Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
На П а р иж с к о й Мирной к о нфе р е н ц и и В порядке дня— проблема Триеста , ПАРИЖ , 13 сентября. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня комиссия по jполитическим и территориальным vвопрос® для Италии приступила к обсуждению статута Свободной •Территории Триеста и к рассмот рению поправок, касающихся границы этой территории. В проекте мирного договора с Италией, рекамевдотеифтом Сове- том Министров Иностранных Дел, •. Свободной Территории Триеста иосоящена статья 16-я. В этой статье опредешяеяся попраиитаая линия Свободной Территории и устанавлишется, что ее целост ность и независимость обеспечи ваются Советом Безопасности ор ганизации Об’единешых наций. Предусматривается также, чт0 •губернатор Свободной Терриггории • Триеста будет назначаться Сове том Безопасности после консуль тации с Югославией и Италией. Законодательная и наполнительная адахлъ устанавливается на демо-. Критических началах, включая все общее избирательное право. 'Насе лению обеспечиваются основные свободы, в частности, свобода ре лигии, языка, печати, школ и до ступа к административным долж ностям. Совет Министров Иностранных Дел образовал особый комитет с целью представления Мирной конференции предложений о стату те Свободной Территории Триеста. Одвако этот комитет не маг до стигнуть единодушного решения. Поэтому участникам конференции были розданы четыре различные проекта статута, пощготовленные делегациям СССР, США, Вели кобритании и Франции. Значение триестской проблемы для установления прочного и дли тельного мира в Eiajxme совершен но очевидно, как очевидна и та агра, которую определенные силы ведут вокруг Триеста Вопросы советской делегации В вачаше сегодняшнего заседа- # ния в ком:иосии глаза советской делегации Молотов обратился за раз’яснейшем к делегации Соеди ненных Штатов Америки. В ме морандуме, представленном деле гацией США по поводу статута Свободной Территории Триеста, говорится о там, что С#вет Без опасности организации Соединен ных наций доувжен располагать «средствами», необходимыми для осуществления «целостности и не зависимости» Свободной Терри тории Триеста. Моиютов спросил делегацию США, о каких «сред ствах» идегг речь в представленном ею проекте статута. Выступивший с ответом пред ставитель США Данн не саюг дать раз’яснения по этому вопро су. Тогда Молотов вторично взял слово. Отметив неясность полу ченного ответа и подче^чнув важ ность вопроса, он засчитал вы держки из проектов статута Сво бодной Территории Триеста, пред. ставленных делегациями США и Великобритании. Проект, представ ленный делегацией США, гласит: «Никакие воедаые, морские или воздушные силы какого-либо го сударства не будут вступать на территорию, территориальные воды или воздушные пространства Свободной Территории Триеста». В британском же проекте указы вается: «Никакие военные, мор ские или воздушные силы не бу дут содержаться, а также военные сооружения или установки не бу дут поддерживаться, строиться или изготовляться в ,предела 1 х Свободной Территории Триеста и никакое обучение поенной дея тельности ие будет разрешено». Таким образом, в американском проекте говорится о вооруженных сиЛак отдельных государств, а в британском- проекте говорится о вооруженных аилах вообще. Отметив расхождение между етими текстами, Молотов опро сил, существует ли между ними действительное различие или здесь допущена описка,, неточ ность формулировки, он добавил, •что, может быть, в америкашком тексте здесь имеются в виду вооруженные силы, о которых го ворится в Уставе организации Объединенных яапий в связи с деятельностью Штабного Воен ного Комитета. Делегат США Даян снова не дал ответа на этот вопрос. Он лишь пытался отоицать имею щееся различие в формулировках америханекого и брнтанекого проекта статута. Между теле вопросы . заданные Молотовым, бросили свет на т у ' тПУ1. которая ведется вокруг Триеста. Дело в том, что некото рые делегаты в связи с проблемой Триеста произносят на конферен ции многословные речи на геогра фические, этнические, экономиче ские и тому подобные темы. На самом же деле, в этом вопросе проявляется большой интерес к тому, чтобы превратить Триест в военно-морскую базу на пороге Балкан. Ярким свидетельством подоб ных стремлений являются статьи Уолтера Липпмана, опубликован ные сегодня в американской ,газе те ^Нью-Йорк геральд трибюн» и во французской газете «Фигаро». Уолтер Лигшййй, являющийся рупором крупных экспансионист ских элементов в США. выска зывается против особого урегули рования триестской проблемы, как и против урегулирования всей проблемы итало-адгоолавской гра ницы в целом. По мнению Лип- пмана, обе проблемы должны бьгть отлажены на неопределенный срок. Лилпман не скрывает смыс ла этого предцрожения: он раз’яс- няет, что принятие такого пред ложения позволило бы США и Англии сохранить свои вооружен ные аилы в Триесте. Больше того, американский журналист дает по нять, что, если по вопросам! о Триесте и итало-югославской гра нице будет достигнуто соглашение на Мирной конференции, экспан сионистские элементы в США постараются добиться того, что бы американский сенат не рзти- Ф*"Тпровал достигнутых соглаше ний. : I ’! I Уолтер Лилпман утверждает, что целью предлагаемой им поли тики является «восстановление равновесия сил восточной части Средиземного моря». С циничной огк говенноетью он призывает США расширять свою экспансию в этом районе и «зв направлении Черного моря», где они могли бы подобраться к «жизненному цент ру России». Лилпман называет такую политику — «политикой раосчетлизого риска». Олнако со вершенно ясно, что предлагаемую им политику скорее можно назвать политикой безрассудной игры инте ресами всеобщего мира, полити кой подготовки новой войны. Триеста должен положить этому конец. Статут Свободной Террито рии Триеста должен в то же вре мя обеспечить в Триесте такие порядки, чтобы там не было ни чужеземного% ни даже междуна родного господства. Само местное население должно принять уча стие в выработке конституции и определении форм своей будущей жизни. Статут должен обеспечить населению основные демократиче ские свободы. Необходимо, продолжал чехо словацкий делегат, связать жизнь Триеста с жизнью его тыла. Это не означает отрыва от Югославии некоторых дополнительных рай онов Словении и их присоединения к Свободной Территории. Нет, Триест неразрывно связан со своим глубоким тылом, с основ ными районами Югославии и да же со странами Центральной Ев ропы. Существенными уславзрши его развития явились бы таможенная уния с Югославией, установление совместной железнодорожной ад министрации, обеспечение влияния Югославии на назначение губерна торав предоставление взаимных льгот гражданам Югославии и Свободной Территории Триеста в коммерческой и иных областях. В заключение чехословацкий делегат еще раз обратил внима ние членов комиссии на то, что лк>бое соглашеттие о создании Свободной Территории Триеста не будет прочным, если не будут учтены глубокие связи Триеста с его тылом ражая против установления эко« номического единства между Югославией и Свободной Терри торией Триеста, он, тем самым,1 ратовал за изоляцию Триеста, которая не может «е привести к шгубнь^м последствиям. Завтра дискуссия о статуте Свобод/ной Территории Триеста будет продолжена, О возвращении имущества, вывезенного Италией ие стран 06 ‘единенных наций Точка зрения французской делегации Представитель Франции Кув де ( всех государклтв, пользующихся Мюрвилль в своем выступлении подчеркнул, что выработка стату та для определения гранта Сво бодной Территории — одна из важных и сложных задач, стоящих перед комиссией. По мнению фратщузской деле гации, в основу статута Свободной Территории Триеста должны быть положены следующие принципы: 1) Триест должен быть дей ствительно автономным; 2) долж ны быть обеспечены интересы портом Триеста — ке только со седних государств, но и стран Центральной Европы; 3) необходи мо создать условия для мирного сосуществования итальянского и югославского населения Триеста. Кув де Мюрвилль считает, что проект статута Свободной Терри тории Триеста, представленный французской делегацией, обеспе чивает осуществление этих прин ципов. Выступление австралийского делегата против Совета Безопасности Именно в свете этой игры, ко торую определенные американские и английские круги ведут сейчас вокруг проблемы Триеста, вопросы, заданные сегодня Молотовым иа заседании комиссии по политиче ским и территориальным вопро сам для Италии, вызвали особен ный интерес присутствовавших. Австралийский делегат Ходсон использовал сегодня трибуну Мирной конференции для высту пления против Совета Безопасно сти организации Об’единенных наций. Как известно, Совет М*,:нистроз Иностранных Дел в проекте мир ного договора предлагает, чтобы на Совет Безопасности было возложено обеспечение независи мости и целостности Свободной Территории Триеста, утверждение статута Свободной Территории, назначение губернатора Свободной Территории Триеста после кон сультации с Югославией и Ита лией, а также рассмотрение еже годных докладов, представляемых губернатором. Австралийский делегат опол чился против этих предложений Совета Министров Иностранных Дел. Как признал он сам, его больше всего беспокоит то обстоя тельство, что для принятия ре шений в Совете Безопасности тре буется поганое единогласие его членов. Представителя Австралии, как видно, больше устраивает такой порядок, когда можно навя зывать одним государствам волю других государств. Поэтому он предложил, 'чтобы Мирная конфе ренция создала некий новый меж дународный орган, который, п о у сути дела, имел ёы те же полно мочия, что и Совет Безопасности, но не был бы связан с необходи мостью принимать свои решения единогласно. Следует напомнить, что такое предложение выдвигалось Австра лией уже неоднократно. С упор ством, достойным лучшей участи, она по всякому поводу требует учреждения международного конт рольного органа в составе семи членов, который стоял бы над Об’еддаенными нациями и дикто вал бы им свои решения, не оста навливаясь перед вмешательством в т внутренние дела. Австралийский делегат утвер ждал, что Совет Безопасности «дискредитирован во всем мире», что причинами этой дискредитации является, якобы, применение так называемого права вето в Совете, иными словами, принципа согласо ванности между постоянными чле нами Совета решений, принимае м а Советом. Он, естественно, умолчал о том. что ущерб пре стижу Совета Безопасности нано сят те члены его, которые настой чиво пытаются игнорировать не обходимость принятия согласован ных решений и все *»п°<чя стремят ся ста/вить работу Совета в усло вия диктата англо-саксонского блока. Как представитель Великобритании понимает демэкрзтню Речь чехословацкого представителя Вслед за тем ца заседании ко миссии выступил представитель Чехословакии. Он подчеркнут, что Чехословакия нуждается в спокойном и работоспособном порте на Адриатическом морс, каковым может быть только Триест. В интересах Чехословакии и других государств Це]ггральной Европы Триесту должна бьгть обеспечена возможность успешно го развития. Это предполагает удовлетворительное разрешение проблемы местного самоуправле ния в соответствии с пожеланиями населения. * В настоящее время фашистские элементы имеют возможность поднимать голову в Триесте. Статут Свободной Территории Представитель Великобритании иосвятил свое выступление обос нованию проекта статута Свобод ной Территории Триеста, предла гаемого британской делегацией. При ознакомлении с этим проектом нетрудно убедиться, что основная черта этого проекта — последова тельное и подчеркнутое игнори рование вола! населения Триеста. Вся полнота власти на Свободной Территории по замыслу британ ской делегации должна принадле жать губернатору, который не бу дет нести ответственность перед Народным собранием и, по сути дела, по своим правам и полномо чиям будет очень напоминать гу бернаторов из английских коло ний, которые, как известно, ничем не связаны в своих мероприятиях и могут действовать по собствен ному усмотрению, не считаясь ни в какой мере с местными органа ми самоуправления, где таковые суш^ствлпот. Представитель Великобритании вэял на себя неблагодарную за дачу представить такой порядок, как... пример демократии. Он зая вил, что правительство Велико- ным концентрировать власть в ру ках Народного собрания. «Перед нами стоит задача — путем уста новления сильного и беспристраст ного управления обеспечить вы сокую степень международного к о н т р о л я » . — заявил ои. Далее представитель Великобритании утверждал, будто бы лишь силь ная единоличная власть губерна тора обеспечит гражданские пла ва и свободы населению Свобод ной Территории Триеста. 3*а Народным Законодательным собпЖииоч ^британский проект статута оставляет лишь право жа ловаться в Совет Безопасности на губернатора в с^тяучае, если он не сочтет нужным проводить в жизнь законы, принятые законо дательным органом Свободной Территории Триеста —• Народным собранием. И это британский де легат называет «полной возмож ностью выражать мнение и жела ние народа». Британский делегат категори чески высказывался против пред ложений советской и югославской делегации, имеющих целью обес печить законные экономические брятании считает нснелесосбряз- . права Югославии ц Триесте. Воз- 4 ПАРИЖ, 13 сентября. (Gneu. корр. ТАОС). Комиссия по эконо мическим вопросам для Ита лии вчера и сегодня обсуж дала раздел проекта мирного До говора, касающийся реституции, то-есть восстановления, возвраще ния награбленного оккупантами имущества. Сейчас, корда вырабатываются тексты мирных договоров, вопро сы реституции, естественно, при влекают серьезное внимание во всех странах, подвергшихся ограб лению в период оккупации. В проектах договоров, выработанных Советом Министров Иностранных Делг эти вопросы были разрабо таны широко и всесторонне. В частности, проект мирного договора с Италией предусматрн* вает, что Италия вернет имуще, ство, вывезенное из стран Об’едн- ненных наций. Это обязательство относится ко всей могущей быть опознанной собственности, нахо дящейся сейчас в Италии и вы везенной насильственно или по принуждению какой-либо из дер жав оси с территории любой из Об’единенных наций, независимо от того, с помощью каких после дующих сделок нынешний владе лец вступил во владение этой соб ственностью. Правительство Ита лии обязуется вернуть указанное имущество. Оно должно предо ставить Объединенным нациям за свой счет все возможности для розыска а реституции собственно сти. Если лица, находящиеся под итальянской юрисдикцией и вла деющие этим имуществом, нахо дятся сейчас в какой-либо другой стране, правительство Италии должно принять меры, чтобы иму щество было возвращено той стра не, откуда оно было сывезено. Раздел о реституциях преду сматривает также рад других мер, обеспечивающих удовлетво рение претензий Об’единенных на ций, ограбленных итальянскими фашистскими захватчиками. Естественно, что эт0т раздел вы звал оживленное и длительное об суждение в комиссии. На вче рашнем и сегодняшних заседаниях был рассмотрен целый ряд различ ных поправок и дополнений. Так, по предложению югосшавской де легации решено вставить в текст проекта договора указание о том, что реституции должны быть про изведены возможно более в корот кий срок. Югоалаэский делегат напомнил, что в Италии до сих пор находятся югославские кораб ли, десятки паровозов, большое количество вагонов, возвращение которых итальянское правитель ство все время оттягивает. Широкому обсуждению подверг ся поставленный греческой деле гацией вопрос о реституции про изведений искусства, археологи ческих и исторических памятников в вывезенных или уничтоженных итальянскими фашисташ. Пред ставитель Греции требовал рести туции только греческих худо жественных ценностей. Обратив на это внимание, представитель Белоруссии заявил, что белорус ская делегация в принципе под держивает предложение греческой делегации, однако не может со гласиться с эгоистической поста новкой вопроса со стороны грече ской делегации. Реституция худо жественных ценностей должна быть произведена не только для Греции, но и для других госу дарств, подвергшихся такому ^ е ограблению. Представитель США (Окончание см. на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz