Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.

И з б о е в о г о о п ы т а „ГЛАЗ" ПОДВОДНОЙ лодки Перископ — прибор очень точный я иежиый. Это — «глаз» подводной лодки. Он, как извест­ но, входит .в заведование штур­ манского электрика. Нет нужды говорить о значе­ ния перископа. Хотелось бы только оделась несколько советов молодым штурманским электри­ кам и поделиться с ними ийвото* рыми примерами из опыта обслу­ живания перископа. У быв1а1лых штурманских элек­ триков есть твердый закон: еже­ дневно осматривать перископ, проверять @го и проворачивать, обязательно приподнимай иа пол­ ную высоту, чтобы вся установ­ ка в целом не застаивалась, не «прикипала» и была) всегда гото­ ва к работе. При этом особенное, внимание свйвдует Обращать на ви­ димость и сйстояшие вращающих­ ся частей. Нужйо следить за появлением в оптической системе отдельных Нятён или мелких черных точек в поле зрения. Они возникают обычно ив-за пло­ хой и нерегулярной оаушгки пе­ рископов. Эти запотевания обра­ зуются очень быстро и поэтому, если своевременно не заметить первого запотевания,- потом уст­ ранить его будет трудно. Пятпы- шко разойдется на другие опти­ ческие поверхности, и перископ придется сдавать на ремонт в мастерскую. Чтобы взбежать это­ го, нужно перед выходом в море на погружения самым тщатель­ ным образом осушать перископ. Очень важно обеспечивать полную герметичность перископа. Для этого необходимо тщательно проверять сальники у рукояток перемены угла и перемены уве- иичения. Эти сальники частенько «с’едаются» кулачками рукоя­ ток, в результате чего нарушает­ ся герметичность. Требуется своевременная замена сальников или добивка их, ио так, чтобы штурманский электрик был уве­ рен, что герметичность периско­ па восстановлена. Не всегда, когда вы обнару­ живаете плохую видимость, сле­ дует делать вывод, что перископ негерметичен. Это может про­ изойти и в результате защиязяе- ния или запотевания наружной оптики и защитных стекол. Это чаще всего !бывает во время по-'' гружений. ~ Осушение перископа имеет осо­ бенно важное значение в зимнее время, когда на него сильно циияет резкая перемена темпера­ туры как при всплытиях, так и при погружениях. В таких слу­ чаях на внутренних сторонах защитных стекол образуется иней,- не поддающийся осушке. Трудно, конечно, предусмотреть все случаи неисправностей в ра­ боте перископа. Приведу один из наиболее поучительных на мой взгляд. Однажды наша подводная лодка вышла в зимний поход. Пе­ ред походом я неоднократно осу­ шав и проверял перископ. Все, ка­ залось, было в порядке. Командир БЧ-1, производя проверку, так- , же никаких дефектов не обнару-' жил. Но не успели мы выйти в открытое море, как перископ ата­ ки по существу вышел из строя: видимость был*а почти нулевой. Осмотрели перископ — ничего не обнаружили. Осушили его не­ сколько раз — видимость немно­ го улучшилась, но не надолго. Тогда я решил, что запотела вы­ ходная линза с внутренней сто­ роны. На всякий случай про­ верив перископ машинкой осу­ шения на герметичность и ока­ залось, что сальник у рукоятки перемены увеличения пропуска­ ет воздух. Вновь перебил саль­ ник и осушил перископ, но опять - таки ничего этим не добился. Запотевание еще боль­ ше увеличилось. Пришлось снять окулярный диск, а затем И вы­ ходную линзу. Почистив ее, про­ извел сборку — видимость ста­ ла нормальной, перископ вошел в строй. На одной подводной лодке в перископе резко ухудшилась ви­ димость, но он был совершенно исправен — герметичность хо­ рошая, запотеваний не было. В чем же дело? Оказалось, что сальниковые кольца были слабо поджаты, и вода постоянно попадала внутрь нижней головки, которая посте­ пенно давала отпотевание на внешнюю поверхность выходной линзы и внутреннюю поверхность окуляров. А эту влажность уже не устранить осушкой, нужно приглашать для этого специали­ ста из мастерской. Несколько слов об уходе за ме­ ханической частью перископа. Если даже сам прибор будет исправен, а механическая часть выйдет из строя, то лодка ока­ жется небоеспособной. Вспоми­ нается такой случай. Лодка шла на перископной глубине, коман­ дир хотел осмотреть горизонт в носовой перископ, но он не под­ нимался. Максимальное рйл'е в контакторйой сгашии стал» вы­ рубаться. Перископ не шел ни в электрическую, ни вручную. От перенапряжения порвался под’ем- ный трос. Только в базе выяс­ нилось, что под’ему мешал оско­ лок снаряда, который попал во время срочного поцружения меж- ЛУ конической частью перископа и направляющей втулкой. В практике бывает, что перис­ копы не действуют из - за неис­ правности под’емных устройств. Для нормальной работы этих уст­ ройств необходимо постоянно иметь в масленых ванночках обильную смазку, чтобы скользя­ щие поверхности всегда были смазаны и не имели ржавчины. Штурманскому электрику под­ водной лодки необходимо отлично знать материальную часть перис­ копа, уметь правильно ухажи­ вать за ним, а в случае надоб­ ности уметь произвести необхо­ димый ремонт. Только тогда это будет полноценный специалист, мастер своего дела. Старшина 2 статьи М. НУЖДИН. Перемета курса. Фото Я. Даиилкиаа. Техническая конференция по устройству котла Для кочеМров Пятой боевой части эсминца «Н» была прове­ дана техническая конференция ло устройству и тактико-техни­ ческим данным .парового котла. С интересам слушали кочегары содержательный доклад на эту а асу старшины 2 статьи Бальце- ва. С содокладами выстушита старшина 1 статьи Кузов и стар­ ший ир шофлотец Бармашев. Док­ ладчикам было задано много воп­ росов, па которые были получены исчерпывающие ответы. П. НЛЕВЕНЦОВ. — ЛЮБОВЬ — К БОЕВОЙТЕХНИКЕ Много различных двигателей и механизмов ввдел старшина 2 статьи Хижйяк. Знания сами не пришли. Сначала он сам учился и учился прилежно, упорно. Потом учил своих под­ чиненных. ХиаЗняк любит технику так • же, как он любит море, свой корабль. Заниматься механиз­ мами, искать новое, осваивать еще неизвестное — его люби­ мое дело. Только благодаря сво­ ей любознательности, пристра­ стию к технике и добросовест­ ному отношению в порученно­ му делу старшина освоил раз­ ные системы двигателей. Сейчас Хижняк — старши­ на группы турбинистов, руко­ водитель и воспитатель матро­ сов. Свое назначение он оп­ равдывает с честью. Не так давно Хижняку и его подчиненным матросам Му­ равьеву, Авруцвзому и Исхако­ ву было поручено большой важности дело — вскрыть тур­ бину. Такой марки турбины ему раньше вскрывать не при­ ходилось. Конструкция мало­ известная и потому интерес­ ная. Хижняк отчетливо предста­ влял себе важность поручен­ ного дела. Он отнесся к этой работе со свойственной ему деловитостью: проинструктиро­ вал своих подчиненных, подго­ товил инструмент, нужные принадлежности, место. Когда вся необходимая подготовка бы­ ла окончена, приступили к вскрытию турбины. При не­ посредственном и деятельном участии турбинистов Муравье­ ва, Авруцвого и Исхакова ’ Хижняк выполнял свое зада­ ние. Каждую деталь осторожно снимали, осматривали, внима­ тельно изучали, протирали и смазывали. И так — все час­ ти. Турбина быиЬ вскрыта, устройство подробно изучено. Старшина и его подчиненные овладели еще одной системой двигателей. Сейчас трудности позади — турбину заканчивают собирать. За отличную работу коман­ дир БЧ-V об’явга благодар­ ность старшине Хижняк и его подчиненным. А. БЫСТРОВ. Ошибки летчика Астафьева В воздух подняШ'ась дежурная пара истребителей. Самолеты хо­ дили по большому кругу. Им над­ лежало итти в назначенную зону для воздушной стрельбы по кону­ су. Но чувствовалось, что у лет­ чиков этой пары в воздухе прои­ зошла какая-то заминка. Самоле­ ты долгое время кружились над аэродромом. Впоследствии выяс­ нилось, что ни у ведущего, ни у ведомого не работали передатчи­ ки. Наконец, самолеты все же ушли в зону, где их подж^цал буксировщик с конусом. Летчики приготовились к атаке. Первым стрелял ведущий. Все шло хоро­ шо. К рукаву стремительно при­ ближался ястребок, пилотируемый младшим лейтенантом Астафь­ евым. Воздушный стрелок «Босто­ на»,- видя, что истребитель очень •близко подошел к конусу, хотел об этом предупредить командира экипажа. Но было уже поздно. Астафьев, выходя из атаки, вре­ зался в конус и оборвал его. Ло­ бовая часть плоскости была по­ мята, повреждены щитки. Самолет Астафьева получил в воздухе повреждение. Он мог в любую минуту свалиться в што­ пор. Надо было скорее или на аэродром. Этого требует от каж­ дого летчика наставление. Но Ас­ тафьев не только не пошел на посадку, но, больше того, он при­ строился к ведущему и продол­ жал полет, как будто ничего не произошло. Ему захотелось пока­ зать свою «лихость». Ведущий, не зная о том, что машина его ведомого повреждена, начал наби­ рать высоту для стрельбы по щи­ ту. И только потому, что на обо­ их самолетах отказала радиоап­ паратура, они не смогли получить «добро» с полигона и вынужде­ ны были пойти на посадку. ’ Но и здесь летчик Астафьев спова нарушил наставление. Он «мажет». Со старта дают крас­ ную ракету. Несмотря на преду­ преждение, самолет все же са­ дится. Только хорошая pai6oTa тормозов спасает его от аварии. Во время рулежки самолет рыс­ кает по всему полю. У самой стоянки летчик затормозил, и ма­ шина начала вертеться, на одной месте. Когда в Астафьеву подо­ шел руководитель полетов, летчик пытался сослаться па плохую ра­ боту тормозов. Но командир тут же сел в кабину и проверил их работу. Они действовали безот­ казно. _ i‘ Эти ошибки у Астафьева не случайны. Однажды после трени­ ровочных полетов он заруливал машину на стоянку. Истребитель рыскал то вправо, то влево. Вдруг машина от экстренного торможе­ ния остановилась. Мотор работал на полных оборотах. Не убирая газ, летчик резко отпуста)* тор­ моза, и маленький ястребок на полной скорости метнулся прямо на соседние самолеты. Лишь слу­ чайность спасла от аварии. Нарушение инструкций и на­ ставлений стало обычным явле­ нием у Астафьева. В одном из полетов он допустим грубейшее нарушение летной дис­ циплины. Астафьев произвел взлет из-за переднего ограничи­ теля. Разбег для самолета б ь ш ^ крайне недостаточен. Когда переЩр глазами уже вырисовались гра­ ницы аэродрома, истребитель про­ должал все еще разбег. Летчик сильно «подорвал» машину. Не имея достаточной скорости, само­ лет быстро начал крениться вле­ во. Он уже не повиновался пило­ ту. Литттт. в самый критический момент Астафьеву кое-как _ уда­ лось выравнять машину и благо­ получно взлететь. 1 Таковы ошибка летчика Аста­ фьева всего лишь за четыре по­ лета. Шля поолвже годаакомигь- ся с его летной «'биографией», то бросится в глаза обилие грубых нарушений, которые имеет лет­ чик. Все это происходит оттого, что он зазнался и перестал по- настоящему учиться. Младшему лейтенанту Астафь­ еву надо настойчиво взяться за учебу, покончить с зазнайством, старательно учиться у бывалых летчиков. Только при этом усло­ вии он сможет стать настоящим истребителем. Капитан В. ЛАГОШНЫИ Лейтенант Г. ДЕМИДОВ. t шего соединения получили повую художественную литературу. Среди поийучонных книг избран­ ные 1сючинепия Фонвизина, стихи Получены новые книги библиотеки на- п проса Рыльокого, произведений Короленко, Чехова, Эжшгь Золя, Горького и «Воспоминания» Али- луевой. Старший лейтенант 3. МИНГАИТ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz