Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
МОЛОДЫЕ СТАНОВЯТСЯ ЗРЕЛЫМИ МОРЯКАМИ Незадолго до начала летней кампании на наш катер при была труппа молодых матросов. — Надо ■быстро ввести их в строй, научить корабельной служ бе, — сказал парторгу командир «большого охотника» я тут же добавил: — В этом должны им помочь коммунисты и вомсомоль- цы, ведь на катере они самые опытные специалисты. С первого же дня старослужа щие окружили заботой и внимани ем новичков, стали оказывать им повседневную поддержку. Боцман Картин познакомил молодых ко ряков со всеми отсеками и отде лениями, показал ям якорное, устройство, машины и механиз мы, рассказал об основных такти ко-технических данных корабля. Командир орудия Лосев показал корабельное вооружение. Когда молодые матросы были расписаны до боевым постам, ( этому молоды! моряки и очень сжатые сроки стали овладевать своей специальностью. Когда на кануне летней кампания корабль вышел в норе, новички неплохо справлялись со своими обязанно стями. Правда, они еще значи тельно отставали от старослужа щих, уступали им в быстроте и ловкости, но горячее етрёшвняе выполнять свою работу быстрее и лучше, любовь к специальности показывали, что через несколько месяцев овж будут хорошим мо ряками. Одновременно с обучением мо лодых матросов на катере иного внимания уделялось воспитанию у них инициативы, выносливости, спелости, любви с кораблю. Часто вечерами бываете матросы и старшина раосказывали новичкам разлитаые боевые эпизвды, дели лись воспоминаниями о суровых годах Великой Отечественной вой- Ь в с в л ы о Д исциплинарном У с т а в е 4. Сила моряка— в его мастерстве Капитан 1 ранга В. ЧЕКУРОВ «^Добросовестно изучать военное дело...» (Из Дисциплинарного устава Вооруженных Сел Союза ССР) > Высокое воинское мастерство, знание своего дела — первейшие качества, которьюн дожжен обла дать каждый военный моряк. Знает он обслуживаемую тех нику, умеет ее эксплоатировать — значит не подведет в бою. Североморцы в годы Велнкой Отечественной войны свято хра нили славную традицию русского флота — бить не числом, умением. Зародившаяся во вре мена славных побед знаменитого адмирала Ушакова, эта традиция командиры отделении и старшины \ ны. групп еще болей усилили свою Однажды старшина Соловейчик помотць. В отделение старшины ] рассказал один характерный при- Соловейчика был назначен ком- ммолец Луговской. Для него на корабле было все новым. Чтобы он не отставал от товарищей и мог быстрее войти в страд, стар шина постоянно помогал ему. Не считаясь ни с трудностями, ни со временем, Соловейчик терпели во учил новичка, передавая ему свой богатый опыт. Результаты учебы быстро сказались — мат рос Луговской хорошо изучил материальную часть, приобрел на выки практического обслуживания механизмов. Во время сдачи пер вой задачи он действовал четко и грамотно, что было отмечено по веряющим офицером. Быстро росли и матросы Смир нов, Иванов, Попов. Учебу они проходили под руководством луч ших специалистов корабля — старшины Скрипачева и старшего краснофлотца Бранкова. Для уче бы использовалось не только вре мя, отведенное по расписанию, но и каждая свободная минута. По мер оо инициативе я находчивости артиллеристов катера. Дело было- так. Корабль вышел в море. После нескольких часов хода он вдали от базы обнаружил цель. Навод<шк стал разворачивать орудие. Раз вернул его до конца, но цель все же была еще правее. Корабль н<5 имел возможности развернуться. — Что делать? — подумал он’ и тут же догадка осенила его: снять кронштейн. Наводчик сразу Же попросил на это разрешение командира и, получив его, снял кронштейн. Таким образом ар тиллеристы добились нужного разворота и точно поразили цель. Так бывалые моряки, команди ры отделений и старшины групп изо дня в день воспитывали и обучали молодых матросов, при вивая им любовь к кораблю н специальности, отличное знание своего дела, инициативу, наход чивость, расторопность. Старшина 2 статьи А. КУЗЬМЕНКО. Вахту праьят и учатся Когда в трушу котельных ма шинистов пришли молодые матро сы, старший зфаснофлотец Бу бенов собрал их и рассказал о специальности, которой им пред стояло овладеть. — Вы будете котельными ма шинистами,’ — начал свою бесе ду Бубенов. — Вам предстоит адгогое узнать и изучить. Нужно полюбить свое дело, чтобы стать хорошим специалистом. А ко тельным машинистом быть не легко. Мало узнать устройстве установок и вспомогательных механизмов, уметь быстро обнару жить и ликвидировать неисправ ности. Помимо этого, надо при учиться подолгу стоять трудные ходовые вахты. Бубенов провел новичков по боевым постам п рассказал им назначение каждого агрегата. С тех пор -молодые матросы стали повседневно учиться своей" морской профессии. ...Один из боевых постов. Под котлами гудит пламя форсунок. Старшинами вахт стоят старшие краснофлотцы Христич и Бубенов. За горением наблюдает матрос Мапаев. Вместе с ним несет вахту молодой матрос Кузнецов. Старшина 1 статьи Зеленцов проверяет, как молодой матрос может нести вахтув. с v — Бели стрелка манометра пой дет вниз, •что нужно делать? — спрашивает oil — Включить дополнительную форсунку, одаоврем&нно проверить температуру мазута и давлен»» под которым подается горючее. — Правильно! — подтвердил старшина и задал другой вопрос: — Что делать, если будет дым? Кузнецов дает обстоятельный ответ и на этот вопрос. Старшина Зеленцов обращается к Манаеву: — Заглушите одну форсунку! Стрелка на манометре сразу асе начинает падать. руководила советскими матросами и старшинами во времена гроз ных сражений Великой Отече ственной войны. Десятки боев, проведенных на море, убедитель но это подтверждают. ...На катер неожндагао из-за скал налетели 4немецкие истреби тели. Моторист Арсентьев стоял у моторов. О н !не подозревал, что происходит наверху, н только, когда ударили пулеметы, по нял. что начался бой. Почти одновременно с пулеметными очередями раздались два взрыва, от которых катер сначала припод няло на волнах, а потом бросило в сторону. Стрельба прекратилась также внезапно, как и началась, а вслед за тем раздался сигнал аварийной тревоги. Схватив клинья, резину, распорка, Арсентьев выбежал на палубу. Там уже собралась ава рийная группа. Каждый матрос был отлично натренирован, знал свое дело. Разворачивая на ходу пластырь, матросы оттащили его к месту пробоины. Мичман Шпа нов приказал Арсентьеву заде лывать пробоину в бенэоотсеке, а сам побежал в ахтерпнк. Минуты решали судьбу корабля. Сумеют матросы быстро я надежно за . делать пробоины — катер будет жить, не сумеют — погибает. Все зависело от боевой выучки. Арсентьев спустился в бензо отсек. При тусклом матовом све те переносной лампы он увидел, как кружится., поблескивая, вода в трюме. Уровень ее быстро рос. Не задумываясь, моряк по пояс погрузился в. холодную воду н стал искать пр&боину. Сделать это было не так-то просто, но еще труднее было заделать про боину. А заделать ее нужно было немедленно. Арсентьев нащупал рваную дыру, ловко наложил на нее резету, поставил распорки и закрепил их. Доступ воды пре кратился. Только успел он заделать про боину, как услышал приказание старшины 2 статьи Набак. Тот звал его на палубу. В ахтерпике про боина оказалась слишком боль шой, и мичман Шпанов не мог один управиться с нею. Арсентьев пришел ему на помощь. Вдвоем они заткнули отверстие паклей, а сверху наложили резину, кото рую закрепили распорками. Опас- заботились. Она любит точность и не терпит неряшливости. Хо чешь быть хорошим матросом, тру долюбиво учись, изучай доверен ные тебе для обслуживания меха низмы. Опыт воины говорит, что нет предела в освоении техники так же, как нет предела в ее разви тии и совершенствовании. Моряк должен знать «душу техники». Это значит, что ему прежде всего нужно досконально изучить мате риальную часть, устройство, вза имодействие частей, «капризы» орудия, автомата, машины, прибо ры. Это значит—уметь быстро на- ходить и устранять задержки и исправлять возможные поврежде ния, умение творчески использо вать всю мощь своего оружия и технику на учении, в плавании и, когда потребуется, в бою. Чтобы добиться этого, надо учиться упорно, кропотливо, с душой. Мо ряку. познавшему глубоко техни ку, не страшны никакие «случай ности». Он всегда найдет выход из положения. Как-то один из торпедных ка теров участвовал в свободном по иске. Район плавания был недо~ статочно знаком командиру. Катер сел на банку около немецкого берегового поста и получил зна чительные повреждения, заклини лись рули. Подоспевший на по мощь другой катер стащил его с банки и отбуксировал в базу. Повреждения были так велика, что ремонт можно было произвести только на слипе. Но пора была горячая, и матросы решили не ста вить катер на слип, а самим от ремонтировать его. Они полагались на свои знания. Главный старши на Никитин и старшина 1 статьи Луконин сняли руль. Он оказался сильно погнутым. Где же вьюрав- лять? Помогла смекалка. Луконин и Никитин подыскали ровную площадку на скале и на ней при вели руль в должный порядок. Остальные повреждения также были устранены. На другой день катер вышел в море. Так знание своего дела выручало матросов из трудных положений. И, наоборот, невежественность, верхоглядство при освоении тех ники никогда не приводили к доб ру. Недобросовестное изучение военного дела подчас является причиной серьезных помех в от ветственных боевых операциях. Так было на катере старшего лейтенанта Никитина. В Варангер-фиорде торпедные катера потопили девять вражеских кораблей н отходили после атаки к местам рандеву. Все шло благо получно. Но уже на отходе руко водитель операции получил от Никитина радиограмму: «Подбит один из моторов. Иду с понижен ной скоростью». Возвратившись в базу, Алексеев приказал выяснить, как велико повреждение. Механи ки осмотрели моторы и установи- ■* I ___ ___ - - _ I л. ucmuiucvin mu i\juok n ytianuun — Кузнецов, держать даме- ! яость' грозившая катеру, была | Лг\ что они были в полной ис- ние! — приказывает старшина. Матрос берется за вентили форсунок. Но действует он все же вяло,- нерасторопно. — Живей, жтаей! — поторап ливает его Зеленцов. — Если бу дете копаться так в походе, ко рабль потеряет ход. После одной вводной Кузнецов получает другую. Манаев пере крывает вентилятор, и Кузнецов замечает на контрольном зеркале, что котел дымит. Дым Ликвиди руют за н&сколько минут. Так на каждой вахте мояодые моряки учатся своей сложной специальности. Ю. ЛИСИЦЫН. устранена умелыми действиями аварийной партии. Матросы твер до знали, что нм надо было де. лать, и выполняли все безупреч но. Сказалась выучка, добросо вестное отношение к изучению военного дела. Добросовестно изучать военное дело — это значит назубок знать вверенную технику и умело при менять ее в бою в любых условиях. В любых условиях вадо добивать ся безотказной работы боеной техники. На корабле это важно потому, что выход из строя хотя бы одного механизма незамедли тельно скажется на ходе боя или плавания. Любить технику, зн*ть ее, повседневно повышать свой уровень — почетная обязанность каждого матроса, старшины. Вся кая машина любит чтобы о йен правности. Дело было в том, что от повышенного числа оборотов на одном из моторов сработал ав томат н выключил мотор. Чтобы устранить такое «повреждение», мотористу нужно было включить автомат и запустить мотор снова. Но старшина группы мотористов Чемихин плохо знал обслуживае мую материальную часть, не изу чал, а поверхностно знакомился со сложной техникой и в критическую минуту поплатился за свое неве жество. Он оказался беспомощ ным что-либо сделать и решил, что мотор подбит вражеским сна рядом. Свое неверное заключечие Чемихин сообщил командируй и ввел его в заблуждение. А наши катера подвергались преследова нию пемецких охотников. Хорошо, что их сумели отогнать. Иначе Вряд ли бы Никитин благополуч но привел свой катер в базу. Со вершенно исправный корабль стал бы добычей врага. И это только потому, что мотористы и старши на Чемихин недобросовестно и зу^ чалн технику. V- Матросу мало знать только од* ну свою специальность, прибор, который он обслуживает, или, ска жем. обязанности наводчика. Хо роший матрос, обладающий твер дыми познаниями, с успехом дол жен уметь заменить выбывшего из строя товарища, хотя ему, мо жет быть, и придется работать вс по своей специальности. На одном из торпедных катеров перед бое вым выходом заболел пулеметчик. Старшина 1 статьи Сидченко, боц ман другого катера, находивше гося в ремонте, вызвался заме нить пулеметчика. Ему разреши ли. В первом же бою Сидченко показал себя хорошим пуле метчиком. За несколько п о > ^ ходов он заслужил две прави тельственные награды. Любозна тельный, интересующийся морские делом моряк, он не ограяичнл^Ш познаниями своей с п е ц и а л ь н о е ^ ^ и одновременно основатель» изу чил вооружение торпедных кате ров. Безупречное знаииё моряком военного дела способствует про явлению им инициативы, ра зумной сметки, помогает ему не только правильно, на полную мощь использовать технику, но и искать новые возможности ее применение улучшать эту технику путем р*ч ционализации. Это вполне доступ- но каждому моряку,-если он свято будет выполнять Дисциплинарный устав, который требует от него добросовестно изучать военное дело. Нельзя забывать, что воен ное дело __ это целый ком- плекс знаний. Тут и знаний специальности, и морского дела, и боевых инструкций, и наставле ний и многого другого, без чего корабле невозможно обойтн< Обладать этим маст< должен каждый матрос в старшина. Этого от него требует Дисциплинарный устав, это же подсказывает опыт Отечественной войны. Непрерывное и неустанное совершенствование своих позна ний каждым матросом и старши ной будет способствовать росту, боевой мощи нашего флота, а зна чит и укреплению обороноспособ ности нашей страны. Неуклонное выполнение * ‘гребо-- ваиия Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Союза ССР добросовестном изучении военного дела каждым военнослужащим H 2 i флоте приобретает особенно важ ное значение. Родина оснащае¥ корабли первоклассной техникой, созданной на основе передовые достижений науки. Освоить srrf технику глубоко, творчески — значит сделать ее грозной длй врагов нашей Родины, выполнил? свой воинский долг перед наро дом. Молодым матросам, начав шим свою службу на кораблях# нужно с первого же шага по ког раблю начинать свято выполнять' требования Дисциплинарного ус тава, научиться в короткий срой мастерски владеть техникой.4 знать военное дело, nepei^) весь опыт бывалых моряков накопленный ими в годы В ели кой ^^^ Отечественной войны. Задача старослужащих помочь моло дым матросам в освоении воe f^ j - го дела и одновременно прод о жать дальше ссЕершенствовят:* свое мастерство, накапливать но вые знания в использовании ч>у« жия и корабельной техники. ч е г о н » ^ ю тисьд а ^ ■ерствоЯ!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz