Краснофлотец. На страже Заполярья. 1947 год. Март.

. О г ш ш ы м и , з ^ а ю и и а ч и ! свою шециауьыность •эаремевдовали се* ла ясрабле Н. мотористы старший мапгрос Полсщу* « матрос Шубнов. Такиш оии стали благодаря настойчивой н упорной работы сю ош^дшию боешй теошцкой. Их завещыванвевсегда» в полном оо* ршке и «готовности. Почешое эваиде отставкой боевой и шшэтиче. окон лодготобии прочно укрепилось за моряками. НА GHHM j KE: Полевцух и Шубирвг за ремонтом мапянд ...... Фото В. Падкй. ЗАНЯТИЯ,О молодыми КОМСОМОЛЬЦАМИ На корабле, где секретарем комсомольской организации тов. Цыганков, регулярно проходят занятия с молодыми комсомоль­ цами по изучению Устава ВЛКСМ. Занятия проводит член бюро старый комсомолец старшина 2 статьи Адюнов. Он тщательно готовится и потому интересно и содержательно налагает материал. На занятия комсомольцы идут с большим желанием и каждый раз приобретают там знания. Активное участие в собеседова­ ниях принимают матросы Мол1 чанов, Ковале» и другие. Старшина 2 статьи Л. ДРУЖКОВ. Первые итоги работы кружков Ф Постановления ЦК ВКП(б) о большевистском воспитании (моло­ дого пополнения партии и об идео­ логической работе были встречены коммунистами Н-ского соединения как программа всей деятельности партийных организаций. Политотдел на оадове поста- новлвппя ЦК ВКП(б) разработал мероприятия по улучшению вос­ питания молодых членов игртии и повышению их вдейной вооружен­ ности. Путем индивидуальных бесед работишки политотдела и руководителя парторганизаций выявили коммунистов, которым не под силу самостоятельная ра­ бота пат «Кратким курсом исто­ рии ВКП(б)». Имея подробные данные об общем уровне разви­ тия коммунистов, политотдел приступил к комплектованию вружкав. Одновременно с комплектова­ нием иружков стал 'Вопрос о под­ боре руководителей. Известно, ка­ кое огромное значение для успеха днятий имеет правильный под* 4?ор руководителей. Руководителя!" ми кружков были выделены ав­ торитетные коммунисты, имею­ щие опыт пропагандистской работы. Так, нацримар, в одном из кружков занятия проводит ияженер-майор Васи* льев. За 20 с лишним лет 'Пре­ бывания в партии он приобрел большой опыт щюшатак^щстской работы, твердо усвоил методику преподавания. Другим кружком руководит политработник каштан Зюмов, обладающий необходимы­ ми знаниями и умением заинте­ ресовать слушателей. Однако, как бы ни были хоро­ ши руководители, они все же нуждаются в постоянной помощи со стороны политотдела. Нужно сказать, что семинары руководи- телей кружков проводятся здесь периодически, но не всеща они проходят на высоком уровне. Кое-кто из руководителей прихо­ дит на занятия семинара неподготовленным ио теме, а некоторые вовсе не считают нужным посещать семинар. Вы­ годно от других отличается ру­ ководитель кружка тов. Ва­ сильев. Так, например, готовясь к занятая» по третьей тлаве «Краткого курса истории ВКП(б)», он изучил работу В. И. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической .революции», произведения Лапина о революции 1905 года. Васильев умело не* пользовал произведения Горького «Мать», .«Буревестник», «Песнь о соколе». К каждому занятию тов. Васильев готовится но толь­ ко .сам, но готовит и слушаге' лей, проводит с ними консульта­ ции и помогает в составлении конспекта.. Руководитель кружка поддер­ живает тесиую связь с партий* ным бюро. Оо его инициативе на партбюро был заслушан доклад о работе кружка. На заседание были приглашены.слушатели, ко­ торые высказали свои пожелания я получили указание оо стороны партийного , бюро. Внимание к работе кружка сказалось на сос* тоянии учебы — слушатели ста­ ли значительно я угипе готовиться, активнее выступит. Так, напри­ мер, на занятии при разборе произведения В. И, Лейна «Две тактики социал-демократии в дс* мократичеекяй революции» выс­ тупило 11 человек. Следует o r метить коммунистов Едемского, Елисеева, Дмитриева и Давыдова, которые . серьезно готовятся в очередным занятиям. Сила большевистской теории в том, что она способствует росту политической сознательности ком­ мунистов, укреплиет ж авангард­ ную роль в .боевой подготовке, в дисциплине, повышает их актпг.* пость. На примере другого круж­ ка, которым руководит тов. Лен­ да, можно видеть действенность марнсистско “ ленинской учебы. До занятий в кружке члены ВКП(б) тов. Рожищш и Ошурков но выступали на партийных соб­ раниях. .Теперь эти товарищи вносят на собраниях цепные ■предложения. Слушатель кружка тов. Ошурков был .инициатором социалистического соревнования в честь выборов в . Верховный Совет РСФЮР среда вольнонаем­ ных работников. Слушатели Но­ воселов и Губин добились того, что их буксиры стали передовы­ ми. В вспомогательном флоте все коммунисты — слушатели кружка по изучению Краткого курса — .являются примером вы сокой организованности и две" циплины. : Однако в работе кружков име­ ются и недостатки. Неплохо спраг впишись с комплектованием и подбором групповодов, политотдел, к сожалению, мало внимания уделяет сейчас содержанию рабе* ты кружков. В этом следует ис­ кать причину того, что не везде б-таишолучно с посещаемостью, а также с ка/чеством проводимых занятий. Занятия по своему iypoB- ню не всеща отвечают тем тре­ бованиям, которые пред’являет Центральный Комитет партии. Старший лейтенант Я. ГЕЛЬФЕР. У таких комсомольцев есть чему поучиться У комсомольцев нашего подра»* .деления — старшины 2 статьи Н. Шааова и матроса Д. Иванова есть чему поучиться. В дни Великой Отечественной вой­ ны они личным примером воодушевляли матросов на рат­ ные подвиги. Были случал, когда вражеские самолеты десят­ ками налетали на караваны. Тре* бсвалась особая точность и бди* тельность наблюдателя. Шахов и Иванов, отлично зная свое дело, всегда своевременно обнаружива­ ли противника. Их донесения отличались точностью. И ныне. когда они стоят на мяте, ничто не проскользнет млда их глаз не­ замеченным. После войны Шахов закончил шкоду старшин. Сейчас он—ко­ мандир отделения сигнальщиков. Свой богатый опыт и знания Шаг хов передает молодежи. Любят и уважают Шахова матросы. Он единогласно быт избран в 'состав бюро комсомольской организации. Член ВЛКШ т. Шахов с честью оправдывает высокое доверие комсомольцев. Он часто проводит беседы, организует групповые чтения художественной литерату­ ры, журналов, газет. В часы до­ суга т. Шахов всеща среди моле* дежи. Он рассказывает о боевых эпизодах, знакомит матросов с текущими событиями, с достиже­ ниями советского народа по вы* волнению (новой сталинской пя­ тилетки. Беседы комсомольца Шахова пользуются большим ус­ пехом среди молодежи. Старшина 2 статьи Шахов и матрос Иванов являются приме» ром дли всего личного состава нашего подразделения. Матрос А. ЗУДОВ. Город и порт Архангельск ! всегда являлся важнейшим форг постом па пути к завоеванию су­ ровой Арктики. Многие научные экспедиции уходили отсюда в да­ лекие полярные рейсы. В 1765 году из Архангельска по инициативе М. В. Ломоносова’ была отправлена экспедиция', ко­ торую возглавил адмирал Чича­ гов. Эта экспедиция сумела до­ стичь только берегов Шпицбер­ гена. Лишь в 1878— 79 годах мореплаватель Нордшельд открыл путь на Восток. Возглавляемая! им экспедиция на судне «Вега» прошла из Баренцева моря в Бе* рипгово моро. Большой вклад в исследование Заполярья и Арктики вложили Седов, Русанов, Розомыслов, Пах­ тусов и другие шиш соотечест­ венники. С появлением ледокольного фле* та открылась повая блестящая страница в освоении Арктики. Адмирал Макаров разработал про­ ект первого ледокола «Ермак». Ему же принадлежит инициатива применения ледокола для нссле- доваппй Арктики. Но полностью идеи Макарова осуществились при советской власти. За годы Сталинских пятилегок был соз­ дан тощный ледокольный флот. Ледоколы «Малыгин» и «Кра­ син» в 1928 году с успехом уча" ствовали в сложной операции по спасению экипажа разбившегося дирижабля «Италия». В следую­ щем тоду ледоколами был прове­ ден в устье реки Лены большой караван судов. В 1932 тоду из Архангельска на ледокольном па­ роходе «Сибиряков» была орга­ низована экспедиция во Владиво­ сток. Командовал кораблем извест­ ный ледовый каштан, ныне де" путат Верховного Совета СССР Владимир Иванович Воронин. Экспедиция доказала полную возможность прохода через Ледо­ витый океан в течение одной на­ вигации. После этого Советское правительство Мриняло решение о создании Главного Управления Северного Морского нути. В 1933 голу рейс «Сибиряке* ва» повторил грузопассажирский пароход «Челюскин», а в 1934 году ледокол «Литке» совершил сквозной арктический рейс, прой­ дя за одну навигацию из Берин­ гова в Баренцево море. Бурными темпами шло освоение Арктики и Северного Морского пути. Экспедиция на Северный По­ люс, проведенная героической четверкой — Папаниным, Шир­ шовым, Федоровым и Кренкелем, оказала неоценимую услугу делу дальнейшего глубокого исследова­ ния Арктики. При советской власти Арктика, сотни лет остававшаяся неразга­ данной, стала служить делу со­ циалистического строительства. Усилиями советских людей на берегах Ледовитого океана вы­ росли крупные населенные пуяк" ты, Диксон Амдерма, Игарка, Норильск, бухты Угольная, Тик- си и многие другие. В период Великой Отечествен­ ной войны в Архангельск и Мур­ манск через полярные воды не­ прерывных потовом ссветекие в союзные транспорты доставлял* вооружение, боеприпасы, продо­ вольствие н обмундирование. Из Архангельска многие караваны судов были Проведены моряками в Игарку, бухту Тикси, яа Но­ вую Землю, Диксон я другие за* полярные порты. В период новой сталинской пятилетки поставлена задана — превратить Северный Морской путь в (нормально действующую магистраль. При решении этой задачи Архангельск, как и прет" де, будет служить главными воро­ тами в Арктику. Пятилегка предусматривает по­ полнение арктического флота но­ выми мощными ледоколами и транспортными судами. Уже в итого первого года послевоенной пятилетки количество транспорт­ ных судов, находящихся в веде­ нии Северного Морского и Аркти­ ческого иарохолств, увеличилось в несколько раз. Об’ем арктиче­ ских перевозок в 1946 году пре­ высил почти в 5 раз перевозки 1945 года. После окончания вой ны освоение Северного Морског» пути продолжается быстрыми Т*ог пами. Уже в навигацию 1945 года пароходы «Владивосток» и «Кубань» совершили слоясиыо я длительные рейсы по маршру­ ту Владивосток — Камчатка — Северный Морской путь — Л<- нивград, пройдя при этом 2 океа­ на и 8 морей. Несколько подобные рейсов было совершено и в 1946 году. Когда Северный Морской путь станет нормально действую­ щей магистралью, такие рейсы будут самым обычным явление». В навигацию 1946 года ледо­ колы «Ленин», «Иосиф Сталин», «Капитан Белоусов», ледокольные пароходы «Дежнев», «Седов», «Леваневский» в широких аркти­ ческих широтах, в условиях тя­ желой ледовой обстановки ус­ пешно справились с проводкой ряда транспортных «удов через тяжелые льды Карского моря я моря Лаптевых. В начале 1947 года закончил свой длительный арктический рейс ледокол «Северный полюс», на борту которого находилась вы­ сокоширотная экспедиция Аркти" ческого института. «Северный полюс» ga навигацию пре­ шел 16 тысяч аеяль. Навигация 1947 года будет широко использована для даль* нецшего освоения Арктики и Се­ верного Морского нути. Подготов­ ка к навигации вступила в рс* шающучо фазу. Там, где сотнями лет не скупала нога человека, теперь дымят тру­ бы заводов, добывается железо я редкие металлы, на-гора выдается каменный уголь. Разгадать «б(* дые пятна» Арктики, освоить ее многочисленные богатства оказа­ лось под силу лишь советскому социалистическому строю. Старший лейтенант Р. ЛЕОМТ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz