Краснофлотец.1946 год. Май.
2 К Р АС НОФЛОТ ЕЦ 18 мая 1946 г., № 114 (2500) г С т а ршин а - пр ав а я рука и опора офицера На-днях па эскадре Северного флота состоял ся сбор старшин-отлкчников боевой и политиче ской подготовки. Старшины обменялись опытом учебной и воспитательн ой работы с краснофлот цами, обсудили свои задачи на ближайший период. На слете выступим 11 и мкимч рал т. Фокин. Здесь печатается часть высту 1 Вступитеиь РАБОТЫ-НЕПОЧАТЫЙ КРАЙ Из речи контр-адмирала В. ФОКИНА Мои методы обучения Старшина 2 статьи А. МАРКОВ Товарищи старшины! Мы собрали вас сегодня для обиена опытом учебной и воспи тательной работы. Мы ютим по слушать, как вы учите и воспи тываете своих подчиненных, осо бенно молодых краснофлотцев, как используете опыт войны, как на водите в своих группах и отде лениях дисциплину и порядок и, наконец, как саии работаете над собой и совершенствуетесь. Каждый из вас знает, какие грандиозные задачи стоят сейчас перед вооруженными силами стра ны. Об этой с предельной ясно стью сказано в первомайском при казе товарища Сталина: «Бди тельно охранять завоеванный мир и созидательный труд советского народа, быть надежной опоройин тересов Советского Союза». В при казе говорится о той, что необхо димо сделать для выполнения этих задач. Добиваться дальнейшего роста военной культуры и воен ного мастерства бойцов и коман диров, повышать уровень военно го искусства аа основе опыта вой ны, на основе развития военной науки и техники — вот- что тре бует от нас Верховный -Главно командующий. •Прошел год, как мы трудимся и учимся в ни жившим на флоте иного лег стар шинам. Считая, видимо, что им и так все известно, они редко загля дывают в устав. А ведь устав — это сгусток всего нашего оныта. В ней ножно найти ответ па лю бой вопрос, связанный с органи зацией службы. Без устава немы- слима жизнь на корабле. Вот не чему мое первое требование к ваи, товарищи старшины, — знать ус тавы и наставления иа-зубок, вы полнять их пунктуально, без ма- лейших отклонений и того же требовать от подчиненных. Если мы этого доб’емся, успех обеспе чен. Плохая организация службы, слабая подтянутость личного со става не могут не отражаться и на состоянии боевой подготовки. Это показали недавние выходы наших кораблей в норе на отра ботку огневых и курсовых задач. В результате неумелых действий экипажей некоторые корабли бес цельно бороздили поре, жгли дра гоценное топливо и возвращались в базу, не сдав задач. С кого тут первый спрос? Ясно, что с вас, со старшин! Потону, что вы стоите ближе всех к краснофлотцу, име ете больше возможностей кропот ливо и внимательно работать с условиях. I молодыми, учить их. Так почеиу Пора спросить: что сделано нами 1же вы не используете полностью ПНР!. за это время? Как мы работали? Каких результатов достигли? И мы можем ответить, что красно флотцами, старшинами и офице рами нашего соединя й сделано немало. Есть определенные успе хи и в боевой и в политической подготовке. Палп люди выросли, стали грамотней. По не об этой нужно сейчас говорить. У нас иного серьезных недостатков, без устранения которых невозможно двигаться дальше. Особенно -велики наши недо делки н промахи в организации службы на кораблях. Чей они об’- ясняются? Прежде всего тем, что уставы и наставления еще не в почете у некоторых наших людей. Требования уставов, в лучшем плучае, они знают поверхностно, а то и вовсе не знают. Это отно сится даже к бывалым, прослу- все свои возможности и условия? Подо сказать, что во время войны мы кое-какии «мелочам» в бое вой подготовке не придавали осо бого значении, делали скидку. Сейчас ее не будет. Требования повышаются и будут повышаться. Помните об отои и учитывайте в своей работе. Весь ваш труд пойдет насмар ку, если вы не вытянете главно го звена — дисциплину. В этой вопросе асе определяется вашим личным примером. Каков началь ник — таковы и подчиненные. Следовательно, если вы хотите, чтобы люди вш и были подтяну ты н дисциплинированны, пока зывайте ни в этой пример. Надо быть требовательный не только к подчиненный, но, в первую голо ву, к самим себе. И тогда на вас будут равняться все остальные. В этой году иы проводин бое вую подготовку в необычных ус ловиях. На наших кораблях зна чительно повысился процент мо лодых краснофлотцев. Это накла дывает особые обязаавости на старная. Большинстве младших команддоов соединения неплохо справляется с трудный и слож ный делом обучения молодежи. Передовиками в этой работе являются старшины тт. Злот- ник, Малышев, Фнрсов, Ка- даков, Буров. Заметных успе хов добились и тт. * Демидов, Марков, Кулешов, Борисов, Моро зов, Панкратов и Богуславский. Опыт этих товарищей следует широко распространить и сделать достоянием всего старшинского состава. Наша задача заключается сейчас в том, чтобы всеми силами бороться за точное выполнение всех планов боевой подготовки. Большое место в нашей рабо те занимает ремонт. Старшины обязаны добиваться, чтобы ре монтные работы выполнялись в намеченные сроки и досрочно. Реионт должен сочетаться с по стоянной, непрекращающейся уче бой личного состава. Приближается горячая пора — пора напряженных летних плава ний. Наши корабли выйдут на ши рокий морской простор. Эго будет суровой проверкой, экзаменом всей нашей деятельности и зим ний период. 1ето покажет, как мы учились, чего достигли и что не доделали. Всесторонне подгото виться к большим летним похо- дам — дело нашей честм. Сейчас, пока есть еще у нас время, надо еще н еще раз проверить, все ли делается на наших кораблях для того, чтобы они ногли в любую минуту сняться по приказу со швартовых и или в море. Работы у нас, как видите, не початый край. I значительная ее доли ложится на вас, старшин. Эго и понятие. Ведь вы — ближайшие и непосредственные пачальникн и воспитатели крас нофлотцев. Вы — правая рука и опора офицеров. Ваи многое дано, но с вас многое и спрашивается. Мое отделение почти цели ком состоит из иолодых красно флотцев. Чтобы сделать их хоро шими специалистами, дисципли нированными и опытными моря ками, я должен был правильно организовать обучение. Вначале мне трудно было про водить занятия. Не было доста точно опыта. Поиню, когда про води первые занятия, у меня постоянно оставалось «лишнее» время. Тему рассчитаю га два ча са, а начну об’яснять, все рас скажу краснофлотцам за полтора, и не» знаю, что после делать. И вот «натягиваю» оставшееся вре мя. Ну а от этого мало пользы. Я чувствовал это я стал усиленно работать над собой. Постепенно накапливался опыт. К каждому занятию я тщатель но готовлюсь. Стремлюсь так изу чить тему, чтобы с предельной полнотой и ясностью изложить ее краснофлотцам. Кроме учебников, использую газетный материал — те статьи, в которых опытные моряки обмениваются опытом или дают советы. Если энаю, что по теме, которую предстоит об’яснить, краснофлотцы не мо гут достать учебгак или конс пект, я стараюсь изложить ее значительно шире, чтобы слуша тели могли легче усвоить, а от дельные, особенно важные вопро сы записать. Большое значение в подготов ке и проведении занятий имеет рабочий план. Я пользуюсь им каждый раз. Он конкретизирует материал, помогает более прави льно и последовательно излагать тему. Занятия строю так. Перед тем, как приступить к изложению но вой темы, минут 10— 15 уделяю повторению пройденного. Для это го вызываю трехчетьцюх крас нофлотцев и даю контрольные вопросы. Главный обраэои ста раюсь опросить тех, кто сла(1о_ усваивает материал. Затем при ступаю к изложению новой темы, строго придерживаясь плана. Я слежу за тем, чтобы каждый крас нофлотец слушал внимательно. Окончив раздел, начинаю про верочные занятия. Провожу их так. Ставлю вощюс всему отде лению и одного из бойцов вызы ваю отвечать. Бывает так, что тот иди иной вопрос краснофлот цы недостаточно ясно себе пред ставляют. Тогда во время вечер них занятий путем консультаций, раз’яснений я помогаю им усво ить неясный вопрос. Особое внимание я обращаю на отстающих краснофлотцев, лично помогаю им и прикрепляю более сильных товарищей. Но при этом смотрю, чтобы помощь не выли-с лась в мелочную опеку. ___ Некоторые младшие комавди- ры, если в их отделениях или группах нет слабых, вполне удов летворяются этин, хотя у них есть и «троечники». На этих, я бы сказал, «середнячков» не об ращают иногда должного внима ния. «Лишь бы не отставали».. Это неправильцо.'Раз краснофлотец получил посредственную оценку — значит он недостаточно знает материальную часть и не может' грамотно ее эксплоатировать. Поэтому я добиваюсь, чтобы в отделении не было не только от стающих, но и посредственников. Правда, это требует больших за бот, отнимает много времени, зато дает хорошие результаты. Быть требовательным и справедливы» Старшина 2 статьи Л . НИКОЛАЕВ ф . Что значит быть требователь -1 ние, он вступил со иной в прере- БОЛЬШЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫМ Старшина 2 статьи А. КУЛАГИН Молодые краснофлотцы пришли к гам сравнительно недавно, но добились уже первых успехов в боевой и политической подготов ке. Многие из них приобрели не плохие теоретические знания и практические навыки. Часть мо лодого пополнения несет самостоя тельную вахту. Но мы понимаем, что отличным моряком-спецналистом стать не так уж легко и просто, и поэтому не ограничиваемся достигнутым. С каждым днем мы повышаем тре бования к молодым, даем им все более и более серьезные поруче ния — ставим к маневровым кла панам при швартовках, к котлам ко время форсированных ходов и V. д. После каждой такой отьг?1- венной вахты иы собираеи иоло дых специалистов и проводим тщательный разбор действий каж дого из них, отмечаем инициати ву, расторопность, указываем на замеченные ошибки. Наша цель — как можно быст рее приучить молодежь к само стоятельности. Тот машинист, ко торый знает вверенную ему тех нику только по чертежам, но не умеет управлять ею, не умеет принять самостоятельного реше ния,— растеряется в трудную ми нуту. Вот почему старшина дол жен не опекать своего подчинен ного, а так учить его, чтобы он в нужный иомент выполнил рабо ту и без посторонней поноци. В этом, по-моему, главное. г Мне хочется сказать несколько слов об одном серьезном не достатке, который имеется у нас в организации боевой подго товки. Бывает так, что старшины групп и командиры отделений не ставятся в известность о пред стоящих учениях или трениров ках. И вот с иоетика раздается команда начать отработку опре деленной задачи, а старшина не знает, что же ему делать, с чего начинать. Это, понятно, сказы вается на качестве занятия или тренировки. Если старшина зара нее озгакоилен с планом боевой учебы, он иолсет лучше подгото виться. Офицерам, планирующим 1учебу, необходимо это учесть. ныи и справедливый? Это очень важный вопрос, и не всегда иы правильно разрешаем его. Вот один старшина считает, что взыскания — это его глазное оружие и раздает их налево и направо. А другой ограничивается «разговорами» и совершенно не использует своих дисциплинарных прав. Первый думает, что он строг, а второй, что он «умело воспиты вает». Но и тот и другой посту пают неверно. Оба они не могут пользоваться авторитетом у подчи ненных. Нетрудно, конечно, добиться, что тебя будут бояться. И еще легче сделать так, что тебя будут считать «своин парней». Гораздо трудней сочетать строгость и не примиримость к недостаткам с душевным, внимательным подходом к людям. Но тогда и уважение к тебе будет настоящий, крепким. Я считаю, что с людьми нужно работать внимательно и кропотли во. Правда, если человек нерадив и ленив, надо не только указывать ему на недостатки, но и взыски вать. Взыскивать так, чтобы дру гим было неповадно. Чтобы мысль моя была понят ной, я сошлюсь па принер из соб ственной практики. Был у меня в отделении краснофлотец Хромов — способный, грамотный, расто ропный боец, но упрямый. Однаж ды, когда я передал ему приказа- йания. Конечно, я добился, что приказание он выполнил. Но при очередном увольнении я не пустил его на берег. Хроиов обратился с жалобой на иеня к заместителю конандира корабля. Тот одобрил мое решение, признал его совер шенно правильный, но посоветовал поговорить с Хромовым но-душам. Л так и сделал. Хроиов был на ** меня сперва обижен, но, беседуя со мной, он понял, что я поступил справедливо. К надо сказать, он в корне изменил свое поведение и больше не доставлял мне хлопот. Младший командир должен быть строгии, требовательный. Это кажется ясным. Но нужно, по-мое- ну, вот что еще иметь в виду. К каждому человеку должев быть разный подход. Нельзя же, в конце концов, с новичка, впервые увя- ■ девшего корабль, требовать тоге же, что и с бывалого моряка. Есля. скажем, молодой вышел без голов ного убора на верхнюю палубу, ему надо раз’яснить, что так на корабле не положено. Ну а уж сс «старичка» за это надо взыски вать. Ведь это ему непростительно. Он давно уже был обязан твердо усвоить корабельные порядки и не. нарушать их. Когда командир отделепия или старшина группы требователен и V . справедлив, он будет пользо ваться поддержкой всех своих под чиненных, и дело у него пойдет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz