Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
Доклад т. Жданова о журналах „Звезда1 и „Ленинград" * 5 ( П р о д о л ж е н и е ) реликвия двюряжжой культуры. Вое этчз шауяо о невозвратное прошлое! Ооккхл'шМ этой да^леюой, чуждой нарЮду культурйд яаюши гго 'чудом сохранившимся до ш - лшх »р*емвд, шгаепо уиое не остается де<лаггъ, мак только 3gml юнуться © себе и жить xmeejpaam. сВсе расхищено, предано», прода но»^ — таю пишет Акматошь Об обществешо-политич)е1спда!Х) и литературным иде&1лшо акме истов один то виииныгс представи те ;гей этой грушки!, О аш Ман дельштаму зяезадоииго до реврлкх. ции писал : «-чПтобЬтаы к юргандаму й> орпайизетни? акмеисты раздели;. • куг с фшиолюггачюскй) гШшлъньпм) ср едй евеко эьк ivj»... ? «С р ед аеве - юовье,. о п р е д е л я я п о своем у удел ьны й .вес ч ел о в ек а , чувстно - Еилзо и трипш -Ейла е го зй! каи сдам соверш енно ш заиясгамЬ югг его зесииуг»'.-* «Д|ац Е-врола! орш ииа бЮВОЗЬ ЛабйрИНТ аж у р н о -то нш й юультурьп; когда , аб с тр ак тн е е бъь- ти е , нич)е(м1 н е [Пlp^иJк^palП)eш^‘oe, ли!ч^ к о е сущекЛгвЬввниа (ц«шиюсь к а к пюдшиг. О тсю д а а р и т х к р а п т » - с ш я д а п и м т с т ь , саявгутоОшо в с е х лю дей , сгголь чм ж д ая п о д у х у «pfeiEleiHJcmayi й б ттсти у г* иалигшй револю ции» ... «Ср1еднев1е!юо(вь)а д о р о го шы лютому», ч то о б л ад ал о вы сокой сЫегаегси! чтектвюм rptem j и переторюдЬк»1... «В лнш род аал см е с ь р а ссу д о чн о сти и ш с т я к и и ощ ущ ени е ivnpn. м ак жмвонЪ peta- новесия\, рЬдИитг изкз с этой) эп о хой к) ообуэкде& г черйаты сьплшп в ц р си зв ед аш ям , втииМших: и® р о - •агпэскюй) почЬа о й о л а 1200 год а* . I В srrraxi идоскйиьвв Й нйял М ан дельш тама) ^[згвергаугпьв чаяния1 и идеалы . акмеистов». «Насаш) и сгседагг^ккхвъю»' — тгпоо® общ е ственны й и д а а т этой а(р(истокра~ П1И1ческО-с1ашогаиой труппы . Н а за д к обезьяи-бе — переклика!егпся с в ей З ощ ен ко . К'стаЩи ой азать , в и т е й с г ы , и» « С е р а т р н т ы братьям в е д у т сгюта роцосшовнута сгг общ их предков* И у\ а м и т . стови и у <Юер1ат1о1но(йШ{ брв^ гьт» общ им :родаташ1лъ1нш1яоМ яшяжя Гофмшга, о д и н и з ооносзополтани - аоов apoiCTc«ci3Tm)eictK3ouciawm 1 Цвт 2 |л)е 1 нггсгпв 1 а fa мистшцизма). | Почему вдруг пшадЬбЙлоюг! тто- ЛуЛЯ|рИЗ|ЙрОЕ1гПЪ ЙОООЕПО АхМ)ЗГГО- гой? ЮгпооЬ oHiai имеет отношение к тм, советским» лподам? Поч^ему Н )'жш пгедостарикпъ лшеряггупх- .н>гю» Tipffn5yKiyi /всем этим ушигоч- НЬПЧ И глубоко Ч!уЖ|3|ЬПМ) И2(м| лии Iтеямг^у!ри1ьт1\Ф 1Н2|ГТ;0йШ1егтк1ЯМ1? j И з иеггорш! -русской литефаггу’- ipbb мьг г е а е т что м& д а э и) Из Д 1 Н 12 ) (рейгсглйгснтаьпе лиггегяту^мчьпе ггечс^пя. к юигорыля отшк^йпись В СИМБО^ГПЛЛ И flKiMeiTT'n-Jl, ГПЫТПЗ)- иипзь) об ’Я1П.Т;5ТТЪ пошщъп тт-лпито eei- \лшш peiBkxnjvvrrMiotHiHioi-д е р /тц ^ г т т . ' Ч есхия TpiaunKtor^ р у с ско й лктепаи , турьи, тгроггИз е е .тйередотьгх п р е д . , icmaiBKtrejreS; аыт??1гтисы лиш ить л т . Tepartvii>y е в ctbicowono, г д е й г ^ г о * В общ ественного 3IHiaf41ff4IT^ (НГИЗи в е с та efe vi болото бе.^иде^н1ости; и псивлюст». 'Все! э т а <^мод|Н 1 ьпе^ те - vrmm юшуипи © Леггу и быши сброшейы) в прошлю^ вместе с i теми йласЬами, w iebjronwo юото- |рьих оии ompiabKlaim эти ciwml ВШШСГПЬП, гТОМШ1С?ГЫ\, «ж £ |*ты з 500ф- тьг»\, «бубнюиые! йзшетыг», «шче-- ес!Ш», —' что сгг чтях* осггйлось в иаяпей рсх^^тЪ'И) -русской, сои^з.Т- сюой лите!г 1 -ггуре? Pobhhstvh с^зтом; вачего\, хюгя» ипс п о х о ^ тажхггп Е е л т и х пгЬдсш 2 гг 1 ге!л 1 е 1 Й русской (р еЕ в л ед д е с т э - демскрггптегхой Л 1 игге|р 1 аггуры/ — БеличскО'ГО, Д о б - ролтобсгп. Ч ет^ ттп ев ск о гр , Г ер - пе*нж СалтыковзиГЦелгттпа) — 3«aL д ум ы вали сь с больш им шутмом) и П'г^теггщтогжстъзо! и с изгоям ж е эффектом. трсЕЕ1л1итпмЮъ. f Ак 1 М 1 еисты) тарю етогла^^та «iHe РЧОСКГГЬ !HIHKl?KHfX* !П)СГТ|Г!ЗГ]''.Т бьг- тае* т в KipHiTrTrv т а ^ и е г о не ЕД 120 ‘ 2 ГГЬСЯ». (ПоЧ.емУ 0!Fl4! бьглн пт о гт э В!несе{нпл тп?г<их> бы то ни бышо шгг.рагаох' 'вбьтпие? Да тю- tcl4v^ ч то это cmaipcei дгаЬлушсжзец буржуа^^юв 6 т*пт1^1э fT.fi нрявииюсь, в ре1во^гоахшнгр1ьпй тарод» сгбттрп’т- с я гтотрввшютгъ э то их быши^е. В октябре; 1917 года билли вттрш- иуты) si (м-усорйуча яму) истории мак П'рашжще: кивассил, та» и их идеологию и пешопевдъп. И вдруг т а 29-mj год|у шци&и лшпижсйоой реэалзоащн) паявиг»- кгрся вмавь. иа) ацешу иекотю^рьге музе'йиые) рйщкосгги иэ марен т а и ^ и ш 1 чиш 1 югг пюучапъ raaanyj моло- деокь*, Kiaw нужшо жиггы. Пе?ред Axcvатошй широко рвск*рывоюг (вюрогпа леииигрйдскаго журнала и ей свюбод!нк> предсташгяется ог- ровляпы ш зш 1 низ молодежи т 1 ле- твориьш духом своей поэзии. • В журнале «Лешшград», в од ном из номеров, опубликовано ие*что вроде аводки произведений Ахматовой, написанных в период с 1909 п о 1944 год. Там -наряду с прочим хламом есть одно сти хотворение, написанное в эвакуа ции во время Великой Отечествен ной войны. В этом стихотворении OHiai впишет о своем одиночестве, которое она вынуждена делшъ с черным) мотом. ОмкхприУг т\ нее *4€jplHibrfb кот, как глав» слтхл&Ш'Я- Teiva) не1 ИсявШ. О чергаом! юоте Ахматова! тииюаша и si il0O9 году. Н-а». строения одиночества и безьисход- «остш, чуждое шв«етскЫЬ литера1- туре, свявьгвают весь историче ский путь «творчества» Ахма товой. Что общего между этой поэ зией, интересами нашего народа и государства? Ровным ^счетом ни- адго. Творчество Акматовой — дело далекого прошлого: оно чуждо современной советской действительности и не может быть терпимо на страницах наших жур- наикт Наша литература) — не частиое арадпрштие, рассштПашшое на mog чтобьп п)отр1а1ф1л1Ш1Ь1 различ ным вкусам литературного рынка. Мы вовсе не обязаны предостав лять в нашей литературе место для вкусов и нравов, не имеющих ничего общего с моралью и ка чествами советских людей. Что поучительного могут дать произ ведения Ахматовой нашей моло дежи? Ничего кроме вреда Эти произведения могут только по сеять уныние, упадок духа, пес симизм, стремление уйти от на сущных вопросов общественной жизни, отойти от широкой дороги общественной жизни и деятель ности в узенький мирок личных переживаний. Как можно отдать в ее луки воспитание шли)ей)мошЬде- жи?! А между тем Ахматову с 6o.wjk>w romofBHocibjo пегчаталй то в «Звезде», то в «Ленинграде», да еще отдельными сборниками и>здЕ 1 Я? 1 лга. Это п^убая! политагсе- ска<я ошибка. iHe случайно ввиду всего этого, что в ленинградских журналах начали появляться произведения д т т и х писателей, которые стали сползать на позиции безыдейности и упадочничества^ Я имею в вяду такие произведения, как произве дения Са.дофьева и Комиссаровой. В некоторых сяоих стихах Са- до<Ььев i t Комиссарова! стали под певать Ахматовой, стали культи- BHpOiBiarrb нз«ггрюеиия« ки Hi одиноч-ества, которое так л«кУ>°.знъл >ш\гше‘ Агмзтовйй. 'Нечего и говорить, что подоб ные настроения или .проповедь подобных настроений может ока зывать только отрицательное влияние на нашу молодежь, мо жет отравить ее сознание гнилым духом безидейности, аполитично сти. уныния. X что было бы, если бы мы воспитывали матодежь в духе уныния и неверия в паше деито? А было бы то, что мы не победи ли бы в Великой Отечественной войне. Именно потому, что со ветское государство и наша пар тия с помощью советской лите ратуры воспитали нашу молодежь в духе бодрости, уверенности в своих силах, именно поэтому мы преодолели гвелич^йгаие трудности в строительстве социализма и добились победы над немцами и японцами. Что из всего этого следует? Из этого (следует, что журнал «Звезда», (помещавший на своих страницах, параду с произведения, ми хорошими, идейными, бодрыми, произведения безидейные, пошлые, реакционные, стал журналом без направления, стаи» журналом, по могавшим врагам раолагать нашу молодежь. А ваши журналы были всегда сильны своим ^юдрыи, ре волюционным направлением, si ве эклектикой, не безидейностью и апоиягпщизмом. Пропаганда беа- адейиюсти получила равноправие в «Звезде». Мало того, в ы я с н я е т ся, что Зощенко приобрел такую силу среди писательской органи зации Ленинграда!, что даже по крикивал1 на несогласных, грозил критикам прописать в одном из очередник произведений. Он стал чем-то вроде литературного -дик татора. Его окружала груша по клонников, создавая) ему славу. Спрашивается, на каком основа нии? Почему вы допустили это противоестественное и реакцион ное дело? ь iHe случайно, что в литератур ных журналах Ленинграда стали увлекаться современной низко пробной буржуазной литературой Запада. Некоторые наши литера торы стали рассматривать себя не как учителей, а как учеников буржуазно-мещанских литерато ров, стали сбиваться на тон низко поклонства и преклонения перед мещанской иностранной литерату рой. К лицу ли нам», советским патриотам, такое низкопоклонство, нам, построившим советский строй, который в сто раз выше и лучше любого буржуазного строя)? К ли цу ли нашей 1 гередовой советской литературе, являющейся самой ре волюционной литературой в мире, нивкапогалонство перед ограяя1- чеянай мещанско-буржуазной ли тературой Запада? Крупным недостатком работы наших писателей является также удаление от современной совет ской тематики, одностороннее ув лечение исторической тематикой, с одной стороны, а, с другой сто роны, попытка замяться чисто раз влекательными пустопорожними сюжетатяи. Некоторые! писатели в оправдание своего отставания от больших современных советских тем говорят, что настача нора, когда народу надо дать пустоваь тую развлекателыгую литературу, когда с идейностью произведений можно не считаться. Это глубоко неверное представление о нашем народе, его запросах, интересах, 'Наш народ ждет, чтобы советские писатели осмыслили и обобщили громадный опыт, к о т о р ы й народ приобрел в Великой Отечествен ной войне, чтобы они изобразили и обобщили тот героизм, с кото рым народ сейчас работает над восстановлением народного хозяй ства страны после изгнания вра гов. Несколько слов насчет журнала «Ленинград». Тут у Зощенко по зиция еще более «.прочная», чем в «Звезде», так же, как и у Ахман товой. Зощенко и Ахматова стали активной литературной силой в обоих журналах. Журнал «Ленин град», таким образом, несет от ветственность за то, что он пре доставил свои страницы таким пошлякам, как Зощенко, и таким св(лоягя™пюгэтэ6с1аму как Ахмшойа! Но у журнала) «Ленинград» есть и другие ошибки. Вот, налпимер. пародия На «Ев гения Онегина», написанная иеким Хазиным. /Называется эта вещь «Возвращение Онегина». Гаворят, что она нередко исполняется на подмостках ленинградской) эстра ды. Непонятно, почему Л е н и н г р а д , цы допускают, чтобы с публичной трибуны шельмовали Ленинград, как это делает Хазин? Ведь смысл всей этой так называемой литераи турной «пародии» заключается не в пустом зубоскальстве по поводу приключений, случившихся с Онегиным, оказавшимся в совре менном Ленилгграде. Смъпсш па сквиля, сочиненного Хазиным». за ключается в том, что он пытается сравнивать шш современный Ленинград с Петербургом пуш кинской эпохи л доказывать, что наш век хуже века Онпптч^ Пригладитесь хотя бы к некото рым строчкам етоА «пародии». Все в (вашем современном Ленинграде автору не нравится. Он злопыха тельствует, возводит клевету на советских людей, на Ленинград. То ли дето рек Онегина — золо той век, по мнению Хазика. Те перь не то. — (появился жилотдел, карточки, пропуска. Девушки, те неземные эфирные создания, кото рыми раньше восоинца^я Онегин, стали теперь регулировщиками уличного движения, ремонтируют ленинградские дома w т. д и т. п. Позвольте процитировать одно только место из этой «пародии»: В трамгзай с а д и т е наш Евгений. О, бедный, милый человек! Не знал таких передвижений Его непросвещенный век. Судьба Евгедая хранила, Ему лишь ногу отдавило, И только рав, толкнув в живот, Ему сказали: «Идиот!» Он, вспомнив древние порядки, Решил дуэлью кончить спор, Полез в карман... Но кто-то спер Уже давно его перчатки, За неименьем таковых Смолчал Онегин и притих. /Вот какой был Ленинград н) ка ким он стал теперь: плохим, не культурным, грубым и в каком неприглядном виде он предстал перед бедоньш, милым Онегиным. Вот каким представил Ленинград и ленинградцев пошляк Хаэин. высококачественных произведений. Боли , их появится достаточно много я им не будет хватать ме ста в одном журнале, можно будет создать второй и третий журнал; лишь бы ваши ленинградские пи сатели давали хорошую в идейном и художественном отношении про дукцию. Таковы грубые ошибки и не достатки, вскрытые и отмеченные в постановлении ЦК ВКЩб) о т носительно работы журналов^1 «Звезда!» и «Леашград». В чем корень втах ошибок к недостатков? Корень этих ошибок и недо статков заключается в том, что редакторы названных журналов, деятели нашей советской лите ратуры, а также руководители нашего идеологического фронта в Ленинграде забыли некоторые основные положения ленинизме о литературе Многие из «гасапч iefi и кз тех, которые работают в ка честве ответственных редакторов «ли занимают ванные посты в Союзе писателей, думают, что* политика — это дело правитель ства. дело ЦК. Что (шсается ли- теретоджхвс то не их: дело зсмимать- ся оолгттеоой. Н а ян тл чешзозек хо рошо, художественно, красиво — надо пустить в ход, несмотря иа то, что там имеются гнилые мес та, которые дезориентируют на----- - шу молодежь, отравляют ее. Мы\^* наши товарищи, литературы, так руководствовались пей, без чего советский строй яе т. е. политикой, ч то ^ ^ бы нам воспитывать молодежь ЩШЛ в дух» наслевизмз! и безгадейГ' иости, а в духе бодрости и рево люционности. Известно, что ленинизм вопло тил в себе все лучшие традиции русских революционеров-демок- ратов XIX века и что наша со- ветсшя культура ЕЬэгаякла, раз вилась и достигла расцвета на базе критически пефеработатьго культурного наследства прошло го. В области литературы наша партия устами Лешоа и Сталина неоднократно признавала огром ное ветаченюе велики* русски* революционно * демократических писателей и критиков — Бедаъ- ского, Добролюбова, Чернышев- скога Салпькдюа-Ш^шхгна^ Пле ханова. Нотпгаан с Белипсиого, все лучшие представители рево люционно-демократической рус ской интеллигенции не признава ли так называемого «чистого кусства», «искусства для п с к '^ф ства» и были глашатаями искус ства .тля народа, его высокой идейности и общественного знау чения. Искусство не может отде лить себя от судьбы народа. Вспомните знаменитое «Письмо к Гоголю» Белинского, в котором великий критик со всей присущей ему страстностью бичевал Гоголя за его попытку изменить делу на рода и перейти на сторону царя. Это письмо Ленин назвал одним из лучших произведений бесцен зурной демократической печати, сохранившим громадное литера турное значение и по сию пору. Вспомните литературно-публи цистические статьи Добролюбова, в которых с такой силой пЬказа- нк> обшествейнюе! жлтсегние литера туры. Вся наша русская револю ционно-демократическая публи- цисггик’.г насыщена сме:ра 1 йль 1 лой ненавистью к царскому строю и проникнута благородным стрем лением бороться за корештые ин тересы народа за его просвеще ние. за. его культуру, за его ос вобождение от пут царского ре жима Боевое искусство, ведущее борьбу за лучшие идеалы народа— так представляли се^е лнтерату. в ру и искусство великие предста- ^ вители русской литературы. Чер нышевский, который из всех уто пических социалистов ближе всех подошел- к научному социализму как духом учил т о м у . являемся, ---- --------Ч (Продолжение см. на 3 стр.). Дурной, порочный, гнилой за*- мысеш у этой клеветнической па родии! Как же могла редакция «Ленин града» проглядеть эту злостную клевету на Ленинград и его пре красных людей?! Как можно пускать хазинъгх на страницы ленинградских журналов?! Возьмите другое произведение- пародию на пародию о Некрасове, составленную таким образом, что она представляет из себя прямое оскорбление памяти великого поэта и общественного деятеля, каким был Некрасов, оскорбление, против которого должен был бы возму титься всякий просвещенный че ловек. Однако редакция «Ленин града» охотно поместила его грязное варево на) своих страни цах. Что же мы еще находим в жур нале «Ленинград»? Заграничный анекдот, плоский и пошлый, взя тый, видимо, из старых затасканных сбог^ничюв ?гтдппгУ)пз мэнца» прош лого столетия. Разве журналу «ТТениипрад» нечем заполнить свои страницы? Разве не о чем писать в журнале «Ленинград»? Возьмите хотя бы такую тему, как восста новление Ленинграда!. В городе идет великолепная работа, город залечивает раны, нанесенные бло кадой, ленинградцы полны энту зиазма я пафоса поолевое&шого восстановления. Написано ли что- нибудь об этом в журнале «Ленинград»? Дождутся ли когда, либо лейгинградцы, чтобы их тру довые подвиги нашли отражение на страницах журнала? 'Возьмите далее тему о совет ской женщине. Рас*ве можно куль тивировать среди советских чи тателей и читательниц присущие Ахматовой постыдные взгляды на роль' и призвание женщт^ны, яе да вая истинно правдивого представ ления о современной советской женщине вообще, о ленинградской девушке «и жеящине-героине, в частности, которые вынесли на своих плечах огромные трудности военных лет, самоотверженно тру дятся ныне над разрешением труд ных задач восстановления хозяй ства? Как видно, положение дел в ленинградском отделении Союза писателей таково, что в настоящее время хороших произведений для двух литературно-художественных журналов явно иехватает. Вот почему Центральный Комитет пар тии решил закрыть журнал «Ленинград» с тем, чтобы сосре доточить все лучшие литератур ные силы в журнале «Звезда». Это, конечно, не значит, что Ленинград п р и надлежащих уело, виях не будет иметь второго или дя'Жр третьего журнала). Вопрос решается количеством хороших, требуем, чтобы как руководители и пишущие т м л может жить, и от сочинений которого, указывал Ленин, «веяло классовой борьбы» — что задачей искусства
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz