Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.

Славный юбилей Корабельный праздник на сторожевом корабле „Ураган" Недавно экипаж сторожевика '«Ураган» отметщ знаменатель- ггую дату оо дня поднятия воен­ но-морского фиша. В составе от­ ряда явраблей он в 1933 году по- ; кинул Балтику и язях курс ва Се­ вер. Вакоре «Урони» начал бо­ роздить воды Баренцев» ияря и прошил деятельное участие в создании Северного .флота. За период норного времени на корабле воспиталась славная вдояда матросов, старшин и офи­ церов, в совершенстве владеющих своим делог», искусством совре­ менного боя. В годы Великой Отечественной войны корабль совершил ряд бее- вых походов и принял деятельное участие в операциях ио очищению от немешцьо-фашистских захватта- ков древней русской Печеиги. % Личный состав сторожевика «Ураган» совместно с другщв участниками этих боевых опера­ ций заслужи* вьюекуго оцениу. Многие были награждены почет­ ными грамотами с двумя благо­ дарностями товарища Сталина, медалями и орденами Советского Союза. В ознаменование юбилея на корабле состоялось торжественное собрате личного состава. На ко- рабатьный праздник пробыл быв­ ший командир этого сторожевика капитан 3 ранга Н 1 >зшг, который поделился своими воспоминания­ ми, рассказал о пройденном пути, о иечеигежой в квр&еиееской операциях. Капитан-лейтенант Peso, *ич- ман Галкш, старашй жаf рос Иошнин и другие рассказали е боевых традицсах. сораоля. Личный состав сттрожелюсз сяято чтит боевые традвши ко­ рабля, умножает славу Военно- Морских Оил Союза С-СР, крепит железную веинеюую дисциплину и организованность в своих ря­ дах. 11а корабле Еыросли кадры старшин — непосредственных (воспитателей матросов. Старшины 2 статьи Лесных, Мух*н, Подой­ ников, Каповой и другие за от­ личное выполнение заданий командования недавно получили благодарности. Они ревностно воспитывают новые кадры матро­ сов, передают нм опыт Отечест­ венной войны и показывают на личном примере, как надо слу­ жить Родине. Выступивший на торжествен- ном собрании капитан 2 ранга Ооиридобсв поздравил экипаж сторожевика «Ураган» с юбилеем корабля и призвал моряков к дальнейшему совершенствованию боевой выучки. И. ШАРОВ. Перед осенними плаваниями „Корабль к походу изготовить !4 В честь XXIX годовщины Октября Производственные подарки судоремонтников Н-ское оудоремонтвяе пред­ приятие деятельно готовится к всенародному празднику— XXIX годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Рабочие ознаменовывают пред­ праздничный период высокими показателями в работе. Строгаль­ щик Степан Флотский выполняет сменные задания на 150 — 200 процентов. Им полностью завер­ шена годовая программа к 31 ав­ густа 1946 года. Годовой шан выполнен также токарем т. Соко- т « яовым. Выдающихся успехов доблхжь бригада т. Брехуиец. Ведаияю этой бригаде было поручено от- рсиоирягровать сшяшу парового отшженжя. Тов. Брехунец решал перекрыть установденную норму и призвал к этому всю бригаду. В (настоящее время бригада тов. Брехушщ вырабатывает по 2 — 2,5 яюрмы за «мену. По полторы- две нофмы дают (иркгады котель­ щиков, руководимые Сарматипым и Мамеишшяшм. Не отстают от передовиков то­ кари тт. Удагсш, Ушаков и Пи* медов. Изготовяш болты, они намного сократили установленное (вреде ка изготовление однюй де­ тали. Старший натрое В. КОДАНЕВ. На любом морском театре осеягыо и зимой плавать, конечно, несравненно тяжелей, *?ем летом. На Баренцовом море — особенно. Начиная с сентября—октября, дож. ди, а затем снежные заряды, гу­ стые туманы* ветры, доходящие до 10—И баллов, штормовые воли 5ЕЫ следуют почти непрерывно. Обстановка усложняется еще и полярной ночью. _ Раздается сигнал «Корабль к походу ИЗГОТОВИТЬ!» — и с этой минуты как на верхней палубе, так к (во всех .внутренних «помещениях начинается горяга я работа. Осо- бешо много напряженного труда у боцмана и его конащы . Это и понятно. Хозяйство у них обшир­ ное, расположенное по всему ко­ раблю. Возьмем, например, якорное устройство. Боцман обязан поза­ ботиться, чтобы оно самым1 тща- тельиьгм образом было подготов­ лено <к штормовому походу. Один из якоре# крепится по-походаому стопорами. Стопора закрепляются. Если есть кат-балка, она рубится и тоже крепится* Другой якорь готовится к отдаче к остается в таком положении, пока корабль не выйдет в море. Затем он при­ готовляется, как и первый. Есть ли необходимость готовить один якорь «к отдаче? Это /нужно делаггь обязательно. Как известно, ко­ рабль, покидая гавань, базу, вы­ нужден итти мимо столики ко­ раблей, проходить узкости. Ма­ шины у «его в это время работают на малых оборотах. Ограниченное водное пространство и малый ход понижают маневренность, а подчас и совсем делают ее невозможной. В таких условиях сильный ветер угрожает кораблю прибить «го к берегу, нанести на камни или столкновению с другими корабля­ ми. Нужно предвидеть и возмож­ ность внезапного скисания меха­ низмов, например, заклинивание руля. Во всех этих случаях необ­ ходимо срочно^ отдать якорь. Плавая в свежую погоду,. ко­ рабль часто зарывается носом в набегающие волны, а при бортовой качке они перекатываются через борта. Вода, гуляя по палубе, мо­ жет проникнуть в форпик, ахтер- пих « другие помещения. Мало того, что она попортит механизмы и оборудование, — большое ее количество повлияет я на осадку и особенно вредно отразится на остойчивости корабля. Для того» чтобы вода не попадала во внут­ ренние помещения, закрываются все люки, двери, горловины, вы­ ходящие на верхнюю палубу, а также все иллюминаторы. 'Наь одном из кораблей молодой мапфос в попыхах, не желая отстать от товарищей, не заметил, как один из барашков попал между комингсом н крышкой люка. Долго пытался молодой моряк задраить люк, но не смог этого сделаяъ и, никому we доложив, «ушел испол­ нять другую работу. В результате волной стало подбрасьиваггь крыш­ ку люка, и во внутрь начала про- ткаггь вода. Хороню, что это во­ время заметил вахтенный у пучют и закрыл люк. Все предметы, которые нахо­ дятся! иа верхней палубе и могут передвигаться, нужно прочло за­ купить . (Иначе они доставят тю- го неприятностей. Вспоминается такой случай. Однажды в середине октября кораблю было приказано срочно сняться с якоря и выйти в море. Экипаж уложился точно в срок, но о приготовлении таорабля была допущена небрежность: находив­ шиеся иа юте две бочки с керося-* •ном были прикреплены слабым старым штертом. К тохгу же его не обтянули втугую — он имел слабину. В море штормсию, ко­ рабль кренило то на один, то на другой борт. Плохо закрепленные бочки бились друг о друга, слаби­ на штерта увеличилась, а затем он! оборвался. Бочки начали ка­ таться по палубе, биться о «нехты и бомбосбрасыватели. Одну нз них, наконец, смыло волной, а другую с трудом удалось удержать и с еще большим трудом — закрепить. О креплении мебели и других предметов нужно позаботиться и во внутренних помещениях. Эту работу обязан проделать не только боцман, но и все заведующие по­ мещениями. Концы стальных тросов, намо­ танных иа выошюи, обязательно закрепляются. Вьюшки накрывают, ся чехлами и крепятся к своим станинам или кронштейнам. Если соленая вода полапает на стальной трос, она раоет и раз’ест смазку, может появиться коррозия, я срок службы троса будет укорочен. Уходя в штормовой поход, нуж­ но еще и еще раз убедиться, что все средства борьбы за живучесть, весь аварийный инструмент и ма­ териал находятся в полной исправ­ ности и лежат иа месте. Боцман­ ская команда должна обеспечить исправность пластыря, дере­ вянных щитов в наличии Егупиги- лей, резины, пакли, пробки и т. д. В один из осенних дней кораблю предстояло сдать курсовую зада­ чу. В море было свежо. Волы , набегая одна на другую, т е с т , лись к коралю , но качали его не очень сильно. Когда же при­ шли в район учений, стало бросать довольно ощутительно. Начали сдавать задачу. Уже к концу учения была дана вводная: гПробоина ниже ватерлжяю в районе носового кубрика*. «Про­ боина» была небольшая, заделы, ваггь ее можно было деревянным щитом. Сначала все шло хорошо, но вдруг обнаружилось, что нечем подпереть щиток. Имевшиеся два подпора были малы, больпих не оказалось. Ксямвдф «арийной партии принял неправильное ре­ шение: «пользовать одну яз малых 'подпор и несколько клжьев. Не яз этого ничего не получилось. Время было потеряно Напрасно. Пришлось посылать бойца в дру­ гое помещение за подходящей подпорой. А если бы все это произошло не условно?.. Аварийные партии к горловинам и люкам ставят распоры, ибо крышки люков обыкновенно имеют толщину меньшую, чем палуба, и могут вдавливаться под действием большой массы воды. К слабым переборкам также ставятся распо­ ры, необходимые на случай затоп­ ления соседнего помещения. Особое внимание следует обра­ щать на спасательные средства. Из всех корабельных шлюпок од­ на выделяется, как спасательная. К яей назначаются специальные гребцы, которые обязаны всю сме­ ну накоднться» вблизи шлюпки в полном обмундировании. Сама шлюпка приводится в состояние к немедленному спуску. Для это­ го она вываливается за борт, оста­ ваясь только на стопорах с нало­ женными найтовами и грунтовым* На шлюпку подают походный ко­ нец, закрепляют его за вторую банку шлюпочным узлом, а на корабле прихватывают к ближай­ шему борту у форштевня нэс^вым фалинек. Румпель, поставленмы на место, прихватывается штертом ■ поворачивается в сторону борта корабля. Лопаря разносятся по палубе. Е сли нет дождя — пробка закрыта. Остальные шлюпки н катера крепятся на юиль^блоках, покры­ тые чехлами. Спасательные круги также крепятся иа своих местах. Все бортовые леера обтягиваются втугую. кроме того, натягивааотся специальные штормовые леера Это делается для того, чтобы можно было без риска передви­ гаться по палубе. Приготовление корабля к похо­ ду требует тщательной и дли. тельной тренировки всего личного состава. Тренировки сладует про­ вощить не за I — 2 дня до осенних походов, а заблаго­ временно, планомерно отраба­ тывая один элемейт за дру­ гим. После того, когда будут стигиуты хорошие результаты одиночных действиях, можно пере­ ладить к частным, а затем и к об- щежорабелыгым комплексным уче­ ниям. Капитан-лейтенант В. ТАРАНОВ. л ^ Г СТАРШИНА ПОМОГ В машинном отделении несет вахту молодой турбинаст Уткин. Он внимательно следит за пока»- заииями приборов, контролирую­ щих работу разгрузочного клапа­ на отработанного пара. Специальностью машиниста Ут­ кин начал овладевать сравнитель­ но недавно, но благодаря своим способностям, сообразительности и желанию, при помощи опытных товарищей он к моменту выхода в море достаточно ясно представлял себе устройство обслуживаемых агрегатов, порадак и правила их эксплоатадин, ухода и сбережения. Поэтому, хотя поход был первым &ля него, оо чувствовал себя уве­ ренно. Уже в первые дни службы на корабле, знакомясь с машинным отделением, матрос понял, что ов­ ладеть специальностью будет не­ легко. В школе он изучал другую конструкцию турбины* а, следр. вателыно, и несколько другие при­ емы эксплоатации. Уткин, однако, *е испугался новой техники. Он с ••оердием прдаядся за изучение ...^грешого <шу агрегата, бил вни­ мателен на занятиях, чертил схемы масляной магистрали главной турбины. Вскоре ему пришлось сдавать экзамен опытному маши­ нисту старшине 2 статьи Карпову. — Сколько ступеней у турбины высокого давления? — спросил Карпов. Уткин, не задумываясь, ответил: — Одиннадцать. — Правильно. А что вы будете делать, если температура масла в подшипниках достигает б0°? — Включу маслоохладитель и доложу о5 этом старшине вахты. — Тоже правильно. Доклад старшине — важное дело. Что бы вы ни делали, старшина вахты обо всем должен знать. Утонна допустили к самостоя­ тельной вадте. И вот стоит он у разгрузочного клапана один, песет полную ответственность за безава­ рийную работу агрегата. Совершению неожиданно для вахтенного последовала комавда: «Стон турбины!». Сообразитель­ ность изменила Уткину, он почув­ ствовал некоторую растерянность. Стрелка прибора ползла ъ сто- рому увеличения давления, штнуя контрольную цифру — 0,2. — О чем вы думаете, товарищ [ вахтенный? — услышал Уткин голос старшины. — Принимайте быстро нагрузку ка главный х о л о ­ ди л ь н и к ! После вахты старшина 2 статьи Карпов собрал матросов и под­ робно разобрал этот случай. — Что. могло произойти из-за нерасторопности Уткина? Могла быть серьезная авария. Не доста­ точно знать теорию. Необходимо быть вшшательиым на вахте, быстро выполнять команда, отра­ батывать до автоматизма свои действия. _ Слона старшины молодой мат­ рос воспринял, как долидаое. Те­ перь при несении вахты ои не сводил глаз с ерлбораэ, чутко прислушивался к командам, зара­ нее обдумьюал свои действия. Старшина, казалось, был доволен грамотностью, исполнительностью и сообразительностью Уткява, но юоарежнаму внимательно наблю­ дал за him. Однажды при запуске масля­ ного насоса Уткин не проверил состояние механизмов и пытался уже включить агрегат, как голос Карпова остановил e r a —А это что такое? — спросил старшина, указывая пальцем на паклю, лежащую на юрышке ци­ линдров. Уткин потупил глаза и не отве­ чал. — Перед запуском открывали продувание цилиндров? — Нет... — К чему ваши действия могли привести? К аварош... — При подаче большого коли­ чества/ свежего пара, если не от­ крыт продув, может выбить крыш­ ку цилиндра. Это вам известно? Уткин серьезно призадумался. Ои стал глубже изучать турбину, производить практически разборку я сборку отдельных деталей. Старшина Карпов пришел на по­ мощь матросу. Карпов чертил схе­ му парораспределения, объяснял тгуть пара, помог разобраться в устройстве механизма парорас­ пределения макро-воздушного на­ соса. У тю т подробно расспраши­ вал Карпова об устройстве короб­ ки парораспределения и освоил ее. В свободные от вахты часы мз- шинист работает над повышением своего идейно-политического уров. ня, читает книги и газеты. Он ак­ тивно работает и комсомольской организации, редактировал стен­ ную газету. Вахту он стал нести хороша Теперь машинист правильно рас­ пределял внимание, быстро я точно выполнял команды, содер­ жал технику в надлежащем по­ рядке. Наблюдая га работой раз- груэочвого клапана, он время от времени присматривался к пока­ заниям приборов, контролируемых другими машинистами. Однажды Уткин заметил падение давления в магистрали масляного насоса. Осмотрев агрегат, он обнаружил» что гайка золотшковой тяги от­ вернулась. Матрос немедленно доложил о случившемся старшине вотты. Неисправность быстро уст­ ранили. Старшина поставил Ут­ кина в пример воем турбинистам, ибо обнаруженный в е дефект мог привести .к остановке масляного насоса, могли сгореть подшипни- “ ■ V Многому научился Уткин в летнем плавании. И самое главное, что он познал, — это необходи­ мость непрерывно повышать свои знания, готовить себя к плаваниям в сложных условиях полярных не­ погод. И. БЕРЕЗКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz