Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.

ц т в и и я ■я I I уа -Зя Ш I. Введение Многообразие органических форм, многообразие животного и .расти­ тельного мкра, некое неуловимое единство жизненных явлений из­ давна привлекало и поражало наб­ людателя природы и вызывало стремление об’яснить их появле­ ние на земле и их дальнейшую судьбу. Пытливый наблюдатель видел, что это не случайные и разроз­ ненные животные и растительные формы. Правда, между крайними представителями форм, как жи­ вотных, так и растительных, наб­ людались резкие различия, но если формы эти расположить в определенном порядке (классифи. цирозать), то резкие различия сглаживаются, возникает посте­ пенный переход от более простых форм к более сложным при посте­ пенном усложнении этих форм. Тот же пытливый наблюдатель не мог не заметить, что организ­ мы и растительные и животные приспособлены к условиям жизни, что они построены вполне целе­ сообразно для выполнения своих жизненных функций. В чем же причина общности и различия этих форм? Как возник­ ла такая целесообразная приспо­ собленность организмов? Ответы а эти вопросы имеют не только [теоретическое, но, как мы увидим дальше, глубоко практическое значение, и в каждую эпоху соз­ давались свои об’яснения, дава­ лись ответы на эти важные воп­ росы. II. Предшественники Дарвина Ответы на поставленные вопросы давались и в древности и в сред­ ние века. В этих ответах домини­ рующее место занимала фантазия при ограниченном количестве наб­ людений и иногда при игнориро­ вании фактов. Интерес представляет период, начинающийся с XV века нашей эры — период возрождения наук и искусств и важнейших геогра­ фических открытий. Период XV—XVIII веков ха­ рактеризуется, с одной стороны, мечательными открытиями во ех областях человеческого зна- ия, с другой — влиянием бого­ словия, которое в этот период было настолько велико, что доми­ нировало над всем. В результате эту эпоху можно охарактеризо­ вать верой в абсолютную неизмен­ ность природы, в абсолютную не­ изменность всех форм, «создан­ ных единовременно и вполне це­ лесообразно высшей силой (бо­ гом)». Такой ответ на поставленные выше вопросы избавлял в даль­ нейшем от необходимости и на­ коплять факты и наблюдать при­ роду. Все ясно, что об’яснено и, главное, все неизменно, т. е. объяс­ нение все исчерпало раз и навсег­ да, на бесконечные будущие вре­ мена, в течение которых все ос­ тается нерушимым и неизменным, как и во все прошедшее время. Высшей идеей творения была це­ лесообразность устройства живых существ, созданных по разному плану всемогущим духом, причем этого он достиг в совершенстве. Так ля это? Действительно ли организмы неизменны, действи­ тельно ли они идеально целесо­ образно приспособлены к условиям существования? Действительно в природе существует «предуста­ новленная гармония»? Явление целесообразности мы Нс»бл юдаем повседневно: и теплая шкура животных, и устройство руки человека, и зубы хищников, и белый мех полярных живот­ ных — все это целесообразно, все это способствует лучшей приспо­ собляемости живых существ. Но всегда ли и во всем выдержана целесообразность? Ведь наряду с безусловной ие- лесообразяостью мы наблюдаем н » », ___ Эволюционное учение Чарльза Дарвина %с 1 К*го нецелесообразного и идрг- да даже нелепого. Сомнительно, чтобы и это было осуществлено по «разумному плану». Можно привести ряд примеров такой не­ целесообразности. В каждом пче- липом улье имеется множество трутпей* задача которых оплодот­ ворить пчелиную матку, для чего нужен лишь один трутень, а их в улье сотни. И как только матка оплодотворена, рабочие пчелы уничтожают трутней. Есть ли здесь целесообразность? У зародыша человека есть и жабры, и хвост, и волосяной пок­ ров по всему телу. Но к моменту рождения всего этого мы не на­ ходим. В чем целесообразность этого явления? Рыба мечет миллионы икринок, из которых выживают и дают взрослые особи — 1—2. Целесо­ образна ли такая расточитель­ ность? Нужен ли человеку чер­ веобразный отросток и зубы муд­ рости, которые могут причинить только страдания? Мы приходил к определенному выводу — приведенное выше об’ясненне ничего не об’яснило — оно находится в противоречии с фактами, а ведь «факты—упрямая вещь», факты реальны и требуют реальных объяснений. Вот почему уже в XVII веке под влиянием идей материалисти­ ческой философии начался пере­ смотр вопроса о неизменяемости организмов. Философские влияния XVII — XVIII веков внедряют в био­ логию идею единства жиз­ ненных явлений и постепен­ но возникают элементы эволю­ ционного учения, ведущими из которых было допущение из­ менчивости организмов и взгляд на целесообразность, как на след­ ствие вымирания неудачных форм. Однако XVIII век был еще веком предпосылок, веком намеков эво­ люционной идеи. Первое систематическое изло­ жение эволюционной идеи и соз­ дание первой эволюционной тео­ рии принадлежит Ламарку. Ши­ роко образованный ученый-бота­ ник, метеоролог, химик, зоолог, он изложил свои взгляды в ка­ питальном труде «Философия зо­ ологии», вышедшем в 1809 г. Он категорически отвергает теорию неизменности вшюа, выдвигая на первое и решающее место их из­ менчивость. * _ Ламарк утверждает, что у жи­ вых существ наблюдается по­ следовательное и непрерывное ус­ ложнение организации под влия­ нием окружающей среды. Среда может влиять двояко — прямо и косвенно. Основное влияние сре­ ды на организмы — косвепное (прямо среда влияет только на нюшие организмы и растения), что вызывает изменение потреб­ ностей и привычек животных. Вследствки этого, те или иные органы делаются менее нужными и Лг. ЗЬвсем ненужными, животное перестает ими пользоваться и они атрофируются из-за отсутствия уиражидания. Органы же, ставшие особо необходимыми вследствии упражнения, развиваются. Резуль­ таты этих изменений передаются по наследству, и постепенно в ряде поколений изменяется вся организация животного. Ламарк впервые поставил и обосновал эволюционную идею, и в этом его огромная заслуга. Но обоснование механизма изменчи­ вости и появления новых форм им дано неправильно. Безусловно, тренировка оказы­ вает влияние па увеличение мас­ сы органа, как неупотребление органа может повести к его атро­ фии — это факты. Но возникшие при этом изменения не передаются по наследству. Кроме того, Ламарк, допустил и методологическую ошибку—он > подполковник у МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ДОЦЕНТ, КАНДИДАТ МЕДИЦИНСКИХ НАУК А. А. РУХЕЛЬМАН, • не принимает во внимание особен­ ностей и сээйств организма, его .на­ следственную основу и решающее значение во взаимоотношениях организма и среды он приписы­ вает среде. Направление эволюции в сто­ рону постепенного усложнения ор­ ганизации живых существ Ла­ марк объясняет присущим орга­ низмам неким стремлением к про­ грессу. Что же это за стремле­ ние? В чем оно заключается? На это Ламарк не дает ответа — он считает это чем-то само собою разумеющимся. III. Чарльз Дарвин , 24 ноября 1859 г. лондонский издатель Мэррей выпустил в свет книгу «О происхождении видов путем естественного отбора или сохранение благоттриятствуемых пород в борьбе за жизнь», сочи­ нение Чарльза Дарвина. — Дар­ вин не только сделал величай­ шее открытие, но это открытие было созвучно эпохе, в которую он жил, это была не только ге­ ниальная научная теория, для которой возможна практическая реализация когда-нибудь в бу­ дущем — ее можно было прет­ ворить в жизнь немедленно. Чарльз Дарвин родился ^ ф е в ­ раля 1809 года в семье врача. Закончив среднюю школу, он в 1825 г. поступил на медицинский факультет Эдинбургского универ­ ситета. Проучившись на этом факультете 2 года, он вследствие плохой постановки преподавания и »по настоадию отца перешел в 1827 г. на богословский факультет Кембриджского университета, что­ бы по окончании его стать пастырем в одном из сельских при­ ходов Англии. В этот период он много читает, особенно по естест­ вознанию, он близко знакомится с двумя профессорами Кембридж­ ского университета Генсло — бо­ таником и Сэдшвиком —геологом, с которыми совершает ботаниче­ ские и геологические экскурсии, обрабатывает собранные материа­ лы и вновь читает. В 1831 году, он сдал выпуск­ ные экзамены. В это время ан­ глийский корабль «Бигль» ухо­ дил в кругосветное плавание, и Дарвин отправился на нем в ка­ честве натуралиста. Путешествие продолжалось 5 лет — до 1836 г., и корабль прошел через три океана — Антлантический, Тихий и Индийский, посетил Южную Америку, Австралию и ряд круп­ ных и мелких островов*. Дарвин ' усиленно работал. Он собирал коллекции, он наблюдал новую и неизвестную ему при­ роду, он записывал и много читал. Через 5 лет, вернувшись в Англию, он занялся разработ­ кой собранных им материалов. Ка­ питальным результатом Ътой ра­ боты явился его труд «Проис­ хождение видов», над которым он работал свыше 20 лет. В дальнейшем Дарвин публи­ кует ряд работ, из которых осо­ бо нужно отметить главнейшие: в 1868 г. «Изменение животных и растении в условиях одомашнива­ ния» и в 1871 г. «Происхождение человекз и полозой отбор». Он прожил 40 лет в селении Да^з под Лондоном, продолжая не­ устанно работать, где умер в 1882 г. и похоронен рядом с Нью­ тоном на Вестминстерском клад­ бище. IV. Дарвинизм !. Искусственный отбор Домашние животные и куль- в обиход человека. Человек нау­ чился не только приручать ди­ ких животных, но сумел также создавать те формы, которые ему была необходимы для его целей. Это же замечание относится н к растениям. В сельском хозяйстве человек ставит определенные задачи, и то, что он создает, целесообразно для него. Изучив сельскохозяйст­ венную литературу, поставив ряд исследований, использовав накоп­ ленный им опыт и ряд наблюде­ ний, Дарвин пришел к заключе­ нию, что разведение животных и растений основано на отборе ор­ ганизмов с нужными и полезными в каждом отдельном случае свойствами. Организмы одного вида, не­ смотря на сходство, всегда в большей или меньшей степени ин­ дивидуально отличаются один от другого. Это касается и веса, и роста, и окраски, и ряда других признаков индивидуума, в част­ ности, его «производственных» показателей: для кур — яйценос­ кость. для коров — молочность, для овец — качество и количество шерсти, для злаков — урожай­ ность и свойство зерна я «р. Человек оставляет для разве­ дения только те организмы, пока­ затели которых ему полезны, он отбирает целесообразное для не­ го (не всегда это целесообразно для выводимого организма), а не­ целесообразное уничтожает. Из двух коров, одна из которых да­ ет много молока, а другая мало, первая будет использована для дальнейшего разведения, а вторая отправлена на убой и использо­ вана на мясо. То же относится к курам, овцам я tip. Таким образом, для выведения новых форм организмов, для воз­ можности проведения отбооа. не­ обходимо, чтобы организмы об­ ладали изменчивостью. Все дан­ ные, которыми мы располагаем, подтверждают, что изменчивость есть постоянное свойство живых существ. Благодаря наследственности — общему свойству живых существ —особенности родителей закреп­ ляются размножением и переда­ ются потомству. Если регулярно из поколения в поколение прово­ дить отбор организмов с намечен­ ным нужным целесообразным свойством или свойствами, то возможно изменить данный вид в нужном направлении — это зна­ чит, что направление эволюции обеспечивается не изменчивостью, а отбором. Итак, следовательно Дарвин открыл и доказал механизм из­ менения пород культурных ра­ стений и домашних животных, ко­ торый основывается на трех мо­ ментах: 1) изменчивости, 2) на­ следственности и 3) искусствен­ ном отборе (селекции). Для домашних животных и культурных растений в искусст­ венных условиях Дарвин, от­ крыв механизм эволюции, обосно­ вал и об’ясииш то, что до него многие века происходило стихий­ но. Но открытие Дарвина подня. ло животноводство и растение­ водство на большую высоту н да­ ло «возможность точно направлять процесс и сократить сроки выве­ дения новых форм. Селекционеры всего мира ши­ роко применяют учение Дарвина. Ноши советские ученые достигли в области селекции небывалых успехов, обогатив нашу Родину новыми видами растений и живот­ ных. Кому из читателей неиз­ вестны имена советских ученых, которыми мы по праву гооднмся: Мичурин, совершивший револю­ цию в садоводстве, Лысенко, от­ крывший яровизацию. Иванов, создавший новые породы овец и свиней. Цмцин, иолучяршпий многолетию^ пшеницу, и многие турные растения издавна вошли другие? 2. Естественный отбор • А как же обстоит дело с ди­ кими животными и растениями, где нет регулирующего влияния человека, как говорит Дарвнн, «воли заводчика»? Здесь также имеется и изменчивость и наслед­ ственность, но где тот «завод, чнк», который проводит отбор? Ответом на этот вопрос служит учение Дарвина о борьбе за су­ ществование и естественном о т ­ боре. Хотя и до Дарвина выска­ зывались соображения о борьбе за существование, однако Дарвин пришел к идее борьЬы за сущест­ вование на основании собствен­ ных наблюдений. Он считает борьбой за существование всякую зависимость одного живого су­ щества от другого, а также вза­ имоотношения живых организмов с * окружающей средой. Дарвин показал, что одно из основных свойств живых существ — это способность к безграничному раз­ множению и распространению, но этой безграничности в окружа­ ющей природе создаются препят­ ствия. Из столкновения двух жизненых явлений — сремления к размножению и различных пре­ пятствий к этому—возникает це­ лесообразность организации жи­ вых существ, их привычки и строение. Живым организмам приходится вести борьбу с силами окружаю­ щей природы (климат, почва и пр.) и, само самой разумеется, выживают те, которые более при­ способлены. Одним видам организмов при­ ходится вести борьбу за жизнь и пищу с другими видами это . так называемая межвидовая борь­ ба; это борьба между хищными и травоядными животными, между этими последними и растениями, между паразитом и его хозяином и пр. В этой борьбе один вид мо­ жет полностью уничтожить дру­ гой, либо могут погибнуть слабые особи, наименее приспособлен- 'яые. Однако наиболее ожесточен­ ный характер носит борьба между особями одного и того же вида (внутривидовая борьба), «так как они обитают в той же местно­ сти, нуждаются в той же пчще, подвергаются тем же опасностям» (Дарвин). Эта борьба сводится к конкуренции за пищ-у, воду, воз­ дух, свет, а также борьба за самку, причем в этой борьбе по­ гибает часть наименее приспособ­ ленных конкурирующих самцов. Результатом борьбы за сущест­ вование, результатом различной приспособленности отдельных ин­ дивидуумов является выживание одних, обладающих каким-либо преимуществом в суровой борьбе за жизнь, н гибель малоприспо­ собленных. «Сохранение полезных индивидуальных отличий или из­ менений и уничтожение вред­ ных» Дарвин назвал естественным отбором или- переживанием наи­ более приспособленных. Таким образом, Дарвин показал, что в природе и без участия че- ловека действует то же движу­ щее начало эволюции — «отбор». Здесь также доминируют три элемента эволюционной идеи. — изменчивость, наследственность и отбор, но только вместо искусст­ венного отбора в природе господ­ ствует естественный отбор — результат борьбы за сущест;*»а- иие. Все изложенное относится ко всем млекопитающим животным, кроме человека, так как человек отличается от других животных своей трудовой деятельностью. Применяя орудия труда, человек подчиняет окружающую прирехду, и у человека ранний, биологиче­ ский характер эволюции сменился социальными закономерностями. Взиду этого вопрос о происхож­ дении человека представляет осо­ бую тему. Таковы в кратких чертях ос- доинме п ол ^ж ^ гя учетгпя Ч. п ап- вина о развитии живой природы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz