Краснофлотец.1946 год. Май.
15 мая 1941 г., № 111 (2497) К Р А С НОФЛ О Т ЕЦ 3 ВШКОЛЕ ПАРТИЙНОГО актива * * Партийная школа соединения, где начальником политотдела ка питан 1 ранга Воспитанный, на чала работать недавно. Школа оказывает серьезную помощь своим слушателям в повышении идейно теоретического уровня. Надо отме- г 4-тить, что абсолютное большинство слушателей стремится как можно лучше использовать имеющиеся возможности для глубокого изуче ния основ марксистско-ленинской теории. Хорошо подобранный состав преподавателей, удовлетворитель ная организация работы школы я внимание политотдела положи тельно сказались на учебе. Успех учебы, идейное содержа ние занятий в первую очередь зависят от преподавательских кадров. Политотдел еще до начала работы школы серьезно отнесся к подбору преподавателей. По курсу партийное строитель ство и партполитработа в Военно- Морских Силах лекции читают т. Воспитанный, его заместитель т. Смирнов и старший инструктор политотдела т. Матвеев. По поли тической карте мира лекции чи тает капитан 3 ранга т. Осипов. Его лекции пользуются вниманием всех слушателей. Лектор живо и просто излагает материал, приво дит много примеров. Заслуживают положительной оценки лекции капитан-лейтенан та т. Ильичева о пятилетием пла не восстановления и развития на родного хозяйства СССР на 1946 — 1950 годы. С большим внима нием слушаются лекции по исто рии ВКП(б), которые читает ка питан 2 ранга т. Захаров. Он на сыщает их богатым фактическим материалом, высокой идейностью. Тов. Захаров умело распределяет материал по времени, обращает внимание слушателей яа узловые вопросы. В прошлом учебном году пре подаватели выступали с лекциями без предварительного обсуждения, а иногда даже и без проверки со держания лекций. Теперь ни один преподаватель без обсуждения или •тщательного просмотра его лекции * слушателям не допускается, что I значительно сказалось па качест ве лекций. Был такой факт. Лекция лей тенанта т. Коваль — основные задачи пятилетнего плана восста новления и развития народного хозяйства СССР на 1946— 1950 годы— на одну треть состояла из второстепенных вопросов, не имеющих прямого отношения к те ме. В лекции недостаточно была показана победа нашего советско го общественнго строя, победа со ветского государственного строя. В нескольких словах, бегло осве щался вопрос о четвертой сталин ской пятилетке, как пятилетке, возобновляющей я продолжаю щей пути по завершению строи тельства социалистического обще ства и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Тов. Коваль было предложено воспол нить эти пробелы. Работа е преподавателями не ограничивается только предвари тельным просмотром и обсужде нием лекций. Практикуется взаим ное посещение преподавателями лекций и классно-групповых за нятий, обмен мнениями о методах изложения материала. Решающее значение имеет са мостоятельное изучение слушате лями первоисточников марксизма- ленинизма. Это во многом зави сит от заместителей командиров кораблей по политчасти и партор гов. Но отдельные заместители и парторги не содействуют активу в самостоятельной работе над книгой. Взять хотя бы корабль, где парторгом старший лейтенант Мартыненко. Актив корабля само стоятельно над собой не работает, на занятие школы приходит не подготовленным. Есть случаи, когда слушатели школы не но своей вине пропускают или опаз дывают на занятия. Эти факты говорят о том, что у отдельных политработников от сутствует ответственность за орга низацию самостоятельной работы слушателей и их посещаемость занятий партшколы. Капитан * лейтенант П. САМОДУРОВ. 99 Общвфлотский смотр художественных драмнолментивов В з а и м н а я л ю б о в ь и Абрам Егудкнн — страстный ого родник. Всю свою жизнь мечтал он о «жирной, вкусной земле, о жел тых нивах, о зеленых лугах». В его мечте сказались черты народа, приниженного вековыми расовыми предрассудками, народа, загнанно го царским самодержавием за чер ту оседлости. И только советская власть помогла стать многим Егуд- кнньгм полноправными хозяевами желанной земли. Но Егудкнн—не просто огород ник еврейского колхоза. Он пыт ливый новатор. В нем выражена отличительная черта советского человека. К своему) делу он отно сится вдохновенно. И, пожалуй, это обстоятельство рождает его неприязнь к не менее вдохновен но любящему свой труд пчело воду соседнего колхоза Опанасу Грицюку. Эта неглубокая «враж да» двух принципиальных, само любивых стариков возникла из-за спорного куска болотистой земли, «Козьих кочек», где ^Егудкин ста рательно выращивает высокосорт ную брюссельскую капусту. Болото давло мечтал осушить Грицюк, «Вражда» отцов — эта излюб ленная в драматургии ситуация — мешает соединению двух любя щих сердец: дочери Грицюка—Тани и сына Егудкина — Вени. И все же основной конфликт Пьесы разрешается становлением дружбы Грицюка и Егудкина, в чем помогает вторая сюжетная ли ния пьесы — подвиг сына Егудки на, пЪграничника Мули, спасшего жизнь своему командиру, как ока залось, сыну Грицюка — Петру- сю. Автор пьесы не показывает ге- роя-пограннчника, но он незримо присутствует в пьесе. Муля Егуд- кин тяжело ранен. И Веня, второй сын Егудкина, решает добровольно уйти в армию и заменить брата на его боевом посту. К сожалению, это. казалось бы, вполне логиче ское развитие второй сюжетной линии пьесы заранее автором ни чем не подготовлено. И все же недостатки пьесы не умаляют ее основных достоинств. В ней есть советская действи тельность и сочно выписанные ха рактеры основных персонажей. «Взаимная любовь» И. Рубинш тейна по своим жанровым призна кам — комедия-водевиль. Но ав тор не хочет только развлекать. В его комедии оригинальные воде вильные трюки вполне уживаются с попыткой разрешить злободнев ные темы современности. Драмколлектив ВВС Северного флота, показавший «Взаимную любовь», вполне справился с ре шением основной темы пьесы. Спектакль драмксллектива ВВС СФ Спектакль «Взаимная любовь» заслуживает внимания и тщатель ного разбора. Основное достоин ство спектакля в том, что режис серу (старшему сержанту Ю. Аскарову) и всему коллективу удалось тепло и убедительно по казать пример становления великой дружбы народов. Здесь нужна очень осторожная и умелая ре жиссерская трактовка, особенно в сценах показа еврейской семьи. У режиссера нашлись и чувство ме ры и художественный такт. Он нигде не скатывается к соблаз нительным в пьесе местечковым интонациям в комедийных сценах и традиционному мелодраматизму — в серьезных. Умелая организация постановочной части спектакля, которая была бы к лицу и про фессиональному театру, и декора ции, и костюмы выделяют спек такль драматического коллектива ВВС. Несомненен и ряд актерских удач. Абрам Егудкнн в исполне нии Ю. Аскарова — хороший со ветский человек. Он полон чув ства собственного достоинства. Он гордится результатами любимого труда — чудесными сортами взра щенных им овощей, он гордится подвигом сына— патриота Родины, которая дала Егудкину счастли вую жизнь. Мягко и умно, с очень тонким юмором, с како#-то легкой, чуть заметной напевной тонировкой, подчеркивающей на циональные черты, ведет свою роль Аскаров. И в этом убеди тельность образа и симпатия к нему, возникающая у зрителей. То же можно сказать и об Н. Плотникове, исполнителе роли Грицюка. Он вовсе не злой чело век. Не кичится он казацким ро дом. Его беспокоит только судь ба «родового» потомства — будут ли дети Тани от брака с Веней Егудкиным хорошими казаками- воинами. Но, узнав о подвиге старшего сына Егудкина, он боль ше не препятствует браку моло дых п торжественно вручает до стойному патриоту Вене дедов скую казацкую шашку. И Плот ников, и Аскаров создают вполне законченные образы, характеры с четко выраженной индивидуаль ностью. «Неудачника» — миротворца Лип-Липыча играет Д. Алексеев. Неудачи преследуют Лип-Липыча во всем: и в желании примирить Егудкина с Грицюком, и в па рикмахерских, «научных» экспери ментах, и в любви к Берте Соло вейчик. Роль традиционного воде вильного неудачника требует от исполнителя профессиональной техники. Легко, комедийно, без ненужного нажима и в то же время сочно подаются Алексеевым сце ны импровизаций, где Лип-Липыч появляется перед Бертой то тромбонистом, то фотографом, то старухой. Также запоминается в спектакле- Л . Баранова в роли Берты. Нет у нее ни сценической школы, ни про- Й ессионального опыта Алексеева, о уже одно обстоятельство, что ей удается избежать опасного в этой роли гротеска, что ее Бер та сохраняет реальные черты со ветского человека, — говорит о грамотной, вполне осмысленной работе над образом. Много места в пьесе отведено «молодым». Любовь, прочно свя завшая их судьбы, еще более ук репляет дружбу Грицюка и Егуд кина. Все преграды — ничто пе ред этим искренним и сильным чувством. Не случайно и автор на зывает эту вечно старую и столь вечно новую тему «Взаимной любовью». Но, к великому сож а лению, этой всепоглощающей любви мы так и не увидали в спектакле. Веня (Л. Злочевский) и Таня (В. Авдеева) не только внутренне, но даже и внешне без различны друг к другу. Им незна комы элементарные основы пове дения актера на сцене. Это об’яс* няется тем, что им впервые приг ходится выступать на сцене. Не очень убедительно выглядит и вто рая пара влюбленных: Петрусь (И. Трофимов) и Ксюша (М. Юсо ва). Все эти недостатки тем более досадны, что в целом спектакль интересный и грамотный. Неудач на в нем лишь музыка. Зачем по надобилось коллективу утруждать своего композитора Можаринова, когда давно существует написан ная композитором С. Кацом музы ка к спектаклю «Взаимная любовь». Успех спектакля драмколлекти- ва ВВС прежде всего в том, что наряду с репетиционной работой по подготовке спектакля в кол лективе ведется студийная педа гогическая работа по мастерству актера. Грамотное, осмысленное сценическое поведение исполните лей — результат этой работы. Пожелаем дальнейших успехов творческому коллективу ВВС и будем надеяться, что в дальней шем он попытается пспробовать свои силы и над русской класси кой. Майор Д. КОВАЛЬСКИЙ. ственными силами обеспечивает выполнение своих производствен ных и строительных программ. СССР опирается в решении грандиозной задачи накопления прежде всего, на преимущества советского общественного и госу дарственного строя. Для того, чтобы выполнить грандиозную программу капитало вложений и обеспечить необходи мое накопление средств, пятилет ний план отводит важнейшую р^ль качественным показателям работы, снижению себестоимости продукции, повышению производи тельности труда, рациональному использованию всех ресурсов. Систематическое снижение се бестоимости — закон социалисти ческой экономики, источник не прерывного роста социалистиче ского накопления, увеличения об щественного богатства, повыше ния уровня потребления народных масс. Первостепенное значение, кото рое придается снижению себестои мости в новом пятилетием плане, вкдно из следующего: экономия (5т снижения издержек производ ства (против уровня 1945 года) в промышленности, на транспорте, в МТС и совхозах составит за пя- У* тилетие сумму примерно в 160 миллиардов рублей! Этим опреде ляется решающая роль снижения сс-бестоимости, как источника вы полнения производственной и стюительной программы, намечен ной в пятилетнем плане, ) Снижение себестоимости в промышленности за пятилетие на мечено на 17 процентов. Себестои мость железнодорожных перево зок снижается на 18 процентов, строительства — на 12 процентов, тракторных работ МТС — на 16 процентов. При этом должно быть повышено качество продукции промышленности, сельского хозяй ства. качество строительных работ. Важнейшим условием снижения себестоимости является преду смотренный пятилетним планом рост производительности трудз В плане намечено не только восста новить довоенный уровень произ водительности труда в промыш ленности пострадавших районов, но и превысить в 1950 году на 36 процентов довоенный уровень производительности труда по всей промышленности страны. На 40 процентов должен быть превзой ден довоенный уровень производи тельности труда в 1950 году по строительству. Пятилетний план обеспечивает намеченный рост производитель ности труда целой системой меро приятий. К ним относится огром ное повышение механизации, тех нической вооруженности труда' улучшение его организации, широ кое развертывание производствен но-технического обучения, подго товка квалифицированных кадров, под’ем культурно-технического уровня трудящихся. Первостепен ное значение будет иметь дальней ший под’ем социалистического со ревнования, соблюдение высокой трудовой дисциплины и полное использование восьмичасового ра бочего дня. Важную роль в повышении про изводительности труда и улучше нии качества работы также сыгра ют мероприятия по материальному поощрению работников всех от раслей народного хозяйства. Технический прогресс в годы новой пятилетки должен обеспе чить рост в полтора раза техни ческой вооруженности труда ра бочих. Трудоемкие процессы про мышленности — особенно в таких ее отраслях, как черная метал лургия, топливная, лесная, — в строительстве, на транспорте бу дут всесторонне механизированы. Значительно повысится механиза ция сельскохозяйственного труда, например, вспашка под зерновые культуры будет обеспечена трак торами на 90 процентов. Советский строй открыл без граничный простор для массового изобретательства, для всемерного использования технических изоб ретений, усовершенствований в народном хозяйстве. Новый пяти летний ш&н предусматривает рез кое увеличение масштабов науч но-исследовательской работы по сравнению с предыдущими пяти летками. Наша страна должна в ближайшее время не только до гнать, но и превзойти достижения науки за границей. Развитие со ветской науки ускорит техниче ский прогресс во всех отраслях ■ народного хозяйства, что значи тельно повысит производитель ность труда. Повышение производительности труда в новой пятилетке во мно гом будет зависеть от своевремен ной подготовки квалифицирован ных кадров и от под’ема куль турно-технического уровня трудя щихся. Рост производительных сил, внедрение новой первоклассной техники, под’ем производитель ности труда обеспечат улучшение условий жизни и благосостояния трудящихся. В свою очередь, рост народного потребления, увеличе ние зарплаты, выдач на трудодни явится фактором под’ема произ водства, роста производительно сти труда. Пятилетний план повышает роль материальной личной заинтересо ванности работников социалисти ческих предприятий в увеличении производительности труда и каче ства работы, в повышении своей технической квалификации. Обусловленный всеми этими ме рами рост производительности труда приведет к снижению себе стоимости продукции, а, следова тельно, и к увеличению накопле ния. Этому же будет содейство вать намеченное планом увеличе ние роли таких экономических рычагов советского государства, как деньги, кредит, цена, премия. Возрастет значение прибыли, заин тересованность хозяйственных ру ководителей в росте накопления. Тем самым повысится роль хозяй ственного расчета в экономике. Все это значительно усилит со циалистическое накопление в на шей стране, приведет к лучшему использованию средств производ ства — машин и станков, топлива и энергии, сырья и материалов, г экономии ресурсов, к более ра циональной организации труда Главным условием выполнения и перевыполнения пятилетнего пла на, намеченной программы роста производства, потребления н на копления явится дальнейшее раз витие всенародного социалистиче ского соревнования. Производст венный под’ем трудящихся города и деревни, в обстановке которого началось выполнение стаЛнской пятилетки, открывав! все новые и новые источники ускоренного раз вития нашей страны. Под руководством партии Ленина — Сталина все народы СССР взялись за гигантскую стройку. Советский народ встре тил новую пятилетку, как боевую программу труда и строительства. Под водительством великого Сталина советский народ выполнит и перевыполнит новый пятилетний план — программу дальнейшего роста социалистических произво дительных сил, нового под’ема благосостояния и культуры трудя щихся нашей Родины, еще боль шего усиления экономического и военного могущества советского государства. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz