Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.

*г~г На Пар иж с к ой И ир н о й к о нфе р е н ц и и -* / Обсуждение проектов статута Свободной ' ^ , л Территории Триест ; л Ч| " > ПАРИЖ, 20 сентября (Ситец, «орр. ТАСС). На заседа­ нии комитета по статуту Свобод­ ной Территории Триест продол­ жительную дискуссию вызвал вопрос о суверенитете и законо­ дательной инициативе. Нельзя не отметить, что некоторые делега- I цин (Англии, США, Австралии, Голландии) никак не соглашались обсудить в связи с вопросом об /организации законодательной вла­ сти в Триесте предложение юго­ славской делегации о том, что но- . сителем суверенитета является народ, и это надо сказать в ста­ туте. Нельзя также не отметить то странное впечатление, которое было вызвано предложением пред. ставител!Я Голландии Стар-Бусман обсудить это трредложение вместе с вопросом о форме будущей го­ сударственной власти в Триесте, что было понято, как стремление поднять дискуссию о республи­ канской форме власти в Триесте. Это странное предложение вызва­ ло законное возражение Вышин­ ского, заявившего от имени со­ ветской делегации, что у под­ комиссии нет никаких оснований обсуждать вострое о форме госу­ дарства, так как этот воирос уже решен проектом Совета Минист­ ров, относительно организация го­ сударственной власти в- Триесте на демократических началах. По весьма важному вопросу о там, кто может осуществлять законодательную инициативу т Свободной Территории Триест, ко­ митету были представлены раз­ личные позиции. Делегации Вели­ кобритании и США настаивали на том, что законодательная инициаь тива должна принадлежать не только Народному Собранию и правительству, но и губернатору в вопросах, затрагивающих его от­ ветственность перед Советом Без­ опасности. Французская делегация в отношении законодательной инициативы вообще приравнивает права губернатора к правам чле­ нов Народного Собрания и прави­ тельства. Делегация Советского Союза стоит ва той точке зрения, что законодательная инициатива может осуществляться только членами Народного Собрания или Правительственного Совета Гу­ бернатор не должен иметь права законодательной инициативы. Ана­ логична гкхзиция и югославской делегации. Выступая в: защиту югославского проекта статута, представитель Югославии Пьяде подчеркнул, что уже на этом этапе работы следует руководствоваться по­ ложением о том, что носителем суверенитета Свободной Террито­ рии является народ. Югославская делегация возражает против пре­ доставления) законодательной ини­ циативы губернатору, так как это противоречит суверенитету наро­ да. Пьяде отметал, что предло-» жения делегаций США, Велико­ британии и Франции ИДУТ вразрез со статгьей 16-й проекта Мирного договора, в которой сказано, что законодательная и исполнительная власть на Свободной Территории Триест должна быть орггишована иа» демократических началах. Югославский делегат Беблер указал, что вопрос о предостав­ лении губернатору законодатель­ ной инициативы является лишь частью общего вопроса о его пол­ номочиях. 0м сказал:, что по бри­ танскому проекту губернатор яв­ ляется своеобразным диктатором, «маленьким Наполеоном^. Представители США, Велико­ британии и Франции выступили с краткими заявлениями, в которых настаивали на своих предложени­ ях. •Представитель Австралии в своем выступлении поддержал британский) и американский проек. ты и попытался примирить с ни­ ми французский проект. 'Вслед за тем выступил Вышин­ ский, давший аналип все^о вопро­ са' о законодательной инициативе с позиций конституционного пра­ ва и политических задач в деле организации государственной вла­ сти на Свободной Территории Три­ ест. Выступление А. Я. Вышинского Чтобы разобраться в вопросе, который мы сейчас обсуждаем, сказал! Вышинский, необходимо исходить из решения Совета Ми­ нистров Иностранных Делг. Наша задача! — уточнить и конкретизи­ ровать уже установленные основ­ ные положения. Перед вами совер­ шенно ясные принципы, опреде­ ленные Советом Министров Ино­ странных Дел. Какие это принци­ пы? В статье 16-й проекта мирного договора с Италией указано,, что Совет Безопасности обеспечивает целостность и независимость Сво­ бодной Территории Триест. Далее сказано что Совет Безопасности после консультации с Югославией и Италией назначает губернатора и что губернатор представляет Со­ вету Безопасности ежегодные доклады. < . Таким образом, губернатор яв­ ляется представителем Совета Безопасности — представителем с ограниченными полномочияави . О н не участвует в законодательстве. Он не участвует в управлении внутренними делами Свободной Территории. Он лишь наблюдает за соблюдением статута Свободной Территории. Это своеобразный гу­ бернатор — без губернаторских функций в общепринятом понима­ нии. Может быть, было бы более правильно даже назвать его не губернатором, а высоким комис­ саром, как предлагается! в юго­ славском проекте. * Но я сейчас не хочу заниматься поисками названий. Я хочу про­ сить комитет - продетавить себе юридически положение губерна­ тора Свободней Территории Три- ест с точки зрения задач, возла­ гаемых на губернатора решением Совета Министров Иностранных Дел. Советская делегация исходит из того положения, что губернатор является агентом Совета Безопас­ ности. В этом отношении мы це­ ликом согласны с делегацией США, в частности* с заявлением Сенатора Конголи, который, вы­ ступая в комиссии по политиче­ ским и территориальным вопросам для Италии, определил роль гу­ бернатора именно как агента Со­ вета Безопасности. Участие в законодательной ра­ боте не может вводить в функции губернатора. Делегация США заявилаv что Свободная Террито­ рия Триест .должна быть свобод% на и от Югославии и от Италии. Позвольте мне сказать, что она должна быть свободна и от Совета Безопасности в том смысле, что Совет Безопасности не должен вмешиваться во внутренние дела Триеста. Совет Безопасности призван лишь обеспечить целост­ ность и -независимость этой тер­ ритории. Тем более Свободная Территория яе может некодитьс я под наяалом у губернатора, ибо тогда нельзя было бы и говорить о независимости. Совет Безопасности взял на себя лишь гарантировать, обеспе­ чить целостность и независимость Свободной Территории. Ничего другого он не взял на себя! и не может взять, если будет стоять наз позиции, признанной Советом Министров. Мы создаем незави­ симый государственный механизм. Сзободазя Территория Триест, как показывает само название., при. нятое в Совете Министров, должна быть действительно свободным де­ мократическим государственным образованием. Это — не колония, подвластная губернатору, наэнан ченному метрополией. Это не подмандатная территория, кото­ рой будет ведать совет по опеке. Это независимая, свободней тер­ риториям, и Совет Безопасности бе­ рет на себя) лишь функцию защи­ щать ее •независимость и целост­ ность. Из этого мы и должны ис­ ходить. Но поскольку Совет Безопасно­ сти ограничивает свои функции по отношению к Свободной Террито­ рии лишь гарантиями ее незави­ симости и целостности, — значит и функции губернатора не должны выходить за эти пределы. Губер­ натор будет поставлен стражем этой независимости. Если бы воз­ никла какаьч-либо угроза незави­ симости и целостности Свободной Территории Триест, губернатор должен был бы доложить об этом Совету Безопасности. Как представитель Совета Без­ опасности, губернатор должен бу­ дет следить за тем, как соблю­ дается статут свободной террито­ рии. Он должен будет следить за тем, чтобы не принимались законы, которые могли бы окаваться в противоречии со статутом. Для выполнения этой функции губер­ натору дается сильное средство право вето. Как указывается в советском проекте статута «до опубликования закона председа­ тель Народного Собрания доводит до сведения» губернатора текст принятого Народным Собранием - закона. Губернатор может в тече­ ние десяти дней вернуть Народно­ му Собранию со своими замечания­ ми и рекомендацией представлен­ ный ему закон, если, по его мне­ нию, этот закон находится в про­ тиворечии с настоящим статутом». Если Народное Собрание не согласится с губернатором, оно должно доложить об этом Совету Безопасности, который) оконча­ тельно и решит спорный вопрос. Таковы обязанности губернато­ ра, как стража и агента Совета Безопасности, наблюдающего за выполнением статута. Но означает ли это, что губернатор должен участвовать в исполнительной и законодательной власти? Нет, не значит. Если представит!» себе, что губернатор будет участвовать в исполнительной власти, 70 означает, что его с.ВДует под га- шггь власти законодательной, оде лать его лицом, о тве тстад аш м перед Народным Собранием. Но это означает, что в один прекрас­ ный день Н ародное СобР ^ ’е сможет попросту уволить губер­ натора. Губернатор не может быть ответственным перед законода:- тельной властью, так как он несет уже ответственность перед Сове­ том Безопасности; именно в соот­ ветствии с этим обстоятельством советская делегация считает, что он не может ни входить в состав правительства,. ни председательст­ вовать в Правительственном Сове­ те. Следовательно, он не может обладать законодательной инициа\- тивой. Не должен губернатор участво­ вать и в законодательной власти. Законодательство — внутрен­ нее дело Свободной Территории ренние дела губер'натор не дол­ жен*. Фра&щувская формула идет дальше остальных — британской и американской — точек зрения*, так как она даже ве ставит ни­ каких ограничений в области законодательной инициативы гу­ бернатора. Делегации Великобри. таити и США ограничивают эту законодательную статью вопроса­ ми, затрагивающими ответствен­ ность губернатора перед Советом Безопасности. Но позволительно будет опросить, что это за! вопро­ сы? Ни английская, ни американ­ ская делегации этого не раз’ясия- ют. С другой стороны, законно спросить, а какое дело Свободной Территории Триест до того, как бу­ дет определяться ответственность губернатора перед Советом Без­ опасности, как будут складывать­ ся отношения губернатора с Сове­ том Безопасности? Ведь Свобод­ ная Территория! яе назначает пу- бернатора, не дает ему инструкции^ не требует и не получает от него отчетов. Вопрос об отношениях между губернатором и Советом Безопасности никак не связан с вопросом об отношениях между губернатором и законодательным собранием. Но возникает вопрос, каким об­ разом губернатор будет обеспе­ чивать выполнение статута и по­ могать Совету Безопасности в выполнении обязательств, лежащих т Совете Безопасности? Губерна­ тору дано пъаво вето и этого вполне достаточно для того, что­ бы он мог выполнять возложен­ ные на него обязанности, чтобы оч мог в полной мере обеспечить выполнение Советом Безопасности обязательств, возложенных та не­ го в силу пункта 2-го статьи 16-й проекта мирного договора с Ита­ лией принятой Советом- Минист­ ров. Таким образом, губернатору дается серьезное средство регу­ лирования законодательных дел, но это средство рассчитано на исключительные обстоятельствам. Губернатор не может применять права вето всегда* и при всех об­ стоятельствах. Но, обладая правом вето, губер­ натор не нуждается для выполне­ ния своих обязанностей в законо­ дательной инициативе. Эт^ не следует делать еще и по другим обстоятельствам. Допустим, губер. натор получит право законода­ тельной инициативы. В соответст­ вии с этим губернатор будет вно­ сить в Народное Собрание свои законопроекты. Допустим, что гу­ бернатор внес один законопроект. Законопроект этот Народное Соб­ рание отклонило. Его провалива­ ют. Губернатор вносит другой за­ конопроект. Его опять провалива­ ют. Если законопроекты губериаь тора будут проваливаться один за другим, то престиж его окажется подорванным; отношения его с Народным Собранием станут в таком случае мало приэтными, и положение его будет, как говорит, ся, «хуже губернаторского*, — это у нас означает такое плохое положение, что Х|уже нельзя. За­ чем же ставить губернатора в та­ кое положение? Вышинский предложил, точно следуя принципиальной установке Совета Министров Иностранных Дел, выраженной в статье 16-й проекта мирного договора с Ита­ лией, законодательной инициати- Триест и вмешиваться в ее внут- вы губернатору не представлять. В комиссиях Мирной конференции силы Болгарии. Однако греческая делегация, выступила с совершенно необоснованными предложениями "еще более сократить болгарскую армию, болгарский флот и авиа­ цию. По предложению греческого делегата численность личного со­ става военно-воздушных сил Бол­ гарии со всеми штабами, техниче­ ским персоналом должна состав­ лять 140 тысяч. , ПАРИЖ, 20 сентября. (Спец. корр. ТАОС). Военная комиссия окончательно одобрила военные статьи в проекте мирного догово­ ра с Италией и сегодня присту­ пила к обсуждению военных статей проекта мирного договора с Бол­ гарией. Проект мирного договора с Болгарией, разработанный Сове­ том Мшгистрога Иностранных Дел, значительно ограничивает военные Против таких абсурдных пред­ ложений выступили представители Советской делегации, делегации США и Франции. Большинством голосов комиссия отвергла гре­ ческую поправку. ★ ★ ★ j В экономической комиссии для Италии обсуждался вопрос о ком­ пенсациях за ущерб, нанесенный собственности Объединенных нации или их граждан в Италии. Как из­ вестно, Совет Министров Иност­ ранных Д ел по этому вопросу не пришел к единому мнению, и в проекте мирного договора с Ита­ лией были представлены два предложения — делегации Соеди­ ненных Штатов Америки, поддер­ живаемые делегациями Велико­ британии и Франции, и предложе­ ние делегации СССР. Между этими двумя предложе­ ниями существуют принципиаль­ ные различил Делегация США настаивала на том, чтобы Итали^ полностью выплатила компенса­ цию за утраченную или повреж­ денную за время воины собствен- дость Объединенных наций или са­ мих граждан Италии. Делегация Советского Союза допускает воз­ можность частичной компенсации ’в пределах одной трети. Вчера на заседании комиссии делегат Соединенных Штатов Аме­ рики Торп сообщил, что американ­ ская делегация не настаивает на стопроцентной компенсации и намерена изменить свое предло­ жение. Он заявил что делегация Соединенных Штатов Америки согласна на частичную компенса­ цию, но размеры ее должны быть определены особо. Делегат Вели­ кобритании продолжал настаивать ва компенсации в размере ста процентов. Представитель Советского Сою­ за Хрутюнян указал, что советская делегация* не видит оснований требовать с Италии стопроцент­ ной компенсации собственность Объединенных наций или их граждан в Италии, так как сто­ процентная компенсация ляжет на Италию тягчайшим бременем и подорвет ее экономику. Арутюняи призвал членов комиссии еди­ нодушно поддержать предложение советской делегации, так как это предложение является наиболее разумным и справедливым. if it ★ В комиссии по экономическим вопросам для Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии в течение последних двух дней продолжа­ лось обсуждение экономических статей проекта мирного до­ говора с Румынией. Как уже сообщалось, в ходе обсуждения этих статей некоторые делегации предъявляют чрезмер­ ные требования к Румынии. Пред­ ставитель Великобритании Грего­ ри пред’явил ряд требований к Румынии и в том числе потребовал немедленно отменить существу­ ющий в Румынии закон об эксплоатацш нефтяных недр. С поддержкой предложения британ­ ского делегата сегодня выступил представитель Голландии. •Представитель советской деле­ гации Геращенко возражал против требований британского делегата, указывая, что эти требования прс- юнкнуты стремлением во что бы то ни стало поставить нефтяную про. мышленность Румынии в зависи­ мость от иностранных концернов и стремлением вмешаться во внут­ ренние дела Румынии. Против британской поправки выступили также делегаты Совет­ ской Белоруссии и Советской Ук­ раины. Ответственный редактор А. ДИВАВИН .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz