Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.

Перед осенними плаваниями Вахта, ус штурвала осенью 'Вахта у штурвала в штормо- г.ую погоду требует от рулевого особой (подготовки и патреяирован- лости. Вести корабль точно по за­ данному курсу при сильном ветре н крупной волне — дело нелегкое. Нужно «чувствовать» корабль, знать, как он слушается руля. Это вырабатывается длительной прак­ тикой, ОПЫТОМ. Штормовая пагода требует от рулевого быть особо бдительным и чутким, вниматптыгьим в соблю- >тгии наставлений и инструкций. Вспоминается мне такой эпизод. Эсминец шел открытым морем в цптормовую погоду. Внезапно от­ казало рулевое управление. В чей дело? Выяснилось, что руль рас­ согласован на 15°. Как это могло получиться? Тщательный осмотр выявил причту. Ветер и волны все время обивали корабль в одну сторону и поэтому перекладка руля тоже проходила только в од­ ну сторону, но противоположную направлению ветра я волны. Гли­ цериновая смесь в рулевой маши­ не, находившаяся под высоким давлением лишь в одной из поло­ стей цилиндра, постепенно пере­ шла в другую, и давление вырав­ нялось. Произошло это потому, что вахтенный рулевой не соблю­ дал инструкции, которая требует в таких случаях периодически открывать байпасные клапаны и перекатывать смесь, ставя штур­ вал в нулевое положение. Рулевой обязан постоянно учи­ тывать на/шравлепие и с и у вет­ ра и волн и действовать согласно обстановки. Однажды мы вышли в море в сравнительно тихую по­ году, и вахту нести бы » нетруд­ но. Я уже приноровился к пове­ дению корабля я знал, когда я на сколько нужно переложить руль, чтобы не нарушить строй сонмест- JSMя*™. ного плавания. Однако, вскоре подул свежий ветер и быстро раз­ вел большое волнение па море. Управление кораблем усложни­ лось. Чтобы выполнять прежние повороты, потребовалась уже со­ вершенно иная перекладка руля. Если штормовая волна накаты­ вается с носа, удерживать ко­ рабль ка заданном курсе легче. А Когда она бьет с кормы— нужно немалое искусство. В таких случа­ ях накатом волны корму приподни­ мает и заносит то вправо, то вле­ во. Нужно своевременно реагиро­ вать па это н не допускать рыскания, перекладывая руль именно в момент очередного на­ ката; Вахта в шторм требует огром­ ного напряжения я, конечно, утом­ ляет рулевого. Он должен быть хорошо физически подготовлен, вынослив, внутренне подтянут. С командного мостика в непогоду команды на руль и телеграф по­ ступают особенно часто. Рулевой обязав не 'упустить ни одной из них, четко отрепетовать и точно выполнить. В шторм нередки я Всякого ро­ да случайности, которые трудно предусмотреть зараяее. Не расте­ ряться в трудный момент — од­ но из важных качеств рулевого. Помню, как на моей вахте лопну­ ла пружина в тумбе управления правого мотора. Я сразу доложил об этом на мостик и, получив приказание, перешел в запасный боевой пост. Сделано это было своевременно, корабль подходил к узкости. В другой раз — это было в тяжелом зимнем походе — на циркуляции вышел из строя гиро­ компас и начал давать неправиль­ ные показания. Рулевой во-время это заметил, ибо у него вырабо­ талось правило регулярно сли­ чать показания гиро- и магнитною компасов. Эго очень важно. Если не делать этого, можно прозевать погрешности компаса, а к чему это ведет, каждому ясно. Хорошо, когда рулевой знает не только свою специальность, но н знаком с обязанностями штур­ манского электрика. Это может очень пригодиться. На одном из кораблей в осеннем походе с лен­ ты репитера гирокомпаса соско­ чил лак, и она начала «задирать». На ходу нельзя было точно опре­ делить размеры этой неисправно­ сти, но рулевые уже были на-че- ку. Через некоторое время репи­ тер закапризничал еще сильней. Гирокомпас продолжал указывать заданный курс, а между тем ко­ рабль Явно уклонялся в сторону. Когда вскрыли коробку репитера, оказалось, что лопнула лента и как раз в том Месте, где сошел лак. Она застряла между крышкой репитера и картушкой. Рулевые помогли штурманскому электрику быстро устранить неисправность, и гирокомпас снова стал давать пра­ вильные показания Штормовая погода опасна вС j только в плавании. Стояли мы как-то на рейде в базе. Машины не работали. Внезапным порывом ветра корабль сорвало с бочки и потащило к береговым скалам. Дежурный рулевой старшина 1 статьи Линьков не растерялся, встал к рулю и стал искусно направлять корабль вдоль кром­ ки берега. Тем временем были за­ пущены машины, и корабль полу­ чил ход. Осень — время штормов. Ру­ левые должны быть к ним готовы. Старшина 1 статьи В. СУРЯДОВ. О СТИХОТВОРЕНИЯХ ВIПЕЧАТНОЙ ГАЗЕТЕ Подготовили к зиме помещения х Помещения нашей 'части требова- i ми сндаиси отремонтировали все ли ремонта. Личный составягод ру- | помещения и, кроме того, от­ строили гараж и конюшню. В работе особенно отличились стар­ шина 2 стаггьи Федоров, матро- ководством офицеров Зоткина и Романова энфгично взялся за дало. В короткий фок мы свои- бы Кузнецов, Шишелов и др. Главный старшина Заборокий по­ заботился об отеплении помеще­ нии. Старшина 2 статьи г* м Ф. САВИН. (Редакции печатных газет полу­ чают много писем от матросов и старшин. Среда воедахюровсашх пи­ сем часто встречаются стихи. Это вполне понюто. Советские воины, одержавшие йсггоричесюую» победу в Отечественной войне, горят же­ ланием рассказать о своих боевых успехах, о своих высоких и благо­ родных чувствах художественным языком. Лучшие стихи, наиболее вдейно и художественно выдер­ жанные, печатаются /в газете. Дело работников печати — чут­ ко относиться к лэтинающим авто­ рам, помогая им совершенствовать литературные знания, воспитывать литературный актив. К ооояаотеююц некоторые редак­ ции без разбору печатают стили низкого идейно-политического уровня, сырые и рьсхлые по форме и содержанию. В газете «Залп» (редактор тов. Антипов) в № 56 напечатано сти­ хотворение сержанта Ник. Дьякова «Гордитесь 'этим, братья, вечно». Эти стихи автор (посвящает демо­ билизованным воинам. Кроме того, что стихотворение "это очень слабое и «несовершенное по * фор­ ме, в нем есть ряд неверных, ошибочных толкований. Автор заявляет: «...И в бой пошли за»Русь родную Тевтонских правиуков карать, Чтоб отучить огнем шальиук>(?) Лавину «немцев воевать». Разбойничью армию кровожад­ ных фашистских захватчиков ав­ тор называет мягко и безобидно «шальной лавиной». Понятно, что это эпитет неверный. Стихотво­ рение в целом не продумано авто­ ром. Защита своей Родины а сво­ боды в нем свелась всего навсего к «защите близких огг ярма». В газете сВ бой за Родину» 11 августа помещено стихотворение т. Калабнна «Восстановим шакты, домны, города». Стихи вполне ак­ туальны—посвящены выполнению новой стаогинской пяггшгеггкк. Но эта большая и важная тема в стихотворении крайне упрощена «Не страшны» «нам бури И мороз жестсжлй, Мы к эиме привыкли К холоду всегда. Пятилетку новую, * Что наметил Сталии, Д ш культурной жизни Выгехлним, друзья?» * * (Конечно, и «морозы», в «холо­ да» здесь приклеены случайно. К пятилетке о т ве шеаогп никакого отношения. Часто выступает со стихами в газете «Красное знамя» старшина 2 статьи А. Лебедев. Автор от­ кликается на самые различные события. За» последнее время им написаны стихи «Сталинский устав», посвященный выходу а свет нового Дисциплинарного устава, «Матрос» и стихотворение «Палкггка артиллериста». Все сти­ хи его очень сырые и слабые. В стихотворении «Сталинский устав» автор говорит: «Маленькая книжка в красном переплете. Выбит метким шрифтом каждый ее лист, •Привлекла танкиста, летчика, связиста, И в нее на флоте ввгик специалист^?)»-. Автор, очевидно, хотел оказать, что новый Дисциплинарный устав привлек внимание всех военно­ служащих, «сак важнейший доку­ мент Вооруженных Сил. ’Но в сти­ хотворении эта мысль высказана невразумительно. «iApum Советской о мире: нет посилмюй(?). Но победы в жертвах (?) очень нелегки, Их уменьшить можно только дисциплиной, Перед нею в битвах не стоят ш тьпси(?). Что знатат выражение «победы у в жертвах»*? И почему эти «побе. ды» можно уменьшить дисципли­ ной? Автор хотел. ш т 1 *т 1 мю 1 , ска­ зать, что жертвы можно умень­ шить дисциплиной, одажо н е п р а ^ ^ вильное согласование слов п ри в е ^И ло к ошибочному! выводу—и поли­ тически, я грамматически. Нако­ нец, как понять строку: «Пепед нею в битвах не стоят штыки?» Такие беспомощные стихи-за­ гадки не нужны нашему читате­ лю. Не удалось автору и Стихотво­ рение «Памятка артиллериста». (Нельзя каждое стихотворение, присланное начинающим поэтом, печатать в газете, надо пред*являть более строгие требования к худо­ жественным произведениям!, свое­ временно! поправлять молотыгов- TopdB, помогать m ё творческой работе!- Нельзя Допускать на страницы газеты проивпеиения низкого идейного уровни. К-аждое стихотворений, каждый рассказ, печатаемые в газете, должны быть далеустрймигеняымк. нолетта- чесюй мдержиииыыга, мобилизую­ щими созетскяя вюкноМ на дю б р Л ^ с в о в г ^ совестное выполнение воинского долга Н. БУКИН. Командир эскадрильи Перед командиром эскадрильи стоял молодой летчик Гаврилов. Чувствовалось, что майор сильно взволнован, но старается сдер­ жать себя. Когда он быстро вашцдъшал на Гав^ришюеа, плот неи ловко переминался с ноги на* но­ гу. Молодой летчик совершил в полете грубую ошибку и сейчас, вместо того, чтобы признаться, всяческн старался «выкрутишься»* Но вот командир приказал) при­ нести формул!Яр самолета, п всем присутствующим стало ясно, что летчик говорил: неправду. Наступила тишина. Майор Ми­ тин сделал несколько шагов по комнате, затем подошел вплот­ ную к «Гаврилову и резко прого­ ворил: — Берегите честь офицера, старший- лейтенант. И если она вам дорога, говорите только прав, ду. Помните, она сильнее смерти. А ложь — на глдагяных ногах, то­ го и гляди подломаются. С этими словами он вышел из комнаты. Гаврилову было стыдно поднять глаза и посмотреть това­ рищам в лицо. Этот разговор повлиял на» стар­ шего лейтенанта сильнее, чем са­ мое строгое наказание. В течение длительного времени никто не мог упрекнуть его в плохом отноше­ нии к делу — летал ои безуко­ ризненно Но вот с ним снова про­ изошел в воздухе неприятный случай. Правда, виноват на. этот раз больше был штурман, но Гав. рнлов, л ош я преподанный ему урок, уже не пытался у й т от от­ ветственности Рано утром звено «ГТО-2» вышло в полет. iB составе его был и Гав­ ралов со своим штурманом млад­ шим лейтенантом ©яловым, ко­ торый пренебрег установленным маршрутом полета, и в результа­ те самолет не вышел в заданную точку. Когда прилетели, командир собрал летчиков, выслушал их доклады. Штурма» эскадрильи капитан Олеяичев, контролировав­ ший полет, доложил командиру о нарушениях экипажа Гаврилова. Майор Митин еще раз выслушал летчика и штурмана. Гаврилов честно доложил об ошибке, а <Вя- лов выгораживал себя Но опыт сразу полют майору разобраться, в чем дело. На вторую половину дня он назначил разбор полета. Собрались все летчики. (Разбор начался с того, как летчики дер­ жались на маршруте, какие были допущены Гавриловым и Вяло­ вым ошибки. Затем слушали лет­ чика и штурмана. В этот день был сильный ветер, и эюипамс не мог выйти в заданный район толь­ ко тюгЬму, что штурман не знал, как подбирать курс по углам сноса Вялов начал «чертить на доске линии, силуэты самолетов. На вопрос командира, что такое под­ бор курса по углу сноса, он так и не дал ответа. Гаврилов тоже путал Тогда майор сам подошел к доске и со всеми мельчайшими подробностями начал расоказы- ваггь, как пилотировать мвешпну при сильном баковом ветре, как итти по ориентирам и створам. Затем он приказал штурману эскадрильи провести на эту тему ряд занятий. Это н было сделано в течение недели. Так — кропотливо и настойчи­ во — учит майор молодых летчи­ ков. Митин — участник Отечествен­ ной войны, трижды орденоносец. Он воевал на Черном море. Опыт у него большой, и он передает его своим воспитанникам. Еще в дни войны им было подготовлено несколько десятков мастеров бом­ бового н (штурмового удара, •ко­ торые с честью выполнили свой долг перед Родиной. Во всем, что делается! в эскад­ рильи, чувствуется направляющая рука комавдира. Особенно много он работает над воспитанием у своих питомцев главного качест­ ва! — желания всегда и при лю­ бых обстоятельствах учиться ле­ тать/ сегодня лучше», чем вперац за 1 вяф 1 а—лучше, чем сегодня, Сейчас в подразделении идут полным ходом ночные полеты. К ним командир тщательно готовит­ ся и готовит своих подчиненных. Первыми полетами он руководил сам. Командир вывозил летчика Панкратова. Он пошел с ним в зону. Панкратов выполнял упраж­ нение aai упражнением, а маиод сидя в задней кабине, поправлял его ошибки второй ручкой управ­ ления.'Когда самолет приземлился, Митин сказал летчику, что тот слишком напряженно держит себя в воздухе, плохо производит рас­ чет «а посадку. Он раз’яснил ему и вторую ошибку, более существен, ную. Панкратов несвоевременно замечал увеличивающийся с каж- д|ьом метром полета» крен, и это приводило к зарыванию носа са­ молета». В воздухе майор поправ­ лял эту ошибку сам, а теперь растолковал ее пилоту. Командир поинтересовался, каю летчик, оп­ ределяет в воздухе у т л зорена. Панкратов ответил, что угол крена» он определяет по положе­ нию стоек и расчалок на линии горизонта. Тут же майор спросил его: — Под каким углом расположё­ ны стойки и расчалки? Летчик на минуту задумался.' — Стойки под углом 60°, а рас­ чалки под углом 40°, — коротко отрапортовал он. ■Командир улыбнулся и тут же нШвал более» точную цифру. Раду­ ница заключалась в нескольких градусах, и пилот был в недоу­ мении: «Зачем такая предельная точность?». Но майор за 8 лет 1 службы а авиации хорошо Познал цену этих «ничтожных» градусов и хотел, чтобы Панкратов также понял это. Майор спросил Панкра. това о перемене рулей на крутом вираже. Панкратов долго об’яс- нял, когда действует руль пово­ рота как руль глубины, а . руль глубины как руль поворота. Но Митин видел, что Панкратову не совсем ясен этот вопрос. Он взял в рухи две крати и сложил их так, что одна изображала руль поворота, а другая—рушь глубины, и начал вращать их словно на вираэюе. Теперь; Панкратову стало ясно. Но командир посоветовал ему почитать литературу и ска­ зал, что без дополнительной про­ верки он ве допустит его к само­ стоятельным ночным полетам. Командир внимательно следит эа учебой молодежи, когда нужно поощряет, а за ошибки строго взы­ скивает н доже отстре1н*яет от пои легов. В своей работе по воспитанию молодых летчиков командир эскадрильи опирается на) партий­ ную и комсомольскую организаи ции. Он постоянно беседует с парторгом Костюшиным, проверя­ ет его планы работы, вносит по­ правки и часто выступает на пар­ тийных собранях с докладами, проводит беседа ш политические темы. Капитан В ЛАГОШНЫЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz