Краснофлотец. На страже Заполярья. 1947 год. Март.

Флотская подтянутость Дан сигнал на уборку. Матросы Филиалов я Еузнс- цав вошли в каюгкомпанию. 1 Опя распределили об’екты убор* ии л приступили к делу. Км" да вошел старшина, Филиппов усердно протирал влажной ве“ тошью обогревательные трубы, Кузнецов обтирал мебель. — Прилежные матросы, — говорит старлшна о Филиппове и Кузнецове. — У них любое дело горят в руках. Прилежность матросов вы­ ражается не только в их отно­ шения к работе: чистое, зашто­ панное рабочее обмундирова­ ние, выглаженные форменные воротнички, опрятность — все это свидетельствует о дисцип* лшнкрскванности, подтянуто­ сти я старании моряков. Неда­ ром заведывания матросов Фи­ липпова и Кузнецова всегда в образцовом состоянии, а сами они пользуются уважением на корабле. (Наш корр.). Д еж ури т рассыльный Яковлев Быстро и четко выполняет приказания матрос Яковлев, ког­ да он является рассыльным. Внешний вид его безупречен: брюки выглажены, пуговицы я ботинки вычищены до блеска, чистый подворотничок пришит аккура/гно, нарукавный знак растравлен. — Дайте сигнал: «Приступить к работам», — шрикаоал Яковле­ ву дежурный по корашло. Рас- сылъпый бегом пробежал по палу" бо в клтсрикам и через две мину­ ты доложил дежурпо<му о том, что весь личный состав занимает* ся согласно расписанию. Маггрос Яковлев видит в знает все, что происходит и на ко­ рабле, и на пцрее, в на воде. — На корабль идет офицер из штаба соединения, — докладыва" ет рассыльный дежурному, (когда офицер только еще подходит к трапу. —К teopa&mo подходят катер! — следует доклад о приближаю­ щемся катере. Яковлев — щшерный матрос: оп правит службу строго цо уста- ву. Так отзываются о молодом мо­ ряке на корабле. Н. БАЗЕБНЫЙ. Боцман корабля Н. старший иатрос С. Дечнчев — отличник боеяой а политической подго­ товки. Фото В. Палий. Нарушитель формы одежды Сипналыцик матрос Авдеев стоял у умывальника и курил. Грязная шуба без пуговиц была небрежно накинута на плечн. — Почему вы здесь и в таком виде? — спросил матроса коман­ дир корабля. — Доложите стагр шине, что я сделал вам замеча­ ние и немедленно приведите в порядок обмундирование. Через несколько времени матроса -Авдеева обнаружил по­ мощник командира при входе на палубу. Сигнальщик снова нарушил форму одежды и полу­ чил второе замечание. Старшина 2 статьи т. Монахов предупре" дил нерадивого матроса о взыска­ нии, но Авдееву урок оказался не впрок. Па занятия он явился в ватных брюках и в валенках... — Своей недисциплинирован­ ностью вы поэарите боевую часть, — строго сказал матросу старшина Монахов и наложил на Авдеева дисциплинарное взыска­ ние. Вечером поведение Авдеева обсуждалось в отделении. Матро­ сы резко осудили недостойное поведение нарушителя дисщпыи" ны. К. БОРЗЕНКО. Одиночное обучение матроса N Обучение матросов воинской специальности — важнейшая за­ дача старшин. В приказе № 10 Министра Вооруженных! Сил гово­ рится: «Сержанты я старшины должны настойчиво овладевать командирскими навыками, чтобы на деле стать ближайшими помощи киками офицеров в поддержании воинской дисциплины, в обучении и воспитании солдат и матросов». Старшины должны стоять вй- ше своих подчиненных и по ово* им знаиишм и по дисциплине. Только авторитетный старшина сможет успешно поставить обу -ченше матросов. А авторитет его зависит не только от личной дис- пиплшнйрованиости, но и от воин­ ского 'мастерства, от умения вла­ деть оружием и боевой техникой. Чтобы успешно проводить обу­ чение (матросов, старшина должен умсть хорошо и доходчиво рас" сказать, правильно и безошибоч­ но показать правильные дейст-! бия у механизмов непосредст­ венно на 6орвых постах. К любо­ му занятию с матросами старши­ не необходимо тщательно гото‘ виться, Шродумывать до мелочей все поставленные для изучения вопросы, составлять план прове­ дения ванягия. К чему может привести непод­ готовленное занятие, показывает такпй пример. На одном из наших кораблей старшина 1 статьи Груздев проводил занятие. Плана у него не было, сам он тоже не готовился, повидимо- му, чувствуя себя уверенным в своих знаниях. Однако старого запаса знаний нехватжло. Стар­ шина давал сбивчивые об’ясяо- ния, и в результате занятие прош­ ло вяло, неинтересно, матросы ничего не усвоили, и время было убито зря. Старшина 1 статьи Жарков проводил занятие с матросами по изучению командных слов. Он На* чал чтение командных слов и примечаний с перечислением но­ меров сигналов горном и дудкой. В течение часа было прочитано много, по без всяких пояснений. Кончив чтение, Жарков начал скрашивать матросов по лрочи* таллому. Конечно, оказалось, что Успехи матросов на ремонте Матросы нашего корабля от­ дают все свои силы для того, чтобы выполнить я перевыпол­ нить- производственные задания, ускорить ход ремонта. Старший матрос Ермолин ус­ пешно выполняет порученную ему работу по ремонту* меха­ низмов машинного отделения. Недавно он получил заданно — спять я установить магистраль свежего пара. На эту работу от­ водилось по плану восемь часов. Ермолин выполнил ее за три с половиной часа. Матросам Дмитриеву я Дорсв- леву было поручено вскрьггае главпой турбины,- Рабочий день подходил к концу, а вскрытие еще не было полностью законче­ но. Тоща матросы заявили о слоем желании работать ночью до тех пор, пока jee будет вы­ полнено задание. Когда работа была закончена и произведены необходимые замеры, выяснилось, что они вдвое перевыполнили по­ ложенные нормативы времени. Старшина 2 статьи М. ЛЮБУТСКИЙ. никто ничего не запомнил. Методи­ чески занятие было проведено не" правильно и поэтому не принесло пользы. Между тем, это же заня" тие можно было организовать яаг во я увлекательно, если бы стар" шина, рассказав о значении того или иного сигнала, поручил каж­ дому матросу подать команду, предваряя ее дудкой. Такая прак­ тическая учеба была бы весьма полезной. Проводя занятия, старшина должен учитывать способности каждого малроса. На отстающих, медленно усваивающих материал, старшина должен обращать осо- I бое внимание, устраивать для них дополнительные часы уч 1 ебы. Пока тема каждого урока ' не усвоена, нельзя л т т дальше. Не" (правильный подход к обучению матросов проявляет старшина 1 статьи Шульта. Занятия с от­ стающим матросом Горшенковым он не проводил, а просто прика­ зывал ему знать что положено. Эта «сверхтребовательность» при." ьела к тому, что матрос Горпеп- ков так и остался отстающим. Контролировать знания матроса старшина должен (регулярно, по при этом он должен оказывать Не отставать от требований жизни Библиотека Б'окого подразделе­ ния имела много хороши начи­ наний. З^есь, в свое время, ор­ ганизовывались интересные книж" ные выставки, проводились групповые читки книг, чита­ тельские конференции. Большую помощь в этом оказывала комсо­ мольская организация. Жизнь шла вперед. После вой­ ны началась нормальная боевая учеба. Но за это время библиоте­ ка значительно ухудшила свою работу. В чем дето? Разве в библиотеке стало меньше книг? •Книжный фонд за последнее время увеличился. Но причина в том, что библиотека начинает от­ ставать от жизни обслуживаемых подразделений. В самом деле, сейчас в под­ разделении идет напряженная подготовка к зачетной сессии. А библиотека стоит в стороне. По­ чему бы нельзя было вывесить список рекомендуемой литерату­ ры к зачетпой сессии? Почему бы но выставить на витрине об­ разцы этой литературы? Библиотекарь т. Чурмеева мо­ жет возразить, что, дескать, у нас недостаточно этой литерату­ ры. Но это не так, литература есть. Ее только нужно собрать вместе и взять каждую книгу яа учет. Ведь факт, что один из чи­ тателей не сумел получить нуж­ ную книгу по радиоделу, а она лежала в углу в столе разнооб­ разных книг. Далее. В библиотеке имеются подшивки газет «Сталинский со­ кол» я «Красная звезда». На страницах этих газет системати­ чески печатаются интересные материалы из опыта Отечествен­ ной войны. Скажем, за последнее время в «Сталинском соколе» на­ печатаны поучительные статьи: «Роль ведомого в бою», «Искус­ ство поиска цели», «Самолето­ вождение по приборам», «Дей­ ствие истребителей-«охотников» на воздушных и наземных комму матросу всемерную помощь. Одиночные учения матросов дают им навыки в обслуживании и управлении боевыми !с©едстваэш и механизмами, вырабатывают уверенные и бееошибочные дей­ ствия, инициативу в сообрази­ тельность. Целью одиночных уче­ ний должно быть доведенное до автоматизма овладение боевой техникой. Нагрузка на одипочном учении должна быть максималь­ ной. Одни вводные должны сразу же сменяться другими. Это раз­ вивает сноровку, сообразитель­ ность я инициативу у матросов. Нельзя, конечно, сразу насы­ щать учение большим количеством эпизодов, если матросы еще дей­ ствуют неуверенно. Усложнение следует проводить в строгой пос­ ледовательности. Старшина 1 статьи Козленко проводил одиночное учение у зе­ нитной автоматической опушки. Матросы нетвердо знало свои обязанности, так как занятий с ними проводилось мало. В ре­ зультате неуверенного обращения с материальной частью произо­ шел нечаянный выстрел. Нужпо использовать каждый переход корабля для проведения | [щкациях», есть ряд хороших статей и в «Красной звезде*. Разве плохо было бы вывесить список этих статей? В библиотек ку поступают новинки воепно§ литературы. Но эти воввюн за­ талкиваются в угол ж о том, есть ли они или нет, никто не знает* Библиотека не занимается пропа­ гандой военной книги. То, что библиотека отстает от требований жизни, можно под­ твердить еще и тем, что не-' своевременно выставляется ре­ комендуемая литература в помощь изучающим «Краткий курс исто­ рии ВКП(б)», более того, здесь не используется такой богатый ма­ териал, как наглядные пособия* в помощь изучающим история ВКП(б). Ведь можно было бы сейчас в комнате самостоятель­ ной работы офицеров pay местить материал по первой и второй главам, над изучением которых трудятся сейчас офице­ ры. Библиотека должна привлекать к себе читателей своим культур-’ ным видом. Хотя помещение I и не совсем удобно для би- ' блпоттеки, но можно сделать вид ее боло привлei.areльным, Хотя бы ликвидировать тот плот­ ный слой пыли, который осе* на книгах, а также установить t по-настоящему печку для того, чтобы она не дымила. (Задачи дальнейшего укрепле -. ния боевой мощи нашего флота требуют непрерывного совершен­ ствования военных и политиче­ ских знаний личного состава, всемерного улучшения идейного и организационного уровня по­ литико-воспитательной работы. Библиотека должна сыграть боль шую роль в решении этих важ­ нейших задач. Только тогда она: справится с этой обязанностью^ когда будет шагать в ногу * жизнью обслуживаемых подразде­ лений. Лейтенант И . ЖЕМЧУЖИН. одиночных учений Яа ходу. Это дает многое, потому что в поход­ ной обстановке, требующей полно­ го напряжения сил и внимания, учения наиболее полезны. Боевой опыт показал, какую огромную роль играет выносли­ вость мапросов. В трудных усло­ виях длительных походов помно­ гу часов корабли находились в повышенной готовности. В этих условиях матросы бдительно не­ сли вахту на боевых постах, гото­ вые вступить в бой. Вот почему нельзя считать правильным, когда на некоторых кораблях старшины проводя" учения с матросами только в хо­ рошую йюгоду. В плохую погоду нужно также проводить учения на верхней палубе, добиваясь, чтобы матросы успешно работали на орудиях и механизмах, в по­ рядке содержали материальную часть. Старшина не должен ис" кать облегченных и упрощен* ных условий для обучения мат­ росов, а, наоборот, должен стрег питься усложнять эти условия, максимально приближая ях к боевой обстановке. Гвардии капитаклейтенант М. БОЧКАРЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz