Краснофлотец.1946 год. Май.
КР А С Н О Ф Л О Т Е Ц 24 кая 1946 г.. № 119 (2505) В БОРЬБЕ ЗА ПЕРВЕНСТВО Соревнования шлюпочных команд линкора Моряки линкора «Архангельск» деятельно готовятся к общефлот ским состязаниям шлюпочных ко манд. На-днях были проведены шлюпочные гонки на первенство корабля. Дистанция — десять ка бельтовых. Еще задолго до гонок можно бы ло предположить, что главными претендентами на первое место бу дут команды старшего лейтенанта Рыбовалова, лейтенанта Якобсона и старшины 2 статьи Сыти на. Гребцы этих команд часто вы ходили в море на тренировки, от рабатывали четкость в движениях, ^учились правильной постановке корпуса, сильным гребкам. В первом заходе участвовали команды артиллеристов Якобсона, Рыбовалова н Любимова. Метеоро логические условия затрудняли гопки: волна свыше балла, силь ный встречный ветер. В первые же минуты гонок шлюпка лейте нанта' Якобсона вырвалась вперед и уже до самого конца дистанции удерживала за собойпреимущест во. Она прощла десять кабельто вых за 8 минут 40 секунд. Следом за нейфинишировала шлюпка Ры бовалова. Только на 13 секунд от стала эта команда от победителей. Во втором заходе участвовали две команды гребцов от БЧ-Т м одна от артиллеристов. Их возглав ляли инженер-лейтенант Скобли ков, старшина второй статья Ша франов и старший лейтенант Гро мов. Погода еще более ухудши лась; ветер усилился, волна дохо дила до трех баллов. Сильное приливное течение сно сило шлюпки в сторону, и рулевым часто приходилось тормозить ру лем, чтобы удержать шлюпки на курсе. Борьба разыгралась главным образом между командами офице ров Скобликова и Громова. Шлюпка Скобликова финиши рует первой. Но время, показанное командой, далеко неудовлетвори тельно. Оно на пять минут больше показателей двух шлюпок первого захода. Шлюпка старшины второй статьи Шарапова показала наи худшее время — 18 минут 36 секунд. Это об’ясняется тем, что Шарапов не сумел подготовить к гонкам свою команду. Гребцы были одеты в бушлаты, это стесняло их движения. В третьем заходе участвовало три шлюпки: от боцманской команды (командир старпгппа 2 статьи Сытин), от БЧ-1У (лейтенант Коваль) и.БЧ -У (стар шийлейтенант Моисеев). Наиболь ший интерес в этом заходе пред ставляла шлюпка боцманской команды, не раз занимавшая пер вые места на многих гонках. Од нако на этот раз она с трудом вышла на третье место. Таким образом, в борьбе за пер венство победительницей шлюпоч ных гонок вышла команда лейте нанта Якобсона, последующи два места заняли, команды старшего лейпиаита Рыбовалова и етарпш ны второй стать* Сытина. Шлюподные гонки на первен ство линкора доказали, что в от дельных подразделениях подготов ке .команд уделяет очень мало внимания. Выходы команд в море на тренировки — редкое явление, хотя условия для агате созданы. Следует также сказать, что от дельные командиры шлюпок — Шарапов, Коваль, Громов — еще сами недостаточно овладели искус ством управления шлюпкой, уме нием правильно тренировать свои команды. Плохо и то, что коман диры шлюпок часто меняются. Б.ГЕОРГИЕВ. \ Роль радиолокаторов в навигации Разве это строевые занятия? На верхней палубе корабля проходят строевые занятия. Те ма — «Одинотаый боец в строю и ©не строя». Группа краснофлотцев, с кото рыми занимается старший красно флотец Солод, невольно обращает на себя внимание. Пуговицы буш латов у большинства не надраены, рабочее платье грязное, ботинки не чшцены. В строю краснофлот цыразговаривают, смеются. Смеет ся и сам Солод. Вот он вызывает из строя од ного краснофлотца. Тот вышел вразвалку, стараясь вызвать этим смех товарищей. Солод отдает при казание и тоже улыбается. — Сходите к вахтенному офи церу, узнайте время. Краснофлотец не повторяет при казания, а только подносит руку к головному убору и бежит. Впро чем, и здесь сказывается воспита ние Солода. Краснофлотец пробе*, гает только десяток шагов, а дальше он идет потихоньку. Про ходя мимо другого строя занимаю щихся, он не спрашивает разре шения пройти у командира, про водящего занятия, а лезет напро лом мимо строя, не обращая вни мания ни на кого. Солод продолжает занятия. — Краснофлотец Глупгков, ко мне. Глупгков не знает, как выпол нить эту команду. Он путается, потом машет рукой и... смеется. Смеется и Солод. — Дайте я докажу. Смотри^. И Солод начинает показывать, как надо исполнять команду. Но исполняет ее плохо. Кто-то из строя задает Солоду вопрос: — Когда, комавдир, перерыв бу дет? Солод быстро отзывается: — Еще немного позанимаемся. — Хватят, давайаерекур! — Перекур! Перекур! — не сутся выкрики из строя. Солод разводит руками: — Ну ладно. Разойдись курить! Можно ли проводить занятия по строевой подготовке так, как их проводит старший краснофлотец Солод? Какую пользу приносят подобные занятия? Безусловно, кроме вреда, в такойстроевой под готовке ничего нет. Рядом с его группой занимают ся отделения старшины первой статьи Абакумова и старшины второй статьи Каменева. В их от делениях дисциплина на должной высоте, занятия проходят нор мально. У бойцовподтянутыйвид, строевая выправка. Солод виноват, но не меньшая вина падает и на командира этого подразделения корабля, который формально отнесся к важному де лу — спроевой подготовке красно флотцев. А. ШУМОВ. В последнее время в связи с открытием возможности направ ленной радиопередача и приема на флотах широкое развитие по* лучила радионавигация. Радионавигационные приборы являются теперь важным средством обеспечения безопасности корабле вождения при плавании в тумане, во льдах, в условиях плохой ви димости. Особенно острая необходимость в радионавигационных приборах ощущается при плавании в высо ких широтах. Это вызывается большим количеством туманных диен в высоких широтах. Кроме того, специфические условия маг нитного характера зачастую вызы вают ненормальную работу маг нитного компаса. Радиопеленгаторы, радиополу компасы и радиолокаторы—надеж ные помощники штурманов при су довождении 9 этих особо трудных условиях. Вое эти радионавигационные приборы можно разделить на две категории: автономная и неавто номная. Радиопеленгаторы, радиополу компасы принадлежат к неавто номным приборам. Им должна по могать вспомогательная радиостан ция, установленная на берегу или на корабле. Преимущество же радиолока тора заключается, в том, что это автономный прибор. Он состоит из приемника и передатчика радио волн. Радиолокатор, установлен ный на корабле, не зависит от ра боты вспомогательной радиостан ции. Препятствия, обнаруженные в радиусе действия радиолокатора, должны только отражать или рас сеивать часть радиоволн, которые излучает радиопередатчик. Таким образом, эти препятствия являются лишь источником вто ричных излучений, полученпых в результате того, что предмет ока зался иЯ пути распространения ра диоволн, излучаемых первичным источником — радиопередатчиком радиолокатора. Для того, чтобы иметь пред ставление о применении радиоло кации, необходимо хотя бы при ближенно знать, какое характер распространения, отражения и пре ломления радиоволн. Еще в конце прошлого столетия Герц доказал, что радиоволны мо гут отражаться от металлических листков, могут быть сконцентри рованы в пучки с помощью ре флекторов. Проходя через орчзмы, сделанные из изолирующих ве ществ, они подчиняются захонаы преломления. Почему это происходит? Когда радиоволны достигают границы, разделяющей две. среды с различ ными электрическими свойствами, направление движения радиоволн меняется. Часть волн проходит через границу, но при этом меняет свое направление, преломляется. Другая часть отталкивается от границы другой среды и отра жается. . Это явление преломления радио волн штурманы наблюдают, пелен гуя радиомаяки под углом менее 30°, при так называемой «бере говой рефракции». Отражение н преломление ра диоволн зависит от электрических свойств среды, угла падения вол ны и частоты или длины волн. Первая среда представляет со бой воздух, который при нормаль ных атмосферных условиях имеет очень малую электропроводимость и диэлектрическую постоянную, равную единице. Второй средой могут быть зем ля, вода, дерево, металл и т. д. Если второй средой окажется металл, то вследствие большой его электропроводимости почти •вся или большая часть энергии поступающих радиоволн будет от ражена. Это получается в резуль тате излучения радиоволн токами, создаваемыми в металле под воз действием приходящих радиоволн. Если вторая среда является зем лей, то будет отражена только часть волн. Остальная часть энер гии радиоволн пойдет в землю в виде преломленных радиоволн, ибо в большинстве случаев землю мо жно считать полупроводником, ввиду того, что она обладает од новременно свойствами и диэлек трика и проводника. Таким образом, отражение про исходит от границы раздела двух сред (море, берег) или, что то же самое, когда распространяющиеся радиоволны встречают на своем пути металлические предметы (корабли). Радиолокатор во многом папо- минает прожектор. Он излучает электромагнитные волны, которые распространяются в пространстве и, встречая на своем пути препят ствие, отражаются от них. Н о в отличие от прожектора, посылаю щего волны светового спектра, ра диолокатор посылает невидимые радиоволны, которые проникают сквозь туманы и тучи. Замечательные качества радио локации проявились в одной из боевых операций американцев на Тихоокеанском театре военных действий. 1/1 “Ш Американская печать указывает, что долгое время считалось невоз можным проводить боевые опера ции в районе Алеутских островов. Из-за метеорологических условий, которые считаются наихудшими во всем мире, постоянных туманов, окутывающих эти острова, нечего было и думать об организации здесь десантов. В этом были убеж дены и японцы. Однако, совершен ию неожиданно для них, на Алеут ских островах высадились амери канские войска. Радиолокация по могла исследовать путь к остро вам. она указала на скрытые от глаза горы и скалы, угрожавшие гибелью кораблям и самолета Радиолокатор обеспечил проводку кораблей и самолетов сквозь ту маны. Этот пример говорит о больших перспективах применения радио локации в навигации. При помощи радиолокатора штурман может ре шить ряд важных задач в навига ции: судовождение в условиях плохой видимости, в узкостях; определение своего места по ха рактерным береговым ориентирам: плавание в совместном строю. Радиолокаторы позволяют коман дирам кораблей, несмотря на ту ман, видеть идущие в походном ордере корабли и т. д. Замечено, что радиолокатор ча сто обнаруживает не береговую черту, т. е. границу раздела двух сред (вода, земля), а более высо кую точку, которая может нахо диться на значительном расстоянии от береговой черты. Особенно это заметно, если имеется обсушка, 4Й* переходящая на крутой берег. По- этому близко подходить к берегу нужно с осторожностью, исполь зуя эхолот и другие навигациои* ные, а также гидроакустические приборы. Радиолокаторы сами по себе ре шать все навигационные задачи, конечно, не могут. Они регистри руют только те препятствия, кото рые находятся над поверхностью моря, и поэтому лишь с помощью других современных штурманских приборов могут обеспечить полную безопасность кораблевождения. ^ Инженер-майор И. ГЕСЮК. Начались весенние экзамены 20 мая в средней школе гор. Полярного начались экзамены. В 4, 5 и 7 классах проводилась письменная работа по русскому языку и алгебре, в девятом — устная но истории. Отлично сдали весенние испы тания ученики Е. Малинина, А. Петрушенко, В. Полянский, Г. Баринова н другие. В последующие дни испытания проводились по русскому языку, геометрии н географии. Общая оценка знаний учащихся^ боль шинстве классов хорошая. Школь ники уверенно и спокойно держат ся на экзаменах. Пример показы вают комсомольцы. Секретарь школьного комитета ВЛКСМ тов. Бугаенко сдает экзамены на от лично, не отстают от него школь ники Уваров и Сытенькая. Инспектор ОблОНО А. К. Ветош кина, заведующая ГорОНО 3. Ф. Добродидова и учителя отметили хороспую подготовленность уча щихся и организованность О ЛГОНИЛОВ. Ветераны войны рассказывают о боевом опыте На встрече бывалых воинов с молотыми На миноносце «Дерзкий» со стоялась встреча молодых красно флотцев с ветеранами Великой Отечественной войны. Бывалые воины поделились своим боевым опытом. Старшина 2 статьи Малышенко участвовал во многих боевых опе рациях на коммуникациях против ника. Он рассказал, как слаженной и четкой работой каждого моряка, каждой боевой части завоевывался успех в бою. Малышенко призвал молодых краснофлотцев совер- гирнствовать свое воинское ма стерство. Старшина 2 статьи Кутузов под робно рассказал о подвигах лич ного состава краснознаменного корабля «Грозный». — Эсминцу. — сказал старшина Кутузов,—не страшны ни подвод ные лодки, ни самолеты врага. Главное — во время их заметить. Мы всегда из боя выходили побе дителями, потому что своевремен но обнаруживали врага и разгады вали его уловки. Одиннадцать лет служит на флоте главный старшина Семенов. В 1936 году он участвовал в пе реходе кораблей с Балтики на Дальний Восток. Воевать *Семе нову пришлось на Севере. На опы те войны и многолетней службы он убедился, что дисциплина на корабле — залог нашей победы. Семенова дополнил старшина 2 статьи Козлов. На конкретных примерах они показали, какое зна чение имеет взаимная выручка в бою, находчивость и физическая закалка краснофлотцев. Командир корабля подвел итоги беседы бывалых воинов и призвал» моряков приумножить славные траЛ* диции североморцев. Лейтенант И. КОЗЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz