Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
гьг И з опыта войны Е Ч Щ И Т Обзор печати Боевая дружба Вспоминая бои, ® (которых до водилось ^чдстжУвать, еще и еще раз убеждаешься в том, что успеху воздушных ■схваток в огромной стенёни способствовала неруши мая боевая ируавба лаптах летчи ков и, прежде всего, слетанность пар. Ведущий в паре является в бою как бы мечом, а ведомый— его щитом. Как только ведущий шёл в атаку, за ним, прикрывая его от внезаяшых атасв с хвоста, следовал его ведомый. Он факти чески обеспечивал атаку ведуще го, ее успех. Но ведомый да только прикрывал свой «меч». Нам известно миого примеров, водка ведомые непосредственно помогали ведущему в схватке с врагом. ' Исход всякого воздупЕного бой решали те пары, вде ведущий и ведомый ооЮТавлмлн одно целое, т. 3. обладала хорошей слеташно- стыо. Поэтому на обработку «чув ства локтя», (какпринято говорить у н а с ,. нужно обращать самое серьезное внимание. Слетанность шары слагается из многих элементов. Но я хочу сначала сказать о самом просто» я обычном, с которым каждый из нас сталкивается щш выполнении учебных полетов. Это — дружный приход на аэродром жги же взлет с него. Нередко моеюно наблюдать такую картшу: ведущий идет сам (но себе, а ведомый мшетсЯ в поискан его. А во время войны этого почти не было. Любо было смотреть, как ястребки возвра щались с боевого задания плотным строем, крыло в крыло. Выполнению всех элементов слётанности зависит к ж от ве дущего, так и от ведомого. Каждый летчик, прибывший в часть, как правило, начинает свою деятельность с обязанностей ведомого. Поэтому в период вой ны ведущий старался определить качества новичка. Эти наблюдения большей частью делались в пер вых учебных полетах и на земле. «Старички» присматривались, как молодой летчик ходит в строю, как у него развито «чув ство локтя». ЕрсИомивая работа с молодежью быстро давала свои результаты: молодыо ведомые становились надежным щиггом вОДущих. Ве домые могли не только защищать своего командира, но и с успе хом вести воздушный 'бой и на носить метане удары по врагу. Немалое значение в слетанно сти пары лётчиков шьет понима ние друг друга. Нужно, чтобы ве домый с одного движения понимал замысел ведущего и неотступно следовал за ним. В подборе пары нужно учиты вать также летный стаж и опыт ведущего. Малейшее коле бание ведущего в сложной обста новке создает у ведомого неуверен ность в способностях своего командира. Необходимо, чтобы ведущий, конечно, обладал боль шим опытом и знаниями, чем ве домый. пар, п мы на протяжении восьми месяцев сбили несколько десятков самолетов врага, не понеся при этом никаких потерь со своей стороны. Нам приходилось яетать по три, а иногда и по четыре! рава в день. Такой успех не был слу чайным. Пары у нас были так подобраны и слетаны, что они составляли одно целое. При этом нужно заметить, что летчикипары нередко летали на разных сериях одного типа самолетов. Так, одна из пар дралась на «ЯК-1» и «ЯК-9», ®о, несмотря на это, ве дущий и ведомый были до такой степени слетаны, что, казалось, они летают на совершенно одина ковых машинах. Особенно выделялась у нас па ра, где ведущим был лейтенант Зимин, а ведомых лейтенант Ра зувает. Их всегда можно было ви деть (вместе — будь то в воздухе или на земле. Вот одни мз боев этой пары. Группа иапгах самолетов воз вращалась с задания. Для отсечки истребителей противника и дня обеспечения посадки была подня та в воздух пара Зимин — Разу- ваев. Они ясно (представляли себе замысел старшего командира, по-' ставившего перёд ними задачу, и каждую секунду ждали noaajemM врага. Вскоре иа подходе к аэрод рому завязался воздушный бой. Это была атака одного немецкого «охотника», который несколько раз приходил в нам во время по садка, сбивал зазевавшегося пи лота и безнаказанно уходил на свой аэродром. До этяго все попыт ки проучить аса ни к чему не приводили. Но стремительная ата ка Зимина и Разуваева оказалась последней для фашистского хищ ника. Как впоследствии сообща лось в прессе, это был немецкий ас майор Мебус. Противник был очень сильным, и нашей варе пришлось поработать как никогда. Бой прохода1! то на вертикалях, то на горизонталях, то cart«a шёл на восходящей стирали. Лей тенант Разуваев не только хорошо держался около ведущего и охра нял его от атак, но и помогал ему. Особенна сказалась ёго помощь, когда бой щел на вертикалях. Ра- зуваев своими атаками то снизу, то сверху не давал противнику сократить радиус боевого разворо та. Умными и решительными дей ствиями он помог ведущему по дойти на короткую дистанцию и расстрелять врага. Ведомый про тивника, видя (юрипичёское поло жение своего ведущего, не .решил ся ему помочь и поспешил уйти из боя. Отрабатывать Секрет успеха Командир нашего 'подразделения капитан Малиновокий уделял большое шшмапио слетанности слетанность К чему может (привести плохая слетанность пары? Однажды для сопровождения штурмовиков была выделена пара истребителей Цикиткхк—Денисов. Эти летчики плохо знали друт друга и никоща до этого вместе не летали. Определив свое мёсто в грунте, пара выполняла зада ние. На подходе к цели самолет Денисова был шадбяг зенипкой, в летчик совершил вынуждешую посадку. Ведущий этого н@заметил и не знал, куда девался его ведо мый. Бывает я так, что ведомый, считая себе нв меяее' опытным, чем ведущий, начинает отрывать ся от него я допускать самоволь ные действия. К добру это, конеч но, нё приводит. Мнё довелось как-то .выполнять задание по разведке в паре с лей тенантом Б. Мы возвращались на аэродром на бреющем полете над сушей. Б. передал хне по радио, что я - как будто, чду ив тем курсом. Я приказал ему следо вать моим курсом. Но Б. пошел своим курсам. В. результате я щшшел на свой аэродром, а он сел на соседнп. В мирных условиях В мирных условиях учебы нам предоставляется еще больше воз можностей для отработки слетан ности. Но кое-где упускают этот важный элемент боевой подготов ки. Задания у нас подчас строят ся однообразно. Обучение молодых Лётчиков вдет :главны» образом на средних высотах. Редко, в частности, можно ви деть, чтобы летчики получали задания на полёты на малых вы сотах. А большинство боев, вдаве- депных нашими Летчиками в Оте чественную войну, была именно на этих высотах. Наши ястреб! теля часто црякрывали штурмови ков и торпедоносцев, которые, как правило, ходили на малых высо тах. С Т Е Н Г А З Е Т А В Б О Р Ь Б Е З А Д И С Ц И П Л И Н У Стедаая газета «Истребитель» та корабле «jHi* создана недавно Вышел тчхшко пятый номер газе ты,. но когда просматриваешь все номера. «Истребителя», то убежда ешься, что редколлегия газеты во глазе с редакторам т. Скворцо вым стоит на правильном п у т «Истребитель* по-деловому под нимает насущные вопросы, мобили зует читателей на решение задам, стоящих перед кораблем, резко вскрывает недостатки, остро кри тикует отдельных нерадивых маггросов. Каждая з ам е т а в газете бьет в точку, кашисана на злобу дня. (Вот одна из номеров стенной газеты. Оя посвящен изучению и выполнению нового Дисциплинар ного устава. В передовой статье.1 «Быть образцом честного служе ния Ро дане» подробно рассказы вается о значении нового Дисцип линарного устава и воинской дис циплины. Редколлегия не стремит, ся писать статьи стандартными фразами. У нее простой, доходчи вый язык. «Соблюдение всех требова ний устава, — говорился в пере довой,—должно быть для каж дого матроса осознанной и при. вычной необходимостью. Только тогда, когда у матроса строгая дисциплина становится привыч. кой, у него появляется вкус к воинской службе». «У советского матроса не мо жет быть двух понятий о воин ской дисциплине, двух норм по ведения: поведение для корабля и поведение для берега». Правильно ставят вопрос газе та. Матрос, где бы он ни надодиш- л * . _ . , ся, должен служить образцом Отработка слетанности на ма- B(>IIHOKOg дисциплины. Иногда же йгых высотах улучшает качество бывает так, что матрос на ко- техшпьи (пилотирования- Летать рабле ведет себя хорошо, а кая на бреющем и оохраетть целост- тол5жо уволился на берег, так „ сразу же забываея* о воинской ность пары очень трудно. Поэтому дисциплине. Против поведения та- всдомые, яв обладающие опреде- ких матросов и выступает «Истреи ленными навыками (пилотирования I бительк самолетов на «алых высотах, те ряют ведущего из виду, а затем тратят врем на поиск ого и при страивание. Теперь, когда у нас есть вое возможности для маломерного обучения летного состава, необ ходимо учитывать и недостатки периода войны, а тааже переда вать (молодежи ваз Бели во врёася войны постоян ство пар инода нарушалось, то теперь мы ялееш же щ того, чтобы избежать этого. Во, одааао, известно много случаев; когда та кое постоянство не считается за коном. Нередко безо всяких на то причин составы пар меняются, «Матрос Апеккн, — пишет газета, — уволившись на берег, грубо нарушил устав. Он был одет не по форме, не привет ствовал старших по званию. Апекин роняет честь советского матроса, своего корабля. За не. достойное поведение на берегу матрос Апекин должен понести наказание». В другой заметке «Точно вы летаний опыт* | полнлть уставы и приказы» воен кор главный старшина Лушанов пишет: «Не за страх, а за совесть надо исполнять все уставы и приказы командиров. Тем самым и и сможем добиться высоких показателей в боевой и полити. ческой подготовке. Но у нас есть еще такие матросы, как Хатин, Ушаков, которые при по. лучении приказания вступают в пререкания, на вахте нарушают Устав корабельной службы, хо дят неопрятно одетыми. Они должны понять, что своим не. достойным поведением позорят весь экипаж». Каждая заметка в газете про никнута деловой большевистской критикой. В заметке «Чему обя зывает воинская дисциплина» во- ипет: -------------- О что затрудняет обучешё. Лучше всего можно отработать слеташость тар на летнотактн- чооком учеши. Но в некоторых подразделениях пзд>ы составляют ся яешооредстеенно перед учения ми и в пары включаются, кая правило, опытные летчики, а мо лодым полеты на талях учениях почему-то ее доверяются. А ведь | енкор Поликарпов вместо в этом полете молодой летчик может как следует прове рить свои знания, ородсмипстри- ровать свою готовность быть и - Лейтенанта Алатагана на вашем стоящим щитом ведущего, увн- корабхо знают, как одного из деть обстановку, приближенную к передовых офицеров. Требоватёдь- боеюым условиям. ный к себе и подчиненным , чут* Только при условии, если еле- кий и заботливый начальник, он таяности пар у нас будут уделять воспитывает у матросов высокую в обучении столько жМ внимания, дисцщшинлрованность, отличное сколько уделялось этому решаю* зналие боевой тегв щему атеогеяту во время войны, За время рребываиия в вдидп- иооено добиться успехов в боевой дата/х ВКЩб) т. Алакшин прпни- подготоыье. Тогда есдущгё будет мал активное участие в партийной «Воинская дисциплина обязы. вает строго выполнять правила и порядки, установленные воин скими уставами. Это хорошо понимают и выполняют матросы Лаптев, Сизихин, Романов, Се. Дов и другие. Но можно встретить б! нашей среде и недисциплинированных матро сов, как, например, Малышев, Левин, Зверев. Комсомольская организация должна оказать на них влияние, привлечь к союз-,* ной ответственности. Мы не- можем терпеть в своих рядах недисциплинированности». Критикует «Истребитель»* и маггросов, которые невнимаггельяо изучают новый Дисциплинарный устав, «Интересные беседы проводи, ли тт. Ннзяев л Потапченко по уставу, — пишет в заметке стар ший матрос Куклин. — Боль шинство матросов внимательно и с увлечением слушали беседы о значении нового устава. Но вот нашлись такие товарищи, как Кузнецов и Прокофьев, ко торые несерьезно отнеслись к беседе. Плохо они ведут себя на занятиях. А, между тем, когда спросили их, что такое совет ская воинская дисциплина и ка кими правами пользуется коман дир корабля, то они ответить не смогли. 1 Хорошо знать и строго вы. поднять устав — дело чести каждого моряка». Стенная газета яе только кри тикует нерадивых, но и показывает передовых людей корабля. Стар шина 2 статьи Антрооов в заметке «Устав в действии» рассказывает, как матросы БЧ-V изучают и прет воряют в жизнь новый Дисципли нарный устав. Заметан построена на конкретных фактак и пртаерах. В том же номере старшина 1 статьи Никул рассказывает о луч ших дисциплинированных матро сах Романове, Матвееве, Чуне и старшине Лумаиове. Важно, что стенная газета «Истребитель» яе только крити кует нерадивых - и недисциплини рованных лваггросов, но и доби вается действительности /поме щенных заметок. В заметке «Нару. шитель дисциплины строго рака- зан» указывается: «В прошлом номере нашей газеты мы критиковали матроса Созонова, который грубо нару шил дисциплину. Созонов стро го наказан. Это должно послу жить уроком для товарищей, которые, подобно Созонову, на рушают дисциплину». И так в каждом номере стенная газета «Истребитель» поднимает новые вопросы, остро критикует нерадивых, помогает командиру корабля бороться за высокие по казатели в боевой я политической подготовке, за введение на корабле строгого порядка и дисциплины. Стеншя газета «Истребитель»' и по содержанию и по оформлению привлекает внимание моряков, ' оказывает на них большое воспи тательное влияние. В этом боль шая заслуга редактора матроса Сюворцова, членов редколлегии Поликарпова, Ушакова и парторга Потапенко. В партию вступают лучшие люди настоящим меча», а ведомый — действительно надежным щитом. Лейтенант Г. ДМИТРИИ. работе, проводил беседы с личным составом, редактировал корабель ную радвогассту. Е любому пору- . чению партийной организации он относился добросовестно, с лю бовью, стремясь выполнить его ■быстро и хорошо. Недавно т. Алак- пшн был принят в ряды больше вистской партии. Вместе с т. Алакпганым в чле ны ВКП(б) был принят н старши на 2 статьи Романович. Это от личный специалист, примерный командир, хороший общественник. Младший лейтенант . Г. МОЗЕРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz