Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.

Как мы готовимся к штормовым походам НЕ ЗАБЫВАТЬ ОЯКОРНОМ УСТРОЙСТВЕ к Боцман подводной лодки , старшина 2 статьи Г. Мельник. Готовясь к осенним доходам, мы, кроме других работ, щкжшаш тщательный освопр якорного устройства. Помторые (киуаны недооценивают значения якоря для оодгводной м р к . Это невер­ но. Можно привести такой при­ мер. Осйнь 1941 ода. была особенно бур«я . Одна североморская лод­ ка была на коммуникациях ф а ­ га. Ее бросало, как щенку. Она то взбиралась на гребни водяных холмов, то стремительно скатыва­ лась вниз, сбрасывая с себя тон­ ны вощы. Яростным удар е» вонн у нее страшило якорь-цепь, кого* . рая недостаточно надёжно была оп*е неЛа®но рядовым матро- заюреилена. При «аждо* «акате 00,1 * п011®1! m поопгедоних л“еТ- Корабли, закончив период напряженней боевой подготмки, собираются сейчас в новые походы. Они будут протекать в осенних условиях, когда Варен цово море почти постоянна штор­ мит. Успех этих походов будет зависеть от подготовки. Г *- « Многое надо предусмотреть многое сделать, чтобы хорошо подготовиться к осенним штормовым походам. И особенно серьез­ но следует наработать боцманским — и . Кто, итв, а «ни в первую гюр—I отвечают за та, чтобы сложное корабельное хо­ зяйства было приведено в образцовое состояние. Мы обратились к боцманам эсминца «Гразный», тральщика N , подводной лодки «Н» и катера «большой охотник» с во* просом, наи они готовятся к осеннему плаванию. Вег чтв рассказывают боц маны этих кораблей. Следую советам бывалых Боцман катера «большой охотник» старший матрос В. Мустиев. Я — боадлан молодой, совсем тяжелый якорь стал с силой уда* ряться о корпус лодки, грозя раз­ рушить его. Толд о нечеловече­ скими усилиями ПОДВОДНИКОВ Гавдюхита я Фоменко удалось его закрепить н те* самым ятредгсгг- вратить катастрофу. Серьезное витание я уделил такхё подготовке и покраске кнехтов, полуклюзов, замене швартовов. Однако я до сих дар не ногу приобрести аварийный буксирный колец, который крайне необходим для каждой подводной лодкя. Всем подводншах наметен случай, как одна аз наших лодок, находясь далеко у вражеских бе­ регов,- получила тяжелые повреж­ дения и лишилась хода. Она стала дрейфовать в сторону бе­ рега. Тогда экипаж, соорудив из чехлов и аварийных шестов пару­ са для лодаи, отошел в море, где лодку взял на буксир другой ко- >. Г.П‘И Большую часть нашей тонки составляет осмотр сигналь­ ного оборудования и рулевого устройства. О этим датам ире- храсно оправляются иолодые матросы. вих учениях старался как следует овладеть бопманской наукой. Большую помощь оказал мне бы­ валый боцман главный старшина Багров, охопно передавая свой богатый боевой опыт. Оя пока­ зывал, как нужно плести маты и кранцы, как делать иусипги и шторм-трапы, как можно безоши­ бочно определить качество пень­ ковых и манильских тросов. И теперь, готова катер к осени, я во воем следую его советам. — Обращай особое внимание на корпус л верхнюю палубу, — учил меня Багров. — Они по­ стоянно должны быть покрыты ровным слоем враскИ, предохра­ няющим от разрушения грибком. (Все это мы сделали. И вделали не зря. Корпус и верхняя палуба на вашем корабле теперь гаран­ тированы от порчи и разрушении. Кроме того, мы проверила проч­ ность кнехтов, битенгов, полу* клюзов и клюзо®. Те из них, та) требовали ремонта, подправили. Отремонтировалишпилевое устрой­ ство, проверили, почистили и ож- ivtk ; раснли якорь цепь с лам. привали в порадок ценной ящик. У меня есть старательный по­ мощник — матрос Бойкян. Но У него шло опыта. Я ему ежеднев­ но даю задания, обучаю вракти- чёоким показом. Однажды он, принимая швартовый конец с подошедшего катера, завел его наверх кнехта в то время, как следовало занести аодниз. Я рассказал ему, как однажды в войну катерам потребовалось срочно сняться со швартовов, но внвду того, что швартовы крайне­ го катера были заведены непра­ вильно, с’емка затянулась. Боль­ ше' этой ошибки он не делал. Мы специально тренируемся в спуске и нод’еме спасательных плотиков, тузика, в бросании спасательных ярутов. Я учу своих подчиненных правильно метать бросательный конец, доби­ ваясь, чтобы они могли его за­ бросить на большее расстояние. Это крайне необходимо для ка­ терников. Внимательно прислушиваясь к советам бывалых моряков, я пе­ ренимаю их опыт подготовки к осенним походам н использую его в своей работе. ЗА БЕСПЕЧНОСТЬ РАСПЛАЧИВАЮТСЯВМОРЕ Боцман тральщика Н старшина 1 статьи А. Беляев. Главный наш враг в осенних и зиммих походах — обледенение палубы, надсфоек, брашпиля ж вооружения. Бак показал опыт, обледенение палубы можно предотвратить так­ же смазыванием ее густым слоем солдра. Вода в таком случае будет быстро окатываться, не замерзая. Наш корабль имеет низкий полубак я борта — в шторм его легко накрывает волна. Это обя­ зывает вас особенно тщательно следить за состоянием люков, дверей, иллюминаторов. Мы их заблаговременно хорошо подгото­ вили, заменили уплотнительные резинки, отремонтировали крепле­ ния. Есть хорошая морская поговор­ ка: «Выходишь в море — готовь­ ся к шторму». Кто этого пра­ вила не соблюдает, тог за беспеч­ ность жестоко расплачивается. Я со своими подчиненными при­ готовил дополнительные крепле­ ния, которые мы р а зм ести в местах, откуда их можно легко и быстро достать в сагучае надобно­ сти. Тральщикам, как правило, при­ ходится работать в прибрежных районах, вблизи опасных банок, отмелей я узкостей. Все это за­ ставляет нас держать в постоян­ ной готовности якорное устрой­ ство. Мне рассказывали, как во время шторма у одного тральщика произошло скисание машины. Ве­ тер и воийты гнали корабль на прибрежные' скалы. Командир приказал немедленно отдать оба якоря. Это распоряжение было быстро исполнено, и тральщик был спасен от гибели. Мы тщательно подготовили аварийные пластыря, подкияьные концы, хват-таш, изготовили де­ ревянные щиты, * аварийные брусья, штормовые леера, оплели црочные кранцы. Хорошо подготовишься — обеспечишь успех Наш корабль успешно закончил летнее плавание и сейчас 'гото­ вится к осенним походам. Больше , всего хлопот в эта дни, понятно, Iу боцманской команды. I Готовя корабль к походам,- я все время помнил об опыте вой­ ны. Оа многому нас научил. Вое хорошее, все полезное мы приме­ няем сейчас. В нашем боцманском деле нужиа особая, я бы оказал, доб­ ротность работы. У нас каждая каболка аьожёт пригодиться. Всшмшнается мне один случай, который произошел в войну. В шторм, когда крен корабля достигал 40 градусов, у нас сорва­ лась с киль-блоков шлюшка. Она то повисала над бездной,- почти доставая гребней волн, то с силой ударялась о ростры. Шлюпка могла вот-вот или сорваться, или разлететься в щелки. Положение создалось серьезное. Под руковод­ ством мичмана Романова матросы с трудом сумели водворить шлюп­ ку на место. Этот случай научил нас перед осенними походами особенно тща­ тельно проверять прочность кре­ плении по-гатормавому. Боцман краснознаменного эсминца «Грозный» старшина 1 статьи М. Сергеев. Мы много времени потратили на ремонт и приведение в порядок швартовов и запасных буксирных вавдов. Известно, что соленая вода, попадая иа стальные тросы, замерзает я раз’адает их и они теряют прочность. За тросами по* этому нужен внимательный при­ смотр. Мы их тщательно очисти­ ли от ржавчины, покрыли густым слоем смазки и привели в готов­ ность, закрыв чехлами. Выходя в море, на корабле нужно иметь наготове дополни­ тельные запасные швартовые тросы и буксирные концы в до­ статочном количестве. Я убедился в этом на практике. Как-то в штормовую погоду наш эсминец оказывал помощь потерпевшему аварию транспорту. Неожиданно налетевшим шквалом эсминец по­ садило кормой на мель. На по­ мощь нам пришел буквдр. Or ростаыё волны поднимали его, как скорлупку, угрожая каждую ми­ нуту столкнуть с нами. Выбрав подходящий момент, матрос Двой­ ников мастерски метнул бросатель­ ный колец на борт буксира. За­ тем мы быстро перебросили «про­ водник» и подали буксирный ко­ нец. Но как только буксир дал ход, трос лопнул. Тогда заве­ ли новый — опять неудачно. И так несколько раз. Наконец, эсминец был стащен с мели и продолжал оказывать помощь транспорту. Выручила преду­ смотрительность боцмана Романо­ ва, всегда имевшего исправные запасные буксирные концы. Иначе пришлось бы туго. Вот как важно позаботиться перед осенним по­ ходом о запасных швартовых и буксирных концах. Мьо не забыли об этом и можем сейчас быть спо­ койными: швартовые и буксирные коицы octo у нас в достаточном количестве и в надежном состоя­ нии. Много труда затратили мы яа ремонт гребных судов, их воору­ жения. Сделай: новые прочные весла, заменили рангоут, исправи­ ли и подогнали бегучий таке­ лаж. Но самое главное — это подго­ товка людей. Штормовой поход требует «гг матроса бесстрашия. хорошей обученности,- силы и Ловкости. Все эти качества мы и стараемся воспитывать у матро­ сов. Они теперь все умеют лазить по шторм-трапам и шкентелям, ходить на шлюпке под парусом и на веслах. Однажды во время войны наш эгсминец шел по заливу, возвра­ щаясь из похода. В это время из-за прибрежных сопок выныр­ нул штурмовик «ИЛ-2». Он стре­ мительно терял высоту, перевали­ ваясь с крыла на крыло. Не су­ мев дотянуть до берега, самолет упал в воду. По кораблю разнес­ лась команда: «Человек за бор­ том! Шлюпку к спуску!» Эсми­ нец застопорил ход. Прошло не­ сколько секунд — и гребцы были уже в шлюпке, найтовы отданы, и ее опустив на воду. Подобрав летчика и стрелка, шестерка по­ дошла к борту. Летчики горячо благодарили моряков. Вот что значит отлично знать шлюпочное дело! Мы сейчас перед походами еще и еще раз перечитываем все ин­ струкции и наставления. Экзамен предстоит серьезный, в надо к не­ му хорошо гедготаянгься. Нарушают устав В подразделении лейтенанта Щекотова, вопреки требованию Дисгрплинаршич) устава, нет до сих пор книги жалоб и заявлений. Когда мы обратились к т. Щеко- тову с просьбой показать такую книгу, он вызвал писаря Черны­ шева и опросил его: «Цде наша книга?». Чернышев, неловко пе­ реминаясь с в о т ва йогу, сму­ щению поглядывая иа своего на­ чальника, попавшего в неловкое положение, ответил: w — У нас жалобной яиилГ нет. Может быть, в атом подразде­ лении у личного состава нет жа­ лоб? Жалобы ость ж очень суще­ ственные. Младший сержант Аврамегасо уже шесть меовдев не получает денежного содержания. Оя неоднократно обращался в своему командиру докоМь ему, но тот остался^ глухим в просьбе подчиненного. Авраменко обратил, ся с законной жалобой в штаб чаюти, но там, вместо того, чтобы немедленно исправить ошибку, о т слались бюрократической от­ пиской. Не помогло и обращение к командиру части майору т. Аб­ рамовичу, который не дал хода жалобе. В другом подразделении этой же части, который командует старший лейтенант Александров, пнвга жалоб и заявлений имеется. Но хранится она... у дневального, не прошнурована и страницы е е ^ Ь Не пронумерованы. Так как книга^^ хранятся не там, где положено, в ней и записей никаких нет. А жалобы и заявления оо стороны личного состава имеются. Так, матрос Маньков из-за волокиты уж» два месяца не получает де­ нежное содержание, но никомт до этого дела нет. Есть здесь и более существен­ ные жалобы и заявления, но в книгу они не записываются. Старший лейтенант т. Алек­ сандров не следит за тем, чтобы книга жалоб и заявлений велась так, как этого требует Дисципли­ нарный устав. Капитан В. ЯАГОШНЫЙ. Проявила инициативу, а осуществить ие смогли Освободившись от работы я древньи занятой, матросы расхо„ дятся но кубрикам. Наступают свободные часы. Одой читают свежие газеты или пишут письма родным, друпне играют в домино. Но многие, не зная, как убить оставшееся до отбоя время, бес­ цельно ходят по помещению. 'Комсомольска*я организация взя„ лась заполнить свободное время полезными замятиями с моло­ дежью, чтобы привить ей любовь к литературе. Сначала! решили прочитать вслух рома» А. Фа­ деева «Молодая гвардия*, потом коллективно его обсудить. Каж- - дьей вечер комсомолец Щукин проводил громкую читку. Хорошая инициатива! Но ком. сомольская организация этого под. разделения береговой базы под­ плава свое иаяннание ие довела до конца. Надо было вначале рас­ сказать молодежи о подвиге мало, дапварденцев, познакомить слуша­ телей с автором произведения., Это, несомненно, вызвало бы нн-j терес у молодежи к книге. Но это.| го не было сделаню. И сейчас,' когда комсомолец Щукин проводит громкую читму, вокруг чтеца соби­ рается лишь небольшая группа слушателей. Слушал*елей бывает мало потому, что комсомольская организация^ прошив инициативу, не сумела ее осуществить. П. ПАВЛОВСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz