —Пожалуйста, проходите. Но этого не случилось. Она вдруг услышала. —Подите проспитесь! —Я быстро обернулась, —рас сказывает нам Мария К.,—я по думала, что за спиной стоит ка кой-нибудь пьяница и слова де журного относятся к нему. Но в проходной никого не было. —Вам говорю, я признаю, что вы пьяная и не пропущу в порт уходите, повторил свое приказание Чикшов. Мария К. прямо-таки скажем растерялась. Суровое лицо Чикшо ва и гнев в его голосе указывали, что он меньше всего расположен к шуткам в столь ранний час. Он отобрал пропуск п еще раз сурово Идите, проспитесь! Возмущенная Мария К. напра вилась с жалобой к начальнику бюро пропусков. Он не сразу по нял, что ему говорит заплакан ная работница. Между ним и Чикшовым, не смотря па то, что они находились в десяти шагах друг от друга, но телефону произошел короткий раз говор. — Почему не пропускаешь граж данку? — Она пьяная. Еле на ногах стоит, пусть пойдет проспится,— невозмутимо и твердо ответил Чикшов. После долгих споров началыш и Чикшов пришли к соглашению. Мария К. была пропущена в порт с условием, что немедлеь*но принесет из здравпункта справку о ... своей трезвости. Наступила очередь удивляться фельдшеру Нашнвочникову. — Идите, работайте. Они шутят в проходной. Скучно им вот и направили сюда.. Слова фельдшера успокоили Марию К. Но не успела она в столовой приступить к исполнению своих поварских обязанностей, как на кухню вбежал гневный начальник. — Почему не принесли справку, отправляйтесь в медпункт и по лучите ее, или будете выведены из порта, — закричал он на Ма рию К. в присутствии недоуме вающих работников столовой. Злополучная справка о том, что «при осмотре никаких приз наков алкогольного опьянения не обнаружено» была пред‘явлена невозмутимым охранникам. Толь ко после этого Мария К. смогла спокойно заняться своим делом. " ВтуГи -вея гмуй р . о- следствиях нам скажет начальник порта тов. Новосадов. Г. ЦУКАНОВ Противопожарная неделя Отдел пожарной охраны управ ления НКВД по Мурманской обла сти проводит с 14 по 25 апреля 1941 года противопожарную не делю. Основными задачами недели являются— подведение итогов под готовки к летнему периоду, еще более широкое развертывание массовой пропаганды и агитации среди трудящихся по вопросам пожарной безопасности. На судоремонтном заводе тер ритория загромождена разным хламом: старыми ящиками, обрез ками досок и бревен, ломанными деталями. В цехах за верстаками можно найти тряпкн, паклю и другой разный хлам, который предста вляет большую опасность для пожарной безопасности. С горю чим на заводе обращаются не брежно. Во время промывки де талей много горючего разливает ся, а рабочие тут же курят. Огне тушители и пожарный инвентарь загрязнен. В ящиках для песка набросаны тряпки, пакля и дру гой мусор. Не лучше обстоит дело в ме ханических мастерских порта, на буксирном пароходе «Кола», % пловучем кране № 1. В порту и на судах также еще очень мало сделано по пожарной безопасности. Г. ПЕРМИНОВ. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ Отдел главного механика на за воде по своему значению являет ся одним из таких участков, ко торому должно быть уделено мак симум внимания. От работы на шего отдела во многом зависит состояние станков и оборудования токарного, кузнечного, водопро водного и других цехов. В этом году по плану перед нами стоит большая задача по приведению в полный порядок всего оборудования завода. Это требует определенного графика, чтобы восстановление механизмов проводилось без задержек. Перед главным инженером и Во-время ремонтировать станки директором неоднократно подни- По распоряжению директора от мялся вопрос о том, чтобы цехи 11 декабря прошлого года я дол- по задерживали изготовление нуж- жен получать от начальника ме- иых деталей по нашему графику но почти как правило он срывает ся. Наши заказы обрабатываются неделями, а иногда и бесследно пропадают. Так, недавно была утеряна за готовка фрезы для изготовления шестерни к строгателыюму стан ку. Пока изготовили новую фре зу и изготовляли новую шестер ню станок простоял много време ни в ремонте. Задержки в изго товлении деталей ставят под угро зу ремонт станков ханического цеха ежедневные све дения о простоях станков. Распо ряжение не выполняется. Это при водит к тому, что некоторые станки изнашиваются, а мы не знаем, когда их можно восстановить. Все эти недочеты нам нужно решительно и зж и ть . Не только отделу главного механика, а всем цехам надо бороться за то, чтобы станки на заводе были в отлич ном состоянии. А. ШАУЛИН. Главный механик судоре монтного завода. В статье „Успехи машинной команды парохода „Пролета- рий“, помещенной в нашей газете от 5 апреля 1941 года, сообщалось, что на пароходе зарядка аккумуляторов для радиостанции в целях эконо мии топлива производится ве чером, когда динамо дает свет всему судну. Н а ч а л ь н и к пароходства тов. Фортученко приказал на чальнику связи тов. Приходь ко дать распоряжение, чтобы на всех судах по примеру парохода „Пролетарий1 за рядка аккумуляторов произ водилась только вечером, во время общей работы динамо. * Капитан парохода ,.IW 1 Люксембург" тов. Грешнер в заметке „Наш опыт органи зации питания", помещенной в нашей газете от 5 апреля, рассказал об интересном ме тоде раскладки по организа ции питания на их судне. Начальник Мурманского па роходства т. Фортученко дал распоряжение всем капитанам судов ознакомиться с методом раскладки, практикуемым на пароходе „Роза Люксембург" и ввести его у себя. Ответственный редактор В. А. ЗАБРОВСКИЙ АДРЕС редакции и типографии гаа, „Моряк Заполярья*: г Мурнаяек Торговый порт, пооело* Портовый, ц. № 16. ПН 1998, Тир 2000, Зав. № 284,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz