Краснофлотец. 1946 год. Февраль.
ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ УМЕНИЕ!.. На занятиях Вечерок помощник комащнра ^Краснознаменной Педводной лод ки (вызвал етаршго* ознакомил ся с планом занятий с матросами на следующий день. Утром коман дир БЧ-Т лейтенант Панов прове рил заведывание старшины rpytr пы мотористов Кораблнна. Дизеля находились в полном порадке. Взглянуи на секундомер, лейте нант Панов дает вводетую: — Лодка в ттодводном положен нии. взорвалась глубинная бок- 6а. Между шпангоутам* образо валась пробоина. Старшины 2 статьи Кораблин, Солдат^енко, старший матрос Изо тов, молодые матросы Кошкин и Лютоцкнй немедленно начали борьбу за живучесть отсека. Прекратив поступление веды, они заделали пробоину, во молодые мотористы Лютеций и Кошкин неправильно забили клинья. Лей тенант Панов показал им прак тически, как надо ставить под- норки и забивать клинья. Главный старшина Якунин — бывалый вони, участник Отечест венной войны, показывает поло- Кии матросам на нратмике, как нацо действовать в бою. Много внимания старшина уделяет воп росу борьбы за жквучестЬ под* •одного корабля, iB ton самок корковой отсеке, возле которого в годы войны взорвалась вра жеская кина, Якунин говорит старшему матросу Кириллову: — Выбило сальник торпедного люка, появилась течь, действуйте! Кириллов перекрывает пепего- Сйрпие трубы, ставят сальник йа положенное кесто и доклады вает о принятых шври., , При обучении Якунин т; не редко приводит примеры из практики боевых походов, которые наглядно показы вают, как нужна подводнику ш г росская сноровка. Сегодня стар инна рассказал о следующем: — • йот эта лодка, на коГорой мы служим, в подводном положе нии пересекала минное поле прг тивника. Внезапно во всех отсеках мы услышали зловещий скрежет* металла. Минреп вра жеской кины, зацепив за борт корабля, подтягивал за собой ми ну. Каждый из шдеоднншв соз навал, что мина неминуемо взор вется. Наше положение казалось безвыходным, но мы готовы были «•стоять эа оебя.' — 'Матрос Воеводин начал но пе* договорной трубе свой доклад в у подводников централышйтгоот. В это врем раздался взрыв. Электромоторы вышли из строя. С обшивки по сыпалась пробковая изоляция и погас свей Хлынула вода, угро жая затоплением. Торпедисты на- ошупь в темноте стали гвроктпгзи- ровать отсек, и вскоре по ступление воды прекратилось. Электрики включили аварийное освещение. При свете поврежде ния были устранены, и подвод ная лодка снова стала продол* жать поиск противника.^ Главный старшина Якунин сделал такой вывод из своего рассказа: — Если бы личный состав кораб ля недостаточно хорошо владел своей техникой или растерялся перед опасностью, нам бы не сдоб- ровать. Но наши торпедисты, электрики, мотористы отлично знали свое дело, умели устранять повреждения, и мы вышли из трудного положения. В этом по ходе паша подлодка потопила вражеский корабль. Вот что зна чит в. совершенстве владеть бое вой техникой. После десятшошутного пе рерыва у торпедных аппаратов снова собрались торпедисты. — Приготовить кормовые ап параты к выстрелу! Матрос Филиппов уверенно ваг полняет водой кольцевые зазоры, уравнивает давление, открывает передние крылат... — Торпедные аппараты при готовлены! Звучит завершающая комавда «Пли!». Торпедист докладывает: «Торпеды вышли». Задача отработана хорошо, но бывалый моряк Якунин требует от молодых матросов более совер* шенньвх действий. — Торпедист должен быть на ходчивым! — говорит старшина. — Однажды в торпедной атаке, когда раздалась команда «Таэсь», возле аппаратов стоял старшина 2 статьи Воробьев, Взглянув на манометр, он заметил, что давле ние воздуха упало. Опытный торг педист) не растерялся. Он момен тально добавил воздух в баллон и в ту же секунду, когда прозву* чала команда «Пли!», произвел выстрел. Вот что означает на ходчивость и отличное владение порученной техникой! — закон чил свой рассказ главный стар шина Якунин. Старший лейтенант И. ШАИ(*40. Успех МОЛОДО!* моториста В нашу гвардейскую авиа часть пришел молодой авиаме ханик сержант Старцев. — Много придется порабо тать, чтобы стать настоящим механиком! — сказал ему гвардии старшина Артемьев. • Начались будни боевой уче бы и упорной работы. Старце ва интересовала вся авиатех ника, но особенно его внима ние привлекали новейшие кон струкции авиамоторов- В освое нии боевой техники Старцеву охотно помогали мотористы гвардии сержант Кузнецов м гвардии сержант Якимчик. Ре зультаты упорной учебы моло дого механика не замедляли сказаться- гвардии капнтан Раскояпный поставил в пример другим механикам работу сер жанта Старцева. Материаль ная часть его заведывапия на ходится всегда в образцовом состоянии и боевой готовности. Гващим младший сержант Д. НОВИКОВ. Вникать в быт подчиненных Молодце матросы тт. Юрченко, Шаталов и Хоцонко с первого дня пребывания на корабле приступили к упорной учебе, быстро освоили материальную часть, научились правильно ее эксплоатнроиеть. Эти товарища добросовестно выполняют все указания и инструкции и мне, как старшине, не приходилось нзыс* кивать каких-о) дополнительных мер воспитания и обучения!, кроме обычных — бесед, занятий и прочего. Другим оказался матрос Ива нов. Он оваздывал с берега, нару* шал распорядок дня, слабо знал боевую технику. Иван» имел несколько дисциплинарных взьк* каний, но продолжал нарушат, дисциплину. Однажды и решил поговорить © ним по душам. У*- цав, что его отец хорошо воевал я годы Отечественной войны, я сказал Иванову: «Почему же вы недобросовестно относитесь к службе, к выполнению священ» ното долга гражданина? Если я напишу об этом вашему отцу, как он на это посмотрит?» Ива- нов призадумался, а потом стал упрашнваН. мена, чтобы я иё писал его родным. В конце бес©» ды он заявил: «Товарищ старши на, заверяю вас, что я исправ люсь, буду тмим, как вс# матросы , отличники. Только вы не пищите... нехорошо мне бу дет». Иванов слева свое сдержал. С него сняли все взыскания, и сейчас он является одним из луч ших специалистов, цркнершв! матросом. Он юного работает над повышением своих теоретических Знание бьота подчиненных, умение своевременно найти пра вильный подход к каждому чело веку — одно из непременных условии успешного руководи ства людьми. Надо чаще беседовать с лаодьмя, советовать нм, домотать правильно оцени вать создавшееся положение и находить выход. Если старшина вникнет глубже в быт человека, ему легче будет воспитывать людей. Старшина 2 статьи Ф. АБРАМОВ. —г З И М О Й Н А Ш Л Ю П Е Е Цредрасовегцая мгла . окутывает бухту. Бочки, стоящие на мертвых якорях, неясно вырисовываются иа воде своими темными кор пусами. Погода выдалась пихал- У левого бер- ?а Краснознаменного корабля Н спокойна стоят ШЛЮШЕК. На юте перед строем матросов командир второй боевой части капитан-лейтенант Леонов дает последние пояснения перед шлюпочными занятиями. Раздается короткая комавда, и мат росы садятся в шлюпки. Сильный толчок ба кового отпорным крюком, и гребной катер от делился первым от корабля- За вяя пошла легкая шестерка. Шлюпочные учения качалось. На гребном катере учение проводит офицер. Он подает первую команду: «Уключины вста вить!». Затем следует команда: «Весла разо брать!». Матросы горячо берутся за ее выпол нение, но дело у нй* идет не сразу. Гребцы первой и второй банок свои весла уже ваяли м положили веретеном на планширь, а следую щие за ними еще ие мотут разобраться, им не вытащить своих весел — мешай* передние гребцы. Руководитель повторяет команду нет сколько раз. Чувствуется слабая натренированг ность гребцов. Но для матросов молодого пополпе* пня это беда небольшая- Капитан-лейтенант Леонов терпеливо об’ясняет каждое действие гребца: как надо брать весла, кто первым бе рет, почему кладут весла между третьей ■ чет вертой уключинами и т.д. Повторением команд достигается не только правильность,- в» и сла женность действий матросов. Труднее для молодых матросок оказался процесс гребка. Оно к понятно, ибо при обучо нии хождению на веслах это самый сложный и ответственный момент. В производстве гребка необходимо последовательно сочетать и коордг пировать все движения. Матросы Самодуров, Сандюк, Непогодя долго не могли освоить разворот весла при за носе наоед и цри рывке. А матрос Остафинчук ( совсем не разворачивал весло, опуская его • Г воду, я не делая* рывка в конце гребка. На все йти ошибки матросам было указано, и трени ровка продолжалась... Обучение гребле зимой имеет свои специфи ческие особенности. Нельзя долго задерживать ся на отдельных моментах ipe6um я на об'яс- неиилх. Для того, чтобы гребцы разогрелись, Леонов дает возможность несколько минут «росте свободно. Так, сочетая обучение с прак тической греблей, капитан-лейтенант Леонов отработал на практике еще ряд комавд: «ираг вая табань», «левая табань» виесте к отдел иШш «о каждым бартом, «веска по борлу», «весла в воду» и «крюк». Занятия закончились преблей обоих шлюпов ка несколько кабельтовое. Матре сы получки новые знания в морской практике. Строго я» плану, еженедельно молодые матросы 1рясие- •знаненного корабля Н. приобретают навым гребли. Таске учения щжносят большую поль зу потоку, что матросы получают на кик ва- . стоящую морскую закалку. ____ Капитан-лейтенант Т. ЗАЛПОВ. О воинском приветствии Воинское приветствие являет ся нвот’емлемой обязанностью каждого военнослужащего. Статья 20 Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР говорит: «'Все военнослужащие обязаны при встрече отдавать друг другу чегсть. Подчиненные и . младшие ото званию отдают честь первы ми». Несмотря на это прямое и ка тегорическое указание Устава, 1 Ьое- 1 Где да наших кораблях и в частях, повидимому, забывают о важности и значении этого требования. Порой доводится наблюдать, как, встречаясь на улице, военнослужащие не всегда отдают друг другу воинскую честь. ...По дороге к пирсу шел командир одного из наших соеди нений. Бку встретился младший лейтенант Н., который не счел нужным отдать честь. Командир соединения сделал ему замечание. Младший лейтенант пе нашелся нйчего оказать в ответ, кроме как: «Я ие мог различить ваше го звания». Надо' ли говорить, что для офицера подобный ответ не мюжет служить оправданием! В вечерний час калитаглейте нант М. повстречал на улице матроса Ярыгина, который про шел мимо, ие отдав чести офи церу. Ярыгин пытался оправдаться точно так же, как я младший лейтенант Н., сославшись иа темноту. Наконец, третий случай: два матроса — Пикав в Низавецкий при встрече с офицерам пе от дали, как положено, воякякоге приветствия. Старший *> офице ров остановил их: — Почему нарушаете Устав? Матрос Пиков даже удивился: — Чем же/мш его нарушили? Оказывается, в его правой ру ке был чемодан и поэтому он ре1 шил не приветствовать старших но званию.. Матрос Низаведкий вообще ничем не м% об’ясннть свое нарушение. Оба матроса вернулись на корабль, получив взыскание за неирявеиствие. Чем же объяснить эти случаи прямого нарушения требований воинских уставов? Думается, только тем, что отдельные офи церы и старшины кораблей сами проявляют в этом деле некото рый либерализм. Коелгде почему- то принято считать, что если широс не приветствует старшего по званию, то это неважное на рушение, Нет ничего вреднее м- кой точки зрения. Существуют две причины, к<г торьие и приводят к тому, что факту, ктгда военнослужащий при встрече не отдал чести дру гому военнослужащему, не при дается большой важности. Первая ие них та, что старшины и офицеры на некоторых наших кораблях еще не внедрили в со знание своих подчиненных все требования Устава внутренней службы Вооруженных Сия Союза ССР И, в частности, его статью 20, касающуюся порядкавоинско го приветствия. Вторая причина, без сомнения, заключается в не достаточной поноерввной требо вательности старшин к офицеров. Особенно это касается случаев неприветствия рядовыми старших матросов и старшин, которые нередко спокойно проходят мимо подобного рода прямых наруше ний. Нашим старшинам и офицерам надо понять, что воинское при ветствие, отдание чести не яв ляется простой формальностью. Ово служит, прежде всего, выра жением высокой воинской дис циплины, настоящего флотского порядка. Вот почему в этом во просе необходима такая же высо кая требовательность, как и вп всем, что касается наведения порядка л дщдашиы . Старши на или офицер должен помнить, что если он ие потребует от своего подчиненного' как положе но, соблюдения требований Уста ва в отношении воинского при ветстаия, то тем самым ои допу скает неуважение не только I себе, как начальнику и коман диру, но и к своему воинскому званию. Всякое уклонение от от дания воинской честн надо рас сматривать, как серьезное нару шение дисциплины. Капитан-лейтенант А. ТЕЯШЕРСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz