Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ТРЮМНЫХ И КОТЕЛЬНЫХ МАШИНИСТОВ На каждом военной корабле в «БЧ-V» есть две группы специа­ листов, которые находятся в осо­ бо тесном взаимодействии друг с другом. Это — котельные и трюмные амиишнсты. Первые ве­ дают сложными котельными аг­ регатами и обеспечивают паром машины карайдя, вторые расто­ ргаю тся иотаритеяыаой уста­ вш ий , нефтяной, пожарной, пи­ тательной и друдами системами. Йраме того, трнишые отвечают за ■снабжение котлов мазутом и во- Я, пожалуй, не ошибусь, если скату, что от четко налаженного взаимодействия между котельны­ ми и трюмными машинистами в большой степени завишг успеш­ ность плавания. ягягва* Пюмню, как в самом начало войны наш корабль вышел в на­ беговую операцию. Когда мы под­ ходили к вражеспоому побережью, в одном из котлов лопнула труб­ ка. Ход был сокращен. Нужно было немедленно ввести котел в строй. За это взялся старшина 1 статьи Балашов вместе со свои­ ми подчиненными. Воду ив кот­ ла спустили, вскрыли паровой и водяной коллекторы. ! В раскаленные коллекторы — температура достигала 90° — за­ лезли матросы Глаголетекий и Блинов. Они быстро обнаружили и заглушили лопнувшую трубиу. Котел вновь был готов к дейст­ вию. Последнее слом оставалось теперь за трюмными машинистами. Сумеют ли оаи в кратчайший срок обеспечить котел водой? Ведь для того, чтобы заполнить его, нужно было принять много воды. А это могло помешать работе других котлов, т. к. зайас воды на ко­ рабле был весьма отраниченным. В таком затруднительном положе­ нии от трюмных требовалась очень гибкая и (разворотливая работа. Старшина 1 статьи Оурядав ■понимал, что от наличия пита­ тельной воды зависит сейчас бое­ способность корабля, и действо­ вал без промедления. Он приказал запустить два иапзрителя, кото­ рые и сумели за короткое время пополнить недостающее количе­ ство воды, ш эое котлыстали рабо­ тать на полную мощность. Ко­ рабль получил нужный ход, и боевое задание было выполнено. Что же обеспечило такую быструю и успешную работу ис­ парителей? Прежде всего, прекра­ сное знание своей специальности и своих обязанностей старшиной Сурядовым и, во-вторых, умелое обслуживание испарительной установки всеми сто помощни­ ками. Вахта у испарителей ва погоде — важное и ответственное дело. Нужно точнейшее соблюдение инструкции, чтобы не засолить воду. У нас был случай, когда из-за незначительной иа первый взгляд ошибки старшего матро­ са Аркадьева была нарушена ра­ бота всей исшарительной установ­ ки и щуэизопыо засоление ко­ тельной воды. Как же это сказа­ лось на работе главных котлов? Самым скворньм образом. Из-за повышенной солености воцы цир­ куляция ее в котлах наруши­ лась, стало происходить периоди­ ческое вскипание, резко упала температура перегретого пара. Все это вызвал» нарушение тепло­ вого режима главных турбин, а значит и снижение коэфвциента полезного действия. Корабль на­ чал расходовать больше топлива, но ход его от этого отнюдь не уве­ личился, наоборот, стал меньшим. Этот пример показывает, какое значение имеет д£я корабля тес­ ная, хорошо согласованная рабо­ та трюмной и вотельной групп. К этому и должны стремиться мо­ лодые машинисты во всей своей работе. Мичман А. ОДОЕВ. И з б о е в о г о о пы т а Верти наль — маневр победы Приказ выполнен В момент, когда катер старше­ го лейтенанта Козлова подходил к району учений, старшина 1 ста­ тьи Дялько обнаружил, что одна из торпед неисправна. Стре­ лять ею было нельзя, и это гро­ зило срывом учений. Командир катера приказал немедленно вве­ сти торлецу в строй. Время не ждало, и торпедисты приступили к работе. Для того, чтобы устранить неисправность, нужно было выдвинуть торпеду из аппарата. Проделать это приш­ лось трижды, и на полном ходу катера. Яялько и его оод'ж ея- ные у спеши» выполнили приказ командира. Учение состоялось, и стрельба прошла отлично. И. СЫЧЕВ. Находчивый матрос Ватер вернулся в базу с (неэдг затеянной стрелкой. Запасного троса не оказалось. Всю ночь ‘оранным телеграфом— он не пере­ давал сигналов к моторам. Мат­ росу Карпову было приказано оп­ ределить, в чем неисправность и устранить ее. Осмотрев телеграф, Карпов уви­ дел, что порван трос, соединяю­ щий рукоятку управления с ука- трудилен матрос, но нашел вы­ ход из создавшегося положения. Телеграф был введен в строй, и утром катер получил возможность итти в море на очередное учение. - И. МАКСИМОВ. По следам наших выступлений „Без хозяйственного глаза1 -Под таким заголовком в «Крас- яофлОтце» № Л77 была опублико­ вана корреспонденция. Командир частя тов. Дуганов сообщил в ре­ дакцию. что отмшешш© недос- ______ т4теен в работе продовольственной части проверены и факты под­ твердились. На отэетстбениого за этот участок работы тов. Ломов- дева наложено взыскание. По следам неопубликованных писем ■Военкор прислал в]редакцию Ч к<ж сообщал, что за письмо, В котором сообщил, что ^ парикмахерша Залавошя плохо грубость и плохую работу Залез- относится к работе и проявляет j лко- ВЫГОООрг Грубость к клиентам. в о время войны кашам летчикам приходилось вести воздушные бои не только на горизонтальном маневре, не и на вертикалях. С помощью боевой вертикали, хо­ рошо освоенной нашими летчика­ ми, мы лишали немцев основного преимущества в бою — внезап­ ности атаки. Вспомдоается первый «сой бой на» восходящей опирали. Я провел его в паре с ведомым. Самолетов противника было вчетверо боль­ ше, чем иас. Они набрасывались со эсех сторон. Раздумывать было некогда*. Я знал, что мой ведомый будет верен мне. Мы ринулись в атаку. Она на миг ошеломила немцев. Но их восемь, а нас двое. Почти одновременно с ведомым атакуем ближнего «мессера». Из атаки выхожу горкой. Ведомый получил повреждение. Приказы­ ваю уходить остаюсь одни. Кле­ щи сжимаются с каждой секун­ дой. Но мне удается вырваться из них резким маневром, который стал впоследствии одним из моих излюбленных приемов. Это была восходящая спираль. Режим дви­ жением я задрал нос машины и, энергично работая управлением, оказался выше заходившего мне в хвост «мессера*». Теперь преиму­ щество в высоте было на моей стороне. Маневр удался. Вскоре одного немца -я сбил, а затем при­ шли наши летчики. Бой продол­ жался на вертикалях. Были сби­ ты еще несколько машин. С каждым полетом вертикаль­ ный маневр уточнялся и изменял­ ся. Наши летчики -истребители кол. лективно дополняли этот маневр. Как-то оддо из наших лет­ чиков был зажат двумя «меосерамда и, когда самолеты зашлю ему в хвост, оя ушел под трассу полубочкой. Машина как бы потеряла высоту, атакующие «мессеры» на большой скорости проскочили «ад атакованной ма­ шиной и были уже не в силах предпринять что-либо реальное. Чтобы даль оценку новому ма­ невру, мы вскоре собрались на летно-тактическую конференцию. Старший лейтенант Швечков рас­ сказал о первых своих встречах с врагам, о боях на вертикалях. Летчик Куренок поделился опы­ том как нужно вести осмотри, телмгость иа этом маневре, оха­ рактеризовал уязвимые места сФВ». Тут же бы 'л заслушан доклад — «Вертикаль — маневр* победы». На конференции мы пришли к общему выводу, что излюбленная тактика «фоккеров» — атаковать сверху и сзади, используя для внезапности высоту, солнце и об­ лачность, атаковать с пикирава!иия и маневрировать по горизонтали. Но «ФВ» иногда принимали и ло­ бовые аггаки, а порой и сами шли в лоб. Это поведение немецких летчиков объяснялось тем, что «Фокке-Вульф» при лобовых ата­ ках имел повышенную живучесть, которая обеспечивалась моторам воздушного охлаждения, броииро- вашем носовой части самолета и солидным вооружением. Наши летчики на отечественных мангинах неоднократно преследо­ вали «ФВ» и на боевом развороте догоняли его. Надо сказать^ что из боевого разворота «Фокке- Вульф» выходил с потерей высоты на 200 — 300 метров и, как пра­ вило, уклонялся от бол на вер­ тикальных фигурах, а маневриро­ вал по горизонтали и выходил из боя либо резким пикированием, либо резким свашиваошем на кры­ ло. На опыте многочисленных боев мы убедились, что «ФВ» по ма­ невренным и летно-тдатическим ка/честнам стоит ниже ваших оте­ чественных машин и особенно на вертикальном маневре. В боях на вертикальном манев­ ре особое зна!чение приобретают инициатива и осмотрительность. Эти воздушные с х в а т и про­ ходят на повышенных ско­ ростях, при резком измене­ нии высоты. В воздушном бою бывает так, что летчик, вын- дя из одной атаки, мгновенно ока­ зывается перед лицом второго не­ приятеля. И если растеряешься, упустишь инициативу, то враг использует это и навяжет свою тактику. Поэтому в бояк на вер­ тикалях каждый летчик должен стремиться всегда иметь преиму­ щество в высоте и быть готовым первым атаковать врага. Иногда приходилось вступать в бой. когда ‘Противник имел все же преимущество в высоте и ско­ рости. В этом случае на первом этап е боя не следует перехотеть к вертикальному маневру, надо заставить врага потерять в**соту, маневрируя со «горизонтали и на­ бирая запас скорости. И только когда враг выйдет на одну с вами высоту, перейти на вертикальный маневр — боевые развороты, пет­ ли. В подтверждение этого можго привести воздушный бой, прове­ денный мной в паре со старшим лейтенантом Лаютым. В этот раз мы прикрывали группу «Илов». Мой ведущий увидел 4 «Ме-109». Немцы были выше нас. Мы заста­ вили их потерять высоту и только после» этого перешли на вертикаль­ ные фигуры. Нашей паре удалось быстро завладеть высотой, и мы пошли в лобовую атаку. Разой­ дясь на лобовых курсах, Лапин очутился выше ведущего немца». «Стодевятый» потянулся за ним на вертикаль. Я в это время свя­ зал боем ведомого немца. Тогда Лапин с полупереворота пошел за мной. Ведущий немец попытался атаковать вторично. Лапин, нагнав на снижении скорость, снова) сде­ лал горку и оказался почта на 300 метров выше «стодевятого» и пошел на него в атаку. Немец пытался уйгги на левом вираже, но мой ведущий быстро зашел ему в хвост и с дистанции 70—50 мет­ ров сбил его. ь Изучая и обобщая опыт всех летчиков, мы глубоко осмыслили боевую вертикаль, как маневр победы. Нам было ясно, что бои на вертикальных фигурах требуют от летного состав* безукоризненной техники пилотирования, большой выдержки, отличной ориентировки в процессе боя. Нет нужды гово­ рить, что истребитель должен безукоризненно выполнять все фшуры высшего пилотажа. У всех летчиков нашей чаете надолго останется в памяти один самый крупный, во вместе с тем и самый тяжелый бой — 18 ав­ густа 1943 года. В этот день нам приходилось насколько раз вы­ летать яа прикрытие катерников. Самый ожесточенный бои произо­ шел, когда наша четверка во главе с капитаном Тарасовым ныне Героем Советского Союза встре­ тилась с 8 «Мессершмиттадьи» и двумя) «фоккерами». Будучи в группе боя и находясь ра прилич­ ной высоте, мы заметили группу немецких самолетов, идущих к ка­ терам. Было ясно, что немцы хо- тягг нанести бомбовый удар. По­ этому Тарасов немедленно повел нас навстречу немцам, и мы заста­ вили их сбросить бомбы в море, не дойдя до цеши. Завязался воз­ душный бой. Он проходил на. вер­ тикалях. Наш «Яковлев» превос­ ходил «стодевятого» на восходя)- щей опирали, не говоря уже о «Фокхе-Вульфе»-. Наша группа, держась крепко в парах, вначале набрала высоту. Это сделали и немцы. Но, когда яаяались первые атаки, они на горке зависли. Имея большой запас скорости мы в конце восходжцей сгтирали сдела­ ли первую атаку, в результате ко­ торой были сбиты сразу два само­ лета противника. Затем мы слава на вертикалях атаковали противни, ка. Немцы, несмотря ва численное превосходство, не могли ничего сделать. И в этой схватке мы сби­ ли еще два самолета противника, ие потеряв ни одного из своих. Тарасов сбил два немецких истре­ бителя. Хочется остановиться иа неко­ торых недостатках в использова­ нии вертиоальнаго маневра. Порой молодой летчик, ве имея опыта воздушных боев яа вертикалях, попадал в тяжелые положения. Младший лейтенант Лучкии встретился с парой «Ме-109» на высоте 100—200 метров. Вместо того, чтобы продолжить восходя­ щую крутую спираль, которую он начал на первом этапе боя, он набрал высоту 60 метров и сделал переворот. Но так как высота была малой и, к тому же, он сла­ бо пилотировал машину на низкой высоте, то, естественно, быстро потерял ее и врезался в землю. Молодому летчику нужно пом­ нить, что переворот в воздушном бою приносит мало пользы и при­ меняется лишь в тех случаях, когда летчику надо выйти из боя и притом на больших и средних высотах. Учебные воздушные бои на вертикалях имеют огромное значе­ ние. Молодому летному составу нужно все время тренироваться для того, чтобы мастерски овла­ деть боевой вертикалью — этим маневром победы. Лейтенант Г. ДЕМИДОВ. Гвардейцы осваивают программу ночной подготовки Подразделение гвардейских истребителей, которым командует Герой Советского Союза гвардии капитан Климов, уже несколько месяцев занимает одно из первых мест в североморской авиации по боевой подготовке. В сентябре, когда лад аэродро­ мом уже на значительное время суток стали опускаться сумерки, истребители приступили к поле­ там в ночных условияк. Вначале на тренировочном самолете «ПО-2», а затем и на боевых самолетах летчики ден-ь за днем совершенст­ вовали умение так ж е уверенно и грамотно водить самолет ночью, как это они делали в летние дни. За короткое время большинство экипажей освоилось с -хл^выми провозными полетами и постепен­ но приступило к выполнению курса ночной программы. Летчиками подразделения уже праведен ряд летных ночей. Гвар­ дейцы Климов, Кара-чевский, Бор- зистый, Андреев и Меленчук не­ сколько раз участвовали в ноч­ ных воздушных стрельбах по ос­ вещенному лучами прожектора ко­ нусу. Все эти летчике ее так дав­ но показали отличные результаты и в стрельбе по конусу, освещен­ ному аккумуляторными лампочка­ ми. Перед летчиками гвардии капи­ тана Климова командованием была поставлена новая ответственная задача — приступить к отработке ночного воздушного боя. Чтобы подготовиться к выполнению та­ кой задачи, экипажам нужно было тренироваться как следует на земле. Лишь на второй день, после тщательной проверки, для ведения боя были допущены Кли­ мов, Андреев, Карачевский и Бор- зистьгй. Все четыре летчика про­ вели бой организованно. Сейчас они готовятся выполнить новую задачу — провести учебный бой с бомбардировщикам. —В войну нам редко приходилось ночью встречаться с немцами, но и по тем нескольким боям, кото­ рые я провел с «Юнкерсами» и которые принесли мне две ноч­ ных победы, можно судить, как важно для истребителя умение драться и побеждать в любых условияк, — говорит Герой Со­ ветского Союза гвардия капитан т. Климов. Д. НИКОЛАЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz