Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.

Г р и м е с я ц а в м о р е ПЕРВЫЕ ШАГИ В жарких боевых охватках с врагом сплотился и выковался дружным орудийный расчет стар­ шины 1 статьи Василия Прелое, ского. Много славши дел совер­ шили артиллеристы главного «а- либра • дни в е кш . От раэшп врага т яж е яиш опрадамш к яа сопках Мотовского вюбереокья и в каменных ворах T v to b o l На сче­ ту старшины п его боевых сорат­ ников—сбитый немецкий самолет. Все номера расчета так были сработаны, «гто друг друга иовн- маши без слов. В бою работа ки­ пела у ш в руках. Орудие д а . вало высокую схорострелыюсть. Но вот кончилась вовш. П о ч т все старослужащие ушли ю демо­ билизации. На кх место шапш молодые, необстрелянные комен­ доры. Пушку ояи авали только по чертежам и о п ш ш м . Стрелять им еще ян разу не доводилось. Крепко задумался гт у ц Иреловский. «Много потребуется сн л и энергии, чтобы воюшггаггь из этих ребят настоящих комендо. • Р°®« Но ведь и сам я был когда- то таким же неумелым. Првдется как следует поработать, и дело пойдет», — думал старшина. Сам он прошел большой путь от при- бойничмого до комавдира орудая, бьсл и зарядным, и сдарядиьм. и иавод'чмком. и замковым. Его большой опыт пришел яа помощь ® воспитании молодых комевдр- 1 ров. Эсминец готовился в длитель­ ное швааание. Времени оставалось мало, и Преловский использовал его, чтобы поглубже ознакомиться с характером, способностями и привычками каждого матроса. Старшина пришел к выводу, что учебу надо начинать с сазов». И сразу же приступил к теоретиче­ ским занятиям. Он из собственного опыта знал, как важно с самого же начала привить нов и к ам интерес к специальности, восди- тать у них любовь и уважение к Оружию. У Преловского были я опыт и знания, но всякий раз перед тем, как гсритти на занятия, он спои и снова перечитывал учебники н наставления, просматривал свои дневники и запвсн’, разбирал чер­ тежи. Мало знать, иадо уметь еще свои знания передать другому — это отличио понимал командир расчета. К каждому занятию он подбирал такие боевые эпизоды и факты, которые помогли бы его подчиненным лучше овладеть ма­ териалом. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА » Вот он рассказывает о тактико- технических элементах орудия и тут же вспоминает, как его оушка громила немцев, какой нанесла им урон. Внимательно слушают мо­ лодые комендоры о том, как од­ нажды расчет их старшины ны­ ряющими снарядами разогнал не­ мецкие подаодеые лодки» пытав­ шиеся атаковать конвой. Не менее интересной была беседа старшины о схватке комендоров корабля с немецкой авиацией, когда орудие Преловского сбило «Юнкере-88». Все с большим и большим уваже­ нием относились молодые моряки к своей пушке, неплохо порабо­ тавшей в дни войны. И им хоте­ лось быстрее стать такими же мастерами артиллерийского огня, как их старшина. В начале каждого замятия Пре- лааский' уделял 15—20 минут пов- то'эейию предыдущей темы. «Повтореясие — мать учения» — 'любимый девиз старшины. 'Военное дело требует прежде всего строгой последовательности в обучении и не терпит скачков. Но как бы ни был полно и обстоя­ тельно изучен материал, если его не закрепить на практике — цель не будет полностью достигнута. Это также понимал опьггный старшина. И когда позволяли ус­ ловия, он проводил занятия непос- (редспвелно на боевом посту. Так было изучено устройство и прин­ цип действия накатника и многих других узлов, трудно дававшихся новичкам. Этот метод, при котором изуче­ ние теории тесно переметалось с практикой, полностью оправдал себя и намного ускорил освоение специальности. Молодые моряки Чекмарев, Талбатов, Фокин учи­ лась успешно» до старшина, ра­ дуясь этому, внешне с в о п чувств не выказывал, продолжая быть попревшему гггрпгим я требова­ тельным. Ведь впереди еще пред­ стояли многие нспыгашя. Нельзя было снижать ж качества обуче­ ния, ж его темпов. Тренщхжа следовала за тренировкой. Моржи уставал , но это было хорошей усталостью — они ощущали и ви­ дели плоды учебы. ПОЧЕМУ СТРЕЛЯЛИ НЕУДАЧНО И вот насты день сдачи первой артиллерийской задачи в открытом море. Предстояла комендорская стрельба оо знающему щиту. К вей тщательно пощгофовилнсь, проведена а п была организованно, но... результат был неутешитель­ ный. Упражнение пришлось два раза (перестреливать. Едва-едва вытянули на удовлетворительную оценку. В чем же дело? Кто был вино­ ват? Подвели наводчжи Окунев и Фсжин. Одно дело наводить во время тренировки в тихую погоду и fca якоре. А тут пришлось стре­ лять в свежую погоду, на в о л е . Главным недостатком у Окунева и Фокина было отсутствие плав- иости в наводке и согласованности между собой. Как известно, залп яри комендорской стрельбе произ­ водятся по команде первого навод­ чика. Вот тут-то и не ладилось у Окунева с Фокиным. Когда Оку- нев уже хорошо визировав цель, Фокин еще никак не мог ее поЬвать, когда же был готов Фо­ кин, у Окунева цель «сползала». Ваг почему стрельба получи­ лась слабой. Но неудача не обес­ куражила старшину. — Тренировка, тренировка и еще раз тренировка , — говорил Прелоаский, — в этом залог ус­ пеха. НА КАЛИБРОВЫХ действовал вразнобой, суетился и нервничал. Вое это резко сказа­ лось на темпе стрельбы. К тому же телефонист матрос Чекмарев неточно передавал команды. - (Первый зарядный Саламат** в суете небрежно сунул зарод и тот, задев утолщенной частью за вспо­ могательный лоток, не дошел ДО места. Правда, «Преловский вочвре- мя заметил эту ошибку и исправил ее. Иначе бы произошел про­ пуск. Словом^ стрельба была слабой. Сразу же после нее, пока еще бы­ ли свежи впечатления, старшина собрал отдаление и подробно ра­ зобрал действия каждого матроса. — Вам положено делать только три шага, — сказал он зарядному Саламатину и тут же показал, — вот так, затем так и так. А те­ перь смотрите, сколько вы сделали лишних движений. И потом, разве можно так небрежно совать заряд в казеигпик?.. Досталось я пршбокдачному Павлушкову, у которого также драгоценные секунды уходили на совершенно- ненужные движения. Но больше всего критиковал стар­ шина подносчиков енградов, ко­ торые, опасаясь выстрелов, обегали пушку не опереди, а с казенной части. Инструкцией это категори­ чески воспрещается. ТРЕБОВАНИЯ ПОВЫШАЮТСЯ СТРЕЛЬБАХ Теперь задача заключалась в том, чтобы тренировки проходили в обстановке, максимально при­ ближенной к боевой. Преловский выводил свой расчет яа трениров­ ки к орудию и в штормовую пого­ ду, и в- туман, и в мертвую зыбь. Он учил наводчжов быстро ловить и визировать цель в любых усло­ виях, при самой ограниченной ви­ димости. И следующая по плану боевой подготовки стрельба прошла не- сравнешю лущиле. Претензий на этот раз к наводчикам не быиио. 'Но вскоре начались сложные калибровые стрельбы и они выя­ вили новые серьезные недостатки в работе расчета. Некоторые матросы боялись вы. стреиюв. Перед тем, как разда­ вался мощный залп, они, не вы­ держав, закрывали уши руками, а кое-кто даже отбегал в сторону. Расчет плохо улавливал команды, На другой же день метод и ус­ ловия тренировок были Прелов- ским изменены. Команду заряжания он стал третировать при наибольшем угле возвышения станка. Тренировать­ ся стало тяжелее, но зато пользы было больше. Преловский кропот­ ливо отрабатывал движения с каж­ дым номером расчета отдельно. Он их тщательно отшлифовывал и доводил до совершенства, доби­ ваясь, чтобы во время стрельбы у комендоров не было ни одного лишнего шага или жеста. Он под­ ходил к пушке и показывал, как его расчет в бою боролся за каж­ дую секунду, как лучше я бы­ стрее нужно вынимать снаряды и заряды, как подавать их к орудию. Учеба успешно продвигалась впе­ ред. Люди теперь уже не пуга­ лись выстрелов, не смущала их я высокая скорострельность. Снова была калибровая стрель­ ба. На этот раз весь расчет рабо­ тал слаженно, действия всех но­ меров были четни и безупречны. Не было ни одного пропуска. За эту стрельбу командование об*- явило расчету Преловского бла­ годарность. СЕРЬЕЗНЫЙ УСПЕХ Однако успех ее вскружил стар­ шине голову, так же, как * и не обескураживали его неудачи. Он продолжал наращивать темп тре­ нировок, усложняя условия, в ко­ торых о т проводились. Прелов­ ский заведомо сокращал; расчет, неожиданно заменял «выбывших», приказывал действовать на скользкой после дождя палу­ бе. Он хорошо пошил, как в штормовых походах приходилось вести огонь, работая на скользкой Орудийный расчет старшины 1 руетоя на боевом посту. статьи В. Преловского трени- Фото В. Иванова^ палубе, посылая в ствол скользкие снаредыч Те из старшин, кто на такие тренировки не обращал должного внимания, после тяжело за это расплачивались. Однажды на со­ седнем боевом 'посту молодой матрос Опреяьшжов поскользнул­ ся и упал со снародом, тяжело иооредав руку. Ежедневно тренируя расчет, Преловский доводил действия но­ меров до полного автоматизма. Они одинаково хорошо работали у орудия как днем, так и ночью. И какой радостью наполнялось сердце Преловского, когда новкн- ки стали развивать скорострель­ ность большую, чем прежний рас­ чет! Именно это и обеспечило ус- пепШое вьюоянение очень сложной стрельбы на зигзаге. Комендоры должны б ы л произвести как можно больше залпов до того мо­ мента, как эсминец ляжет на новый галс. И молодые артиллеристы блестяще с этим справились, по­ казав предельную скорострель­ ность. Задача была выполнена с отлтоной оценкой, и командир соединения об’явил артиллеристам благодарность. В НОЧНЫХ УСЛОВИЯХ Боевая подготовка усложнялась с каждым днем. Теперь предстоя­ ла ночная калибровая стрельба. В таких стрельбах расчет раньше не участвовал. Старшина Преловский усиленно тренировал подчиненных к дей­ ствиям в ночных условиях. Ночная стрельба многим отли­ чается от дневной. Яркая вспышка при залпе ослепляет артиллери­ стов. Кроме того, вся работа комендоров проходит в непривыч­ ной обстановке, ориентироваться в которой трудно. В темноте пло­ хо водны д е т а » орудия. Снаряд­ ные, прибонничный и зарядные должны вслепую находить казен­ ник, чтобы не допускать ошибок при заряжании. И независимо от того, как будет развернуто орудие, каждый номер обязан точно ориен­ тироваться в темноте. Во время стрельбы некогда смотреть под ноги. Надо напамять знать устрой­ ство палубы, чтобы не цепляться ногами за маты, рельсы, кранцы. Все згго вырабатывается только в результате длипельиых упражне­ ний на боевом посту и не приходит сразу. Этого и добивался Прелов­ ский от своих подчиненных. Отныне все тренировки по заря­ жанию проводились в-темное вре­ мя суток. От тренировок на ^тан ­ ке перешли к тренировкам на орудии. Пушка заряжалась прак­ тическим снарядом. Условности были сведены до минимума. Тщательная заблаговременная подготовка обеспечила успех ноч­ ной стрельбы. Она получила столь же высокую оценку, как я пре­ дыдущая. Молодые артиллеристы еще раз продемонстрировали высо­ кую боевую выучку. Их залпы были точны и равномерны — без /пропусков. ЭКЗАМЕН ВЫДЕРЖАН Эта стрельба была последней в плаие лепней боевой подготовки и явилась экзаменом, на котором были подведены итоги трехмесяч­ ной напряженной учебы в откры­ том море. Результат был выше ожидалгий. Молодые комевдоры успешно освоили специальность, в со­ вершенстве овладели вверенным оружием, стали штатными спе­ циалистами. Особенно хороших ус­ пехов достигли матросы Фокин, Талбатов, Чекмарев. Но Преловский и его расчет знают, что учиться надо еще много и упорно. Теперь они готовятся к новым стрельбам! в сложных осенних условиях. Ежедневно два раза в сутки у орудия старшитны Преловского слышатся звонки центральной на­ водки, клацадае затвора, короткие сигналы ревуна и команды: — Товсь! Б. НАУМОВ. Эсминец «Грозный». На Краснознаменном лидере 4 г о д а в с т р о ю С е в е р н о г о флота Испоиииоеь четыре года. Краснознаменный лидер «Баку» вступил в строй Северного флота. За это время яорабль щишел славный путь. Вспоминается несколько более ярких эпизодов ив истории лидера. Это было еще в годы войны. В луншую январскую ночь «Бавзу» в сопровождении эсминца «Ра­ зумный» вышел в Варотгер-фиорд в набеговую операщпэ. Морс было наредоость ш и . Вражеский берет находился в те­ ни, в то время как наши корабиш птлтт вдаль луйнюй дарояки, и протившк миг легко их засветить. На подходе к фиорду сигналь­ щики лидера на фоне темного берега обнаружили силуэты ко­ раблей. Это были мишшАщы. «Баху» н «Разумный» пошли на сближение. Вскоре их уввдели с головного вражеского миноносца и эаЦройшм опознавательные. Сиг­ нальщик® «Баку» доложили об этом флагману. ФжЬтсав- црякаэах сигналь--^ щйьам ва запрос немцев ответип^^ их же сигналам®. Это дало воз­ можность ближе подойти к вра­ жескому конвою. Он состоял из двух миноносцев, трех транс­ портов, четырех катеров и дагух тральщиков. На расстоянии трех миль цротаннвк снова залросял апозаайательные. На этот раз се­ вероморцы етветалн мощным ар­ тиллерийским залпом. Завязалась артишлерийская дуэль. По нашим миноносцам вето огонь яражеркие корабли и береговые батареи. Но это не помешало лидеру «Баку» выйти в торпедную атаку. Через некоторое время на месте большо­ го вражеского тратмпорта поднял­ ся сильный стоигб воды и ПОЯВИ­ ЛОСЬ большое облако пара. Не было сомнения, что трааапоргг ■молен. «Разумный» тем временем вел ураганный огонь. 'Победа над щро- тквнннам была солной. «Баку» потойил транспорт водоизмеще­ нием 8.000 тонн, а «Разумный» подбил немещлей мшоносец. Поставив дымзавесу, наши ко­ рабли вышли из-таод обстрела и благополучно, без потерь возвра­ тились в свою базу. ...Октябрь 1944 года. Войска Карельского фраэта' и Северный флот штурмовали Петоамо. В этой славной операции принял участив и лщер «Баку». Его мощная ар­ тиллерия шквальным огнем сме- тала с лица земли жив/ую силу грротавшгкд и. его технику. За от- л'ичзше боевые «действию в Печенг- ской апецшщи корабль был на­ гражден орденюи Красшх) Знаме­ ни • Сейчас, в мирных условиях,-, экипаж «Баку» преумножает славу своего корабля в упорной учебе: лидер занимает одно из ведущих мест в боевой подготов­ ке по соединению. Старшина 2 статьи А. МАЛЫШЕHK0.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz