Краснофлотец.1946 год. Май.

2 К Р АС НОФЛОТ ЕЦ 18 мая 1946 г., № 114 (2500) г С т а ршин а - пр ав а я рука и опора офицера На-днях па эскадре Северного флота состоял­ ся сбор старшин-отлкчников боевой и политиче­ ской подготовки. Старшины обменялись опытом учебной и воспитательн ой работы с краснофлот­ цами, обсудили свои задачи на ближайший период. На слете выступим 11 и мкимч рал т. Фокин. Здесь печатается часть высту 1 Вступитеиь РАБОТЫ-НЕПОЧАТЫЙ КРАЙ Из речи контр-адмирала В. ФОКИНА Мои методы обучения Старшина 2 статьи А. МАРКОВ Товарищи старшины! Мы собрали вас сегодня для обиена опытом учебной и воспи­ тательной работы. Мы ютим по­ слушать, как вы учите и воспи­ тываете своих подчиненных, осо­ бенно молодых краснофлотцев, как используете опыт войны, как на­ водите в своих группах и отде­ лениях дисциплину и порядок и, наконец, как саии работаете над собой и совершенствуетесь. Каждый из вас знает, какие грандиозные задачи стоят сейчас перед вооруженными силами стра­ ны. Об этой с предельной ясно­ стью сказано в первомайском при­ казе товарища Сталина: «Бди­ тельно охранять завоеванный мир и созидательный труд советского народа, быть надежной опоройин­ тересов Советского Союза». В при­ казе говорится о той, что необхо­ димо сделать для выполнения этих задач. Добиваться дальнейшего роста военной культуры и воен­ ного мастерства бойцов и коман­ диров, повышать уровень военно­ го искусства аа основе опыта вой­ ны, на основе развития военной науки и техники — вот- что тре­ бует от нас Верховный -Главно­ командующий. •Прошел год, как мы трудимся и учимся в ни жившим на флоте иного лег стар­ шинам. Считая, видимо, что им и так все известно, они редко загля­ дывают в устав. А ведь устав — это сгусток всего нашего оныта. В ней ножно найти ответ па лю­ бой вопрос, связанный с органи­ зацией службы. Без устава немы- слима жизнь на корабле. Вот не­ чему мое первое требование к ваи, товарищи старшины, — знать ус­ тавы и наставления иа-зубок, вы­ полнять их пунктуально, без ма- лейших отклонений и того же требовать от подчиненных. Если мы этого доб’емся, успех обеспе­ чен. Плохая организация службы, слабая подтянутость личного со­ става не могут не отражаться и на состоянии боевой подготовки. Это показали недавние выходы наших кораблей в норе на отра­ ботку огневых и курсовых задач. В результате неумелых действий экипажей некоторые корабли бес­ цельно бороздили поре, жгли дра­ гоценное топливо и возвращались в базу, не сдав задач. С кого тут первый спрос? Ясно, что с вас, со старшин! Потону, что вы стоите ближе всех к краснофлотцу, име­ ете больше возможностей кропот­ ливо и внимательно работать с условиях. I молодыми, учить их. Так почеиу Пора спросить: что сделано нами 1же вы не используете полностью ПНР!. за это время? Как мы работали? Каких результатов достигли? И мы можем ответить, что красно­ флотцами, старшинами и офице­ рами нашего соединя й сделано немало. Есть определенные успе­ хи и в боевой и в политической подготовке. Палп люди выросли, стали грамотней. По не об этой нужно сейчас говорить. У нас иного серьезных недостатков, без устранения которых невозможно двигаться дальше. Особенно -велики наши недо­ делки н промахи в организации службы на кораблях. Чей они об’- ясняются? Прежде всего тем, что уставы и наставления еще не в почете у некоторых наших людей. Требования уставов, в лучшем плучае, они знают поверхностно, а то и вовсе не знают. Это отно­ сится даже к бывалым, прослу- все свои возможности и условия? Подо сказать, что во время войны мы кое-какии «мелочам» в бое­ вой подготовке не придавали осо­ бого значении, делали скидку. Сейчас ее не будет. Требования повышаются и будут повышаться. Помните об отои и учитывайте в своей работе. Весь ваш труд пойдет насмар­ ку, если вы не вытянете главно­ го звена — дисциплину. В этой вопросе асе определяется вашим личным примером. Каков началь­ ник — таковы и подчиненные. Следовательно, если вы хотите, чтобы люди вш и были подтяну­ ты н дисциплинированны, пока­ зывайте ни в этой пример. Надо быть требовательный не только к подчиненный, но, в первую голо­ ву, к самим себе. И тогда на вас будут равняться все остальные. В этой году иы проводин бое­ вую подготовку в необычных ус­ ловиях. На наших кораблях зна­ чительно повысился процент мо­ лодых краснофлотцев. Это накла­ дывает особые обязаавости на старная. Большинстве младших команддоов соединения неплохо справляется с трудный и слож­ ный делом обучения молодежи. Передовиками в этой работе являются старшины тт. Злот- ник, Малышев, Фнрсов, Ка- даков, Буров. Заметных успе­ хов добились и тт. * Демидов, Марков, Кулешов, Борисов, Моро­ зов, Панкратов и Богуславский. Опыт этих товарищей следует широко распространить и сделать достоянием всего старшинского состава. Наша задача заключается сейчас в том, чтобы всеми силами бороться за точное выполнение всех планов боевой подготовки. Большое место в нашей рабо­ те занимает ремонт. Старшины обязаны добиваться, чтобы ре­ монтные работы выполнялись в намеченные сроки и досрочно. Реионт должен сочетаться с по­ стоянной, непрекращающейся уче­ бой личного состава. Приближается горячая пора — пора напряженных летних плава­ ний. Наши корабли выйдут на ши­ рокий морской простор. Эго будет суровой проверкой, экзаменом всей нашей деятельности и зим­ ний период. 1ето покажет, как мы учились, чего достигли и что не­ доделали. Всесторонне подгото­ виться к большим летним похо- дам — дело нашей честм. Сейчас, пока есть еще у нас время, надо еще н еще раз проверить, все ли делается на наших кораблях для того, чтобы они ногли в любую минуту сняться по приказу со швартовых и или в море. Работы у нас, как видите, не­ початый край. I значительная ее доли ложится на вас, старшин. Эго и понятие. Ведь вы — ближайшие и непосредственные пачальникн и воспитатели крас­ нофлотцев. Вы — правая рука и опора офицеров. Ваи многое дано, но с вас многое и спрашивается. Мое отделение почти цели­ ком состоит из иолодых красно­ флотцев. Чтобы сделать их хоро­ шими специалистами, дисципли­ нированными и опытными моря­ ками, я должен был правильно организовать обучение. Вначале мне трудно было про­ водить занятия. Не было доста­ точно опыта. Поиню, когда про­ води первые занятия, у меня постоянно оставалось «лишнее» время. Тему рассчитаю га два ча­ са, а начну об’яснять, все рас­ скажу краснофлотцам за полтора, и не» знаю, что после делать. И вот «натягиваю» оставшееся вре­ мя. Ну а от этого мало пользы. Я чувствовал это я стал усиленно работать над собой. Постепенно накапливался опыт. К каждому занятию я тщатель­ но готовлюсь. Стремлюсь так изу­ чить тему, чтобы с предельной полнотой и ясностью изложить ее краснофлотцам. Кроме учебников, использую газетный материал — те статьи, в которых опытные моряки обмениваются опытом или дают советы. Если энаю, что по теме, которую предстоит об’яснить, краснофлотцы не мо­ гут достать учебгак или конс­ пект, я стараюсь изложить ее значительно шире, чтобы слуша­ тели могли легче усвоить, а от­ дельные, особенно важные вопро­ сы записать. Большое значение в подготов­ ке и проведении занятий имеет рабочий план. Я пользуюсь им каждый раз. Он конкретизирует материал, помогает более прави­ льно и последовательно излагать тему. Занятия строю так. Перед тем, как приступить к изложению но­ вой темы, минут 10— 15 уделяю повторению пройденного. Для это­ го вызываю трехчетьцюх крас­ нофлотцев и даю контрольные вопросы. Главный обраэои ста раюсь опросить тех, кто сла(1о_ усваивает материал. Затем при­ ступаю к изложению новой темы, строго придерживаясь плана. Я слежу за тем, чтобы каждый крас­ нофлотец слушал внимательно. Окончив раздел, начинаю про­ верочные занятия. Провожу их так. Ставлю вощюс всему отде­ лению и одного из бойцов вызы­ ваю отвечать. Бывает так, что тот иди иной вопрос краснофлот­ цы недостаточно ясно себе пред­ ставляют. Тогда во время вечер­ них занятий путем консультаций, раз’яснений я помогаю им усво­ ить неясный вопрос. Особое внимание я обращаю на отстающих краснофлотцев, лично помогаю им и прикрепляю более сильных товарищей. Но при этом смотрю, чтобы помощь не выли-с лась в мелочную опеку. ___ Некоторые младшие комавди- ры, если в их отделениях или группах нет слабых, вполне удов­ летворяются этин, хотя у них есть и «троечники». На этих, я бы сказал, «середнячков» не об­ ращают иногда должного внима­ ния. «Лишь бы не отставали».. Это неправильцо.'Раз краснофлотец получил посредственную оценку — значит он недостаточно знает материальную часть и не может' грамотно ее эксплоатировать. Поэтому я добиваюсь, чтобы в отделении не было не только от­ стающих, но и посредственников. Правда, это требует больших за­ бот, отнимает много времени, зато дает хорошие результаты. Быть требовательным и справедливы» Старшина 2 статьи Л . НИКОЛАЕВ ф . Что значит быть требователь -1 ние, он вступил со иной в прере- БОЛЬШЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫМ Старшина 2 статьи А. КУЛАГИН Молодые краснофлотцы пришли к гам сравнительно недавно, но добились уже первых успехов в боевой и политической подготов­ ке. Многие из них приобрели не­ плохие теоретические знания и практические навыки. Часть мо­ лодого пополнения несет самостоя­ тельную вахту. Но мы понимаем, что отличным моряком-спецналистом стать не так уж легко и просто, и поэтому не ограничиваемся достигнутым. С каждым днем мы повышаем тре­ бования к молодым, даем им все более и более серьезные поруче­ ния — ставим к маневровым кла­ панам при швартовках, к котлам ко время форсированных ходов и V. д. После каждой такой отьг?1- венной вахты иы собираеи иоло­ дых специалистов и проводим тщательный разбор действий каж­ дого из них, отмечаем инициати­ ву, расторопность, указываем на замеченные ошибки. Наша цель — как можно быст­ рее приучить молодежь к само­ стоятельности. Тот машинист, ко­ торый знает вверенную ему тех­ нику только по чертежам, но не умеет управлять ею, не умеет принять самостоятельного реше­ ния,— растеряется в трудную ми­ нуту. Вот почему старшина дол­ жен не опекать своего подчинен­ ного, а так учить его, чтобы он в нужный иомент выполнил рабо­ ту и без посторонней поноци. В этом, по-моему, главное. г Мне хочется сказать несколько слов об одном серьезном не­ достатке, который имеется у нас в организации боевой подго­ товки. Бывает так, что старшины групп и командиры отделений не ставятся в известность о пред­ стоящих учениях или трениров­ ках. И вот с иоетика раздается команда начать отработку опре­ деленной задачи, а старшина не знает, что же ему делать, с чего начинать. Это, понятно, сказы­ вается на качестве занятия или тренировки. Если старшина зара­ нее озгакоилен с планом боевой учебы, он иолсет лучше подгото­ виться. Офицерам, планирующим 1учебу, необходимо это учесть. ныи и справедливый? Это очень важный вопрос, и не всегда иы правильно разрешаем его. Вот один старшина считает, что взыскания — это его глазное оружие и раздает их налево и направо. А другой ограничивается «разговорами» и совершенно не использует своих дисциплинарных прав. Первый думает, что он строг, а второй, что он «умело воспиты­ вает». Но и тот и другой посту­ пают неверно. Оба они не могут пользоваться авторитетом у подчи­ ненных. Нетрудно, конечно, добиться, что тебя будут бояться. И еще легче сделать так, что тебя будут считать «своин парней». Гораздо трудней сочетать строгость и не­ примиримость к недостаткам с душевным, внимательным подходом к людям. Но тогда и уважение к тебе будет настоящий, крепким. Я считаю, что с людьми нужно работать внимательно и кропотли­ во. Правда, если человек нерадив и ленив, надо не только указывать ему на недостатки, но и взыски­ вать. Взыскивать так, чтобы дру­ гим было неповадно. Чтобы мысль моя была понят­ ной, я сошлюсь па принер из соб­ ственной практики. Был у меня в отделении краснофлотец Хромов — способный, грамотный, расто­ ропный боец, но упрямый. Однаж­ ды, когда я передал ему приказа- йания. Конечно, я добился, что приказание он выполнил. Но при очередном увольнении я не пустил его на берег. Хроиов обратился с жалобой на иеня к заместителю конандира корабля. Тот одобрил мое решение, признал его совер­ шенно правильный, но посоветовал поговорить с Хромовым но-душам. Л так и сделал. Хроиов был на ** меня сперва обижен, но, беседуя со мной, он понял, что я поступил справедливо. К надо сказать, он в корне изменил свое поведение и больше не доставлял мне хлопот. Младший командир должен быть строгии, требовательный. Это кажется ясным. Но нужно, по-мое- ну, вот что еще иметь в виду. К каждому человеку должев быть разный подход. Нельзя же, в конце концов, с новичка, впервые увя- ■ девшего корабль, требовать тоге же, что и с бывалого моряка. Есля. скажем, молодой вышел без голов­ ного убора на верхнюю палубу, ему надо раз’яснить, что так на корабле не положено. Ну а уж сс «старичка» за это надо взыски­ вать. Ведь это ему непростительно. Он давно уже был обязан твердо усвоить корабельные порядки и не. нарушать их. Когда командир отделепия или старшина группы требователен и V . справедлив, он будет пользо­ ваться поддержкой всех своих под­ чиненных, и дело у него пойдет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz