Краснофлотец. 1946 год. Февраль.

Спектакль театра Северного флота Так создавался спектакль Работать над пьесой лауреата Сталинской премии Б. Лавренева «За тех, кто в норе» театр начал в ноябре прошлого года. Коллектив почув­ ствовал в пьесе большую идейную силу. Нан хо­ телось наиболее (правдиво н ярко показать семью катерникоЕ-"евероморцевт которые явились прообразами основных персонажей пьесы. Пьеса «За тех, кто в море» ценна не толь­ ко. как военно-морская, и неправ тот, кто оцет ниваетеелишь с этойточки зрения. Успех пьесы определен ее идейно-художественными качества­ ми. Столкновение индивидуалистического созна­ ниям социалистическим создает в ней острый драматический конфликт. Основной конфликт пьесы — столкновение между Боровским и коллективом катерников, за- мечательных советских людей, подлинных героев войны и победы. Одним из типичных выразите­ лей морали этого коллектива является! капитан- лейтенант Максимов, ' который побеждает ие только своей организованностью, дисциплиной и новаторством, но, главным образом, высокой со­ ветской моралью, которая лежит в основе всех его дел и поступков. Пережитки мелкобуржуазного индивидуалиэ- lyaj Б01 ма сознания ярко выраженывхарактереБоров­ ского. Он лжет в отношении с женщиной, смот­ рит на товарищей, как на людей недалеких, и в погоне за личной славой доходитдо преступле­ ния. Достоинство пьесы в том и состоит, что она показывает невозможность распространения и оТфененностъ несоветской морали в советском обществе. 1! ' Правильно раскрыть основной .конфликт— было главной задачей и наибольшей трудностью театра. Не менее сложное дело— создать жизнен­ но верные образы советских военных коряков. Коллектив театра, готовя постановку, встре­ чался с офицерами Северного флота. Ценные за­ мечания военных моряков помогли нам устра­ нить некоторые недостатки текста, правнльяв понять особенности характеров и основные ка­ чества Харитонова, Максимова, Боровского. Оцет Из сяектакля «За тех, кто в маре>. Артист Лукинюв (слева) в роли ком. дива Харитонова, артист Аханов в роли начальника штаба Шубина. Фото А. Богдаи^ра. О морали и чести советского-воина О том, как нам удалось решить выдвинутые Б. Лавреневым проблемы, скажут зрители*’евс роморцы — строгие судьи нашего творческого труда. Художественный руководитель театра рвжиссер-лостанаещии Г. ОСИПОВ. Советский морской офицер Преступив к работе над ролью капитан- лейтенанта Максимова, я почувствовал большую воспитательную силу этого образа и вместе с тем увидел, что нелегко будет раскрыть его во всей полноте. Максимов — волевой, скромный, дисципли­ нированный советский морской офицер. Не пер­ вый взгляд он может показаться суховатым. Но скромность и сдержанность — не суховатость- Максимова волнуют большие л благородные чувства, В беззаветном служении Родине видит он деловсей своей жизни. . В конфликте Максимова с Блровским ходимо былопоказать бесспорное превосходство Максимова во всех отношениях. Это превос­ ходство основано на его моральной стойкости и чистоте. Верность Родине, своему народу,, бое­ вому товариществу — основа его характера. Максимов суров и резок, но справедлив в оцен­ ке поступков товарищей но оружию. И когда разжалованный Боровский снова приходит на дивизион, Максимов подает ему руку, готовый помочь Боровскому смыть нозор его (преступле­ ния. Он чувствуеми себе виноватым в том, что коллектив не омог своевременно помочь Боров­ скому найти свое настоящее место в живви. Как мне удалось (раскрыть образ Максимова — пусть скажут зрители-североморцы. Артист Ф. МАКСИМОВСКИЙ. Постановка пьесы лауреата Сталинской премии Б. Лавренева «За тех, кто в море» — большое событие в творческой деятельности нашего североморского теаг ра. Театр создал спектакль, имеющий большое воспитательное §нач*ение. Коллек­ тив актеров сумел донести до зрителя основную идею пьесы, создал ряд правди­ вых и ярких образов советских морских офицеров. В спектакле есть моменты шгнастоя5 щему волнующие, заставляющие зрителя вместе с героями пьесы решать вопрос о своем месте в жизни. Мелкобуржуазная мораль Боровского, противопоставляющего себя коллективу, встречает всеобщее осуж­ дение. Наоборот, коммунистическая мораль Максимова и всей боевой семьи моряков, одухотворяющая каждый их шаг и посту­ пок, вызывает горячий отклик и 'одобрег ние в зрительном зале. «За тех, кто в море» в постановке североморского театра я смотрел дважды. Должен сказать, что спектакль имеет и существенные ведостатки, в которых по­ винны как автор пьесы, так и театр. Неудачен, на мой взгляд, образ флаг­ манского механика Клобукова (арт. Хотя- нов). Механик чрезмерно шаржирован. Куда бы ни пришел, везде он поглощен расчетами. Создается впечатление, что он ничего другого в жизни не видит, ничем другим, кроме математических выкладок, не интересуется. Не следует изображать советского офицера таким обесцвеченным, лишенным общечеловеческих свойств. Не совсем вошел в рольв качестве на­ чальника штаба способный артист Аханов. Мне помнится, что, играя «В дальней га­ вани» командира бригады, он создал правдивый образ советского офицера. В «За тех, кто в море» командир и на­ чальник штаба противопоставлены друг другу: один приказывает выйти в море, второй — запрещает. На протяжении всей пьесы они по-разному оценивают людей и события. В жизни бывает обычно не так. Командир и начальник штаба ра­ ботают дружно, понимают друг друга с полуслова. Некоторые сцены в пьесе, мне кажет ся, сокращены неумело. В последнем действии, когда корабль отходит в море, вровень с мачтой видны три человека. Кажется, что они стоят на рубке. Это нереально. Театр неплохо справился со евоей за­ дачей, создав спектакль, имеющий боль­ шое воспитательное значение. Идейногху* дожественная ценность спектакля была бы еще выше, не будь в нем указанных недостатков, которые вполне устранимы. Герой Советского Союза контр-адмирал И. КОЛЫШКИН. УЗНАЕМ В ГЕРОЯХ СПЕКТАКЛЯ СВ0ИХ_ БОЕВЫХ ТОВАРИЩЕЙ в На премьере «За тех, кто море» побывали многие офицеры, старшины м матросы гвардей­ ской части катеров. Они с боль­ шим интересом следили за раз­ вертывающимися на сцене собы­ тиями, тем более, что образы героев пьесы взяты автором из жизни катерников нашей части. Воспитательное значение спек такля несомненно. Хорошо сыграл роль комдива Харитонова актер Лукинов. Он создал обаятельный образ волевого, умного коман­ дира, замечательного воспитате­ ля подчиненных. Харитонов по* казап как предусмотрительный в заботливый командир, являю­ щийся подлинным отцом и ду шей воинской части. Ему симпа­ тизируют все зрители. То, же самое можно сказать и о Максимове, как верном сыне Советской Родины. Командир оп растущий, дисциплинированный, инициативный и волевой. Но актеру, играющему Максимова, недостает командирской твердо" сти в голосе, простоты и уверен­ ности В действиях. Его противо­ положность — Боровский подан актером несколько резко, одно­ сторонне. Хорошо сыгран офи­ цер. Рекало, но он держится при разговоре с комдивом слишком развязно. Неплохо показан Ли* шее. Начальник штаба неправ­ доподобен, но таким он создан не актером, а самим автором. £ сожалению, ие удалась роль механика. По замыслу пьесы — это живой, энергичный человек, а на сцене он выглядит чудако­ ватым и ходит медленно, слегка сутулясь. Недостаточно хорошо оформлены декорациями сцены на пирсе. Неудачна имитация заводки моторов, а в последней картине, когда ватер уходит, мо­ тор молчит. В основном спектакль заслу­ живает высокой оценки, хотя я лично ждал от нашего театра большего. Гвардии капитан-лейтенант М. БОЧКАРЕВ. Творческая удача театра Спектакль «За тех, кто в море» вызвал у меня многообразные впечатлс ния. Он легко восприни­ мается и смотрится с большим интересом. Такие типы, как инди­ видуалист Боровский, прав­ да, не столь часто, но встречаются в жизни. Он — карьерист, стремится к личной славе, ничуть не считаясь с общегосудар­ ственными интересами. Забыв свой долг перед коллективом и противопо­ ставив свои сугубо лич­ ные интересы нашему об­ ществу, оп этим обрек се­ бя да крушение. Боровскому противопо­ ставлен другой коиан- дир— Максимов вместе с дружной семьей советских офицеров. Харитонов, Ли- шев, Рекало, Шабунина и другие беззаветно преданы своей Родине. Они живут интересами своего государ­ ства и мужественно от стаивают честь и незави­ симость Советской Отчиз­ ны. В их образах показа­ ны светлые идеи и чув­ ства, высокая моральная чистота, присущая всем советским людям. Но нельзя умолчать и о недостатках, которые до­ пущены как автором, так и актерами, несмотря та вполне удовлетворитель­ ную игру. Плохо показан дивизионный механик. В разговоре, поведении и всем своим обликом он выглядит как бы глупо- ватым. Зрители над ним смеются, как над рассеян­ ным человеком, вечно за­ нятым своими вычисления­ ми. Механик изображен неправдоподобно. Не совсем удачно пока­ зан начальник штаба. По ходу пьесы при разговоре комдива с начальником штаба последний оказы­ вается несколько прини­ жен. С его мнениями командир не' считается., Такое положение мало ве­ роятно i В неудобное положение поставлен в пьесе и ком* див, который подслуши­ вает интимный разговор Боровского с женой. В пьесе и игре актеров есть и другие недостатки, но в целом коллектив теат­ ра справился со своей задачей, спектакль вое. принимается зрителем хорошо. Спектакль имеет большое воспитательное значение. Капитан 2 ранга Г . АЛАДЖАНОЗ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz