Краснофлотец.1946 год. Май.

18 мая 1948 г., № 114 (2500) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 3 Старшина—учитель и воспитатель краснофлотца Старослужащие— наши помощники Старшина 1 статьи А. ЛАРИН В прошлом году наша группа,один из бывалых начерти на зеиле схему механизма, о котором * пополнилась молодыми красно­ флотцами. Это были разные люди и по общему образованию, и по военной подготовке. Большинство впервые попало на корабль. Вот • с ними-то и пришлось как следу­ ет поработать. Ведь человеку, ко­ торый уде знаком с техникой, достаточно только один раз тол­ ково рассказать о механизме, по­ казать его работу и он поймет. Новичку же нужно как следует втолковать. Мне доводилось по нескольку раз повторять одно и то же прежде чем я добивался ус­ пеха. Ясно, что одному мне было не справиться. На помощь пришли старослужащие. К одному или к деум молодым я прикреплял опытного моряка, который и отве­ чал за их успехи. И все старослужащие добросо­ вестно отнеслись к обучению мо­ лодого пополнения. Каждую сво­ бодную минуту они использовали! для передачи своих знаний. Однажды был такой случа§. Группа старослужащих и молодых краснофлотцев была уволена на берег. На последний рейсовый автобус они опоздали и возвра­ щались пешком. Всю дорогу мо­ лодые краснофлотцы разговари- вили о корабельной технике. Ког­ да кто-то из них допустил ошиб­ ку и разгорелся спор, старослу­ жащие вмешались и разрешили его. Вся группа остановилась и шел разговор. Вот как захватила молодых учеба, как они полюбили технику. Я ощущал помощь от своих бы­ валых товарищей не только в обучении молодежи, они помога­ ли мне я в воспитательной ра­ боте. Как-то молодые краснофлотцы готовились к увольнению на берег. Когда они оделись, старослужа­ щий боец заметил, что на погонах у одного из них не вычищены пу­ говицы. — Думаешь, если пуговица не видна, значит и чистить ее не на­ до? — спросил он. Краснофлотец смутился и, ни слова не говоря, сразу же при­ нялся надраивать пуговицы. Старослужащие — бывалые мо­ ряки — первые помощники стар­ шин. Мы должны на них опи­ раться во всей нашей учебной н воспитательной работе. Скажу еще о взаимозаменяемо­ сти. Этому вопросу уделяется у нас мало внимания. А что полу­ чается? Вот стоят у турбодинамо турбннист и электрик. Работают вместе не первый месяц, а заме­ нить друг Друга не могут, хотя специальности у них близкие меж­ ду собой. Надо так учить молодых, чтобы они свое заведывание зна­ ли отлично и разбирались в заве- дыванин соседа. О дисциплинарной практике Старшина I статьи К. АБРАМОВ Наши краснофлотцы любят свой корабль, берегут его честь и стой­ ко переносят трудности флотской службы. Но есть у нас еще и та­ кие, которым хотелось бы, чтобы служба была полегче и овладевать специальностью можно было бы не спеша, с прохладцей. Их немного, но на корабле, где каждый человек на счету, эти люди—-большая по­ меха. Скажу про краснофлотца Глазо­ ва. Он служит в отделении стар­ шины 2 статьи Гончарова. Когда наш корабль готовился к стрель­ бам, Глазов обеспечивал матери­ альную часть оружия. Он хотел побыстрее отвертеться от хлопот­ ливого дела и работал кое-как. В результате он неправильно соб­ рал механизм. Хорошо, что эту оплошность сразу же обнаружили и устранили. А могло получиться, что все мы оскандалились бы на стрельбах. Это уже у Глазова не первый раз. Как только на корабле пред­ стоит какая-либо работа, Глазов уже смотрит, как можно от нее увильнуть и спрятаться. Во мпогом тут виноват командир отделения, который с первых дней строго и властно не потребовал от краснофлотца по-уставному вы­ полнять свои обязанности. После он спохватился и стал взыскивать за допущенные проступки. Но и здесь старшина допустил ошибку: переусердствовал в наложении взыскапий. Он за мелкое упуще­ ние паложил однажды самое стро­ гое взыскание, па которое имел только право. Так повторилось дважды. И вот Глазов привык к наказаниям. Его уже стало трудно исправить: слов он не слушает, а , правился и не повторит своего взыскания перестали действовать.:проступка Вывод тут такой: каждый старшина должен хорошо знать своих подчиненных, быть строгим и требовательным начальником. Следует всегда своевременно воз­ действовать на краснофлотца: дать совет, оказать помощь, побе­ седовать или наказать. Старшине даны большие права, но он должен использовать их разумно. Нельзя разбрасываться взысканиями и поощрениями, надо выносить их с толком. Дисциплинарное взыска­ ние — серьезная мера. Каждый, кто получил его, должен прочув­ ствовать, что это не пустая фор­ мальность. И если краснофлотец за свой проступок получил вне­ очередной наряд, то его следует ставить на более тяжелую работу, чем обычно. Иногда воспитательное значение взыскания снижается легкомыс­ ленным отношением к вынесению поощрений. Бывает, что недис­ циплинированному краснофлотцу за одну какую-либо хорошо сде­ ланную работу об’являмт благо­ дарность и не учитывают ранее вынесенных взысканий. Так, краснофлотец Петровский полу­ чил два взыскания, одно из кото­ рых еще не успел отбыть, а ему командир отделения уже об'язил благодарность. Разве это правиль­ но? По-моему, нет. Ведь снятие взыскания уже само по себе яв­ ляется высокой мерой поощрения. А поощрять краснофлотца; кото рый имеет взыскание, следует только тогда, когда убедишься, что краснофлотец действительно ис- На опыте войны Старшина 2 статьи Н. МАХАНЬКОВ Обучение молодых краснофлот­ цев борьбе за живучесть корабля — дело очень сложное. Мы приоб­ рели в этой области некоторый опыт, н я поделюсь им. Главное тут — последователь­ ность и учеба в условиях, макси­ мально приближенных к действи­ тельности. Ясно, что прежде чем учить краснофлотцев, например, как бороться с поступлением воды, надо ознакомить их с расположе­ нием и устройством помещений корабля. Каждый краенофлотец должен по памяти знать, где на­ ходится тот или иной отсек, пере­ борка, люк или горловина, знать, когда и что надо задраивать в пер­ вую очередь, как переключить па­ ровую магистраль, освещение и т. д. Как правило,- каждое занятие мы сопровождаем практическим показом аварийно-спасательных средств и инструментов, приучаем краспофлотцсз кое-что из этих средств и инструментов изготов­ лять своими руками. Так, все бойцы аварийных групп умеют делать пластырные подушки, при­ гонять подпорные брусья и дру­ гой крепежный материал. Бойцы трюмной группы, изучая методы борьбы за непотопляемость, твердо усвоили порядок и условия затоп­ ления помещений и погребов. Они знают, как нужно содержать трю­ мы, горловины, люки, умеют быстро задраивать их и обеспечи­ вать полную герметизацию отсе­ ков. Для того, чтобы личный состав аварийных групп, трюмные и другие краснофлотцы умели уве­ ренно действовать в темноте и на сильной качке, мы во время уче­ ний неожиданно выключаем свет, заполняем помещение дымом, а иногда и водой. Если нужно, на корабле создается и крен. Особое внимание уделяется на­ ми быстроте передачи и исполне- нения команд, а также четкости донесений. 1 Аварийные учения проводятся у нас на опыте войпы и не толь­ ко в базе, а и на якорных стоян­ ках ■ особенно часто на ходу, в море. Успех борьбы за живучесть во мпогом зависит и от бдительности дежурной и вахтенной службы. Вот почему мы приучаем молодых краснофлотцев относиться к де­ журству и вахте с особым вни­ манием. Каждый случай непра­ вильного ухода за оружием пли механизмами, который мог бы при­ вести к аварии, мы не оставляем без разбора, а широко его обсуж­ даем, воспитываем на нем крас­ нофлотцев. Мне хочется высказать пожела­ ние, чтобы нас чаще собирали на такие сборы, как сегодняшний. Они приносят большую пользу. Как мы обучаем сигнальщиков Старшина 2 статьи Б. ГОЛОВЧЕНКО Война показала, как велика роль сигнальщика в морском бои». На море и в воздухе сейчас приме­ няются боевые средства, внезапно появляющиеся, скрытные и мало заметные. Поэтому у енгналыцика должен быть орлиный глаз — нужно все схватывать, все заме­ чать.. В любом деле должна быть тре­ нировка. Но в нашей специально­ сти она особенно важна. Имей сигнальщик самую высокую выуч­ ку, но не потренируйся он недели две — и «потеряет форму». Вот почему мы пользуемся каждым удобным случаем, чтобы еще и еще тренировать молодых специали­ стов. Когда корабль на якоре, они работают с берегом, когда нахо­ димся в совместном плавании — «разговаривают» с мателотом, когда одни в море — тренируются в наблюдеппи. Пролетит самолет —мы требуем, чтобы молодой сиг­ нальщик моментально опреде­ лил его. Плывет на волнах какой-то предмет — доложи, что это такое. Очень важно, чтобы сигнальщик обладал точным глазомером. На глаз определить курсовой угол, скорость хода, расстояние — этого мы добиваемся от наших молодых специалистов. Мы проверяем их доклады с помощью дальномера, карты и х . Хуиню результате поощряются. Сигнальщик должен быть вру­ чен разносторонне. Плохой ив яш* выйдет специалист, если он ■! умеет в одинаковой степени ноя** зеваться семафором, ратьерои, ил- тиком, прожектором. И при этой важны как прием, так и передача. До сих пор на кораблях сущест­ вовало правило — сначала сиг­ нальщик проходит,- если так можно выразиться, теоретический курс обучепия, а затем его уже допускают к приему и передаче. Мы нарушили эту «традицию» и добились неплохих результатов. У нас молодежь, наряду с учебой «по книге», привлекается и к ис­ полнению обязанностей старослу­ жащих. Мы, например, ввели та­ кое новшество: если раньше набо­ ром и разбором сигналов занима­ лись только бывалые специалисты, а молодые ставились лишь на фа­ лы, то сейчас делаем наоборот. Таким образом мыприучаем нозич- ков к работе на семафоре — труд­ ному и сложному делу. После непродолжительной, в» упорной учебы мы доверили моло­ дым сигнальщикам самостоятельно передавать и принимать семафоры, поддерживать связь с кораблями и береговыми постами. И что же? Наши ученики работают не хуже учителей. Условности сводить на-иет Старшина 2 статьи Д . РОМАНОВ Недавно наш эсминец готовил­ ся к стрельбам. Во всех боевых частях внимательно просматрива­ лись заведывания, проверялась материальная часть. Ну а больше всего работы было у нас, артилле­ ристов. Ведь в этом походе глав­ ный экзамен держали мы. Почти ежедневно у нас проводились за­ нятия и тренировки. И все же на стрельбах мы получили неудов­ летворительную оценку. Почему это получилось? Подвели замочные. Нельзя ска­ заботимея только о своем заведи- ванпн и мало интересуемся заве- дыеаниями своих товарищей. Взять, например, приготовление корабля к бою, когда он находит­ ся у пирса. Личный состав, рас­ писанный по авралу, с момента отдачи сигнала поступает в распо­ ряжение боцмана. Так положено. Но вот аврал окончен, а боцман все еще держит людей— «на всякий случай». И это уже неправильно. Люди нужны на своих боевых постах, таи их ждут, а боцман нв зать, чтобы они плохо знали спе- отпускает. Я считаю, что старпги- циальность. Но обучены они были действиям в спокойной обстановке, когда корабль стоял у пирса или на якоре. А сдача задачи проходи- ” «-ложных условиях, и замоч­ ные не были подготовлены к ним. Действовали они медленно, нера­ сторопно и в результате снизили успехи всей стрельбы. Этот печальный случай пока­ зал нам, что все тренировки сле­ дует усложнять и проводить их в обстановке, похожей на боевую. Условности надо сводить на-нет. Тогда все номера расчета будут расторопно действовать в любых положениях. Так мы сейчас и строим обучение. У нас в работе старшин есть еще такой недостаток. Мы порой ны должны работать более дружи» и согласованно между собой. Тогда и дело пойдет лучше. Неправильно и то, что у нас отрывают краснофлотцев от учебы для маловажных, а иногда и про сто посторонних дел. А для учебы ведь нам каждая мнута дорога! О вестовых. Положено, чтобы они менялись через определенный промежуток времени. Это сделано для того, чтобы краснофлотец, исполняя обязанности вестового, не отставал от товарищей в боезой учебе. А на самом деле вестовые меняются очень редко и это ска­ зывается па их специальной под­ готовке. Нужно ликвидировать это упущение. После выступления старшин-отличников бое­ вой и политической подготовки контр-адмирал В. Фоним сделал заключение. Он сказал: — Выступления старшин показали, что они вполне отчетливо понимают свои задачи в работе с подчиненными. Но одного понимания задач еще недостаточно. Надо подкрепить его практически­ ми делами. Этого мы и ждем от вас. Некоторые товарищи ссылались на трудности. Надо прямо сказать, они еще будут встречаться. Но на то мы и воспитаны большевистсной пар­ тией, чтобы уметь хорошо работать, несмотря на трудности. План боевой и политической подготов- ии на этот год обширен и об’емист. Мы обязаны осуществить его полностью. Никаких скидок на трудности нам не дадут. Все будет зависеть ет на­ шей организованности и разворотливоети. Я ду­ маю, мы справимся с поставленными перед наш задачами. Здесь быяе высказано мнега полезного. Старшины дали ряд хороших пожеланий. Штаб соединения изучит материалы сегодняшнего сбора, обобщит их и сделает свои выводы. Все лучшее. что мы сегодня услышаяи, станет достоянием всех кораблей эскадры . С 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz