Краснофлотец. На страже Заполярья. 1947 год. Март.

Точно по уставу ' В 18 часов 45 минут, точио в укаваинюе время, вновь назначен- вый суточный наряд выстревдм на верхней пагуб». Когда дежур­ ный по кораблю каддаялв>т» вант Шйб^ров ваьииед ж в*рвду, дежурный по тсвш> вода! ко* ианду: ‘«Смщшо!», ■ оркестр за* играл встречный мари. После доклада дежурного по нюак офи­ цер Шабуров внимательно осмот­ рел форму одежды каждого матро­ са, проверил знание обязанностей дневальными. На вопросы дежур­ ного были даны четкие ответы. Формой одевды дежурный также остался доволен: у каждого макро­ са брнии выглажены, пуговицы, бляхи и ботинки натащены до блеска. — Смирно! Карагул направо! — скомандовал дежурный. Повернувшись, матросы карату* ла четкими и быстрыми движени­ ями взяли винтовки на плечо. — Шагом марш!. Оркестр снова заиграл марш. Четким шагом караул прошел перед строем суточного народа. 8а всем этим внимательно наблю­ дал дежурный по кораблю. Затем начался развод осталь* ного суточного наряда. Матросы каждого п о д ад о кн н я дойдя до установленного песта, во главе с дежудеы* но боевой ч а ет , пово­ рачивал*^ н направлялась к бое­ вик постам застуошть н» вахту Тоздо в 19-00, «ас требует устав, вновь назначенный суточ* ный наряд заступил на дежур­ ство. Развод суточного народа был произведен организованно, точно по-устаиному. Ва разводе при- сутствовали отдельные командиры боевых частей. На линейном ко* рабле «Архангельск» серьезно за­ нимаются подготовкой суточного наряда перед заступлением его на дежурство, и ето положительно сказывается на вахтенной н де­ журной службе. Так должен подготовляться су­ точный наряд на всех кораблях. От четкости дежурной службы за­ висит и точцре выполнение распо­ рядка дня. . Младший лейтенант Г. МОЗЕРОВ. Пример умелого еослитанкя подчиненных Своевременно наложенное изы­ скание за нарушение дисципли- Ьы имеет большую воспитатель­ ную силу. При этом старшина должен не просто наказать про­ винившегося подчиненного, а добиться того, чтобы тот уяс­ нил, что его поведение нетерпимо и идет вразрез уставным требо­ ваниям. Примером такой работы с под­ чиненными может служить стар- пгяпа 1 статьи Павленко. В от­ деление пришел молодой матрос Густав. Специальность он осваи­ вал неплохо, но механизмы содер­ жал в Запущенном состоянии. Заметив небрежное отношение к заведыванпю, Павленко наложил на Густова взыскание. Однако старшина не ограничился только этим. Павленко долго с иим бесе­ довал и после беседы стал тща­ тельно контролировать работу новичка. Он несколько раз пре­ секал новые попытки Густова нарушить форму одежды и р а с порядка дня.' Тогда Густов попял, что старшина тщательно следит за каждым его шагом и поблажек не допустит. С той поры он стал дисциплинирован, точен, испол­ нителен и сейчас является луч игам (юйцом подразделения. Недавно кЬрабль посетил команд дир соединения. , В это время матрос Густов был дежурным телефонистом. Командир соедине­ ния обратил внимание иа особен­ но4четкую и быструю работу матроса Густова, а также на его опрятный и подтянутый вид п поставил его в пример другим. Старшина 1 статьи И. ЕДАКОВ. Засдуиоипнои сливой отличников ооевсв и политической подготовки пользуются па линкоре «Архангельск* стапгвий мг»т»ос Аверьянов, матросы Сидоров, Проскура, Кутьии в Пономарев. Свое завецываяие они содержат в образцовом порядке. Фбто В. Палий. Так завоевывается авторитет Когда старшина 2 статьи Ле- впцшй был паэначсн команди­ ром отделения, среди его подчи­ ненных оказалось много матросов, которые ’Стан гораздо старше его но сроку службы. «С чего качать работу я как построить отношение с товарища* ми?» — думал Левицкий. Однажды старшина 1 статьи Ващенко застал Левицкого вместо с подчиненными за перекуркой в котельной отделении, где курить категорически запрещается. Ле­ вицкий пе только допустил нару­ шение этого правила, а даже на­ рушал его сам. Ващенко наложил на него строгое взыскание. — /Плохой пример вы подаете, как комапдир отделения! — ска­ зал Ващенко. ...Корабль пришел с похода. Началась приборка. Матросы Си- нпцин п Гусев уклонились от ра­ боты. А кэгда командир отделения Левицкий напомппл нм о прибор­ ке матросы начекнули ему, что | пс зря считают они старшину | «своим» парнем. П Левицкий спс-1 ва совершил грубейшую ошибку: оп не потребовал выполнения своего распоряжения н сам за них начал делать приборку. — Так авторитета не завоют то, — сказал старшина Ващенко Левицкому и наложил взыскание па Всех троих. С Левицким же поело этого случая он долго бе­ седовал о том, как следует рабо­ тать с подчиненными. Этот посту­ пок старшины 2 статьи Левицко­ го обсуждался на комсомольском бюро корабля. Большую помощь советами и делаки Левицкому стали оказы­ вать опытпыо камапдпры отде­ лений, коммунисты, старшины 2 статьи Кондратов и Антипов. Левицкий стал заметно исправ­ ляться: оп повысил требователь­ ность, у ного появилось . чу вс ПВО хозяина отделения. Дисциплина в отделении повысилась. Когда • старшина 1 статьи Ващенко уехал в отпуск, Левиц­ кий был назначен старшиной ip ym u и хорошо справился с об^шшостямп. Сейчас старшину 2 статьи Ле- впцкого по узнать. В повседнев­ ной зйпзнп п служебной деятель- кости оп руководствуется только строго уставными требованиями Он не допускает никакой поблаж­ ки шжому, не признавая на служ­ бе ни земляков, ни дружков. Об этом красноречиво говорит слу­ чай, недавно имевший место в о т делении. Своему хорошему товарищу матросу Рубан Левицкий приказал произвести уборку котла. Рубав плохо выполнил (приказание: уборка была сделана кое-как. Тогда Левицкий приказал сделать уборку заново. Рубан стал былГб пререкаться. Старшина 2 статьи Левицкий резко пресек «разгово­ ры» Рубана. Этот случай пока* зал остальпым матросам, что iipcpenaimfi старшина не допустит и своего добьется. Подавно командир корабля об’- явил старшине 2 статьи Левиц­ кому благодарность за хорошую службу. Так, преодолевая свои с о б с и ^ венные недостатки, которые м й ^ ^ ша.ти в работе, старшина Левш* кий добился положительных рр зультатов. Оп прочно становится на правильный путь — быть требовательным старшиной. Старший матрос С. СИДОРОВ. Самое г лавное I в подготовке к занятиям Великая Отечественная война показала, как велика роль млад­ ших командиров в деле воспита­ ния и обучения личного -^состава воинскому мастерству. Теперь, в мирное время роль старшины также пмеет исключительно важ­ ное значение. Большинство наших старшин, понимая свою ответственность за порученное дело, серьезно от­ носится к занятиям по специаль" .яоств, тщательно готовится к за* нятиям, составляет планы, кон­ спекты, готовит наглядные посс* бия и т. п. Но некоторые старт шины гще не научились правиль­ но и грамотно 'Проводить заня­ тия. Боевая подготовка у такого старшины, как правило, находит*- ся па низком уровно. Что должен делать старшина для того, чтобы хорошо провести, занятие по специальности в своем подразделении? Деятельность од­ ного из старшин нашего корабля может служить не плохим при­ мером подготовки и проведения занятий. Получив от командира подразг деления тему очередного заня­ тия, главный старшина Зелен­ ский приступает к составлению подробного, развернутого плана. В этом плане он, прежде всего, определяет целевую установку зг* нятия, т.е. то, чего следует дс" биться от бойцов в результате за" нятия. Затем старшина последс" ватеиьно намечает основные узле" вые вопросы темы я составляет конспект. Прежде, чем цристч" пить к составлению конспекта, Зеленский подбирает нужную ему литературу (учебники, пра­ вила обслуживания соответствую" щйх установок, ппструкцки) та внимательно прочитывает всо, что относится к ето теме, делая для себя выписки и пометки. В конспекте он подробно излага­ ет весь материал, обращая особое внимание па формулировки, опре­ деления и техническую термино­ логию. В процессе подготовки конспекта он продумывает и фор" мулирует контрольные вопросы, которые будет задавать своим слушателям для проверки усвое­ ния иройденного материала. Если того требует тема занятия, Зелен­ ский вычерчивает схемы механиз" мов, отдельных узлов, магистра­ лей и т. п. Несмотря на то, что все за­ пятил проводятся на месте, у ме­ ханизмов (что является необхо­ димым л обязательным условием успеха) наличие схем и черте­ жей помогает лучшему усвоению устройства и взаимодействия от­ дельных частей, зачастую скры­ тых от глаз, вследствие особен­ ностей той йли иной конструк- ции. Подготовка старшины к зап ге­ тто во многом зависит от его нн- дпвпдуальных качеств. Так, на" пример, подробное составление конспекта пе следует считать обязательным для каждого стар­ шины. Тут многое зависит от опыта, умения излагать свои мысли, знания четких п правпль* ных формулировок. Иногда стар, шппа может ограничиться соста­ влением развернутого плана кон­ спекта, куда наряду с наименова­ нием 'АЗзделов темы, оп внесет то, что ему по тем пли иным сообра­ жениям покажется важным. Без четкого определения целе­ вой установки н плана вообще нельзя провести занятие по спс* циальности. Старшина, чувствующий от* ветственность за качество боевой подготовки своего подразделения, постоянно стремится к тому, что­ бы как можно лучше передать свои знания подчиненным. Н та* кой старшина не поленится со­ ставить необходимые схемы или чертежи. Некоторые старшины, оиравдьг вая свое несерьезное отношение к подготовке л проведению заня­ тий, говорят, что у них нет аре* мени выполнять все эти «мело­ чи». Это, конечно, неправда. Опыт лучших старшин корабля, таких, как старшина 2 статьи Исхаков, главстаршина Штепа, старшины Корихов, Тыричев и Тшгохнн показывает, что серьез­ ный, опытный старшина, умею­ щий работать над собой, затра* чивает на подготовку к занятию одиьмолтора часа времени. Личный состав у такого команди­ ра безупречно зпает пе только свею материальную часть, но и материальную часть всей группы, батареи. Новая техника, поступающая па флот, повышает роль н ответ­ ственность старшинского соста­ ва при обучении подчиненных зпзнпю материальной части. D только тот старшина справятся с этими задачами, кто тщательно п серьезно относится к обучению своих подчиненных. Инженер'аапитан-лейтенант А. ГЕЛЬФАНД.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz