Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.

МОЛОДЫЕ СТАНОВЯТСЯ ЗРЕЛЫМИ МОРЯКАМИ Незадолго до начала летней кампании на наш катер при­ была труппа молодых матросов. — Надо ■быстро ввести их в строй, научить корабельной служ­ бе, — сказал парторгу командир «большого охотника» я тут же добавил: — В этом должны им помочь коммунисты и вомсомоль- цы, ведь на катере они самые опытные специалисты. С первого же дня старослужа­ щие окружили заботой и внимани­ ем новичков, стали оказывать им повседневную поддержку. Боцман Картин познакомил молодых ко­ ряков со всеми отсеками и отде­ лениями, показал ям якорное, устройство, машины и механиз­ мы, рассказал об основных такти­ ко-технических данных корабля. Командир орудия Лосев показал корабельное вооружение. Когда молодые матросы были расписаны до боевым постам, ( этому молоды! моряки и очень сжатые сроки стали овладевать своей специальностью. Когда на­ кануне летней кампания корабль вышел в норе, новички неплохо справлялись со своими обязанно­ стями. Правда, они еще значи­ тельно отставали от старослужа­ щих, уступали им в быстроте и ловкости, но горячее етрёшвняе выполнять свою работу быстрее и лучше, любовь к специальности показывали, что через несколько месяцев овж будут хорошим мо­ ряками. Одновременно с обучением мо­ лодых матросов на катере иного внимания уделялось воспитанию у них инициативы, выносливости, спелости, любви с кораблю. Часто вечерами бываете матросы и старшина раосказывали новичкам разлитаые боевые эпизвды, дели­ лись воспоминаниями о суровых годах Великой Отечественной вой- Ь в с в л ы о Д исциплинарном У с т а в е 4. Сила моряка— в его мастерстве Капитан 1 ранга В. ЧЕКУРОВ «^Добросовестно изучать военное дело...» (Из Дисциплинарного устава Вооруженных Сел Союза ССР) > Высокое воинское мастерство, знание своего дела — первейшие качества, которьюн дожжен обла­ дать каждый военный моряк. Знает он обслуживаемую тех­ нику, умеет ее эксплоатировать — значит не подведет в бою. Североморцы в годы Велнкой Отечественной войны свято хра­ нили славную традицию русского флота — бить не числом, умением. Зародившаяся во вре­ мена славных побед знаменитого адмирала Ушакова, эта традиция командиры отделении и старшины \ ны. групп еще болей усилили свою Однажды старшина Соловейчик помотць. В отделение старшины ] рассказал один характерный при- Соловейчика был назначен ком- ммолец Луговской. Для него на корабле было все новым. Чтобы он не отставал от товарищей и мог быстрее войти в страд, стар­ шина постоянно помогал ему. Не считаясь ни с трудностями, ни со временем, Соловейчик терпели­ во учил новичка, передавая ему свой богатый опыт. Результаты учебы быстро сказались — мат­ рос Луговской хорошо изучил материальную часть, приобрел на­ выки практического обслуживания механизмов. Во время сдачи пер­ вой задачи он действовал четко и грамотно, что было отмечено по­ веряющим офицером. Быстро росли и матросы Смир­ нов, Иванов, Попов. Учебу они проходили под руководством луч­ ших специалистов корабля — старшины Скрипачева и старшего краснофлотца Бранкова. Для уче­ бы использовалось не только вре­ мя, отведенное по расписанию, но и каждая свободная минута. По­ мер оо инициативе я находчивости артиллеристов катера. Дело было- так. Корабль вышел в море. После нескольких часов хода он вдали от базы обнаружил цель. Навод<шк стал разворачивать орудие. Раз­ вернул его до конца, но цель все же была еще правее. Корабль н<5 имел возможности развернуться. — Что делать? — подумал он’ и тут же догадка осенила его: снять кронштейн. Наводчик сразу Же попросил на это разрешение командира и, получив его, снял кронштейн. Таким образом ар­ тиллеристы добились нужного разворота и точно поразили цель. Так бывалые моряки, команди­ ры отделений и старшины групп изо дня в день воспитывали и обучали молодых матросов, при­ вивая им любовь к кораблю н специальности, отличное знание своего дела, инициативу, наход­ чивость, расторопность. Старшина 2 статьи А. КУЗЬМЕНКО. Вахту праьят и учатся Когда в трушу котельных ма­ шинистов пришли молодые матро­ сы, старший зфаснофлотец Бу­ бенов собрал их и рассказал о специальности, которой им пред­ стояло овладеть. — Вы будете котельными ма­ шинистами,’ — начал свою бесе­ ду Бубенов. — Вам предстоит адгогое узнать и изучить. Нужно полюбить свое дело, чтобы стать хорошим специалистом. А ко­ тельным машинистом быть не­ легко. Мало узнать устройстве установок и вспомогательных механизмов, уметь быстро обнару­ жить и ликвидировать неисправ­ ности. Помимо этого, надо при­ учиться подолгу стоять трудные ходовые вахты. Бубенов провел новичков по боевым постам п рассказал им назначение каждого агрегата. С тех пор -молодые матросы стали повседневно учиться своей" морской профессии. ...Один из боевых постов. Под котлами гудит пламя форсунок. Старшинами вахт стоят старшие краснофлотцы Христич и Бубенов. За горением наблюдает матрос Мапаев. Вместе с ним несет вахту молодой матрос Кузнецов. Старшина 1 статьи Зеленцов проверяет, как молодой матрос может нести вахтув. с v — Бели стрелка манометра пой­ дет вниз, •что нужно делать? — спрашивает oil — Включить дополнительную форсунку, одаоврем&нно проверить температуру мазута и давлен»» под которым подается горючее. — Правильно! — подтвердил старшина и задал другой вопрос: — Что делать, если будет дым? Кузнецов дает обстоятельный ответ и на этот вопрос. Старшина Зеленцов обращается к Манаеву: — Заглушите одну форсунку! Стрелка на манометре сразу асе начинает падать. руководила советскими матросами и старшинами во времена гроз­ ных сражений Великой Отече­ ственной войны. Десятки боев, проведенных на море, убедитель­ но это подтверждают. ...На катер неожндагао из-за скал налетели 4немецкие истреби­ тели. Моторист Арсентьев стоял у моторов. О н !не подозревал, что происходит наверху, н только, когда ударили пулеметы, по­ нял. что начался бой. Почти одновременно с пулеметными очередями раздались два взрыва, от которых катер сначала припод­ няло на волнах, а потом бросило в сторону. Стрельба прекратилась также внезапно, как и началась, а вслед за тем раздался сигнал аварийной тревоги. Схватив клинья, резину, распорка, Арсентьев выбежал на палубу. Там уже собралась ава­ рийная группа. Каждый матрос был отлично натренирован, знал свое дело. Разворачивая на ходу пластырь, матросы оттащили его к месту пробоины. Мичман Шпа­ нов приказал Арсентьеву заде­ лывать пробоину в бенэоотсеке, а сам побежал в ахтерпнк. Минуты решали судьбу корабля. Сумеют матросы быстро я надежно за . делать пробоины — катер будет жить, не сумеют — погибает. Все зависело от боевой выучки. Арсентьев спустился в бензо­ отсек. При тусклом матовом све­ те переносной лампы он увидел, как кружится., поблескивая, вода в трюме. Уровень ее быстро рос. Не задумываясь, моряк по пояс погрузился в. холодную воду н стал искать пр&боину. Сделать это было не так-то просто, но еще труднее было заделать про­ боину. А заделать ее нужно было немедленно. Арсентьев нащупал рваную дыру, ловко наложил на нее резету, поставил распорки и закрепил их. Доступ воды пре­ кратился. Только успел он заделать про­ боину, как услышал приказание старшины 2 статьи Набак. Тот звал его на палубу. В ахтерпике про­ боина оказалась слишком боль­ шой, и мичман Шпанов не мог один управиться с нею. Арсентьев пришел ему на помощь. Вдвоем они заткнули отверстие паклей, а сверху наложили резину, кото­ рую закрепили распорками. Опас- заботились. Она любит точность и не терпит неряшливости. Хо­ чешь быть хорошим матросом, тру­ долюбиво учись, изучай доверен­ ные тебе для обслуживания меха­ низмы. Опыт воины говорит, что нет предела в освоении техники так же, как нет предела в ее разви­ тии и совершенствовании. Моряк должен знать «душу техники». Это значит, что ему прежде всего нужно досконально изучить мате­ риальную часть, устройство, вза­ имодействие частей, «капризы» орудия, автомата, машины, прибо­ ры. Это значит—уметь быстро на- ходить и устранять задержки и исправлять возможные поврежде­ ния, умение творчески использо­ вать всю мощь своего оружия и технику на учении, в плавании и, когда потребуется, в бою. Чтобы добиться этого, надо учиться упорно, кропотливо, с душой. Мо­ ряку. познавшему глубоко техни­ ку, не страшны никакие «случай­ ности». Он всегда найдет выход из положения. Как-то один из торпедных ка­ теров участвовал в свободном по­ иске. Район плавания был недо~ статочно знаком командиру. Катер сел на банку около немецкого берегового поста и получил зна­ чительные повреждения, заклини­ лись рули. Подоспевший на по­ мощь другой катер стащил его с банки и отбуксировал в базу. Повреждения были так велика, что ремонт можно было произвести только на слипе. Но пора была горячая, и матросы решили не ста­ вить катер на слип, а самим от­ ремонтировать его. Они полагались на свои знания. Главный старши­ на Никитин и старшина 1 статьи Луконин сняли руль. Он оказался сильно погнутым. Где же вьюрав- лять? Помогла смекалка. Луконин и Никитин подыскали ровную площадку на скале и на ней при­ вели руль в должный порядок. Остальные повреждения также были устранены. На другой день катер вышел в море. Так знание своего дела выручало матросов из трудных положений. И, наоборот, невежественность, верхоглядство при освоении тех­ ники никогда не приводили к доб­ ру. Недобросовестное изучение военного дела подчас является причиной серьезных помех в от­ ветственных боевых операциях. Так было на катере старшего лейтенанта Никитина. В Варангер-фиорде торпедные катера потопили девять вражеских кораблей н отходили после атаки к местам рандеву. Все шло благо­ получно. Но уже на отходе руко­ водитель операции получил от Никитина радиограмму: «Подбит один из моторов. Иду с понижен­ ной скоростью». Возвратившись в базу, Алексеев приказал выяснить, как велико повреждение. Механи­ ки осмотрели моторы и установи- ■* I ___ ___ - - _ I л. ucmuiucvin mu i\juok n ytianuun — Кузнецов, держать даме- ! яость' грозившая катеру, была | Лг\ что они были в полной ис- ние! — приказывает старшина. Матрос берется за вентили форсунок. Но действует он все же вяло,- нерасторопно. — Живей, жтаей! — поторап­ ливает его Зеленцов. — Если бу­ дете копаться так в походе, ко­ рабль потеряет ход. После одной вводной Кузнецов получает другую. Манаев пере­ крывает вентилятор, и Кузнецов замечает на контрольном зеркале, что котел дымит. Дым Ликвиди­ руют за н&сколько минут. Так на каждой вахте мояодые моряки учатся своей сложной специальности. Ю. ЛИСИЦЫН. устранена умелыми действиями аварийной партии. Матросы твер­ до знали, что нм надо было де. лать, и выполняли все безупреч­ но. Сказалась выучка, добросо­ вестное отношение к изучению военного дела. Добросовестно изучать военное дело — это значит назубок знать вверенную технику и умело при­ менять ее в бою в любых условиях. В любых условиях вадо добивать­ ся безотказной работы боеной техники. На корабле это важно потому, что выход из строя хотя бы одного механизма незамедли­ тельно скажется на ходе боя или плавания. Любить технику, зн*ть ее, повседневно повышать свой уровень — почетная обязанность каждого матроса, старшины. Вся­ кая машина любит чтобы о йен правности. Дело было в том, что от повышенного числа оборотов на одном из моторов сработал ав­ томат н выключил мотор. Чтобы устранить такое «повреждение», мотористу нужно было включить автомат и запустить мотор снова. Но старшина группы мотористов Чемихин плохо знал обслуживае­ мую материальную часть, не изу­ чал, а поверхностно знакомился со сложной техникой и в критическую минуту поплатился за свое неве­ жество. Он оказался беспомощ­ ным что-либо сделать и решил, что мотор подбит вражеским сна­ рядом. Свое неверное заключечие Чемихин сообщил командируй и ввел его в заблуждение. А наши катера подвергались преследова­ нию пемецких охотников. Хорошо, что их сумели отогнать. Иначе Вряд ли бы Никитин благополуч­ но привел свой катер в базу. Со­ вершенно исправный корабль стал бы добычей врага. И это только потому, что мотористы и старши­ на Чемихин недобросовестно и зу^ чалн технику. V- Матросу мало знать только од* ну свою специальность, прибор, который он обслуживает, или, ска­ жем. обязанности наводчика. Хо­ роший матрос, обладающий твер­ дыми познаниями, с успехом дол­ жен уметь заменить выбывшего из строя товарища, хотя ему, мо­ жет быть, и придется работать вс по своей специальности. На одном из торпедных катеров перед бое­ вым выходом заболел пулеметчик. Старшина 1 статьи Сидченко, боц­ ман другого катера, находивше­ гося в ремонте, вызвался заме­ нить пулеметчика. Ему разреши­ ли. В первом же бою Сидченко показал себя хорошим пуле­ метчиком. За несколько п о > ^ ходов он заслужил две прави­ тельственные награды. Любозна­ тельный, интересующийся морские делом моряк, он не ограяичнл^Ш познаниями своей с п е ц и а л ь н о е ^ ^ и одновременно основатель» изу­ чил вооружение торпедных кате­ ров. Безупречное знаииё моряком военного дела способствует про­ явлению им инициативы, ра­ зумной сметки, помогает ему не только правильно, на полную мощь использовать технику, но и искать новые возможности ее применение улучшать эту технику путем р*ч ционализации. Это вполне доступ- но каждому моряку,-если он свято будет выполнять Дисциплинарный устав, который требует от него добросовестно изучать военное дело. Нельзя забывать, что воен­ ное дело __ это целый ком- плекс знаний. Тут и знаний специальности, и морского дела, и боевых инструкций, и наставле­ ний и многого другого, без чего корабле невозможно обойтн< Обладать этим маст< должен каждый матрос в старшина. Этого от него требует Дисциплинарный устав, это же подсказывает опыт Отечественной войны. Непрерывное и неустанное совершенствование своих позна­ ний каждым матросом и старши­ ной будет способствовать росту, боевой мощи нашего флота, а зна­ чит и укреплению обороноспособ­ ности нашей страны. Неуклонное выполнение * ‘гребо-- ваиия Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Союза ССР добросовестном изучении военного дела каждым военнослужащим H 2 i флоте приобретает особенно важ­ ное значение. Родина оснащае¥ корабли первоклассной техникой, созданной на основе передовые достижений науки. Освоить srrf технику глубоко, творчески — значит сделать ее грозной длй врагов нашей Родины, выполнил? свой воинский долг перед наро­ дом. Молодым матросам, начав­ шим свою службу на кораблях# нужно с первого же шага по ког­ раблю начинать свято выполнять' требования Дисциплинарного ус­ тава, научиться в короткий срой мастерски владеть техникой.4 знать военное дело, nepei^) весь опыт бывалых моряков накопленный ими в годы В ели кой ^^^ Отечественной войны. Задача старослужащих помочь моло­ дым матросам в освоении воe f^ j - го дела и одновременно прод о ­ жать дальше ссЕершенствовят:* свое мастерство, накапливать но­ вые знания в использовании ч>у« жия и корабельной техники. ч е г о н » ^ ю тисьд а ^ ■ерствоЯ!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz