Краснофлотец.1946 год. Май.
18 мая 1948 г., № 114 (2500) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 3 Старшина—учитель и воспитатель краснофлотца Старослужащие— наши помощники Старшина 1 статьи А. ЛАРИН В прошлом году наша группа,один из бывалых начерти на зеиле схему механизма, о котором * пополнилась молодыми красно флотцами. Это были разные люди и по общему образованию, и по военной подготовке. Большинство впервые попало на корабль. Вот • с ними-то и пришлось как следу ет поработать. Ведь человеку, ко торый уде знаком с техникой, достаточно только один раз тол ково рассказать о механизме, по казать его работу и он поймет. Новичку же нужно как следует втолковать. Мне доводилось по нескольку раз повторять одно и то же прежде чем я добивался ус пеха. Ясно, что одному мне было не справиться. На помощь пришли старослужащие. К одному или к деум молодым я прикреплял опытного моряка, который и отве чал за их успехи. И все старослужащие добросо вестно отнеслись к обучению мо лодого пополнения. Каждую сво бодную минуту они использовали! для передачи своих знаний. Однажды был такой случа§. Группа старослужащих и молодых краснофлотцев была уволена на берег. На последний рейсовый автобус они опоздали и возвра щались пешком. Всю дорогу мо лодые краснофлотцы разговари- вили о корабельной технике. Ког да кто-то из них допустил ошиб ку и разгорелся спор, старослу жащие вмешались и разрешили его. Вся группа остановилась и шел разговор. Вот как захватила молодых учеба, как они полюбили технику. Я ощущал помощь от своих бы валых товарищей не только в обучении молодежи, они помога ли мне я в воспитательной ра боте. Как-то молодые краснофлотцы готовились к увольнению на берег. Когда они оделись, старослужа щий боец заметил, что на погонах у одного из них не вычищены пу говицы. — Думаешь, если пуговица не видна, значит и чистить ее не на до? — спросил он. Краснофлотец смутился и, ни слова не говоря, сразу же при нялся надраивать пуговицы. Старослужащие — бывалые мо ряки — первые помощники стар шин. Мы должны на них опи раться во всей нашей учебной н воспитательной работе. Скажу еще о взаимозаменяемо сти. Этому вопросу уделяется у нас мало внимания. А что полу чается? Вот стоят у турбодинамо турбннист и электрик. Работают вместе не первый месяц, а заме нить друг Друга не могут, хотя специальности у них близкие меж ду собой. Надо так учить молодых, чтобы они свое заведывание зна ли отлично и разбирались в заве- дыванин соседа. О дисциплинарной практике Старшина I статьи К. АБРАМОВ Наши краснофлотцы любят свой корабль, берегут его честь и стой ко переносят трудности флотской службы. Но есть у нас еще и та кие, которым хотелось бы, чтобы служба была полегче и овладевать специальностью можно было бы не спеша, с прохладцей. Их немного, но на корабле, где каждый человек на счету, эти люди—-большая по меха. Скажу про краснофлотца Глазо ва. Он служит в отделении стар шины 2 статьи Гончарова. Когда наш корабль готовился к стрель бам, Глазов обеспечивал матери альную часть оружия. Он хотел побыстрее отвертеться от хлопот ливого дела и работал кое-как. В результате он неправильно соб рал механизм. Хорошо, что эту оплошность сразу же обнаружили и устранили. А могло получиться, что все мы оскандалились бы на стрельбах. Это уже у Глазова не первый раз. Как только на корабле пред стоит какая-либо работа, Глазов уже смотрит, как можно от нее увильнуть и спрятаться. Во мпогом тут виноват командир отделения, который с первых дней строго и властно не потребовал от краснофлотца по-уставному вы полнять свои обязанности. После он спохватился и стал взыскивать за допущенные проступки. Но и здесь старшина допустил ошибку: переусердствовал в наложении взыскапий. Он за мелкое упуще ние паложил однажды самое стро гое взыскание, па которое имел только право. Так повторилось дважды. И вот Глазов привык к наказаниям. Его уже стало трудно исправить: слов он не слушает, а , правился и не повторит своего взыскания перестали действовать.:проступка Вывод тут такой: каждый старшина должен хорошо знать своих подчиненных, быть строгим и требовательным начальником. Следует всегда своевременно воз действовать на краснофлотца: дать совет, оказать помощь, побе седовать или наказать. Старшине даны большие права, но он должен использовать их разумно. Нельзя разбрасываться взысканиями и поощрениями, надо выносить их с толком. Дисциплинарное взыска ние — серьезная мера. Каждый, кто получил его, должен прочув ствовать, что это не пустая фор мальность. И если краснофлотец за свой проступок получил вне очередной наряд, то его следует ставить на более тяжелую работу, чем обычно. Иногда воспитательное значение взыскания снижается легкомыс ленным отношением к вынесению поощрений. Бывает, что недис циплинированному краснофлотцу за одну какую-либо хорошо сде ланную работу об’являмт благо дарность и не учитывают ранее вынесенных взысканий. Так, краснофлотец Петровский полу чил два взыскания, одно из кото рых еще не успел отбыть, а ему командир отделения уже об'язил благодарность. Разве это правиль но? По-моему, нет. Ведь снятие взыскания уже само по себе яв ляется высокой мерой поощрения. А поощрять краснофлотца; кото рый имеет взыскание, следует только тогда, когда убедишься, что краснофлотец действительно ис- На опыте войны Старшина 2 статьи Н. МАХАНЬКОВ Обучение молодых краснофлот цев борьбе за живучесть корабля — дело очень сложное. Мы приоб рели в этой области некоторый опыт, н я поделюсь им. Главное тут — последователь ность и учеба в условиях, макси мально приближенных к действи тельности. Ясно, что прежде чем учить краснофлотцев, например, как бороться с поступлением воды, надо ознакомить их с расположе нием и устройством помещений корабля. Каждый краенофлотец должен по памяти знать, где на ходится тот или иной отсек, пере борка, люк или горловина, знать, когда и что надо задраивать в пер вую очередь, как переключить па ровую магистраль, освещение и т. д. Как правило,- каждое занятие мы сопровождаем практическим показом аварийно-спасательных средств и инструментов, приучаем краспофлотцсз кое-что из этих средств и инструментов изготов лять своими руками. Так, все бойцы аварийных групп умеют делать пластырные подушки, при гонять подпорные брусья и дру гой крепежный материал. Бойцы трюмной группы, изучая методы борьбы за непотопляемость, твердо усвоили порядок и условия затоп ления помещений и погребов. Они знают, как нужно содержать трю мы, горловины, люки, умеют быстро задраивать их и обеспечи вать полную герметизацию отсе ков. Для того, чтобы личный состав аварийных групп, трюмные и другие краснофлотцы умели уве ренно действовать в темноте и на сильной качке, мы во время уче ний неожиданно выключаем свет, заполняем помещение дымом, а иногда и водой. Если нужно, на корабле создается и крен. Особое внимание уделяется на ми быстроте передачи и исполне- нения команд, а также четкости донесений. 1 Аварийные учения проводятся у нас на опыте войпы и не толь ко в базе, а и на якорных стоян ках ■ особенно часто на ходу, в море. Успех борьбы за живучесть во мпогом зависит и от бдительности дежурной и вахтенной службы. Вот почему мы приучаем молодых краснофлотцев относиться к де журству и вахте с особым вни манием. Каждый случай непра вильного ухода за оружием пли механизмами, который мог бы при вести к аварии, мы не оставляем без разбора, а широко его обсуж даем, воспитываем на нем крас нофлотцев. Мне хочется высказать пожела ние, чтобы нас чаще собирали на такие сборы, как сегодняшний. Они приносят большую пользу. Как мы обучаем сигнальщиков Старшина 2 статьи Б. ГОЛОВЧЕНКО Война показала, как велика роль сигнальщика в морском бои». На море и в воздухе сейчас приме няются боевые средства, внезапно появляющиеся, скрытные и мало заметные. Поэтому у енгналыцика должен быть орлиный глаз — нужно все схватывать, все заме чать.. В любом деле должна быть тре нировка. Но в нашей специально сти она особенно важна. Имей сигнальщик самую высокую выуч ку, но не потренируйся он недели две — и «потеряет форму». Вот почему мы пользуемся каждым удобным случаем, чтобы еще и еще тренировать молодых специали стов. Когда корабль на якоре, они работают с берегом, когда нахо димся в совместном плавании — «разговаривают» с мателотом, когда одни в море — тренируются в наблюдеппи. Пролетит самолет —мы требуем, чтобы молодой сиг нальщик моментально опреде лил его. Плывет на волнах какой-то предмет — доложи, что это такое. Очень важно, чтобы сигнальщик обладал точным глазомером. На глаз определить курсовой угол, скорость хода, расстояние — этого мы добиваемся от наших молодых специалистов. Мы проверяем их доклады с помощью дальномера, карты и х . Хуиню результате поощряются. Сигнальщик должен быть вру чен разносторонне. Плохой ив яш* выйдет специалист, если он ■! умеет в одинаковой степени ноя** зеваться семафором, ратьерои, ил- тиком, прожектором. И при этой важны как прием, так и передача. До сих пор на кораблях сущест вовало правило — сначала сиг нальщик проходит,- если так можно выразиться, теоретический курс обучепия, а затем его уже допускают к приему и передаче. Мы нарушили эту «традицию» и добились неплохих результатов. У нас молодежь, наряду с учебой «по книге», привлекается и к ис полнению обязанностей старослу жащих. Мы, например, ввели та кое новшество: если раньше набо ром и разбором сигналов занима лись только бывалые специалисты, а молодые ставились лишь на фа лы, то сейчас делаем наоборот. Таким образом мыприучаем нозич- ков к работе на семафоре — труд ному и сложному делу. После непродолжительной, в» упорной учебы мы доверили моло дым сигнальщикам самостоятельно передавать и принимать семафоры, поддерживать связь с кораблями и береговыми постами. И что же? Наши ученики работают не хуже учителей. Условности сводить на-иет Старшина 2 статьи Д . РОМАНОВ Недавно наш эсминец готовил ся к стрельбам. Во всех боевых частях внимательно просматрива лись заведывания, проверялась материальная часть. Ну а больше всего работы было у нас, артилле ристов. Ведь в этом походе глав ный экзамен держали мы. Почти ежедневно у нас проводились за нятия и тренировки. И все же на стрельбах мы получили неудов летворительную оценку. Почему это получилось? Подвели замочные. Нельзя ска заботимея только о своем заведи- ванпн и мало интересуемся заве- дыеаниями своих товарищей. Взять, например, приготовление корабля к бою, когда он находит ся у пирса. Личный состав, рас писанный по авралу, с момента отдачи сигнала поступает в распо ряжение боцмана. Так положено. Но вот аврал окончен, а боцман все еще держит людей— «на всякий случай». И это уже неправильно. Люди нужны на своих боевых постах, таи их ждут, а боцман нв зать, чтобы они плохо знали спе- отпускает. Я считаю, что старпги- циальность. Но обучены они были действиям в спокойной обстановке, когда корабль стоял у пирса или на якоре. А сдача задачи проходи- ” «-ложных условиях, и замоч ные не были подготовлены к ним. Действовали они медленно, нера сторопно и в результате снизили успехи всей стрельбы. Этот печальный случай пока зал нам, что все тренировки сле дует усложнять и проводить их в обстановке, похожей на боевую. Условности надо сводить на-нет. Тогда все номера расчета будут расторопно действовать в любых положениях. Так мы сейчас и строим обучение. У нас в работе старшин есть еще такой недостаток. Мы порой ны должны работать более дружи» и согласованно между собой. Тогда и дело пойдет лучше. Неправильно и то, что у нас отрывают краснофлотцев от учебы для маловажных, а иногда и про сто посторонних дел. А для учебы ведь нам каждая мнута дорога! О вестовых. Положено, чтобы они менялись через определенный промежуток времени. Это сделано для того, чтобы краснофлотец, исполняя обязанности вестового, не отставал от товарищей в боезой учебе. А на самом деле вестовые меняются очень редко и это ска зывается па их специальной под готовке. Нужно ликвидировать это упущение. После выступления старшин-отличников бое вой и политической подготовки контр-адмирал В. Фоним сделал заключение. Он сказал: — Выступления старшин показали, что они вполне отчетливо понимают свои задачи в работе с подчиненными. Но одного понимания задач еще недостаточно. Надо подкрепить его практически ми делами. Этого мы и ждем от вас. Некоторые товарищи ссылались на трудности. Надо прямо сказать, они еще будут встречаться. Но на то мы и воспитаны большевистсной пар тией, чтобы уметь хорошо работать, несмотря на трудности. План боевой и политической подготов- ии на этот год обширен и об’емист. Мы обязаны осуществить его полностью. Никаких скидок на трудности нам не дадут. Все будет зависеть ет на шей организованности и разворотливоети. Я ду маю, мы справимся с поставленными перед наш задачами. Здесь быяе высказано мнега полезного. Старшины дали ряд хороших пожеланий. Штаб соединения изучит материалы сегодняшнего сбора, обобщит их и сделает свои выводы. Все лучшее. что мы сегодня услышаяи, станет достоянием всех кораблей эскадры . С 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz