Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
На П а р иж с к о й Мирной к о нф е р е н ц и и Статут Триеста и главные вопросы Р е ч ь В . М • М о л от о в а п а з а с е д а н и и ком и ссии п о п о л и т и ч е с к и м и т е р р и т о р и а л ь н ы м вопро сам м ирно го договора с И т а л и е й 1 4 с е нт я б р я Г о с т о м провседатёяй, господа 'делегаты! Вопрос о государства- ном устройстве «Свободой Тер. догорай Триеста» «сеет важное яривдялйалЫное я практическое вы энаегге, что основа для вы работан статута Триеста у вас имеется. Она дана 8 решении че тырех миаистров от 3 июля. В этом р еш ета намечены границы «Свободной Территория Триеста* признано, что целостность и неза висимость территорви обеспечи вается Советом Безопасности; установлены* и обшве привдипы, на которых должны быть по строены органы власти. Тем яе менее, кэбраюая Сове том Министров Иностранных Дел комиссия <ю выработке статута Триеста ве цряпла к единому мнению. Нам представлены, с ед иной стороны, три более или tiebee бж эких друг другу проекта от английской, американское и фран цузской делегаций. С другой стороны/ имеются два других проекта, представленные совет ской и югославской делегациями, в которых также есть немало од нородных пунктов. Конференции предстоит разобраться в этих проектах я высказать свое мне ние о статуте Триеста. Можно по-разному подойти к вопросу о государственном1 уст ройстве Триеста. Надо, однако, помнить, что мы имеем в виду поставить всю эту территорию под вациВ. Следовательно, принципы организации государственной вла сти в Триесте должны соответст вовать основньш целям ОбЧди- неетых наций. Нельзя рассматривать «Свобод ную Территорию Триеста» как ка. кую-то подмаддатаую территорию. Тем более нельзя рассматривать эту территорию как своеобразную колонию Совета^, Безопасности. Цель, которую мы должны поста вить, ясна: благополучие населе ния Триеста в установление хоро ших отношений с соседями и с другими народами. Б е л было бы неправильно рас сматривать Свопануто Территорию как какую-то к о л о т о или полу колонию, то мы йе должны рас сматривать ее и как военную базу д ля тех или иных держав или даже для самого Совета Безопас ности. Нельзя превращать Триест в чью-то новую базу вооруженных сил на Балканах. Это не соответ ствовало бы ян интересам населе ния Триеста, ни штересам Объеди ненных наций. Всеми признается, что Триест является важным меж дународным торговш портом, и он должен выполнить свою круп ную роль в развитии международ ной торговли. Предложе&ше советской делега ции исходит из решений, приня тых четырьмя Министрами. Моей задачей является раз’ясшпъ точ ку; зрешя советской делегации по этому вопросу, особенно в связи с ‘ ЛЛ, 1 -агап 1 D J f i y I лищ, t ги ьиш рису, и с и и ш и и покровительство , О^ешинеоинх ) проектами других делегаций. I . Организация власти и демократизм Совет будет состоять из предое- Основы организации власти в Триесте — таков первый важный вопрос. В чьих руках далж&а на ходиться власть в Триесте: в ру ках народа или в руках губерна тора? По ' этому вопросу намети лась главные расхождения между проектами, представленными на конференций. в решении Совета Мидштшв Иностранных1Дел сказано,, «гго «законодательная и аополнигтель- ная власть устанавливается на демократических началась вклю чая всеобщее избирательное пра во». Таким образом, ясно сказано, кому должна принадлежать зако нодательная и ваполжтелъная власть в Триесте. Из решения вытекает, что эта класть должна наладиться в руках народа Три еста и что она должна быть ор ганизована на демократических началах. В этом решении говорится также о том, какое положение должен занимать губернатор) Триеста. Там сказано, что «губернатор назна чается Советом Безопасности пос ле консультации с Югославией и Италией». Кроме того сказано, что «губернатор представляет Совету Безопасности ежегодные доклады». Таким образам, место губернатора определяемо также совершенно точно. Тем (не менее но проекту английской делегации вся полнота властна передается в руки (губер натора. Такав же смысл амержан- ского проекта, а в значительной мере и французского проекта. В оправдание приводятся всякого рода соображения насчет напря женности полиютескаго положе- <1 тая в Триесте. Уюазьгааегоя, что здесь пока не следует вводить демократическое самоуправление, что надо отложить осуществление демократических принципов на этой территории на будущее время. Вопреки решению Совета Мини стров Иностранных Дел, англий ский, американский и француз ский проекты требуют, чтобы хозяином Триеста был губерна тор. Такова сцща (политическая установка. Возникает (вопрос, как же имен но выглядят нрава губернатора в Триесте'с этой точки зрения? В английском проекте подробно говорится об этих ггоавах. Здесь сказано, что «правительственный дателя — ^губернатора, зам>ести- теля губернатора, директора порта и трех лиц, назначаемых Ассам блеей Свободной Территории с согласия того же губернатора. При этом указывается, что губер натор, заместитель «губернатора и начальник порта должны быть не из граждан Триеста и не да граж дан Югославии и Италии, а из граждан других государств. Та ки»! образом, предполагается, что бы правительство Триеста состоя ло наполовину из иностранцев. В английском проекте говорится дальше о там, чгго губернатор сохраняет за собой ответствен ность за внешние отношения, за поддержание общественного по рядки и безопасности, что он имеет право увольнять членов правительственного Совета и ре: камендавать Ассамблее назначение других. Кроме того сказано, что все административные должност ные лица назначаются и уволь няются по распоряжению губерна тора, что он может увольнять членов судебных органов, что гу бернатор имеет право приостанав ливать действие любого закона, отменять любое адлшшггративное распоряжение и издавать приказы, имеющие силу закона. Губернатор уполномочивается также заклю чать соглашения с другими госу дарствами, ©ступать в междуна родные многосторонние соглаше ния и т. д. Как видите, согласно английскому проекту, власть пол ностью передается губернатору. Примерно то же самое говорится как © омерикачюком, так и во французском проектах. 1 ' , •Возникает вопрос, что послу жило образцом для выработки такого рода проектов? В этой связи представляет не сомненный интерес положение, которое можно встретить в бри танских колониях. Здесь губер наторам предоставлены права та кого же рода. Так, © Иодии генерал-губерна тор, он же ввде-король, предсе дательствует, когда хочет, на за седаниях Совета Министров, а сами министры назначаются тем же генерал-губернатором. От генерал-губернатора зависит, со гласиться или не согласиться с тем или инь*м биллем (законом)у при чем генералнгубериатор может облродавапгь любой указ, который, по его т ению , требуется данны - Ш обстоятельствами. Полиция и органы безопасности ваиодятая в руках генерал-губернатора Индии. Остается добавдгь, что такие же нрава предоставлены губернаторам в отдельных провинциях Индии. Возьаюте другой пример. В За падной Африсе имеется британ ская полония вод названием Зо лотой Берег. Губернатор Зо лотого Берега имеет право утвердить или не утвердить ре шение местного законодатель ного Совета. Он осуществляет высшее руководство администра цией колонии. Он мажет уволь нять чвиоввпеов, если они не иаэвапены королем. Исполнитель ный Совет колонии Золотой Бе рег, выполняющий роль местного правительства, находится под председательством губернатора и, кстати сказать, тоже состоит вз шести человек, как ото предло жено для г правительственного Совета в Триесте. Из всего этого видно, что по ложение губернатора в Триесте будет похоже яа положение ге нерал-губернатора в Индии или на положение губернатора в коло нии Золотой Берег в Африке. Спрашивается, оодхошнт ли такое положение для «^Свободной Тер ритории Триеста»? Что получится, если мы дадим такие права гу бернатору в Триесте? Не получится ли у нас вместо Свободной Тер ритории нечто вроде губернатор ской территории, вместо свобод ного Триеста — губернаторский Триест? Мне кажется, что эта опасность налицо. Естественно, что советская делегация возра жает пропив того, чтобы ‘перено сить опыт управления в британ ских колониях на Триест. Будет неправильно, если в от ношении Триеста мы будем при держиваться установки лорда Керзона насчет Индии. Мы не можем сочувствовать такой поли тической установке. Нам чужды также идеи Сесиль Родса, извест ного организатора «Южно-Афри канского Союза», который говорил так: «в туземцем надо обращаться как с ребенком и нельзя давать ему избирательных прав так же, как и алкоголя. Мы должны осу ществить сйстёму деспотизма, подобную той, которая дала такие хорошие результаты в Индии». С такой рабовладельческой идео логией нельзя итти в Триест. Со ветская делегация хотела бы, чтобы это стало всем нам понят но. Все это говорят о том, что предложение британской делега ции не соответствует элементар ным принципам демократизма. Выступивший здесь британский делегат сказал, что он не недо оценивает идеологической привле кательности сэветского проекта, но будто бы этот проект не при меним к реальной действитель- АлЖИ! Разумеется, мы до жны разли чать положение, как оно склады вается в отдельных странах. Возьмите для примера две со седних страны: Грецию и Болга рию, где в самые последние дай решался вопрос о судьбах монар хии путем плебисцита. Известно, как это происходило. В одном случае — в Греции решался во прос о восстановлении моиарктв, причем были пущены в ход все средства давления со стороны внутренних органов и внешних сил, и в стране бышо создано такое положение, при котором ничего, кроме фальсификации плебисцита, не могло получиться. Свободное выражение воли народа в таких условиях было невозмож но. Другое дело — в Болгарии. Все признают, что там в нормаль ных условиях прошел свободный плебисцит, который превратился в общенародное торжество. Всё население участвовало в этом р а з в и т Участие нарОДа В facf**, дарственной жизни вое ещё оста-И валось весьма ограияеяным. В наше время, в век радио, r a J - зет и кино, когда « тому же су-< щестнуют массовые политотеекде! партии, профсоюзы и когда неред ко деже церковь п рш ж ает ш* мое широкое участие в проведения п о л и т е с к и х кампаний, демокра тизм приобрел совершенно другой вид. В политическую жизнь те-» перь втягивается весь народ, мил лионные массы. Не только в пе* риоды избирательных кампаний, но и повседневно широкие массы народа участвуют теперь в поли тической жизни своей страны и активно реагируют ва события международен^ порядка. Вместе с великми успехами радио, ежед невной прессы и многих других форм массового просвещения де мократизм я формы его осуще ствления делают быстрые успехи в наше время. Триест расположен плебисците, единодушно выс«а- J в одном га важных политических задаюсь за ликвидацию монархии лужтов Европы, и все это к нему^ и за установление республики в полностью примешаю. Нас нё( Болгарии. • -поймут, если мы придем к тому Сравнивая две страны, мы ви дим, что в Болгарии установлена республика таким путем, который полностью соответствует обще признанным принципам демокра тизма, и, с другой стороны, в Гре ции роостанавливается монархия такими средствами, которые не имеют ничего общего с честны* отношением к принципам демо- 7 кратизма. Конечно, плохим приме рам подражать не следует. Но разве не ясно, что теперь мы мнению, что надо отказаться от проведения принципов демокра тизма в Триесте. Из этого м]^ должны сделать вывод, что сударственаое усхройство Триеста необходимо осуществить на демо кратических основах. Триест не мажет остаться в большой дорапи, в развития демократизма в стр; Европы. Если хорошенько при смотреться к тому, что есть для всех нас приемлемого в совоемен- с т о р о н е ^ ^ стороне*™ г о я имеем достатотао фактов такого • демократических формах в Европе, мы, наверное, найдем не мало хорошего и применимого для Свободной Территории. И тогда мы откажемся от того, чтобы пере-' носить сюда принципы губернатор ской власти в колониях, а возь-' мем то, что полезно, и то, что практически применимо в данных проведения принципов демокра тизма, которое указывает путь для осуществления демократизма в реальных политических усло виях Триеста. Триест тесно связан с современ ной политической жданью в Евро- пе. В Триесте около 300 тысяч жителей, которые привыкли к ак- условиях для демократического тиэной политической жизни и развития Триеста, умеюпг ценить роль политических, профессиональных, культурных и других организаций демократиче ского типа. Нельзя притти в Вот почему мы высказываемся против предложенного британской делегацией проекта, наламинаю- Триест с таким статутом, который щего в какой-то мере колонна ль*? будет игнорировать демократиче ские принципы государственного устройства. Антидемократический^ статут не внесет желательного нам успокоения, а приведет к обратным результатам. Мы уже давно живем в XX веке; в следо-' вало бы признать^ что демоюра-^ тизм стал жизненной потребно стью народов. ‘Некоторым, правда, больше нравится демократизм XIX века, и обей не хотят признать прагресф сивйое значение установившихся уже новых и весьма важных пу тей в развитии демократизма в наше время. Мы все знаем, что демократизм XIX века был боль шим прогрессом и его положи тельная роль в борьбе против деспотизма, как и против фашизма ности в Триесте. Однако он это- Т в (Н^ше время, известна В XIX го не доказал, и я думаю, что не смог бы этого сделать. С другой стороны, советская делегация не может согласиться, чтобы прин ципы, которые проводятся Британ ской ташерией в Индии и на Зо лотом Берегу, были подходящи для Триеста. Мы отнюдь не предлагаем1про ведение принцип ов советского демократизма в Триесте, хотя на опыте нашей страны эти принципы, как известно, дали немалые и, можно сказать, замечательные результаты. По мнению советской д ел е гате , осуществление этих прюцшюв возможно лишь при определенном уровне политиче ского развития, когда это делает ся действительно жизненной по требностью народа. Но мы счи таем, что общеизвестные принципы демократизма, которые получили теперь такое сильное развитие в странах Европы, могут быть с пользой применены и в Триесте. Такова наша установка. веке в раде стран развился демо кратизм парламентского типа, что было большим шагом вперед в развитии государственной жизни. Но вне избирательных кампании и вне стен парламента этот демо кратизм ве получил ный режим, и считаем естествен ным», что Свободная Территория должна бьпъ организована на ос** новах демократизма, не отклады вая этого дела в «долгий яш/щс*. Народ Триеста должен возможность дышать действ] но свободно и пользоваться всеми ^ правами, как это имеет место и в j других демократических госудао- \ ствах, — и только тогда всем бу дет понятно принятое нами реше ние о создании Свободной Тер ритории. В статутё о Триесте важное значение имеет еще вопрос о граж данстве. Советская _ делегация считает правильным югославское предложение, направленное в данном случае против бывших активных деятелей фашизма в Триесте. Не так давно мы всё признавали, что надо покончить с остатками фашизма. Если это так, то активные деятели фашиз ма и их платные агенты не должны % получить право гражданства £ широкого ’Триесте. I I . Международные отношения и пршо вето Предложения, которые мы взя лись подготовить, должны дать новое место Триесту в междуна родных отношениях. Еще в сентябре прошлого года Совет Министров Иностранных Дел признал, что Триест доджей бьпъ свободным международным портам. Триесту надлежит играть важную роль в международной торговле, и мы должны позабо титься о том, чтобы вырабатывае мые нами предложения содей ствовали этому. Разумеется, это надо сделать не за счет интересов населения самого Триеста, а. на- против, с учетом этих интересов. В этой связи необходимо оста новиться на взаимоотношениях Триеста с соседями — с Югосла вией и Италией. Мы считаем не обходимым, чтобы в триестском порту были специальные свобод ные зоны йля обоях соседних, государств. При этом нельзя видеть, это Триест особенно заин тересован в развитии отношений с Югославией, являющейся его главным хкнтерландом, хозяй ственным тылам. В связи с этим --------------------------------------------- , (Продолжение см. на 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz