Краснофлотец. 1947, январь.
К Я А С а О Ф Л О Т Е Ц 30 января ,1947 г ., № 24 (2715). НАСУЩНЫЕВОПРОСЫ ШТУРМАНСКОЙ подготовки ' В минувшем учебном году I них. аномалий аа нашем театре, штурманские5 Аоввыо: части на - ; тогда эти понятии . лучше будут кг»т кораблей достигли хороших ; усвоены матросами. ноосазягеяей в боевой по;*готов- м . Успех ее в зяачитеЯкпой !Степени зависят* от правильного Шинирования занятий. В этом лишении на отдельных кораб е л в црошлам году был» недо статки. Нашример, отдельные курсовые задачи отрабатывалась с личным составом оо нескольку раз. или в боевую подготовку включались отвлеченные, не яре- дуомотреиные курсом штурман ской подготовки темы, как-то: «бучение рулевых навигадион- вым способам обсервации, трени ровки в намерении высот секста ном 1 др. Штурманам флота нужно уже сейчас поставить гра фик отработка отдельных задач на год, драчом следует учесть, что щмдошмлми вопросы по; каждой задаче должны прохо диться непосредственно после изучения теоретических. Отра ботку курсовых задач следует планировать равномерно в тече ние всего года. Больше внимания нужно уделять вопросам методи ки проведения занятий, чтобы изучаемые темы лучше усваива лись матросами, а сама занятия 1определенным в были бы всегда интересными.! сроет, вообще Для этого, во-первых, руководи тель занятий сам должен отлич но знать специальность; во-втс- рых, излагать учетный материал не ото-книжному, а насыщать эпизодами из боевого опыта, накопленного за время войны ко раблями флота. При изучении материальной части обязательно указывать особенности использо вания штурманской текинки в условиях Севера. Например, при обучении управлению рулем по магнитному компасу нужно об ращать внимание на то, что в высоких широтах направляющая сила компаса становится меньше л картушка менее устойчиво дер жится в мерщиане, а потому уп равлять но компасу рулевому становится труднее. Особенно трудно после поворота лечь на новый курс, т. к. картушка тре нием выводится из мерндяаяа. Поэтом? лучше дать — десять минут держать приближенный суре, -ожидая, пока картушка «успокоится», нежели «гоняться» за н ей ,с кораблем. Рассказывая ■о эешном магнетизме, нужно яо- казать на карте и место магнит ного полюса и <места мапнят- При обучении производству метеонаблюдеиий следует глубже знакомить с теоретическими вен* росами, чтобы рулевые не толь ко да/учились делать наблюдения, но и критически относились к •измеренный данным, не допу ская ошибки. Па тральщике «Я» вовремя ответственного похода очень важ но бшо следить за температу рой воды, чтобы судить о воз можности льдообразования в рай- сне плавания, т- к. от этого за висел успех операции. Совершен но случайно оказался равботым водяной термометр, в результате рулевые неправильно замерши температуру воды и полутон температуру окапала — 1°, за тем — 2° * ,ч наконец, даже — 5°. Бели бы они звали, что соленая вода с соленостью 33— 35 щюмяль (соленость Баренце ва моря) замерзает при темпера туре в — 1,9°, они, конечно не намерили бы температуры в минус пять градусов. На некоторых кораблях гидро метеорологическим -- элементам деление глубин пэ ввличесгну вьнравлениого лотлиня и скоро сти хоща. Яри лучении ручного лота штурмана не обучйот поль зованию им для определения двя женяя корабля при постановке я с’емке е якоря. Для эалрЁмиш нелучеиных знаний и цривития практических навыков матраса* при работе с материальной частью следует больше внимания уделять трени ровкам на боевьн постах и непо средственно у приборов. Эти тре нировки реййиеевдуетея делать вепродолжигелшымн оо вре мени, но как можно чаще, что бы личный состав постоянно, а не от случая к случаю, работал с материальной частью и успеш нее достигал положенных норма тивов. Чтобы занятая всегда были интересными, нужно не допускать на них повторения уже извесг ных матросам вопросов, , освоен ных ими в прошлом году или в школах шгещильвой подготовки. Поэтому на каждом занятии ау- Оглячвый саг- . иаямцнк Н-ского поста старонЛ •мггрос Г. О гурцов та вахте, фото В. Палий. Когда атана не имеет успеха... Оаибмодногоученияиорскихпехотинцев Предрассветные сумерки нача ли заметно редеть, когда взвод тем беглого оцроса следует уста- п^рдии младшего лейтенанта повить уровень знаний но лрохо- Скляревиво ^ в б в и в район уче- дииой теме и строить само заня- ни я. Ему предстояло атаковать тае е упором на раз’яснеиие ела* д о линии окопов, выбить «про- установленные | бо усвоенного материала н все* тиснима» с укрепленных позиций не придается должного значения, тем более, если состояние погоды близко к нормальной. Вот, если штормит и ветер все время усиливается, тогда рождается «спортивный ин терес» к числу баллов. Такое по ложение порождает у рулевых чувство безответственности в не- теонаблидениях и они производят их бее особого усерден. Нужно раз’ясннть, что метеорологические журналы в конце года сдаются в гидрометеослужбу и поэтому паб. людения следует проводить как можно точнее. Командирам БЧ-1 нужно улучшить контроль за про" иэводством метеонаблюдений, обя зать рулевых докладывать о со стоянии погоды непосредственно после наблюдения. При изучении материальной части надо более глубоко раз’яе- нять возможность ее жяюльэова* ния в различных условиях пла-1 мния. В этом отношении в прош лом году на отдельных кораблях были значительные пробелы. Например, рулевых не учили измерению глубин на ходу летом Томсона без тлубомернык трубок. Оказалось, что на этих кораблях не было далее таблиц для опре- мерное расширение знаний матро сов, конечно, в об’еме, превуо» мотреннон курсовыми задачами. При планировании боевой под" готоаиав следует уделять больше внимания вопросам последова тельной отребозкм отдельных за дач. Не нужно, например, отра батывать сразу несколько задач, т. к. при этом будет рассредото чено внимание, и в результате отдельные вопросы останутся плоко усвоенными. Как правило, рекомендуется отрабатывать сразу одну—две курсовых зада чи. В подготовке офицерского со става по вопросам кораблевожде ния я изучения театра хорошие результаты дали аропояниые в прошлом году штурманские похо ды, ях следует прашавовагь и в этан году. Каждый штурман должен постоянно п е н и т , что штурманский опыт нмшиивает- { ся только црн плавания я чей больше Он плавает, чем чаще производит определения места, изучает море, пользуется штур манской техникой, том богаче становится его опыт, тем легче протекает его служба. Капитан 2 ранга Б. ЦЕЗАРЕВИЧ. i я удерживать их до подхода основных сил. Бойцы морском не* хоты понимали трудности (пред стоящего учения и тщательно подготовили оружие я снаряже ние. Короткими перебежками от укрытая к укрытию бойцы стали продвигаться на рубеж атаки. Они на хояу вели огонь по ми шеням, которые на 'короткие мгновения появлялись вдали. Уверенно и грамотно действовали при наступлении бойцы отделе ния младшего сержанта Воробей. Гораздо хуже обстояло дело в отделениях младших сержантов Владимирова и Абраменкова. У них не было твердого руковод ства бойцами, н каждый боец был предоставлен сам себе. В бою это нршело бы, к излишним по терям. 4 Неправильным было такжл решение командира взвода, отдав шего приказание взводу залечь в лощине, опиуда не виден был «противник». Поэтому огонь взвода o<viаб н ото могло повести к срыву атаки. Почему же были допущены такие грубые ошибки? Потону, что командир подразделения не поставил перед младшими коман дирами твердой задачи, не провел серьезной подготовка к учению. Во время учения никто не ука зал морсквд пехотинцам на до пускаемые ошибки, никто не раз бирал их и после занятия- Поэтому и польза от такого учет ния невелика Г. ДОНЕЦКИЙ Готовимся к ноч г!ым стрельба м Старшины и матросы нашего подразделения деятельно готовят ся к предстояще артиллерий ским стрельбам в ночных усло виях по освещенной цели. Вме сте с бывалыми зенитчиками, не раз отражавшими валеты враже ской в ГОДЫВОЙНЫ, В стрельбах будут принимать уча стие молодые эеиитчвки. С ними сейчас усиленно проводятся заня тия по изучению материальной части, устраиваются техниче ские конференции. Наибольших уояехев доетж командир орудия Королев. Его подчиненные хорошо изучили орудие, добилась высокой слажен ности в действиях. День выборов в Верховный .Совет РСФСР личный состав обя зался встретить вьгоолненяем ночных стрельб на «хороши». . Старший матрос В. МАРКОВ. РАДОСТНАЯ ЮНОСТЬ Замечательный русский писа тель Антон Павлович Чехов в рассказе «Ванька» нарисовал без радостную жизнь детей в старой карской России «Милый дедуш ка, — писал Ванька Жуков, — Христом богом тебя молю, возьми меня отсюда. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, а кушать страсть хочется, а скука такая, 4 t j и сказать нельзя, все плачу. А намеряя хозяин колодкой по го лове ударил так, чт> упал и на силу очухался Пропащая моя жизнь, хуже собаки вгякей...». Из этих слов нетрудно по нять, какая участь ожидала каж дого молодого человека — выход ца из простого народа в поме щичьей России. Он не имел ни права на труд, ни права на от» дых, ни ораса и* образование. I Сотняг, тысячам, миллионам юношей и девушек тогда цряхо- д илось думать лишь об одном — о насущном куске хлеба, о том, как бы прожить до завтра. В какое сравнение может итти судьба нашей советской молоде жи, одним представителем кото рой является матрос корабля «Н» бывший юнга Владимир Осо- кин. Он — сын простого рабо чего из небольшого города Горьковской области. Восьми лет Володя переступил порог школы и сел за парту в большом светлом классе. Он всей душой любил своих учителей за то, что они стремились дать ему как можно больше знаний. Он имел достаточное количество книг; Маленькому Володе никто не мешал конструировать само леты и корабли, писать лозунги. когда подходили праздники. Он, как и тысячи других молодых советских граждан, имел возмож ность по окончании семилетки итти учиться дальше в любое учебное заведение. Ему предостав лено право самому выбирать лю бую специальность. В советской стране каждому человеку открыты широкие пути, каждого ждет счастливое будущее. В 1942 году Володя Осокин с отличными оценками заканчивал семилетку. Шла война. Немцы наступали, занимали наши города я села. Они подходили к Волге- реке, на которой было рас положено село, дде родил ся и вырос Володя. В сердце юноши горело страстное желание хотя бы чем-нибудь помочь старшим, сражающимся на фронтах, отдающим свои жиз- ня во ния Родины. Володя пошел работать учеником-олеЬарем на водонапорную башню, откуда снабжался водой город, произво дивший для фронта боеприпасы. Через полгода его вызвали и райком комсомола. — Мы думаем послать гепя в школу юнгов. Хочешь стать мо ряком? — спросил секретарь. Осокин с радостью принял предложение. Через несколько месяцев он одел морскую форму и стал учеником школы юнгов Северного флота. В школе Осокин отдавал все силы учебе. Ему хотелось ско рее, пока еще н« закончилась война, попасть на боевой ко рабль. Он писал тогда своим ро дителям: «Обо мне не беспокой тесь. Живу и учусь хорошо. Ско ро окошу школу и буду плавать на море...» В 1945 году мечта юноши осуществилась. Окончивший по первому разряду школу, юнга Осокин был направлен на флот. Какое чувство радости охватило* Владимира, когда он впервые сту пил на палубу боевого корабля! «Вот она, настоящая человеческая жизнь. Задумал быть моряков — п стал-ни. Спасибо тебе, Per дина, за то, что ты дала возмож ность исполниться моим, желани ям», — мысленно говорил ю яа . ... Когда вспоминаешь чехов ского Ваню Жукова и сравни» ваешь его с Володей Осокяньи, сознаешь, как прекрасна судьба советского человека, какое сча стье жить и трудиться под соля ном Сталинской Конституции! Штурманскому электрику маг росу Владимиру Осокнну недав но исполнилось 18 лет. 9 февра ля 1947 года он впервые будет голосовать за кандидата в депу таты верховного органа государ ственной власти. С большим не терпением и радостью ждет эя этого дня. Капитан Н. ДУБИНИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz