Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ТРЮМНЫХ И КОТЕЛЬНЫХ МАШИНИСТОВ На каждом военной корабле в «БЧ-V» есть две группы специа листов, которые находятся в осо бо тесном взаимодействии друг с другом. Это — котельные и трюмные амиишнсты. Первые ве дают сложными котельными аг регатами и обеспечивают паром машины карайдя, вторые расто ргаю тся иотаритеяыаой уста вш ий , нефтяной, пожарной, пи тательной и друдами системами. Йраме того, трнишые отвечают за ■снабжение котлов мазутом и во- Я, пожалуй, не ошибусь, если скату, что от четко налаженного взаимодействия между котельны ми и трюмными машинистами в большой степени завишг успеш ность плавания. ягягва* Пюмню, как в самом начало войны наш корабль вышел в на беговую операцию. Когда мы под ходили к вражеспоому побережью, в одном из котлов лопнула труб ка. Ход был сокращен. Нужно было немедленно ввести котел в строй. За это взялся старшина 1 статьи Балашов вместе со свои ми подчиненными. Воду ив кот ла спустили, вскрыли паровой и водяной коллекторы. ! В раскаленные коллекторы — температура достигала 90° — за лезли матросы Глаголетекий и Блинов. Они быстро обнаружили и заглушили лопнувшую трубиу. Котел вновь был готов к дейст вию. Последнее слом оставалось теперь за трюмными машинистами. Сумеют ли оаи в кратчайший срок обеспечить котел водой? Ведь для того, чтобы заполнить его, нужно было принять много воды. А это могло помешать работе других котлов, т. к. зайас воды на ко рабле был весьма отраниченным. В таком затруднительном положе нии от трюмных требовалась очень гибкая и (разворотливая работа. Старшина 1 статьи Оурядав ■понимал, что от наличия пита тельной воды зависит сейчас бое способность корабля, и действо вал без промедления. Он приказал запустить два иапзрителя, кото рые и сумели за короткое время пополнить недостающее количе ство воды, ш эое котлыстали рабо тать на полную мощность. Ко рабль получил нужный ход, и боевое задание было выполнено. Что же обеспечило такую быструю и успешную работу ис парителей? Прежде всего, прекра сное знание своей специальности и своих обязанностей старшиной Сурядовым и, во-вторых, умелое обслуживание испарительной установки всеми сто помощни ками. Вахта у испарителей ва погоде — важное и ответственное дело. Нужно точнейшее соблюдение инструкции, чтобы не засолить воду. У нас был случай, когда из-за незначительной иа первый взгляд ошибки старшего матро са Аркадьева была нарушена ра бота всей исшарительной установ ки и щуэизопыо засоление ко тельной воды. Как же это сказа лось на работе главных котлов? Самым скворньм образом. Из-за повышенной солености воцы цир куляция ее в котлах наруши лась, стало происходить периоди ческое вскипание, резко упала температура перегретого пара. Все это вызвал» нарушение тепло вого режима главных турбин, а значит и снижение коэфвциента полезного действия. Корабль на чал расходовать больше топлива, но ход его от этого отнюдь не уве личился, наоборот, стал меньшим. Этот пример показывает, какое значение имеет д£я корабля тес ная, хорошо согласованная рабо та трюмной и вотельной групп. К этому и должны стремиться мо лодые машинисты во всей своей работе. Мичман А. ОДОЕВ. И з б о е в о г о о пы т а Верти наль — маневр победы Приказ выполнен В момент, когда катер старше го лейтенанта Козлова подходил к району учений, старшина 1 ста тьи Дялько обнаружил, что одна из торпед неисправна. Стре лять ею было нельзя, и это гро зило срывом учений. Командир катера приказал немедленно вве сти торлецу в строй. Время не ждало, и торпедисты приступили к работе. Для того, чтобы устранить неисправность, нужно было выдвинуть торпеду из аппарата. Проделать это приш лось трижды, и на полном ходу катера. Яялько и его оод'ж ея- ные у спеши» выполнили приказ командира. Учение состоялось, и стрельба прошла отлично. И. СЫЧЕВ. Находчивый матрос Ватер вернулся в базу с (неэдг затеянной стрелкой. Запасного троса не оказалось. Всю ночь ‘оранным телеграфом— он не пере давал сигналов к моторам. Мат росу Карпову было приказано оп ределить, в чем неисправность и устранить ее. Осмотрев телеграф, Карпов уви дел, что порван трос, соединяю щий рукоятку управления с ука- трудилен матрос, но нашел вы ход из создавшегося положения. Телеграф был введен в строй, и утром катер получил возможность итти в море на очередное учение. - И. МАКСИМОВ. По следам наших выступлений „Без хозяйственного глаза1 -Под таким заголовком в «Крас- яофлОтце» № Л77 была опублико вана корреспонденция. Командир частя тов. Дуганов сообщил в ре дакцию. что отмшешш© недос- ______ т4теен в работе продовольственной части проверены и факты под твердились. На отэетстбениого за этот участок работы тов. Ломов- дева наложено взыскание. По следам неопубликованных писем ■Военкор прислал в]редакцию Ч к<ж сообщал, что за письмо, В котором сообщил, что ^ парикмахерша Залавошя плохо грубость и плохую работу Залез- относится к работе и проявляет j лко- ВЫГОООрг Грубость к клиентам. в о время войны кашам летчикам приходилось вести воздушные бои не только на горизонтальном маневре, не и на вертикалях. С помощью боевой вертикали, хо рошо освоенной нашими летчика ми, мы лишали немцев основного преимущества в бою — внезап ности атаки. Вспомдоается первый «сой бой на» восходящей опирали. Я провел его в паре с ведомым. Самолетов противника было вчетверо боль ше, чем иас. Они набрасывались со эсех сторон. Раздумывать было некогда*. Я знал, что мой ведомый будет верен мне. Мы ринулись в атаку. Она на миг ошеломила немцев. Но их восемь, а нас двое. Почти одновременно с ведомым атакуем ближнего «мессера». Из атаки выхожу горкой. Ведомый получил повреждение. Приказы ваю уходить остаюсь одни. Кле щи сжимаются с каждой секун дой. Но мне удается вырваться из них резким маневром, который стал впоследствии одним из моих излюбленных приемов. Это была восходящая спираль. Режим дви жением я задрал нос машины и, энергично работая управлением, оказался выше заходившего мне в хвост «мессера*». Теперь преиму щество в высоте было на моей стороне. Маневр удался. Вскоре одного немца -я сбил, а затем при шли наши летчики. Бой продол жался на вертикалях. Были сби ты еще несколько машин. С каждым полетом вертикаль ный маневр уточнялся и изменял ся. Наши летчики -истребители кол. лективно дополняли этот маневр. Как-то оддо из наших лет чиков был зажат двумя «меосерамда и, когда самолеты зашлю ему в хвост, оя ушел под трассу полубочкой. Машина как бы потеряла высоту, атакующие «мессеры» на большой скорости проскочили «ад атакованной ма шиной и были уже не в силах предпринять что-либо реальное. Чтобы даль оценку новому ма невру, мы вскоре собрались на летно-тактическую конференцию. Старший лейтенант Швечков рас сказал о первых своих встречах с врагам, о боях на вертикалях. Летчик Куренок поделился опы том как нужно вести осмотри, телмгость иа этом маневре, оха рактеризовал уязвимые места сФВ». Тут же бы 'л заслушан доклад — «Вертикаль — маневр* победы». На конференции мы пришли к общему выводу, что излюбленная тактика «фоккеров» — атаковать сверху и сзади, используя для внезапности высоту, солнце и об лачность, атаковать с пикирава!иия и маневрировать по горизонтали. Но «ФВ» иногда принимали и ло бовые аггаки, а порой и сами шли в лоб. Это поведение немецких летчиков объяснялось тем, что «Фокке-Вульф» при лобовых ата ках имел повышенную живучесть, которая обеспечивалась моторам воздушного охлаждения, броииро- вашем носовой части самолета и солидным вооружением. Наши летчики на отечественных мангинах неоднократно преследо вали «ФВ» и на боевом развороте догоняли его. Надо сказать^ что из боевого разворота «Фокке- Вульф» выходил с потерей высоты на 200 — 300 метров и, как пра вило, уклонялся от бол на вер тикальных фигурах, а маневриро вал по горизонтали и выходил из боя либо резким пикированием, либо резким свашиваошем на кры ло. На опыте многочисленных боев мы убедились, что «ФВ» по ма невренным и летно-тдатическим ка/честнам стоит ниже ваших оте чественных машин и особенно на вертикальном маневре. В боях на вертикальном манев ре особое зна!чение приобретают инициатива и осмотрительность. Эти воздушные с х в а т и про ходят на повышенных ско ростях, при резком измене нии высоты. В воздушном бою бывает так, что летчик, вын- дя из одной атаки, мгновенно ока зывается перед лицом второго не приятеля. И если растеряешься, упустишь инициативу, то враг использует это и навяжет свою тактику. Поэтому в бояк на вер тикалях каждый летчик должен стремиться всегда иметь преиму щество в высоте и быть готовым первым атаковать врага. Иногда приходилось вступать в бой. когда ‘Противник имел все же преимущество в высоте и ско рости. В этом случае на первом этап е боя не следует перехотеть к вертикальному маневру, надо заставить врага потерять в**соту, маневрируя со «горизонтали и на бирая запас скорости. И только когда враг выйдет на одну с вами высоту, перейти на вертикальный маневр — боевые развороты, пет ли. В подтверждение этого можго привести воздушный бой, прове денный мной в паре со старшим лейтенантом Лаютым. В этот раз мы прикрывали группу «Илов». Мой ведущий увидел 4 «Ме-109». Немцы были выше нас. Мы заста вили их потерять высоту и только после» этого перешли на вертикаль ные фигуры. Нашей паре удалось быстро завладеть высотой, и мы пошли в лобовую атаку. Разой дясь на лобовых курсах, Лапин очутился выше ведущего немца». «Стодевятый» потянулся за ним на вертикаль. Я в это время свя зал боем ведомого немца. Тогда Лапин с полупереворота пошел за мной. Ведущий немец попытался атаковать вторично. Лапин, нагнав на снижении скорость, снова) сде лал горку и оказался почта на 300 метров выше «стодевятого» и пошел на него в атаку. Немец пытался уйгги на левом вираже, но мой ведущий быстро зашел ему в хвост и с дистанции 70—50 мет ров сбил его. ь Изучая и обобщая опыт всех летчиков, мы глубоко осмыслили боевую вертикаль, как маневр победы. Нам было ясно, что бои на вертикальных фигурах требуют от летного состав* безукоризненной техники пилотирования, большой выдержки, отличной ориентировки в процессе боя. Нет нужды гово рить, что истребитель должен безукоризненно выполнять все фшуры высшего пилотажа. У всех летчиков нашей чаете надолго останется в памяти один самый крупный, во вместе с тем и самый тяжелый бой — 18 ав густа 1943 года. В этот день нам приходилось насколько раз вы летать яа прикрытие катерников. Самый ожесточенный бои произо шел, когда наша четверка во главе с капитаном Тарасовым ныне Героем Советского Союза встре тилась с 8 «Мессершмиттадьи» и двумя) «фоккерами». Будучи в группе боя и находясь ра прилич ной высоте, мы заметили группу немецких самолетов, идущих к ка терам. Было ясно, что немцы хо- тягг нанести бомбовый удар. По этому Тарасов немедленно повел нас навстречу немцам, и мы заста вили их сбросить бомбы в море, не дойдя до цеши. Завязался воз душный бой. Он проходил на. вер тикалях. Наш «Яковлев» превос ходил «стодевятого» на восходя)- щей опирали, не говоря уже о «Фокхе-Вульфе»-. Наша группа, держась крепко в парах, вначале набрала высоту. Это сделали и немцы. Но, когда яаяались первые атаки, они на горке зависли. Имея большой запас скорости мы в конце восходжцей сгтирали сдела ли первую атаку, в результате ко торой были сбиты сразу два само лета противника. Затем мы слава на вертикалях атаковали противни, ка. Немцы, несмотря ва численное превосходство, не могли ничего сделать. И в этой схватке мы сби ли еще два самолета противника, ие потеряв ни одного из своих. Тарасов сбил два немецких истре бителя. Хочется остановиться иа неко торых недостатках в использова нии вертиоальнаго маневра. Порой молодой летчик, ве имея опыта воздушных боев яа вертикалях, попадал в тяжелые положения. Младший лейтенант Лучкии встретился с парой «Ме-109» на высоте 100—200 метров. Вместо того, чтобы продолжить восходя щую крутую спираль, которую он начал на первом этапе боя, он набрал высоту 60 метров и сделал переворот. Но так как высота была малой и, к тому же, он сла бо пилотировал машину на низкой высоте, то, естественно, быстро потерял ее и врезался в землю. Молодому летчику нужно пом нить, что переворот в воздушном бою приносит мало пользы и при меняется лишь в тех случаях, когда летчику надо выйти из боя и притом на больших и средних высотах. Учебные воздушные бои на вертикалях имеют огромное значе ние. Молодому летному составу нужно все время тренироваться для того, чтобы мастерски овла деть боевой вертикалью — этим маневром победы. Лейтенант Г. ДЕМИДОВ. Гвардейцы осваивают программу ночной подготовки Подразделение гвардейских истребителей, которым командует Герой Советского Союза гвардии капитан Климов, уже несколько месяцев занимает одно из первых мест в североморской авиации по боевой подготовке. В сентябре, когда лад аэродро мом уже на значительное время суток стали опускаться сумерки, истребители приступили к поле там в ночных условияк. Вначале на тренировочном самолете «ПО-2», а затем и на боевых самолетах летчики ден-ь за днем совершенст вовали умение так ж е уверенно и грамотно водить самолет ночью, как это они делали в летние дни. За короткое время большинство экипажей освоилось с -хл^выми провозными полетами и постепен но приступило к выполнению курса ночной программы. Летчиками подразделения уже праведен ряд летных ночей. Гвар дейцы Климов, Кара-чевский, Бор- зистый, Андреев и Меленчук не сколько раз участвовали в ноч ных воздушных стрельбах по ос вещенному лучами прожектора ко нусу. Все эти летчике ее так дав но показали отличные результаты и в стрельбе по конусу, освещен ному аккумуляторными лампочка ми. Перед летчиками гвардии капи тана Климова командованием была поставлена новая ответственная задача — приступить к отработке ночного воздушного боя. Чтобы подготовиться к выполнению та кой задачи, экипажам нужно было тренироваться как следует на земле. Лишь на второй день, после тщательной проверки, для ведения боя были допущены Кли мов, Андреев, Карачевский и Бор- зистьгй. Все четыре летчика про вели бой организованно. Сейчас они готовятся выполнить новую задачу — провести учебный бой с бомбардировщикам. —В войну нам редко приходилось ночью встречаться с немцами, но и по тем нескольким боям, кото рые я провел с «Юнкерсами» и которые принесли мне две ноч ных победы, можно судить, как важно для истребителя умение драться и побеждать в любых условияк, — говорит Герой Со ветского Союза гвардия капитан т. Климов. Д. НИКОЛАЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz