Краснофлотец.1946 год. Январь.
4 января 1946 г., № 3 (2389) КРАСНОФЯОГЕЦ 9 ■И — •ч. В Совнаркоме СССР 0 МЕРОПРИЯТИЯХ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ К. Д. УШИНСКОГО Судебный процесс по делу о неиецко- фашистсш зверстеан в Ленинградской областп Утреннее заседание 2 января В связи с исполняющимся 75-летием со дня смерти вели кого русского педагога К. Д. Ушинского. Совет Народных Ко миссаров Союза ССР постано вил: 1. Присвоить имя К. Д, Ушин ского: а) Государственной библиоте ке по народному образованию Академии педагогических наук РСФСР в г. Москве; б) первому педагогическому училищу-в г. Москве; в) 47-й сродней школе в г. Ленинграде; г) Ярославскому педагогиче скому институту. 2. Переименовать Красную улицу в г. Ярославле в улицу им. К. Д. Ушинского. 9. Учредить стипендии им. К. Д. Ушинского: а) в Академии педагогических наук РСФСР 4 аспирантских стипендии по 800 рублей и 2 док торантских стипендии по 1.300 рублей в месяц, назначаемые Президиумом Академии педаго гических наук РСФСР; б) в Московском ордена Ленина Государственном университете им. М. В. Ломоносова для сту- дентов — 2 стипендии по 400 рублей в месяц и для аспиран тов — одну стипендию в 800 рублей в месяц; в) в Московском Государст венном педагогическом инсти туте им. т _ пендии для студентов по 400 рублей и для аспирантов по пе дагогическим наукам — 2 сти пендии по 800 рублей в месяц; г) в Ленинградском Государ ственном педагогическом ин ституте им. Герцена для сту дентов — 2 стипендии по 400 рублей и для аспирантов по педагогическим наукам — 2 сти пендии по 800 рублей в месяц; д) в Ярославском педагогиче ском институте — 2 стипендии для студентов по 400 рублей и для аспирантов по педагогиче ским наукам — 2 стипендии по 800 рублей в месяц. 4. Учредить две премии им. К. Д. Ушинского за выдающие ся труды в области педагогиче ских наук: первая премия в 25 тысяч рублей, вторая премия в 10 тысяч рублей. Установить, что присуждение премии производится ежегодно _ В. И. Ленина — 2 сти- Презадиумом Академии педа гогических наук РСФСР. 5. Учредить серебряную медаль К. Д. Ушинского для награж дения особо отличившихся учи телей и деятелей в области пе дагогических наук. Установить, что медалью К. Д. Ушинского награждает Народ ный Комиссариат Просвещения РСФСР по представлению Пре зидиума Академии педагогиче ских наук РСФСР. 6. Установить мемориальные доски в местах, связанных с жизнью и деятельностью К. Д. Ушинского: а) в Москве, на здании Мо сковского ордена Ленина Госу дарственного университета им. М. В. Ломоносова, где К. Д. Ушинский учился; б) в Ленинграде, на здании б. Смольного института (фли гель, где К. Д. Ушинский жил); в) в г. Ярославле на доме», в котором жил К. Д. Упошнский, на улице им. К. Д. Ушинского, д. № 30. 7. Установить мраморный бюст К. Д. Ушинского в конференц - зале Академии педагоги '.еских наук РСФСР К. Д. Ушинский — основоположник педагогической науки русской 19 февраля 1824 г. (по другим данным — 1823 г.) в г. Туле, в семье служащего местной казен ной палаты Ушинского родился сын Константин — будущий за мечательный педагог. Учился Константин Дмитриевич в Нов- горйд-северской гимназии, ди ректором которой был видный ученый того времени И. Ф. Тим- ковский, оказавший благотвор- пое влияние на мальчика Костю. По окончании гимназии шост- надцатилетний Ушинский по ступил на юридический фа культет Московского универси тета. В начале 50 годов XIX ве ка Московский университет на ходился на под ’ еме. Там высту пал со своими блестящими лек циями Грановский, начал свою профессорскую карьеру видный ученый Соловьев. Руководите лем Ушинского был известный профессор Родкин. В универси тете были заложены основы мировоззрения Константина Дмитриевича, окрепла ого горя чая любовь к народу. В августе 1846 г. Константин Дмитриевич был назначен про фессором Ярославского юриди ческого лицея, но ого профес сорская карьера оказалась кратковременной. В 1848 г. пра вительство Николая I, напуган ное революционным движением в Европе и ростом недовольст ва в стране, усилило наблю денье за «подозрительными» липами, к которым был отнесен и Ушинский. Лекции профессо- оов стали подвергаться предва рительному контролю, против которого решительно выступил Ушинский. В результате Кон стантину Дмитриевичу при шлось покинуть кафедру. Лишь в 1855 г. Ушинскому удалось получить место сначала препо давателя географии, а затем ин спектора классов в Гатчинском сиротском институте, и он смог, наконец, отдать весь свой та лант, все свои знания педаго гике. Основой педагогической си стемы Ушинского является идея народности в педагогике. Изу чив народное образование в его историческом развитии в боль шинство стран Европы и в США, Ушинский пришел к вы воду, что «у каждого народа своя особенная система воспи тания». Опыт других народов в деле воспитания есть драгоцен ное наследие для .всех, но как нельзя жить по образцу друго го парода, как бы заманчив ни был этот образец, точно тчк же нельзя воспитываться по чужой ТОдагогической системе, как бы ни была «■» «пройш м хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать свои собственные силы. То же, что было принято в области школы и воспитания в официальной России того времени, не было связано с интересами народа, не отвечало народным стремле ниям. Попытки правительствен ных кругов перенести в нашу страну германскую педагогиче скую систему считались Ушин ским особенно вредными. Бюро кратическим путем нельзя на саждать просвещение в стране, сам народ-творец должен играть ведущую роль в деле воспита ния подрастающих поколений, ибо «кто хорошо знаком с исто рией России, тот ни на минуту не задумается вручить парод- ное образование самому же на роду». Особое значение для воспита ния молодежи имеет родной язык, ведь — «народ создал тот глубокий язык, глубины которо го мы до сих пор еще но могли измерить, этот простой народ создал-ту поэзию, которая спас ла нас от забавного детского лепета, на котором подражали иностранцам. Именно из народ ных источников мы обловили всю нашу русскую литературу и* сделали ее достойвой этого имени». Но будучи «певцом русского языка», выдвигая ого, как один нз ведущих принципов своей воспитательно - образователь ной системы, Константин Дмит риевич в то же время считал, что народы «Российской держа вы должны иметь право начи нать образование детей своем родном языка». Ешо в 1861 г. Константин Дмитриевич составил для млад ших классов Смольного инсти тута книгу для чтения «Дет ский мир», содержавшую боль шой систематизированный ма териал по естествознанию, гео графии, истории. Потребность в такой книге была огромна, и ужо в первый год она была из дана трижды. Затем «Детский мир», переиздавался почти каж дый год, несмотря на то, что вскоре министерство на родного просвещения нашло направле ние книги вредным, разрушаю щим религиозные устои уча щихся. Если «Детский мир.» широко стал применяться в старших классах начальной школы, то для младших классов в 1864 г. Ушинский написал свое замеча тельное «Родное слово». Этот учебник был составлеп в стро пом соответствии с силами ре бенка, в то же время он учил на ребенка мыслить, правильно ; воспринимать окружающее, за кладывал основы мировоззре ния, подводил к изучению наук. Книжка написана блестящим русским языком, насыщена под линно народным творчеством — сказками, пословицами, приба утками, стихотворениями. Она I открывала перед ребенком глу бины народной мысли, красоты народного языка. Па протяжении 58 лет (до 1917 г.) книга выдержала 146 из даний и разошлась в миллио нах экземпляров. Под конец своей жизни Кон стантин Дмитриевич написал замечательный труд: «Человек, как предмет воспитания», в ко тором он дал основы научной педагогики своего времени, йсходя из положения: если педагогика хочет воспитать че ловека во всех отношениях, то она должна прежде узнать ого во всех отношениях. Было бы ошибкой представ лять себе К. Д. Ушинского ма териалистически мыслящим че ловеком, но, как справедливо указывала в своо время Н. К. Крупская, в продолжении своей жизни он проделал огромный путь от идеализма к материа лизму, и это особенно четко вы разилось в его труде «Чоловек, как предмет воспитания». ' Как многим выдающимся лю дям, трудно жилось Ушинскому в дореволюционной России. Он беспрестанно чувствовал, что правительственные круги при нимают все возможные меры, чтобы помешать его плодотвор ной деятельности. Подорванное тяжелыми года ми жизни здоровье К. Д. Ушин ского все более и более ухуд шалось и полный творческих сил, 46 лот отроду, он умер в Одессе 2 января 1871 г. ♦** I Прошло 75 лет со дня смерти основоположника русской педа- гогическойчрауки К. Д. Ушин ского, по его творчество ожи вает с новой силой в нашей стране. Заканчивая одну из своих речей» Михаил Иванович Калинин сказал: «Те идеи, кото рые развивал в свое время Ушинский и которые я здесь выдвинул в качестве практиче ских предложений, это настоя щие педагогические идеи. Мало того, я считаю, что они только в нашем социалистическом об ществе и могут быть полностью осуществлены». Действительный член Академии педагогических наук РСФС₽ Н. А. КОНСТАНТИНОВ. 1 I I ЛЕНИНГРАД, 2 января. (ТАОС). На утреннем заседания продолжался допрос свидете лей, дополнительно вызванных судом по ходатайству государ ственного обвинителя. Свидетель С. Н. Давыдов, на чальник специальной проектно реставрационной мастерской Ко митета по делам архитектуры при Совнаркоме СООР, участво вал в расследовании фашист ских злодеяний в Новгороде и Пскове. Он рассказывает о вар варских разрушениях, произве денных немцами в втих древних русских городах. Немецкие вар вары превратили в руины жи лые дома, культурные и обще ственные учреждения, осквер нили памятники русской нацио нальной культуры, разграбили ценности искусства. В Пскове разрушено много памятников русского церковного й граждан ского 8одчества- Свядетель протоиерей П. П. Тарасов, настоятель централь ного Николо-Богоявленского со бора и секретарь митрополита Ленинградского и Новгородско го, сообщил суду о МНОГОЧИС-" ленных фактах кровавых зло деяний немоцко-фашистских за хватчиков и надругательствах над русской православной цер ковью. В Петродворце под раз валинами церквей погибло до одной тысячи женщин, детей, и стариков, которые искали убе жища от немецких бомбежек и обстрелов. Затем дает показания свиде тель подполковник медицинской службы Владимирский, судеб но-медицинский эксперт Ленин градского военного округа. По приглашению Чрезвычайной Го сударственной Комиссии он ис следовал трупы советских лю дей, замученных и уничтожен ных гитлеровцами. Он присут ствовал при раскопках мест за хоронения бесчисленных жертв фашистских кровавых преступ лений, видел тысячи трупов, сваленных в огромные рвы. В лесу, расположенном в 38 кило метрах от Гатчины, было обпа- ---------- О Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге Утреннее заседание 2 января ружено место массового рм- стрела советских людей. В га- гаагском рву лежали ютабеях- ми около 3 тысяч трутов. государственный обвинитеш задает свидетелю Вя&димирсао* му вопрос: — В каком районе больше все го обнаружено могил замучен ных и расстрелянных немцам® советских граждан? — Центром уничтожения лю дей в пределах Ленинградской области был Псков, — отвечает свидетель. По ходатайству государст венного обвинителя после пере рыва был продемонстрирован документальный фильм о не мецко-фашистских злодеяниях на территории Ленинградской области. Кадры, заснятые киноопера торами Ленинградск их) фронта* начиная о 1941 года, док у мен-, тально подтверждают чудовищ»; ные преступления немецкой фашистских злодеев на лении»> ‘ градской земле. После демонстрации фильм* государственный обвинителя^ вадает дополнительные вопрос сы подсудимому Ремлингерл* о преступной деятельности ко»: торого дали дополнительны^ ’ показания свидетели. 1 Государственный обвинителя} предлагает подсудимому отво» тить, кто в Пскове приводил • исполнение приговоры над со ветскими гражданами. Рем лин тер пытается отрицать свое уча стие в расстрелах советским граждан. В ходе судебного следствия ’ выясняется, что расстрелы мир ных граждан произвол ил?* , ь жандармерией, находившейся ш ‘ подчинении у Ремлингера. Затем по ходатайству госу дарственного обвинителя зач«- ‘ тываются акты о злопеянияж немцев в деревнях Пи^илихт, Мачково и Малые Пети. Эти до кументы приобщаются к мате риалам следствия. Председатель суда об ’ явтяеч судебное следствие по делу за конченным. / НЮРНБЕРГ, ’ 2 января. (ТАСС). Сегодия после двенадцатиднев- ного перерыва здесь возобно вился процесс к их военных 10 часов утра Международного Военного Три бунала лорд Лоуренс предоста вил слово представителю аме риканского обвинения полков нику Сторн. Обвинитель на последнем бунала были кументы, зования «душегубок» на захва ченных немцами территориях, а также деятельности на этих территориях специальных групп по уничтожению гражданского населения, работавших под ру, ководством и по заданию геста по Продолжая характеризовать преступную деятельность гес тапо на территориях Восточной Европы, полковник Стори цити рует выдержки из показаний бывшего представителя строи тельной фирмы «ЮНГ» па Ук раине немца Германа Гребе об уничтожении евреев в городе Ровно. Трагедия в городе Ровно, как показал Герман Гребе, произо шла в ночь на 13 июля 1942 го да. Вечером, говорится в пока заниях Гребе, отряды эсэсовцев и полиции окружили гетто, в котором находилось 5 тысяч ев реев. Заранее установленные вокруг прожекторы залили гет-. то ослепительным светом. I _ эсовцы вламывались в дома че рез окна и 'двери и выгоняли па улицу всех обитателей гетто от мала до велика. Если дверь пе поддавалась, ее подрывали гра натами. На улицах гетто проис- главных немец- преступяиков. В председатель напоминает, что заседании Три- представлены до- касающиеся исполь- ■о преступной деятель- гестапо по истребле- «нежелательных элемент I ходили ужасные сцены. Малень кие доги с отчаянным криком разыскивали своих родителей, матери — своих детей. Посреди улиц шли толпы мужчин, жен щин и детей, подгоняемые плетьми и прикладами. Обезу мевшие от ужаса и горя людн несли на плечах раненых или убитых родных. Изгнанных таким образом из гетто евреев заставили погру зиться в товарные вагоны и вы везли их из города Ровно ■ поголовно всех истребили. Затем полковник Стори гово рит песги нию тов» среди советских военно-, пленных. При этом он напомнил об устных - показаниях, данных Трибуналу свидетелем генера лом немецкой армии Лахузен. который сообщил о конферен ции, созванной летом 1941 го да, вскоре после нападения Германий па Советский Союз. Па этой конференции была дане директива беспощадно истреб лять активистов из советских- военнопленных. В соответствие' с этой директивой гестапо и служба безопасности формиро вали в лагерях для советских военнопленных особые отряды для уничтожения нежелатель ных элементов. Особое внимание также уде» ’ лястся в этой директиве обра щению с советскими военно- пленными, пытавшимися бе- •( жать. Согласно этой дипек гиве, за попытку к бегству советских военнопленных отправляли а концентрационный лагерь Мау= (Окончание см. на 4 стр.). ♦ 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz