Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
И з б о е в о г о о п ы т а „ГЛАЗ" ПОДВОДНОЙ лодки Перископ — прибор очень точный я иежиый. Это — «глаз» подводной лодки. Он, как извест но, входит .в заведование штур манского электрика. Нет нужды говорить о значе ния перископа. Хотелось бы только оделась несколько советов молодым штурманским электри кам и поделиться с ними ийвото* рыми примерами из опыта обслу живания перископа. У быв1а1лых штурманских элек триков есть твердый закон: еже дневно осматривать перископ, проверять @го и проворачивать, обязательно приподнимай иа пол ную высоту, чтобы вся установ ка в целом не застаивалась, не «прикипала» и была) всегда гото ва к работе. При этом особенное, внимание свйвдует Обращать на ви димость и сйстояшие вращающих ся частей. Нужйо следить за появлением в оптической системе отдельных Нятён или мелких черных точек в поле зрения. Они возникают обычно ив-за пло хой и нерегулярной оаушгки пе рископов. Эти запотевания обра зуются очень быстро и поэтому, если своевременно не заметить первого запотевания,- потом уст ранить его будет трудно. Пятпы- шко разойдется на другие опти ческие поверхности, и перископ придется сдавать на ремонт в мастерскую. Чтобы взбежать это го, нужно перед выходом в море на погружения самым тщатель ным образом осушать перископ. Очень важно обеспечивать полную герметичность перископа. Для этого необходимо тщательно проверять сальники у рукояток перемены угла и перемены уве- иичения. Эти сальники частенько «с’едаются» кулачками рукоя ток, в результате чего нарушает ся герметичность. Требуется своевременная замена сальников или добивка их, ио так, чтобы штурманский электрик был уве рен, что герметичность периско па восстановлена. Не всегда, когда вы обнару живаете плохую видимость, сле дует делать вывод, что перископ негерметичен. Это может про изойти и в результате защиязяе- ния или запотевания наружной оптики и защитных стекол. Это чаще всего !бывает во время по-'' гружений. ~ Осушение перископа имеет осо бенно важное значение в зимнее время, когда на него сильно циияет резкая перемена темпера туры как при всплытиях, так и при погружениях. В таких слу чаях на внутренних сторонах защитных стекол образуется иней,- не поддающийся осушке. Трудно, конечно, предусмотреть все случаи неисправностей в ра боте перископа. Приведу один из наиболее поучительных на мой взгляд. Однажды наша подводная лодка вышла в зимний поход. Пе ред походом я неоднократно осу шав и проверял перископ. Все, ка залось, было в порядке. Командир БЧ-1, производя проверку, так- , же никаких дефектов не обнару-' жил. Но не успели мы выйти в открытое море, как перископ ата ки по существу вышел из строя: видимость был*а почти нулевой. Осмотрели перископ — ничего не обнаружили. Осушили его не сколько раз — видимость немно го улучшилась, но не надолго. Тогда я решил, что запотела вы ходная линза с внутренней сто роны. На всякий случай про верив перископ машинкой осу шения на герметичность и ока залось, что сальник у рукоятки перемены увеличения пропуска ет воздух. Вновь перебил саль ник и осушил перископ, но опять - таки ничего этим не добился. Запотевание еще боль ше увеличилось. Пришлось снять окулярный диск, а затем И вы ходную линзу. Почистив ее, про извел сборку — видимость ста ла нормальной, перископ вошел в строй. На одной подводной лодке в перископе резко ухудшилась ви димость, но он был совершенно исправен — герметичность хо рошая, запотеваний не было. В чем же дело? Оказалось, что сальниковые кольца были слабо поджаты, и вода постоянно попадала внутрь нижней головки, которая посте пенно давала отпотевание на внешнюю поверхность выходной линзы и внутреннюю поверхность окуляров. А эту влажность уже не устранить осушкой, нужно приглашать для этого специали ста из мастерской. Несколько слов об уходе за ме ханической частью перископа. Если даже сам прибор будет исправен, а механическая часть выйдет из строя, то лодка ока жется небоеспособной. Вспоми нается такой случай. Лодка шла на перископной глубине, коман дир хотел осмотреть горизонт в носовой перископ, но он не под нимался. Максимальное рйл'е в контакторйой сгашии стал» вы рубаться. Перископ не шел ни в электрическую, ни вручную. От перенапряжения порвался под’ем- ный трос. Только в базе выяс нилось, что под’ему мешал оско лок снаряда, который попал во время срочного поцружения меж- ЛУ конической частью перископа и направляющей втулкой. В практике бывает, что перис копы не действуют из - за неис правности под’емных устройств. Для нормальной работы этих уст ройств необходимо постоянно иметь в масленых ванночках обильную смазку, чтобы скользя щие поверхности всегда были смазаны и не имели ржавчины. Штурманскому электрику под водной лодки необходимо отлично знать материальную часть перис копа, уметь правильно ухажи вать за ним, а в случае надоб ности уметь произвести необхо димый ремонт. Только тогда это будет полноценный специалист, мастер своего дела. Старшина 2 статьи М. НУЖДИН. Перемета курса. Фото Я. Даиилкиаа. Техническая конференция по устройству котла Для кочеМров Пятой боевой части эсминца «Н» была прове дана техническая конференция ло устройству и тактико-техни ческим данным .парового котла. С интересам слушали кочегары содержательный доклад на эту а асу старшины 2 статьи Бальце- ва. С содокладами выстушита старшина 1 статьи Кузов и стар ший ир шофлотец Бармашев. Док ладчикам было задано много воп росов, па которые были получены исчерпывающие ответы. П. НЛЕВЕНЦОВ. — ЛЮБОВЬ — К БОЕВОЙТЕХНИКЕ Много различных двигателей и механизмов ввдел старшина 2 статьи Хижйяк. Знания сами не пришли. Сначала он сам учился и учился прилежно, упорно. Потом учил своих под чиненных. ХиаЗняк любит технику так • же, как он любит море, свой корабль. Заниматься механиз мами, искать новое, осваивать еще неизвестное — его люби мое дело. Только благодаря сво ей любознательности, пристра стию к технике и добросовест ному отношению в порученно му делу старшина освоил раз ные системы двигателей. Сейчас Хижняк — старши на группы турбинистов, руко водитель и воспитатель матро сов. Свое назначение он оп равдывает с честью. Не так давно Хижняку и его подчиненным матросам Му равьеву, Авруцвзому и Исхако ву было поручено большой важности дело — вскрыть тур бину. Такой марки турбины ему раньше вскрывать не при ходилось. Конструкция мало известная и потому интерес ная. Хижняк отчетливо предста влял себе важность поручен ного дела. Он отнесся к этой работе со свойственной ему деловитостью: проинструктиро вал своих подчиненных, подго товил инструмент, нужные принадлежности, место. Когда вся необходимая подготовка бы ла окончена, приступили к вскрытию турбины. При не посредственном и деятельном участии турбинистов Муравье ва, Авруцвого и Исхакова ’ Хижняк выполнял свое зада ние. Каждую деталь осторожно снимали, осматривали, внима тельно изучали, протирали и смазывали. И так — все час ти. Турбина быиЬ вскрыта, устройство подробно изучено. Старшина и его подчиненные овладели еще одной системой двигателей. Сейчас трудности позади — турбину заканчивают собирать. За отличную работу коман дир БЧ-V об’явга благодар ность старшине Хижняк и его подчиненным. А. БЫСТРОВ. Ошибки летчика Астафьева В воздух подняШ'ась дежурная пара истребителей. Самолеты хо дили по большому кругу. Им над лежало итти в назначенную зону для воздушной стрельбы по кону су. Но чувствовалось, что у лет чиков этой пары в воздухе прои зошла какая-то заминка. Самоле ты долгое время кружились над аэродромом. Впоследствии выяс нилось, что ни у ведущего, ни у ведомого не работали передатчи ки. Наконец, самолеты все же ушли в зону, где их подж^цал буксировщик с конусом. Летчики приготовились к атаке. Первым стрелял ведущий. Все шло хоро шо. К рукаву стремительно при ближался ястребок, пилотируемый младшим лейтенантом Астафь евым. Воздушный стрелок «Босто на»,- видя, что истребитель очень •близко подошел к конусу, хотел об этом предупредить командира экипажа. Но было уже поздно. Астафьев, выходя из атаки, вре зался в конус и оборвал его. Ло бовая часть плоскости была по мята, повреждены щитки. Самолет Астафьева получил в воздухе повреждение. Он мог в любую минуту свалиться в што пор. Надо было скорее или на аэродром. Этого требует от каж дого летчика наставление. Но Ас тафьев не только не пошел на посадку, но, больше того, он при строился к ведущему и продол жал полет, как будто ничего не произошло. Ему захотелось пока зать свою «лихость». Ведущий, не зная о том, что машина его ведомого повреждена, начал наби рать высоту для стрельбы по щи ту. И только потому, что на обо их самолетах отказала радиоап паратура, они не смогли получить «добро» с полигона и вынужде ны были пойти на посадку. ’ Но и здесь летчик Астафьев спова нарушил наставление. Он «мажет». Со старта дают крас ную ракету. Несмотря на преду преждение, самолет все же са дится. Только хорошая pai6oTa тормозов спасает его от аварии. Во время рулежки самолет рыс кает по всему полю. У самой стоянки летчик затормозил, и ма шина начала вертеться, на одной месте. Когда в Астафьеву подо шел руководитель полетов, летчик пытался сослаться па плохую ра боту тормозов. Но командир тут же сел в кабину и проверил их работу. Они действовали безот казно. _ i‘ Эти ошибки у Астафьева не случайны. Однажды после трени ровочных полетов он заруливал машину на стоянку. Истребитель рыскал то вправо, то влево. Вдруг машина от экстренного торможе ния остановилась. Мотор работал на полных оборотах. Не убирая газ, летчик резко отпуста)* тор моза, и маленький ястребок на полной скорости метнулся прямо на соседние самолеты. Лишь слу чайность спасла от аварии. Нарушение инструкций и на ставлений стало обычным явле нием у Астафьева. В одном из полетов он допустим грубейшее нарушение летной дис циплины. Астафьев произвел взлет из-за переднего ограничи теля. Разбег для самолета б ь ш ^ крайне недостаточен. Когда переЩр глазами уже вырисовались гра ницы аэродрома, истребитель про должал все еще разбег. Летчик сильно «подорвал» машину. Не имея достаточной скорости, само лет быстро начал крениться вле во. Он уже не повиновался пило ту. Литттт. в самый критический момент Астафьеву кое-как _ уда лось выравнять машину и благо получно взлететь. 1 Таковы ошибка летчика Аста фьева всего лишь за четыре по лета. Шля поолвже годаакомигь- ся с его летной «'биографией», то бросится в глаза обилие грубых нарушений, которые имеет лет чик. Все это происходит оттого, что он зазнался и перестал по- настоящему учиться. Младшему лейтенанту Астафь еву надо настойчиво взяться за учебу, покончить с зазнайством, старательно учиться у бывалых летчиков. Только при этом усло вии он сможет стать настоящим истребителем. Капитан В. ЛАГОШНЫИ Лейтенант Г. ДЕМИДОВ. t шего соединения получили повую художественную литературу. Среди поийучонных книг избран ные 1сючинепия Фонвизина, стихи Получены новые книги библиотеки на- п проса Рыльокого, произведений Короленко, Чехова, Эжшгь Золя, Горького и «Воспоминания» Али- луевой. Старший лейтенант 3. МИНГАИТ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz