Мирный атом. 1974, ноябрь.
2 М И Р Н Ы Й A T OM 29 ноября 1974 гола > V W W V > A r t / W l / W W W W W W W W V W W W W V W Ц и ф р ы и ф а к т ы ф Выполнено земляных работ (выем ка, планировка) — 3,6 млн кубических метров, в том числе скальные породы — 0,5 млн кубических метров. ф Выполнено монолитного бетона, железобетона и сборного железобетона 195 тысяч кубических метров. ф Смонтировано металлоконструкций — 12 тысяч тонн. # Смонтировано трубопроводов — 6935 тонн. # Смонтировано технологического оборудования — 17555 тонн. ф Смонтировано электротехнического оборудования — 4935 единиц. # Смонтировано электрокабеля 1300 километров. В тот год зима была морозная, но как тепло встретил нас. первый от ряд шоферов. Николай Тимофеевич Иванов. Он обрадовался, гово р и г . этак, с душой — Как здорово. чю вы приехали. А то я зд сь один... Никого нет рядом. Началась наша полевая жизнь в вагончиках, где по ночам одеяло пример зало. Привезли мы с со бой восемь самосвалов и две бортовые машины, да были до нас тут один экскаватор и один буль дозер. Уже иа следующее утро мы выдали первыо кубометры грунта — от сыпали дорогу от Пин ского карьера. Из двеиа^- кострах. ремонтировали под простым навесом. Не всякий человек мог это выдержать, кое-кто уез жал. Но вот до сих пор работают Михаил Куд рявцев, Иван Сиваков, Иван Афапасьев. Ннко лай Дорошук. Остались, конечно, самые стойкие. О том, что будет труд но. мы знали, когда еха ли сюда из уютно.о го родка Апатиты. Мы зна ли. что начинаем большое дело — ст р о н тел ь с е л о атомной станции. VIэм со общили об этом иа п ар тийном собрании управ л 1 -нин строительства еще в Апатитах. Начальник управления строительства Эрнст Вик торович Якобсон говорил Шофе ры выстояли цати шоферов почоошша носила русское имя Иван. Как работали наши Ьп.ч ны! Сами за рулем, са 1ми ремонтируют, слеса | рей у нас тогда не было. Весной 1965 года пе- I реехали мы в Пииозеро. где арендовали у Апатит- ской геологоразведочной партии полбарака и ма' ленький гараж на одну I смотровую яму. Тем вре менем и машин прибавн- лось и люди прибывали. Шоферы Михаил Лале- тин, Николай Спирин. I Александр Гущин попол- . нили тогда наши ряды. 1Надо сказать, что авто стоянку мы еще не раз меняли. Одна из них бы- I ла как раз под ок ном теперешнего здания I управления, а тогда здесь была просто уютная по лянка. Потом была у нас стоянка там, где сейчас наш гараж. Услоьия ра боты были по-прежне.\'У , нелегкими: воду грели на нам тогда, что решением Министерства энергетики и электрификации СССР утверждено строитель ство Кольской АЭС и-что коммунисты д о л ж н ы быть первыми, потому что начинать будет не легко. И вот спустя 10 ЛС 1 на месте леса, куда мест ные жители ходили за грибами и ягодами сто ит город. Красивейшие были здесь места. Мы. приходя на берег канала отдыхать. представляли каждый по-своему буду щий город. Да и сейчас у нашего годора многое в будущем — будет бас сейн. будет Дворец куль туры. будет стадион. А атомная станция на берегу Имандры — как крейсер на вечной стоян ке. Станция, где все по строено нашими руками И. НИКИТИН , шофер АТК С ЧЕГОНАЧИНАЛИ СТРОЙКУ Может быть, слишком часто сегодня я произно шу слово «первый», но такой уж темы мы косну лись... Первые дни нашей стройки, первые люди, пришедшие в тайгу, пер вые объекты, построенные этими людьми в этой тай ге. Первый «десант» был за брошен в район будущей станции по железной до роге, единственной дороге а то время, соединявшей это глухое место с район ным городом. «Десант» со стоял из трех ^человек: Николая Тимофеевича Ива нова и двух бульдозери стов Николая Шумилова и Анатолия Карчевского. На железнодорожной плат форме вме.те с ними при были два бульдозера. На до сказать, что до них здесь побывала «развед ка» — Вячеслав Григорье вич Соколов, который сей час работает в СДО уп равления, и прораб Юрий Иосифович Брослаескии. Но вот приЬыла «рабо чая тройка», занялась уст ройством жилья для себя и для будущих партий, устройством гаража для техники. Жильем их на долгие месяцы стали ва гончики. Уголь и вода бы ли привозными. Постепен но прибывающие строители умывались снегом по ут рам, несмотря на то, что истопники работали по но чам, гремели... Назову пер вого главного инженера стройки — Валерия Ва сильевича Куварзина, пер вого начальника стройки— Эрнеста Викторовича Якоб сона. первого секретаря партийной организации — Вячеслава Николаевича Ку кушкина. Строительство началось с выторфовкм и проклад ки коммуникаций на тер ритории, где сейчас нахо дится управление строи тельства, столовая, бытовой корпус. Работами на нуле вом цикле руководил прораб Исаак Львович Богданов. Службу ОГМ представляли в то время Федор Ехменин и Василий Даныиин, который сейчас работает машинистом теп ловоза. Это было интересное время, когда все было впервые. Устанавливали первый козловой кран на ПРБ и первый башенный — на месте строительства общежития № 4, это где сейчас ГПТУ и клуб. Пер вую дорогу в несущест вующий еще город про кладывал бульдозер и с т Анатолий Карчевский, Имя Н. Т. Иванова пришлось бы называть среди «пер вых» неоднократно. Вот, например, он строил эту же дорогу, он строил до рогу на первый карьер (в районе теперешнего Нивско- го карьера), он строил первый 16-квартирный дом и ДЩ , он занимался вы- торфовкой на территории приобъектной базы № 2, Это далеко не полный спи сок его начинаний. Да, впрочем, каждый знает, что с него началась наша стройка. ЖГ-2 — это пере ы й квартал нашего города, выросшего в тайге. В не го входят такие дома, как общежитие № 4, дома №№ 7 и 9 по Нияскому проспекту, дом № 6 по улице Ломоносова, дом № 5 по Школьному буль вару, дом № 2 по улице Ломоносова, детсад. Стро ить город начинал Анато лий Камчатный, затем Александр Дмитриевич Плохих. Знаете мост через Ши рокую Салму? Его строил Павел Николаевич Король, который сейчас возводит объекты в государстве Гана. А тогда наш отдел главного механика частень ко обращался за помощью к Королю, например, кра ны перебросить с объекта на объект. Своих тяжелых машин у нас тогда не бы ло. А мы ему помогали ракету устанавливать. Ту самую ракету, что симво лизировала стремление че ловечества вперед, была для нас олицетворением будущего. Она и до сих пор видна каждому проез жающему по шоссе в сто рону Мурманска. Наш отдел главного ме ханика был тогда немного численным, но мы брали умением. Помню, надо бы ло отправить из Зашейка в Апатиты башенный кран. Необычный путь проделан этот край: по льду озера Имандра от Зашейка до Восточной Губы. Это был в тех условиях наиболее ост роумный выход. Конечно, предварительно пришлось выполнить расчеты проч ности льда, а трактором правили, как упряжкой ко ней, с улицы. Соблюдая правила техники безопас ности, мы решили не са жать тракториста в каби ну и, как видите, нашли выход. Восстановить очеред ность событий по памяти сложновато. Все сведения по строительству на пром площадке можно получить из оперативного журнала. Там отражены все этапы возведения станции. Я же рассказал о том, что осо бенно ясно отложилось в памяти. А ЯКУБОВИЧ, зам. начальника управ ления строительства. 10 лет — срок в 2 киз- ни человека вроде бы и небольшой, но для меня он очень памятен и ос танется таким на век» жизнь, так как с прошед шим десятилетием было снизало много событий не только для меня лич но. но и для всего кол лектива. который постро ил за Полярным кругом атомный гигант. Приказом по строи тельному управлен и ю Кировской ГРЭС я была переведена с 1 января 1965 года прорабом уча стка строительства Коль ской ГРЭС (так тогда она называлась). Сразу же после Нового года я приехала в Заш еек. Зи ма в тот год была очень холодной. температура держалась в пределах 2 5—32 градусов мороза. Явилась в вагончик — контору участка и полу чила задание: заниматься земляными работ а м и. Нужно было срочно на чинать выторфовку пло щади стройбазы № 1 и планировочные работы, а для этого нужен был карьер. Начали строи тельство автодороги от карьера Нивский к строй- базе № 1. Весной 1965 года поя вилась необходимость в Они приехали иа строй ку самыми первыми ровно 10 лет назад. На снимке (слева напра во): бульдозерист Николай Шумилов, помощник ма шиниста жскаватора Ген надий Балук, шофер Иван Балашов, бульдозерист Фе дор Козлов, экскаваторщик Геннадий Шабанов. Фото Н. ИВАНОВА. растворе и бетоне для строительства первых объектов. *Мне было по ручено организовать и з готовление раствора. З а каналом Нива ГЭС-1 в то время работал ас фальтобетонный завод строительного управления № 858, которое строило автодорогу Мурманск — Ленинград. Подумав-, я решила привязать свой временный растворный узел к площадке асфал >- тобетонного завода в расчете на то. что нам не откажут в горячей во„- де. тепле от существую щей там котельной и электроэнергии. Построили мы на бере гу канала башенку с раст воромешалкой. во все проблемы с водой нам пришлось решать само- стоительно — тепла от имеющейся котельной Н А М ЦифрЫ и фактЫ • Из воспоминаний ОПП, Роза Николаевна Ивко — ныне работница СУ-1, Ольга Николаевна Кустова — машинист бе тонного завода № 2. Раи са Ивановна Захарова — нын^* мастер бетонного завода М® 2. Инна Фе доровна Гущина — ма шинист компрессорной бетонного завода № 2, Екатерина Михайловна Петрова — машинист бе тонного завода № 1, Ев докия Филипповна Тата- ринова — сейчас маляр СУ-2. Много труда я уме ния вложил в первые вы- I СЕГОДНЯ В СТРОЮ ВЕТЕРАНЫ едва хватало асфальто бетонному заводу и нам отказали. Пришлось ста вить насос на канале, за крывать его будкой, а для того, чтобы иметь горячую воду, установи ли в баке форсунку, ра ботающую на солярке. Так же решили вопрос и с подогревом песка. Проблема обеспечен и я объектов раствором была решена. Я назову имена вете ранов первопроходцев, на долю которых выпала трудность первых лет стройки и которые и но сей день трудятся на ней. Это Мария Федоров на Бухало, сейчас маши нист компрессорной заво да № 1, Вера Порфирь- евна Скурская — ста ночница столярного цеха данные кубометры раст вора и бетона работав ший в то время слесарем Геннадий Ильич Калугин. Много было трудно стей в то время, их нуж но было решать. Появи лась необходимость в ар- матупе, ее начали изго товлять сначала под от крытым небом, потом в необорудованном новом цехе приехавшие с Ки ровской ГРЭС специали сты арматурщики-свар щики Зинаида и Анато лий Тюлъковы. В 1966 году организо вали импровизированный полигон для изготовле ния сборного железобе тона. Работу осваи вали и ныне работающие в плотнично-опалубочном цехе А . А. Смирнов. С. Н. Цветков, а немного позже и иа полигон при ехали специалисты с Ки ровской ГРЭС — кава лер о>рдеиа «Знак Почета* В. В. Сергеев и его же на машинист крана Нина Тимофеевна. Сегодня белоснежная красавица — К о л ь с к а я атомная украшает на шу северную землю. И в том, что она построена и дает энергию развиваю щийся промышленности Мурманской области, большая заслуга тех. лю дей. о которых я расска зала, и сотен тех, о ко торых рассказать в не большой статье невоз можно. Но имена нх строители хорошо зпают и добрые дела нх никог да не забудутся. В. ТИТАНОВА, начальник ОПП,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz