Краснофлотец.1946 год. Май.

15 мая 1941 г., № 111 (2497) К Р А С НОФЛ О Т ЕЦ 3 ВШКОЛЕ ПАРТИЙНОГО актива * * Партийная школа соединения, где начальником политотдела ка­ питан 1 ранга Воспитанный, на­ чала работать недавно. Школа оказывает серьезную помощь своим слушателям в повышении идейно­ теоретического уровня. Надо отме- г 4-тить, что абсолютное большинство слушателей стремится как можно лучше использовать имеющиеся возможности для глубокого изуче­ ния основ марксистско-ленинской теории. Хорошо подобранный состав преподавателей, удовлетворитель­ ная организация работы школы я внимание политотдела положи­ тельно сказались на учебе. Успех учебы, идейное содержа­ ние занятий в первую очередь зависят от преподавательских кадров. Политотдел еще до начала работы школы серьезно отнесся к подбору преподавателей. По курсу партийное строитель­ ство и партполитработа в Военно- Морских Силах лекции читают т. Воспитанный, его заместитель т. Смирнов и старший инструктор политотдела т. Матвеев. По поли­ тической карте мира лекции чи­ тает капитан 3 ранга т. Осипов. Его лекции пользуются вниманием всех слушателей. Лектор живо и просто излагает материал, приво­ дит много примеров. Заслуживают положительной оценки лекции капитан-лейтенан­ та т. Ильичева о пятилетием пла­ не восстановления и развития на­ родного хозяйства СССР на 1946 — 1950 годы. С большим внима­ нием слушаются лекции по исто­ рии ВКП(б), которые читает ка­ питан 2 ранга т. Захаров. Он на­ сыщает их богатым фактическим материалом, высокой идейностью. Тов. Захаров умело распределяет материал по времени, обращает внимание слушателей яа узловые вопросы. В прошлом учебном году пре­ подаватели выступали с лекциями без предварительного обсуждения, а иногда даже и без проверки со­ держания лекций. Теперь ни один преподаватель без обсуждения или •тщательного просмотра его лекции * слушателям не допускается, что I значительно сказалось па качест­ ве лекций. Был такой факт. Лекция лей­ тенанта т. Коваль — основные задачи пятилетнего плана восста­ новления и развития народного хозяйства СССР на 1946— 1950 годы— на одну треть состояла из второстепенных вопросов, не имеющих прямого отношения к те­ ме. В лекции недостаточно была показана победа нашего советско­ го общественнго строя, победа со­ ветского государственного строя. В нескольких словах, бегло осве­ щался вопрос о четвертой сталин­ ской пятилетке, как пятилетке, возобновляющей я продолжаю­ щей пути по завершению строи­ тельства социалистического обще­ ства и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Тов. Коваль было предложено воспол­ нить эти пробелы. Работа е преподавателями не ограничивается только предвари­ тельным просмотром и обсужде­ нием лекций. Практикуется взаим­ ное посещение преподавателями лекций и классно-групповых за­ нятий, обмен мнениями о методах изложения материала. Решающее значение имеет са­ мостоятельное изучение слушате­ лями первоисточников марксизма- ленинизма. Это во многом зави­ сит от заместителей командиров кораблей по политчасти и партор­ гов. Но отдельные заместители и парторги не содействуют активу в самостоятельной работе над книгой. Взять хотя бы корабль, где парторгом старший лейтенант Мартыненко. Актив корабля само­ стоятельно над собой не работает, на занятие школы приходит не­ подготовленным. Есть случаи, когда слушатели школы не но своей вине пропускают или опаз­ дывают на занятия. Эти факты говорят о том, что у отдельных политработников от­ сутствует ответственность за орга­ низацию самостоятельной работы слушателей и их посещаемость занятий партшколы. Капитан * лейтенант П. САМОДУРОВ. 99 Общвфлотский смотр художественных драмнолментивов В з а и м н а я л ю б о в ь и Абрам Егудкнн — страстный ого­ родник. Всю свою жизнь мечтал он о «жирной, вкусной земле, о жел­ тых нивах, о зеленых лугах». В его мечте сказались черты народа, приниженного вековыми расовыми предрассудками, народа, загнанно­ го царским самодержавием за чер­ ту оседлости. И только советская власть помогла стать многим Егуд- кнньгм полноправными хозяевами желанной земли. Но Егудкнн—не просто огород­ ник еврейского колхоза. Он пыт­ ливый новатор. В нем выражена отличительная черта советского человека. К своему) делу он отно­ сится вдохновенно. И, пожалуй, это обстоятельство рождает его неприязнь к не менее вдохновен­ но любящему свой труд пчело­ воду соседнего колхоза Опанасу Грицюку. Эта неглубокая «враж­ да» двух принципиальных, само­ любивых стариков возникла из-за спорного куска болотистой земли, «Козьих кочек», где ^Егудкин ста­ рательно выращивает высокосорт­ ную брюссельскую капусту. Болото давло мечтал осушить Грицюк, «Вражда» отцов — эта излюб­ ленная в драматургии ситуация — мешает соединению двух любя­ щих сердец: дочери Грицюка—Тани и сына Егудкина — Вени. И все же основной конфликт Пьесы разрешается становлением дружбы Грицюка и Егудкина, в чем помогает вторая сюжетная ли­ ния пьесы — подвиг сына Егудки­ на, пЪграничника Мули, спасшего жизнь своему командиру, как ока­ залось, сыну Грицюка — Петру- сю. Автор пьесы не показывает ге- роя-пограннчника, но он незримо присутствует в пьесе. Муля Егуд- кин тяжело ранен. И Веня, второй сын Егудкина, решает добровольно уйти в армию и заменить брата на его боевом посту. К сожалению, это. казалось бы, вполне логиче­ ское развитие второй сюжетной линии пьесы заранее автором ни­ чем не подготовлено. И все же недостатки пьесы не умаляют ее основных достоинств. В ней есть советская действи­ тельность и сочно выписанные ха­ рактеры основных персонажей. «Взаимная любовь» И. Рубинш­ тейна по своим жанровым призна­ кам — комедия-водевиль. Но ав­ тор не хочет только развлекать. В его комедии оригинальные воде­ вильные трюки вполне уживаются с попыткой разрешить злободнев­ ные темы современности. Драмколлектив ВВС Северного флота, показавший «Взаимную любовь», вполне справился с ре­ шением основной темы пьесы. Спектакль драмксллектива ВВС СФ Спектакль «Взаимная любовь» заслуживает внимания и тщатель­ ного разбора. Основное достоин­ ство спектакля в том, что режис­ серу (старшему сержанту Ю. Аскарову) и всему коллективу удалось тепло и убедительно по­ казать пример становления великой дружбы народов. Здесь нужна очень осторожная и умелая ре­ жиссерская трактовка, особенно в сценах показа еврейской семьи. У режиссера нашлись и чувство ме­ ры и художественный такт. Он нигде не скатывается к соблаз­ нительным в пьесе местечковым интонациям в комедийных сценах и традиционному мелодраматизму — в серьезных. Умелая организация постановочной части спектакля, которая была бы к лицу и про­ фессиональному театру, и декора­ ции, и костюмы выделяют спек­ такль драматического коллектива ВВС. Несомненен и ряд актерских удач. Абрам Егудкнн в исполне­ нии Ю. Аскарова — хороший со­ ветский человек. Он полон чув­ ства собственного достоинства. Он гордится результатами любимого труда — чудесными сортами взра­ щенных им овощей, он гордится подвигом сына— патриота Родины, которая дала Егудкину счастли­ вую жизнь. Мягко и умно, с очень тонким юмором, с како#-то легкой, чуть заметной напевной тонировкой, подчеркивающей на­ циональные черты, ведет свою роль Аскаров. И в этом убеди­ тельность образа и симпатия к нему, возникающая у зрителей. То же можно сказать и об Н. Плотникове, исполнителе роли Грицюка. Он вовсе не злой чело­ век. Не кичится он казацким ро­ дом. Его беспокоит только судь­ ба «родового» потомства — будут ли дети Тани от брака с Веней Егудкиным хорошими казаками- воинами. Но, узнав о подвиге старшего сына Егудкина, он боль­ ше не препятствует браку моло­ дых п торжественно вручает до­ стойному патриоту Вене дедов­ скую казацкую шашку. И Плот­ ников, и Аскаров создают вполне законченные образы, характеры с четко выраженной индивидуаль­ ностью. «Неудачника» — миротворца Лип-Липыча играет Д. Алексеев. Неудачи преследуют Лип-Липыча во всем: и в желании примирить Егудкина с Грицюком, и в па­ рикмахерских, «научных» экспери­ ментах, и в любви к Берте Соло­ вейчик. Роль традиционного воде­ вильного неудачника требует от исполнителя профессиональной техники. Легко, комедийно, без ненужного нажима и в то же время сочно подаются Алексеевым сце­ ны импровизаций, где Лип-Липыч появляется перед Бертой то тромбонистом, то фотографом, то старухой. Также запоминается в спектакле- Л . Баранова в роли Берты. Нет у нее ни сценической школы, ни про- Й ессионального опыта Алексеева, о уже одно обстоятельство, что ей удается избежать опасного в этой роли гротеска, что ее Бер­ та сохраняет реальные черты со­ ветского человека, — говорит о грамотной, вполне осмысленной работе над образом. Много места в пьесе отведено «молодым». Любовь, прочно свя­ завшая их судьбы, еще более ук­ репляет дружбу Грицюка и Егуд­ кина. Все преграды — ничто пе­ ред этим искренним и сильным чувством. Не случайно и автор на­ зывает эту вечно старую и столь вечно новую тему «Взаимной любовью». Но, к великому сож а­ лению, этой всепоглощающей любви мы так и не увидали в спектакле. Веня (Л. Злочевский) и Таня (В. Авдеева) не только внутренне, но даже и внешне без­ различны друг к другу. Им незна­ комы элементарные основы пове дения актера на сцене. Это об’яс* няется тем, что им впервые приг ходится выступать на сцене. Не очень убедительно выглядит и вто­ рая пара влюбленных: Петрусь (И. Трофимов) и Ксюша (М. Юсо ва). Все эти недостатки тем более досадны, что в целом спектакль интересный и грамотный. Неудач­ на в нем лишь музыка. Зачем по­ надобилось коллективу утруждать своего композитора Можаринова, когда давно существует написан­ ная композитором С. Кацом музы­ ка к спектаклю «Взаимная любовь». Успех спектакля драмколлекти- ва ВВС прежде всего в том, что наряду с репетиционной работой по подготовке спектакля в кол­ лективе ведется студийная педа­ гогическая работа по мастерству актера. Грамотное, осмысленное сценическое поведение исполните­ лей — результат этой работы. Пожелаем дальнейших успехов творческому коллективу ВВС и будем надеяться, что в дальней­ шем он попытается пспробовать свои силы и над русской класси­ кой. Майор Д. КОВАЛЬСКИЙ. ственными силами обеспечивает выполнение своих производствен­ ных и строительных программ. СССР опирается в решении грандиозной задачи накопления прежде всего, на преимущества советского общественного и госу­ дарственного строя. Для того, чтобы выполнить грандиозную программу капитало­ вложений и обеспечить необходи­ мое накопление средств, пятилет­ ний план отводит важнейшую р^ль качественным показателям работы, снижению себестоимости продукции, повышению производи­ тельности труда, рациональному использованию всех ресурсов. Систематическое снижение се­ бестоимости — закон социалисти­ ческой экономики, источник не­ прерывного роста социалистиче­ ского накопления, увеличения об­ щественного богатства, повыше­ ния уровня потребления народных масс. Первостепенное значение, кото­ рое придается снижению себестои­ мости в новом пятилетием плане, вкдно из следующего: экономия (5т снижения издержек производ­ ства (против уровня 1945 года) в промышленности, на транспорте, в МТС и совхозах составит за пя- У* тилетие сумму примерно в 160 миллиардов рублей! Этим опреде­ ляется решающая роль снижения сс-бестоимости, как источника вы­ полнения производственной и стюительной программы, намечен­ ной в пятилетнем плане, ) Снижение себестоимости в промышленности за пятилетие на­ мечено на 17 процентов. Себестои­ мость железнодорожных перево­ зок снижается на 18 процентов, строительства — на 12 процентов, тракторных работ МТС — на 16 процентов. При этом должно быть повышено качество продукции промышленности, сельского хозяй­ ства. качество строительных работ. Важнейшим условием снижения себестоимости является преду­ смотренный пятилетним планом рост производительности трудз В плане намечено не только восста­ новить довоенный уровень произ­ водительности труда в промыш­ ленности пострадавших районов, но и превысить в 1950 году на 36 процентов довоенный уровень производительности труда по всей промышленности страны. На 40 процентов должен быть превзой­ ден довоенный уровень производи­ тельности труда в 1950 году по строительству. Пятилетний план обеспечивает намеченный рост производитель­ ности труда целой системой меро­ приятий. К ним относится огром­ ное повышение механизации, тех­ нической вооруженности труда' улучшение его организации, широ­ кое развертывание производствен­ но-технического обучения, подго­ товка квалифицированных кадров, под’ем культурно-технического уровня трудящихся. Первостепен­ ное значение будет иметь дальней­ ший под’ем социалистического со­ ревнования, соблюдение высокой трудовой дисциплины и полное использование восьмичасового ра­ бочего дня. Важную роль в повышении про­ изводительности труда и улучше­ нии качества работы также сыгра­ ют мероприятия по материальному поощрению работников всех от­ раслей народного хозяйства. Технический прогресс в годы новой пятилетки должен обеспе­ чить рост в полтора раза техни­ ческой вооруженности труда ра­ бочих. Трудоемкие процессы про­ мышленности — особенно в таких ее отраслях, как черная метал­ лургия, топливная, лесная, — в строительстве, на транспорте бу­ дут всесторонне механизированы. Значительно повысится механиза­ ция сельскохозяйственного труда, например, вспашка под зерновые культуры будет обеспечена трак­ торами на 90 процентов. Советский строй открыл без­ граничный простор для массового изобретательства, для всемерного использования технических изоб­ ретений, усовершенствований в народном хозяйстве. Новый пяти­ летний ш&н предусматривает рез­ кое увеличение масштабов науч­ но-исследовательской работы по сравнению с предыдущими пяти­ летками. Наша страна должна в ближайшее время не только до­ гнать, но и превзойти достижения науки за границей. Развитие со ­ ветской науки ускорит техниче­ ский прогресс во всех отраслях ■ народного хозяйства, что значи­ тельно повысит производитель­ ность труда. Повышение производительности труда в новой пятилетке во мно­ гом будет зависеть от своевремен­ ной подготовки квалифицирован­ ных кадров и от под’ема куль­ турно-технического уровня трудя­ щихся. Рост производительных сил, внедрение новой первоклассной техники, под’ем производитель­ ности труда обеспечат улучшение условий жизни и благосостояния трудящихся. В свою очередь, рост народного потребления, увеличе­ ние зарплаты, выдач на трудодни явится фактором под’ема произ­ водства, роста производительно­ сти труда. Пятилетний план повышает роль материальной личной заинтересо­ ванности работников социалисти­ ческих предприятий в увеличении производительности труда и каче­ ства работы, в повышении своей технической квалификации. Обусловленный всеми этими ме­ рами рост производительности труда приведет к снижению себе­ стоимости продукции, а, следова­ тельно, и к увеличению накопле­ ния. Этому же будет содейство­ вать намеченное планом увеличе­ ние роли таких экономических рычагов советского государства, как деньги, кредит, цена, премия. Возрастет значение прибыли, заин­ тересованность хозяйственных ру­ ководителей в росте накопления. Тем самым повысится роль хозяй­ ственного расчета в экономике. Все это значительно усилит со­ циалистическое накопление в на­ шей стране, приведет к лучшему использованию средств производ­ ства — машин и станков, топлива и энергии, сырья и материалов, г экономии ресурсов, к более ра­ циональной организации труда Главным условием выполнения и перевыполнения пятилетнего пла­ на, намеченной программы роста производства, потребления н на­ копления явится дальнейшее раз­ витие всенародного социалистиче­ ского соревнования. Производст­ венный под’ем трудящихся города и деревни, в обстановке которого началось выполнение стаЛнской пятилетки, открывав! все новые и новые источники ускоренного раз­ вития нашей страны. Под руководством партии Ленина — Сталина все народы СССР взялись за гигантскую стройку. Советский народ встре­ тил новую пятилетку, как боевую программу труда и строительства. Под водительством великого Сталина советский народ выполнит и перевыполнит новый пятилетний план — программу дальнейшего роста социалистических произво­ дительных сил, нового под’ема благосостояния и культуры трудя­ щихся нашей Родины, еще боль­ шего усиления экономического и военного могущества советского государства. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz