Краснофлотец.1946 год. Май.

КР А С Н О Ф Л О Т Е Ц 24 кая 1946 г.. № 119 (2505) В БОРЬБЕ ЗА ПЕРВЕНСТВО Соревнования шлюпочных команд линкора Моряки линкора «Архангельск» деятельно готовятся к общефлот­ ским состязаниям шлюпочных ко­ манд. На-днях были проведены шлюпочные гонки на первенство корабля. Дистанция — десять ка­ бельтовых. Еще задолго до гонок можно бы­ ло предположить, что главными претендентами на первое место бу­ дут команды старшего лейтенанта Рыбовалова, лейтенанта Якобсона и старшины 2 статьи Сыти­ на. Гребцы этих команд часто вы­ ходили в море на тренировки, от­ рабатывали четкость в движениях, ^учились правильной постановке корпуса, сильным гребкам. В первом заходе участвовали команды артиллеристов Якобсона, Рыбовалова н Любимова. Метеоро­ логические условия затрудняли гопки: волна свыше балла, силь­ ный встречный ветер. В первые же минуты гонок шлюпка лейте­ нанта' Якобсона вырвалась вперед и уже до самого конца дистанции удерживала за собойпреимущест­ во. Она прощла десять кабельто­ вых за 8 минут 40 секунд. Следом за нейфинишировала шлюпка Ры­ бовалова. Только на 13 секунд от­ стала эта команда от победителей. Во втором заходе участвовали две команды гребцов от БЧ-Т м одна от артиллеристов. Их возглав­ ляли инженер-лейтенант Скобли­ ков, старшина второй статья Ша­ франов и старший лейтенант Гро­ мов. Погода еще более ухудши­ лась; ветер усилился, волна дохо­ дила до трех баллов. Сильное приливное течение сно­ сило шлюпки в сторону, и рулевым часто приходилось тормозить ру­ лем, чтобы удержать шлюпки на курсе. Борьба разыгралась главным образом между командами офице­ ров Скобликова и Громова. Шлюпка Скобликова финиши­ рует первой. Но время, показанное командой, далеко неудовлетвори­ тельно. Оно на пять минут больше показателей двух шлюпок первого захода. Шлюпка старшины второй статьи Шарапова показала наи­ худшее время — 18 минут 36 секунд. Это об’ясняется тем, что Шарапов не сумел подготовить к гонкам свою команду. Гребцы были одеты в бушлаты, это стесняло их движения. В третьем заходе участвовало три шлюпки: от боцманской команды (командир старпгппа 2 статьи Сытин), от БЧ-1У (лейтенант Коваль) и.БЧ -У (стар­ шийлейтенант Моисеев). Наиболь­ ший интерес в этом заходе пред­ ставляла шлюпка боцманской команды, не раз занимавшая пер­ вые места на многих гонках. Од­ нако на этот раз она с трудом вышла на третье место. Таким образом, в борьбе за пер­ венство победительницей шлюпоч­ ных гонок вышла команда лейте­ нанта Якобсона, последующи два места заняли, команды старшего лейпиаита Рыбовалова и етарпш ны второй стать* Сытина. Шлюподные гонки на первен­ ство линкора доказали, что в от­ дельных подразделениях подготов­ ке .команд уделяет очень мало внимания. Выходы команд в море на тренировки — редкое явление, хотя условия для агате созданы. Следует также сказать, что от­ дельные командиры шлюпок — Шарапов, Коваль, Громов — еще сами недостаточно овладели искус­ ством управления шлюпкой, уме­ нием правильно тренировать свои команды. Плохо и то, что коман­ диры шлюпок часто меняются. Б.ГЕОРГИЕВ. \ Роль радиолокаторов в навигации Разве это строевые занятия? На верхней палубе корабля проходят строевые занятия. Те­ ма — «Одинотаый боец в строю и ©не строя». Группа краснофлотцев, с кото­ рыми занимается старший красно­ флотец Солод, невольно обращает на себя внимание. Пуговицы буш­ латов у большинства не надраены, рабочее платье грязное, ботинки не чшцены. В строю краснофлот­ цыразговаривают, смеются. Смеет­ ся и сам Солод. Вот он вызывает из строя од­ ного краснофлотца. Тот вышел вразвалку, стараясь вызвать этим смех товарищей. Солод отдает при­ казание и тоже улыбается. — Сходите к вахтенному офи­ церу, узнайте время. Краснофлотец не повторяет при­ казания, а только подносит руку к головному убору и бежит. Впро­ чем, и здесь сказывается воспита­ ние Солода. Краснофлотец пробе*, гает только десяток шагов, а дальше он идет потихоньку. Про­ ходя мимо другого строя занимаю­ щихся, он не спрашивает разре­ шения пройти у командира, про­ водящего занятия, а лезет напро­ лом мимо строя, не обращая вни­ мания ни на кого. Солод продолжает занятия. — Краснофлотец Глупгков, ко мне. Глупгков не знает, как выпол­ нить эту команду. Он путается, потом машет рукой и... смеется. Смеется и Солод. — Дайте я докажу. Смотри^. И Солод начинает показывать, как надо исполнять команду. Но исполняет ее плохо. Кто-то из строя задает Солоду вопрос: — Когда, комавдир, перерыв бу­ дет? Солод быстро отзывается: — Еще немного позанимаемся. — Хватят, давайаерекур! — Перекур! Перекур! — не­ сутся выкрики из строя. Солод разводит руками: — Ну ладно. Разойдись курить! Можно ли проводить занятия по строевой подготовке так, как их проводит старший краснофлотец Солод? Какую пользу приносят подобные занятия? Безусловно, кроме вреда, в такойстроевой под­ готовке ничего нет. Рядом с его группой занимают­ ся отделения старшины первой статьи Абакумова и старшины второй статьи Каменева. В их от­ делениях дисциплина на должной высоте, занятия проходят нор­ мально. У бойцовподтянутыйвид, строевая выправка. Солод виноват, но не меньшая вина падает и на командира этого подразделения корабля, который формально отнесся к важному де­ лу — спроевой подготовке красно­ флотцев. А. ШУМОВ. В последнее время в связи с открытием возможности направ­ ленной радиопередача и приема на флотах широкое развитие по* лучила радионавигация. Радионавигационные приборы являются теперь важным средством обеспечения безопасности корабле­ вождения при плавании в тумане, во льдах, в условиях плохой ви­ димости. Особенно острая необходимость в радионавигационных приборах ощущается при плавании в высо­ ких широтах. Это вызывается большим количеством туманных диен в высоких широтах. Кроме того, специфические условия маг­ нитного характера зачастую вызы­ вают ненормальную работу маг­ нитного компаса. Радиопеленгаторы, радиополу­ компасы и радиолокаторы—надеж­ ные помощники штурманов при су­ довождении 9 этих особо трудных условиях. Вое эти радионавигационные приборы можно разделить на две категории: автономная и неавто­ номная. Радиопеленгаторы, радиополу­ компасы принадлежат к неавто­ номным приборам. Им должна по­ могать вспомогательная радиостан­ ция, установленная на берегу или на корабле. Преимущество же радиолока­ тора заключается, в том, что это автономный прибор. Он состоит из приемника и передатчика радио­ волн. Радиолокатор, установлен­ ный на корабле, не зависит от ра­ боты вспомогательной радиостан­ ции. Препятствия, обнаруженные в радиусе действия радиолокатора, должны только отражать или рас­ сеивать часть радиоволн, которые излучает радиопередатчик. Таким образом, эти препятствия являются лишь источником вто­ ричных излучений, полученпых в результате того, что предмет ока­ зался иЯ пути распространения ра­ диоволн, излучаемых первичным источником — радиопередатчиком радиолокатора. Для того, чтобы иметь пред­ ставление о применении радиоло­ кации, необходимо хотя бы при­ ближенно знать, какое характер распространения, отражения и пре­ ломления радиоволн. Еще в конце прошлого столетия Герц доказал, что радиоволны мо­ гут отражаться от металлических листков, могут быть сконцентри­ рованы в пучки с помощью ре­ флекторов. Проходя через орчзмы, сделанные из изолирующих ве­ ществ, они подчиняются захонаы преломления. Почему это происходит? Когда радиоволны достигают границы, разделяющей две. среды с различ­ ными электрическими свойствами, направление движения радиоволн меняется. Часть волн проходит через границу, но при этом меняет свое направление, преломляется. Другая часть отталкивается от границы другой среды и отра­ жается. . Это явление преломления радио­ волн штурманы наблюдают, пелен­ гуя радиомаяки под углом менее 30°, при так называемой «бере­ говой рефракции». Отражение н преломление ра­ диоволн зависит от электрических свойств среды, угла падения вол­ ны и частоты или длины волн. Первая среда представляет со­ бой воздух, который при нормаль­ ных атмосферных условиях имеет очень малую электропроводимость и диэлектрическую постоянную, равную единице. Второй средой могут быть зем­ ля, вода, дерево, металл и т. д. Если второй средой окажется металл, то вследствие большой его электропроводимости почти •вся или большая часть энергии поступающих радиоволн будет от­ ражена. Это получается в резуль­ тате излучения радиоволн токами, создаваемыми в металле под воз­ действием приходящих радиоволн. Если вторая среда является зем­ лей, то будет отражена только часть волн. Остальная часть энер­ гии радиоволн пойдет в землю в виде преломленных радиоволн, ибо в большинстве случаев землю мо­ жно считать полупроводником, ввиду того, что она обладает од­ новременно свойствами и диэлек­ трика и проводника. Таким образом, отражение про­ исходит от границы раздела двух сред (море, берег) или, что то же самое, когда распространяющиеся радиоволны встречают на своем пути металлические предметы (корабли). Радиолокатор во многом папо- минает прожектор. Он излучает электромагнитные волны, которые распространяются в пространстве и, встречая на своем пути препят­ ствие, отражаются от них. Н о в отличие от прожектора, посылаю­ щего волны светового спектра, ра­ диолокатор посылает невидимые радиоволны, которые проникают сквозь туманы и тучи. Замечательные качества радио­ локации проявились в одной из боевых операций американцев на Тихоокеанском театре военных действий. 1/1 “Ш Американская печать указывает, что долгое время считалось невоз­ можным проводить боевые опера­ ции в районе Алеутских островов. Из-за метеорологических условий, которые считаются наихудшими во всем мире, постоянных туманов, окутывающих эти острова, нечего было и думать об организации здесь десантов. В этом были убеж­ дены и японцы. Однако, совершен­ ию неожиданно для них, на Алеут­ ских островах высадились амери­ канские войска. Радиолокация по­ могла исследовать путь к остро­ вам. она указала на скрытые от глаза горы и скалы, угрожавшие гибелью кораблям и самолета Радиолокатор обеспечил проводку кораблей и самолетов сквозь ту­ маны. Этот пример говорит о больших перспективах применения радио­ локации в навигации. При помощи радиолокатора штурман может ре­ шить ряд важных задач в навига­ ции: судовождение в условиях плохой видимости, в узкостях; определение своего места по ха­ рактерным береговым ориентирам: плавание в совместном строю. Радиолокаторы позволяют коман­ дирам кораблей, несмотря на ту­ ман, видеть идущие в походном ордере корабли и т. д. Замечено, что радиолокатор ча­ сто обнаруживает не береговую черту, т. е. границу раздела двух сред (вода, земля), а более высо­ кую точку, которая может нахо­ диться на значительном расстоянии от береговой черты. Особенно это заметно, если имеется обсушка, 4Й* переходящая на крутой берег. По- этому близко подходить к берегу нужно с осторожностью, исполь­ зуя эхолот и другие навигациои* ные, а также гидроакустические приборы. Радиолокаторы сами по себе ре­ шать все навигационные задачи, конечно, не могут. Они регистри­ руют только те препятствия, кото­ рые находятся над поверхностью моря, и поэтому лишь с помощью других современных штурманских приборов могут обеспечить полную безопасность кораблевождения. ^ Инженер-майор И. ГЕСЮК. Начались весенние экзамены 20 мая в средней школе гор. Полярного начались экзамены. В 4, 5 и 7 классах проводилась письменная работа по русскому языку и алгебре, в девятом — устная но истории. Отлично сдали весенние испы­ тания ученики Е. Малинина, А. Петрушенко, В. Полянский, Г. Баринова н другие. В последующие дни испытания проводились по русскому языку, геометрии н географии. Общая оценка знаний учащихся^ боль­ шинстве классов хорошая. Школь­ ники уверенно и спокойно держат­ ся на экзаменах. Пример показы­ вают комсомольцы. Секретарь школьного комитета ВЛКСМ тов. Бугаенко сдает экзамены на от­ лично, не отстают от него школь­ ники Уваров и Сытенькая. Инспектор ОблОНО А. К. Ветош­ кина, заведующая ГорОНО 3. Ф. Добродидова и учителя отметили хороспую подготовленность уча щихся и организованность О ЛГОНИЛОВ. Ветераны войны рассказывают о боевом опыте На встрече бывалых воинов с молотыми На миноносце «Дерзкий» со ­ стоялась встреча молодых красно­ флотцев с ветеранами Великой Отечественной войны. Бывалые воины поделились своим боевым опытом. Старшина 2 статьи Малышенко участвовал во многих боевых опе­ рациях на коммуникациях против­ ника. Он рассказал, как слаженной и четкой работой каждого моряка, каждой боевой части завоевывался успех в бою. Малышенко призвал молодых краснофлотцев совер- гирнствовать свое воинское ма­ стерство. Старшина 2 статьи Кутузов под­ робно рассказал о подвигах лич­ ного состава краснознаменного корабля «Грозный». — Эсминцу. — сказал старшина Кутузов,—не страшны ни подвод­ ные лодки, ни самолеты врага. Главное — во время их заметить. Мы всегда из боя выходили побе­ дителями, потому что своевремен­ но обнаруживали врага и разгады­ вали его уловки. Одиннадцать лет служит на флоте главный старшина Семенов. В 1936 году он участвовал в пе­ реходе кораблей с Балтики на Дальний Восток. Воевать *Семе­ нову пришлось на Севере. На опы­ те войны и многолетней службы он убедился, что дисциплина на корабле — залог нашей победы. Семенова дополнил старшина 2 статьи Козлов. На конкретных примерах они показали, какое зна­ чение имеет взаимная выручка в бою, находчивость и физическая закалка краснофлотцев. Командир корабля подвел итоги беседы бывалых воинов и призвал» моряков приумножить славные траЛ* диции североморцев. Лейтенант И. КОЗЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz