Краснофлотец.1946 год. Январь.

4 января 1946 г., № 3 (2389) КРАСНОФЯОГЕЦ 9 ■И — •ч. В Совнаркоме СССР 0 МЕРОПРИЯТИЯХ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ К. Д. УШИНСКОГО Судебный процесс по делу о неиецко- фашистсш зверстеан в Ленинградской областп Утреннее заседание 2 января В связи с исполняющимся 75-летием со дня смерти вели ­ кого русского педагога К. Д. Ушинского. Совет Народных Ко ­ миссаров Союза ССР постано ­ вил: 1. Присвоить имя К. Д, Ушин ­ ского: а) Государственной библиоте ­ ке по народному образованию Академии педагогических наук РСФСР в г. Москве; б) первому педагогическому училищу-в г. Москве; в) 47-й сродней школе в г. Ленинграде; г) Ярославскому педагогиче ­ скому институту. 2. Переименовать Красную улицу в г. Ярославле в улицу им. К. Д. Ушинского. 9. Учредить стипендии им. К. Д. Ушинского: а) в Академии педагогических наук РСФСР 4 аспирантских стипендии по 800 рублей и 2 док ­ торантских стипендии по 1.300 рублей в месяц, назначаемые Президиумом Академии педаго ­ гических наук РСФСР; б) в Московском ордена Ленина Государственном университете им. М. В. Ломоносова для сту- дентов — 2 стипендии по 400 рублей в месяц и для аспиран ­ тов — одну стипендию в 800 рублей в месяц; в) в Московском Государст ­ венном педагогическом инсти ­ туте им. т _ пендии для студентов по 400 рублей и для аспирантов по пе ­ дагогическим наукам — 2 сти ­ пендии по 800 рублей в месяц; г) в Ленинградском Государ ­ ственном педагогическом ин ­ ституте им. Герцена для сту ­ дентов — 2 стипендии по 400 рублей и для аспирантов по педагогическим наукам — 2 сти ­ пендии по 800 рублей в месяц; д) в Ярославском педагогиче ­ ском институте — 2 стипендии для студентов по 400 рублей и для аспирантов по педагогиче ­ ским наукам — 2 стипендии по 800 рублей в месяц. 4. Учредить две премии им. К. Д. Ушинского за выдающие ­ ся труды в области педагогиче ­ ских наук: первая премия в 25 тысяч рублей, вторая премия в 10 тысяч рублей. Установить, что присуждение премии производится ежегодно _ В. И. Ленина — 2 сти- Презадиумом Академии педа ­ гогических наук РСФСР. 5. Учредить серебряную медаль К. Д. Ушинского для награж ­ дения особо отличившихся учи ­ телей и деятелей в области пе ­ дагогических наук. Установить, что медалью К. Д. Ушинского награждает Народ ­ ный Комиссариат Просвещения РСФСР по представлению Пре ­ зидиума Академии педагогиче ­ ских наук РСФСР. 6. Установить мемориальные доски в местах, связанных с жизнью и деятельностью К. Д. Ушинского: а) в Москве, на здании Мо ­ сковского ордена Ленина Госу ­ дарственного университета им. М. В. Ломоносова, где К. Д. Ушинский учился; б) в Ленинграде, на здании б. Смольного института (фли ­ гель, где К. Д. Ушинский жил); в) в г. Ярославле на доме», в котором жил К. Д. Упошнский, на улице им. К. Д. Ушинского, д. № 30. 7. Установить мраморный бюст К. Д. Ушинского в конференц - зале Академии педагоги '.еских наук РСФСР К. Д. Ушинский — основоположник педагогической науки русской 19 февраля 1824 г. (по другим данным — 1823 г.) в г. Туле, в семье служащего местной казен ­ ной палаты Ушинского родился сын Константин — будущий за ­ мечательный педагог. Учился Константин Дмитриевич в Нов- горйд-северской гимназии, ди ­ ректором которой был видный ученый того времени И. Ф. Тим- ковский, оказавший благотвор- пое влияние на мальчика Костю. По окончании гимназии шост- надцатилетний Ушинский по ­ ступил на юридический фа ­ культет Московского универси ­ тета. В начале 50 годов XIX ве ­ ка Московский университет на ­ ходился на под ’ еме. Там высту ­ пал со своими блестящими лек ­ циями Грановский, начал свою профессорскую карьеру видный ученый Соловьев. Руководите ­ лем Ушинского был известный профессор Родкин. В универси ­ тете были заложены основы мировоззрения Константина Дмитриевича, окрепла ого горя ­ чая любовь к народу. В августе 1846 г. Константин Дмитриевич был назначен про ­ фессором Ярославского юриди ­ ческого лицея, но ого профес ­ сорская карьера оказалась кратковременной. В 1848 г. пра ­ вительство Николая I, напуган ­ ное революционным движением в Европе и ростом недовольст ­ ва в стране, усилило наблю ­ денье за «подозрительными» липами, к которым был отнесен и Ушинский. Лекции профессо- оов стали подвергаться предва ­ рительному контролю, против которого решительно выступил Ушинский. В результате Кон ­ стантину Дмитриевичу при ­ шлось покинуть кафедру. Лишь в 1855 г. Ушинскому удалось получить место сначала препо ­ давателя географии, а затем ин ­ спектора классов в Гатчинском сиротском институте, и он смог, наконец, отдать весь свой та ­ лант, все свои знания педаго ­ гике. Основой педагогической си ­ стемы Ушинского является идея народности в педагогике. Изу ­ чив народное образование в его историческом развитии в боль ­ шинство стран Европы и в США, Ушинский пришел к вы ­ воду, что «у каждого народа своя особенная система воспи ­ тания». Опыт других народов в деле воспитания есть драгоцен ­ ное наследие для .всех, но как нельзя жить по образцу друго ­ го парода, как бы заманчив ни был этот образец, точно тчк же нельзя воспитываться по чужой ТОдагогической системе, как бы ни была «■» «пройш м хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать свои собственные силы. То же, что было принято в области школы и воспитания в официальной России того времени, не было связано с интересами народа, не отвечало народным стремле ­ ниям. Попытки правительствен ­ ных кругов перенести в нашу страну германскую педагогиче ­ скую систему считались Ушин ­ ским особенно вредными. Бюро ­ кратическим путем нельзя на ­ саждать просвещение в стране, сам народ-творец должен играть ведущую роль в деле воспита ­ ния подрастающих поколений, ибо «кто хорошо знаком с исто ­ рией России, тот ни на минуту не задумается вручить парод- ное образование самому же на ­ роду». Особое значение для воспита ­ ния молодежи имеет родной язык, ведь — «народ создал тот глубокий язык, глубины которо ­ го мы до сих пор еще но могли измерить, этот простой народ создал-ту поэзию, которая спас ­ ла нас от забавного детского лепета, на котором подражали иностранцам. Именно из народ ­ ных источников мы обловили всю нашу русскую литературу и* сделали ее достойвой этого имени». Но будучи «певцом русского языка», выдвигая ого, как один нз ведущих принципов своей воспитательно - образователь ­ ной системы, Константин Дмит ­ риевич в то же время считал, что народы «Российской держа ­ вы должны иметь право начи ­ нать образование детей своем родном языка». Ешо в 1861 г. Константин Дмитриевич составил для млад ­ ших классов Смольного инсти ­ тута книгу для чтения «Дет ­ ский мир», содержавшую боль ­ шой систематизированный ма ­ териал по естествознанию, гео ­ графии, истории. Потребность в такой книге была огромна, и ужо в первый год она была из ­ дана трижды. Затем «Детский мир», переиздавался почти каж ­ дый год, несмотря на то, что вскоре министерство на родного просвещения нашло направле ­ ние книги вредным, разрушаю ­ щим религиозные устои уча ­ щихся. Если «Детский мир.» широко стал применяться в старших классах начальной школы, то для младших классов в 1864 г. Ушинский написал свое замеча ­ тельное «Родное слово». Этот учебник был составлеп в стро ­ пом соответствии с силами ре ­ бенка, в то же время он учил на ребенка мыслить, правильно ; воспринимать окружающее, за ­ кладывал основы мировоззре ­ ния, подводил к изучению наук. Книжка написана блестящим русским языком, насыщена под ­ линно народным творчеством — сказками, пословицами, приба ­ утками, стихотворениями. Она I открывала перед ребенком глу ­ бины народной мысли, красоты народного языка. Па протяжении 58 лет (до 1917 г.) книга выдержала 146 из ­ даний и разошлась в миллио ­ нах экземпляров. Под конец своей жизни Кон ­ стантин Дмитриевич написал замечательный труд: «Человек, как предмет воспитания», в ко ­ тором он дал основы научной педагогики своего времени, йсходя из положения: если педагогика хочет воспитать че ­ ловека во всех отношениях, то она должна прежде узнать ого во всех отношениях. Было бы ошибкой представ ­ лять себе К. Д. Ушинского ма ­ териалистически мыслящим че ­ ловеком, но, как справедливо указывала в своо время Н. К. Крупская, в продолжении своей жизни он проделал огромный путь от идеализма к материа ­ лизму, и это особенно четко вы ­ разилось в его труде «Чоловек, как предмет воспитания». ' Как многим выдающимся лю ­ дям, трудно жилось Ушинскому в дореволюционной России. Он беспрестанно чувствовал, что правительственные круги при ­ нимают все возможные меры, чтобы помешать его плодотвор ­ ной деятельности. Подорванное тяжелыми года ­ ми жизни здоровье К. Д. Ушин ­ ского все более и более ухуд ­ шалось и полный творческих сил, 46 лот отроду, он умер в Одессе 2 января 1871 г. ♦** I Прошло 75 лет со дня смерти основоположника русской педа- гогическойчрауки К. Д. Ушин ­ ского, по его творчество ожи ­ вает с новой силой в нашей стране. Заканчивая одну из своих речей» Михаил Иванович Калинин сказал: «Те идеи, кото ­ рые развивал в свое время Ушинский и которые я здесь выдвинул в качестве практиче ­ ских предложений, это настоя ­ щие педагогические идеи. Мало того, я считаю, что они только в нашем социалистическом об ­ ществе и могут быть полностью осуществлены». Действительный член Академии педагогических наук РСФС₽ Н. А. КОНСТАНТИНОВ. 1 I I ЛЕНИНГРАД, 2 января. (ТАОС). На утреннем заседания продолжался допрос свидете ­ лей, дополнительно вызванных судом по ходатайству государ ­ ственного обвинителя. Свидетель С. Н. Давыдов, на ­ чальник специальной проектно ­ реставрационной мастерской Ко ­ митета по делам архитектуры при Совнаркоме СООР, участво ­ вал в расследовании фашист ­ ских злодеяний в Новгороде и Пскове. Он рассказывает о вар ­ варских разрушениях, произве ­ денных немцами в втих древних русских городах. Немецкие вар ­ вары превратили в руины жи ­ лые дома, культурные и обще ­ ственные учреждения, осквер ­ нили памятники русской нацио ­ нальной культуры, разграбили ценности искусства. В Пскове разрушено много памятников русского церковного й граждан ­ ского 8одчества- Свядетель протоиерей П. П. Тарасов, настоятель централь ­ ного Николо-Богоявленского со ­ бора и секретарь митрополита Ленинградского и Новгородско ­ го, сообщил суду о МНОГОЧИС-" ленных фактах кровавых зло ­ деяний немоцко-фашистских за ­ хватчиков и надругательствах над русской православной цер ­ ковью. В Петродворце под раз ­ валинами церквей погибло до одной тысячи женщин, детей, и стариков, которые искали убе ­ жища от немецких бомбежек и обстрелов. Затем дает показания свиде ­ тель подполковник медицинской службы Владимирский, судеб ­ но-медицинский эксперт Ленин ­ градского военного округа. По приглашению Чрезвычайной Го ­ сударственной Комиссии он ис ­ следовал трупы советских лю ­ дей, замученных и уничтожен ­ ных гитлеровцами. Он присут ­ ствовал при раскопках мест за ­ хоронения бесчисленных жертв фашистских кровавых преступ ­ лений, видел тысячи трупов, сваленных в огромные рвы. В лесу, расположенном в 38 кило ­ метрах от Гатчины, было обпа- ---------- О Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге Утреннее заседание 2 января ружено место массового рм- стрела советских людей. В га- гаагском рву лежали ютабеях- ми около 3 тысяч трутов. государственный обвинитеш задает свидетелю Вя&димирсао* му вопрос: — В каком районе больше все ­ го обнаружено могил замучен ­ ных и расстрелянных немцам® советских граждан? — Центром уничтожения лю ­ дей в пределах Ленинградской области был Псков, — отвечает свидетель. По ходатайству государст ­ венного обвинителя после пере ­ рыва был продемонстрирован документальный фильм о не ­ мецко-фашистских злодеяниях на территории Ленинградской области. Кадры, заснятые киноопера ­ торами Ленинградск их) фронта* начиная о 1941 года, док у мен-, тально подтверждают чудовищ»; ные преступления немецкой фашистских злодеев на лении»> ‘ градской земле. После демонстрации фильм* государственный обвинителя^ вадает дополнительные вопрос сы подсудимому Ремлингерл* о преступной деятельности ко»: торого дали дополнительны^ ’ показания свидетели. 1 Государственный обвинителя} предлагает подсудимому отво» тить, кто в Пскове приводил • исполнение приговоры над со ­ ветскими гражданами. Рем лин ­ тер пытается отрицать свое уча ­ стие в расстрелах советским граждан. В ходе судебного следствия ’ выясняется, что расстрелы мир­ ных граждан произвол ил?* , ь жандармерией, находившейся ш ‘ подчинении у Ремлингера. Затем по ходатайству госу ­ дарственного обвинителя зач«- ‘ тываются акты о злопеянияж немцев в деревнях Пи^илихт, Мачково и Малые Пети. Эти до ­ кументы приобщаются к мате ­ риалам следствия. Председатель суда об ’ явтяеч судебное следствие по делу за ­ конченным. / НЮРНБЕРГ, ’ 2 января. (ТАСС). Сегодия после двенадцатиднев- ного перерыва здесь возобно ­ вился процесс к их военных 10 часов утра Международного Военного Три ­ бунала лорд Лоуренс предоста ­ вил слово представителю аме ­ риканского обвинения полков ­ нику Сторн. Обвинитель на последнем бунала были кументы, зования «душегубок» на захва ­ ченных немцами территориях, а также деятельности на этих территориях специальных групп по уничтожению гражданского населения, работавших под ру, ководством и по заданию геста ­ по Продолжая характеризовать преступную деятельность гес ­ тапо на территориях Восточной Европы, полковник Стори цити ­ рует выдержки из показаний бывшего представителя строи ­ тельной фирмы «ЮНГ» па Ук ­ раине немца Германа Гребе об уничтожении евреев в городе Ровно. Трагедия в городе Ровно, как показал Герман Гребе, произо ­ шла в ночь на 13 июля 1942 го ­ да. Вечером, говорится в пока ­ заниях Гребе, отряды эсэсовцев и полиции окружили гетто, в котором находилось 5 тысяч ев ­ реев. Заранее установленные вокруг прожекторы залили гет-. то ослепительным светом. I _ эсовцы вламывались в дома че ­ рез окна и 'двери и выгоняли па улицу всех обитателей гетто от мала до велика. Если дверь пе поддавалась, ее подрывали гра ­ натами. На улицах гетто проис- главных немец- преступяиков. В председатель напоминает, что заседании Три- представлены до- касающиеся исполь- ■о преступной деятель- гестапо по истребле- «нежелательных элемент I ходили ужасные сцены. Малень ­ кие доги с отчаянным криком разыскивали своих родителей, матери — своих детей. Посреди улиц шли толпы мужчин, жен ­ щин и детей, подгоняемые плетьми и прикладами. Обезу ­ мевшие от ужаса и горя людн несли на плечах раненых или убитых родных. Изгнанных таким образом из гетто евреев заставили погру ­ зиться в товарные вагоны и вы ­ везли их из города Ровно ■ поголовно всех истребили. Затем полковник Стори гово ­ рит песги нию тов» среди советских военно-, пленных. При этом он напомнил об устных - показаниях, данных Трибуналу свидетелем генера ­ лом немецкой армии Лахузен. который сообщил о конферен ­ ции, созванной летом 1941 го ­ да, вскоре после нападения Германий па Советский Союз. Па этой конференции была дане директива беспощадно истреб ­ лять активистов из советских- военнопленных. В соответствие' с этой директивой гестапо и служба безопасности формиро ­ вали в лагерях для советских военнопленных особые отряды для уничтожения нежелатель ­ ных элементов. Особое внимание также уде» ’ лястся в этой директиве обра ­ щению с советскими военно- пленными, пытавшимися бе- •( жать. Согласно этой дипек гиве, за попытку к бегству советских военнопленных отправляли а концентрационный лагерь Мау= (Окончание см. на 4 стр.). ♦ 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz