Мирный атом. 1974, ноябрь.

2 М И Р Н Ы Й A T OM 29 ноября 1974 гола > V W W V > A r t / W l / W W W W W W W W V W W W W V W Ц и ф р ы и ф а к т ы ф Выполнено земляных работ (выем­ ка, планировка) — 3,6 млн кубических метров, в том числе скальные породы — 0,5 млн кубических метров. ф Выполнено монолитного бетона, железобетона и сборного железобетона 195 тысяч кубических метров. ф Смонтировано металлоконструкций — 12 тысяч тонн. # Смонтировано трубопроводов — 6935 тонн. # Смонтировано технологического оборудования — 17555 тонн. ф Смонтировано электротехнического оборудования — 4935 единиц. # Смонтировано электрокабеля 1300 километров. В тот год зима была морозная, но как тепло встретил нас. первый от­ ряд шоферов. Николай Тимофеевич Иванов. Он обрадовался, гово р и г . этак, с душой — Как здорово. чю вы приехали. А то я зд сь один... Никого нет рядом. Началась наша полевая жизнь в вагончиках, где по ночам одеяло пример­ зало. Привезли мы с со­ бой восемь самосвалов и две бортовые машины, да были до нас тут один экскаватор и один буль­ дозер. Уже иа следующее утро мы выдали первыо кубометры грунта — от­ сыпали дорогу от Пин­ ского карьера. Из двеиа^- кострах. ремонтировали под простым навесом. Не всякий человек мог это выдержать, кое-кто уез жал. Но вот до сих пор работают Михаил Куд рявцев, Иван Сиваков, Иван Афапасьев. Ннко лай Дорошук. Остались, конечно, самые стойкие. О том, что будет труд но. мы знали, когда еха ли сюда из уютно.о го родка Апатиты. Мы зна­ ли. что начинаем большое дело — ст р о н тел ь с е л о атомной станции. VIэм со­ общили об этом иа п ар ­ тийном собрании управ л 1 -нин строительства еще в Апатитах. Начальник управления строительства Эрнст Вик торович Якобсон говорил Шофе ры выстояли цати шоферов почоошша носила русское имя Иван. Как работали наши Ьп.ч ны! Сами за рулем, са 1ми ремонтируют, слеса | рей у нас тогда не было. Весной 1965 года пе- I реехали мы в Пииозеро. где арендовали у Апатит- ской геологоразведочной партии полбарака и ма' ленький гараж на одну I смотровую яму. Тем вре­ менем и машин прибавн- лось и люди прибывали. Шоферы Михаил Лале- тин, Николай Спирин. I Александр Гущин попол- . нили тогда наши ряды. 1Надо сказать, что авто стоянку мы еще не раз меняли. Одна из них бы- I ла как раз под ок­ ном теперешнего здания I управления, а тогда здесь была просто уютная по­ лянка. Потом была у нас стоянка там, где сейчас наш гараж. Услоьия ра­ боты были по-прежне.\'У , нелегкими: воду грели на нам тогда, что решением Министерства энергетики и электрификации СССР утверждено строитель ство Кольской АЭС и-что коммунисты д о л ж н ы быть первыми, потому что начинать будет не легко. И вот спустя 10 ЛС 1 на месте леса, куда мест ные жители ходили за грибами и ягодами сто ит город. Красивейшие были здесь места. Мы. приходя на берег канала отдыхать. представляли каждый по-своему буду­ щий город. Да и сейчас у нашего годора многое в будущем — будет бас­ сейн. будет Дворец куль­ туры. будет стадион. А атомная станция на берегу Имандры — как крейсер на вечной стоян ке. Станция, где все по строено нашими руками И. НИКИТИН , шофер АТК С ЧЕГОНАЧИНАЛИ СТРОЙКУ Может быть, слишком часто сегодня я произно­ шу слово «первый», но такой уж темы мы косну­ лись... Первые дни нашей стройки, первые люди, пришедшие в тайгу, пер­ вые объекты, построенные этими людьми в этой тай­ ге. Первый «десант» был за­ брошен в район будущей станции по железной до­ роге, единственной дороге а то время, соединявшей это глухое место с район­ ным городом. «Десант» со­ стоял из трех ^человек: Николая Тимофеевича Ива­ нова и двух бульдозери­ стов Николая Шумилова и Анатолия Карчевского. На железнодорожной плат­ форме вме.те с ними при­ были два бульдозера. На­ до сказать, что до них здесь побывала «развед­ ка» — Вячеслав Григорье­ вич Соколов, который сей­ час работает в СДО уп­ равления, и прораб Юрий Иосифович Брослаескии. Но вот приЬыла «рабо­ чая тройка», занялась уст­ ройством жилья для себя и для будущих партий, устройством гаража для техники. Жильем их на долгие месяцы стали ва­ гончики. Уголь и вода бы­ ли привозными. Постепен­ но прибывающие строители умывались снегом по ут­ рам, несмотря на то, что истопники работали по но­ чам, гремели... Назову пер­ вого главного инженера стройки — Валерия Ва­ сильевича Куварзина, пер­ вого начальника стройки— Эрнеста Викторовича Якоб­ сона. первого секретаря партийной организации — Вячеслава Николаевича Ку­ кушкина. Строительство началось с выторфовкм и проклад­ ки коммуникаций на тер­ ритории, где сейчас нахо­ дится управление строи­ тельства, столовая, бытовой корпус. Работами на нуле­ вом цикле руководил прораб Исаак Львович Богданов. Службу ОГМ представляли в то время Федор Ехменин и Василий Даныиин, который сейчас работает машинистом теп­ ловоза. Это было интересное время, когда все было впервые. Устанавливали первый козловой кран на ПРБ и первый башенный — на месте строительства общежития № 4, это где сейчас ГПТУ и клуб. Пер­ вую дорогу в несущест­ вующий еще город про­ кладывал бульдозер и с т Анатолий Карчевский, Имя Н. Т. Иванова пришлось бы называть среди «пер­ вых» неоднократно. Вот, например, он строил эту же дорогу, он строил до­ рогу на первый карьер (в районе теперешнего Нивско- го карьера), он строил первый 16-квартирный дом и ДЩ , он занимался вы- торфовкой на территории приобъектной базы № 2, Это далеко не полный спи­ сок его начинаний. Да, впрочем, каждый знает, что с него началась наша стройка. ЖГ-2 — это пере ы й квартал нашего города, выросшего в тайге. В не­ го входят такие дома, как общежитие № 4, дома №№ 7 и 9 по Нияскому проспекту, дом № 6 по улице Ломоносова, дом № 5 по Школьному буль­ вару, дом № 2 по улице Ломоносова, детсад. Стро­ ить город начинал Анато­ лий Камчатный, затем Александр Дмитриевич Плохих. Знаете мост через Ши­ рокую Салму? Его строил Павел Николаевич Король, который сейчас возводит объекты в государстве Гана. А тогда наш отдел главного механика частень­ ко обращался за помощью к Королю, например, кра­ ны перебросить с объекта на объект. Своих тяжелых машин у нас тогда не бы­ ло. А мы ему помогали ракету устанавливать. Ту самую ракету, что симво­ лизировала стремление че­ ловечества вперед, была для нас олицетворением будущего. Она и до сих пор видна каждому проез­ жающему по шоссе в сто­ рону Мурманска. Наш отдел главного ме­ ханика был тогда немного­ численным, но мы брали умением. Помню, надо бы­ ло отправить из Зашейка в Апатиты башенный кран. Необычный путь проделан этот край: по льду озера Имандра от Зашейка до Восточной Губы. Это был в тех условиях наиболее ост­ роумный выход. Конечно, предварительно пришлось выполнить расчеты проч­ ности льда, а трактором правили, как упряжкой ко­ ней, с улицы. Соблюдая правила техники безопас­ ности, мы решили не са­ жать тракториста в каби­ ну и, как видите, нашли выход. Восстановить очеред­ ность событий по памяти сложновато. Все сведения по строительству на пром­ площадке можно получить из оперативного журнала. Там отражены все этапы возведения станции. Я же рассказал о том, что осо­ бенно ясно отложилось в памяти. А ЯКУБОВИЧ, зам. начальника управ­ ления строительства. 10 лет — срок в 2 киз- ни человека вроде бы и небольшой, но для меня он очень памятен и ос­ танется таким на век» жизнь, так как с прошед­ шим десятилетием было снизало много событий не только для меня лич­ но. но и для всего кол­ лектива. который постро­ ил за Полярным кругом атомный гигант. Приказом по строи­ тельному управлен и ю Кировской ГРЭС я была переведена с 1 января 1965 года прорабом уча­ стка строительства Коль­ ской ГРЭС (так тогда она называлась). Сразу же после Нового года я приехала в Заш еек. Зи ­ ма в тот год была очень холодной. температура держалась в пределах 2 5—32 градусов мороза. Явилась в вагончик — контору участка и полу­ чила задание: заниматься земляными работ а м и. Нужно было срочно на­ чинать выторфовку пло­ щади стройбазы № 1 и планировочные работы, а для этого нужен был карьер. Начали строи­ тельство автодороги от карьера Нивский к строй- базе № 1. Весной 1965 года поя­ вилась необходимость в Они приехали иа строй­ ку самыми первыми ровно 10 лет назад. На снимке (слева напра­ во): бульдозерист Николай Шумилов, помощник ма­ шиниста жскаватора Ген­ надий Балук, шофер Иван Балашов, бульдозерист Фе­ дор Козлов, экскаваторщик Геннадий Шабанов. Фото Н. ИВАНОВА. растворе и бетоне для строительства первых объектов. *Мне было по­ ручено организовать и з­ готовление раствора. З а каналом Нива ГЭС-1 в то время работал ас­ фальтобетонный завод строительного управления № 858, которое строило автодорогу Мурманск — Ленинград. Подумав-, я решила привязать свой временный растворный узел к площадке асфал >- тобетонного завода в расчете на то. что нам не откажут в горячей во„- де. тепле от существую­ щей там котельной и электроэнергии. Построили мы на бере­ гу канала башенку с раст­ воромешалкой. во все проблемы с водой нам пришлось решать само- стоительно — тепла от имеющейся котельной Н А М ЦифрЫ и фактЫ • Из воспоминаний ОПП, Роза Николаевна Ивко — ныне работница СУ-1, Ольга Николаевна Кустова — машинист бе­ тонного завода № 2. Раи ­ са Ивановна Захарова — нын^* мастер бетонного завода М® 2. Инна Фе­ доровна Гущина — ма­ шинист компрессорной бетонного завода № 2, Екатерина Михайловна Петрова — машинист бе­ тонного завода № 1, Ев­ докия Филипповна Тата- ринова — сейчас маляр СУ-2. Много труда я уме­ ния вложил в первые вы- I СЕГОДНЯ В СТРОЮ ВЕТЕРАНЫ едва хватало асфальто­ бетонному заводу и нам отказали. Пришлось ста­ вить насос на канале, за­ крывать его будкой, а для того, чтобы иметь горячую воду, установи­ ли в баке форсунку, ра­ ботающую на солярке. Так же решили вопрос и с подогревом песка. Проблема обеспечен и я объектов раствором была решена. Я назову имена вете­ ранов первопроходцев, на долю которых выпала трудность первых лет стройки и которые и но сей день трудятся на ней. Это Мария Федоров­ на Бухало, сейчас маши­ нист компрессорной заво­ да № 1, Вера Порфирь- евна Скурская — ста­ ночница столярного цеха данные кубометры раст­ вора и бетона работав­ ший в то время слесарем Геннадий Ильич Калугин. Много было трудно­ стей в то время, их нуж­ но было решать. Появи­ лась необходимость в ар- матупе, ее начали изго­ товлять сначала под от­ крытым небом, потом в необорудованном новом цехе приехавшие с Ки­ ровской ГРЭС специали­ сты арматурщики-свар­ щики Зинаида и Анато­ лий Тюлъковы. В 1966 году организо­ вали импровизированный полигон для изготовле­ ния сборного железобе­ тона. Работу осваи­ вали и ныне работающие в плотнично-опалубочном цехе А . А. Смирнов. С. Н. Цветков, а немного позже и иа полигон при­ ехали специалисты с Ки­ ровской ГРЭС — кава­ лер о>рдеиа «Знак Почета* В. В. Сергеев и его же­ на машинист крана Нина Тимофеевна. Сегодня белоснежная красавица — К о л ь с к а я атомная украшает на­ шу северную землю. И в том, что она построена и дает энергию развиваю­ щийся промышленности Мурманской области, большая заслуга тех. лю­ дей. о которых я расска­ зала, и сотен тех, о ко­ торых рассказать в не­ большой статье невоз­ можно. Но имена нх строители хорошо зпают и добрые дела нх никог­ да не забудутся. В. ТИТАНОВА, начальник ОПП,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz