Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
На П а р иж с к о й Мирной к о нфе р е н ц и и Статут Триеста и главные вопросы Р еч ь В . М . М о лот о ва н а за с е д а н и и ком и ссии п о п о л ит и ч е с к и м и т е р р ит о р и а л ь н ы м вопросам мирного договора с И т а л и е й 14L с ент яб р я ( П р е д о л и а н и а ) . советская дедегавдю отстает пра вильным предложение о таможен ной уния Триеста с Югославией, а также устеновлеввя совместного с Югославией управления желез- ш ш дорогами Триеста. При таком положении будут созданы более благоприятные условия для эконо мического под’ема Триеста и для всей межд[ународаой торговли. Один из выступавшие делегатов высказывал в связи с этом опасе ние, не подготовит ли это почву для включения Свободной Терри тории в Югославию. Однако это опасение не было ничем под креплено. Во всяком случае, соз давая Свободную Территорию, мы не можем забыть об ее географии ческом положении и о необходи мости для нее тесных экономичен ских связей особенно с таким со седом, как Югославия. Забота об интересах Свободной Территории требует такого р еш е тя , и мы должны пойти по этому пути. Перехожу к вопросу о полити ческом месте Триеста в междуна родных отношениях. Во всех проектах, внесенных вредатавителями четырех мини стров, имеется предложение о демилитаризации Триеста. Однако только в советском проекте гово рится, что Свободная Территория должна быть также и нейтральна. Признание нейтралыности означает, что н а э т о й территории не будет никаких вооруженных сил — ни внутренних, ни иностранных. Со ветская делегация считает, что конференции должна высказаться за такое предложение. В связи с этим, прежде всего, необходимо, чтобы было приаято решение о выводе иностранных войск из Триеста в определенный срок. Об этом, однако, ни слова не говорится в представленных проек. тах. Советская же делегация не считает возможньвв пройти мимо такого важного вопроса. Обращает на себя внимание, что в меморандуме Соединенных Штатов Америки подчеркивается, что Совет .Безопасности должен иметь необходимые средства для обеспечения целостности! и неза- висаюсти Свободной Территории. При этом деликатно умаливает ся, о каких «необходимых сред ствах» идет речь. На поставленные мною представителю Соединен ных Штатов вопросы здесь так же не было получено удовлетво рительного ответа. Но нетрудно догадаться, что под «необходимы ми средствами» в данном случае могут подразумеваться и воору женные силы. Если это действи тельно так, то советская деле- I На конференции в Сан-Фран- гация не может дать согласия на j циско была впервые основана меж- силы. По смыслу устава здесь имеются в виду действия, связан ные с предупреждением агрессин или с подавлением выступления агрессивной державы. При этом предусмотрено, что на случай такого р'сда должны быть заклю чены специальные соглашения между Советом Безопасности и членами организации. Все это, однако, не дает кнюаких основа ний, чтобы на Свободную Терри торию были введены вооруженные силы какой-либо державы или Со вета Безопасности и чтобы факти чески эта территория преврати лась в военную базу. Попытай такого рода не доладь* встретить поддержки среди нас. Вопрос о взапюоггвошеннях Свободаой Территории с Советом Безопасности заслуживает особо го внимания. По представленному проекту Совет Безопасности обес печивает целостность и незави симость Свободной Территории, назначает губернатора и, наконец, получает от губернатора ежегод ные доклады. Вчера австралийская делегация выступила с возражениями протж этих решений. Она доказывала, что Совет Безопасности не отра вится с тагами задачами. Австра лийская делегация не смогла сделать никаких других предло жений, заслуживающих внимания, но ода зажила, что Совет Безопас ности с правом вето, предоставлен ным его постоянным членам, яв ляется неработоспособным орга ном и что поэтому ва него не сле дует возлагать указанных выше полномочий. Так»* образом, австралийская делегация вновь нашла случай, чтобы порицать, охаивать и опле вывать право вето, которое предо ставлено определенным членам Совета Безопасности. Можно бы ло бы сказать по этому поводу: сНе плюй в колодец прих>- дится воды напиться*. ^ Но мы не можем ограждаться только таким ответом по вопросу о пра ве вето. Тем более, что в послед нее время проходят все новые и новые бесшабашные выступления пропав вето, которые не встречают должного отпора даж е .со стороны тех членов организации, которые были авторами устава. Если так будет продолжаться я дальше, то уважение к организации Об’еддаенных наций будет по дорвано в самом корне. Чего, собственно, хочет австра лийская делегация, выступая против вето в Совете Безопасно сти, и понимает ли она, куда это ведет? предложение Соединенных Шта тов. Для нас должно бьпъ ясно, е что присутствие вооруженны^ сил превратит Свободную Территорию в военную базу. Это будет и в том случае, если эти вооруженные силы будут находиться в форм аль ном подчинении Совету Безопас ности. В Совете Министров Ино странных Дел было принято реше ние о tOM, чтобы Триест был сво бодным международным портом. Но никто еще не считал возм ож ным говорить о там, что Триест должен стать базой каких-лйбо г-сюруженных сил. Советская де легация исходит из того, что не только никакая отдельная держа ва, но и Совет Безопасности не должен превращать Свободную Территорию в военную базу, так как это придало бы совершенно новый и притом совершенно не желательный характер всему во просу о Триесте. Как известно, Уставам органи зации Об’единеяных наций преду сматривается, что члены этой ор ганизации в определенных случаях должны предоставлять Совету Безопасности необходимые для поддержании мира вооруженные душродаая организация с серьез ными задатеми борьбы за мир я безопасность народов. Эта орга низация построена на об’единеяин всех миролюблых держав для целей защиты всеобщего мира. Главным и пр^ивдинжианьм эле ментом этой организации является именно право вето, предостаален- ное пяти великим державам в Совете Безопасности. Согласно Уставу организации Объединенных наций, вето озна чает, что во всех важных вопросах, затрагивающих интересы мира, Соединенные Штаты Амеоики, Великобритания, Советский Союз, Франция и Кигаб должны дей ствовать согласованно,, и Советом Безопасности не может быть при нято по таким вопросам решений, t которыми была бы гае согласна хотя бы одна кз этих держав. Это значит, что вето мешает тому, чтобы две или три или даже че тыре державы сговаривались меж ду собой и действовали против того или другого из пяти главных государств. Вето побуждает вели- rwl державы к совместной рабо те, затрудстяя интриги одних про- тда других, что* без сомнения, в интересах всех Объединенных на ций и в интересах всеобщего ми ра. Разумеется, этим яе сш аю т с я имеющиеся разногласия ■ споры, во свободное и открытое обсуж дение спорных вопросов при ва- личвд вето, в конце концов, обес печивает лучший путь к взаимо- ооцямавдю я уступкам, с сотруд ничеству, соглашениям. Таким об разом, вето направлено на то, что бы действия великих держав шли на пользу всех миролюбивых го сударств как больших, так и ма лых. В Лиге наций не было права вето у велясих держав. Лига фор мально была построена на прин ципе равноправия больших и ма лых государств. Те, кто выступа ют теперь за отмену вето, тянут нас назад от организации Об’ещи- неаных наций к чему-то вроде Лиги наций. Но этше самым оп ределяется и политический смысл этих выступлений. Лрвдется снова кое-что напом нить о событиях предвоенных лет. Лига наций была создала после мировой войны 1914—18 гг. Это был первый опыт создания меж дународной организация, но его нельзя признать удатеым. На деле Лига лздий не сыграла существен^ ной р о л в отстаивании дела ми ра. Лига наций не смогла стать действенной организацией в защи те безопасности народов, да не смогла отстоять и безопасности стран англо-француэской группи ровки, имевшей господствующее влияние в этой первой междуна родной организации. Как это за кончилось — мы знаем. Свое бессилие в защите дела мира Лига надай наглядно про демонстрировала в момент, когда стала надвигаться военная гроза. Тогда решение вопроса было пе ренесено из Женевы в Мюнхен, как этого потребовал агрессор. Позор Мюнхена заключается в том, что здесь те державы, кото рые играли руководящую роль в Лиге наций, расписались в своем бессилии в отношении защиты де ла мира и пошли на сделку с агрессорам, сделав это за сонной других миролюбивых стран и за счет их интересов, что лишь по ощрило агрессора в его планах военных авантюр. Мюнхен привел нас к новой мировой войне, убеди тельно показав, что без единого фронта всех миролюбюых держав нельзя обеспечить должное проти водействие агрессии, нельзя от стоять дело мира. В ходе последней войны, сло жился блок великих держав, став ших во главе демократических стран н разгромивших агрессора на Западе и на Востоке. В резуль тате этого было призвано необхо димым создать новую междуна родную организацию по защите мира и безопасности народов. Поя. вилась организация Об'еданенных наций, а также Совет Безопасности и право вето. Этгм была сделана попытка создать, наконец, дейст венную организацию для обеспе чения всеобщей безопасности. Именно вето играет здесь плганую роль. Пришит вето требует от всех великих держав внимания к их обпхтл интересам и к интересам всеобщего мира, затрудняя созда ние узких блоков ш группировок одних держав против других дер жав и тем более затрудняя воз можность чьих-либо сделок с агрессором за спиной и против рой мировой войне. Ничего, кроме позорного кра>ха организации С о е диненных наций, он не обещает. Такие планы идут навстречу же ланиям лишь реакцнодеых кругов и помогают ляль лагерю безудер жных шперналистов. Они не скрывают, что нм в тягость со- труднтество с советским государ ством. В этих кругах, конечно, немало тех, которые скложы за няться стрижей новых и новых антисоветских прожектов. Но пе ред нами незабываемый опыт Ли ги наций. Она попыталась защи щать мир без Советского Союза и даже прямо за счет интересов Со ветского Союза. Из этого ничего хорошего не вышло..Игнорировать Советский Союз, забывать о важ ности его поддержки в вопросах мира — в наше время опасна На это могут пойти только те, кто вместо сотрудничества с Совет ским Союзом предпочитает строить свои расчеты на сделках и согла- i шениях с будущш агрессором, что, понятно, не шееет ничего общего с интересами'мира и международной безопасности. Такие расчеты были уже раз биты. Они будут биты сно ва, для чего особенно важно во время раскрыть народам их зве риную империалистическую сущ ность и их несовместимость с ин тересами мира и безопасности на родов. После второй мировой войны появилась новая организация для защиты мира. На Совет Безопасно сти теперь возложена задана обеспечить сотрудничество веек великих держав и вместе с тем неуклонно заботиться об вштере- сах всеобщего мира. Такой орга низации не было ни в XIX веке, ни перед первой, ян перед второй ми ровой войной. Создана междуна родная организация, которая пост роена на принципе, не допускаю щем игнорирования не только Со ветского Союза, во и других миро- i n яобяыК Государств. Право вето. касс рае предназначено для этой цели. Конечно, вето — не панацея. Блоки и группировки имеют я № оерь место, но все же пряицип ве* то дает в в ви в р в основу для раз ВИТИЯ сотрудничества держав я деле защиты безопасности наро дов, как яв в е л и т имеющиеся в этом отношении затруднена*. Бела мы д ействительно стоны за мир я безопасность, ш должны дорожить этим оружие*, предда- значеяньм служить такас важным целям. Конечно, между д ержава м ш еется немало расхождений по тем нити иным вопросам, и споры неизбежны. Но пути для разреше ния разногласий мы уже не р ш находили. Эти пути не закрытУ для нас и в дальнейшем, особенно* если все мы noteeM, что попытка1 диктовать волю одной держав» или одной группа держав друга ! державам несостоятельным и не уместны. Мы должны смотреть вперед и не должны позволить тя нуть нас к старому, разбитому корыту — Л и т наций. В создан ной после войны международной организации мы должны стремить ся к образованию е д в о г о фронта миролюбивых государств, не до пускающего игворрровашя какой- либо державы я направленного против всяких новых попыток воз- «рождения агрессора. (Наскоки австралийской делега ции на право вето не «веют ниче го общего с Интересами всеобщего мира, с интересами развития со трудничества народов. Бессильное злое донкихотство против Совета Безопасности и против вето мо жет оказать помощь только тем, против кого мы воевали, и полу чить благодарность только от бу дущего агрессора. Мы хотели бы надеяться, что эти пот уги потер пят крах, встретив отпор со сторо ны всех действительных сторонни ков мира и безопасности народов. Перехожу к выводам. Советская делегация считает необходимый, чтобы организация власти в Триесте была построена на демократических начала*, как это и предложено в представлен ном проекте. Триест должен быть действительно Свободной Терри торией, а не какой-то губернатор ской территорией. Это — ваш первый вывод. Советская делегация стонг так же за то, чтобы был сохранен предложенный в проекте принцип, устанавливающий взаимоотноше ния между. Триестом и Советом Безопасности. При этом мы счи таем, что в наших предложениях по вопросу о Триесте, его отно шениях с соседями и с другши странами дана достаточная база для решений конференции. Таков второй наш вывод. Рассмотрение Статута Триеста интересов миролюбивых стран. Что может означать отказ от права вето в организации Об’еда- ненных наций? Нетрудно дога даться, что он мажет развязать кое-кому руки для определенных действий. Отказ от права вето, конечно, облегчит создание узких группировок и блоков среди вели ких держав и, во всяком случае, развяжет руки тем. кто является противником единого фронта Об’е- динеашх наций в защите дела т а ра. Но этот путь уже изведан нами. По этому пути мы пришли юо вто- выдвннуию перед вами ряд важ ных политических вопросов. При новом положении Триеста приоб ретают особое з(начение правиль ное разрешение вопроса о взаимо отношениях между основными на циональностями этой территории, а также взаяюотношения с сосед ними народами. В этом отноше нии может быть весьма полезным опыт Советского Союза в разре ш е н а национального вопроса. На основе ленинско - сталинской национальной политжи в Совет ском Союзе, объединяющем 16 со юзных республик и целый ряд ав тономных республик и националь ных областей, достигнуты важные успехи по установлению дружбы между народами, стоящими на различных ступенях политического развитая, с большими различиями в быте и языке. У нас есть пол ная уверенность в том, что пра вильное использование этих дости жений может принести немалую пользу и в Триесте. Коагегано, и австралийская делегация должна Выводы и предложение поделиться своим оЙЙтом в такого рода вопросах. Но, насколько го вестно, апьи* этот невелик. Ав стралия имеет только такие под мандатные территории, как Новая Гвинея и остров Науру с его двух тысячным туэеаетъвм населением И все же советская делегация считает, что мы все должны по мотать своим опытом в тех случа ях, когда оргатзацяя Об’единен ных нацяй решает ту яди иную важную задачу. Но. поскольку здесь подчеркивалась сложность национально - политических проб лем в Триесте, советская делега ция считает нужным заявить, что многообразный опыт урегулиро вания межнациональных отноше ний в Советском Союзе, во всяком случае, прдаесет я адесь сущест- веадуто пользу. В соответствии с изложенными шюю соображенитя советская делегация вносит на рассмотрение комиссии и для последующего, более детального изучения в под комиссии, следующие предложе ния: «В развитие положений, прдая- тых Советом Министров Иностран ных Дел 3 июля 1946 года, в ста-* туте Свободной Территории Триес та должны быть предусмотрены следующие положения: 1. Свободная Территория Триес та будет нейтральна и демилигпн ршована. 2. Все иностранные войска, на-? холящиеся на Свободаой Терри тории Триеста, должны быть вы-» ведены в течение 30 дней после вступления в силу мирного дога* вора с Италией. 3. Международный режим порта Триест должен обеспечить, чтобы портом и транзитными льготами Триеста могла 'пользоваться на равных условиях вся международ ная торговля, причем соседним (Окончание см. на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz