Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.
К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 5 сеиября 1946 г., N: 207 (2893f. С боевых учений Стрельба молодых торпедистов Йриказаниё Ь приготовлении торпедного аппарата к стрельбе •постудило неожиданно. Отделение торпедистов «состоит из молодых матросов, недавно пришедших на корабль. Только командир отделения старшина 2 ^статьи Чудаков — ветеран вой ны. Он служит сверхсрочную, пла вал на Балтийском, Баренцевом и Белом морях, участвовал во всех боевых походах корабля. Много десятков торпедных стрельб под готовил и провел Чудаков. Но се годня и он волнуется — предсто ит особенно серьезная стрельба. ]'• У торпедного аппарата закипе ла работа. Его развернули, тор педу вытащили и стали приготов лять к выстрелу. j Торпедисты Помещиков и Пак- шин на корабле служат меньше года. Предстоящая стрельба у них будет только третьей, которую они готовили самостоятельно. При чем одна из предыдущих стрельб была неудачной. Поэтому Чудаков тщательно контролирует их -рабо ту. Они проверили приборы, ма шину и укупорку торпеды на гер метичность,' затем произвели за ливку воды, керосина, масла и накачали воздух дв положенного давления. Внимательно пригото вили практическое зарядное отде ление, а поверхность торпеды по крыли густым слоем смазки. Торпеда готова. Однако при за ряжании ее в аппарат, из-за тех нической неполадки приборе «вы теснения произошло продуваний торпеды. Три раза торпедисты вновь заливали воду в торпеду, и три раза она продувалась. Но все- таки неполадка была обнаружена и устранена. Подготовка торпе да была закончена намного раньше положенного срока. Эсминец вышел в район учений Когда показался корабль — цель, он резко увеличил ход и начал маневрирование,- чтобы выбрать наивыгоднейшую позицию для атаки. Комавдцр БЧ-1П лейтенант Смораков, находясь на мостике, управлял торпедной стрельбой. — Аппараты, правый борт, начать наводку! По этой команде наводчик вто рого аппарата матрос Помещиков начал совмещать стрелки. Второй торпедист матрос Пакшин дубли ровал наводку, готовый в каждое мгновение * переходу на ручное управление. -Эсминец лег на боевой курс. Привычными, уверенными движе ниями Чудаков довел до места ру коятки патронников. Помещиков, не отрывая глаз от приборов на води , выдернул чеку. Наступал самый напряженный момент — атака. Сигнал «рцы» взвился до места, резко прозвучал ревун и одновременно по телефону подали команду «залп». Лейтенант Смо раков, нажав кнопку, замкнул электрическую цепь. В этот же момент командир аппарата дернул за боевую рукоятку. С шумом вылетела из аппарата торпеда. Эсминец начал постановку дымзавесы, и за его кормой вырос ла плотная, непроницаемая стена. Закончив атаку, корабль раз вернулся и пошел по следу своей торпеды. С ходового костяка и верхних боевых постов десятки наблюдателей внимательно всмат ривались в море, отыскивая тор педу. Вскоре она была обнаруже на. Застопорили ход. За борт бы ла спущена шестерка. В ней раз местились, кроме гребцов, торпе дисты Петров и 'Кутузов. Шлюп ка направилась к торпеде. Матрос Кутузов, перегнувшись через борт, ловко ухватил торпеду за рым> продел фалинь и надежно прикрепи торпеду к шлюпке. В это время с корабля-мишеаи была получена радиограмма: «Ру ководитель учений выражает свое удовлетворение стрельбой и бла годарит личный состав». Б. НАУМОВ. И з о пы т а в о й ны ВОЗДУШНЫЙ БОЙ НА МАЛЫХ ВЫСОТАХ L Артиллеристы показали высокую выучку Корабль готовился к выходу в море. Личный состав БЧ-П звал, что ему в этом походе придется сдавать пять огневых задач и по этому с особой тщательностью готовил свое оружие. Выполнение огневых задач на- 1чалось стрельбой по конусу. Огонь вели поочередно зенитная бата рея, автоматы и пулеметы. Было сразу заметно, что зенитчики не плохо подготовились к стрельбе: их снаряды и трассы ложились точно по коиусу. Это подтвердил и летчик-буксировщик, который обнаружил в конусе много про- ,Ооин. . Зенитчиков смолили артилле ристы главного калибра. Перед ними стояла очень сложная зада ла: с большой дистанции поразить -полузатопленный щит, буксируе мый катером. По существу щита, и не было видно. Заметен был лишь небольшой бурул. Выпол нение этой задачи усложнялось еще и тем, что половину личного состава плавного калибра состав ляли молодые матросы. Тем не ме нее артиллеристы показали высо кую боевую выучку: они с треть его залпа накрыли цель. Когда катер ближе подбуксиро- вал щит, в ход снова вступила зенитная батарея, а после авто маты. Особо, успешно вел огонь автомат старшины второй статьи Полещука. Он с первых залпов поразил цель. Продолжая огонь. Полещук ш разу не отклоняйся в сторону и все очереди точно пос лал по щиту. Старшина 2 статьи И. БАРАНОВ, В годы Отечественной войны летчикам нашей части приходи лось сражаться с немецкими ис требителями в самых сложных условиях. Зачастую мы летали в восьми и десятибальную облач ность, бои проходили на малых высотах — 100— 600 метров. Но и при этих невероягно тяжелых об стоятельствах наши пилоты неиз менно выходили победителями. Анализируя проведенные воз душные бои на малых высотах, можно сделать некоторые выводы. Если нам удавалось первыми обна руживать противника, а к этому должен стремиться каждый совет ский летчик, мы немедленно опу скались из-за кромки облачности ниже облаков на 100— 200 мет ров и осматривались, нет ли еще поблизости пары самолетов про тивника. Обнаружив их. мы сни жались и атаковывали врата снизу с последующим заходом в хвост замыкающему. Бывали случаи, когда немецкие истребители шли в лобовую атаку. В таких случаях мы развивали максимальную скорость и вели бои либо на отрыве или же на полу- вертикалях. И в первом и во вто ром случаях, благодаря хорошей маневренности отечественного са молета «Яковлев», наши летчики добивались преимущества над про тивником. Следует заметать, что как бои на виражах, так и на полуверти калях на небольших высотах тре буют от летчика безукоризненной техники пилотирования. Летчик должен уметь рассчитать каждый метр своего полета, стремиться всегда первым атаковать врага, уметь учитывать каждую долю секунды, сокращать радиусы ви ражей, безупречно выполнять все фигуры высшего пилотажа и смело ходить бреющим полетом. В умелых руках истребитель «Яковлев» — грозное оружие. Он обладает высокими летно-тактиче- скими данными.1 Однажды четверка «Яковле вых» прикрывала группу «Илью шиных». При выходе из атаки их пытались атаковать шесть «Мес- сершмиттов». Завязался неравный бой на высоте 100 метров. Веду щий группы истребителей Лапин умело руководил боем. Котда наши летчики расчленили грушу не мецких самолетов и сбили два из них, в воздушный бой ввязалось еще 10 вражеских машин. Таким образом, гитлеровцы имели прево сходство в четыре раза. Во Лапин хорошо построил оборону «Илью шиных». В момент, когда «Мессер- шмитты» шли в атаку., «Яковле вы» бросались им навстречу. Нем цы не выдерживали лобового уда ра ж отворачивали. Наши истреби тели, делая восьмерки, подходили к штурмовикам и, как только немцы начинали приближаться к «Илам», их вновь отгоняли наши истребители. Лапину со своей группой уда лось не только нарушить боевой порядок, но и сбить 4 фашистских самолета, не потеряв ни одной своей машины. < Поучителен и второй воздуш ный бой, проведенный лейтенан том Дмитрик со своим ведомым. В етот день облачность была иорадка 6— 8 баллов. «Ильюши ны», невзирая на огонь противни ка, не сворачивая с боевого курса, пошли в атаку. Истребители бар ражировали в районе выхода штурмовиков из атаки. Вскоре Дмитрик заметил идущую брею щим полетом пару «Фокке-Вуль фов» Он принял решение — ата ковать их своей парой. Г ,-с* • . «Фокке-Вульфы» хотели от влечь внимание совётских летчи ков и разбить их силы. Они при менили свой излюбленный маневр- расчленение. Ведущий немецкий летчик принял бой, а его ведомый пошел вверх. Дмитрик ринулся на ведущего. Ему удалось сразу зай ти вражескому самолету в хвост Враг стал хитрить. Но это но по могло. Тем временем ведомый Дмитрика Старков, находясь во внутреннем пеленге, своим огнем не давал немцу сократить вираж. Этим он помог Дмитрику зайти в хвост немецкой машине и с ди станции 40 метров открыть огонь. Фашистская машина была сбита. Разделавшись с врагом, Дмит рии подошел к «Илам» и стал их сопровождать. Не менее показателен и другой бой, проведенный этими же лет чиками. Дмитрик находился со своим ведомым в группе боя. В дё- сяти километрах от цели они за метили приближающиеся самолеты врага. Развернувшись на против ника, Дмитрик услышал по радио голос летчика Демидова. — Атакую, прикрой! Когда Дмитрик подошел ближе, он увидел, что Демидова зажали 6 «Мессершмиттов». Отогнав от машины Демидова пару «Ме-109», он пошел вверх навстречу осталь ным самолетам врага. Немцы ра зошлись по парам. Они решили расчленить нашу пару. 2 «фок- кера» и 2 «стодевятых» броси лись на машины Дмитрик и Стар кова. Дмитрик завязал бой на ви ражах. Зайдя в хвост ведомому «мессеру», он открыл огонь. Не мец вышел из боя в обратную сто рону и полез вверх. Этот маневр ставил его в невыгодное положе ние. Он подавлял срою машину под удар. Одна&со это была лишь уловка. Дмитрик разгадал маневр ___^ __________ немца и продолжал виражить за КЯ(>Г0 (примеров, говорящих о том, дущий принял решение отходтть с боем. Временами, когда нашим летчикам удавалось оторваться о 1 противника, они летели по пря мой. А когда немцы подходили близко, они делали резкие разво роты и уходили от них на пере секающихся курсах. После ряда таких маневров на -—^ шн летчики навязали немцам ак тивный бой, потому что иначе от них нельзя было оторваться. Вско ре преимущество в высоте оказа лось за нашими летчиками. Немец кие пилоты пошли в вираж. Но решительный атаки пары совет ских самолетов заставили их ре тироваться. Воздушный бой пары «Яков левых» длился 25 минут на про тяжении 75 километров. Дмитрик и Старков победили петому, что умели драться на малых высотах, отлично владели самолетами. В этом бою они продемонстрировали отличную слетанность пары. Выше мы говорили исключи тельно о боях над морем. Следует также отметить особенности веде ния боя на малых высотах над сушей. Здесь от летчика тре буется еще больше мастерства, так как складки местности, горы, ущелья могут ежесекундно стать на его пути. Многие из на ших летчиков умело вич ооа над сушей. Однако отдельные пилоты, не обладая искусством пилотиро вания на низких высотах, попла тились своей жизнью. Летчик Лучкин допустил роко вую ошибку. В воздушном бою,- который проходил над скалами и ущельями, немецкий истреби тель зашел ему в хвост. Для выхо да из создавшегося положения можно было сделать ряд маневров: зайти в облачность или прикры ться складками местности и вый ти из-под удара. Но Лучкнн слабо пилотировал машину на пизеих высотах, не умел вести бой в та ких условиях. Единственный вы ход из критического положения видел в переворот^. Но низкая в сота помешала ему вьыплнагь этот маневр, и он врезался в зем лю. Можно было бы привести еще * его ведущим. В таких случаях ре комендуется делать виражи «нак ладкой». Машина мгновенно дела- f ет мубокйй и короткий по «ради- ] усу» вираж. Дмитрик так я посту пил. Сделав вираж «накладаой», он моментально очупися в хвосте у немецкого самолета. Пушечная очередь решила исход боя в поль зу Дмитрика. Но нашу пару нем цам все же удалось расчленить. Тем временем Старков дрался на лобовых с двумя «Фокке-Вуль- фами». После первой атаки не мецкий лётчик увлек Старкова в вираж, а второй ведомый ушел вверх. Старкову удалось вэйти в вираж раньше противника и в се редине виража открыть по врагу огонь. Стремясь уйти из-под уда ра, немецкий летчик пошел в пи ке. Старков догнал его и сбил. После того, как Дмитрик сбил один самолет, он был атакован 3 «стодевятыми». Наш ведущий све чой ушел вверх. Немцы не смогли на своих машинах совершить та кой маневр. Сделав управляемый полупереворот, Дмитрик увидел своего ведомого, который спешил I к нему на номощь. Теперь наши | как наши лстчикк в тяжелых условиях сражались на отечест венной машине, в е я бои на ма лых высотах и добивались победы над численно превосходящим про тивником. Но и этих достаточно для того, чтобы сделать вывод, что основное и решающее значе ние в бою на малых высотах име ет отличное летное мастерство пи лота, хорошая осмотрительность, высокая техника пилотирования. Памятуя об этом, мы в обучении молодых летчиков особое внимает, обращаем па технику пилотнрава-- ния на низких высотах. Каждый вылет используется для отработ- в ки полета на бреющем, на вираже. На высотах 200— 300 метров мо лодые летчики отшлифовывают на скоростных машинах искусство пилотирования. Они учатся делать боевые развороты с бреющего по лота, горки, отрабатывают полет парами. Д Бой на малых высотах ележетг-,- ,;Д но на советских машинах его мож но вести успешно. Требуются лишь хорошее взаимодействие в паре, умение пилотировать, гра мотно использовать все преиму- летчпки снова дрались парой. Го- j щества боевой машины., рючее у них было на исходе, и вё* Капитан А. МАЛИНОВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz