Краснофлотец. На страже Заполярья. 1947 год. Март.
Флотская подтянутость Дан сигнал на уборку. Матросы Филиалов я Еузнс- цав вошли в каюгкомпанию. 1 Опя распределили об’екты убор* ии л приступили к делу. Км" да вошел старшина, Филиппов усердно протирал влажной ве“ тошью обогревательные трубы, Кузнецов обтирал мебель. — Прилежные матросы, — говорит старлшна о Филиппове и Кузнецове. — У них любое дело горят в руках. Прилежность матросов вы ражается не только в их отно шения к работе: чистое, зашто панное рабочее обмундирова ние, выглаженные форменные воротнички, опрятность — все это свидетельствует о дисцип* лшнкрскванности, подтянуто сти я старании моряков. Неда ром заведывания матросов Фи липпова и Кузнецова всегда в образцовом состоянии, а сами они пользуются уважением на корабле. (Наш корр.). Д еж ури т рассыльный Яковлев Быстро и четко выполняет приказания матрос Яковлев, ког да он является рассыльным. Внешний вид его безупречен: брюки выглажены, пуговицы я ботинки вычищены до блеска, чистый подворотничок пришит аккура/гно, нарукавный знак растравлен. — Дайте сигнал: «Приступить к работам», — шрикаоал Яковле ву дежурный по корашло. Рас- сылъпый бегом пробежал по палу" бо в клтсрикам и через две мину ты доложил дежурпо<му о том, что весь личный состав занимает* ся согласно расписанию. Маггрос Яковлев видит в знает все, что происходит и на ко рабле, и на пцрее, в на воде. — На корабль идет офицер из штаба соединения, — докладыва" ет рассыльный дежурному, (когда офицер только еще подходит к трапу. —К teopa&mo подходят катер! — следует доклад о приближаю щемся катере. Яковлев — щшерный матрос: оп правит службу строго цо уста- ву. Так отзываются о молодом мо ряке на корабле. Н. БАЗЕБНЫЙ. Боцман корабля Н. старший иатрос С. Дечнчев — отличник боеяой а политической подго товки. Фото В. Палий. Нарушитель формы одежды Сипналыцик матрос Авдеев стоял у умывальника и курил. Грязная шуба без пуговиц была небрежно накинута на плечн. — Почему вы здесь и в таком виде? — спросил матроса коман дир корабля. — Доложите стагр шине, что я сделал вам замеча ние и немедленно приведите в порядок обмундирование. Через несколько времени матроса -Авдеева обнаружил по мощник командира при входе на палубу. Сигнальщик снова нарушил форму одежды и полу чил второе замечание. Старшина 2 статьи т. Монахов предупре" дил нерадивого матроса о взыска нии, но Авдееву урок оказался не впрок. Па занятия он явился в ватных брюках и в валенках... — Своей недисциплинирован ностью вы поэарите боевую часть, — строго сказал матросу старшина Монахов и наложил на Авдеева дисциплинарное взыска ние. Вечером поведение Авдеева обсуждалось в отделении. Матро сы резко осудили недостойное поведение нарушителя дисщпыи" ны. К. БОРЗЕНКО. Одиночное обучение матроса N Обучение матросов воинской специальности — важнейшая за дача старшин. В приказе № 10 Министра Вооруженных! Сил гово рится: «Сержанты я старшины должны настойчиво овладевать командирскими навыками, чтобы на деле стать ближайшими помощи киками офицеров в поддержании воинской дисциплины, в обучении и воспитании солдат и матросов». Старшины должны стоять вй- ше своих подчиненных и по ово* им знаиишм и по дисциплине. Только авторитетный старшина сможет успешно поставить обу -ченше матросов. А авторитет его зависит не только от личной дис- пиплшнйрованиости, но и от воин ского 'мастерства, от умения вла деть оружием и боевой техникой. Чтобы успешно проводить обу чение (матросов, старшина должен умсть хорошо и доходчиво рас" сказать, правильно и безошибоч но показать правильные дейст-! бия у механизмов непосредст венно на 6орвых постах. К любо му занятию с матросами старши не необходимо тщательно гото‘ виться, Шродумывать до мелочей все поставленные для изучения вопросы, составлять план прове дения ванягия. К чему может привести непод готовленное занятие, показывает такпй пример. На одном из наших кораблей старшина 1 статьи Груздев проводил занятие. Плана у него не было, сам он тоже не готовился, повидимо- му, чувствуя себя уверенным в своих знаниях. Однако старого запаса знаний нехватжло. Стар шина давал сбивчивые об’ясяо- ния, и в результате занятие прош ло вяло, неинтересно, матросы ничего не усвоили, и время было убито зря. Старшина 1 статьи Жарков проводил занятие с матросами по изучению командных слов. Он На* чал чтение командных слов и примечаний с перечислением но меров сигналов горном и дудкой. В течение часа было прочитано много, по без всяких пояснений. Кончив чтение, Жарков начал скрашивать матросов по лрочи* таллому. Конечно, оказалось, что Успехи матросов на ремонте Матросы нашего корабля от дают все свои силы для того, чтобы выполнить я перевыпол нить- производственные задания, ускорить ход ремонта. Старший матрос Ермолин ус пешно выполняет порученную ему работу по ремонту* меха низмов машинного отделения. Недавно он получил заданно — спять я установить магистраль свежего пара. На эту работу от водилось по плану восемь часов. Ермолин выполнил ее за три с половиной часа. Матросам Дмитриеву я Дорсв- леву было поручено вскрьггае главпой турбины,- Рабочий день подходил к концу, а вскрытие еще не было полностью законче но. Тоща матросы заявили о слоем желании работать ночью до тех пор, пока jee будет вы полнено задание. Когда работа была закончена и произведены необходимые замеры, выяснилось, что они вдвое перевыполнили по ложенные нормативы времени. Старшина 2 статьи М. ЛЮБУТСКИЙ. никто ничего не запомнил. Методи чески занятие было проведено не" правильно и поэтому не принесло пользы. Между тем, это же заня" тие можно было организовать яаг во я увлекательно, если бы стар" шина, рассказав о значении того или иного сигнала, поручил каж дому матросу подать команду, предваряя ее дудкой. Такая прак тическая учеба была бы весьма полезной. Проводя занятия, старшина должен учитывать способности каждого малроса. На отстающих, медленно усваивающих материал, старшина должен обращать осо- I бое внимание, устраивать для них дополнительные часы уч 1 ебы. Пока тема каждого урока ' не усвоена, нельзя л т т дальше. Не" (правильный подход к обучению матросов проявляет старшина 1 статьи Шульта. Занятия с от стающим матросом Горшенковым он не проводил, а просто прика зывал ему знать что положено. Эта «сверхтребовательность» при." ьела к тому, что матрос Горпеп- ков так и остался отстающим. Контролировать знания матроса старшина должен (регулярно, по при этом он должен оказывать Не отставать от требований жизни Библиотека Б'окого подразделе ния имела много хороши начи наний. З^есь, в свое время, ор ганизовывались интересные книж" ные выставки, проводились групповые читки книг, чита тельские конференции. Большую помощь в этом оказывала комсо мольская организация. Жизнь шла вперед. После вой ны началась нормальная боевая учеба. Но за это время библиоте ка значительно ухудшила свою работу. В чем дето? Разве в библиотеке стало меньше книг? •Книжный фонд за последнее время увеличился. Но причина в том, что библиотека начинает от ставать от жизни обслуживаемых подразделений. В самом деле, сейчас в под разделении идет напряженная подготовка к зачетной сессии. А библиотека стоит в стороне. По чему бы нельзя было вывесить список рекомендуемой литерату ры к зачетпой сессии? Почему бы но выставить на витрине об разцы этой литературы? Библиотекарь т. Чурмеева мо жет возразить, что, дескать, у нас недостаточно этой литерату ры. Но это не так, литература есть. Ее только нужно собрать вместе и взять каждую книгу яа учет. Ведь факт, что один из чи тателей не сумел получить нуж ную книгу по радиоделу, а она лежала в углу в столе разнооб разных книг. Далее. В библиотеке имеются подшивки газет «Сталинский со кол» я «Красная звезда». На страницах этих газет системати чески печатаются интересные материалы из опыта Отечествен ной войны. Скажем, за последнее время в «Сталинском соколе» на печатаны поучительные статьи: «Роль ведомого в бою», «Искус ство поиска цели», «Самолето вождение по приборам», «Дей ствие истребителей-«охотников» на воздушных и наземных комму матросу всемерную помощь. Одиночные учения матросов дают им навыки в обслуживании и управлении боевыми !с©едстваэш и механизмами, вырабатывают уверенные и бееошибочные дей ствия, инициативу в сообрази тельность. Целью одиночных уче ний должно быть доведенное до автоматизма овладение боевой техникой. Нагрузка на одипочном учении должна быть максималь ной. Одни вводные должны сразу же сменяться другими. Это раз вивает сноровку, сообразитель ность я инициативу у матросов. Нельзя, конечно, сразу насы щать учение большим количеством эпизодов, если матросы еще дей ствуют неуверенно. Усложнение следует проводить в строгой пос ледовательности. Старшина 1 статьи Козленко проводил одиночное учение у зе нитной автоматической опушки. Матросы нетвердо знало свои обязанности, так как занятий с ними проводилось мало. В ре зультате неуверенного обращения с материальной частью произо шел нечаянный выстрел. Нужпо использовать каждый переход корабля для проведения | [щкациях», есть ряд хороших статей и в «Красной звезде*. Разве плохо было бы вывесить список этих статей? В библиотек ку поступают новинки воепно§ литературы. Но эти воввюн за талкиваются в угол ж о том, есть ли они или нет, никто не знает* Библиотека не занимается пропа гандой военной книги. То, что библиотека отстает от требований жизни, можно под твердить еще и тем, что не-' своевременно выставляется ре комендуемая литература в помощь изучающим «Краткий курс исто рии ВКП(б)», более того, здесь не используется такой богатый ма териал, как наглядные пособия* в помощь изучающим история ВКП(б). Ведь можно было бы сейчас в комнате самостоятель ной работы офицеров pay местить материал по первой и второй главам, над изучением которых трудятся сейчас офице ры. Библиотека должна привлекать к себе читателей своим культур-’ ным видом. Хотя помещение I и не совсем удобно для би- ' блпоттеки, но можно сделать вид ее боло привлei.areльным, Хотя бы ликвидировать тот плот ный слой пыли, который осе* на книгах, а также установить t по-настоящему печку для того, чтобы она не дымила. (Задачи дальнейшего укрепле -. ния боевой мощи нашего флота требуют непрерывного совершен ствования военных и политиче ских знаний личного состава, всемерного улучшения идейного и организационного уровня по литико-воспитательной работы. Библиотека должна сыграть боль шую роль в решении этих важ нейших задач. Только тогда она: справится с этой обязанностью^ когда будет шагать в ногу * жизнью обслуживаемых подразде лений. Лейтенант И . ЖЕМЧУЖИН. одиночных учений Яа ходу. Это дает многое, потому что в поход ной обстановке, требующей полно го напряжения сил и внимания, учения наиболее полезны. Боевой опыт показал, какую огромную роль играет выносли вость мапросов. В трудных усло виях длительных походов помно гу часов корабли находились в повышенной готовности. В этих условиях матросы бдительно не сли вахту на боевых постах, гото вые вступить в бой. Вот почему нельзя считать правильным, когда на некоторых кораблях старшины проводя" учения с матросами только в хо рошую йюгоду. В плохую погоду нужно также проводить учения на верхней палубе, добиваясь, чтобы матросы успешно работали на орудиях и механизмах, в по рядке содержали материальную часть. Старшина не должен ис" кать облегченных и упрощен* ных условий для обучения мат росов, а, наоборот, должен стрег питься усложнять эти условия, максимально приближая ях к боевой обстановке. Гвардии капитаклейтенант М. БОЧКАРЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz