Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.

На П а р иж с к о й Мирной к о нфе р е н ц и и Статут Триеста и главные вопросы Р еч ь В . М . М о лот о ва н а за с е д а н и и ком и ссии п о п о л ит и ч е с к и м и т е р р ит о р и а л ь н ы м вопросам мирного договора с И т а л и е й 14L с ент яб р я ( П р е д о л и а н и а ) . советская дедегавдю отстает пра­ вильным предложение о таможен­ ной уния Триеста с Югославией, а также устеновлеввя совместного с Югославией управления желез- ш ш дорогами Триеста. При таком положении будут созданы более благоприятные условия для эконо­ мического под’ема Триеста и для всей межд[ународаой торговли. Один из выступавшие делегатов высказывал в связи с этом опасе­ ние, не подготовит ли это почву для включения Свободной Терри­ тории в Югославию. Однако это опасение не было ничем под­ креплено. Во всяком случае, соз­ давая Свободную Территорию, мы не можем забыть об ее географии ческом положении и о необходи­ мости для нее тесных экономичен ских связей особенно с таким со­ седом, как Югославия. Забота об интересах Свободной Территории требует такого р еш е тя , и мы должны пойти по этому пути. Перехожу к вопросу о полити­ ческом месте Триеста в междуна­ родных отношениях. Во всех проектах, внесенных вредатавителями четырех мини­ стров, имеется предложение о демилитаризации Триеста. Однако только в советском проекте гово­ рится, что Свободная Территория должна быть также и нейтральна. Признание нейтралыности означает, что н а э т о й территории не будет никаких вооруженных сил — ни внутренних, ни иностранных. Со­ ветская делегация считает, что конференции должна высказаться за такое предложение. В связи с этим, прежде всего, необходимо, чтобы было приаято решение о выводе иностранных войск из Триеста в определенный срок. Об этом, однако, ни слова не говорится в представленных проек. тах. Советская же делегация не считает возможньвв пройти мимо такого важного вопроса. Обращает на себя внимание, что в меморандуме Соединенных Штатов Америки подчеркивается, что Совет .Безопасности должен иметь необходимые средства для обеспечения целостности! и неза- висаюсти Свободной Территории. При этом деликатно умаливает­ ся, о каких «необходимых сред­ ствах» идет речь. На поставленные мною представителю Соединен­ ных Штатов вопросы здесь так­ же не было получено удовлетво­ рительного ответа. Но нетрудно догадаться, что под «необходимы­ ми средствами» в данном случае могут подразумеваться и воору­ женные силы. Если это действи­ тельно так, то советская деле- I На конференции в Сан-Фран- гация не может дать согласия на j циско была впервые основана меж- силы. По смыслу устава здесь имеются в виду действия, связан­ ные с предупреждением агрессин или с подавлением выступления агрессивной державы. При этом предусмотрено, что на случай такого р'сда должны быть заклю­ чены специальные соглашения между Советом Безопасности и членами организации. Все это, однако, не дает кнюаких основа­ ний, чтобы на Свободную Терри­ торию были введены вооруженные силы какой-либо державы или Со­ вета Безопасности и чтобы факти­ чески эта территория преврати­ лась в военную базу. Попытай такого рода не доладь* встретить поддержки среди нас. Вопрос о взапюоггвошеннях Свободаой Территории с Советом Безопасности заслуживает особо­ го внимания. По представленному проекту Совет Безопасности обес­ печивает целостность и незави­ симость Свободной Территории, назначает губернатора и, наконец, получает от губернатора ежегод­ ные доклады. Вчера австралийская делегация выступила с возражениями протж этих решений. Она доказывала, что Совет Безопасности не отра­ вится с тагами задачами. Австра­ лийская делегация не смогла сделать никаких других предло­ жений, заслуживающих внимания, но ода зажила, что Совет Безопас­ ности с правом вето, предоставлен­ ным его постоянным членам, яв­ ляется неработоспособным орга­ ном и что поэтому ва него не сле­ дует возлагать указанных выше полномочий. Так»* образом, австралийская делегация вновь нашла случай, чтобы порицать, охаивать и опле­ вывать право вето, которое предо­ ставлено определенным членам Совета Безопасности. Можно бы­ ло бы сказать по этому поводу: сНе плюй в колодец прих>- дится воды напиться*. ^ Но мы не можем ограждаться только таким ответом по вопросу о пра­ ве вето. Тем более, что в послед­ нее время проходят все новые и новые бесшабашные выступления пропав вето, которые не встречают должного отпора даж е .со стороны тех членов организации, которые были авторами устава. Если так будет продолжаться я дальше, то уважение к организации Об’еддаенных наций будет по­ дорвано в самом корне. Чего, собственно, хочет австра­ лийская делегация, выступая против вето в Совете Безопасно­ сти, и понимает ли она, куда это ведет? предложение Соединенных Шта­ тов. Для нас должно бьпъ ясно, е что присутствие вооруженны^ сил превратит Свободную Территорию в военную базу. Это будет и в том случае, если эти вооруженные силы будут находиться в форм аль­ ном подчинении Совету Безопас­ ности. В Совете Министров Ино­ странных Дел было принято реше­ ние о tOM, чтобы Триест был сво­ бодным международным портом. Но никто еще не считал возм ож ­ ным говорить о там, что Триест должен стать базой каких-лйбо г-сюруженных сил. Советская де­ легация исходит из того, что не только никакая отдельная держа­ ва, но и Совет Безопасности не должен превращать Свободную Территорию в военную базу, так как это придало бы совершенно новый и притом совершенно не­ желательный характер всему во­ просу о Триесте. Как известно, Уставам органи­ зации Об’единеяных наций преду­ сматривается, что члены этой ор­ ганизации в определенных случаях должны предоставлять Совету Безопасности необходимые для поддержании мира вооруженные душродаая организация с серьез­ ными задатеми борьбы за мир я безопасность народов. Эта орга­ низация построена на об’единеяин всех миролюблых держав для целей защиты всеобщего мира. Главным и пр^ивдинжианьм эле­ ментом этой организации является именно право вето, предостаален- ное пяти великим державам в Совете Безопасности. Согласно Уставу организации Объединенных наций, вето озна­ чает, что во всех важных вопросах, затрагивающих интересы мира, Соединенные Штаты Амеоики, Великобритания, Советский Союз, Франция и Кигаб должны дей­ ствовать согласованно,, и Советом Безопасности не может быть при­ нято по таким вопросам решений, t которыми была бы гае согласна хотя бы одна кз этих держав. Это значит, что вето мешает тому, чтобы две или три или даже че­ тыре державы сговаривались меж­ ду собой и действовали против того или другого из пяти главных государств. Вето побуждает вели- rwl державы к совместной рабо­ те, затрудстяя интриги одних про- тда других, что* без сомнения, в интересах всех Объединенных на­ ций и в интересах всеобщего ми­ ра. Разумеется, этим яе сш аю т с я имеющиеся разногласия ■ споры, во свободное и открытое обсуж­ дение спорных вопросов при ва- личвд вето, в конце концов, обес­ печивает лучший путь к взаимо- ооцямавдю я уступкам, с сотруд­ ничеству, соглашениям. Таким об­ разом, вето направлено на то, что­ бы действия великих держав шли на пользу всех миролюбивых го­ сударств как больших, так и ма­ лых. В Лиге наций не было права вето у велясих держав. Лига фор­ мально была построена на прин­ ципе равноправия больших и ма­ лых государств. Те, кто выступа­ ют теперь за отмену вето, тянут нас назад от организации Об’ещи- неаных наций к чему-то вроде Лиги наций. Но этше самым оп­ ределяется и политический смысл этих выступлений. Лрвдется снова кое-что напом­ нить о событиях предвоенных лет. Лига наций была создала после мировой войны 1914—18 гг. Это был первый опыт создания меж­ дународной организация, но его нельзя признать удатеым. На деле Лига лздий не сыграла существен^ ной р о л в отстаивании дела ми­ ра. Лига наций не смогла стать действенной организацией в защи­ те безопасности народов, да не смогла отстоять и безопасности стран англо-француэской группи­ ровки, имевшей господствующее влияние в этой первой междуна­ родной организации. Как это за­ кончилось — мы знаем. Свое бессилие в защите дела мира Лига надай наглядно про­ демонстрировала в момент, когда стала надвигаться военная гроза. Тогда решение вопроса было пе­ ренесено из Женевы в Мюнхен, как этого потребовал агрессор. Позор Мюнхена заключается в том, что здесь те державы, кото­ рые играли руководящую роль в Лиге наций, расписались в своем бессилии в отношении защиты де­ ла мира и пошли на сделку с агрессорам, сделав это за сонной других миролюбивых стран и за счет их интересов, что лишь по­ ощрило агрессора в его планах военных авантюр. Мюнхен привел нас к новой мировой войне, убеди­ тельно показав, что без единого фронта всех миролюбюых держав нельзя обеспечить должное проти­ водействие агрессии, нельзя от­ стоять дело мира. В ходе последней войны, сло­ жился блок великих держав, став­ ших во главе демократических стран н разгромивших агрессора на Западе и на Востоке. В резуль­ тате этого было призвано необхо­ димым создать новую междуна­ родную организацию по защите мира и безопасности народов. Поя. вилась организация Об'еданенных наций, а также Совет Безопасности и право вето. Этгм была сделана попытка создать, наконец, дейст­ венную организацию для обеспе­ чения всеобщей безопасности. Именно вето играет здесь плганую роль. Пришит вето требует от всех великих держав внимания к их обпхтл интересам и к интересам всеобщего мира, затрудняя созда­ ние узких блоков ш группировок одних держав против других дер­ жав и тем более затрудняя воз­ можность чьих-либо сделок с агрессором за спиной и против рой мировой войне. Ничего, кроме позорного кра>ха организации С о е ­ диненных наций, он не обещает. Такие планы идут навстречу же­ ланиям лишь реакцнодеых кругов и помогают ляль лагерю безудер­ жных шперналистов. Они не скрывают, что нм в тягость со- труднтество с советским государ­ ством. В этих кругах, конечно, немало тех, которые скложы за­ няться стрижей новых и новых антисоветских прожектов. Но пе­ ред нами незабываемый опыт Ли­ ги наций. Она попыталась защи­ щать мир без Советского Союза и даже прямо за счет интересов Со­ ветского Союза. Из этого ничего хорошего не вышло..Игнорировать Советский Союз, забывать о важ­ ности его поддержки в вопросах мира — в наше время опасна На это могут пойти только те, кто вместо сотрудничества с Совет­ ским Союзом предпочитает строить свои расчеты на сделках и согла- i шениях с будущш агрессором, что, понятно, не шееет ничего общего с интересами'мира и международной безопасности. Такие расчеты были уже раз биты. Они будут биты сно­ ва, для чего особенно важно во время раскрыть народам их зве­ риную империалистическую сущ­ ность и их несовместимость с ин­ тересами мира и безопасности на­ родов. После второй мировой войны появилась новая организация для защиты мира. На Совет Безопасно­ сти теперь возложена задана обеспечить сотрудничество веек великих держав и вместе с тем неуклонно заботиться об вштере- сах всеобщего мира. Такой орга­ низации не было ни в XIX веке, ни перед первой, ян перед второй ми­ ровой войной. Создана междуна­ родная организация, которая пост­ роена на принципе, не допускаю­ щем игнорирования не только Со­ ветского Союза, во и других миро- i n яобяыК Государств. Право вето. касс рае предназначено для этой цели. Конечно, вето — не панацея. Блоки и группировки имеют я № оерь место, но все же пряицип ве* то дает в в ви в р в основу для раз ВИТИЯ сотрудничества держав я деле защиты безопасности наро­ дов, как яв в е л и т имеющиеся в этом отношении затруднена*. Бела мы д ействительно стоны за мир я безопасность, ш должны дорожить этим оружие*, предда- значеяньм служить такас важным целям. Конечно, между д ержава м ш еется немало расхождений по тем нити иным вопросам, и споры неизбежны. Но пути для разреше­ ния разногласий мы уже не р ш находили. Эти пути не закрытУ для нас и в дальнейшем, особенно* если все мы noteeM, что попытка1 диктовать волю одной держав» или одной группа держав друга ! державам несостоятельным и не­ уместны. Мы должны смотреть вперед и не должны позволить тя­ нуть нас к старому, разбитому корыту — Л и т наций. В создан­ ной после войны международной организации мы должны стремить­ ся к образованию е д в о г о фронта миролюбивых государств, не до­ пускающего игворрровашя какой- либо державы я направленного против всяких новых попыток воз- «рождения агрессора. (Наскоки австралийской делега­ ции на право вето не «веют ниче го общего с Интересами всеобщего мира, с интересами развития со­ трудничества народов. Бессильное злое донкихотство против Совета Безопасности и против вето мо­ жет оказать помощь только тем, против кого мы воевали, и полу­ чить благодарность только от бу­ дущего агрессора. Мы хотели бы надеяться, что эти пот уги потер­ пят крах, встретив отпор со сторо­ ны всех действительных сторонни­ ков мира и безопасности народов. Перехожу к выводам. Советская делегация считает необходимый, чтобы организация власти в Триесте была построена на демократических начала*, как это и предложено в представлен­ ном проекте. Триест должен быть действительно Свободной Терри­ торией, а не какой-то губернатор­ ской территорией. Это — ваш первый вывод. Советская делегация стонг так­ же за то, чтобы был сохранен предложенный в проекте принцип, устанавливающий взаимоотноше­ ния между. Триестом и Советом Безопасности. При этом мы счи­ таем, что в наших предложениях по вопросу о Триесте, его отно­ шениях с соседями и с другши странами дана достаточная база для решений конференции. Таков второй наш вывод. Рассмотрение Статута Триеста интересов миролюбивых стран. Что может означать отказ от права вето в организации Об’еда- ненных наций? Нетрудно дога­ даться, что он мажет развязать кое-кому руки для определенных действий. Отказ от права вето, конечно, облегчит создание узких группировок и блоков среди вели­ ких держав и, во всяком случае, развяжет руки тем. кто является противником единого фронта Об’е- динеашх наций в защите дела т а ­ ра. Но этот путь уже изведан нами. По этому пути мы пришли юо вто- выдвннуию перед вами ряд важ­ ных политических вопросов. При новом положении Триеста приоб­ ретают особое з(начение правиль­ ное разрешение вопроса о взаимо­ отношениях между основными на­ циональностями этой территории, а также взаяюотношения с сосед­ ними народами. В этом отноше­ нии может быть весьма полезным опыт Советского Союза в разре­ ш е н а национального вопроса. На основе ленинско - сталинской национальной политжи в Совет­ ском Союзе, объединяющем 16 со­ юзных республик и целый ряд ав­ тономных республик и националь­ ных областей, достигнуты важные успехи по установлению дружбы между народами, стоящими на различных ступенях политического развитая, с большими различиями в быте и языке. У нас есть пол­ ная уверенность в том, что пра­ вильное использование этих дости­ жений может принести немалую пользу и в Триесте. Коагегано, и австралийская делегация должна Выводы и предложение поделиться своим оЙЙтом в такого рода вопросах. Но, насколько го вестно, апьи* этот невелик. Ав стралия имеет только такие под мандатные территории, как Новая Гвинея и остров Науру с его двух тысячным туэеаетъвм населением И все же советская делегация считает, что мы все должны по мотать своим опытом в тех случа ях, когда оргатзацяя Об’единен ных нацяй решает ту яди иную важную задачу. Но. поскольку здесь подчеркивалась сложность национально - политических проб­ лем в Триесте, советская делега­ ция считает нужным заявить, что многообразный опыт урегулиро­ вания межнациональных отноше­ ний в Советском Союзе, во всяком случае, прдаесет я адесь сущест- веадуто пользу. В соответствии с изложенными шюю соображенитя советская делегация вносит на рассмотрение комиссии и для последующего, более детального изучения в под­ комиссии, следующие предложе­ ния: «В развитие положений, прдая- тых Советом Министров Иностран­ ных Дел 3 июля 1946 года, в ста-* туте Свободной Территории Триес­ та должны быть предусмотрены следующие положения: 1. Свободная Территория Триес­ та будет нейтральна и демилигпн ршована. 2. Все иностранные войска, на-? холящиеся на Свободаой Терри­ тории Триеста, должны быть вы-» ведены в течение 30 дней после вступления в силу мирного дога* вора с Италией. 3. Международный режим порта Триест должен обеспечить, чтобы портом и транзитными льготами Триеста могла 'пользоваться на равных условиях вся международ­ ная торговля, причем соседним (Окончание см. на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz