Краснофлотец. 1946 год. Февраль.

ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ УМЕНИЕ!.. На занятиях Вечерок помощник комащнра ^Краснознаменной Педводной лод­ ки (вызвал етаршго* ознакомил­ ся с планом занятий с матросами на следующий день. Утром коман­ дир БЧ-Т лейтенант Панов прове­ рил заведывание старшины rpytr пы мотористов Кораблнна. Дизеля находились в полном порадке. Взглянуи на секундомер, лейте­ нант Панов дает вводетую: — Лодка в ттодводном положен нии. взорвалась глубинная бок- 6а. Между шпангоутам* образо­ валась пробоина. Старшины 2 статьи Кораблин, Солдат^енко, старший матрос Изо­ тов, молодые матросы Кошкин и Лютоцкнй немедленно начали борьбу за живучесть отсека. Прекратив поступление веды, они заделали пробоину, во молодые мотористы Лютеций и Кошкин неправильно забили клинья. Лей­ тенант Панов показал им прак­ тически, как надо ставить под- норки и забивать клинья. Главный старшина Якунин — бывалый вони, участник Отечест венной войны, показывает поло- Кии матросам на нратмике, как нацо действовать в бою. Много внимания старшина уделяет воп­ росу борьбы за жквучестЬ под* •одного корабля, iB ton самок корковой отсеке, возле которого в годы войны взорвалась вра­ жеская кина, Якунин говорит старшему матросу Кириллову: — Выбило сальник торпедного люка, появилась течь, действуйте! Кириллов перекрывает пепего- Сйрпие трубы, ставят сальник йа положенное кесто и доклады­ вает о принятых шври., , При обучении Якунин т; не­ редко приводит примеры из практики боевых походов, которые наглядно показы­ вают, как нужна подводнику ш г росская сноровка. Сегодня стар­ инна рассказал о следующем: — • йот эта лодка, на коГорой мы служим, в подводном положе­ нии пересекала минное поле прг тивника. Внезапно во всех отсеках мы услышали зловещий скрежет* металла. Минреп вра­ жеской кины, зацепив за борт корабля, подтягивал за собой ми­ ну. Каждый из шдеоднншв соз­ навал, что мина неминуемо взор­ вется. Наше положение казалось безвыходным, но мы готовы были «•стоять эа оебя.' — 'Матрос Воеводин начал но пе* договорной трубе свой доклад в у подводников централышйтгоот. В это врем раздался взрыв. Электромоторы вышли из строя. С обшивки по­ сыпалась пробковая изоляция и погас свей Хлынула вода, угро­ жая затоплением. Торпедисты на- ошупь в темноте стали гвроктпгзи- ровать отсек, и вскоре по­ ступление воды прекратилось. Электрики включили аварийное освещение. При свете поврежде­ ния были устранены, и подвод­ ная лодка снова стала продол* жать поиск противника.^ Главный старшина Якунин сделал такой вывод из своего рассказа: — Если бы личный состав кораб­ ля недостаточно хорошо владел своей техникой или растерялся перед опасностью, нам бы не сдоб- ровать. Но наши торпедисты, электрики, мотористы отлично знали свое дело, умели устранять повреждения, и мы вышли из трудного положения. В этом по­ ходе паша подлодка потопила вражеский корабль. Вот что зна­ чит в. совершенстве владеть бое­ вой техникой. После десятшошутного пе­ рерыва у торпедных аппаратов снова собрались торпедисты. — Приготовить кормовые ап­ параты к выстрелу! Матрос Филиппов уверенно ваг полняет водой кольцевые зазоры, уравнивает давление, открывает передние крылат... — Торпедные аппараты при­ готовлены! Звучит завершающая комавда «Пли!». Торпедист докладывает: «Торпеды вышли». Задача отработана хорошо, но бывалый моряк Якунин требует от молодых матросов более совер* шенньвх действий. — Торпедист должен быть на­ ходчивым! — говорит старшина. — Однажды в торпедной атаке, когда раздалась команда «Таэсь», возле аппаратов стоял старшина 2 статьи Воробьев, Взглянув на манометр, он заметил, что давле­ ние воздуха упало. Опытный торг педист) не растерялся. Он момен­ тально добавил воздух в баллон и в ту же секунду, когда прозву* чала команда «Пли!», произвел выстрел. Вот что означает на­ ходчивость и отличное владение порученной техникой! — закон­ чил свой рассказ главный стар­ шина Якунин. Старший лейтенант И. ШАИ(*40. Успех МОЛОДО!* моториста В нашу гвардейскую авиа­ часть пришел молодой авиаме­ ханик сержант Старцев. — Много придется порабо­ тать, чтобы стать настоящим механиком! — сказал ему гвардии старшина Артемьев. • Начались будни боевой уче­ бы и упорной работы. Старце­ ва интересовала вся авиатех­ ника, но особенно его внима­ ние привлекали новейшие кон­ струкции авиамоторов- В освое­ нии боевой техники Старцеву охотно помогали мотористы гвардии сержант Кузнецов м гвардии сержант Якимчик. Ре­ зультаты упорной учебы моло­ дого механика не замедляли сказаться- гвардии капнтан Раскояпный поставил в пример другим механикам работу сер­ жанта Старцева. Материаль­ ная часть его заведывапия на­ ходится всегда в образцовом состоянии и боевой готовности. Гващим младший сержант Д. НОВИКОВ. Вникать в быт подчиненных Молодце матросы тт. Юрченко, Шаталов и Хоцонко с первого дня пребывания на корабле приступили к упорной учебе, быстро освоили материальную часть, научились правильно ее эксплоатнроиеть. Эти товарища добросовестно выполняют все указания и инструкции и мне, как старшине, не приходилось нзыс* кивать каких-о) дополнительных мер воспитания и обучения!, кроме обычных — бесед, занятий и прочего. Другим оказался матрос Ива­ нов. Он оваздывал с берега, нару* шал распорядок дня, слабо знал боевую технику. Иван» имел несколько дисциплинарных взьк* каний, но продолжал нарушат, дисциплину. Однажды и решил поговорить © ним по душам. У*- цав, что его отец хорошо воевал я годы Отечественной войны, я сказал Иванову: «Почему же вы недобросовестно относитесь к службе, к выполнению священ» ното долга гражданина? Если я напишу об этом вашему отцу, как он на это посмотрит?» Ива- нов призадумался, а потом стал упрашнваН. мена, чтобы я иё писал его родным. В конце бес©» ды он заявил: «Товарищ старши­ на, заверяю вас, что я исправ­ люсь, буду тмим, как вс# матросы , отличники. Только вы не пищите... нехорошо мне бу­ дет». Иванов слева свое сдержал. С него сняли все взыскания, и сейчас он является одним из луч­ ших специалистов, цркнершв! матросом. Он юного работает над повышением своих теоретических Знание бьота подчиненных, умение своевременно найти пра­ вильный подход к каждому чело­ веку — одно из непременных условии успешного руководи ства людьми. Надо чаще беседовать с лаодьмя, советовать нм, домотать правильно оцени­ вать создавшееся положение и находить выход. Если старшина вникнет глубже в быт человека, ему легче будет воспитывать людей. Старшина 2 статьи Ф. АБРАМОВ. —г З И М О Й Н А Ш Л Ю П Е Е Цредрасовегцая мгла . окутывает бухту. Бочки, стоящие на мертвых якорях, неясно вырисовываются иа воде своими темными кор­ пусами. Погода выдалась пихал- У левого бер- ?а Краснознаменного корабля Н спокойна стоят ШЛЮШЕК. На юте перед строем матросов командир второй боевой части капитан-лейтенант Леонов дает последние пояснения перед шлюпочными занятиями. Раздается короткая комавда, и мат­ росы садятся в шлюпки. Сильный толчок ба­ кового отпорным крюком, и гребной катер от­ делился первым от корабля- За вяя пошла легкая шестерка. Шлюпочные учения качалось. На гребном катере учение проводит офицер. Он подает первую команду: «Уключины вста­ вить!». Затем следует команда: «Весла разо­ брать!». Матросы горячо берутся за ее выпол­ нение, но дело у нй* идет не сразу. Гребцы первой и второй банок свои весла уже ваяли м положили веретеном на планширь, а следую­ щие за ними еще ие мотут разобраться, им не вытащить своих весел — мешай* передние гребцы. Руководитель повторяет команду нет сколько раз. Чувствуется слабая натренированг ность гребцов. Но для матросов молодого пополпе* пня это беда небольшая- Капитан-лейтенант Леонов терпеливо об’ясняет каждое действие гребца: как надо брать весла, кто первым бе­ рет, почему кладут весла между третьей ■ чет­ вертой уключинами и т.д. Повторением команд достигается не только правильность,- в» и сла­ женность действий матросов. Труднее для молодых матросок оказался процесс гребка. Оно к понятно, ибо при обучо нии хождению на веслах это самый сложный и ответственный момент. В производстве гребка необходимо последовательно сочетать и коордг пировать все движения. Матросы Самодуров, Сандюк, Непогодя долго не могли освоить разворот весла при за­ носе наоед и цри рывке. А матрос Остафинчук ( совсем не разворачивал весло, опуская его • Г воду, я не делая* рывка в конце гребка. На все йти ошибки матросам было указано, и трени­ ровка продолжалась... Обучение гребле зимой имеет свои специфи­ ческие особенности. Нельзя долго задерживать­ ся на отдельных моментах ipe6um я на об'яс- неиилх. Для того, чтобы гребцы разогрелись, Леонов дает возможность несколько минут «росте свободно. Так, сочетая обучение с прак­ тической греблей, капитан-лейтенант Леонов отработал на практике еще ряд комавд: «ираг вая табань», «левая табань» виесте к отдел иШш «о каждым бартом, «веска по борлу», «весла в воду» и «крюк». Занятия закончились преблей обоих шлюпов ка несколько кабельтовое. Матре сы получки новые знания в морской практике. Строго я» плану, еженедельно молодые матросы 1рясие- •знаненного корабля Н. приобретают навым гребли. Таске учения щжносят большую поль­ зу потоку, что матросы получают на кик ва- . стоящую морскую закалку. ____ Капитан-лейтенант Т. ЗАЛПОВ. О воинском приветствии Воинское приветствие являет­ ся нвот’емлемой обязанностью каждого военнослужащего. Статья 20 Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР говорит: «'Все военнослужащие обязаны при встрече отдавать друг другу чегсть. Подчиненные и . младшие ото званию отдают честь первы­ ми». Несмотря на это прямое и ка­ тегорическое указание Устава, 1 Ьое- 1 Где да наших кораблях и в частях, повидимому, забывают о важности и значении этого требования. Порой доводится наблюдать, как, встречаясь на улице, военнослужащие не всегда отдают друг другу воинскую честь. ...По дороге к пирсу шел командир одного из наших соеди­ нений. Бку встретился младший лейтенант Н., который не счел нужным отдать честь. Командир соединения сделал ему замечание. Младший лейтенант пе нашелся нйчего оказать в ответ, кроме как: «Я ие мог различить ваше­ го звания». Надо' ли говорить, что для офицера подобный ответ не мюжет служить оправданием! В вечерний час калитаглейте­ нант М. повстречал на улице матроса Ярыгина, который про­ шел мимо, ие отдав чести офи­ церу. Ярыгин пытался оправдаться точно так же, как я младший лейтенант Н., сославшись иа темноту. Наконец, третий случай: два матроса — Пикав в Низавецкий при встрече с офицерам пе от­ дали, как положено, воякякоге приветствия. Старший *> офице­ ров остановил их: — Почему нарушаете Устав? Матрос Пиков даже удивился: — Чем же/мш его нарушили? Оказывается, в его правой ру­ ке был чемодан и поэтому он ре1 шил не приветствовать старших но званию.. Матрос Низаведкий вообще ничем не м% об’ясннть свое нарушение. Оба матроса вернулись на корабль, получив взыскание за неирявеиствие. Чем же объяснить эти случаи прямого нарушения требований воинских уставов? Думается, только тем, что отдельные офи­ церы и старшины кораблей сами проявляют в этом деле некото­ рый либерализм. Коелгде почему- то принято считать, что если широс не приветствует старшего по званию, то это неважное на­ рушение, Нет ничего вреднее м- кой точки зрения. Существуют две причины, к<г торьие и приводят к тому, что факту, ктгда военнослужащий при встрече не отдал чести дру­ гому военнослужащему, не при­ дается большой важности. Первая ие них та, что старшины и офицеры на некоторых наших кораблях еще не внедрили в со­ знание своих подчиненных все требования Устава внутренней службы Вооруженных Сия Союза ССР И, в частности, его статью 20, касающуюся порядкавоинско­ го приветствия. Вторая причина, без сомнения, заключается в не­ достаточной поноерввной требо­ вательности старшин к офицеров. Особенно это касается случаев неприветствия рядовыми старших матросов и старшин, которые нередко спокойно проходят мимо подобного рода прямых наруше­ ний. Нашим старшинам и офицерам надо понять, что воинское при­ ветствие, отдание чести не яв­ ляется простой формальностью. Ово служит, прежде всего, выра­ жением высокой воинской дис­ циплины, настоящего флотского порядка. Вот почему в этом во­ просе необходима такая же высо­ кая требовательность, как и вп всем, что касается наведения порядка л дщдашиы . Старши­ на или офицер должен помнить, что если он ие потребует от своего подчиненного' как положе­ но, соблюдения требований Уста­ ва в отношении воинского при ветстаия, то тем самым ои допу­ скает неуважение не только I себе, как начальнику и коман­ диру, но и к своему воинскому званию. Всякое уклонение от от­ дания воинской честн надо рас­ сматривать, как серьезное нару­ шение дисциплины. Капитан-лейтенант А. ТЕЯШЕРСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz