Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
Как мы готовимся к штормовым походам НЕ ЗАБЫВАТЬ ОЯКОРНОМ УСТРОЙСТВЕ к Боцман подводной лодки , старшина 2 статьи Г. Мельник. Готовясь к осенним доходам, мы, кроме других работ, щкжшаш тщательный освопр якорного устройства. Помторые (киуаны недооценивают значения якоря для оодгводной м р к . Это невер но. Можно привести такой при мер. Осйнь 1941 ода. была особенно бур«я . Одна североморская лод ка была на коммуникациях ф а га. Ее бросало, как щенку. Она то взбиралась на гребни водяных холмов, то стремительно скатыва лась вниз, сбрасывая с себя тон ны вощы. Яростным удар е» вонн у нее страшило якорь-цепь, кого* . рая недостаточно надёжно была оп*е неЛа®но рядовым матро- заюреилена. При «аждо* «акате 00,1 * п011®1! m поопгедоних л“еТ- Корабли, закончив период напряженней боевой подготмки, собираются сейчас в новые походы. Они будут протекать в осенних условиях, когда Варен цово море почти постоянна штор мит. Успех этих походов будет зависеть от подготовки. Г *- « Многое надо предусмотреть многое сделать, чтобы хорошо подготовиться к осенним штормовым походам. И особенно серьез но следует наработать боцманским — и . Кто, итв, а «ни в первую гюр—I отвечают за та, чтобы сложное корабельное хо зяйства было приведено в образцовое состояние. Мы обратились к боцманам эсминца «Гразный», тральщика N , подводной лодки «Н» и катера «большой охотник» с во* просом, наи они готовятся к осеннему плаванию. Вег чтв рассказывают боц маны этих кораблей. Следую советам бывалых Боцман катера «большой охотник» старший матрос В. Мустиев. Я — боадлан молодой, совсем тяжелый якорь стал с силой уда* ряться о корпус лодки, грозя раз рушить его. Толд о нечеловече скими усилиями ПОДВОДНИКОВ Гавдюхита я Фоменко удалось его закрепить н те* самым ятредгсгг- вратить катастрофу. Серьезное витание я уделил такхё подготовке и покраске кнехтов, полуклюзов, замене швартовов. Однако я до сих дар не ногу приобрести аварийный буксирный колец, который крайне необходим для каждой подводной лодкя. Всем подводншах наметен случай, как одна аз наших лодок, находясь далеко у вражеских бе регов,- получила тяжелые повреж дения и лишилась хода. Она стала дрейфовать в сторону бе рега. Тогда экипаж, соорудив из чехлов и аварийных шестов пару са для лодаи, отошел в море, где лодку взял на буксир другой ко- >. Г.П‘И Большую часть нашей тонки составляет осмотр сигналь ного оборудования и рулевого устройства. О этим датам ире- храсно оправляются иолодые матросы. вих учениях старался как следует овладеть бопманской наукой. Большую помощь оказал мне бы валый боцман главный старшина Багров, охопно передавая свой богатый боевой опыт. Оя пока зывал, как нужно плести маты и кранцы, как делать иусипги и шторм-трапы, как можно безоши бочно определить качество пень ковых и манильских тросов. И теперь, готова катер к осени, я во воем следую его советам. — Обращай особое внимание на корпус л верхнюю палубу, — учил меня Багров. — Они по стоянно должны быть покрыты ровным слоем враскИ, предохра няющим от разрушения грибком. (Все это мы сделали. И вделали не зря. Корпус и верхняя палуба на вашем корабле теперь гаран тированы от порчи и разрушении. Кроме того, мы проверила проч ность кнехтов, битенгов, полу* клюзов и клюзо®. Те из них, та) требовали ремонта, подправили. Отремонтировалишпилевое устрой ство, проверили, почистили и ож- ivtk ; раснли якорь цепь с лам. привали в порадок ценной ящик. У меня есть старательный по мощник — матрос Бойкян. Но У него шло опыта. Я ему ежеднев но даю задания, обучаю вракти- чёоким показом. Однажды он, принимая швартовый конец с подошедшего катера, завел его наверх кнехта в то время, как следовало занести аодниз. Я рассказал ему, как однажды в войну катерам потребовалось срочно сняться со швартовов, но внвду того, что швартовы крайне го катера были заведены непра вильно, с’емка затянулась. Боль ше' этой ошибки он не делал. Мы специально тренируемся в спуске и нод’еме спасательных плотиков, тузика, в бросании спасательных ярутов. Я учу своих подчиненных правильно метать бросательный конец, доби ваясь, чтобы они могли его за бросить на большее расстояние. Это крайне необходимо для ка терников. Внимательно прислушиваясь к советам бывалых моряков, я пе ренимаю их опыт подготовки к осенним походам н использую его в своей работе. ЗА БЕСПЕЧНОСТЬ РАСПЛАЧИВАЮТСЯВМОРЕ Боцман тральщика Н старшина 1 статьи А. Беляев. Главный наш враг в осенних и зиммих походах — обледенение палубы, надсфоек, брашпиля ж вооружения. Бак показал опыт, обледенение палубы можно предотвратить так же смазыванием ее густым слоем солдра. Вода в таком случае будет быстро окатываться, не замерзая. Наш корабль имеет низкий полубак я борта — в шторм его легко накрывает волна. Это обя зывает вас особенно тщательно следить за состоянием люков, дверей, иллюминаторов. Мы их заблаговременно хорошо подгото вили, заменили уплотнительные резинки, отремонтировали крепле ния. Есть хорошая морская поговор ка: «Выходишь в море — готовь ся к шторму». Кто этого пра вила не соблюдает, тог за беспеч ность жестоко расплачивается. Я со своими подчиненными при готовил дополнительные крепле ния, которые мы р а зм ести в местах, откуда их можно легко и быстро достать в сагучае надобно сти. Тральщикам, как правило, при ходится работать в прибрежных районах, вблизи опасных банок, отмелей я узкостей. Все это за ставляет нас держать в постоян ной готовности якорное устрой ство. Мне рассказывали, как во время шторма у одного тральщика произошло скисание машины. Ве тер и воийты гнали корабль на прибрежные' скалы. Командир приказал немедленно отдать оба якоря. Это распоряжение было быстро исполнено, и тральщик был спасен от гибели. Мы тщательно подготовили аварийные пластыря, подкияьные концы, хват-таш, изготовили де ревянные щиты, * аварийные брусья, штормовые леера, оплели црочные кранцы. Хорошо подготовишься — обеспечишь успех Наш корабль успешно закончил летнее плавание и сейчас 'гото вится к осенним походам. Больше , всего хлопот в эта дни, понятно, Iу боцманской команды. I Готовя корабль к походам,- я все время помнил об опыте вой ны. Оа многому нас научил. Вое хорошее, все полезное мы приме няем сейчас. В нашем боцманском деле нужиа особая, я бы оказал, доб ротность работы. У нас каждая каболка аьожёт пригодиться. Всшмшнается мне один случай, который произошел в войну. В шторм, когда крен корабля достигал 40 градусов, у нас сорва лась с киль-блоков шлюшка. Она то повисала над бездной,- почти доставая гребней волн, то с силой ударялась о ростры. Шлюпка могла вот-вот или сорваться, или разлететься в щелки. Положение создалось серьезное. Под руковод ством мичмана Романова матросы с трудом сумели водворить шлюп ку на место. Этот случай научил нас перед осенними походами особенно тща тельно проверять прочность кре плении по-гатормавому. Боцман краснознаменного эсминца «Грозный» старшина 1 статьи М. Сергеев. Мы много времени потратили на ремонт и приведение в порядок швартовов и запасных буксирных вавдов. Известно, что соленая вода, попадая иа стальные тросы, замерзает я раз’адает их и они теряют прочность. За тросами по* этому нужен внимательный при смотр. Мы их тщательно очисти ли от ржавчины, покрыли густым слоем смазки и привели в готов ность, закрыв чехлами. Выходя в море, на корабле нужно иметь наготове дополни тельные запасные швартовые тросы и буксирные концы в до статочном количестве. Я убедился в этом на практике. Как-то в штормовую погоду наш эсминец оказывал помощь потерпевшему аварию транспорту. Неожиданно налетевшим шквалом эсминец по садило кормой на мель. На по мощь нам пришел буквдр. Or ростаыё волны поднимали его, как скорлупку, угрожая каждую ми нуту столкнуть с нами. Выбрав подходящий момент, матрос Двой ников мастерски метнул бросатель ный колец на борт буксира. За тем мы быстро перебросили «про водник» и подали буксирный ко нец. Но как только буксир дал ход, трос лопнул. Тогда заве ли новый — опять неудачно. И так несколько раз. Наконец, эсминец был стащен с мели и продолжал оказывать помощь транспорту. Выручила преду смотрительность боцмана Романо ва, всегда имевшего исправные запасные буксирные концы. Иначе пришлось бы туго. Вот как важно позаботиться перед осенним по ходом о запасных швартовых и буксирных концах. Мьо не забыли об этом и можем сейчас быть спо койными: швартовые и буксирные коицы octo у нас в достаточном количестве и в надежном состоя нии. Много труда затратили мы яа ремонт гребных судов, их воору жения. Сделай: новые прочные весла, заменили рангоут, исправи ли и подогнали бегучий таке лаж. Но самое главное — это подго товка людей. Штормовой поход требует «гг матроса бесстрашия. хорошей обученности,- силы и Ловкости. Все эти качества мы и стараемся воспитывать у матро сов. Они теперь все умеют лазить по шторм-трапам и шкентелям, ходить на шлюпке под парусом и на веслах. Однажды во время войны наш эгсминец шел по заливу, возвра щаясь из похода. В это время из-за прибрежных сопок выныр нул штурмовик «ИЛ-2». Он стре мительно терял высоту, перевали ваясь с крыла на крыло. Не су мев дотянуть до берега, самолет упал в воду. По кораблю разнес лась команда: «Человек за бор том! Шлюпку к спуску!» Эсми нец застопорил ход. Прошло не сколько секунд — и гребцы были уже в шлюпке, найтовы отданы, и ее опустив на воду. Подобрав летчика и стрелка, шестерка по дошла к борту. Летчики горячо благодарили моряков. Вот что значит отлично знать шлюпочное дело! Мы сейчас перед походами еще и еще раз перечитываем все ин струкции и наставления. Экзамен предстоит серьезный, в надо к не му хорошо гедготаянгься. Нарушают устав В подразделении лейтенанта Щекотова, вопреки требованию Дисгрплинаршич) устава, нет до сих пор книги жалоб и заявлений. Когда мы обратились к т. Щеко- тову с просьбой показать такую книгу, он вызвал писаря Черны шева и опросил его: «Цде наша книга?». Чернышев, неловко пе реминаясь с в о т ва йогу, сму щению поглядывая иа своего на чальника, попавшего в неловкое положение, ответил: w — У нас жалобной яиилГ нет. Может быть, в атом подразде лении у личного состава нет жа лоб? Жалобы ость ж очень суще ственные. Младший сержант Аврамегасо уже шесть меовдев не получает денежного содержания. Оя неоднократно обращался в своему командиру докоМь ему, но тот остался^ глухим в просьбе подчиненного. Авраменко обратил, ся с законной жалобой в штаб чаюти, но там, вместо того, чтобы немедленно исправить ошибку, о т слались бюрократической от пиской. Не помогло и обращение к командиру части майору т. Аб рамовичу, который не дал хода жалобе. В другом подразделении этой же части, который командует старший лейтенант Александров, пнвга жалоб и заявлений имеется. Но хранится она... у дневального, не прошнурована и страницы е е ^ Ь Не пронумерованы. Так как книга^^ хранятся не там, где положено, в ней и записей никаких нет. А жалобы и заявления оо стороны личного состава имеются. Так, матрос Маньков из-за волокиты уж» два месяца не получает де нежное содержание, но никомт до этого дела нет. Есть здесь и более существен ные жалобы и заявления, но в книгу они не записываются. Старший лейтенант т. Алек сандров не следит за тем, чтобы книга жалоб и заявлений велась так, как этого требует Дисципли нарный устав. Капитан В. ЯАГОШНЫЙ. Проявила инициативу, а осуществить ие смогли Освободившись от работы я древньи занятой, матросы расхо„ дятся но кубрикам. Наступают свободные часы. Одой читают свежие газеты или пишут письма родным, друпне играют в домино. Но многие, не зная, как убить оставшееся до отбоя время, бес цельно ходят по помещению. 'Комсомольска*я организация взя„ лась заполнить свободное время полезными замятиями с моло дежью, чтобы привить ей любовь к литературе. Сначала! решили прочитать вслух рома» А. Фа деева «Молодая гвардия*, потом коллективно его обсудить. Каж- - дьей вечер комсомолец Щукин проводил громкую читку. Хорошая инициатива! Но ком. сомольская организация этого под. разделения береговой базы под плава свое иаяннание ие довела до конца. Надо было вначале рас сказать молодежи о подвиге мало, дапварденцев, познакомить слуша телей с автором произведения., Это, несомненно, вызвало бы нн-j терес у молодежи к книге. Но это.| го не было сделаню. И сейчас,' когда комсомолец Щукин проводит громкую читму, вокруг чтеца соби рается лишь небольшая группа слушателей. Слушал*елей бывает мало потому, что комсомольская организация^ прошив инициативу, не сумела ее осуществить. П. ПАВЛОВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz