Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.

Доклад т. Жданова о журналах „Звезда" и „Ленинград" ( П р о д о л ж е н и е ) . кроме лоанания жизни, еще и за­ дача научить людей правильно оценивать те или иные общест­ венные явления. Ближайший его друг и соратник Добролюбов ука­ зывал, что «ие жизнь идет по литературным нормам, а литера­ тура применяется сообразно вац правлениям жизни», и усиленно пропагандировал -принципы реализ­ ма и народности в литературе, считая, что основой искусства яв­ ляется действительность, что она является источником творчества и что искусство имеет активную роль в общественной жизни, фор­ мируя общественное сознание. По Добролюбову литераггура должна служить обществу, должна давать народу ответы на» самые острые вопросы современности, должна быть на уродае идей своей отохи. Марксистская литературная критика, являющаяся продолжа­ тельницей великих 'традиций Бе- лВДскаго, Чернышевского Добро­ любова, всегда была поборницей! реалистического общественно на>- правленного искусства. Плеханов много поработал для того, чтобы разоблачить идеалистическое, ан­ тинаучное представление о лите­ ратуре и искусстве и защитить основные положения наших ве­ ликих русских революцион еро©- демократов, учивших видеть в литературе могучее средство слу­ жения народу. В. И. Ленин! первый оформим с предельной четкостью отношение •передовой общественной мысли к литературе и искусству. Я на­ помню вам известную статью Ленина «Партийная организация и партийная) литература», запи­ санную в конце 1906 /ода , в ко­ торой он с присущей ему силой показал, что литература ие может быть беспартийной, что она долж­ на быть важной составной частью общего пролетарского дела. В этой статье Ленина заложены все основы, на которых базируется развитие нашей советской литера­ туры. Ленин писал: «Литература, должна стать пар- ттайной. В mpoTHBioiBec б|урж!уази 1 ьпм 1 нравам, в противовес буржуазной предпринимательской, торгаше­ ской печати, в противовес буржу­ азному литературному карьериз­ му и индивидуализму, «барскому анархизму» и погоне эа наживой.— социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип пар­ тийной литературы, развить этот принцип и привести его в жизнь в возможно более полной и цель­ ной форме». чем же состоит этот прин­ цип партийной литераггуры? Не только в том, что для. социали­ стического пролетариата литера­ турное дело не может быть ору­ дием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индиви­ дуальным делом, независимым от общего пролетарского дела. Долой 1 литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Ли­ тературное дело должно стать частью «общепролетарского д е , 1ла...», | И далее, в той же статье: р «Жить в обществе и быть сво­ бодным от общества нельзя. Сво­ бода буржуазного писателя, ху­ дожника^ актрисы есть лишь за­ маскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от де­ нежного мешка, от подкупа, от содержания». Ленинизм исходит из того что йаша литераггура не может ’ быть аполитичной, не может представ­ лять собой «искусство для искус­ ства», а призвана осуществлять ваокную передовую роль в обще­ ственной жизни. Отсюда исходит ленинский принцип партийности литературы — важнейший вклад В. И. Ленина в науку о литерай туре. Следовательно, лучшая тради­ ция советской литературы яв­ ляется продолжением лучших тра­ диций русской лнгерапуры» XIX века, традиций, созданных нашими великими революционными демо­ кратами — Белинским, Добролю­ бовым, Чернышевским, Саштыко- вьсм-Щедриным, продолженных Плехановым и научно обработан­ ных и обоснованных Лениным я Сталиным. (Некрасов называл свою поэзию «музой мести и печаля». Черны­ шевский и Добролюбов рассмат­ ривали литературу как святое служение народу. Лучшие пред- ставитеити российской демократи­ ческой интеллигенции в условиях царского строя гибли за эти бла­ городные высокие идеи, шли на каторгу, в ссылку. Как же можно забыть эти славные традиции? Как можно пренебречь ими, как можно допустить, чтобы ахмзтовы и зощейки протаскивали реакцион­ ный лозунг «искусства для искус­ ства», чтобы прикрываясь маской безвдейвости, навязывали чуждые советскому народу идеи?!.. Ленинизм признает за нашей литературой огромное обществеи- ро^търеюбраоутацее згазшение. Если бы наша советская литераггура допустила снижение этой своей огромной воспитательной роли — это означало бы развитие вспять, возврат ск каменному веку». Товарищ Сталин назвал наших писателей инженерами человече­ ских душ. Это определение имеет и дальнейшего развития народно­ го хозяйства нашей страны. Со­ ветский народ оред’яэляет высо­ кие требования к литераторам, хо­ чет удовлетворения своих вдей- ных и культурных запросов^ Во время войны в силу обстановки мы не могли обеспечить этих на­ сущных потребностей. Назод го- чет осмыслить происходящие со­ бытия. Его идейный и культурный уровень вырос. О з а ч а с т ую не удовлетворяется качеством тех произведений литераггуры и ис­ кусства, которые у нас появляют­ ся. Этого не поняли и не хотят понимать некоторые работники литераггуры^, работники идеологи­ ческого фронта. Уровень требований и вкусов нашего народа поднялся очень высоко, и тот, кто не хочет или неспособен подняться до этого уровня, будет оставлен позади. Литература призвана не только к тому, чтобы итти иа уровне требований народа, ню более то­ го, — она обязана развивать вку­ сы народа, поднимать выше его требования, обогащать его новыми идеями, вести народ вперед. Тот, кто неспособен итти в ногу с на­ родом, удовлетворить его возрос­ шие требования, быть на уровне задай развития советской культу­ ры, неизбежно выйдат в тираж. . __ ^ Из недостатка идейности у ру- глубокий смысл. Оно говорит об ководящих работников «Звезды» огромной ответственности совет- и «Ленинграда» вытекает и вторая ских писателей за воспитание лю­ дей, за воспитание советской мо­ лодежи, за недопущение брака в литературной работе. Некоторым кажется странным, почему ЦК принял такие крутые меры по литературному вопросу? У нас не привыкли к этомув Счи­ тают, что если допущен брак в производстве или не выполнена производственная программа по ширпотребу или не» выполнен план заготовок леса, — то об’явить за это выговор естественное дело (одобрительный смех в бале), а вот если допущен брак в отно­ шении воспитания человеческих душ, если допущен брак в деле ■воспитания молодежи, то здесь можно и потерпеть. Между тем, разве это не более горшая вяла, чем невыполнение производствен­ ной программы или срыв произ­ водственного задания? Своим ре­ шением ПК имеет в виду подтя­ нуть идеологический фронт ко всем другим участкам нашей работы. За последнее время на идеоло­ гическом фронте обнаружились большие прорывы и недостатки. Достаточно напомнить вам об от­ ставании нашего киноискусства, о засорении .недоброкачественными произведениями нашего театраль- но-драматйческого репертуара, не говоря о том, что произошло в крупная ошибка. Она заключает­ ся в том, .что некоторые наши руководящие работники постави­ ли во главу угла» своих отноше­ ний с литераторами не интересы политического воспитания совет­ ских людей и политического на­ правления литераторов, а интересы личные, приятельские. Говорят, что многое вредные в идейном и слабые в художественном отно­ шении произведения допускаются в печать в силу нежелания оби­ деть того или иного писателя. С точки зрения подобных работни­ ков лучше поступиться интереса­ ми народа, интересами государ­ ства ради того чтобы кого-либо не обидеть. Это совершенно не правильная и политически ошибоч­ ная установка. Это — все равно, что променять миллион на грош. Центральный Комитет партии в своем решении указывает на ве­ личайший вред подмены принци­ пиальных отношений в литературе отношениями приятельскими. Бес- иррнцигсиашьные приятельские от­ ношения в среде некоторых на­ ших литераторов сыграли глубо­ ко отрицательную роль, повели к снижению идейного уровня мно­ гих литературных произведений, облегчил» доступ в литературу чуждым советской литературе лю­ дям. Отсутствие критики со сторо­ ны руководителе идеологического журналах «Звезда» и «Ленин- J фронта в Ленинграде, со стороны •грод». ЦК въанп/эвдер бьшг вме­ шаться и решительно поправить дело. Он не ш ел права смягчать своего удара! против тех, кто забывает свои обязанности по от- дашешио к народу, по отношению к воспитанию молодежи. Если мы хотим повернуть внимание нашего актива к вопросам идеологической работы и навести здесь порядок, дать ясное направление в работе, мы должны остро, как подобает советским людям, как подобает большевикам, раскритиковать ошибки и недостатки идеологиче­ ской работы. Только тогда» мы сумеем поправить депо. Иные литераторы рассуждают так: поскольку за время войны народ изголодался по литературе, книг выпускали мяло, постольку читатель проглотит любой товар, хотя бы и с гнильцой. А между тем это совсем» не так, и мы не можем терпеть всякую литерату­ ру, какая будет подсовываться нам неразборчивыми литераторами, редакторами; издателями. Совет­ ский народ ждет от советских писателей настоящего идейного вооружения, духовной пищи, кото­ рая помогла бы выполнению пла­ нов великого строительства, вы­ полнению планов восстановления руководителей ленинградских журналов, подмена принципиаль­ ных отношений приятельскими отношениями за счет интересов народа принесли величайший вред. Товарищ Сталин учит нас, что, если мы хотим сохранить кадры, учить и воспитывать их, мы ве должны бояться обидеть кого- либо, не должны бояться принци­ пиальной, смелой, откровенной и об’екттаной критики. Без критики любая организация, в том числе и литературная, может загнить. Без критики любую болезнь мож­ но загнать вглубь и с ней труд­ нее будет справиться. Только, смелая и открытая кртгшка помо­ гает совершенствоваться нашим людям, побуждает тгх итти вперед, преодолевать недостатки своей работы. Там, те нет критики, там укореняется затхлость и застой, там нет места движению вперед. Товарищ Сталин неоднократно указывает на то. что важнейшим условием нашего развития явшяет. ся необходимость того, чтобы каждый советский человек подво­ дил итог свое» работы за каждый день, безбоязненно проверял бы себя, анализировал свою работу, мужественно критиковал свои не­ достатки и ошибки, обдумывал бы как добиться лучших результатов своей работы и непрерывно рабо­ тал бы над своим совершенство­ ванием. К литераторам это отно­ сится в такой же мере, как и к любым другим работникам. Тот, кто боится критики своей работы, тот презренный трус, ие достой­ ный уважения со стороны народа. (Бурные аплодисменты). Некритическое отношение к своей работе, подмена принци­ пиальных отношений к литерато­ рам приятельски и широко рас­ пространены и в Правлении Сою­ за советских писателей. Правле­ ние Союза и в частность его председатель т. Тихонов повинны в том неблагополучии, которое вскрыто в журналах «Звезда» и «Ленинград», повинны в том что они гае только не поставили пре­ грады проникновению в советскую литературу вредных влияний Зо ­ щенко, Ахматовой и других несо. ветских писателе®, но и попусти­ тельствовали проникновению в наши журналы чуждых советской литературе тенденций и нравов. Б недостаткам ленинградских журналов сыграла свою роль и та! система безответственности, кото­ рая сложилась в руководстве жур­ налами при том положении в ре­ дакциях ленинградских журналов, когда неизвестно кто отвечал за журнал в целом и за его отделы, когда не могло быть элементар­ ного порядка. Этот недостаток необходимо исправить. Вогт поче­ му Центральный . Комитет своим постановлением назначил главного редакторе журнала «Звезда», ко­ торый должен отвечать за направ­ ление журнала, за высокие идей­ ные и художественные качества произведений, * помещаемых в журнале. - В журналах, как и в любом деле, нетерпимы беспорядок и анархия. Нужна четкая ответ­ ственность за направление жур­ нала и содержание публикуемых материалов. Вы должы восстановить слав­ ные традиции ленинградской ли­ тературы и ленинградского идео­ логического фронта. Горько и обидно, что журналы Ленинграда, которые всегда были рассадника­ ми передовых идей, передовой культуры, стали прибежищем безидейности и пошлости. Надо восстановить честь Ленинграда, как передового идеологического и культурного центра. Надо пом­ нить, что Ленинград был колы­ белью большевистских ленинских организаций. Здесь Ленин и Сталин заложили основы больше­ вистской партии, основы больше­ вистского мировоззрения, больше­ вистской культуры. Дело чести ленинградских пи­ сателей, ленинградского партийно­ го актива состоит в том, чтобы восстановить и развить далее эти славные традиции Ленинграда. Задача работников идеологическо­ го франта в Ленинграде и в пер­ вую голову писателей заключает­ ся в том, чтобы изгнать из ленин­ градской литературы безидеиность и пошлятину, чтобы высоко ПОД­ НЯТЬ знамя передовой советской литераггуры, чтобы не упустить ни одной возможности для своего идейного и художественного ро­ ста, не отстать от современной тематики, не отстать от требова­ ний народа, .всячески развивать смелую критику своих недостат­ ков, критигоу не подхалимскую!, те групповую и приятельскую, а на­ стоящую, смелую и независимую, идейную большевистскую крити­ ку. Товарищи, теперь для вас долж­ но быть ясно, какой грубый про­ мах был допущен Ленинградским городским комитетом партии, в особенности его отделом пропа­ ганды и агитации и . секретарем по пропаганде то® Широковым, который был поставлен во главе идеологической работы и на ко­ торого в первую очередь ложит­ ся ответственность провал журналов. Ленинградский) комитет партии допустил грубую полити­ ческую ошибку, приняв в конце июня месяца решение о новом составе редакции журнала «Звез­ да», в который был введен и Зо­ щенко. Только политической сле­ потой можно об9 ясяить, что се­ кретарь горкома партии т. Капу­ стин и секретарь горкома по про- погацде т. Ширкав провели такое ошибочное решение. Повторяю, что все эти ошибки нужно как можно скорее в решительнее исправить с тем, чтобы восста­ новить роль Ленинграда в адейно* жизни вашей партии. I Все мы любим Ленинград, всё мы любий нашу ленинградскую партийную организацию как один из передовых отрядов нашей пар­ тии. В Ленинграде не должно быть прибеокгаца для разных примазав­ шихся литературных проходимцев, которые хотят использовать Ленинград в своих целях. Для Зощенко, Ахмагговой я им подоб­ ных Ленинград советский не до­ рог. Они хотят видеть в нем оли­ цетворение иных общественно-по­ литических порядков и иной идео­ логии. Старый Петербург, Медный всадник, как образ этого старого Петербурга, — вот что маячит перед их глазами. А мы любим Ленинград советский. Ленинград, как передовой центр? советской культуры. Славная когорта вели­ ких революционных и демократи­ ческих деятелей, вышедших из Ленинграда, — это наши прямые предки, от которых мы ведем свою родословную. Сланные традиция современного Ле&гйнграда^ есть продолжение развития этих вели­ ких революционных демократиче­ ских традиций, которые мы ни nai что другое не сменяем. Пусть ленинградский актив смело, без оглядки назад, без «подреосори- вания» проанализирует свои ошйб-* ки, чтобы как можно лучше я быстрее вытравить дело и дви­ нуть нашу идейную работу впе-* ред. Ленинградские большевиюи должны вновь занять свое место в рядаос застрельщиков и передо­ виков в деле формирования совет! ской идеологии, советского об-1 ществеииого сознания. (Бурныеч аплодисменты). Как могло случиться, что Ленинградский горком партии до­ пустил такое положение на идео­ логическом фронте? Очевидно он увлекся текущей практическое работой по восстановлению todo-» да, по под’ему его промышленное сто и забыл о значении идейно-* воспитательной работы, и это заб­ вение дорого обошлось ленин­ градской организации. Нельзя забываггь идейную работу! Духов­ ные богатства наших людей не менее важны, чем материальные. Нельзя жить вслепую, не забо­ тясь о завтрашнем дне не только в области материального произ­ водства, но н в области идеоло­ гической. Наши советские люди выросли настолько, что не будут «глотапгь» всякую духовную про­ дукцию. какую бы им ни подсу­ нули. Работники культуры , я искусства, которые не перестроят­ ся и не смогут удовлетворить вы-: росших потребностей народа, мо­ гут быстро потерять доверие на­ рода. Товарищи, наша советская ли­ тература живет и должна жить интересами народа, интересами Родины Литература — это родоноё для народа дело. Вот почему каж­ дый ваш успех, каждое значи-*- тельное произведение народ рас­ сматривает, как свою победу. Вот почему каждое удачное произве­ дение можно сравнивать *с выиг** ранным сражением или с круп­ ной победой на хозяйственной фронте. Наоборот, каждая неудача в советской литературе глубоко обидна и горька народу, партии* государству. Именно это имеет и виду постановление ЦК, который заботится об интересах народа, об интересах его литературы я крайне обеспокоей положением дела у ленинградских писателей. (Окончание см. на 4 стр )%

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz