Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
На Парижской Мирной конференции ( О к о н ч а н и е ) выступил против поправки о ре ституция художественных ценно стей. Однако его возражения не встретили поддержки. Представитеига Белоруссии и Чехословакии подрали вопрос так же о том, чтобы в случаях, когда художественные ценности под верглась уничтожению, уничто женные произведения искусства были заменены другими, равно ценными тл. Это предложение было поддержано рядом делегатов. Принятие решения по вопросу о реституции художественных цен ностей отлажено до одного ив ближайших заседаний комиссии. Греческий представитель пред ложил включить в проект мир ного договора особый параграф относительно аннулирования лю бого ахта или контракта в отно шении греческого имущества, за хваченного в период оккупации. Советский делегат Вышинский отметил, что предложение грече ской делегации касается вопроса, который уже нашел свое разрез шение в достаточно авторитетном документе. 5 января 1943 года ряд государств, в том числе СССР, США, Великобритания, Китай и французский Национальный Коми тет опубликовали декларацию,. Предупреждавшую всех тех, кто заключал сделки в странах, окку пированных фашистскими держа вами, что эти сделки не будут признаны законными, так как они служили лишь прикрытием грабе жа и грубого произвола, посколь ку они часто заключались под Давлением оккупационных властей в их представителей. Правитель ства, подписавшие декларацию от 5 января 1943 годау указывали, что они признают недействи тельными подобные сделки, хоггя бы такие сделки и носили фор мально законную форму. Декларация от 5 января 1943 годй имеет в виду фиктивные еделете, прикрывающие фактиче ский грабеж, но не содержит огульного аннулирования любых актов, которые были заключены во время оккупации. Греческое же предложение, поставленное в общей форме, лишь повторяет основные положения декларации от 5 января 1943 года. Поскольку, кроме того, все такого рода вопро сы уже охватываются статьей 65-й проекта договора, советская делегация не видит необходимости в принятии этого предложения. Точку зрения советской деле гации поддержали представители Югославии, США и Великобрита нии. Аргументы советской делегации заставили греческого представи теля снять свое предложение. 1 Югославская делегация поста вила вопрос о включении в статью о реституциях особого параграфа, касающегося реституции Италией судов, захваченных ею у союзных держа-в. В тех случаях, когда эти суда уничтожены и не могут быть возвращены, Италия должна ааменить их судами равноценного А тоннажа.. Согласно югославскому предложению, весь уведенный Италией тоннаж должен быть возвращен пострадавшим странам в трехгодичный срок. Мотивируя свое предложение, югославский представитель ука зал, что Югославия фактически потеряла почти весь свой торго вый и каботажный флот, уведен ный итальянскими оккупантами. Между тем, этот флот служил для Югославии не только сред ством для ведения торговли, но и необходимейшим средством: для связи с ее многочисленными островами, расположенными на Адриатическом море. Те немного численные мелкие суда, которые еще остались^ в распоряжении Югославии, нуждаются в ремонте; они не могут обеспечить связи с островами. Поэтому югославские острова на Адриатическом море месяцами остаются без всякого Снабжения. Отсюда — рост смерт ности среди населения этих остро вов. Югославия не в состоянии вос становить свой довоенный флот собственными средствами, так как ле располагает соответствующими верфями. Между тем. Италия располагает крупными верфями и могла бы восстановить суда, за хваченные ею у Югославии; для этого было бы достаточно 8 про центов производительности италь янских верфей в течение трех лет. Поэтому было бы справедливо и правильно, чтобы в проект мирно го договора был включен соответ ствующий параграф, — закончил свое выступление югославский делегат. Комиссия решила вернуться к вопросу, поднятому югославской делегацией, на одном из следую щих заседаний, зяттосип пп*пва- рительно необходимые сведения у итальянской делегации. • * * О совещаниях заместителей Министров Иностранных Дел ПАРИЖ* Т4 сентября. (Соец. кЬрр/. ТАСС). Как уже сообща лось, в соответствии с указаниями Совета Министров, заместители МинистрЬв Иностранных Дел СССР, США, Великобритании в Франции регулярно собираются для рассмотрения поправок и пред, ложений к проектам мирных до говоров, представленных делега циями4 Мирной конференции. В этих совещаниях участвуют от Советского Союза А. Я. Вышин ский и Ф. Т. Гусев, от США — Данн, от Великобритании — Джебб и Худ, от Франции — Кув де Мюроилль. Цель этих совещаний состоит в том, чтобы добиться согласия че тырех великих держав по еще не согласованным вопросам проектов мирных договоров, а также рас смотреть поправки! и предложения других делегаций и определить, какие из них могут быть поддер жаны делегациями стран, представ ленных в Совете Министров Ино странных Дел. Следует отметить, что на сове щаниях заместителям министров удалось добиться согласия по не которым вопросам. Так, например, в результате тщательного изуче ния поправок и предложений, ко торые, кстати сказать, составляют два об’емистых тома, заместители согласились на том, чтобы не поддерживать в соответствующих комиссиях 62 поправок (в том чис- совать против поправок своих сторонников без всякого риска в том, что эти поправки могут щю- валиться. В силу такой нехитрой механики англо-американский блок на Мирной конференции мо жет. и в действительности это осуществляет — я невинность соблюсти и капитал приобрести. Формально они не выступают против согласованных решений, по по существу от спокойно взира ют на фокусы поддерживающих их делегаций, пальцем о палец не ударяя для того, чтобы по-настоя щему поддержать те согласован ные в Совете Министров решения, которые им не очень нравятся или даже совсем не нравятся. Такой тактики английская и аме риканская делегации держатся в общем и на совещаниях заместите лей, где, правда, им маневрировать оказывается труднее, так как по правки к согласованным статьям мирных договоров, внесенные другими делегациями и вызыва ющие сочувствие английской я американской делегаций, послед ним приходится поддерживать са мим, а не прятаться за спину ав стралийцев, канадцев, • новозе ландцев, бразильцев и т. д. Но изобретательность англий ской и американской делегаций не останавливается перед этой трудностью. Если по формальным основаниям английский и амери канский заместители министров ле 18 поправок, поступивших от иностранных дел, как правило, австралийской делегации, и 12—о т ? Даян и Джебб не могут настаи- Яа сегодняшнем* заседании ко миссии по экономическим вопросам для Италии австралийская деле гация предприняла попытку ском кать работу комиссии. Австралий ский делегат настаивал на ограни чении времени выступлений ора торов. Английский делегат пред ложил создать подкомитет для подготовки мероприятий по уско рению работы комиссии. От имени советской делегации Вышинский выступил против по пыток скомкать работу комиссии. Он подчеркнул важность проблем, подлежащих рассмотрению ко миссией. В этих условиях нельзя механически урезывать время вы ступлений ораторов и устанавли вать для них лимиты. Относи тельно же предложения о созда нии подкомитета Вышинский ука зал, что порядок дальнейшей1 ра боты комиссии может быть с успе хом разработан ее председателем и вице-председателем! по согласо ванию с отдельными делегациями. После выступления /Вышинского австралийское предложение от пало. греческой). Эти поправки и пред ложения либо противоречат со держанию соответствующих ста тей проекта того или иного до говора, либо не вносят ничего но вого, а только запутывают и ус ложняют вопрос. Сейчас, после полуторамесячной работы конференции, становится совершенно ясным, что большое количество воякда поправок, вне сенных по преимуществу деле гациями английских доминионов и некоторых южно-американских государств, преследовало цель отнюдь не улучшения проектов мирных договоров, представлен ных Советом Министров, и не вос полнения каких-либо пробелов в этих проектах. Эти поправки в подавляющем своем большинстве преследовали совершенно иные цели: они должны были служить средством провалить те статьи проектов мирных договоров, ко торые, хотя и были согласованы в Совете Министров, но представ ляют для английской и американ ской делегаций некоторые неудоб ства, в силу чего именно эти де легации заинтересованы в срыве соответствующих статей. вать не принятии совещанием за местителей таких поправок, кото рые находятся в противоречии с согласованными статьями мирных договоров, то можно это препят ствие обойти, -об’явив, что данная поправка вовсе не является по правкой, а является новым пред ложением, по которому, якобы, в Совете Министров не было приня то никакого согласованного реше ния. Если же и этот маневр не удастся, и Дайн и Джебб ули чаются в том, что сделанное ими предложение является, действи тельно, ничем иным, как поправ кой и что принятие такой поправ ки означало бы изменение или прямую отмену принятого и согласованного решения Совета Министров, — то и здесь нахо дится выход. В таком случае представители английской и аме риканской делегации просто за являют, что их предложение ни чего общего, якобы, не имеет с тем предложением, которое было отклонено Советам Министров, что их предложение является совер шенно новым предложением и что, таким образам, никто из чле нов Совета Министров или сове щания заместителей ле связан в В самом деле, анализ 9ТИ*Л*но" этом отношении никакими обяза- гочисленньгх поправок, особенно внесенных австралийской делега- Опровержение ТАСС Американская газета «Нью- Йорк тайме» опубликовала на- даях телеграмму своего римского корреспондента, в которой содер жатся сообщения о том:, что якобы два русских полка находятся в Албании и расположены вдоль греческой границы, что остров Сасено якобы тайно уступлен Ал банией Советскому Союзу и превращен в крупную авиабазу, а также ряд других такого же рода небылиц. ТАСС уполномочен заявить, что все эти сообщения являются вымышленными от начала до конца и рассчитаны, очевидно, на то, чтобы оправдать и прикрытгь провокационные действия грече ских манархо-Фалшстов на албан ской границе. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ОБ'ЕДИНЕННЫХ ДОЦИЯ' БУДЕТ ОТЛОЖЕНА t ПАРИЖ, 14 сентября. (ТАСС). По сведениям, поступившим из Нью-Иорка%37 стран, входящих в состав Об’еданенньгх наций, вы сказались за отсрочку очередной сессии Генеральной Ассамблеи до 23 октября. Таким образам, за от срочку выскаг 1 лось подавляющее большинство _ стр.ш, входящих в число Об’единенных наций. цией. показывает, что почти все эти поправки относятся к тем статьям мирных договоров, на ко торые английская и американская делегации дали свое соглашение в* Совете Министров в качестве уступок требованиям советской делегации. Будучи связанными этим соглашением, английская и американская делегации проявили бы нелояльность, да и формаль но лишены были бы возможности вносить на конференции предло жения, направленные на изменения этих согласованных статей. В этом, впрочем, не было ника кой необходимости, раз все подоб ные предложения без всяких затруднений могли внести другие делегации, входящие в англо- американский .блок, не связанные решениями Совета Министров. Так и получилось в действитель ности. Австралийцы, бразильцы, новозеландцы, голландцы и т. д. и т. п. делегаты щедро и без уста ли вносят свои поправки во всех комиссиях и подкомиссиях при молчаливом, пассивном, как пра вило, отношении к этому творче ству английской и американской делегаций. Имея во всех комисси ях большинство голосов яа своей стороне, английская и американ ская делегации легко могут голо- - тельствами. Нельзя* ие признать, что такое положение вещей создает значи тельные трудности в работе сове щания заместителей, отнимая многие часы на пустопорожние разговоры и споры, на такие безбрежные темы, как вопрос о том, чем отличается поправка от предложения, чем отличается но вое предложение от старого и изменяет ли данное предложение смысл ранее согласованного ре шения. Здесь открываются бога тые возможности для всякого юридического крючкотворства, которое должно прикрыть совер шенно очевидные попытки прота щить, так сказать, с черного хода те или иные изменения в согла сованные решения, принятые после долгой и упорной дискуссии в Совете Министров. Вот несколько примеров из практики совещания заместителей, иллюстрирующих изложенную выше тактику английской и аме риканской делегаций. Советом Министров была, на пример, принята те проекте мир ного договора с Болгарией статья об ограничении болгарской сухо путной армии. Согласно этой статье (статья 9 -я \ Болгарии раз решается иметь сухопутную армию с общей численностью личного состава в 55 тысяч челозек. вклю чая пограничное войска. Кажется, текст этой статье совершенно ясен. Этот текст соответствует аналогичным статьям и в мирных, договорах с Италией, PyuHtwefo Финляндией и Венгрией. Однако- греческая делегация сочна иеоб-4 ходимым внести в эту статью по- * правку, заключающуюся в том^ чтобы в число 55 тысяч человек включить также и «войска внут ренней безопасности» (кстати сказать, таких войск в Болгарии не существует), как говорятся в предекжом документе!. Когда этот вопрос был поставлен на рас смотрение совещания заместите лей, советская делегация указала на то, что эта поправка изменяет статью 9 по существу и что, сле довательно* эта поправка не мо жет поддерживаться делегациями США, ССОР, Великобритании и Франции, министрами коггорых данный текст статьи в Совете Министров был согласован. Со ветская делегация, естественно, предложила эту поправку откло нить. Однако представитель США Данн и представитель Великобри тании Джебб стали настаивать на том, что греческое предложение вовсе ее является поправкой, а является новым предложением и что, следовательно, каждая деле гация свободна в своем отноше-. нии к этому новому предложе нию. Несмотря на -всю искусст венность такой постановки вопро са, и Данн и Джебб, связанные, очевидно, соответствующими ин -1 струкциями, всячески пытались доказать, что они имеют полноеГ право поддержать такую поправ ку, как новое предложение и что своими действиями они, якобы, не нарушают решения, принятого по взаимному согласию в Совете Ми нистров. Такая же история произошла и по поводу греческой поправки от носительно демилитаризации бол гаро-греческой границы со стороны Болгарии, также, как и по повоау попытки греческой делегации включить в болгарский проект • мирного договора дополнительное ограничение вооруженных сил Болгарии путем запрещения Бол-, гарии иметь торпедные катера, несмотря на то, что весь-то воен но-морской флот Болгарии) не должен превышать 7.250 тонн во доизмещения. И в этих случаях явные по правки выдавались за «новые предложения», причем Данн пря мо заявил, что при всех обстоя тельствах американская делега ция будет рассматривать эти по правки, как новые яредложени0. Не случайно поэтому советский представитель Вьппииский на од ном из таких заседаний заметил, что поведение американского де легата очень напоминает поведе ние того монаха, который, решив полакомиться в постный день по росятиной, заявил: «Порося, поро ся, превратись в карася»*. •Но нередко английские и аме риканские делегаты действуют еше проще. На одном из заседаний заме стители министров согласились с предложением советских предста вителей Вышинского и К. Нови кова отклонить австралийскую по правку о так называемых правах человека и об учреждении «суда прав человеках. Вышинский и Но виков доказали, что это предло жение, полное противоречий, лишь вносит путаницу и усложняет вопрос. Однако на заседании комиссии по политическим и территориаль ным вопросам для Финляндии представитель Великобритании лорд Худ рекомендовал не от клонять австралийскую поправку и передать ее на изучение в ре- дакционно -юридическую комис- сию, чтобы там найти какое- нибудь обоснование этой поправ ки, но и юридическая комиссия, всесторонне обсудившая австра лийскую поправку, не наигла в ней ничего заслуживающего внимания. Ответственный редактор А. ДИВАВИН. ГМ 03815. !-JaT.3 i%2 401.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz