Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
*г~г На Пар иж с к ой И ир н о й к о нфе р е н ц и и -* / Обсуждение проектов статута Свободной ' ^ , л Территории Триест ; л Ч| " > ПАРИЖ, 20 сентября (Ситец, «орр. ТАСС). На заседа нии комитета по статуту Свобод ной Территории Триест продол жительную дискуссию вызвал вопрос о суверенитете и законо дательной инициативе. Нельзя не отметить, что некоторые делега- I цин (Англии, США, Австралии, Голландии) никак не соглашались обсудить в связи с вопросом об /организации законодательной вла сти в Триесте предложение юго славской делегации о том, что но- . сителем суверенитета является народ, и это надо сказать в ста туте. Нельзя также не отметить то странное впечатление, которое было вызвано предложением пред. ставител!Я Голландии Стар-Бусман обсудить это трредложение вместе с вопросом о форме будущей го сударственной власти в Триесте, что было понято, как стремление поднять дискуссию о республи канской форме власти в Триесте. Это странное предложение вызва ло законное возражение Вышин ского, заявившего от имени со ветской делегации, что у под комиссии нет никаких оснований обсуждать вострое о форме госу дарства, так как этот воирос уже решен проектом Совета Минист ров, относительно организация го сударственной власти в- Триесте на демократических началах. По весьма важному вопросу о там, кто может осуществлять законодательную инициативу т Свободной Территории Триест, ко митету были представлены раз личные позиции. Делегации Вели кобритании и США настаивали на том, что законодательная инициаь тива должна принадлежать не только Народному Собранию и правительству, но и губернатору в вопросах, затрагивающих его от ветственность перед Советом Без опасности. Французская делегация в отношении законодательной инициативы вообще приравнивает права губернатора к правам чле нов Народного Собрания и прави тельства. Делегация Советского Союза стоит ва той точке зрения, что законодательная инициатива может осуществляться только членами Народного Собрания или Правительственного Совета Гу бернатор не должен иметь права законодательной инициативы. Ана логична гкхзиция и югославской делегации. Выступая в: защиту югославского проекта статута, представитель Югославии Пьяде подчеркнул, что уже на этом этапе работы следует руководствоваться по ложением о том, что носителем суверенитета Свободной Террито рии является народ. Югославская делегация возражает против пре доставления) законодательной ини циативы губернатору, так как это противоречит суверенитету наро да. Пьяде отметал, что предло-» жения делегаций США, Велико британии и Франции ИДУТ вразрез со статгьей 16-й проекта Мирного договора, в которой сказано, что законодательная и исполнительная власть на Свободной Территории Триест должна быть орггишована иа» демократических началах. Югославский делегат Беблер указал, что вопрос о предостав лении губернатору законодатель ной инициативы является лишь частью общего вопроса о его пол номочиях. 0м сказал:, что по бри танскому проекту губернатор яв ляется своеобразным диктатором, «маленьким Наполеоном^. Представители США, Велико британии и Франции выступили с краткими заявлениями, в которых настаивали на своих предложени ях. •Представитель Австралии в своем выступлении поддержал британский) и американский проек. ты и попытался примирить с ни ми французский проект. 'Вслед за тем выступил Вышин ский, давший аналип все^о вопро са' о законодательной инициативе с позиций конституционного пра ва и политических задач в деле организации государственной вла сти на Свободной Территории Три ест. Выступление А. Я. Вышинского Чтобы разобраться в вопросе, который мы сейчас обсуждаем, сказал! Вышинский, необходимо исходить из решения Совета Ми нистров Иностранных Делг. Наша задача! — уточнить и конкретизи ровать уже установленные основ ные положения. Перед вами совер шенно ясные принципы, опреде ленные Советом Министров Ино странных Дел. Какие это принци пы? В статье 16-й проекта мирного договора с Италией указано,, что Совет Безопасности обеспечивает целостность и независимость Сво бодной Территории Триест. Далее сказано что Совет Безопасности после консультации с Югославией и Италией назначает губернатора и что губернатор представляет Со вету Безопасности ежегодные доклады. < . Таким образом, губернатор яв ляется представителем Совета Безопасности — представителем с ограниченными полномочияави . О н не участвует в законодательстве. Он не участвует в управлении внутренними делами Свободной Территории. Он лишь наблюдает за соблюдением статута Свободной Территории. Это своеобразный гу бернатор — без губернаторских функций в общепринятом понима нии. Может быть, было бы более правильно даже назвать его не губернатором, а высоким комис саром, как предлагается! в юго славском проекте. * Но я сейчас не хочу заниматься поисками названий. Я хочу про сить комитет - продетавить себе юридически положение губерна тора Свободней Территории Три- ест с точки зрения задач, возла гаемых на губернатора решением Совета Министров Иностранных Дел. Советская делегация исходит из того положения, что губернатор является агентом Совета Безопас ности. В этом отношении мы це ликом согласны с делегацией США, в частности* с заявлением Сенатора Конголи, который, вы ступая в комиссии по политиче ским и территориальным вопросам для Италии, определил роль гу бернатора именно как агента Со вета Безопасности. Участие в законодательной ра боте не может вводить в функции губернатора. Делегация США заявилаv что Свободная Террито рия Триест .должна быть свобод% на и от Югославии и от Италии. Позвольте мне сказать, что она должна быть свободна и от Совета Безопасности в том смысле, что Совет Безопасности не должен вмешиваться во внутренние дела Триеста. Совет Безопасности призван лишь обеспечить целост ность и -независимость этой тер ритории. Тем более Свободная Территория яе может некодитьс я под наяалом у губернатора, ибо тогда нельзя было бы и говорить о независимости. Совет Безопасности взял на себя лишь гарантировать, обеспе чить целостность и независимость Свободной Территории. Ничего другого он не взял на себя! и не может взять, если будет стоять наз позиции, признанной Советом Министров. Мы создаем незави симый государственный механизм. Сзободазя Территория Триест, как показывает само название., при. нятое в Совете Министров, должна быть действительно свободным де мократическим государственным образованием. Это — не колония, подвластная губернатору, наэнан ченному метрополией. Это не подмандатная территория, кото рой будет ведать совет по опеке. Это независимая, свободней тер риториям, и Совет Безопасности бе рет на себя) лишь функцию защи щать ее •независимость и целост ность. Из этого мы и должны ис ходить. Но поскольку Совет Безопасно сти ограничивает свои функции по отношению к Свободной Террито рии лишь гарантиями ее незави симости и целостности, — значит и функции губернатора не должны выходить за эти пределы. Губер натор будет поставлен стражем этой независимости. Если бы воз никла какаьч-либо угроза незави симости и целостности Свободной Территории Триест, губернатор должен был бы доложить об этом Совету Безопасности. Как представитель Совета Без опасности, губернатор должен бу дет следить за тем, как соблю дается статут свободной террито рии. Он должен будет следить за тем, чтобы не принимались законы, которые могли бы окаваться в противоречии со статутом. Для выполнения этой функции губер натору дается сильное средство право вето. Как указывается в советском проекте статута «до опубликования закона председа тель Народного Собрания доводит до сведения» губернатора текст принятого Народным Собранием - закона. Губернатор может в тече ние десяти дней вернуть Народно му Собранию со своими замечания ми и рекомендацией представлен ный ему закон, если, по его мне нию, этот закон находится в про тиворечии с настоящим статутом». Если Народное Собрание не согласится с губернатором, оно должно доложить об этом Совету Безопасности, который) оконча тельно и решит спорный вопрос. Таковы обязанности губернато ра, как стража и агента Совета Безопасности, наблюдающего за выполнением статута. Но означает ли это, что губернатор должен участвовать в исполнительной и законодательной власти? Нет, не значит. Если представит!» себе, что губернатор будет участвовать в исполнительной власти, 70 означает, что его с.ВДует под га- шггь власти законодательной, оде лать его лицом, о тве тстад аш м перед Народным Собранием. Но это означает, что в один прекрас ный день Н ародное СобР ^ ’е сможет попросту уволить губер натора. Губернатор не может быть ответственным перед законода:- тельной властью, так как он несет уже ответственность перед Сове том Безопасности; именно в соот ветствии с этим обстоятельством советская делегация считает, что он не может ни входить в состав правительства,. ни председательст вовать в Правительственном Сове те. Следовательно, он не может обладать законодательной инициа\- тивой. Не должен губернатор участво вать и в законодательной власти. Законодательство — внутрен нее дело Свободной Территории ренние дела губер'натор не дол жен*. Фра&щувская формула идет дальше остальных — британской и американской — точек зрения*, так как она даже ве ставит ни каких ограничений в области законодательной инициативы гу бернатора. Делегации Великобри. таити и США ограничивают эту законодательную статью вопроса ми, затрагивающими ответствен ность губернатора перед Советом Безопасности. Но позволительно будет опросить, что это за! вопро сы? Ни английская, ни американ ская делегации этого не раз’ясия- ют. С другой стороны, законно спросить, а какое дело Свободной Территории Триест до того, как бу дет определяться ответственность губернатора перед Советом Без опасности, как будут складывать ся отношения губернатора с Сове том Безопасности? Ведь Свобод ная Территория! яе назначает пу- бернатора, не дает ему инструкции^ не требует и не получает от него отчетов. Вопрос об отношениях между губернатором и Советом Безопасности никак не связан с вопросом об отношениях между губернатором и законодательным собранием. Но возникает вопрос, каким об разом губернатор будет обеспе чивать выполнение статута и по могать Совету Безопасности в выполнении обязательств, лежащих т Совете Безопасности? Губерна тору дано пъаво вето и этого вполне достаточно для того, что бы он мог выполнять возложен ные на него обязанности, чтобы оч мог в полной мере обеспечить выполнение Советом Безопасности обязательств, возложенных та не го в силу пункта 2-го статьи 16-й проекта мирного договора с Ита лией принятой Советом- Минист ров. Таким образом, губернатору дается серьезное средство регу лирования законодательных дел, но это средство рассчитано на исключительные обстоятельствам. Губернатор не может применять права вето всегда* и при всех об стоятельствах. Но, обладая правом вето, губер натор не нуждается для выполне ния своих обязанностей в законо дательной инициативе. Эт^ не следует делать еще и по другим обстоятельствам. Допустим, губер. натор получит право законода тельной инициативы. В соответст вии с этим губернатор будет вно сить в Народное Собрание свои законопроекты. Допустим, что гу бернатор внес один законопроект. Законопроект этот Народное Соб рание отклонило. Его провалива ют. Губернатор вносит другой за конопроект. Его опять провалива ют. Если законопроекты губериаь тора будут проваливаться один за другим, то престиж его окажется подорванным; отношения его с Народным Собранием станут в таком случае мало приэтными, и положение его будет, как говорит, ся, «хуже губернаторского*, — это у нас означает такое плохое положение, что Х|уже нельзя. За чем же ставить губернатора в та кое положение? Вышинский предложил, точно следуя принципиальной установке Совета Министров Иностранных Дел, выраженной в статье 16-й проекта мирного договора с Ита лией, законодательной инициати- Триест и вмешиваться в ее внут- вы губернатору не представлять. В комиссиях Мирной конференции силы Болгарии. Однако греческая делегация, выступила с совершенно необоснованными предложениями "еще более сократить болгарскую армию, болгарский флот и авиа цию. По предложению греческого делегата численность личного со става военно-воздушных сил Бол гарии со всеми штабами, техниче ским персоналом должна состав лять 140 тысяч. , ПАРИЖ, 20 сентября. (Спец. корр. ТАОС). Военная комиссия окончательно одобрила военные статьи в проекте мирного догово ра с Италией и сегодня присту пила к обсуждению военных статей проекта мирного договора с Бол гарией. Проект мирного договора с Болгарией, разработанный Сове том Мшгистрога Иностранных Дел, значительно ограничивает военные Против таких абсурдных пред ложений выступили представители Советской делегации, делегации США и Франции. Большинством голосов комиссия отвергла гре ческую поправку. ★ ★ ★ j В экономической комиссии для Италии обсуждался вопрос о ком пенсациях за ущерб, нанесенный собственности Объединенных нации или их граждан в Италии. Как из вестно, Совет Министров Иност ранных Д ел по этому вопросу не пришел к единому мнению, и в проекте мирного договора с Ита лией были представлены два предложения — делегации Соеди ненных Штатов Америки, поддер живаемые делегациями Велико британии и Франции, и предложе ние делегации СССР. Между этими двумя предложе ниями существуют принципиаль ные различил Делегация США настаивала на том, чтобы Итали^ полностью выплатила компенса цию за утраченную или повреж денную за время воины собствен- дость Объединенных наций или са мих граждан Италии. Делегация Советского Союза допускает воз можность частичной компенсации ’в пределах одной трети. Вчера на заседании комиссии делегат Соединенных Штатов Аме рики Торп сообщил, что американ ская делегация не настаивает на стопроцентной компенсации и намерена изменить свое предло жение. Он заявил что делегация Соединенных Штатов Америки согласна на частичную компенса цию, но размеры ее должны быть определены особо. Делегат Вели кобритании продолжал настаивать ва компенсации в размере ста процентов. Представитель Советского Сою за Хрутюнян указал, что советская делегация* не видит оснований требовать с Италии стопроцент ной компенсации собственность Объединенных наций или их граждан в Италии, так как сто процентная компенсация ляжет на Италию тягчайшим бременем и подорвет ее экономику. Арутюняи призвал членов комиссии еди нодушно поддержать предложение советской делегации, так как это предложение является наиболее разумным и справедливым. if it ★ В комиссии по экономическим вопросам для Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии в течение последних двух дней продолжа лось обсуждение экономических статей проекта мирного до говора с Румынией. Как уже сообщалось, в ходе обсуждения этих статей некоторые делегации предъявляют чрезмер ные требования к Румынии. Пред ставитель Великобритании Грего ри пред’явил ряд требований к Румынии и в том числе потребовал немедленно отменить существу ющий в Румынии закон об эксплоатацш нефтяных недр. С поддержкой предложения британ ского делегата сегодня выступил представитель Голландии. •Представитель советской деле гации Геращенко возражал против требований британского делегата, указывая, что эти требования прс- юнкнуты стремлением во что бы то ни стало поставить нефтяную про. мышленность Румынии в зависи мость от иностранных концернов и стремлением вмешаться во внут ренние дела Румынии. Против британской поправки выступили также делегаты Совет ской Белоруссии и Советской Ук раины. Ответственный редактор А. ДИВАВИН .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz