Краснофлотец. На страже Заполярья. 1947 год. Март.
. О г ш ш ы м и , з ^ а ю и и а ч и ! свою шециауьыность •эаремевдовали се* ла ясрабле Н. мотористы старший мапгрос Полсщу* « матрос Шубнов. Такиш оии стали благодаря настойчивой н упорной работы сю ош^дшию боешй теошцкой. Их завещыванвевсегда» в полном оо* ршке и «готовности. Почешое эваиде отставкой боевой и шшэтиче. окон лодготобии прочно укрепилось за моряками. НА GHHM j KE: Полевцух и Шубирвг за ремонтом мапянд ...... Фото В. Падкй. ЗАНЯТИЯ,О молодыми КОМСОМОЛЬЦАМИ На корабле, где секретарем комсомольской организации тов. Цыганков, регулярно проходят занятия с молодыми комсомоль цами по изучению Устава ВЛКСМ. Занятия проводит член бюро старый комсомолец старшина 2 статьи Адюнов. Он тщательно готовится и потому интересно и содержательно налагает материал. На занятия комсомольцы идут с большим желанием и каждый раз приобретают там знания. Активное участие в собеседова ниях принимают матросы Мол1 чанов, Ковале» и другие. Старшина 2 статьи Л. ДРУЖКОВ. Первые итоги работы кружков Ф Постановления ЦК ВКП(б) о большевистском воспитании (моло дого пополнения партии и об идео логической работе были встречены коммунистами Н-ского соединения как программа всей деятельности партийных организаций. Политотдел на оадове поста- новлвппя ЦК ВКП(б) разработал мероприятия по улучшению вос питания молодых членов игртии и повышению их вдейной вооружен ности. Путем индивидуальных бесед работишки политотдела и руководителя парторганизаций выявили коммунистов, которым не под силу самостоятельная ра бота пат «Кратким курсом исто рии ВКП(б)». Имея подробные данные об общем уровне разви тия коммунистов, политотдел приступил к комплектованию вружкав. Одновременно с комплектова нием иружков стал 'Вопрос о под боре руководителей. Известно, ка кое огромное значение для успеха днятий имеет правильный под* 4?ор руководителей. Руководителя!" ми кружков были выделены ав торитетные коммунисты, имею щие опыт пропагандистской работы. Так, нацримар, в одном из кружков занятия проводит ияженер-майор Васи* льев. За 20 с лишним лет 'Пре бывания в партии он приобрел большой опыт щюшатак^щстской работы, твердо усвоил методику преподавания. Другим кружком руководит политработник каштан Зюмов, обладающий необходимы ми знаниями и умением заинте ресовать слушателей. Однако, как бы ни были хоро ши руководители, они все же нуждаются в постоянной помощи со стороны политотдела. Нужно сказать, что семинары руководи- телей кружков проводятся здесь периодически, но не всеща они проходят на высоком уровне. Кое-кто из руководителей прихо дит на занятия семинара неподготовленным ио теме, а некоторые вовсе не считают нужным посещать семинар. Вы годно от других отличается ру ководитель кружка тов. Ва сильев. Так, например, готовясь к занятая» по третьей тлаве «Краткого курса истории ВКП(б)», он изучил работу В. И. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической .революции», произведения Лапина о революции 1905 года. Васильев умело не* пользовал произведения Горького «Мать», .«Буревестник», «Песнь о соколе». К каждому занятию тов. Васильев готовится но толь ко .сам, но готовит и слушаге' лей, проводит с ними консульта ции и помогает в составлении конспекта.. Руководитель кружка поддер живает тесиую связь с партий* ным бюро. Оо его инициативе на партбюро был заслушан доклад о работе кружка. На заседание были приглашены.слушатели, ко торые высказали свои пожелания я получили указание оо стороны партийного , бюро. Внимание к работе кружка сказалось на сос* тоянии учебы — слушатели ста ли значительно я угипе готовиться, активнее выступит. Так, напри мер, на занятии при разборе произведения В. И, Лейна «Две тактики социал-демократии в дс* мократичеекяй революции» выс тупило 11 человек. Следует o r метить коммунистов Едемского, Елисеева, Дмитриева и Давыдова, которые . серьезно готовятся в очередным занятиям. Сила большевистской теории в том, что она способствует росту политической сознательности ком мунистов, укреплиет ж авангард ную роль в .боевой подготовке, в дисциплине, повышает их актпг.* пость. На примере другого круж ка, которым руководит тов. Лен да, можно видеть действенность марнсистско “ ленинской учебы. До занятий в кружке члены ВКП(б) тов. Рожищш и Ошурков но выступали на партийных соб раниях. .Теперь эти товарищи вносят на собраниях цепные ■предложения. Слушатель кружка тов. Ошурков был .инициатором социалистического соревнования в честь выборов в . Верховный Совет РСФЮР среда вольнонаем ных работников. Слушатели Но воселов и Губин добились того, что их буксиры стали передовы ми. В вспомогательном флоте все коммунисты — слушатели кружка по изучению Краткого курса — .являются примером вы сокой организованности и две" циплины. : Однако в работе кружков име ются и недостатки. Неплохо спраг впишись с комплектованием и подбором групповодов, политотдел, к сожалению, мало внимания уделяет сейчас содержанию рабе* ты кружков. В этом следует ис кать причину того, что не везде б-таишолучно с посещаемостью, а также с ка/чеством проводимых занятий. Занятия по своему iypoB- ню не всеща отвечают тем тре бованиям, которые пред’являет Центральный Комитет партии. Старший лейтенант Я. ГЕЛЬФЕР. У таких комсомольцев есть чему поучиться У комсомольцев нашего подра»* .деления — старшины 2 статьи Н. Шааова и матроса Д. Иванова есть чему поучиться. В дни Великой Отечественной вой ны они личным примером воодушевляли матросов на рат ные подвиги. Были случал, когда вражеские самолеты десят ками налетали на караваны. Тре* бсвалась особая точность и бди* тельность наблюдателя. Шахов и Иванов, отлично зная свое дело, всегда своевременно обнаружива ли противника. Их донесения отличались точностью. И ныне. когда они стоят на мяте, ничто не проскользнет млда их глаз не замеченным. После войны Шахов закончил шкоду старшин. Сейчас он—ко мандир отделения сигнальщиков. Свой богатый опыт и знания Шаг хов передает молодежи. Любят и уважают Шахова матросы. Он единогласно быт избран в 'состав бюро комсомольской организации. Член ВЛКШ т. Шахов с честью оправдывает высокое доверие комсомольцев. Он часто проводит беседы, организует групповые чтения художественной литерату ры, журналов, газет. В часы до суга т. Шахов всеща среди моле* дежи. Он рассказывает о боевых эпизодах, знакомит матросов с текущими событиями, с достиже ниями советского народа по вы* волнению (новой сталинской пя тилетки. Беседы комсомольца Шахова пользуются большим ус пехом среди молодежи. Старшина 2 статьи Шахов и матрос Иванов являются приме» ром дли всего личного состава нашего подразделения. Матрос А. ЗУДОВ. Город и порт Архангельск ! всегда являлся важнейшим форг постом па пути к завоеванию су ровой Арктики. Многие научные экспедиции уходили отсюда в да лекие полярные рейсы. В 1765 году из Архангельска по инициативе М. В. Ломоносова’ была отправлена экспедиция', ко торую возглавил адмирал Чича гов. Эта экспедиция сумела до стичь только берегов Шпицбер гена. Лишь в 1878— 79 годах мореплаватель Нордшельд открыл путь на Восток. Возглавляемая! им экспедиция на судне «Вега» прошла из Баренцева моря в Бе* рипгово моро. Большой вклад в исследование Заполярья и Арктики вложили Седов, Русанов, Розомыслов, Пах тусов и другие шиш соотечест венники. С появлением ледокольного фле* та открылась повая блестящая страница в освоении Арктики. Адмирал Макаров разработал про ект первого ледокола «Ермак». Ему же принадлежит инициатива применения ледокола для нссле- доваппй Арктики. Но полностью идеи Макарова осуществились при советской власти. За годы Сталинских пятилегок был соз дан тощный ледокольный флот. Ледоколы «Малыгин» и «Кра син» в 1928 году с успехом уча" ствовали в сложной операции по спасению экипажа разбившегося дирижабля «Италия». В следую щем тоду ледоколами был прове ден в устье реки Лены большой караван судов. В 1932 тоду из Архангельска на ледокольном па роходе «Сибиряков» была орга низована экспедиция во Владиво сток. Командовал кораблем извест ный ледовый каштан, ныне де" путат Верховного Совета СССР Владимир Иванович Воронин. Экспедиция доказала полную возможность прохода через Ледо витый океан в течение одной на вигации. После этого Советское правительство Мриняло решение о создании Главного Управления Северного Морского нути. В 1933 голу рейс «Сибиряке* ва» повторил грузопассажирский пароход «Челюскин», а в 1934 году ледокол «Литке» совершил сквозной арктический рейс, прой дя за одну навигацию из Берин гова в Баренцево море. Бурными темпами шло освоение Арктики и Северного Морского пути. Экспедиция на Северный По люс, проведенная героической четверкой — Папаниным, Шир шовым, Федоровым и Кренкелем, оказала неоценимую услугу делу дальнейшего глубокого исследова ния Арктики. При советской власти Арктика, сотни лет остававшаяся неразга данной, стала служить делу со циалистического строительства. Усилиями советских людей на берегах Ледовитого океана вы росли крупные населенные пуяк" ты, Диксон Амдерма, Игарка, Норильск, бухты Угольная, Тик- си и многие другие. В период Великой Отечествен ной войны в Архангельск и Мур манск через полярные воды не прерывных потовом ссветекие в союзные транспорты доставлял* вооружение, боеприпасы, продо вольствие н обмундирование. Из Архангельска многие караваны судов были Проведены моряками в Игарку, бухту Тикси, яа Но вую Землю, Диксон я другие за* полярные порты. В период новой сталинской пятилетки поставлена задана — превратить Северный Морской путь в (нормально действующую магистраль. При решении этой задачи Архангельск, как и прет" де, будет служить главными воро тами в Арктику. Пятилегка предусматривает по полнение арктического флота но выми мощными ледоколами и транспортными судами. Уже в итого первого года послевоенной пятилетки количество транспорт ных судов, находящихся в веде нии Северного Морского и Аркти ческого иарохолств, увеличилось в несколько раз. Об’ем арктиче ских перевозок в 1946 году пре высил почти в 5 раз перевозки 1945 года. После окончания вой ны освоение Северного Морског» пути продолжается быстрыми Т*ог пами. Уже в навигацию 1945 года пароходы «Владивосток» и «Кубань» совершили слоясиыо я длительные рейсы по маршру ту Владивосток — Камчатка — Северный Морской путь — Л<- нивград, пройдя при этом 2 океа на и 8 морей. Несколько подобные рейсов было совершено и в 1946 году. Когда Северный Морской путь станет нормально действую щей магистралью, такие рейсы будут самым обычным явление». В навигацию 1946 года ледо колы «Ленин», «Иосиф Сталин», «Капитан Белоусов», ледокольные пароходы «Дежнев», «Седов», «Леваневский» в широких аркти ческих широтах, в условиях тя желой ледовой обстановки ус пешно справились с проводкой ряда транспортных «удов через тяжелые льды Карского моря я моря Лаптевых. В начале 1947 года закончил свой длительный арктический рейс ледокол «Северный полюс», на борту которого находилась вы сокоширотная экспедиция Аркти" ческого института. «Северный полюс» ga навигацию пре шел 16 тысяч аеяль. Навигация 1947 года будет широко использована для даль* нецшего освоения Арктики и Се верного Морского нути. Подготов ка к навигации вступила в рс* шающучо фазу. Там, где сотнями лет не скупала нога человека, теперь дымят тру бы заводов, добывается железо я редкие металлы, на-гора выдается каменный уголь. Разгадать «б(* дые пятна» Арктики, освоить ее многочисленные богатства оказа лось под силу лишь советскому социалистическому строю. Старший лейтенант Р. ЛЕОМТ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz