Краснофлотец.1946 год. Май.
30 мая 1946 г., № 124 (2510)» ------- - - .... К Р А С Н 0 Ф Л 0 Т Е И * —-______.____________________________ _____________ * = 9 ЗАЯВЛЕНИЕ В. М. МОЛОТОВА ОБ ИТОГАХ ПАРИЖСКОГО СОВЕЩАНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ СОВЕТСКОЙ ПЕЧАТИ (О ио I ».... -.... -■■- ___ ■- действия для иностранного капита ла и т. п. С другой стороны, со ветская делегация не могла игно рировать национальные интересы бывших государств-сателлитов, •^-которые теперь встали на путь демократического развития и эко номического возрождения, — по- . скольку Советский Союз не может поддерживать стремление каких-либо государств к экономическому закабалению других стран, хотя бы и бывших в первые годы вой ны на стороне врага. Нельзя, в самом деле, рассматривать Ита л ию или какое-либо другое подоб ное государство как какую-то колонию, где оккупирующие дер жавы хозяйничали бы по своему усмотрению, не считаясь с нацио нальными интересами этих госу дарств. Большое внимание было уделено -вопросу о создании в Италии «До говорной комиссии» из предста вителей Соединенных Штатов, Англии, СССР и Франции. По аме риканскому проекту «Договорная Г комиссия» должна в течение 18 месяцев после заключения мира выполнять такие функции, кото рые будутейпредписаны мирным договором в отношении различных военных вопросов, репараций, реституций, военных преступни ков и т. д. При этом предлагалось, чтобы Комиссия обладала как '^пополнительными, так и судебны ми полномочиями, то-есть имела бы исключительно широкие пра ва на территории иностранного демократического государства. Ее чрезвычайно широкие полномочия находились бы в противоречии с суверенитетом итальянского госу дарства, которому после подписа ния мирного договора должен быть открыт путь для вступления в ря- *ды Об’единенных наций. Совет ская делегация считала, что соз- | данне Комиссии как с исполни- ' тельными, так и с судебными полномочиями напоминало бычто- то вроде режима капитуляций для Италии, что никак не вяжется с принципом государственного суве ренитета Италии. С нашей сторо ны указывалось и на то, что уч реждение такой Комиссии нахо дятся в противоречии с иредложе- ^ "кием об облегчении условийпере- мирпя, которые были подписаны в Париже. Не удалось договориться н по этому вопросу. Надо думать, однако, что дальнейшие размыш ления убедят авторов этого пред ложения в нецелесообразности на стаивать на создании «Договорной комиссии». Как известно, по инициативе французской делегации на сове щании обсуждался также вопрос о Германии. Франция вновь настаи вала на отделении от Германии Рурской. Рейнской и Саарской об ластей, но обсуждение этого во проса на Парижской сессии не развернулось. С другой стороны, американская делегация предло жила обсудить проект договора между Соединенными Штатами, Великобританией, СССР и Фран циейо разоружении и демилитари зации Германии на^Б-летний срок в духе известных предложений се натора Вандепберга При этом г-н ,Бирнс указывал, что еще в декаб- рс месяце прошлого года, находясь '•р. Москве, он спрапптал Сталина об его отношении к возможности заключения такого рода договора ч а н и () и получил от него принципиальное согласие на ото. Следует, однако, иметь в виду, что г-н Бирнс до пускает здесь некоторую неточ ность, ибо в декабре г-н Бирнс еще не имел проекта такого договора и, следовательно, не могло иметь место «согласие» Сталина с несу ществующим договорои, и дело ограничилось тогда только корот ким обменом взглядов об идее до говора о взаимной помощи на слу чай возобновления немецкой им японской агрессия. Между тем, представленныйпозже г-нои Бирн сом проект договора исключает вопрос о взаимной помощи против ненецкой ж японской агрессии, трактует лишь о разоружении ж почему-то обходит важнейшие ре шения в отношении Гериании, принятые союзникам и в Тегеране, Ялте и Берлине, и может повести к ослаблению межсоюзного контро ля, направленного на недопущение возрождения германской агрессии, в то вреия как ослабление такого контроля, конечно, совершенно недопустимо. Советская делегация высказалась за то, чтобы проект договора был подвергнут предва- рительноиу изучению соответст- вующини правительстваин и что бы решение об этом договоре не , принималось второпях. Тен более, что г-н Бирнс раз’яснил, что этот договор может приобрести силу только после подписания нирного договора с Германией, а в Гериа нии, как известно, еще не инеет- ся даже и зародыша правительст ва, с который иожно было бы за ключить иирный договор. Вот по- чену советская делегация высту пила с другни предложением. Она указала на то, что, прежде чем говорить о новом договоре относи тельно разоружения и денилита- ризации Гериании, следует прове рить, как выполнены прежние ре шения союзников о проведении разоружения Гериании. Это пред ложение, в конце концов, и было принято. Ж теперь Контрольный Совет в Германии обсуждает прак тические шаги по созданию такой комиссии, которая проверила бы во всех зонах оккупации Герма нии, как именно на деле было про ведено разоружение германских вооруженных сил за истекший год после капитуляции Гериании. На до думать, что эта проверка поио- жет точному выполнению условий капитуляции Германии и выработ ке дальнейших мер в интересах обеспечения безопасности в Евро- П6. 1* *« • Буквально накануне закрытия Парижского совещания г-н Бирнс внес еще один проект, — на этот раз был внесен проект о созыве в ноябре несяце текущего года кон ференции союзников для рассмот рения мирного договора с Гериа- нней. Это предложение было теи более неожиданный, что до сих пор пи г-н Бирнс и никто другой не внес никаких предложений по во просу о таком мирном договоре, не говоря уже о том, что не суще ствует еще какого-либо герман ского правительства, с которым можно было бы заключить мир ныйдоговор. В связи с этим мож но напомнить, что глава Советско го правительства И. В. Сталия ещо в июле месяце прошлого года вносил на Берлинской конферен ции предложение об образовании какой-либо центральной общегер манской администрации. Другие участники Берлинской конферен ции высказались тогда против обсуждения этого вопроса. С тех пор этот вопрос никем не воз буждался. При таком положении естественно, что предложение г-на Бирнса о созыве конференции для рассиотреиия мирного договора с Германией не могло быта принято на совещании в Париже. Этот во прос, разумеется, также не может быть решен второпях. О чей говорят итоги совещании в Париже? Итоги совещания показывают, что при обсуждении проектов пер вых пяти мирных договоров вы явились некоторые разногласия между правительствами, на кото рых лежит ответственность за подготовку этих договоров. При этом обнаружилось, что по проек там мирных договоров с Румыни ей, Болгарией, Венгрией и Финлян дией, где главная ответственность, естественно, лежит на Советском Союзе, остались лишь некоторые расхождения, которые не следует преувеличивать. По проекту же мирного договора с Италией, где главная ответственность лежит на -Великобритании и Соединенных Штатах Аиерики, остался ряд не согласованных вопросов крупного значения. И в данном случае Со ветский Сото сделал ряд шагов навстречу общему соглашению. Может быть, это облегчит, в кон це концов, достижение такого со глашения и по этоиу проекту. Парижское совещание показало, что имеются и совершенно неже лательные тенденции при подго товке мирных договоров. Выясни лось, что провозглашенное в неко торых американских кругах так называеное «наступление за мир» выражается иногда просто в жела нии навязать волю двух прави тельств правительству третьего государства. Так оказалось, на пример, с вопросом о судьбе быв ших итальянских колоний, где Со ветский Союз пошел на полный отказ от своих претензий, и все же американская и британская делегации, сблокировавшиеся меж ду собой, не дали возможности принять согласованное решение. В вопросе о репарациях с Италии мы снова встретились с англо - американским блоком, который и здесь вел не «наступление за чир», а наступление на Советский Союз. Сблокировавшись в жела нии навязать Советскому Союзу свою волю, американская и бри танская делегации не захотели по считаться с законнейшими поже ланиями Советского Союза и сор вали возножность согласованного решения и но репарационному во просу. Парижское совещание показало, вместе с теи, что попытки некото рых государств навязать свою во лю другому государству встреча ют естественный отпор. Ни одно уважающее себя союзное государ ство, конечно, не допустит, чтобы ему навязало свою волю другое го сударство. Именно к таким госу дарствам относится Советский Со юз, который, с другой стороны, в достаточной мере показал саое стремление к согласованный дей ствиям с другими странами как во время войны — в интересах победы союзников, так и после войны— в интересах обеспечения прочного мира и безопасности на родов. Иногда говорят, что трудно про вести грань между стремлением к безопасности и стремлением к эк спансии. Действительно, иногда это трудно сделать. Например, ка кими интересами безопасности Соединенных Штатов Америки дик туется требование военных баз на острове Исландия? Очевидно, дело здесь вовсе не в обеспечении без опасности Соединенных Штатов, а в стремлениях совсем другого ро да. Мировая печать переполнена сообщениями о тон, что некоторые круги в Соединенных Штатах, бло кируясь со своини друзьяни в Ве ликобритании, стремятся создать военно-норские и военно-авиаци онные базы во всех частях земно го шара — на островах Тихого и Атлантического океанов, на тер риториях государств Западного и Восточного полушарий/ Недарои в некоторых странах проповедники нового ннрового инпериалистиче- ского господства одного из силь ных государств получили теперь большой вес и, не стесняясь офи циальный положениеи сенатора и депутата, трубят о своих экспан сионистских планах, подстрекают к новым агрессивным войнан, легкомысленно не считаясь с уро ками бесславного краха империа листической Германии и ее планов насчет ннрового господства. Буду щее теперь не на стороне этих господ, а на стороне тех народов, которые, как и Советский Союз, стремятся к прочнойу миру и ин тересы своей безопасности связы вают с интересами безопасности других ниролюбнвых народов. Стремления некоторых сильных государств навязать свою волю другим народам будут инеть иесто н в дальнейшей, но в отношении Советского Союза, как раньше, так н впредь, они обречены на провал. Только стремления к дру- жественнону сотрудничеству, где нет неста для навязывания однону государству воли другого госу дарства или воли двух других го сударств, ногут служить надеж ной основой развития отношений нежду советский государствен и другинн странами. Можно не сон- неваться в тон, что эти принципы международного сотрудничества будут получать все большее при знание и в других демократиче ских странах. Как известно, за вреня войны выработался определенный поря док принятия согласованных неж ду союзникани решений. На кон ференциях в Тегеране, Ялте и Берлине, как и на Московской конференции 1943 года, были нриняты согласованные единоглас ные решения но весьна важный вопросам. Эти решения принима лись не в порядке навязывания одним правительстван воли дру гих правительств, а в порядке дружественного согласия и взаи мопонимания. Этот метод сотруд ничества дал положительные ре зультаты. Теперь в некоторых кругах имеется стремление сло мить этот порядок. Делаются все новые попытки действовать во преки эюму оправдавшейу себя методу работы. Я* Парижем# конференции предлагалось не яг ждаться согласования проекта нирных договоров нежду прав* тельстваин, взявшимися за и г готовку этих проектов. Предлага лось несогласованные проекты пе редать пряно на обсуждение нир- ной конференции из представите лей 21 государства и таи развер нуть споры и борьбу. Советская делегация отклонила эти попытки, ломавшие сложившиеся принципы совместной работы союзнике*. После Парижской конференции гном Бирнсон выдвинут новый план, идущий еще дальше. Пред лагается передать организации Об’единенных наций рассиотрение проектов нирных договоров, но который не будет достигнут* соглашение, хотя, как известно, эта организация не имеет отноше ния к вопросам мирных договоров. Это еще одна попытка сломать порядок согласованной работы, установившийся в последние годы, и использовать методы нажина, угроз и запугиваний. Несостоя тельность этих запугиваний в от ношении Советского Союза оче видна и уже доказана была иного раз. Но такие попытки свидетель ствуют о сильнон стремлении не которых иностранных кругов слонать установившиеся за пос ледние годы принципы совместной работы с Советским Союзом и дау* гини демократическиии государ- стваин и попытаться использовать в отношениях с СССР и другими странами иетоды, чуждые нор- нальнын отношениям нежду го сударствами. Попытки втянуть в такие дела организацию Об’еди- ^ пенных наций уже всей извест ны. Такие вещи иожно делать, если не считаться с рискои по дорвать авторитет организации Об’единенных наций, увлекаясь использованием новых и новых комбинаций голосов в междуна родной организации. Принеры это го мы теперь инеем, и нельзя отрицать, что престиж Совета Безопасности уже был подвергнут серьезный испытаниям. Все это говорит о тон, что подготовка первых нирных до говоров встретилась уже с нена* лыии трудностями. Трудности эти не случайны. В некоторых иност ранных кругах существует стрем ление оттеснить Советский Союз с занятого им по праву почетного места в международных делах и нанести ущерб международному престижу СССР. Но так ногут действовать лишь близорукие реакционные круги, обреченны# ца провал. Ии не понять того, что советское государство, вынесшее на себе главную тяжесть борьбы за спасение человечества от тира нии фашизма, по праву занимает теперь такое положение в нежду* народных отношениях, которое отвечает интересам равноправия больших и малых стран в их стремлении к ниру и безопасно сти. Защищая законные интересы Советского Союза и принципы дружественного сотрудничества е другими денонратическимн стра- нани и давая отпор инпериалистя- ческии реакционный потугам, от куда бы они ни исходили, — Советский Союз чувствует полну» уверенность в правильности свэей политики, направленной на защи ту дела млра н прогресса челове чества. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz