Краснофлотец. На страже Заполярья. 1947 год. Март.
Точно по уставу ' В 18 часов 45 минут, точио в укаваинюе время, вновь назначен- вый суточный наряд выстревдм на верхней пагуб». Когда дежур ный по кораблю каддаялв>т» вант Шйб^ров ваьииед ж в*рвду, дежурный по тсвш> вода! ко* ианду: ‘«Смщшо!», ■ оркестр за* играл встречный мари. После доклада дежурного по нюак офи цер Шабуров внимательно осмот рел форму одежды каждого матро са, проверил знание обязанностей дневальными. На вопросы дежур ного были даны четкие ответы. Формой одевды дежурный также остался доволен: у каждого макро са брнии выглажены, пуговицы, бляхи и ботинки натащены до блеска. — Смирно! Карагул направо! — скомандовал дежурный. Повернувшись, матросы карату* ла четкими и быстрыми движени ями взяли винтовки на плечо. — Шагом марш!. Оркестр снова заиграл марш. Четким шагом караул прошел перед строем суточного народа. 8а всем этим внимательно наблю дал дежурный по кораблю. Затем начался развод осталь* ного суточного наряда. Матросы каждого п о д ад о кн н я дойдя до установленного песта, во главе с дежудеы* но боевой ч а ет , пово рачивал*^ н направлялась к бое вик постам застуошть н» вахту Тоздо в 19-00, «ас требует устав, вновь назначенный суточ* ный наряд заступил на дежур ство. Развод суточного народа был произведен организованно, точно по-устаиному. Ва разводе при- сутствовали отдельные командиры боевых частей. На линейном ко* рабле «Архангельск» серьезно за нимаются подготовкой суточного наряда перед заступлением его на дежурство, и ето положительно сказывается на вахтенной н де журной службе. Так должен подготовляться су точный наряд на всех кораблях. От четкости дежурной службы за висит и точцре выполнение распо рядка дня. . Младший лейтенант Г. МОЗЕРОВ. Пример умелого еослитанкя подчиненных Своевременно наложенное изы скание за нарушение дисципли- Ьы имеет большую воспитатель ную силу. При этом старшина должен не просто наказать про винившегося подчиненного, а добиться того, чтобы тот уяс нил, что его поведение нетерпимо и идет вразрез уставным требо ваниям. Примером такой работы с под чиненными может служить стар- пгяпа 1 статьи Павленко. В от деление пришел молодой матрос Густав. Специальность он осваи вал неплохо, но механизмы содер жал в Запущенном состоянии. Заметив небрежное отношение к заведыванпю, Павленко наложил на Густова взыскание. Однако старшина не ограничился только этим. Павленко долго с иим бесе довал и после беседы стал тща тельно контролировать работу новичка. Он несколько раз пре секал новые попытки Густова нарушить форму одежды и р а с порядка дня.' Тогда Густов попял, что старшина тщательно следит за каждым его шагом и поблажек не допустит. С той поры он стал дисциплинирован, точен, испол нителен и сейчас является луч игам (юйцом подразделения. Недавно кЬрабль посетил команд дир соединения. , В это время матрос Густов был дежурным телефонистом. Командир соедине ния обратил внимание иа особен но4четкую и быструю работу матроса Густова, а также на его опрятный и подтянутый вид п поставил его в пример другим. Старшина 1 статьи И. ЕДАКОВ. Засдуиоипнои сливой отличников ооевсв и политической подготовки пользуются па линкоре «Архангельск* стапгвий мг»т»ос Аверьянов, матросы Сидоров, Проскура, Кутьии в Пономарев. Свое завецываяие они содержат в образцовом порядке. Фбто В. Палий. Так завоевывается авторитет Когда старшина 2 статьи Ле- впцшй был паэначсн команди ром отделения, среди его подчи ненных оказалось много матросов, которые ’Стан гораздо старше его но сроку службы. «С чего качать работу я как построить отношение с товарища* ми?» — думал Левицкий. Однажды старшина 1 статьи Ващенко застал Левицкого вместо с подчиненными за перекуркой в котельной отделении, где курить категорически запрещается. Ле вицкий пе только допустил нару шение этого правила, а даже на рушал его сам. Ващенко наложил на него строгое взыскание. — /Плохой пример вы подаете, как комапдир отделения! — ска зал Ващенко. ...Корабль пришел с похода. Началась приборка. Матросы Си- нпцин п Гусев уклонились от ра боты. А кэгда командир отделения Левицкий напомппл нм о прибор ке матросы начекнули ему, что | пс зря считают они старшину | «своим» парнем. П Левицкий спс-1 ва совершил грубейшую ошибку: оп не потребовал выполнения своего распоряжения н сам за них начал делать приборку. — Так авторитета не завоют то, — сказал старшина Ващенко Левицкому и наложил взыскание па Всех троих. С Левицким же поело этого случая он долго бе седовал о том, как следует рабо тать с подчиненными. Этот посту пок старшины 2 статьи Левицко го обсуждался на комсомольском бюро корабля. Большую помощь советами и делаки Левицкому стали оказы вать опытпыо камапдпры отде лений, коммунисты, старшины 2 статьи Кондратов и Антипов. Левицкий стал заметно исправ ляться: оп повысил требователь ность, у ного появилось . чу вс ПВО хозяина отделения. Дисциплина в отделении повысилась. Когда • старшина 1 статьи Ващенко уехал в отпуск, Левиц кий был назначен старшиной ip ym u и хорошо справился с об^шшостямп. Сейчас старшину 2 статьи Ле- впцкого по узнать. В повседнев ной зйпзнп п служебной деятель- кости оп руководствуется только строго уставными требованиями Он не допускает никакой поблаж ки шжому, не признавая на служ бе ни земляков, ни дружков. Об этом красноречиво говорит слу чай, недавно имевший место в о т делении. Своему хорошему товарищу матросу Рубан Левицкий приказал произвести уборку котла. Рубав плохо выполнил (приказание: уборка была сделана кое-как. Тогда Левицкий приказал сделать уборку заново. Рубан стал былГб пререкаться. Старшина 2 статьи Левицкий резко пресек «разгово ры» Рубана. Этот случай пока* зал остальпым матросам, что iipcpenaimfi старшина не допустит и своего добьется. Подавно командир корабля об’- явил старшине 2 статьи Левиц кому благодарность за хорошую службу. Так, преодолевая свои с о б с и ^ венные недостатки, которые м й ^ ^ ша.ти в работе, старшина Левш* кий добился положительных рр зультатов. Оп прочно становится на правильный путь — быть требовательным старшиной. Старший матрос С. СИДОРОВ. Самое г лавное I в подготовке к занятиям Великая Отечественная война показала, как велика роль млад ших командиров в деле воспита ния и обучения личного -^состава воинскому мастерству. Теперь, в мирное время роль старшины также пмеет исключительно важ ное значение. Большинство наших старшин, понимая свою ответственность за порученное дело, серьезно от носится к занятиям по специаль" .яоств, тщательно готовится к за* нятиям, составляет планы, кон спекты, готовит наглядные посс* бия и т. п. Но некоторые старт шины гще не научились правиль но и грамотно 'Проводить заня тия. Боевая подготовка у такого старшины, как правило, находит*- ся па низком уровно. Что должен делать старшина для того, чтобы хорошо провести, занятие по специальности в своем подразделении? Деятельность од ного из старшин нашего корабля может служить не плохим при мером подготовки и проведения занятий. Получив от командира подразг деления тему очередного заня тия, главный старшина Зелен ский приступает к составлению подробного, развернутого плана. В этом плане он, прежде всего, определяет целевую установку зг* нятия, т.е. то, чего следует дс" биться от бойцов в результате за" нятия. Затем старшина последс" ватеиьно намечает основные узле" вые вопросы темы я составляет конспект. Прежде, чем цристч" пить к составлению конспекта, Зеленский подбирает нужную ему литературу (учебники, пра вила обслуживания соответствую" щйх установок, ппструкцки) та внимательно прочитывает всо, что относится к ето теме, делая для себя выписки и пометки. В конспекте он подробно излага ет весь материал, обращая особое внимание па формулировки, опре деления и техническую термино логию. В процессе подготовки конспекта он продумывает и фор" мулирует контрольные вопросы, которые будет задавать своим слушателям для проверки усвое ния иройденного материала. Если того требует тема занятия, Зелен ский вычерчивает схемы механиз" мов, отдельных узлов, магистра лей и т. п. Несмотря на то, что все за пятил проводятся на месте, у ме ханизмов (что является необхо димым л обязательным условием успеха) наличие схем и черте жей помогает лучшему усвоению устройства и взаимодействия от дельных частей, зачастую скры тых от глаз, вследствие особен ностей той йли иной конструк- ции. Подготовка старшины к зап ге тто во многом зависит от его нн- дпвпдуальных качеств. Так, на" пример, подробное составление конспекта пе следует считать обязательным для каждого стар шины. Тут многое зависит от опыта, умения излагать свои мысли, знания четких п правпль* ных формулировок. Иногда стар, шппа может ограничиться соста влением развернутого плана кон спекта, куда наряду с наименова нием 'АЗзделов темы, оп внесет то, что ему по тем пли иным сообра жениям покажется важным. Без четкого определения целе вой установки н плана вообще нельзя провести занятие по спс* циальности. Старшина, чувствующий от* ветственность за качество боевой подготовки своего подразделения, постоянно стремится к тому, что бы как можно лучше передать свои знания подчиненным. Н та* кой старшина не поленится со ставить необходимые схемы или чертежи. Некоторые старшины, оиравдьг вая свое несерьезное отношение к подготовке л проведению заня тий, говорят, что у них нет аре* мени выполнять все эти «мело чи». Это, конечно, неправда. Опыт лучших старшин корабля, таких, как старшина 2 статьи Исхаков, главстаршина Штепа, старшины Корихов, Тыричев и Тшгохнн показывает, что серьез ный, опытный старшина, умею щий работать над собой, затра* чивает на подготовку к занятию одиьмолтора часа времени. Личный состав у такого команди ра безупречно зпает пе только свею материальную часть, но и материальную часть всей группы, батареи. Новая техника, поступающая па флот, повышает роль н ответ ственность старшинского соста ва при обучении подчиненных зпзнпю материальной части. D только тот старшина справятся с этими задачами, кто тщательно п серьезно относится к обучению своих подчиненных. Инженер'аапитан-лейтенант А. ГЕЛЬФАНД.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz