Краснофлотец. На страже Заполярья. 1947 год. Март.

КАК МЫ ОБУЧАЕМ МАТРОСОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ У каждого старшины есть свой опыт «буче­ ния матросов специальности, у каждого — евой подход к этому делу. Мы пригласили ряд старшин рассказать на страницах газеты, как они организуют заиятия. ПОВСЕДНЕВНО РАБОТАТЬ С ОТСТАЮЩИМИ Когда яа корабль пришли мо­ лодые зенитчики, я, «знакомив их с 'боевыми постами и кора- бельными правилами, приступил в специальной подготовке. Изу* чеяие замка автомата мы начали е того, что я рассказан, как он ,устроен, и показал в*'чертеже отдельные его части. После это­ го начал раз’яснять взаимодей* , етвие частей замка. В ходе занятий у слушателей возникают вопросы. Самих слу­ шателей я 'иногда вызываю и от­ ветить на заданный вопрос. Это осгивляет занятие, делает его более активным. Выслушав всех, я делано заключайте, указываю, кто правильно ответил и кто неправильно. После того, как механизмы были изучены по описаниям, мы приступили к разборке и сбор­ ке тих. Выполнение этой работы я поручил в первую очередь трм бойцам, которые отличя-о усвоили материал по учебнику. Важно придерживаться правила, чтобы механизм разбирался тем бондом, который его обслуживает. Разбор' ка и сборка механизмов произво­ дится в присутствии всего ору дийного расчета. < На занятиях не всегда удается выявить отстающих. Лучше все,- го ото выясняется на практиче­ ской работе, во время тренировок. Был у меня такой случай: мат­ рос Мерочкин на занятиях отве- чая хорошо, а на тренировках допускал ошибки. Вместо того, .чтобы при осечке поставить предохранитель на «поход», он стал производить отсчет, а пре­ дохранитель оставил в прежнем положеппи. Я сделал ему замечаг 1 ие и повторял тренировку, пока не добился •правильных действий. -Наводчик матрос Никитин не мог правильно выбирать кольцо . визирования по ракурсу и скоро­ сти самолета. Тогда я провел дополнительное занятие но тео­ рии стрельбы. В результате на­ водчики теперь ловят цель быст­ рее, чем положено по нормативу. Обучая специальности, нельзя успокаиваться тем, что боец хо­ рошо или отлично отвечает на занятиях. радо обязательно про* верить его знания ва практиче­ ской работе, на механизмах иди приборах. Был) у меня такой слу­ чай: матрос Цыганов на Заня­ тиях рассказал устройство и дей­ ствие тормоза на «отлично», но когда я предложил ему показать действие тормоза практически, он ее сумел этого сделать. Это получилось потому, что, заучив действие тормоза по учебнику, Цыганов на практике мало при­ сматривался в его действиям. В обучении подчиненных особое внимание надо обращать на знание ими способов устра­ нения неисправностей не теоре­ тически, а практически. Однажды старший помощник командира ко­ рабля, проверяя, как проходят тренировки на боевых постах, спросил у матроса Мерочкина, что он будет делать с патроном, который получил накол, но вы­ стрела не последовало. Мероч­ кин не мог правильно ответить. Это случилось потому, что этому делу я не уделял должного (вни­ мания и не проверял подчинен­ ных. Было проведено дополни­ тельное занятие, на котором мы подробно разобрали способы обра­ щения со снарядами и зарядами и патронами, не срабэгавдымп вп ьремя стрельбы. В повседневной практической работе по обучению и воспига- нито подчиненных паю звать отстающих, знать, почему они от­ стают, и организовать с ними индивидуальную работу, доби ваясь отличного Знания боевой специальности. Старшина 2 статьи И. ЛАЗАРЕВ. „Повторение— мать учения" Занятия по специальности мы организуем так: сигнальщики разбиваются на две группы. Од­ на передает сипналы, другая ■ принимает. Для тренировки под­ бираем усложненный текст се­ мафора. Скорость передачи знаков учитываем по времени. Особое внимание обращаем на правиль­ ность приема се^фора по содер­ жанию. Систематические тренировки для сигнальщика имеют огромное значение. Матрос Кофмановский хорош» знал специальность и, успокоившись этим, перестал тренироваться. И что же? При проверке знаний старшиной группы главным старшиной Харламовым он неудовлетвори­ тельно отвенал на заданные всг просы. Или другой пример. Мат­ рос Рыжов теоретически хорошо знал флажную и световую сигна­ лизацию, а принимал и переда- вал семафоры плохо. Тогда я стал ставить Рыжова на вахту вместе со старшим матросом Ухаблным. Ухабин поручал Рыжову само­ стоятельно принимать и переда­ вать семафоры, 'контролируя его работу. Теперь матрос Рыже® хоротго знает сигнальное дело и самостоятельно несет вахту. Не­ даром говорится, что повторе­ ние— есть мать учения. В обучении сигнальщиков па- до добиваться быстрой и четкой работы по набору многофлажных сигналов и быстрому их под’сму на фалах. С этой целью мы со старшиной группы проводим почти ежедпезно тренировки на боевом посту, во время которых обращаем особое внимание на темпы под’ема сигналов. В результате повседневных тренировок н занятий мы доби­ лись хороших результатов и уже сдали ряд задач по курсу боевой подготовки с отличной оценкой. Старшина 2 статьи И. БОГОМОЛОВ. Во йремя ремонту Ya своего корабля Натрое А. Акимов показал высокие образцы работы, аяачительнь паре- выполняя задгикгя и обеспечивая вь> сокое кач-екгшо. Хорошо зная rio- рученюое дело, он увдетио справлял* ся со всеми зада­ ниями. НА GHHMKE: матрос А. Акимов эа работой у то­ карного станка Фогго В. Палий. ! ПАРТИЙНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ Успех занятия зависит от старшины иройден- Прежде чем начать занятия по специальности, старшина должен составить- план и краткий воя- дюкт. Я это делаю всегда. _ Как-то у нас было занятие на "тему: «Устройство бомбомета и взрывателя ‘к нему». Описания того оружия у меня не было, а чертежи без описания разбирать трудно. Поэтому я осмотрел бом­ бомет п взрыватель, несколько раз разобрал и собрал их, изу­ чил части, их назначение, вы­ чертил схемы. Все это было сде­ лано в черновиках. Затем я со­ ставил план конспекта. Выглядел он так: 1. Тактико-технические дан­ ные. 2. Основные части. 3. Устройство частей. 4. Действие всех частей в ех йзаимодеиствие. Целевой установкой занятия было — добиться отличного зна­ ния устройства бомбомета и взрывателя,’ В конце конспекта я написал вопросы по ной теме. Такая подготовка к занятию помогает свободно ориентиро­ ваться в изучаемой теме. Хорошо подготовленного, знающего свое дело старшину матросы слу­ шают (внимательно. Обычно я начинаю занятие с об’явлеппя темы и изложения плапа и свой (рассказ строю по конспекту. Потом выясняю путем вопросов, как усвоена те­ ма. Очень важна последователь­ ность в изучении: сначала изу­ чаются отдельные части, затем их взаимодействие и потом уже весь механизм в целом. . Мы нередко проводим занятия у разобранного механизма. Когда каждый матрос видит, как дей­ ствует этот механизм, он безус­ ловно будет лучше запоминать и теоретические об’яснения. При опросе слушателей важно выставить оценку каждому и довести ее до подчиненного. Опрос с выставлением оценок повышает чувство ответствен^- сти у матросов за свою спе­ циальную подготовку, заставляет их самостоятельно работать над темами, которые они слабо ус­ воили. Когда разбирается устройство механизма?, по чорФежам, л тре­ бую от слушателей показывать детали и их взаимодействие. Это приучает лх самостоятельно разбираться в чертежах и пра­ вильно их читать. После того, как пройден курс теоретической подготовки, мы проводим систематические трени­ ровки на боевых постах. На этих тренировках отрабатываются пра­ вильные действия матросов, со­ гласно боевой инструкции. Каждому старшине надо пом­ нить, *гго успех в обучении лич­ ного состава во многом зависит от подготовки и правильной ор­ ганизации занятия. СтарШйна 2 статьи Н. ДОРОФЕЕВ. После отчетно-выборного пар­ тийного собрания мы начали уделять больше внимания рас­ пределению партийных поруче­ ний, установили контроль за их выполнением. Многие коммуни­ сты, выполняя задания партбюро, знагштелыго выросли, расшири­ ли свой политический кругозор, стали активистами. Кандидату в члены ВКЛ(б) т. Савицкому бюро вначале да­ вало отдельные незначительные задания. Затем, когда он приоб­ рел некоторый опыт, уже в пе­ риод избирательной кампании, бюро утвердило его агитатором. Савицкий старательно выполнял все поручения бюро. Он состав­ лял план работы, умело подби­ рал литературу, готовясь к бе­ седе, всегда составлял конспект. В результате, беседы Савицкого пользовались большим успехом. В январе на расширенном заседании бюро, с целью переда­ чи опыта, мы Заслушали доклад т. Савицкого, дали ему ряд ука­ заний. Сейчас он является од­ ним из активных коммунистов н входит в число лучших аги­ таторов подразделения. Практика показала, что нуж­ но смело выдвигать молодые кадры, давать им ответственные задания. Вместе с тем это обя­ зывает бюрозаботливо относиться к каждому товарищу, контроли­ ровать его работу, смело указы­ вать на недочеты. Партийное бюро, учтя полити­ ческий кругозор коммуниста Ко- ленкина, поручило ему руково­ дить кружком по изучению Уста­ ва ВЛКСМ. Коленкин утверждал, что не справится. Можно было, конечно, пересмотреть решение и дать это поручение другому товарищу. Но партбюро поступи­ ло иначе. Для конкретной помощи этому товарищу был выделен член ВКП(б) Весело®. Он много работал с Коленкиным и своего добился. Кружок, руководимый Коленкиным, работает хорошо. Член ВКП(б) Гвоздев был пас­ сивен, отмалчивался на партий­ ных собраниях. Партийное бюро заинтересовалось этим. — Я не умею говорить, — оправдывался Гвоздев. Однако Гвоздев грамотный человек, много читает художе­ ственной л политической лите­ ратуры. Его пассивность на собраниях ничем не оправды­ валась. Партбюро внача­ ле поручило ему проводить чит­ ку газет для матросов в своем кубрпке. Во время громких чи­ ток слушатели Задавали Гвозде­ ву вопросы, он самостоятельно и подробно отвечал на них. Не­ много погодя, Гвоздев по поруче* пню бюро уже проводил беседы с матросами, стал агитатором. Прошло еще некоторое время, и Гр,а 1 т,» 1 в стал птогаямать активное участие в обсуждения повесток дня собраний, остро, по-дартиГ* ному ставил вопросы. Сейчас он — заместитель секретаря партийной организации. Таких примеров можно приве­ сти пемало. В основном почти все коммунисты нашей органи­ зации вовлечены в активную деятельность. Это повысило уро­ вень внутрипартийной работы. Партийные собрания стали про­ ходить у нас живее, с большей активностью. Повысилось чув­ ство ответственности коммуни­ стов за выполнение решепий собпаний и партийных поруче­ ний. Партийные поручения яв­ ляются одним из важнейших средств воспитания коммуни­ стов, их роста, могучим сред­ ством активизации внутрипар­ тийной работы. Секретарь парторганизации капитан А. САК03ИК0В. Таким и должен быть комсомолец Молодой матрос Гореяов при­ был к нам на корабль недавно. Раньше он служил на корабле, имеющем другое назначение. После первого знакомства с кораблем Горелов взялся за тща­ тельное изучение специальности, стремясь, как можно быстрее встать на самостоятельную вах­ ту. За короткое время он нова, зал себя передовиком в боевой учебе н подал заявление в ком­ сомольскую организацию с прось­ бой принять его в ряды ВЛКСМ. Получая комсомольский билет, Горелов с восгаением сказал: — Я буду еще лучше, чем прежде, работать и учиться! Неоднократные хорошие оцен­ ки его службы и учебы говорят о том, что комсомолец Горелов в честью выполняет свое слово. Старший лейтенант В. РЫБОВАЛОВ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz