Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.

Боевой марш 4-й Гвардейской Кантемировскойтанковой дивизии на Красиой площади ( О к о н ч а н и е ) Вот встушет ш брусчатку площади подразделение! самоход­ ных установок. Грозные стволы Ъру 1 Драгй, мощная броня вызывают восхищение. Именно эти орудия встретили в 1943 году в битве на ЕурсЖой дуге уда|р немелкр новинок — тяжелых самоходных пушек «Фердинанд». В этом пое­ динке советская техника одержа­ ла верх. Ве(риый: спутник таико- вой атаки, мощйое противоташжо- вое средство — советские само­ ходки — прошли до Берлина,- участвовали в стремительном по­ ходе по Маньчжурии. 1 Самоходные орудия сменяются Зенитной артиллерией га броне­ транспортерами. Ерасная площадь нагасошнает фронтовую дорогу в дни большого наступления. На грузовых автомобилях проезжает подразделение моторизованной пе­ хоты. Немало славных героических дел совершило это подразделение. Солдаты его успевали на своих машинах всюду, свершая мол­ ниеносные броски та десятки ки­ лометров. Они .воевали в Вороне­ же, отстаивали стаиишщрадскле рубежи, ходили в штыки иод Еан. темпровкой, освобождали Епев, штурмовали Краков, брали Дем- бпцу,' громили форты Бреслау и одними из первых ©стушили на улицы Дрездена и Праги. Автомобили оо стрелками скры­ лись за спуском у Ва1сшия Бла- жейногго, и на площадь вступают артиллеристы -гаубичного подраз­ деления — боевые помощники пехоты, поддерживающий ее в сражениях своим) навесным огнем. Идут любимые нй(родом гвардей­ ские минометы «катюши». Сиова плошадь зайюшняет гро­ хот тайккю. Снова доищутся ма­ шины «Т-34». На шгоща1ди наступает минут­ ная тишина — и вдруг необы­ чайный гул сотрясает воздух и землю. Проходят самые тяжелые и са1мые мошн)ые в мире танки «И. С.» — гордость советских танкостроителей и бронетанковых войск. Танкисты этого подразделения первыми ворвались в пылзющий Орел в памятное лето 1943 года. Прохождение мюгучих танков «И. С.» сопровождается мощными аршщяЩмшйшими залпами. (ТАСС), День танкистов в Москве выглядела 8 Москва. Про* и магистрали По праздничному сентября осенняя сторные площади оделись в красочный наряд. Всю­ ду портреты руководителей пар­ тии и .правительства. День танкистов, который отме­ чала вчера ваша Родина, вылил­ ся в столице во всенародное тор­ жество. Многолюдно было в Централь­ ном парке культуры и отдыха имени Горького. Оживленно было на «Выставке образцов трофёйного вооружения». Группами и в одиночку приходи­ ли сюда москвичи и гости столи­ цы, чтобы посмотреть на повер­ женную вражескую технику. По­ сетители подолгу останавливаешь у разбитых «Тигров», «Пантер», «Фефйдойандов». На выста-вКё с воспоминаниями о боевых подви­ гах героев-танкисто® высту­ пили бывший комйЩЗДр танково­ го подразделения, кавалер многих боевых орденов и медалей подпол­ ковник Лашин и какштая ЕйсТер- ный. В ЦДЕА состоялась встреча воинов 4*й Гвардейской Еантеми- ровской дивизии с офицерами Московского гарнизона л танко- J строителями. В 21 час Над Москвой взвились каскады разноцветных фейервер­ ков. Мощные лучи прожекторов скрестились в темном небе и ос­ ветили поднятые на портреты Лешина, красный спят. В Т О Р О Й з а л п аэростатах ОпаЮТда и (ТАОС). Главный старшина Павел Сер­ геевич Заклинский пришел в наше соединение в авг^гге 1944 года. К тому времени он слыл уже быва­ лым моряком, не раз участвовал в смелых набеговых операциях ко­ раблей Северного флота на ком­ муникации и побережье противни­ ка. Поэтому его сразу же назна­ чили помощником командира на торпедный катер, которым коман­ довал Василий Иванович Быков, прославленный катерник, вскоре после этого удостоенный высокого звания Героя Советского Союза. Заклинский участвовал в Кир- кенесоком сражении, закончившем­ ся, как извеспно, разгромом вра­ жеского конвоя у Варангер-фиорда 19 августа 1944 года. Но особенно памятен старшине бой 25 сентяб­ ря того же года. Катер ставвм дымовую завесу. Как раз по курсу показался тральщик противника. Командир решил, не прекращая постановку дыма* атаковать вра­ жеский корабль. Удачный, рассчи­ танный до мелочей зало^^и траль­ щик стал полружаться в воду. Поставив дымзавесу, катер скрылся за другим дымом, чтобы избежать атаки немецкой1 авиа­ ции. Но вражеский самолет зашел с кормовых углов и начал поли­ вать маленький катер пулеметно­ пушечным огнем. Храбро отбивали атаки немца наши комендоры» но ему все же удалось вывести из строя несколько катерников. Был радев и командир катера Быков. j Ему перебило руку. Лицо коман­ дира побледнело, но он не ушел со своего поста. Глядя на своего комавдира, каждый катерник еще лучше выполнял свое дело. — Я стоял возле комавдира в рубке, — рассказывает Заклин­ ский. — По отрывистым и кратким приказаниям» командира было видно, что он теряет силы и что ему невыносимо трудно. Я хотел взять штурвал, но командир не дал: он хотел сам мстить врагу за свою кровь и кровь своих «подчи­ ненных и стоял до тех пор, пока не -покинули силы. Командир стал терять сознание. Я осторож­ но уложил его и стал у руля. Ка­ тер благополучно вернулся в свою базу. — Тяжело вопоминать этот бой, — говорит старшина. — Да и можно ли было без боли в сердце смотреть на мучившегося в предсмертных судорогах пулемет­ чика, на кровь» обильно оросив­ шую палубу катера. ) За этот подвиг главный старши­ на был награжден вторым боевым орденом. Закончилась война. Заклинский побывал в длительной команди­ ровке и теперь снова вернулся в родное соединение уже команди­ рам катера. В мирных условиях, в дни бое­ вой учебц, старшина Заклинский старательно готовится к каждому выходу в море на учения. Недавно молодому командиру катера была поручена стрельба учебной торпе­ дой. Атаковать цель предстояло в паре с другим катером, прежде обеспечив выход головного на цель постановкой дымовой заве* сы. Эту задачу командир реалий хорошо. Головной атаковал цель. Теперь необходимо было само­ му Заклинскому выйти в атаку. - Это было нелегким делом: цель имела приличный ход и скрывалась за дымом. Поэтомув даже малейшая ошибка могла привести к тому, что т о р п е ; в ^ прошла бы мимо цели. Тут на мощь молодому командиру при­ шли знания и опыт, приобретен­ ные в боях. Заклинский правиль­ но определил курс, скорость цели и другие данные и п о л ож и л свой катер на боевой курс. Одновре­ менно с этим он дал приказание старшине увеличить обороты. Катер прорезал дымовую зазе- су и с молниеносной быстротой стал сближаться с целью. По­ следовала комащда «залп!», и торпеда, со свистом рассекая воз­ дух, блеснув своим огромным г металлическим телом, нырнула в воду. Катер резко отвернул вле- во и лег на курс отхода, призеры- ваясь собственной дымовой заве­ сой. Это был второй торпедный залп молодого командира катера глав­ ного старшины Заклиаского. Хорошее начало у главного старшины Заклинского! И. ГЕЛЕВЕРЯ. На летающей иишени -Бьило уже за полдень, когда тяжелые свинцовые тучи ветром погнало в открытое море и небо немножко посветлела Командир буксировочной эскадрильи майор Митин забежал на мииутюу на метеостанцию оправиться о по­ годе в районе стоянки наших ко­ раблей. Но синоптики не сообщи­ ли ему ничего утешительного: частые грозы, низкая восьми- и десятибальная облачность. Все равно нужно было вылетать. Эскадрилья получила задание: буксировать конус для стрельбы зенитчиков катеров «малые охот­ ники». Командир собрал экипаж. Штурман капитан Олемичев» стре­ лок-радист Штопоров вниматель­ но слушали его. Он рассказал им о задании, показал шгурмаду место стоянки кораблей, сообщил позывные. Штурман опросил у майора курсовой парамент, и мы быстро пошли к «Бостону». У боевой машины давно хло­ потали механики, мотористы. Стар­ ший сержант Байбак расчехлял самолет, второй механик старший сержант Свирин возился с мото­ рами. Когда у машины поя;вш 1 ся командир, инженер' Абрамов до­ ложил ему о готовности самолета к полету. Мы быстро одели кап- кд и парашюты и каждый занял свое место. Каштан Олешгчев проверил состояние приборов. Сержант Штопоров осмотрел ко­ нусную установку, радиоаппара­ туру. Стрелок находился у конус­ ной установки и радиапередат-i чика. и я занял его место у сла- решных пулеметов. Когда все было готово, майор Митин запустил моторы. Мощ-< ным гулом наполнился аэродром. «Бостон» рулил* на старт. Стрелок- радист устанавливает связь с ка-1 земными радиостанциями. Как только самолет оторвался • от земли, Штопоров моментально связывается с кораблями. Митин приказал передать флагманскому «охотнику»: «Буду работать дувя вас!» Стрелок вызывает флагмана и быстро передает радиограмму командира. Налаживается надеж­ ная связь между катером и caJ молетом. Пролетаем на высоте 300 метров. Кромка берега оста­ лась позади. Еще несколько ми­ нут полета, и летчик делает пер­ вый вираж над «малыми охотни­ ками». Высота 200. Навстречу самолету несутся косматые обла­ ка. Машина идет в пелене тума­ на и в облачности. Корабли скры­ ваются из виду. Вскоре, пробившись сквозь об­ лака» мы снова проносимся над кораблями. Там у орудий стоят моряки-гвардейцы. Их маленькие кораблики крутая вол 1 на бросает, как щепы. Отважные матросы в эту ненастную погоду совершен­ ствуют свое мастерство. IB районе, аде стояли «охотни­ ки», нельзя было из-за облачности буксировать конус. Тогда Што­ поров, по приказанию командира, передал на катер гвардии стар­ шего лейтенанта Фущинского просьбу о т о ^ чтобы корабли вышли из залива в открытое мо­ ре. Наш самолет еще раз проле­ тает над кораблями. Под нашими крыльями идут в кильватерном- строю гвардейские охотники. Их курс — в открытое море. Пока катера выходят в море,, на самолете идет подготовка к вы­ пуску конуса. Стрелок - радист работает за двоих. Он принимает и передает радиограммы. Теперь нужно сделать самое главное: выпустить конус. И я вижу, с ка­ ким напряжением хлопочет у конусной установки Штопоров. Вот од расправил рукав, проверил, его крепление, стравил с магист­ рали воздух. Все готово! Он до­ кладывает об ©том командиру. Майор Митин дает «добро». И за бортом нашего самолета, под­ хваченный сильными порывами ветра, распустился конус. Его отлично подготовил к полету молодой мастер по вооружению комсомолец Демидковг Теперь самолет на боеаом кур-» се. Из башни стрелка не ввдно конуса, и я перехожу к люку. Отсюда хорошо видны и кощус и катера. Мы идем п ар ал лш ш ш курсам с «охотниками». Как толь­ ко самолет приблизился на дис­ танцию огня, на катерах замель­ кали вспышки орудий. От авто­ матов потянулись к конусу огнен­ ные трассы. Снаряды рвутся у са­ мого рукава. Надо прямо сказать, сегодня гвардейцам тяжело стре­ лять. Набегающие волны то и дело сбивают их катера с боевого курса. Несмотря на это, они ве­ дут меткий огонь. Я вижу не­ сколько разрывов у самого рука­ ва. Майор Митин ведет самолет на последний заход. Машину сносит сильный боковой ветер. Штурман по телефону просит командира до­ вернуть самолет. Плавный доворот, и «Босггон» идет снова точно тго за ­ данному курсу. Опять к конусу потянулись трассирующие сна-* ряидо. На этот раз залпы моряков были еще метче. Когда стрельба была законче­ на,, мы со стрелком-радистом за­ просили флагмана гвардии стар­ шего лейтенанта Фущгинского и он нам сообщил фамилии коман­ диров орудий, которые вели мет­ кий огонь. Командир орудия гвар­ дии старшина 1 статьи Петров не­ однократно отличался точностью стрельбы. На этот раз его под­ чиненные вели прицельный огонь. Отличились при стратьбе и коман­ диры орудий Шивдапин и Ра- гухин. Моряки передали по радио благодарность экипажу. Мы воз­ вращаемся на свой. аэродром. На маршруте конус оборвался, и мы прилетели только с одним тросом. Командир мастерски сажает «Бостон». Машина плавно бежит по зеленому полю. На стоянке нас поджидают техники, мотористы. Они спрашивают командира, как работала материальная часть. Май­ ор Митин отвечает кратко: — Отлично, жалоб нет! Сняв парашютц, экипаж вдет на КП. Через несколько минут атринооят сброшенный на аэродром трос. Мы видим на нем обгорелые жилки проволочек. Конус навер­ няка имел пробоины, так как об­ рыв произошел в самом узле строп. Рукав держался всего на нескольких стальных жилках. Стрельба была действительно меткой. Труд летчиков буксировочной эскадрильи кажется многим про­ стым и обычным делом. Но он тре­ бует большого мастерства, вынос­ ливости и мужества. Крылатые воины этой эскадрильи с честью несут вахту «летающих мише^ ней». Они честно выполняют скромный труд буксировщиков,, обеспечивая боевую подготовку корабельных эенитчиков. Только за два месяца они сделали более сорока вылетов с конусами. ... Капитан В. ЛАГОШНЫЯ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz