Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
Доклад т. Жданова о журналах „Звезда" и „Ленинград" ( П р о д о л ж е н и е ) . кроме лоанания жизни, еще и за дача научить людей правильно оценивать те или иные общест венные явления. Ближайший его друг и соратник Добролюбов ука зывал, что «ие жизнь идет по литературным нормам, а литера тура применяется сообразно вац правлениям жизни», и усиленно пропагандировал -принципы реализ ма и народности в литературе, считая, что основой искусства яв ляется действительность, что она является источником творчества и что искусство имеет активную роль в общественной жизни, фор мируя общественное сознание. По Добролюбову литераггура должна служить обществу, должна давать народу ответы на» самые острые вопросы современности, должна быть на уродае идей своей отохи. Марксистская литературная критика, являющаяся продолжа тельницей великих 'традиций Бе- лВДскаго, Чернышевского Добро любова, всегда была поборницей! реалистического общественно на>- правленного искусства. Плеханов много поработал для того, чтобы разоблачить идеалистическое, ан тинаучное представление о лите ратуре и искусстве и защитить основные положения наших ве ликих русских революцион еро©- демократов, учивших видеть в литературе могучее средство слу жения народу. В. И. Ленин! первый оформим с предельной четкостью отношение •передовой общественной мысли к литературе и искусству. Я на помню вам известную статью Ленина «Партийная организация и партийная) литература», запи санную в конце 1906 /ода , в ко торой он с присущей ему силой показал, что литература ие может быть беспартийной, что она долж на быть важной составной частью общего пролетарского дела. В этой статье Ленина заложены все основы, на которых базируется развитие нашей советской литера туры. Ленин писал: «Литература, должна стать пар- ттайной. В mpoTHBioiBec б|урж!уази 1 ьпм 1 нравам, в противовес буржуазной предпринимательской, торгаше ской печати, в противовес буржу азному литературному карьериз му и индивидуализму, «барскому анархизму» и погоне эа наживой.— социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип пар тийной литературы, развить этот принцип и привести его в жизнь в возможно более полной и цель ной форме». чем же состоит этот прин цип партийной литераггуры? Не только в том, что для. социали стического пролетариата литера турное дело не может быть ору дием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индиви дуальным делом, независимым от общего пролетарского дела. Долой 1 литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Ли тературное дело должно стать частью «общепролетарского д е , 1ла...», | И далее, в той же статье: р «Жить в обществе и быть сво бодным от общества нельзя. Сво бода буржуазного писателя, ху дожника^ актрисы есть лишь за маскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от де нежного мешка, от подкупа, от содержания». Ленинизм исходит из того что йаша литераггура не может ’ быть аполитичной, не может представ лять собой «искусство для искус ства», а призвана осуществлять ваокную передовую роль в обще ственной жизни. Отсюда исходит ленинский принцип партийности литературы — важнейший вклад В. И. Ленина в науку о литерай туре. Следовательно, лучшая тради ция советской литературы яв ляется продолжением лучших тра диций русской лнгерапуры» XIX века, традиций, созданных нашими великими революционными демо кратами — Белинским, Добролю бовым, Чернышевским, Саштыко- вьсм-Щедриным, продолженных Плехановым и научно обработан ных и обоснованных Лениным я Сталиным. (Некрасов называл свою поэзию «музой мести и печаля». Черны шевский и Добролюбов рассмат ривали литературу как святое служение народу. Лучшие пред- ставитеити российской демократи ческой интеллигенции в условиях царского строя гибли за эти бла городные высокие идеи, шли на каторгу, в ссылку. Как же можно забыть эти славные традиции? Как можно пренебречь ими, как можно допустить, чтобы ахмзтовы и зощейки протаскивали реакцион ный лозунг «искусства для искус ства», чтобы прикрываясь маской безвдейвости, навязывали чуждые советскому народу идеи?!.. Ленинизм признает за нашей литературой огромное обществеи- ро^търеюбраоутацее згазшение. Если бы наша советская литераггура допустила снижение этой своей огромной воспитательной роли — это означало бы развитие вспять, возврат ск каменному веку». Товарищ Сталин назвал наших писателей инженерами человече ских душ. Это определение имеет и дальнейшего развития народно го хозяйства нашей страны. Со ветский народ оред’яэляет высо кие требования к литераторам, хо чет удовлетворения своих вдей- ных и культурных запросов^ Во время войны в силу обстановки мы не могли обеспечить этих на сущных потребностей. Назод го- чет осмыслить происходящие со бытия. Его идейный и культурный уровень вырос. О з а ч а с т ую не удовлетворяется качеством тех произведений литераггуры и ис кусства, которые у нас появляют ся. Этого не поняли и не хотят понимать некоторые работники литераггуры^, работники идеологи ческого фронта. Уровень требований и вкусов нашего народа поднялся очень высоко, и тот, кто не хочет или неспособен подняться до этого уровня, будет оставлен позади. Литература призвана не только к тому, чтобы итти иа уровне требований народа, ню более то го, — она обязана развивать вку сы народа, поднимать выше его требования, обогащать его новыми идеями, вести народ вперед. Тот, кто неспособен итти в ногу с на родом, удовлетворить его возрос шие требования, быть на уровне задай развития советской культу ры, неизбежно выйдат в тираж. . __ ^ Из недостатка идейности у ру- глубокий смысл. Оно говорит об ководящих работников «Звезды» огромной ответственности совет- и «Ленинграда» вытекает и вторая ских писателей за воспитание лю дей, за воспитание советской мо лодежи, за недопущение брака в литературной работе. Некоторым кажется странным, почему ЦК принял такие крутые меры по литературному вопросу? У нас не привыкли к этомув Счи тают, что если допущен брак в производстве или не выполнена производственная программа по ширпотребу или не» выполнен план заготовок леса, — то об’явить за это выговор естественное дело (одобрительный смех в бале), а вот если допущен брак в отно шении воспитания человеческих душ, если допущен брак в деле ■воспитания молодежи, то здесь можно и потерпеть. Между тем, разве это не более горшая вяла, чем невыполнение производствен ной программы или срыв произ водственного задания? Своим ре шением ПК имеет в виду подтя нуть идеологический фронт ко всем другим участкам нашей работы. За последнее время на идеоло гическом фронте обнаружились большие прорывы и недостатки. Достаточно напомнить вам об от ставании нашего киноискусства, о засорении .недоброкачественными произведениями нашего театраль- но-драматйческого репертуара, не говоря о том, что произошло в крупная ошибка. Она заключает ся в том, .что некоторые наши руководящие работники постави ли во главу угла» своих отноше ний с литераторами не интересы политического воспитания совет ских людей и политического на правления литераторов, а интересы личные, приятельские. Говорят, что многое вредные в идейном и слабые в художественном отно шении произведения допускаются в печать в силу нежелания оби деть того или иного писателя. С точки зрения подобных работни ков лучше поступиться интереса ми народа, интересами государ ства ради того чтобы кого-либо не обидеть. Это совершенно не правильная и политически ошибоч ная установка. Это — все равно, что променять миллион на грош. Центральный Комитет партии в своем решении указывает на ве личайший вред подмены принци пиальных отношений в литературе отношениями приятельскими. Бес- иррнцигсиашьные приятельские от ношения в среде некоторых на ших литераторов сыграли глубо ко отрицательную роль, повели к снижению идейного уровня мно гих литературных произведений, облегчил» доступ в литературу чуждым советской литературе лю дям. Отсутствие критики со сторо ны руководителе идеологического журналах «Звезда» и «Ленин- J фронта в Ленинграде, со стороны •грод». ЦК въанп/эвдер бьшг вме шаться и решительно поправить дело. Он не ш ел права смягчать своего удара! против тех, кто забывает свои обязанности по от- дашешио к народу, по отношению к воспитанию молодежи. Если мы хотим повернуть внимание нашего актива к вопросам идеологической работы и навести здесь порядок, дать ясное направление в работе, мы должны остро, как подобает советским людям, как подобает большевикам, раскритиковать ошибки и недостатки идеологиче ской работы. Только тогда» мы сумеем поправить депо. Иные литераторы рассуждают так: поскольку за время войны народ изголодался по литературе, книг выпускали мяло, постольку читатель проглотит любой товар, хотя бы и с гнильцой. А между тем это совсем» не так, и мы не можем терпеть всякую литерату ру, какая будет подсовываться нам неразборчивыми литераторами, редакторами; издателями. Совет ский народ ждет от советских писателей настоящего идейного вооружения, духовной пищи, кото рая помогла бы выполнению пла нов великого строительства, вы полнению планов восстановления руководителей ленинградских журналов, подмена принципиаль ных отношений приятельскими отношениями за счет интересов народа принесли величайший вред. Товарищ Сталин учит нас, что, если мы хотим сохранить кадры, учить и воспитывать их, мы ве должны бояться обидеть кого- либо, не должны бояться принци пиальной, смелой, откровенной и об’екттаной критики. Без критики любая организация, в том числе и литературная, может загнить. Без критики любую болезнь мож но загнать вглубь и с ней труд нее будет справиться. Только, смелая и открытая кртгшка помо гает совершенствоваться нашим людям, побуждает тгх итти вперед, преодолевать недостатки своей работы. Там, те нет критики, там укореняется затхлость и застой, там нет места движению вперед. Товарищ Сталин неоднократно указывает на то. что важнейшим условием нашего развития явшяет. ся необходимость того, чтобы каждый советский человек подво дил итог свое» работы за каждый день, безбоязненно проверял бы себя, анализировал свою работу, мужественно критиковал свои не достатки и ошибки, обдумывал бы как добиться лучших результатов своей работы и непрерывно рабо тал бы над своим совершенство ванием. К литераторам это отно сится в такой же мере, как и к любым другим работникам. Тот, кто боится критики своей работы, тот презренный трус, ие достой ный уважения со стороны народа. (Бурные аплодисменты). Некритическое отношение к своей работе, подмена принци пиальных отношений к литерато рам приятельски и широко рас пространены и в Правлении Сою за советских писателей. Правле ние Союза и в частность его председатель т. Тихонов повинны в том неблагополучии, которое вскрыто в журналах «Звезда» и «Ленинград», повинны в том что они гае только не поставили пре грады проникновению в советскую литературу вредных влияний Зо щенко, Ахматовой и других несо. ветских писателе®, но и попусти тельствовали проникновению в наши журналы чуждых советской литературе тенденций и нравов. Б недостаткам ленинградских журналов сыграла свою роль и та! система безответственности, кото рая сложилась в руководстве жур налами при том положении в ре дакциях ленинградских журналов, когда неизвестно кто отвечал за журнал в целом и за его отделы, когда не могло быть элементар ного порядка. Этот недостаток необходимо исправить. Вогт поче му Центральный . Комитет своим постановлением назначил главного редакторе журнала «Звезда», ко торый должен отвечать за направ ление журнала, за высокие идей ные и художественные качества произведений, * помещаемых в журнале. - В журналах, как и в любом деле, нетерпимы беспорядок и анархия. Нужна четкая ответ ственность за направление жур нала и содержание публикуемых материалов. Вы должы восстановить слав ные традиции ленинградской ли тературы и ленинградского идео логического фронта. Горько и обидно, что журналы Ленинграда, которые всегда были рассадника ми передовых идей, передовой культуры, стали прибежищем безидейности и пошлости. Надо восстановить честь Ленинграда, как передового идеологического и культурного центра. Надо пом нить, что Ленинград был колы белью большевистских ленинских организаций. Здесь Ленин и Сталин заложили основы больше вистской партии, основы больше вистского мировоззрения, больше вистской культуры. Дело чести ленинградских пи сателей, ленинградского партийно го актива состоит в том, чтобы восстановить и развить далее эти славные традиции Ленинграда. Задача работников идеологическо го франта в Ленинграде и в пер вую голову писателей заключает ся в том, чтобы изгнать из ленин градской литературы безидеиность и пошлятину, чтобы высоко ПОД НЯТЬ знамя передовой советской литераггуры, чтобы не упустить ни одной возможности для своего идейного и художественного ро ста, не отстать от современной тематики, не отстать от требова ний народа, .всячески развивать смелую критику своих недостат ков, критигоу не подхалимскую!, те групповую и приятельскую, а на стоящую, смелую и независимую, идейную большевистскую крити ку. Товарищи, теперь для вас долж но быть ясно, какой грубый про мах был допущен Ленинградским городским комитетом партии, в особенности его отделом пропа ганды и агитации и . секретарем по пропаганде то® Широковым, который был поставлен во главе идеологической работы и на ко торого в первую очередь ложит ся ответственность провал журналов. Ленинградский) комитет партии допустил грубую полити ческую ошибку, приняв в конце июня месяца решение о новом составе редакции журнала «Звез да», в который был введен и Зо щенко. Только политической сле потой можно об9 ясяить, что се кретарь горкома партии т. Капу стин и секретарь горкома по про- погацде т. Ширкав провели такое ошибочное решение. Повторяю, что все эти ошибки нужно как можно скорее в решительнее исправить с тем, чтобы восста новить роль Ленинграда в адейно* жизни вашей партии. I Все мы любим Ленинград, всё мы любий нашу ленинградскую партийную организацию как один из передовых отрядов нашей пар тии. В Ленинграде не должно быть прибеокгаца для разных примазав шихся литературных проходимцев, которые хотят использовать Ленинград в своих целях. Для Зощенко, Ахмагговой я им подоб ных Ленинград советский не до рог. Они хотят видеть в нем оли цетворение иных общественно-по литических порядков и иной идео логии. Старый Петербург, Медный всадник, как образ этого старого Петербурга, — вот что маячит перед их глазами. А мы любим Ленинград советский. Ленинград, как передовой центр? советской культуры. Славная когорта вели ких революционных и демократи ческих деятелей, вышедших из Ленинграда, — это наши прямые предки, от которых мы ведем свою родословную. Сланные традиция современного Ле&гйнграда^ есть продолжение развития этих вели ких революционных демократиче ских традиций, которые мы ни nai что другое не сменяем. Пусть ленинградский актив смело, без оглядки назад, без «подреосори- вания» проанализирует свои ошйб-* ки, чтобы как можно лучше я быстрее вытравить дело и дви нуть нашу идейную работу впе-* ред. Ленинградские большевиюи должны вновь занять свое место в рядаос застрельщиков и передо виков в деле формирования совет! ской идеологии, советского об-1 ществеииого сознания. (Бурныеч аплодисменты). Как могло случиться, что Ленинградский горком партии до пустил такое положение на идео логическом фронте? Очевидно он увлекся текущей практическое работой по восстановлению todo-» да, по под’ему его промышленное сто и забыл о значении идейно-* воспитательной работы, и это заб вение дорого обошлось ленин градской организации. Нельзя забываггь идейную работу! Духов ные богатства наших людей не менее важны, чем материальные. Нельзя жить вслепую, не забо тясь о завтрашнем дне не только в области материального произ водства, но н в области идеоло гической. Наши советские люди выросли настолько, что не будут «глотапгь» всякую духовную про дукцию. какую бы им ни подсу нули. Работники культуры , я искусства, которые не перестроят ся и не смогут удовлетворить вы-: росших потребностей народа, мо гут быстро потерять доверие на рода. Товарищи, наша советская ли тература живет и должна жить интересами народа, интересами Родины Литература — это родоноё для народа дело. Вот почему каж дый ваш успех, каждое значи-*- тельное произведение народ рас сматривает, как свою победу. Вот почему каждое удачное произве дение можно сравнивать *с выиг** ранным сражением или с круп ной победой на хозяйственной фронте. Наоборот, каждая неудача в советской литературе глубоко обидна и горька народу, партии* государству. Именно это имеет и виду постановление ЦК, который заботится об интересах народа, об интересах его литературы я крайне обеспокоей положением дела у ленинградских писателей. (Окончание см. на 4 стр )%
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz