Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.

гьг И з опыта войны Е Ч Щ И Т Обзор печати Боевая дружба Вспоминая бои, ® (которых до­ водилось ^чдстжУвать, еще и еще раз убеждаешься в том, что успеху воздушных ■схваток в огромной стенёни способствовала неруши­ мая боевая ируавба лаптах летчи­ ков и, прежде всего, слетанность пар. Ведущий в паре является в бою как бы мечом, а ведомый— его щитом. Как только ведущий шёл в атаку, за ним, прикрывая его от внезаяшых атасв с хвоста, следовал его ведомый. Он факти­ чески обеспечивал атаку ведуще­ го, ее успех. Но ведомый да только прикрывал свой «меч». Нам известно миого примеров, водка ведомые непосредственно помогали ведущему в схватке с врагом. ' Исход всякого воздупЕного бой решали те пары, вде ведущий и ведомый ооЮТавлмлн одно целое, т. 3. обладала хорошей слеташно- стыо. Поэтому на обработку «чув­ ства локтя», (какпринято говорить у н а с ,. нужно обращать самое серьезное внимание. Слетанность шары слагается из многих элементов. Но я хочу сначала сказать о самом просто» я обычном, с которым каждый из нас сталкивается щш выполнении учебных полетов. Это — дружный приход на аэродром жги же взлет с него. Нередко моеюно наблюдать такую картшу: ведущий идет сам (но себе, а ведомый мшетсЯ в поискан его. А во время войны этого почти не было. Любо было смотреть, как ястребки возвра­ щались с боевого задания плотным строем, крыло в крыло. Выполнению всех элементов слётанности зависит к ж от ве­ дущего, так и от ведомого. Каждый летчик, прибывший в часть, как правило, начинает свою деятельность с обязанностей ведомого. Поэтому в период вой­ ны ведущий старался определить качества новичка. Эти наблюдения большей частью делались в пер­ вых учебных полетах и на земле. «Старички» присматривались, как молодой летчик ходит в строю, как у него развито «чув­ ство локтя». ЕрсИомивая работа с молодежью быстро давала свои результаты: молодыо ведомые становились надежным щиггом вОДущих. Ве­ домые могли не только защищать своего командира, но и с успе­ хом вести воздушный 'бой и на­ носить метане удары по врагу. Немалое значение в слетанно­ сти пары лётчиков шьет понима­ ние друг друга. Нужно, чтобы ве­ домый с одного движения понимал замысел ведущего и неотступно следовал за ним. В подборе пары нужно учиты­ вать также летный стаж и опыт ведущего. Малейшее коле­ бание ведущего в сложной обста­ новке создает у ведомого неуверен­ ность в способностях своего командира. Необходимо, чтобы ведущий, конечно, обладал боль­ шим опытом и знаниями, чем ве­ домый. пар, п мы на протяжении восьми месяцев сбили несколько десятков самолетов врага, не понеся при этом никаких потерь со своей стороны. Нам приходилось яетать по три, а иногда и по четыре! рава в день. Такой успех не был слу­ чайным. Пары у нас были так подобраны и слетаны, что они составляли одно целое. При этом нужно заметить, что летчикипары нередко летали на разных сериях одного типа самолетов. Так, одна из пар дралась на «ЯК-1» и «ЯК-9», ®о, несмотря на это, ве­ дущий и ведомый были до такой степени слетаны, что, казалось, они летают на совершенно одина­ ковых машинах. Особенно выделялась у нас па­ ра, где ведущим был лейтенант Зимин, а ведомых лейтенант Ра­ зувает. Их всегда можно было ви­ деть (вместе — будь то в воздухе или на земле. Вот одни мз боев этой пары. Группа иапгах самолетов воз­ вращалась с задания. Для отсечки истребителей противника и дня обеспечения посадки была подня­ та в воздух пара Зимин — Разу- ваев. Они ясно (представляли себе замысел старшего командира, по-' ставившего перёд ними задачу, и каждую секунду ждали noaajemM врага. Вскоре иа подходе к аэрод­ рому завязался воздушный бой. Это была атака одного немецкого «охотника», который несколько раз приходил в нам во время по­ садка, сбивал зазевавшегося пи­ лота и безнаказанно уходил на свой аэродром. До этяго все попыт­ ки проучить аса ни к чему не приводили. Но стремительная ата­ ка Зимина и Разуваева оказалась последней для фашистского хищ­ ника. Как впоследствии сообща­ лось в прессе, это был немецкий ас майор Мебус. Противник был очень сильным, и нашей варе пришлось поработать как никогда. Бой прохода1! то на вертикалях, то на горизонталях, то cart«a шёл на восходящей стирали. Лей­ тенант Разуваев не только хорошо держался около ведущего и охра­ нял его от атак, но и помогал ему. Особенна сказалась ёго помощь, когда бой щел на вертикалях. Ра- зуваев своими атаками то снизу, то сверху не давал противнику сократить радиус боевого разворо­ та. Умными и решительными дей­ ствиями он помог ведущему по­ дойти на короткую дистанцию и расстрелять врага. Ведомый про­ тивника, видя (юрипичёское поло­ жение своего ведущего, не .решил­ ся ему помочь и поспешил уйти из боя. Отрабатывать Секрет успеха Командир нашего 'подразделения капитан Малиновокий уделял большое шшмапио слетанности слетанность К чему может (привести плохая слетанность пары? Однажды для сопровождения штурмовиков была выделена пара истребителей Цикиткхк—Денисов. Эти летчики плохо знали друт друга и никоща до этого вместе не летали. Определив свое мёсто в грунте, пара выполняла зада­ ние. На подходе к цели самолет Денисова был шадбяг зенипкой, в летчик совершил вынуждешую посадку. Ведущий этого н@заметил и не знал, куда девался его ведо­ мый. Бывает я так, что ведомый, считая себе нв меяее' опытным, чем ведущий, начинает отрывать­ ся от него я допускать самоволь­ ные действия. К добру это, конеч­ но, нё приводит. Мнё довелось как-то .выполнять задание по разведке в паре с лей­ тенантом Б. Мы возвращались на аэродром на бреющем полете над сушей. Б. передал хне по радио, что я - как будто, чду ив тем курсом. Я приказал ему следо­ вать моим курсом. Но Б. пошел своим курсам. В. результате я щшшел на свой аэродром, а он сел на соседнп. В мирных условиях В мирных условиях учебы нам предоставляется еще больше воз­ можностей для отработки слетан­ ности. Но кое-где упускают этот важный элемент боевой подготов­ ки. Задания у нас подчас строят­ ся однообразно. Обучение молодых Лётчиков вдет :главны» образом на средних высотах. Редко, в частности, можно ви­ деть, чтобы летчики получали задания на полёты на малых вы­ сотах. А большинство боев, вдаве- депных нашими Летчиками в Оте­ чественную войну, была именно на этих высотах. Наши ястреб! теля часто црякрывали штурмови­ ков и торпедоносцев, которые, как правило, ходили на малых высо­ тах. С Т Е Н Г А З Е Т А В Б О Р Ь Б Е З А Д И С Ц И П Л И Н У Стедаая газета «Истребитель» та корабле «jHi* создана недавно Вышел тчхшко пятый номер газе­ ты,. но когда просматриваешь все номера. «Истребителя», то убежда­ ешься, что редколлегия газеты во глазе с редакторам т. Скворцо­ вым стоит на правильном п у т «Истребитель* по-деловому под­ нимает насущные вопросы, мобили­ зует читателей на решение задам, стоящих перед кораблем, резко вскрывает недостатки, остро кри­ тикует отдельных нерадивых маггросов. Каждая з ам е т а в газете бьет в точку, кашисана на злобу дня. (Вот одна из номеров стенной газеты. Оя посвящен изучению и выполнению нового Дисциплинар­ ного устава. В передовой статье.1 «Быть образцом честного служе­ ния Ро дане» подробно рассказы­ вается о значении нового Дисцип­ линарного устава и воинской дис­ циплины. Редколлегия не стремит, ся писать статьи стандартными фразами. У нее простой, доходчи­ вый язык. «Соблюдение всех требова­ ний устава, — говорился в пере­ довой,—должно быть для каж­ дого матроса осознанной и при. вычной необходимостью. Только тогда, когда у матроса строгая дисциплина становится привыч. кой, у него появляется вкус к воинской службе». «У советского матроса не мо­ жет быть двух понятий о воин­ ской дисциплине, двух норм по­ ведения: поведение для корабля и поведение для берега». Правильно ставят вопрос газе­ та. Матрос, где бы он ни надодиш- л * . _ . , ся, должен служить образцом Отработка слетанности на ма- B(>IIHOKOg дисциплины. Иногда же йгых высотах улучшает качество бывает так, что матрос на ко- техшпьи (пилотирования- Летать рабле ведет себя хорошо, а кая на бреющем и оохраетть целост- тол5жо уволился на берег, так „ сразу же забываея* о воинской ность пары очень трудно. Поэтому дисциплине. Против поведения та- всдомые, яв обладающие опреде- ких матросов и выступает «Истреи ленными навыками (пилотирования I бительк самолетов на «алых высотах, те­ ряют ведущего из виду, а затем тратят врем на поиск ого и при­ страивание. Теперь, когда у нас есть вое возможности для маломерного обучения летного состава, необ­ ходимо учитывать и недостатки периода войны, а тааже переда­ вать (молодежи ваз Бели во врёася войны постоян­ ство пар инода нарушалось, то теперь мы ялееш же щ того, чтобы избежать этого. Во, одааао, известно много случаев; когда та­ кое постоянство не считается за­ коном. Нередко безо всяких на то причин составы пар меняются, «Матрос Апеккн, — пишет газета, — уволившись на берег, грубо нарушил устав. Он был одет не по форме, не привет­ ствовал старших по званию. Апекин роняет честь советского матроса, своего корабля. За не. достойное поведение на берегу матрос Апекин должен понести наказание». В другой заметке «Точно вы­ летаний опыт* | полнлть уставы и приказы» воен­ кор главный старшина Лушанов пишет: «Не за страх, а за совесть надо исполнять все уставы и приказы командиров. Тем самым и и сможем добиться высоких показателей в боевой и полити. ческой подготовке. Но у нас есть еще такие матросы, как Хатин, Ушаков, которые при по. лучении приказания вступают в пререкания, на вахте нарушают Устав корабельной службы, хо­ дят неопрятно одетыми. Они должны понять, что своим не. достойным поведением позорят весь экипаж». Каждая заметка в газете про­ никнута деловой большевистской критикой. В заметке «Чему обя­ зывает воинская дисциплина» во- ипет: -------------- О что затрудняет обучешё. Лучше всего можно отработать слеташость тар на летнотактн- чооком учеши. Но в некоторых подразделениях пзд>ы составляют­ ся яешооредстеенно перед учения­ ми и в пары включаются, кая правило, опытные летчики, а мо­ лодым полеты на талях учениях почему-то ее доверяются. А ведь | енкор Поликарпов вместо в этом полете молодой летчик может как следует прове­ рить свои знания, ородсмипстри- ровать свою готовность быть и - Лейтенанта Алатагана на вашем стоящим щитом ведущего, увн- корабхо знают, как одного из деть обстановку, приближенную к передовых офицеров. Требоватёдь- боеюым условиям. ный к себе и подчиненным , чут* Только при условии, если еле- кий и заботливый начальник, он таяности пар у нас будут уделять воспитывает у матросов высокую в обучении столько жМ внимания, дисцщшинлрованность, отличное сколько уделялось этому решаю* зналие боевой тегв щему атеогеяту во время войны, За время рребываиия в вдидп- иооено добиться успехов в боевой дата/х ВКЩб) т. Алакшин прпни- подготоыье. Тогда есдущгё будет мал активное участие в партийной «Воинская дисциплина обязы. вает строго выполнять правила и порядки, установленные воин­ скими уставами. Это хорошо понимают и выполняют матросы Лаптев, Сизихин, Романов, Се. Дов и другие. Но можно встретить б! нашей среде и недисциплинированных матро­ сов, как, например, Малышев, Левин, Зверев. Комсомольская организация должна оказать на них влияние, привлечь к союз-,* ной ответственности. Мы не- можем терпеть в своих рядах недисциплинированности». Критикует «Истребитель»* и маггросов, которые невнимаггельяо изучают новый Дисциплинарный устав, «Интересные беседы проводи, ли тт. Ннзяев л Потапченко по уставу, — пишет в заметке стар­ ший матрос Куклин. — Боль­ шинство матросов внимательно и с увлечением слушали беседы о значении нового устава. Но вот нашлись такие товарищи, как Кузнецов и Прокофьев, ко­ торые несерьезно отнеслись к беседе. Плохо они ведут себя на занятиях. А, между тем, когда спросили их, что такое совет­ ская воинская дисциплина и ка­ кими правами пользуется коман­ дир корабля, то они ответить не смогли. 1 Хорошо знать и строго вы. поднять устав — дело чести каждого моряка». Стенная газета яе только кри­ тикует нерадивых, но и показывает передовых людей корабля. Стар­ шина 2 статьи Антрооов в заметке «Устав в действии» рассказывает, как матросы БЧ-V изучают и прет­ воряют в жизнь новый Дисципли­ нарный устав. Заметан построена на конкретных фактак и пртаерах. В том же номере старшина 1 статьи Никул рассказывает о луч­ ших дисциплинированных матро­ сах Романове, Матвееве, Чуне и старшине Лумаиове. Важно, что стенная газета «Истребитель» яе только крити­ кует нерадивых - и недисциплини­ рованных лваггросов, но и доби­ вается действительности /поме­ щенных заметок. В заметке «Нару. шитель дисциплины строго рака- зан» указывается: «В прошлом номере нашей газеты мы критиковали матроса Созонова, который грубо нару­ шил дисциплину. Созонов стро­ го наказан. Это должно послу­ жить уроком для товарищей, которые, подобно Созонову, на­ рушают дисциплину». И так в каждом номере стенная газета «Истребитель» поднимает новые вопросы, остро критикует нерадивых, помогает командиру корабля бороться за высокие по­ казатели в боевой я политической подготовке, за введение на корабле строгого порядка и дисциплины. Стеншя газета «Истребитель»' и по содержанию и по оформлению привлекает внимание моряков, ' оказывает на них большое воспи­ тательное влияние. В этом боль­ шая заслуга редактора матроса Сюворцова, членов редколлегии Поликарпова, Ушакова и парторга Потапенко. В партию вступают лучшие люди настоящим меча», а ведомый — действительно надежным щитом. Лейтенант Г. ДМИТРИИ. работе, проводил беседы с личным составом, редактировал корабель­ ную радвогассту. Е любому пору- . чению партийной организации он относился добросовестно, с лю­ бовью, стремясь выполнить его ■быстро и хорошо. Недавно т. Алак- пшн был принят в ряды больше­ вистской партии. Вместе с т. Алакпганым в чле­ ны ВКП(б) был принят н старши­ на 2 статьи Романович. Это от­ личный специалист, примерный командир, хороший общественник. Младший лейтенант . Г. МОЗЕРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz