Краснофлотец. На страже Заполярья. 1947 год. Март.
КАК МЫ ОБУЧАЕМ МАТРОСОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ У каждого старшины есть свой опыт «буче ния матросов специальности, у каждого — евой подход к этому делу. Мы пригласили ряд старшин рассказать на страницах газеты, как они организуют заиятия. ПОВСЕДНЕВНО РАБОТАТЬ С ОТСТАЮЩИМИ Когда яа корабль пришли мо лодые зенитчики, я, «знакомив их с 'боевыми постами и кора- бельными правилами, приступил в специальной подготовке. Изу* чеяие замка автомата мы начали е того, что я рассказан, как он ,устроен, и показал в*'чертеже отдельные его части. После это го начал раз’яснять взаимодей* , етвие частей замка. В ходе занятий у слушателей возникают вопросы. Самих слу шателей я 'иногда вызываю и от ветить на заданный вопрос. Это осгивляет занятие, делает его более активным. Выслушав всех, я делано заключайте, указываю, кто правильно ответил и кто неправильно. После того, как механизмы были изучены по описаниям, мы приступили к разборке и сбор ке тих. Выполнение этой работы я поручил в первую очередь трм бойцам, которые отличя-о усвоили материал по учебнику. Важно придерживаться правила, чтобы механизм разбирался тем бондом, который его обслуживает. Разбор' ка и сборка механизмов произво дится в присутствии всего ору дийного расчета. < На занятиях не всегда удается выявить отстающих. Лучше все,- го ото выясняется на практиче ской работе, во время тренировок. Был у меня такой случай: мат рос Мерочкин на занятиях отве- чая хорошо, а на тренировках допускал ошибки. Вместо того, .чтобы при осечке поставить предохранитель на «поход», он стал производить отсчет, а пре дохранитель оставил в прежнем положеппи. Я сделал ему замечаг 1 ие и повторял тренировку, пока не добился •правильных действий. -Наводчик матрос Никитин не мог правильно выбирать кольцо . визирования по ракурсу и скоро сти самолета. Тогда я провел дополнительное занятие но тео рии стрельбы. В результате на водчики теперь ловят цель быст рее, чем положено по нормативу. Обучая специальности, нельзя успокаиваться тем, что боец хо рошо или отлично отвечает на занятиях. радо обязательно про* верить его знания ва практиче ской работе, на механизмах иди приборах. Был) у меня такой слу чай: матрос Цыганов на Заня тиях рассказал устройство и дей ствие тормоза на «отлично», но когда я предложил ему показать действие тормоза практически, он ее сумел этого сделать. Это получилось потому, что, заучив действие тормоза по учебнику, Цыганов на практике мало при сматривался в его действиям. В обучении подчиненных особое внимание надо обращать на знание ими способов устра нения неисправностей не теоре тически, а практически. Однажды старший помощник командира ко рабля, проверяя, как проходят тренировки на боевых постах, спросил у матроса Мерочкина, что он будет делать с патроном, который получил накол, но вы стрела не последовало. Мероч кин не мог правильно ответить. Это случилось потому, что этому делу я не уделял должного (вни мания и не проверял подчинен ных. Было проведено дополни тельное занятие, на котором мы подробно разобрали способы обра щения со снарядами и зарядами и патронами, не срабэгавдымп вп ьремя стрельбы. В повседневной практической работе по обучению и воспига- нито подчиненных паю звать отстающих, знать, почему они от стают, и организовать с ними индивидуальную работу, доби ваясь отличного Знания боевой специальности. Старшина 2 статьи И. ЛАЗАРЕВ. „Повторение— мать учения" Занятия по специальности мы организуем так: сигнальщики разбиваются на две группы. Од на передает сипналы, другая ■ принимает. Для тренировки под бираем усложненный текст се мафора. Скорость передачи знаков учитываем по времени. Особое внимание обращаем на правиль ность приема се^фора по содер жанию. Систематические тренировки для сигнальщика имеют огромное значение. Матрос Кофмановский хорош» знал специальность и, успокоившись этим, перестал тренироваться. И что же? При проверке знаний старшиной группы главным старшиной Харламовым он неудовлетвори тельно отвенал на заданные всг просы. Или другой пример. Мат рос Рыжов теоретически хорошо знал флажную и световую сигна лизацию, а принимал и переда- вал семафоры плохо. Тогда я стал ставить Рыжова на вахту вместе со старшим матросом Ухаблным. Ухабин поручал Рыжову само стоятельно принимать и переда вать семафоры, 'контролируя его работу. Теперь матрос Рыже® хоротго знает сигнальное дело и самостоятельно несет вахту. Не даром говорится, что повторе ние— есть мать учения. В обучении сигнальщиков па- до добиваться быстрой и четкой работы по набору многофлажных сигналов и быстрому их под’сму на фалах. С этой целью мы со старшиной группы проводим почти ежедпезно тренировки на боевом посту, во время которых обращаем особое внимание на темпы под’ема сигналов. В результате повседневных тренировок н занятий мы доби лись хороших результатов и уже сдали ряд задач по курсу боевой подготовки с отличной оценкой. Старшина 2 статьи И. БОГОМОЛОВ. Во йремя ремонту Ya своего корабля Натрое А. Акимов показал высокие образцы работы, аяачительнь паре- выполняя задгикгя и обеспечивая вь> сокое кач-екгшо. Хорошо зная rio- рученюое дело, он увдетио справлял* ся со всеми зада ниями. НА GHHMKE: матрос А. Акимов эа работой у то карного станка Фогго В. Палий. ! ПАРТИЙНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ Успех занятия зависит от старшины иройден- Прежде чем начать занятия по специальности, старшина должен составить- план и краткий воя- дюкт. Я это делаю всегда. _ Как-то у нас было занятие на "тему: «Устройство бомбомета и взрывателя ‘к нему». Описания того оружия у меня не было, а чертежи без описания разбирать трудно. Поэтому я осмотрел бом бомет п взрыватель, несколько раз разобрал и собрал их, изу чил части, их назначение, вы чертил схемы. Все это было сде лано в черновиках. Затем я со ставил план конспекта. Выглядел он так: 1. Тактико-технические дан ные. 2. Основные части. 3. Устройство частей. 4. Действие всех частей в ех йзаимодеиствие. Целевой установкой занятия было — добиться отличного зна ния устройства бомбомета и взрывателя,’ В конце конспекта я написал вопросы по ной теме. Такая подготовка к занятию помогает свободно ориентиро ваться в изучаемой теме. Хорошо подготовленного, знающего свое дело старшину матросы слу шают (внимательно. Обычно я начинаю занятие с об’явлеппя темы и изложения плапа и свой (рассказ строю по конспекту. Потом выясняю путем вопросов, как усвоена те ма. Очень важна последователь ность в изучении: сначала изу чаются отдельные части, затем их взаимодействие и потом уже весь механизм в целом. . Мы нередко проводим занятия у разобранного механизма. Когда каждый матрос видит, как дей ствует этот механизм, он безус ловно будет лучше запоминать и теоретические об’яснения. При опросе слушателей важно выставить оценку каждому и довести ее до подчиненного. Опрос с выставлением оценок повышает чувство ответствен^- сти у матросов за свою спе циальную подготовку, заставляет их самостоятельно работать над темами, которые они слабо ус воили. Когда разбирается устройство механизма?, по чорФежам, л тре бую от слушателей показывать детали и их взаимодействие. Это приучает лх самостоятельно разбираться в чертежах и пра вильно их читать. После того, как пройден курс теоретической подготовки, мы проводим систематические трени ровки на боевых постах. На этих тренировках отрабатываются пра вильные действия матросов, со гласно боевой инструкции. Каждому старшине надо пом нить, *гго успех в обучении лич ного состава во многом зависит от подготовки и правильной ор ганизации занятия. СтарШйна 2 статьи Н. ДОРОФЕЕВ. После отчетно-выборного пар тийного собрания мы начали уделять больше внимания рас пределению партийных поруче ний, установили контроль за их выполнением. Многие коммуни сты, выполняя задания партбюро, знагштелыго выросли, расшири ли свой политический кругозор, стали активистами. Кандидату в члены ВКЛ(б) т. Савицкому бюро вначале да вало отдельные незначительные задания. Затем, когда он приоб рел некоторый опыт, уже в пе риод избирательной кампании, бюро утвердило его агитатором. Савицкий старательно выполнял все поручения бюро. Он состав лял план работы, умело подби рал литературу, готовясь к бе седе, всегда составлял конспект. В результате, беседы Савицкого пользовались большим успехом. В январе на расширенном заседании бюро, с целью переда чи опыта, мы Заслушали доклад т. Савицкого, дали ему ряд ука заний. Сейчас он является од ним из активных коммунистов н входит в число лучших аги таторов подразделения. Практика показала, что нуж но смело выдвигать молодые кадры, давать им ответственные задания. Вместе с тем это обя зывает бюрозаботливо относиться к каждому товарищу, контроли ровать его работу, смело указы вать на недочеты. Партийное бюро, учтя полити ческий кругозор коммуниста Ко- ленкина, поручило ему руково дить кружком по изучению Уста ва ВЛКСМ. Коленкин утверждал, что не справится. Можно было, конечно, пересмотреть решение и дать это поручение другому товарищу. Но партбюро поступи ло иначе. Для конкретной помощи этому товарищу был выделен член ВКП(б) Весело®. Он много работал с Коленкиным и своего добился. Кружок, руководимый Коленкиным, работает хорошо. Член ВКП(б) Гвоздев был пас сивен, отмалчивался на партий ных собраниях. Партийное бюро заинтересовалось этим. — Я не умею говорить, — оправдывался Гвоздев. Однако Гвоздев грамотный человек, много читает художе ственной л политической лите ратуры. Его пассивность на собраниях ничем не оправды валась. Партбюро внача ле поручило ему проводить чит ку газет для матросов в своем кубрпке. Во время громких чи ток слушатели Задавали Гвозде ву вопросы, он самостоятельно и подробно отвечал на них. Не много погодя, Гвоздев по поруче* пню бюро уже проводил беседы с матросами, стал агитатором. Прошло еще некоторое время, и Гр,а 1 т,» 1 в стал птогаямать активное участие в обсуждения повесток дня собраний, остро, по-дартиГ* ному ставил вопросы. Сейчас он — заместитель секретаря партийной организации. Таких примеров можно приве сти пемало. В основном почти все коммунисты нашей органи зации вовлечены в активную деятельность. Это повысило уро вень внутрипартийной работы. Партийные собрания стали про ходить у нас живее, с большей активностью. Повысилось чув ство ответственности коммуни стов за выполнение решепий собпаний и партийных поруче ний. Партийные поручения яв ляются одним из важнейших средств воспитания коммуни стов, их роста, могучим сред ством активизации внутрипар тийной работы. Секретарь парторганизации капитан А. САК03ИК0В. Таким и должен быть комсомолец Молодой матрос Гореяов при был к нам на корабль недавно. Раньше он служил на корабле, имеющем другое назначение. После первого знакомства с кораблем Горелов взялся за тща тельное изучение специальности, стремясь, как можно быстрее встать на самостоятельную вах ту. За короткое время он нова, зал себя передовиком в боевой учебе н подал заявление в ком сомольскую организацию с прось бой принять его в ряды ВЛКСМ. Получая комсомольский билет, Горелов с восгаением сказал: — Я буду еще лучше, чем прежде, работать и учиться! Неоднократные хорошие оцен ки его службы и учебы говорят о том, что комсомолец Горелов в честью выполняет свое слово. Старший лейтенант В. РЫБОВАЛОВ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz