Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
Боевой марш 4-й Гвардейской Кантемировскойтанковой дивизии на Красиой площади ( О к о н ч а н и е ) Вот встушет ш брусчатку площади подразделение! самоход ных установок. Грозные стволы Ъру 1 Драгй, мощная броня вызывают восхищение. Именно эти орудия встретили в 1943 году в битве на ЕурсЖой дуге уда|р немелкр новинок — тяжелых самоходных пушек «Фердинанд». В этом пое динке советская техника одержа ла верх. Ве(риый: спутник таико- вой атаки, мощйое противоташжо- вое средство — советские само ходки — прошли до Берлина,- участвовали в стремительном по ходе по Маньчжурии. 1 Самоходные орудия сменяются Зенитной артиллерией га броне транспортерами. Ерасная площадь нагасошнает фронтовую дорогу в дни большого наступления. На грузовых автомобилях проезжает подразделение моторизованной пе хоты. Немало славных героических дел совершило это подразделение. Солдаты его успевали на своих машинах всюду, свершая мол ниеносные броски та десятки ки лометров. Они .воевали в Вороне же, отстаивали стаиишщрадскле рубежи, ходили в штыки иод Еан. темпровкой, освобождали Епев, штурмовали Краков, брали Дем- бпцу,' громили форты Бреслау и одними из первых ©стушили на улицы Дрездена и Праги. Автомобили оо стрелками скры лись за спуском у Ва1сшия Бла- жейногго, и на площадь вступают артиллеристы -гаубичного подраз деления — боевые помощники пехоты, поддерживающий ее в сражениях своим) навесным огнем. Идут любимые нй(родом гвардей ские минометы «катюши». Сиова плошадь зайюшняет гро хот тайккю. Снова доищутся ма шины «Т-34». На шгоща1ди наступает минут ная тишина — и вдруг необы чайный гул сотрясает воздух и землю. Проходят самые тяжелые и са1мые мошн)ые в мире танки «И. С.» — гордость советских танкостроителей и бронетанковых войск. Танкисты этого подразделения первыми ворвались в пылзющий Орел в памятное лето 1943 года. Прохождение мюгучих танков «И. С.» сопровождается мощными аршщяЩмшйшими залпами. (ТАСС), День танкистов в Москве выглядела 8 Москва. Про* и магистрали По праздничному сентября осенняя сторные площади оделись в красочный наряд. Всю ду портреты руководителей пар тии и .правительства. День танкистов, который отме чала вчера ваша Родина, вылил ся в столице во всенародное тор жество. Многолюдно было в Централь ном парке культуры и отдыха имени Горького. Оживленно было на «Выставке образцов трофёйного вооружения». Группами и в одиночку приходи ли сюда москвичи и гости столи цы, чтобы посмотреть на повер женную вражескую технику. По сетители подолгу останавливаешь у разбитых «Тигров», «Пантер», «Фефйдойандов». На выста-вКё с воспоминаниями о боевых подви гах героев-танкисто® высту пили бывший комйЩЗДр танково го подразделения, кавалер многих боевых орденов и медалей подпол ковник Лашин и какштая ЕйсТер- ный. В ЦДЕА состоялась встреча воинов 4*й Гвардейской Еантеми- ровской дивизии с офицерами Московского гарнизона л танко- J строителями. В 21 час Над Москвой взвились каскады разноцветных фейервер ков. Мощные лучи прожекторов скрестились в темном небе и ос ветили поднятые на портреты Лешина, красный спят. В Т О Р О Й з а л п аэростатах ОпаЮТда и (ТАОС). Главный старшина Павел Сер геевич Заклинский пришел в наше соединение в авг^гге 1944 года. К тому времени он слыл уже быва лым моряком, не раз участвовал в смелых набеговых операциях ко раблей Северного флота на ком муникации и побережье противни ка. Поэтому его сразу же назна чили помощником командира на торпедный катер, которым коман довал Василий Иванович Быков, прославленный катерник, вскоре после этого удостоенный высокого звания Героя Советского Союза. Заклинский участвовал в Кир- кенесоком сражении, закончившем ся, как извеспно, разгромом вра жеского конвоя у Варангер-фиорда 19 августа 1944 года. Но особенно памятен старшине бой 25 сентяб ря того же года. Катер ставвм дымовую завесу. Как раз по курсу показался тральщик противника. Командир решил, не прекращая постановку дыма* атаковать вра жеский корабль. Удачный, рассчи танный до мелочей зало^^и траль щик стал полружаться в воду. Поставив дымзавесу, катер скрылся за другим дымом, чтобы избежать атаки немецкой1 авиа ции. Но вражеский самолет зашел с кормовых углов и начал поли вать маленький катер пулеметно пушечным огнем. Храбро отбивали атаки немца наши комендоры» но ему все же удалось вывести из строя несколько катерников. Был радев и командир катера Быков. j Ему перебило руку. Лицо коман дира побледнело, но он не ушел со своего поста. Глядя на своего комавдира, каждый катерник еще лучше выполнял свое дело. — Я стоял возле комавдира в рубке, — рассказывает Заклин ский. — По отрывистым и кратким приказаниям» командира было видно, что он теряет силы и что ему невыносимо трудно. Я хотел взять штурвал, но командир не дал: он хотел сам мстить врагу за свою кровь и кровь своих «подчи ненных и стоял до тех пор, пока не -покинули силы. Командир стал терять сознание. Я осторож но уложил его и стал у руля. Ка тер благополучно вернулся в свою базу. — Тяжело вопоминать этот бой, — говорит старшина. — Да и можно ли было без боли в сердце смотреть на мучившегося в предсмертных судорогах пулемет чика, на кровь» обильно оросив шую палубу катера. ) За этот подвиг главный старши на был награжден вторым боевым орденом. Закончилась война. Заклинский побывал в длительной команди ровке и теперь снова вернулся в родное соединение уже команди рам катера. В мирных условиях, в дни бое вой учебц, старшина Заклинский старательно готовится к каждому выходу в море на учения. Недавно молодому командиру катера была поручена стрельба учебной торпе дой. Атаковать цель предстояло в паре с другим катером, прежде обеспечив выход головного на цель постановкой дымовой заве* сы. Эту задачу командир реалий хорошо. Головной атаковал цель. Теперь необходимо было само му Заклинскому выйти в атаку. - Это было нелегким делом: цель имела приличный ход и скрывалась за дымом. Поэтомув даже малейшая ошибка могла привести к тому, что т о р п е ; в ^ прошла бы мимо цели. Тут на мощь молодому командиру при шли знания и опыт, приобретен ные в боях. Заклинский правиль но определил курс, скорость цели и другие данные и п о л ож и л свой катер на боевой курс. Одновре менно с этим он дал приказание старшине увеличить обороты. Катер прорезал дымовую зазе- су и с молниеносной быстротой стал сближаться с целью. По следовала комащда «залп!», и торпеда, со свистом рассекая воз дух, блеснув своим огромным г металлическим телом, нырнула в воду. Катер резко отвернул вле- во и лег на курс отхода, призеры- ваясь собственной дымовой заве сой. Это был второй торпедный залп молодого командира катера глав ного старшины Заклиаского. Хорошее начало у главного старшины Заклинского! И. ГЕЛЕВЕРЯ. На летающей иишени -Бьило уже за полдень, когда тяжелые свинцовые тучи ветром погнало в открытое море и небо немножко посветлела Командир буксировочной эскадрильи майор Митин забежал на мииутюу на метеостанцию оправиться о по годе в районе стоянки наших ко раблей. Но синоптики не сообщи ли ему ничего утешительного: частые грозы, низкая восьми- и десятибальная облачность. Все равно нужно было вылетать. Эскадрилья получила задание: буксировать конус для стрельбы зенитчиков катеров «малые охот ники». Командир собрал экипаж. Штурман капитан Олемичев» стре лок-радист Штопоров вниматель но слушали его. Он рассказал им о задании, показал шгурмаду место стоянки кораблей, сообщил позывные. Штурман опросил у майора курсовой парамент, и мы быстро пошли к «Бостону». У боевой машины давно хло потали механики, мотористы. Стар ший сержант Байбак расчехлял самолет, второй механик старший сержант Свирин возился с мото рами. Когда у машины поя;вш 1 ся командир, инженер' Абрамов до ложил ему о готовности самолета к полету. Мы быстро одели кап- кд и парашюты и каждый занял свое место. Каштан Олешгчев проверил состояние приборов. Сержант Штопоров осмотрел ко нусную установку, радиоаппара туру. Стрелок находился у конус ной установки и радиапередат-i чика. и я занял его место у сла- решных пулеметов. Когда все было готово, майор Митин запустил моторы. Мощ-< ным гулом наполнился аэродром. «Бостон» рулил* на старт. Стрелок- радист устанавливает связь с ка-1 земными радиостанциями. Как только самолет оторвался • от земли, Штопоров моментально связывается с кораблями. Митин приказал передать флагманскому «охотнику»: «Буду работать дувя вас!» Стрелок вызывает флагмана и быстро передает радиограмму командира. Налаживается надеж ная связь между катером и caJ молетом. Пролетаем на высоте 300 метров. Кромка берега оста лась позади. Еще несколько ми нут полета, и летчик делает пер вый вираж над «малыми охотни ками». Высота 200. Навстречу самолету несутся косматые обла ка. Машина идет в пелене тума на и в облачности. Корабли скры ваются из виду. Вскоре, пробившись сквозь об лака» мы снова проносимся над кораблями. Там у орудий стоят моряки-гвардейцы. Их маленькие кораблики крутая вол 1 на бросает, как щепы. Отважные матросы в эту ненастную погоду совершен ствуют свое мастерство. IB районе, аде стояли «охотни ки», нельзя было из-за облачности буксировать конус. Тогда Што поров, по приказанию командира, передал на катер гвардии стар шего лейтенанта Фущинского просьбу о т о ^ чтобы корабли вышли из залива в открытое мо ре. Наш самолет еще раз проле тает над кораблями. Под нашими крыльями идут в кильватерном- строю гвардейские охотники. Их курс — в открытое море. Пока катера выходят в море,, на самолете идет подготовка к вы пуску конуса. Стрелок - радист работает за двоих. Он принимает и передает радиограммы. Теперь нужно сделать самое главное: выпустить конус. И я вижу, с ка ким напряжением хлопочет у конусной установки Штопоров. Вот од расправил рукав, проверил, его крепление, стравил с магист рали воздух. Все готово! Он до кладывает об ©том командиру. Майор Митин дает «добро». И за бортом нашего самолета, под хваченный сильными порывами ветра, распустился конус. Его отлично подготовил к полету молодой мастер по вооружению комсомолец Демидковг Теперь самолет на боеаом кур-» се. Из башни стрелка не ввдно конуса, и я перехожу к люку. Отсюда хорошо видны и кощус и катера. Мы идем п ар ал лш ш ш курсам с «охотниками». Как толь ко самолет приблизился на дис танцию огня, на катерах замель кали вспышки орудий. От авто матов потянулись к конусу огнен ные трассы. Снаряды рвутся у са мого рукава. Надо прямо сказать, сегодня гвардейцам тяжело стре лять. Набегающие волны то и дело сбивают их катера с боевого курса. Несмотря на это, они ве дут меткий огонь. Я вижу не сколько разрывов у самого рука ва. Майор Митин ведет самолет на последний заход. Машину сносит сильный боковой ветер. Штурман по телефону просит командира до вернуть самолет. Плавный доворот, и «Босггон» идет снова точно тго за данному курсу. Опять к конусу потянулись трассирующие сна-* ряидо. На этот раз залпы моряков были еще метче. Когда стрельба была законче на,, мы со стрелком-радистом за просили флагмана гвардии стар шего лейтенанта Фущгинского и он нам сообщил фамилии коман диров орудий, которые вели мет кий огонь. Командир орудия гвар дии старшина 1 статьи Петров не однократно отличался точностью стрельбы. На этот раз его под чиненные вели прицельный огонь. Отличились при стратьбе и коман диры орудий Шивдапин и Ра- гухин. Моряки передали по радио благодарность экипажу. Мы воз вращаемся на свой. аэродром. На маршруте конус оборвался, и мы прилетели только с одним тросом. Командир мастерски сажает «Бостон». Машина плавно бежит по зеленому полю. На стоянке нас поджидают техники, мотористы. Они спрашивают командира, как работала материальная часть. Май ор Митин отвечает кратко: — Отлично, жалоб нет! Сняв парашютц, экипаж вдет на КП. Через несколько минут атринооят сброшенный на аэродром трос. Мы видим на нем обгорелые жилки проволочек. Конус навер няка имел пробоины, так как об рыв произошел в самом узле строп. Рукав держался всего на нескольких стальных жилках. Стрельба была действительно меткой. Труд летчиков буксировочной эскадрильи кажется многим про стым и обычным делом. Но он тре бует большого мастерства, вынос ливости и мужества. Крылатые воины этой эскадрильи с честью несут вахту «летающих мише^ ней». Они честно выполняют скромный труд буксировщиков,, обеспечивая боевую подготовку корабельных эенитчиков. Только за два месяца они сделали более сорока вылетов с конусами. ... Капитан В. ЛАГОШНЫЯ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz