Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
ц т в и и я ■я I I уа -Зя Ш I. Введение Многообразие органических форм, многообразие животного и .расти тельного мкра, некое неуловимое единство жизненных явлений из давна привлекало и поражало наб людателя природы и вызывало стремление об’яснить их появле ние на земле и их дальнейшую судьбу. Пытливый наблюдатель видел, что это не случайные и разроз ненные животные и растительные формы. Правда, между крайними представителями форм, как жи вотных, так и растительных, наб людались резкие различия, но если формы эти расположить в определенном порядке (классифи. цирозать), то резкие различия сглаживаются, возникает посте пенный переход от более простых форм к более сложным при посте пенном усложнении этих форм. Тот же пытливый наблюдатель не мог не заметить, что организ мы и растительные и животные приспособлены к условиям жизни, что они построены вполне целе сообразно для выполнения своих жизненных функций. В чем же причина общности и различия этих форм? Как возник ла такая целесообразная приспо собленность организмов? Ответы а эти вопросы имеют не только [теоретическое, но, как мы увидим дальше, глубоко практическое значение, и в каждую эпоху соз давались свои об’яснения, дава лись ответы на эти важные воп росы. II. Предшественники Дарвина Ответы на поставленные вопросы давались и в древности и в сред ние века. В этих ответах домини рующее место занимала фантазия при ограниченном количестве наб людений и иногда при игнориро вании фактов. Интерес представляет период, начинающийся с XV века нашей эры — период возрождения наук и искусств и важнейших геогра фических открытий. Период XV—XVIII веков ха рактеризуется, с одной стороны, мечательными открытиями во ех областях человеческого зна- ия, с другой — влиянием бого словия, которое в этот период было настолько велико, что доми нировало над всем. В результате эту эпоху можно охарактеризо вать верой в абсолютную неизмен ность природы, в абсолютную не изменность всех форм, «создан ных единовременно и вполне це лесообразно высшей силой (бо гом)». Такой ответ на поставленные выше вопросы избавлял в даль нейшем от необходимости и на коплять факты и наблюдать при роду. Все ясно, что об’яснено и, главное, все неизменно, т. е. объяс нение все исчерпало раз и навсег да, на бесконечные будущие вре мена, в течение которых все ос тается нерушимым и неизменным, как и во все прошедшее время. Высшей идеей творения была це лесообразность устройства живых существ, созданных по разному плану всемогущим духом, причем этого он достиг в совершенстве. Так ля это? Действительно ли организмы неизменны, действи тельно ли они идеально целесо образно приспособлены к условиям существования? Действительно в природе существует «предуста новленная гармония»? Явление целесообразности мы Нс»бл юдаем повседневно: и теплая шкура животных, и устройство руки человека, и зубы хищников, и белый мех полярных живот ных — все это целесообразно, все это способствует лучшей приспо собляемости живых существ. Но всегда ли и во всем выдержана целесообразность? Ведь наряду с безусловной ие- лесообразяостью мы наблюдаем н » », ___ Эволюционное учение Чарльза Дарвина %с 1 К*го нецелесообразного и идрг- да даже нелепого. Сомнительно, чтобы и это было осуществлено по «разумному плану». Можно привести ряд примеров такой не целесообразности. В каждом пче- липом улье имеется множество трутпей* задача которых оплодот ворить пчелиную матку, для чего нужен лишь один трутень, а их в улье сотни. И как только матка оплодотворена, рабочие пчелы уничтожают трутней. Есть ли здесь целесообразность? У зародыша человека есть и жабры, и хвост, и волосяной пок ров по всему телу. Но к моменту рождения всего этого мы не на ходим. В чем целесообразность этого явления? Рыба мечет миллионы икринок, из которых выживают и дают взрослые особи — 1—2. Целесо образна ли такая расточитель ность? Нужен ли человеку чер веобразный отросток и зубы муд рости, которые могут причинить только страдания? Мы приходил к определенному выводу — приведенное выше об’ясненне ничего не об’яснило — оно находится в противоречии с фактами, а ведь «факты—упрямая вещь», факты реальны и требуют реальных объяснений. Вот почему уже в XVII веке под влиянием идей материалисти ческой философии начался пере смотр вопроса о неизменяемости организмов. Философские влияния XVII — XVIII веков внедряют в био логию идею единства жиз ненных явлений и постепен но возникают элементы эволю ционного учения, ведущими из которых было допущение из менчивости организмов и взгляд на целесообразность, как на след ствие вымирания неудачных форм. Однако XVIII век был еще веком предпосылок, веком намеков эво люционной идеи. Первое систематическое изло жение эволюционной идеи и соз дание первой эволюционной тео рии принадлежит Ламарку. Ши роко образованный ученый-бота ник, метеоролог, химик, зоолог, он изложил свои взгляды в ка питальном труде «Философия зо ологии», вышедшем в 1809 г. Он категорически отвергает теорию неизменности вшюа, выдвигая на первое и решающее место их из менчивость. * _ Ламарк утверждает, что у жи вых существ наблюдается по следовательное и непрерывное ус ложнение организации под влия нием окружающей среды. Среда может влиять двояко — прямо и косвенно. Основное влияние сре ды на организмы — косвепное (прямо среда влияет только на нюшие организмы и растения), что вызывает изменение потреб ностей и привычек животных. Вследствки этого, те или иные органы делаются менее нужными и Лг. ЗЬвсем ненужными, животное перестает ими пользоваться и они атрофируются из-за отсутствия уиражидания. Органы же, ставшие особо необходимыми вследствии упражнения, развиваются. Резуль таты этих изменений передаются по наследству, и постепенно в ряде поколений изменяется вся организация животного. Ламарк впервые поставил и обосновал эволюционную идею, и в этом его огромная заслуга. Но обоснование механизма изменчи вости и появления новых форм им дано неправильно. Безусловно, тренировка оказы вает влияние па увеличение мас сы органа, как неупотребление органа может повести к его атро фии — это факты. Но возникшие при этом изменения не передаются по наследству. Кроме того, Ламарк, допустил и методологическую ошибку—он > подполковник у МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ДОЦЕНТ, КАНДИДАТ МЕДИЦИНСКИХ НАУК А. А. РУХЕЛЬМАН, • не принимает во внимание особен ностей и сээйств организма, его .на следственную основу и решающее значение во взаимоотношениях организма и среды он приписы вает среде. Направление эволюции в сто рону постепенного усложнения ор ганизации живых существ Ла марк объясняет присущим орга низмам неким стремлением к про грессу. Что же это за стремле ние? В чем оно заключается? На это Ламарк не дает ответа — он считает это чем-то само собою разумеющимся. III. Чарльз Дарвин , 24 ноября 1859 г. лондонский издатель Мэррей выпустил в свет книгу «О происхождении видов путем естественного отбора или сохранение благоттриятствуемых пород в борьбе за жизнь», сочи нение Чарльза Дарвина. — Дар вин не только сделал величай шее открытие, но это открытие было созвучно эпохе, в которую он жил, это была не только ге ниальная научная теория, для которой возможна практическая реализация когда-нибудь в бу дущем — ее можно было прет ворить в жизнь немедленно. Чарльз Дарвин родился ^ ф е в раля 1809 года в семье врача. Закончив среднюю школу, он в 1825 г. поступил на медицинский факультет Эдинбургского универ ситета. Проучившись на этом факультете 2 года, он вследствие плохой постановки преподавания и »по настоадию отца перешел в 1827 г. на богословский факультет Кембриджского университета, что бы по окончании его стать пастырем в одном из сельских при ходов Англии. В этот период он много читает, особенно по естест вознанию, он близко знакомится с двумя профессорами Кембридж ского университета Генсло — бо таником и Сэдшвиком —геологом, с которыми совершает ботаниче ские и геологические экскурсии, обрабатывает собранные материа лы и вновь читает. В 1831 году, он сдал выпуск ные экзамены. В это время ан глийский корабль «Бигль» ухо дил в кругосветное плавание, и Дарвин отправился на нем в ка честве натуралиста. Путешествие продолжалось 5 лет — до 1836 г., и корабль прошел через три океана — Антлантический, Тихий и Индийский, посетил Южную Америку, Австралию и ряд круп ных и мелких островов*. Дарвин ' усиленно работал. Он собирал коллекции, он наблюдал новую и неизвестную ему при роду, он записывал и много читал. Через 5 лет, вернувшись в Англию, он занялся разработ кой собранных им материалов. Ка питальным результатом Ътой ра боты явился его труд «Проис хождение видов», над которым он работал свыше 20 лет. В дальнейшем Дарвин публи кует ряд работ, из которых осо бо нужно отметить главнейшие: в 1868 г. «Изменение животных и растении в условиях одомашнива ния» и в 1871 г. «Происхождение человекз и полозой отбор». Он прожил 40 лет в селении Да^з под Лондоном, продолжая не устанно работать, где умер в 1882 г. и похоронен рядом с Нью тоном на Вестминстерском клад бище. IV. Дарвинизм !. Искусственный отбор Домашние животные и куль- в обиход человека. Человек нау чился не только приручать ди ких животных, но сумел также создавать те формы, которые ему была необходимы для его целей. Это же замечание относится н к растениям. В сельском хозяйстве человек ставит определенные задачи, и то, что он создает, целесообразно для него. Изучив сельскохозяйст венную литературу, поставив ряд исследований, использовав накоп ленный им опыт и ряд наблюде ний, Дарвин пришел к заключе нию, что разведение животных и растений основано на отборе ор ганизмов с нужными и полезными в каждом отдельном случае свойствами. Организмы одного вида, не смотря на сходство, всегда в большей или меньшей степени ин дивидуально отличаются один от другого. Это касается и веса, и роста, и окраски, и ряда других признаков индивидуума, в част ности, его «производственных» показателей: для кур — яйценос кость. для коров — молочность, для овец — качество и количество шерсти, для злаков — урожай ность и свойство зерна я «р. Человек оставляет для разве дения только те организмы, пока затели которых ему полезны, он отбирает целесообразное для не го (не всегда это целесообразно для выводимого организма), а не целесообразное уничтожает. Из двух коров, одна из которых да ет много молока, а другая мало, первая будет использована для дальнейшего разведения, а вторая отправлена на убой и использо вана на мясо. То же относится к курам, овцам я tip. Таким образом, для выведения новых форм организмов, для воз можности проведения отбооа. не обходимо, чтобы организмы об ладали изменчивостью. Все дан ные, которыми мы располагаем, подтверждают, что изменчивость есть постоянное свойство живых существ. Благодаря наследственности — общему свойству живых существ —особенности родителей закреп ляются размножением и переда ются потомству. Если регулярно из поколения в поколение прово дить отбор организмов с намечен ным нужным целесообразным свойством или свойствами, то возможно изменить данный вид в нужном направлении — это зна чит, что направление эволюции обеспечивается не изменчивостью, а отбором. Итак, следовательно Дарвин открыл и доказал механизм из менения пород культурных ра стений и домашних животных, ко торый основывается на трех мо ментах: 1) изменчивости, 2) на следственности и 3) искусствен ном отборе (селекции). Для домашних животных и культурных растений в искусст венных условиях Дарвин, от крыв механизм эволюции, обосно вал и об’ясииш то, что до него многие века происходило стихий но. Но открытие Дарвина подня. ло животноводство и растение водство на большую высоту н да ло «возможность точно направлять процесс и сократить сроки выве дения новых форм. Селекционеры всего мира ши роко применяют учение Дарвина. Ноши советские ученые достигли в области селекции небывалых успехов, обогатив нашу Родину новыми видами растений и живот ных. Кому из читателей неиз вестны имена советских ученых, которыми мы по праву гооднмся: Мичурин, совершивший револю цию в садоводстве, Лысенко, от крывший яровизацию. Иванов, создавший новые породы овец и свиней. Цмцин, иолучяршпий многолетию^ пшеницу, и многие турные растения издавна вошли другие? 2. Естественный отбор • А как же обстоит дело с ди кими животными и растениями, где нет регулирующего влияния человека, как говорит Дарвнн, «воли заводчика»? Здесь также имеется и изменчивость и наслед ственность, но где тот «завод, чнк», который проводит отбор? Ответом на этот вопрос служит учение Дарвина о борьбе за су ществование и естественном о т боре. Хотя и до Дарвина выска зывались соображения о борьбе за существование, однако Дарвин пришел к идее борьЬы за сущест вование на основании собствен ных наблюдений. Он считает борьбой за существование всякую зависимость одного живого су щества от другого, а также вза имоотношения живых организмов с * окружающей средой. Дарвин показал, что одно из основных свойств живых существ — это способность к безграничному раз множению и распространению, но этой безграничности в окружа ющей природе создаются препят ствия. Из столкновения двух жизненых явлений — сремления к размножению и различных пре пятствий к этому—возникает це лесообразность организации жи вых существ, их привычки и строение. Живым организмам приходится вести борьбу с силами окружаю щей природы (климат, почва и пр.) и, само самой разумеется, выживают те, которые более при способлены. Одним видам организмов при ходится вести борьбу за жизнь и пищу с другими видами это . так называемая межвидовая борь ба; это борьба между хищными и травоядными животными, между этими последними и растениями, между паразитом и его хозяином и пр. В этой борьбе один вид мо жет полностью уничтожить дру гой, либо могут погибнуть слабые особи, наименее приспособлен- 'яые. Однако наиболее ожесточен ный характер носит борьба между особями одного и того же вида (внутривидовая борьба), «так как они обитают в той же местно сти, нуждаются в той же пчще, подвергаются тем же опасностям» (Дарвин). Эта борьба сводится к конкуренции за пищ-у, воду, воз дух, свет, а также борьба за самку, причем в этой борьбе по гибает часть наименее приспособ ленных конкурирующих самцов. Результатом борьбы за сущест вование, результатом различной приспособленности отдельных ин дивидуумов является выживание одних, обладающих каким-либо преимуществом в суровой борьбе за жизнь, н гибель малоприспо собленных. «Сохранение полезных индивидуальных отличий или из менений и уничтожение вред ных» Дарвин назвал естественным отбором или- переживанием наи более приспособленных. Таким образом, Дарвин показал, что в природе и без участия че- ловека действует то же движу щее начало эволюции — «отбор». Здесь также доминируют три элемента эволюционной идеи. — изменчивость, наследственность и отбор, но только вместо искусст венного отбора в природе господ ствует естественный отбор — результат борьбы за сущест;*»а- иие. Все изложенное относится ко всем млекопитающим животным, кроме человека, так как человек отличается от других животных своей трудовой деятельностью. Применяя орудия труда, человек подчиняет окружающую прирехду, и у человека ранний, биологиче ский характер эволюции сменился социальными закономерностями. Взиду этого вопрос о происхож дении человека представляет осо бую тему. Таковы в кратких чертях ос- доинме п ол ^ж ^ гя учетгпя Ч. п ап- вина о развитии живой природы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz