Краснофлотец.1946 год. Май.
К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 30 мая 1946 г.. № 124 (2510) ЗАЯВЛЕНИЕ В. М. МОЛОТОВА ОБ ИТОГАХ ПАРИЖСКОГО СОВЕЩАНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ СОВЕТСКОЙ ПЕЧАТИ Ввиду вопросов, Доставленных корреспондентами «Известий» я «Правды», об итогах совещания Совета министров иностранных дел в Париже, и имея в виду те толкования, которые были даны втим итогам в последнее время в других странах, Министр Ино странных Дел СССР В. М. Молотов сделал следующее заявление: Совещание Совета министров иностранных дел в Париже состоя лось в соответствии с решением Московского совещания трех мини стров, происходившего в декабре месяце прошлого года. Как извест но, Московское совещание, руко водствуясь указаниями Берлин ской конференции трех госу дарств, приняло определенное решение по вопросу о подготовке мирных договоров с Италией, Ру мынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. На Парижской сессии советская делегация исходила из обязательности тонного выполне ния решения Московского сове щания, согласно которому преду смотрен созыв конференции для обсуждения указанных выше мир ных договоров после того, как бу- .дет закончена подготовка соответ ствующих проектов. Согласно ре шению Московского совещания,, требуется, чтобы между прави тельствами Советского Союза, Великобритании, Соединенных Штатов, а в отношении Италии — также и Франции, была достиг лу та необходимая договоренность ггрн выработке указанных мирных договоров. Это означает, что до созыва мирной конференции из представителей 21 государства эти правительства должны выработать согласованные между ними проек ты мирных договоров. Иное пони мание могло бы повести к тому, что, скажем, вместо одного проек т а мирного договора с Италией были бы представлены на конфе ренцию два проекта мирных до говоров с Италией. В этом случае одна группа участников конферен ции стала бы подписывать один мирный договор, а другая группа участников конференции — дру гой мирный договор, что означало бы на деле крах идеи единой мир ной конференции. Идя по этому пути, мы получили бы не одну мирную конференцию, а две мир ных конференции, и стремление народов к прочному миру было бы тем самым подорвано. Нетерпи мость такого положения совершен но очевидна. Поэтому советская 'делегация не могла согласиться с предложением делегации Соеди ненных Штатов Америки о назна чении сроЯа созыва конференции, Независимо от предварительной договоренности при подготовке мирных договоров. Совершенно очевидно также, что это предло жение американской делегации, которое поддерживалось и британ ской делегацией, находилось в противоречии с решениями Бер линской конференции и Москов ского совещания и вообще могло иметь самые нежелательные по следствия для дальнейшего разви тия дружественных отношепий между нациями, стремящимися к /становлению прочного мира. Поэтому усилия советской деле гации на Парижском совещании былинаправлены именно на то, чтобы найти согласованные ре- хпеппл по основным вопросам про ектов мирных договоров Ита лией, Румынией, Болгарией. Вен грией ■ Финляндией. Следует признавая важность участия де- признать, что в этом отношении мократнческой Италии на стороне достигнуты известные положи- союзников в последние годы вой- тельные результаты, хотя их и ны, Советский Союз ограничил нельзя признать достаточными. свои репарационные требования в В результате работ Парижского течение шестилетнего срока весь- совещания подготовку мирных до- ма скромной суммой в 100 мил- говоров дяя Румынии, Болгарии, лионов долларов, что должно слу- Вонгрии и Финляндии, за исклю- жить, по крайней пере, напомн- ченнем оставшихся еще не рас- наниеи о тон, что не иожет быть смотренными экономических ста- безнаказанности за агрессию и тей, можно считать в основной вторжение на чужую территорию, законченно!. Между правитель- Одновременно Советский Союз от- ствами, на которые возложена под; стаивает справедливость р»пара - готовка втнх договоров, согласова- ционных требований для Юго:ла- ны все основные вопросы: террито* вин, Греции и Албании в сумме риальные военные ограничения, 200 миллионов долларов. Эти циф- репарации и другие. Этону способ- ры показывают, что вашп репара' ствовало то обстоятельство, что ционные требования к Италии согласно предложению Советского лишь в небольшой части иогут правительства, в основу указан- компенсировать причиненный ею ных мирных договоров положены в годы войны ущерб. Репарацион- условия перемирия, в которые в ные требования Советского Союза свое вреия были включены лишь к Италии встретили на Париж- основные обязательства госу- ском совещании поддержку лишь дарств-сателлитов, что полностью со стороны французской делега* обеспечивает законные .интересы ции. Американская делегация и союзников, но которые не ведут к вместе с ней английская делсга- вмешательстау извне во внутрен- ция не поддержали полностью да- нне дела этих государств. Вопро- же этих справедливых требова- сы, оставшиеся несогласованными ний Советского Союза. Достаточно по мирным договорам с Румынией, сказать, что делегация США пред- Болгарией, Венгрией и Фннлянди- ложнла включить в сумму репа- ей, относятся, главным образом, к раций для СССР стоимость тех экономическому разделу договоров, военных кораблей, которые пред- который пока не был рассмотрен назначаются Советскому Союзу из та Совете министров, но подвер- итальянских трофеев, хотя еще гался обсуждению в специальных на Берлинской конференции при комиссиях, где обнаружились раз- рассмотрении германского вопроса ногласия. Впрочем, такой вопрос, американское, британское н со* как вопрос о торговле и судоход- ветское правительства признали стве иа Дунае, затрагивающий справедливым рассматривать во- существенные интересы приду* енно-морской флот противника в вайскнх государств, уже не раз качестве трофеев, не включаемых обсуждался в Совете министров в счет репараций, иностранных дел. По инению со- 1 При рассиотрении вопроса о ре- ветской делегации, этот вопрос парациях ны уже не первый раз нельзя рассматривать и решать без встречаемся с таким положением, участия придунайских государств, когда представители стран, не если исходить из желания разви* испытавших вторжение врага на вать дружественные отношения с свою территорию, подходят к это- этими странам. Вопрос о режиме му вопросу не так, как Советский судоходства ва Дунае — дело, Союз. Нельзя, в самом деле, сво- прежде всего, самих придунайских дить дело к сочувственный словам государств и его нельзя решить в в отношении пострадавших от мирных договорах с отдельными нридунайскиии государствами. ’Ьльая признать правильным, что бы некоторые недунайские госу- чужеземного вторжения народов и одновременно делать призывы «забыть о репарациях». Это слу жило бы только новым подтвер- дарства присвоили себе право дик- ждением правильности русской товать придунайским государствам поговорки, что «сытый голодного свою волю и такой режии иа Ду- не разумеет». Между тем, извест нее, который не считался бы с I но из официальных заявлений в интересами придунайских госу- итальянской печати о тех громад- дарств, особенно придунайских ных еуимах оккупационных рас- союзных государств (Чехослова- ходов, которые несет Италия в кия, Югославия). пользу Англии и США. Даже не- В отношении мирного договора большого сокращения этой суммы с Италией дело обстоит значитель но сложнее. Здесь выявились раз ногласия по ряду основных вопро сов, как, нащ)яиер, по вопросу о репарациях, по вопросу о судьбе бывших итальянских колоний, по вопросу об нтало-югославской границе и судьбе Триеста и по не который другим вопросам. Возьмем вопрос о репарациях. В 1941 — 42 годах несколько сот тысяч войск фашистской Италии вторглись ял территорию СССР. Виесте с гитлеровцами они разорили столицу Советской Бе лоруссия Минск, Харьков и мно гие другие города и села на Ук раине, дошли до Допа я причини ли громадный ущерб нашей стра не. Своии вторжением в Югосла вию, Грецию и Албанию итальян ские фашистские войска и здесь причинили огромные бедствия. Тем не менее, считаясь с фактом оккупационных расходов, исчис ляемой в несколько миллиардов долларов, было бы достаточно для того, чтобы Италия выполнила репарационные требования Совет ского Союза. С другой стороны, нам хорошо известно, что италь янская промышленность нуждает ся в заказах. Выполнение репара ционных требований, выдвинутых Советским Союзом, предоставило бы итальянской промышленности существенные заказы на ряд лет, не составляя большой тяжести для итальянского государственно го бюджета. Но почему-то с аме риканской и английской стороны главные возражения делаются как раз против того, чтобы Италия выполняла репарации за счет то варных поставок Советскому Сою зу. Зая)вление. что будто бы та кие поставки итальянской про мышленности будут происходить со стороны Соединенных Штатов Средиземного моря * Красного н Великобритании, не имеет под иоря. Эти британские планы не собой никакой почвы. С другой встретили кри нки со стороны стороны, нельзя считать правиль- американской делегации. Напро- ным, чтобы итальянскую про- тив, всякие предложения, кото- мышленность рассматривали как рые казались нежелательными подчиненную интересаи анерикан- Великобритании с точки зрепнл_^ ских и британских промышленных сохранения и дальнейшего укреп- круп». У национальной аромыпг леиия ее ионопольного положения ленностп Италии есть богатое в Средиземном море, встречали прошлое и теперь для нее должны решительное сопротивление не открыться новые, важные пер- только с британской, но и с аме- спективы развития. Если наи не рязанской стороны. Вопрос ев будут мешать, Советский Союз и итальянских колониях остался Италия без особых затруднений нерешенный, а британские войска договорятся по вопросу о репара- остаются и дальше хозяевами пе ниях. ложення на этих территориях да Вопросу о бывших итальянских к ва некоторых территориях колониях уделялось иного вннма* Эфиопии, ния как на Лондонском, так и на Парижской совещаниях министров. Мы не стали настаивать на той, чтобы Срветскоиу Союзу, одноиу или хотя бы совместно с Итали ей, была передана под опеку на несколько лет Триполитання, хо тя это ииело бы большое значе ние для советских торговых судов на путях Средиземного моря и _______ __ полностью обеспечило бы интере- щм Рше11ИЯ- НР 0 сы установления национальной первой МЩ)0В0Й войны’ в переда' ~ Л в ™ ' короткий срок. Советский Союз, 1110 я*т ' п как в Франция, признаки теки- ««ионклъной терриорни Югоиа- вии, что на этой территории пре обладают словенцы и хорваты. Однако, по предложения амери канских, британских и француз ских экспертов, Юлнйская Крайня расщеплялась на две части: во сточную и западную. При этой вместе с западной частью, состав ляющей по французскому проекту чале встретило поддержку и со ™ небольшую часть Юлийской стороны американской делегации, $»***- " ■ " ‘ У " Югославии которая, одвако. вскоре отказа- * ■ « . Г ™ * * 1* ™ овой воей лась от этой позиции, сославшись Юлийской Крайны. Между теи, на возражения британской делега- Г0Р°* Триест, несмотря на преоС^ ции. Ввиду этого вопрос о судьбе ла*ание в нем итальянского на итальянских колоний остался селения, нельзя отделить от Юлй- нерешенныи, а уступки Советско- СКо крайны без нарушения в го Союза в этом вопросе не полу- национальных интерес ; чили лолжной опенкииспваведли- Юг()СЛМНИ н без серьезного эко- Я Г о тизнагая ионического ущерба для саиого ^ В вопросе о бывших т и к- Т" “?ет*- П1м6' е“ “ ! ! янских колониях особенно броса- ск® границы осталась яереш я лось в глаза, что африканская и Я“ « к *™ »™ ясно,—то она британская делегации действовали езоглагатсльн'“г ре обыкновенно в порядке сговоре ния в , и « д Т собой, хоти это и находи- * лось в пвотюоречии с галопный. * * о союзника - Югославии интересаин детгнх счш>. На П.- ”1*Я«»™ать значение рижскои совещании был изложен н экономических вопросов допжо- -%• британский проект, по которому ра с Италией. Теи более, что в почти все итальянские колонии других мирных договорах возника- Вопрос об итмоюгосиавехой границ* и Триесте следует также отнести к основный проблемам Парижского совещания. Только советская делегация поддержала в этой вопросе Югославию. Спра ведливость югославских претен зий на Юлнйскуго Крайну никем не оспаривалось. Никто не ищи тельным, чтобы бывшие итальян ские колонии перешли под опеку самой Италии, которая, став те перь деиократическнн государ ством, могла бы под руководствон организации Об’единенных наций выполнить задачу подготовки этих стран к национальной неза висимости. Это предложение вна- с свержения фашизма в Италии я I за счет финансирования Италии должны были фактически перейти под контроль Англии. Предлага лось провозгласить «независн- ность Ливни», включающей Три- полнтанию и Каренаику, но без вывода британских войск с этой территории. Предлагалось также образовать «Большое Сомали», включив в него Итальянское Со мали и две территории за счет Эфиопии (Огаден и «зарезервиро ванные территории»), поставив «Большое Сомали» под опеку Ве ликобритании. Таким образом, ко лониальная империя Великобри тании получила бы новое расши рение своих прав в Северной и Северо-Восточной Африке. Как ввднм, последнее предлагалось сделать ие только за счет побеж денной Италии, но и за счет Эфиопии, являющейся, как из вестно, членом организации 05'е- динепных наций. Осуществлени* таких планов вело бы к дальней шему закреплению почти моно польного положения Великобри тании во веем огромном радоне ют аналогичные вопросы эконе- ничеекого характера. В процессе подготовки инрных договоров вы явилась тенденция, опасная для стран, ослабленных войной, по скольку со стороны англо-амери канского капитала имеется стрем ление подчинить своему влиянию экономику больших и малых гэ- сударств. а так называемую эко номическую помощь этин странам превратить в орудие осуществле ния этих целей. Мы встретились с желанней включить в договоры многочисленные экономические, финансовые и другие статьи, ко торые могут быть использованы сильными государствами для на вязывания своей воли экономи чески слабым государствам, к то му же еще не оправившимся после воины. Обыкновенно в обоснова ние таких предложений приво дятся соображения о пользе от- М;'пы торговых и других офанн- V чений, о предоставлении свободы (Окончание см. 111 3 стр.). 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz