Краснофлотец. 1946 год. Сентябрь.

К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 5 сеиября 1946 г., N: 207 (2893f. С боевых учений Стрельба молодых торпедистов Йриказаниё Ь приготовлении торпедного аппарата к стрельбе •постудило неожиданно. Отделение торпедистов «состоит из молодых матросов, недавно пришедших на корабль. Только командир отделения старшина 2 ^статьи Чудаков — ветеран вой­ ны. Он служит сверхсрочную, пла­ вал на Балтийском, Баренцевом и Белом морях, участвовал во всех боевых походах корабля. Много десятков торпедных стрельб под­ готовил и провел Чудаков. Но се­ годня и он волнуется — предсто­ ит особенно серьезная стрельба. ]'• У торпедного аппарата закипе­ ла работа. Его развернули, тор­ педу вытащили и стали приготов­ лять к выстрелу. j Торпедисты Помещиков и Пак- шин на корабле служат меньше года. Предстоящая стрельба у них будет только третьей, которую они готовили самостоятельно. При­ чем одна из предыдущих стрельб была неудачной. Поэтому Чудаков тщательно контролирует их -рабо­ ту. Они проверили приборы, ма­ шину и укупорку торпеды на гер­ метичность,' затем произвели за­ ливку воды, керосина, масла и накачали воздух дв положенного давления. Внимательно пригото­ вили практическое зарядное отде­ ление, а поверхность торпеды по­ крыли густым слоем смазки. Торпеда готова. Однако при за­ ряжании ее в аппарат, из-за тех­ нической неполадки приборе «вы­ теснения произошло продуваний торпеды. Три раза торпедисты вновь заливали воду в торпеду, и три раза она продувалась. Но все- таки неполадка была обнаружена и устранена. Подготовка торпе­ да была закончена намного раньше положенного срока. Эсминец вышел в район учений Когда показался корабль — цель, он резко увеличил ход и начал маневрирование,- чтобы выбрать наивыгоднейшую позицию для атаки. Комавдцр БЧ-1П лейтенант Смораков, находясь на мостике, управлял торпедной стрельбой. — Аппараты, правый борт, начать наводку! По этой команде наводчик вто­ рого аппарата матрос Помещиков начал совмещать стрелки. Второй торпедист матрос Пакшин дубли­ ровал наводку, готовый в каждое мгновение * переходу на ручное управление. -Эсминец лег на боевой курс. Привычными, уверенными движе­ ниями Чудаков довел до места ру­ коятки патронников. Помещиков, не отрывая глаз от приборов на­ води , выдернул чеку. Наступал самый напряженный момент — атака. Сигнал «рцы» взвился до места, резко прозвучал ревун и одновременно по телефону подали команду «залп». Лейтенант Смо­ раков, нажав кнопку, замкнул электрическую цепь. В этот же момент командир аппарата дернул за боевую рукоятку. С шумом вылетела из аппарата торпеда. Эсминец начал постановку дымзавесы, и за его кормой вырос­ ла плотная, непроницаемая стена. Закончив атаку, корабль раз­ вернулся и пошел по следу своей торпеды. С ходового костяка и верхних боевых постов десятки наблюдателей внимательно всмат­ ривались в море, отыскивая тор­ педу. Вскоре она была обнаруже­ на. Застопорили ход. За борт бы­ ла спущена шестерка. В ней раз­ местились, кроме гребцов, торпе­ дисты Петров и 'Кутузов. Шлюп­ ка направилась к торпеде. Матрос Кутузов, перегнувшись через борт, ловко ухватил торпеду за рым> продел фалинь и надежно прикрепи торпеду к шлюпке. В это время с корабля-мишеаи была получена радиограмма: «Ру­ ководитель учений выражает свое удовлетворение стрельбой и бла­ годарит личный состав». Б. НАУМОВ. И з о пы т а в о й ны ВОЗДУШНЫЙ БОЙ НА МАЛЫХ ВЫСОТАХ L Артиллеристы показали высокую выучку Корабль готовился к выходу в море. Личный состав БЧ-П звал, что ему в этом походе придется сдавать пять огневых задач и по­ этому с особой тщательностью готовил свое оружие. Выполнение огневых задач на- 1чалось стрельбой по конусу. Огонь вели поочередно зенитная бата­ рея, автоматы и пулеметы. Было сразу заметно, что зенитчики не­ плохо подготовились к стрельбе: их снаряды и трассы ложились точно по коиусу. Это подтвердил и летчик-буксировщик, который обнаружил в конусе много про- ,Ооин. . Зенитчиков смолили артилле­ ристы главного калибра. Перед ними стояла очень сложная зада­ ла: с большой дистанции поразить -полузатопленный щит, буксируе­ мый катером. По существу щита, и не было видно. Заметен был лишь небольшой бурул. Выпол­ нение этой задачи усложнялось еще и тем, что половину личного состава плавного калибра состав­ ляли молодые матросы. Тем не ме­ нее артиллеристы показали высо­ кую боевую выучку: они с треть­ его залпа накрыли цель. Когда катер ближе подбуксиро- вал щит, в ход снова вступила зенитная батарея, а после авто­ маты. Особо, успешно вел огонь автомат старшины второй статьи Полещука. Он с первых залпов поразил цель. Продолжая огонь. Полещук ш разу не отклоняйся в сторону и все очереди точно пос­ лал по щиту. Старшина 2 статьи И. БАРАНОВ, В годы Отечественной войны летчикам нашей части приходи­ лось сражаться с немецкими ис­ требителями в самых сложных условиях. Зачастую мы летали в восьми и десятибальную облач­ ность, бои проходили на малых высотах — 100— 600 метров. Но и при этих невероягно тяжелых об­ стоятельствах наши пилоты неиз­ менно выходили победителями. Анализируя проведенные воз­ душные бои на малых высотах, можно сделать некоторые выводы. Если нам удавалось первыми обна­ руживать противника, а к этому должен стремиться каждый совет­ ский летчик, мы немедленно опу­ скались из-за кромки облачности ниже облаков на 100— 200 мет­ ров и осматривались, нет ли еще поблизости пары самолетов про­ тивника. Обнаружив их. мы сни­ жались и атаковывали врата снизу с последующим заходом в хвост замыкающему. Бывали случаи, когда немецкие истребители шли в лобовую атаку. В таких случаях мы развивали максимальную скорость и вели бои либо на отрыве или же на полу- вертикалях. И в первом и во вто­ ром случаях, благодаря хорошей маневренности отечественного са­ молета «Яковлев», наши летчики добивались преимущества над про­ тивником. Следует заметать, что как бои на виражах, так и на полуверти­ калях на небольших высотах тре­ буют от летчика безукоризненной техники пилотирования. Летчик должен уметь рассчитать каждый метр своего полета, стремиться всегда первым атаковать врага, уметь учитывать каждую долю секунды, сокращать радиусы ви­ ражей, безупречно выполнять все фигуры высшего пилотажа и смело ходить бреющим полетом. В умелых руках истребитель «Яковлев» — грозное оружие. Он обладает высокими летно-тактиче- скими данными.1 Однажды четверка «Яковле­ вых» прикрывала группу «Илью­ шиных». При выходе из атаки их пытались атаковать шесть «Мес- сершмиттов». Завязался неравный бой на высоте 100 метров. Веду­ щий группы истребителей Лапин умело руководил боем. Котда наши летчики расчленили грушу не­ мецких самолетов и сбили два из них, в воздушный бой ввязалось еще 10 вражеских машин. Таким образом, гитлеровцы имели прево­ сходство в четыре раза. Во Лапин хорошо построил оборону «Илью­ шиных». В момент, когда «Мессер- шмитты» шли в атаку., «Яковле­ вы» бросались им навстречу. Нем­ цы не выдерживали лобового уда­ ра ж отворачивали. Наши истреби­ тели, делая восьмерки, подходили к штурмовикам и, как только немцы начинали приближаться к «Илам», их вновь отгоняли наши истребители. Лапину со своей группой уда­ лось не только нарушить боевой порядок, но и сбить 4 фашистских самолета, не потеряв ни одной своей машины. < Поучителен и второй воздуш­ ный бой, проведенный лейтенан­ том Дмитрик со своим ведомым. В етот день облачность была иорадка 6— 8 баллов. «Ильюши­ ны», невзирая на огонь противни­ ка, не сворачивая с боевого курса, пошли в атаку. Истребители бар­ ражировали в районе выхода штурмовиков из атаки. Вскоре Дмитрик заметил идущую брею щим полетом пару «Фокке-Вуль фов» Он принял решение — ата ковать их своей парой. Г ,-с* • . «Фокке-Вульфы» хотели от влечь внимание совётских летчи ков и разбить их силы. Они при­ менили свой излюбленный маневр- расчленение. Ведущий немецкий летчик принял бой, а его ведомый пошел вверх. Дмитрик ринулся на ведущего. Ему удалось сразу зай­ ти вражескому самолету в хвост Враг стал хитрить. Но это но по­ могло. Тем временем ведомый Дмитрика Старков, находясь во внутреннем пеленге, своим огнем не давал немцу сократить вираж. Этим он помог Дмитрику зайти в хвост немецкой машине и с ди­ станции 40 метров открыть огонь. Фашистская машина была сбита. Разделавшись с врагом, Дмит­ рии подошел к «Илам» и стал их сопровождать. Не менее показателен и другой бой, проведенный этими же лет­ чиками. Дмитрик находился со своим ведомым в группе боя. В дё- сяти километрах от цели они за­ метили приближающиеся самолеты врага. Развернувшись на против­ ника, Дмитрик услышал по радио голос летчика Демидова. — Атакую, прикрой! Когда Дмитрик подошел ближе, он увидел, что Демидова зажали 6 «Мессершмиттов». Отогнав от машины Демидова пару «Ме-109», он пошел вверх навстречу осталь­ ным самолетам врага. Немцы ра­ зошлись по парам. Они решили расчленить нашу пару. 2 «фок- кера» и 2 «стодевятых» броси­ лись на машины Дмитрик и Стар­ кова. Дмитрик завязал бой на ви­ ражах. Зайдя в хвост ведомому «мессеру», он открыл огонь. Не­ мец вышел из боя в обратную сто­ рону и полез вверх. Этот маневр ставил его в невыгодное положе­ ние. Он подавлял срою машину под удар. Одна&со это была лишь уловка. Дмитрик разгадал маневр ___^ __________ немца и продолжал виражить за КЯ(>Г0 (примеров, говорящих о том, дущий принял решение отходтть с боем. Временами, когда нашим летчикам удавалось оторваться о 1 противника, они летели по пря­ мой. А когда немцы подходили близко, они делали резкие разво­ роты и уходили от них на пере­ секающихся курсах. После ряда таких маневров на -—^ шн летчики навязали немцам ак­ тивный бой, потому что иначе от них нельзя было оторваться. Вско­ ре преимущество в высоте оказа­ лось за нашими летчиками. Немец­ кие пилоты пошли в вираж. Но решительный атаки пары совет­ ских самолетов заставили их ре­ тироваться. Воздушный бой пары «Яков­ левых» длился 25 минут на про­ тяжении 75 километров. Дмитрик и Старков победили петому, что умели драться на малых высотах, отлично владели самолетами. В этом бою они продемонстрировали отличную слетанность пары. Выше мы говорили исключи­ тельно о боях над морем. Следует также отметить особенности веде­ ния боя на малых высотах над сушей. Здесь от летчика тре буется еще больше мастерства, так как складки местности, горы, ущелья могут ежесекундно стать на его пути. Многие из на­ ших летчиков умело вич ооа над сушей. Однако отдельные пилоты, не обладая искусством пилотиро­ вания на низких высотах, попла­ тились своей жизнью. Летчик Лучкин допустил роко­ вую ошибку. В воздушном бою,- который проходил над скалами и ущельями, немецкий истреби тель зашел ему в хвост. Для выхо­ да из создавшегося положения можно было сделать ряд маневров: зайти в облачность или прикры­ ться складками местности и вый­ ти из-под удара. Но Лучкнн слабо пилотировал машину на пизеих высотах, не умел вести бой в та­ ких условиях. Единственный вы­ ход из критического положения видел в переворот^. Но низкая в сота помешала ему вьыплнагь этот маневр, и он врезался в зем­ лю. Можно было бы привести еще * его ведущим. В таких случаях ре­ комендуется делать виражи «нак­ ладкой». Машина мгновенно дела- f ет мубокйй и короткий по «ради- ] усу» вираж. Дмитрик так я посту­ пил. Сделав вираж «накладаой», он моментально очупися в хвосте у немецкого самолета. Пушечная очередь решила исход боя в поль­ зу Дмитрика. Но нашу пару нем­ цам все же удалось расчленить. Тем временем Старков дрался на лобовых с двумя «Фокке-Вуль- фами». После первой атаки не­ мецкий лётчик увлек Старкова в вираж, а второй ведомый ушел вверх. Старкову удалось вэйти в вираж раньше противника и в се­ редине виража открыть по врагу огонь. Стремясь уйти из-под уда­ ра, немецкий летчик пошел в пи­ ке. Старков догнал его и сбил. После того, как Дмитрик сбил один самолет, он был атакован 3 «стодевятыми». Наш ведущий све­ чой ушел вверх. Немцы не смогли на своих машинах совершить та­ кой маневр. Сделав управляемый полупереворот, Дмитрик увидел своего ведомого, который спешил I к нему на номощь. Теперь наши | как наши лстчикк в тяжелых условиях сражались на отечест­ венной машине, в е я бои на ма­ лых высотах и добивались победы над численно превосходящим про­ тивником. Но и этих достаточно для того, чтобы сделать вывод, что основное и решающее значе­ ние в бою на малых высотах име­ ет отличное летное мастерство пи­ лота, хорошая осмотрительность, высокая техника пилотирования. Памятуя об этом, мы в обучении молодых летчиков особое внимает, обращаем па технику пилотнрава-- ния на низких высотах. Каждый вылет используется для отработ- в ки полета на бреющем, на вираже. На высотах 200— 300 метров мо­ лодые летчики отшлифовывают на скоростных машинах искусство пилотирования. Они учатся делать боевые развороты с бреющего по­ лота, горки, отрабатывают полет парами. Д Бой на малых высотах ележетг-,- ,;Д но на советских машинах его мож­ но вести успешно. Требуются лишь хорошее взаимодействие в паре, умение пилотировать, гра­ мотно использовать все преиму- летчпки снова дрались парой. Го- j щества боевой машины., рючее у них было на исходе, и вё* Капитан А. МАЛИНОВСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz