Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
Перед осенними плаваниями Вахта, ус штурвала осенью 'Вахта у штурвала в штормо- г.ую погоду требует от рулевого особой (подготовки и патреяирован- лости. Вести корабль точно по за данному курсу при сильном ветре н крупной волне — дело нелегкое. Нужно «чувствовать» корабль, знать, как он слушается руля. Это вырабатывается длительной прак тикой, ОПЫТОМ. Штормовая пагода требует от рулевого быть особо бдительным и чутким, вниматптыгьим в соблю- >тгии наставлений и инструкций. Вспоминается мне такой эпизод. Эсминец шел открытым морем в цптормовую погоду. Внезапно от казало рулевое управление. В чей дело? Выяснилось, что руль рас согласован на 15°. Как это могло получиться? Тщательный осмотр выявил причту. Ветер и волны все время обивали корабль в одну сторону и поэтому перекладка руля тоже проходила только в од ну сторону, но противоположную направлению ветра я волны. Гли цериновая смесь в рулевой маши не, находившаяся под высоким давлением лишь в одной из поло стей цилиндра, постепенно пере шла в другую, и давление вырав нялось. Произошло это потому, что вахтенный рулевой не соблю дал инструкции, которая требует в таких случаях периодически открывать байпасные клапаны и перекатывать смесь, ставя штур вал в нулевое положение. Рулевой обязан постоянно учи тывать на/шравлепие и с и у вет ра и волн и действовать согласно обстановки. Однажды мы вышли в море в сравнительно тихую по году, и вахту нести бы » нетруд но. Я уже приноровился к пове дению корабля я знал, когда я на сколько нужно переложить руль, чтобы не нарушить строй сонмест- JSMя*™. ного плавания. Однако, вскоре подул свежий ветер и быстро раз вел большое волнение па море. Управление кораблем усложни лось. Чтобы выполнять прежние повороты, потребовалась уже со вершенно иная перекладка руля. Если штормовая волна накаты вается с носа, удерживать ко рабль ка заданном курсе легче. А Когда она бьет с кормы— нужно немалое искусство. В таких случа ях накатом волны корму приподни мает и заносит то вправо, то вле во. Нужно своевременно реагиро вать па это н не допускать рыскания, перекладывая руль именно в момент очередного на ката; Вахта в шторм требует огром ного напряжения я, конечно, утом ляет рулевого. Он должен быть хорошо физически подготовлен, вынослив, внутренне подтянут. С командного мостика в непогоду команды на руль и телеграф по ступают особенно часто. Рулевой обязав не 'упустить ни одной из них, четко отрепетовать и точно выполнить. В шторм нередки я Всякого ро да случайности, которые трудно предусмотреть зараяее. Не расте ряться в трудный момент — од но из важных качеств рулевого. Помню, как на моей вахте лопну ла пружина в тумбе управления правого мотора. Я сразу доложил об этом на мостик и, получив приказание, перешел в запасный боевой пост. Сделано это было своевременно, корабль подходил к узкости. В другой раз — это было в тяжелом зимнем походе — на циркуляции вышел из строя гиро компас и начал давать неправиль ные показания. Рулевой во-время это заметил, ибо у него вырабо талось правило регулярно сли чать показания гиро- и магнитною компасов. Эго очень важно. Если не делать этого, можно прозевать погрешности компаса, а к чему это ведет, каждому ясно. Хорошо, когда рулевой знает не только свою специальность, но н знаком с обязанностями штур манского электрика. Это может очень пригодиться. На одном из кораблей в осеннем походе с лен ты репитера гирокомпаса соско чил лак, и она начала «задирать». На ходу нельзя было точно опре делить размеры этой неисправно сти, но рулевые уже были на-че- ку. Через некоторое время репи тер закапризничал еще сильней. Гирокомпас продолжал указывать заданный курс, а между тем ко рабль Явно уклонялся в сторону. Когда вскрыли коробку репитера, оказалось, что лопнула лента и как раз в том Месте, где сошел лак. Она застряла между крышкой репитера и картушкой. Рулевые помогли штурманскому электрику быстро устранить неисправность, и гирокомпас снова стал давать пра вильные показания Штормовая погода опасна вС j только в плавании. Стояли мы как-то на рейде в базе. Машины не работали. Внезапным порывом ветра корабль сорвало с бочки и потащило к береговым скалам. Дежурный рулевой старшина 1 статьи Линьков не растерялся, встал к рулю и стал искусно направлять корабль вдоль кром ки берега. Тем временем были за пущены машины, и корабль полу чил ход. Осень — время штормов. Ру левые должны быть к ним готовы. Старшина 1 статьи В. СУРЯДОВ. О СТИХОТВОРЕНИЯХ ВIПЕЧАТНОЙ ГАЗЕТЕ Подготовили к зиме помещения х Помещения нашей 'части требова- i ми сндаиси отремонтировали все ли ремонта. Личный составягод ру- | помещения и, кроме того, от строили гараж и конюшню. В работе особенно отличились стар шина 2 стаггьи Федоров, матро- ководством офицеров Зоткина и Романова энфгично взялся за дало. В короткий фок мы свои- бы Кузнецов, Шишелов и др. Главный старшина Заборокий по заботился об отеплении помеще нии. Старшина 2 статьи г* м Ф. САВИН. (Редакции печатных газет полу чают много писем от матросов и старшин. Среда воедахюровсашх пи сем часто встречаются стихи. Это вполне понюто. Советские воины, одержавшие йсггоричесюую» победу в Отечественной войне, горят же ланием рассказать о своих боевых успехах, о своих высоких и благо родных чувствах художественным языком. Лучшие стихи, наиболее вдейно и художественно выдер жанные, печатаются /в газете. Дело работников печати — чут ко относиться к лэтинающим авто рам, помогая им совершенствовать литературные знания, воспитывать литературный актив. К ооояаотеююц некоторые редак ции без разбору печатают стили низкого идейно-политического уровня, сырые и рьсхлые по форме и содержанию. В газете «Залп» (редактор тов. Антипов) в № 56 напечатано сти хотворение сержанта Ник. Дьякова «Гордитесь 'этим, братья, вечно». Эти стихи автор (посвящает демо билизованным воинам. Кроме того, что стихотворение "это очень слабое и «несовершенное по * фор ме, в нем есть ряд неверных, ошибочных толкований. Автор заявляет: «...И в бой пошли за»Русь родную Тевтонских правиуков карать, Чтоб отучить огнем шальиук>(?) Лавину «немцев воевать». Разбойничью армию кровожад ных фашистских захватчиков ав тор называет мягко и безобидно «шальной лавиной». Понятно, что это эпитет неверный. Стихотво рение в целом не продумано авто ром. Защита своей Родины а сво боды в нем свелась всего навсего к «защите близких огг ярма». В газете сВ бой за Родину» 11 августа помещено стихотворение т. Калабнна «Восстановим шакты, домны, города». Стихи вполне ак туальны—посвящены выполнению новой стаогинской пяггшгеггкк. Но эта большая и важная тема в стихотворении крайне упрощена «Не страшны» «нам бури И мороз жестсжлй, Мы к эиме привыкли К холоду всегда. Пятилетку новую, * Что наметил Сталии, Д ш культурной жизни Выгехлним, друзья?» * * (Конечно, и «морозы», в «холо да» здесь приклеены случайно. К пятилетке о т ве шеаогп никакого отношения. Часто выступает со стихами в газете «Красное знамя» старшина 2 статьи А. Лебедев. Автор от кликается на самые различные события. За» последнее время им написаны стихи «Сталинский устав», посвященный выходу а свет нового Дисциплинарного устава, «Матрос» и стихотворение «Палкггка артиллериста». Все сти хи его очень сырые и слабые. В стихотворении «Сталинский устав» автор говорит: «Маленькая книжка в красном переплете. Выбит метким шрифтом каждый ее лист, •Привлекла танкиста, летчика, связиста, И в нее на флоте ввгик специалист^?)»-. Автор, очевидно, хотел оказать, что новый Дисциплинарный устав привлек внимание всех военно служащих, «сак важнейший доку мент Вооруженных Сил. ’Но в сти хотворении эта мысль высказана невразумительно. «iApum Советской о мире: нет посилмюй(?). Но победы в жертвах (?) очень нелегки, Их уменьшить можно только дисциплиной, Перед нею в битвах не стоят ш тьпси(?). Что знатат выражение «победы у в жертвах»*? И почему эти «побе. ды» можно уменьшить дисципли ной? Автор хотел. ш т 1 *т 1 мю 1 , ска зать, что жертвы можно умень шить дисциплиной, одажо н е п р а ^ ^ вильное согласование слов п ри в е ^И ло к ошибочному! выводу—и поли тически, я грамматически. Нако нец, как понять строку: «Пепед нею в битвах не стоят штыки?» Такие беспомощные стихи-за гадки не нужны нашему читате лю. Не удалось автору и Стихотво рение «Памятка артиллериста». (Нельзя каждое стихотворение, присланное начинающим поэтом, печатать в газете, надо пред*являть более строгие требования к худо жественным произведениям!, свое временно! поправлять молотыгов- TopdB, помогать m ё творческой работе!- Нельзя Допускать на страницы газеты проивпеиения низкого идейного уровни. К-аждое стихотворений, каждый рассказ, печатаемые в газете, должны быть далеустрймигеняымк. нолетта- чесюй мдержиииыыга, мобилизую щими созетскяя вюкноМ на дю б р Л ^ с в о в г ^ совестное выполнение воинского долга Н. БУКИН. Командир эскадрильи Перед командиром эскадрильи стоял молодой летчик Гаврилов. Чувствовалось, что майор сильно взволнован, но старается сдер жать себя. Когда он быстро вашцдъшал на Гав^ришюеа, плот неи ловко переминался с ноги на* но гу. Молодой летчик совершил в полете грубую ошибку и сейчас, вместо того, чтобы признаться, всяческн старался «выкрутишься»* Но вот командир приказал) при нести формул!Яр самолета, п всем присутствующим стало ясно, что летчик говорил: неправду. Наступила тишина. Майор Ми тин сделал несколько шагов по комнате, затем подошел вплот ную к «Гаврилову и резко прого ворил: — Берегите честь офицера, старший- лейтенант. И если она вам дорога, говорите только прав, ду. Помните, она сильнее смерти. А ложь — на глдагяных ногах, то го и гляди подломаются. С этими словами он вышел из комнаты. Гаврилову было стыдно поднять глаза и посмотреть това рищам в лицо. Этот разговор повлиял на» стар шего лейтенанта сильнее, чем са мое строгое наказание. В течение длительного времени никто не мог упрекнуть его в плохом отноше нии к делу — летал ои безуко ризненно Но вот с ним снова про изошел в воздухе неприятный случай. Правда, виноват на. этот раз больше был штурман, но Гав. рнлов, л ош я преподанный ему урок, уже не пытался у й т от от ветственности Рано утром звено «ГТО-2» вышло в полет. iB составе его был и Гав ралов со своим штурманом млад шим лейтенантом ©яловым, ко торый пренебрег установленным маршрутом полета, и в результа те самолет не вышел в заданную точку. Когда прилетели, командир собрал летчиков, выслушал их доклады. Штурма» эскадрильи капитан Олеяичев, контролировав ший полет, доложил командиру о нарушениях экипажа Гаврилова. Майор Митин еще раз выслушал летчика и штурмана. Гаврилов честно доложил об ошибке, а <Вя- лов выгораживал себя Но опыт сразу полют майору разобраться, в чем дело. На вторую половину дня он назначил разбор полета. Собрались все летчики. (Разбор начался с того, как летчики дер жались на маршруте, какие были допущены Гавриловым и Вяло вым ошибки. Затем слушали лет чика и штурмана. В этот день был сильный ветер, и эюипамс не мог выйти в заданный район толь ко тюгЬму, что штурман не знал, как подбирать курс по углам сноса Вялов начал «чертить на доске линии, силуэты самолетов. На вопрос командира, что такое под бор курса по углу сноса, он так и не дал ответа. Гаврилов тоже путал Тогда майор сам подошел к доске и со всеми мельчайшими подробностями начал расоказы- ваггь, как пилотировать мвешпну при сильном баковом ветре, как итти по ориентирам и створам. Затем он приказал штурману эскадрильи провести на эту тему ряд занятий. Это н было сделано в течение недели. Так — кропотливо и настойчи во — учит майор молодых летчи ков. Митин — участник Отечествен ной войны, трижды орденоносец. Он воевал на Черном море. Опыт у него большой, и он передает его своим воспитанникам. Еще в дни войны им было подготовлено несколько десятков мастеров бом бового н (штурмового удара, •ко торые с честью выполнили свой долг перед Родиной. Во всем, что делается! в эскад рильи, чувствуется направляющая рука комавдира. Особенно много он работает над воспитанием у своих питомцев главного качест ва! — желания всегда и при лю бых обстоятельствах учиться ле тать/ сегодня лучше», чем вперац за 1 вяф 1 а—лучше, чем сегодня, Сейчас в подразделении идут полным ходом ночные полеты. К ним командир тщательно готовит ся и готовит своих подчиненных. Первыми полетами он руководил сам. Командир вывозил летчика Панкратова. Он пошел с ним в зону. Панкратов выполнял упраж нение aai упражнением, а маиод сидя в задней кабине, поправлял его ошибки второй ручкой управ ления.'Когда самолет приземлился, Митин сказал летчику, что тот слишком напряженно держит себя в воздухе, плохо производит рас чет «а посадку. Он раз’яснил ему и вторую ошибку, более существен, ную. Панкратов несвоевременно замечал увеличивающийся с каж- д|ьом метром полета» крен, и это приводило к зарыванию носа са молета». В воздухе майор поправ лял эту ошибку сам, а теперь растолковал ее пилоту. Командир поинтересовался, каю летчик, оп ределяет в воздухе у т л зорена. Панкратов ответил, что угол крена» он определяет по положе нию стоек и расчалок на линии горизонта. Тут же майор спросил его: — Под каким углом расположё ны стойки и расчалки? Летчик на минуту задумался.' — Стойки под углом 60°, а рас чалки под углом 40°, — коротко отрапортовал он. ■Командир улыбнулся и тут же нШвал более» точную цифру. Раду ница заключалась в нескольких градусах, и пилот был в недоу мении: «Зачем такая предельная точность?». Но майор за 8 лет 1 службы а авиации хорошо Познал цену этих «ничтожных» градусов и хотел, чтобы Панкратов также понял это. Майор спросил Панкра. това о перемене рулей на крутом вираже. Панкратов долго об’яс- нял, когда действует руль пово рота как руль глубины, а . руль глубины как руль поворота. Но Митин видел, что Панкратову не совсем ясен этот вопрос. Он взял в рухи две крати и сложил их так, что одна изображала руль поворота, а другая—рушь глубины, и начал вращать их словно на вираэюе. Теперь; Панкратову стало ясно. Но командир посоветовал ему почитать литературу и ска зал, что без дополнительной про верки он ве допустит его к само стоятельным ночным полетам. Командир внимательно следит эа учебой молодежи, когда нужно поощряет, а за ошибки строго взы скивает н доже отстре1н*яет от пои легов. В своей работе по воспитанию молодых летчиков командир эскадрильи опирается на) партий ную и комсомольскую организаи ции. Он постоянно беседует с парторгом Костюшиным, проверя ет его планы работы, вносит по правки и часто выступает на пар тийных собранях с докладами, проводит беседа ш политические темы. Капитан В ЛАГОШНЫЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz