Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.

На П а р иж с к о й Мирной к о нф е р е н ц и и Статут Триеста и главные вопросы Р е ч ь В . М • М о л от о в а п а з а с е д а н и и ком и ссии п о п о л и т и ч е с к и м и т е р р и т о р и а л ь н ы м вопро сам м ирно го договора с И т а л и е й 1 4 с е нт я б р я Г о с т о м провседатёяй, господа 'делегаты! Вопрос о государства- ном устройстве «Свободой Тер. догорай Триеста» «сеет важное яривдялйалЫное я практическое вы энаегге, что основа для вы­ работан статута Триеста у вас имеется. Она дана 8 решении че­ тырех миаистров от 3 июля. В этом р еш ета намечены границы «Свободной Территория Триеста* признано, что целостность и неза­ висимость территорви обеспечи­ вается Советом Безопасности; установлены* и обшве привдипы, на которых должны быть по­ строены органы власти. Тем яе менее, кэбраюая Сове­ том Министров Иностранных Дел комиссия <ю выработке статута Триеста ве цряпла к единому мнению. Нам представлены, с ед ­ иной стороны, три более или tiebee бж эких друг другу проекта от английской, американское и фран­ цузской делегаций. С другой стороны/ имеются два других проекта, представленные совет­ ской и югославской делегациями, в которых также есть немало од­ нородных пунктов. Конференции предстоит разобраться в этих проектах я высказать свое мне­ ние о статуте Триеста. Можно по-разному подойти к вопросу о государственном1 уст­ ройстве Триеста. Надо, однако, помнить, что мы имеем в виду поставить всю эту территорию под вациВ. Следовательно, принципы организации государственной вла­ сти в Триесте должны соответст­ вовать основньш целям ОбЧди- неетых наций. Нельзя рассматривать «Свобод­ ную Территорию Триеста» как ка. кую-то подмаддатаую территорию. Тем более нельзя рассматривать эту территорию как своеобразную колонию Совета^, Безопасности. Цель, которую мы должны поста­ вить, ясна: благополучие населе­ ния Триеста в установление хоро­ ших отношений с соседями и с другими народами. Б е л было бы неправильно рас­ сматривать Свопануто Территорию как какую-то к о л о т о или полу­ колонию, то мы йе должны рас­ сматривать ее и как военную базу д ля тех или иных держав или даже для самого Совета Безопас­ ности. Нельзя превращать Триест в чью-то новую базу вооруженных сил на Балканах. Это не соответ­ ствовало бы ян интересам населе­ ния Триеста, ни штересам Объеди­ ненных наций. Всеми признается, что Триест является важным меж­ дународным торговш портом, и он должен выполнить свою круп­ ную роль в развитии международ­ ной торговли. Предложе&ше советской делега­ ции исходит из решений, приня­ тых четырьмя Министрами. Моей задачей является раз’ясшпъ точ­ ку; зрешя советской делегации по этому вопросу, особенно в связи с ‘ ЛЛ, 1 -агап 1 D J f i y I лищ, t ги ьиш рису, и с и и ш и и покровительство , О^ешинеоинх ) проектами других делегаций. I . Организация власти и демократизм Совет будет состоять из предое- Основы организации власти в Триесте — таков первый важный вопрос. В чьих руках далж&а на­ ходиться власть в Триесте: в ру­ ках народа или в руках губерна­ тора? По ' этому вопросу намети­ лась главные расхождения между проектами, представленными на конференций. в решении Совета Мидштшв Иностранных1Дел сказано,, «гго «законодательная и аополнигтель- ная власть устанавливается на демократических началась вклю­ чая всеобщее избирательное пра­ во». Таким образом, ясно сказано, кому должна принадлежать зако­ нодательная и ваполжтелъная власть в Триесте. Из решения вытекает, что эта класть должна наладиться в руках народа Три­ еста и что она должна быть ор­ ганизована на демократических началах. В этом решении говорится также о том, какое положение должен занимать губернатор) Триеста. Там сказано, что «губернатор назна­ чается Советом Безопасности пос­ ле консультации с Югославией и Италией». Кроме того сказано, что «губернатор представляет Совету Безопасности ежегодные доклады». Таким образам, место губернатора определяемо также совершенно точно. Тем (не менее но проекту английской делегации вся полнота властна передается в руки (губер­ натора. Такав же смысл амержан- ского проекта, а в значительной мере и французского проекта. В оправдание приводятся всякого рода соображения насчет напря­ женности полиютескаго положе- <1 тая в Триесте. Уюазьгааегоя, что здесь пока не следует вводить демократическое самоуправление, что надо отложить осуществление демократических принципов на этой территории на будущее время. Вопреки решению Совета Мини­ стров Иностранных Дел, англий­ ский, американский и француз­ ский проекты требуют, чтобы хозяином Триеста был губерна­ тор. Такова сцща (политическая установка. Возникает (вопрос, как же имен­ но выглядят нрава губернатора в Триесте'с этой точки зрения? В английском проекте подробно говорится об этих ггоавах. Здесь сказано, что «правительственный дателя — ^губернатора, зам>ести- теля губернатора, директора порта и трех лиц, назначаемых Ассам­ блеей Свободной Территории с согласия того же губернатора. При этом указывается, что губер­ натор, заместитель «губернатора и начальник порта должны быть не из граждан Триеста и не да граж­ дан Югославии и Италии, а из граждан других государств. Та­ ки»! образом, предполагается, что­ бы правительство Триеста состоя­ ло наполовину из иностранцев. В английском проекте говорится дальше о там, чгго губернатор сохраняет за собой ответствен­ ность за внешние отношения, за поддержание общественного по­ рядки и безопасности, что он имеет право увольнять членов правительственного Совета и ре: камендавать Ассамблее назначение других. Кроме того сказано, что все административные должност­ ные лица назначаются и уволь­ няются по распоряжению губерна­ тора, что он может увольнять членов судебных органов, что гу­ бернатор имеет право приостанав­ ливать действие любого закона, отменять любое адлшшггративное распоряжение и издавать приказы, имеющие силу закона. Губернатор уполномочивается также заклю­ чать соглашения с другими госу­ дарствами, ©ступать в междуна­ родные многосторонние соглаше­ ния и т. д. Как видите, согласно английскому проекту, власть пол­ ностью передается губернатору. Примерно то же самое говорится как © омерикачюком, так и во французском проектах. 1 ' , •Возникает вопрос, что послу­ жило образцом для выработки такого рода проектов? В этой связи представляет не­ сомненный интерес положение, которое можно встретить в бри­ танских колониях. Здесь губер­ наторам предоставлены права та­ кого же рода. Так, © Иодии генерал-губерна­ тор, он же ввде-король, предсе­ дательствует, когда хочет, на за­ седаниях Совета Министров, а сами министры назначаются тем же генерал-губернатором. От генерал-губернатора зависит, со­ гласиться или не согласиться с тем или инь*м биллем (законом)у при­ чем генералнгубериатор может облродавапгь любой указ, который, по его т ению , требуется данны - Ш обстоятельствами. Полиция и органы безопасности ваиодятая в руках генерал-губернатора Индии. Остается добавдгь, что такие же нрава предоставлены губернаторам в отдельных провинциях Индии. Возьаюте другой пример. В За­ падной Африсе имеется британ­ ская полония вод названием Зо ­ лотой Берег. Губернатор Зо ­ лотого Берега имеет право утвердить или не утвердить ре­ шение местного законодатель­ ного Совета. Он осуществляет высшее руководство администра­ цией колонии. Он мажет уволь­ нять чвиоввпеов, если они не иаэвапены королем. Исполнитель­ ный Совет колонии Золотой Бе­ рег, выполняющий роль местного правительства, находится под председательством губернатора и, кстати сказать, тоже состоит вз шести человек, как ото предло­ жено для г правительственного Совета в Триесте. Из всего этого видно, что по­ ложение губернатора в Триесте будет похоже яа положение ге­ нерал-губернатора в Индии или на положение губернатора в коло­ нии Золотой Берег в Африке. Спрашивается, оодхошнт ли такое положение для «^Свободной Тер­ ритории Триеста»? Что получится, если мы дадим такие права гу­ бернатору в Триесте? Не получится ли у нас вместо Свободной Тер­ ритории нечто вроде губернатор­ ской территории, вместо свобод­ ного Триеста — губернаторский Триест? Мне кажется, что эта опасность налицо. Естественно, что советская делегация возра­ жает пропив того, чтобы ‘перено­ сить опыт управления в британ­ ских колониях на Триест. Будет неправильно, если в от­ ношении Триеста мы будем при­ держиваться установки лорда Керзона насчет Индии. Мы не можем сочувствовать такой поли­ тической установке. Нам чужды также идеи Сесиль Родса, извест­ ного организатора «Южно-Афри­ канского Союза», который говорил так: «в туземцем надо обращаться как с ребенком и нельзя давать ему избирательных прав так же, как и алкоголя. Мы должны осу­ ществить сйстёму деспотизма, подобную той, которая дала такие хорошие результаты в Индии». С такой рабовладельческой идео­ логией нельзя итти в Триест. Со­ ветская делегация хотела бы, чтобы это стало всем нам понят­ но. Все это говорят о том, что предложение британской делега­ ции не соответствует элементар­ ным принципам демократизма. Выступивший здесь британский делегат сказал, что он не недо­ оценивает идеологической привле­ кательности сэветского проекта, но будто бы этот проект не при­ меним к реальной действитель- АлЖИ! Разумеется, мы до жны разли­ чать положение, как оно склады­ вается в отдельных странах. Возьмите для примера две со­ седних страны: Грецию и Болга­ рию, где в самые последние дай решался вопрос о судьбах монар­ хии путем плебисцита. Известно, как это происходило. В одном случае — в Греции решался во­ прос о восстановлении моиарктв, причем были пущены в ход все средства давления со стороны внутренних органов и внешних сил, и в стране бышо создано такое положение, при котором ничего, кроме фальсификации плебисцита, не могло получиться. Свободное выражение воли народа в таких условиях было невозмож­ но. Другое дело — в Болгарии. Все признают, что там в нормаль­ ных условиях прошел свободный плебисцит, который превратился в общенародное торжество. Всё население участвовало в этом р а з в и т Участие нарОДа В facf**, дарственной жизни вое ещё оста-И валось весьма ограияеяным. В наше время, в век радио, r a J - зет и кино, когда « тому же су-< щестнуют массовые политотеекде! партии, профсоюзы и когда неред­ ко деже церковь п рш ж ает ш* мое широкое участие в проведения п о л и т е с к и х кампаний, демокра­ тизм приобрел совершенно другой вид. В политическую жизнь те-» перь втягивается весь народ, мил­ лионные массы. Не только в пе* риоды избирательных кампаний, но и повседневно широкие массы народа участвуют теперь в поли­ тической жизни своей страны и активно реагируют ва события международен^ порядка. Вместе с великми успехами радио, ежед­ невной прессы и многих других форм массового просвещения де­ мократизм я формы его осуще­ ствления делают быстрые успехи в наше время. Триест расположен плебисците, единодушно выс«а- J в одном га важных политических задаюсь за ликвидацию монархии лужтов Европы, и все это к нему^ и за установление республики в полностью примешаю. Нас нё( Болгарии. • -поймут, если мы придем к тому Сравнивая две страны, мы ви дим, что в Болгарии установлена республика таким путем, который полностью соответствует обще­ признанным принципам демокра­ тизма, и, с другой стороны, в Гре­ ции роостанавливается монархия такими средствами, которые не имеют ничего общего с честны* отношением к принципам демо- 7 кратизма. Конечно, плохим приме­ рам подражать не следует. Но разве не ясно, что теперь мы мнению, что надо отказаться от проведения принципов демокра­ тизма в Триесте. Из этого м]^ должны сделать вывод, что сударственаое усхройство Триеста необходимо осуществить на демо­ кратических основах. Триест не мажет остаться в большой дорапи, в развития демократизма в стр; Европы. Если хорошенько при­ смотреться к тому, что есть для всех нас приемлемого в совоемен- с т о р о н е ^ ^ стороне*™ г о я имеем достатотао фактов такого • демократических формах в Европе, мы, наверное, найдем не­ мало хорошего и применимого для Свободной Территории. И тогда мы откажемся от того, чтобы пере-' носить сюда принципы губернатор­ ской власти в колониях, а возь-' мем то, что полезно, и то, что практически применимо в данных проведения принципов демокра­ тизма, которое указывает путь для осуществления демократизма в реальных политических усло­ виях Триеста. Триест тесно связан с современ­ ной политической жданью в Евро- пе. В Триесте около 300 тысяч жителей, которые привыкли к ак- условиях для демократического тиэной политической жизни и развития Триеста, умеюпг ценить роль политических, профессиональных, культурных и других организаций демократиче­ ского типа. Нельзя притти в Вот почему мы высказываемся против предложенного британской делегацией проекта, наламинаю- Триест с таким статутом, который щего в какой-то мере колонна ль*? будет игнорировать демократиче­ ские принципы государственного устройства. Антидемократический^ статут не внесет желательного нам успокоения, а приведет к обратным результатам. Мы уже давно живем в XX веке; в следо-' вало бы признать^ что демоюра-^ тизм стал жизненной потребно­ стью народов. ‘Некоторым, правда, больше нравится демократизм XIX века, и обей не хотят признать прагресф сивйое значение установившихся уже новых и весьма важных пу­ тей в развитии демократизма в наше время. Мы все знаем, что демократизм XIX века был боль­ шим прогрессом и его положи­ тельная роль в борьбе против деспотизма, как и против фашизма ности в Триесте. Однако он это- Т в (Н^ше время, известна В XIX го не доказал, и я думаю, что не смог бы этого сделать. С другой стороны, советская делегация не может согласиться, чтобы прин­ ципы, которые проводятся Британ­ ской ташерией в Индии и на Зо­ лотом Берегу, были подходящи для Триеста. Мы отнюдь не предлагаем1про­ ведение принцип ов советского демократизма в Триесте, хотя на опыте нашей страны эти принципы, как известно, дали немалые и, можно сказать, замечательные результаты. По мнению советской д ел е гате , осуществление этих прюцшюв возможно лишь при определенном уровне политиче­ ского развития, когда это делает­ ся действительно жизненной по­ требностью народа. Но мы счи­ таем, что общеизвестные принципы демократизма, которые получили теперь такое сильное развитие в странах Европы, могут быть с пользой применены и в Триесте. Такова наша установка. веке в раде стран развился демо­ кратизм парламентского типа, что было большим шагом вперед в развитии государственной жизни. Но вне избирательных кампании и вне стен парламента этот демо­ кратизм ве получил ный режим, и считаем естествен­ ным», что Свободная Территория должна бьпъ организована на ос** новах демократизма, не отклады­ вая этого дела в «долгий яш/щс*. Народ Триеста должен возможность дышать действ] но свободно и пользоваться всеми ^ правами, как это имеет место и в j других демократических госудао- \ ствах, — и только тогда всем бу­ дет понятно принятое нами реше­ ние о создании Свободной Тер­ ритории. В статутё о Триесте важное значение имеет еще вопрос о граж­ данстве. Советская _ делегация считает правильным югославское предложение, направленное в данном случае против бывших активных деятелей фашизма в Триесте. Не так давно мы всё признавали, что надо покончить с остатками фашизма. Если это так, то активные деятели фашиз­ ма и их платные агенты не должны % получить право гражданства £ широкого ’Триесте. I I . Международные отношения и пршо вето Предложения, которые мы взя­ лись подготовить, должны дать новое место Триесту в междуна­ родных отношениях. Еще в сентябре прошлого года Совет Министров Иностранных Дел признал, что Триест доджей бьпъ свободным международным портам. Триесту надлежит играть важную роль в международной торговле, и мы должны позабо­ титься о том, чтобы вырабатывае­ мые нами предложения содей­ ствовали этому. Разумеется, это надо сделать не за счет интересов населения самого Триеста, а. на- против, с учетом этих интересов. В этой связи необходимо оста­ новиться на взаимоотношениях Триеста с соседями — с Югосла­ вией и Италией. Мы считаем не­ обходимым, чтобы в триестском порту были специальные свобод­ ные зоны йля обоях соседних, государств. При этом нельзя видеть, это Триест особенно заин­ тересован в развитии отношений с Югославией, являющейся его главным хкнтерландом, хозяй­ ственным тылам. В связи с этим --------------------------------------------- , (Продолжение см. на 3 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz