Краснофлотец.1946 год. Май.

КРАС НОФЛОТ ЕЦ 14 мая 1946 г.. Л6 110 (2496) ЛИШЬ БЫ С РУК СБЫТЬ... Как в Н-ском соединении „обучают" радистов В начале февраля в Н-ском соединении решили организовать шестимесячные курсы радистов Составили план занятий, вызвали людей. Учиться собрались моло­ дые, любознательные краснофлот­ цы. Начальник связи офицер т. Иконников уже заранее подсчи­ тывал, куда и сколько направит он специалистов после окончания учебы. Но подготовка радистов оказа­ лась делом кропотливым. Для налаживания нормальной учебы потребовалась аппаратура, учебни­ ки, схемы, бумага и многое дру­ гое, без чего занятий, понятно, не проведешь. Все необходимое, ко­ нечно, можно было бы своевремен­ но достать. Но к чему излишние хлопоты? И т. Иконников решил избавиться от забот по организа­ ции нормальной учебы курсантов. Он поспешил перевести курсы из учла связи в часть офицера Чер- тина. Однако от курсантов начали по­ ступать жалобы. В чем дело? Ока­ зывается, в части офицера Черти- на к курсантам отнеслись, как к посторонним. Их даже не хотели ставить на котловое довольствие. А где получить обмундирование, починить обувь? Ведь курсы ше­ стимесячные. Об этих насущных вопросах никто не позаботился. Краснофлотец Анюшин приехал на курсы, имея при себе одну па­ ру белья. Прошло около трех ме­ сяцев, но белья Анюшину так и не выдали, хотя аттестат у него был на руках. Старшему красно­ флотцу Есину полагалось полу­ чить суконные брюки, фланелевку, бескозырку, бе^>е. Он их не по­ лучил до сих пор. — Вы не наши,—отвечают Еси­ ну работники АХЧ. Неизвестно, по каким соображе­ ниям курсантов почему-то нигде не принимают на вещевое доволь­ ствие. Многие краснофлотцы но­ сят аттестаты в карманах, свыше 30 аттестатов лежит у старшины курсов сержанта Почупайло. Тем времеве* т. Иконников ре­ шил, видимо, потихоньку сворачи­ вать работу курсов, которые ока­ зались не в меру хлопотным делом. Программа занятий уже сокраще­ на на два месяца. «Начинания» т. Иконникова с большим удовольствием поддер­ живает помощник коменданта по материальному обеспечению т. Данков. Он склонен распустить курсы хоть сейчас: так надоели ему жалобы курсантов. Учеба подходит к концу. Чему же научились курсанты за 3 ме­ сяца? Не очень многому. Боль­ шинство из них принимает наслух 8 — 10 групп цифрового текста. Это — сидя за учебным столом. А что будет при работе на боевой рации, во время приема из эфира при многочисленных радиономехах и посторонних звуках? С переда­ чей на ключе еще хуже. — Не на чем было учиться, — говорят курсанты. И это действительно так. На курсах имеется только шесть пригодных для работы ключей в то время, как для нормального обучения ключами должны быть обеспечены все куреЬнты. Не приходится говорить и о знании курсантами радиодела. Краснофлотцы даже не видели настоящей радиоаппаратуры, хотя она в достаточном количестве имеется как в части офицера Чер- тина, так и на узле связи. Есть и другие пособия, но их почему-то не используют при обучении ра­ дистов. П ф х о изучили курсанты и другие дисциплины. На строевую подготовку, например, планом бы­ ло отведено 110 часов. Но факти­ чески строевым делом красно­ флотцы почти не занимались. Так в результате формального отношения к делу по существу сорвали хорошее начинание—под­ готовку молодых радистов. Г. ИЗОСИМОВ. Радистов готовят хорошо В прошлой годупо инициати­ ве начальника связи капитана Мичурова в нашей части были организованы краткосрочные кур­ сы радистов, на которые вы­ делили наиболее грамотных крас­ нофлотцев. Успешно окончившие обучение краснофлотцы Алехин, Петухов, Поляков и другие сразу же встали после курсов на само­ стоятельную вахту. Имея такой опыт подготовки кадров непосредственно в части, командование организовало курсы радистов и в этой году. Заняти­ ями руководят лучшие специалис­ ты части — лейтенант Рубах и младшие командиры Головко, Батов, Алексеев. Учеба вдет ус­ пешно. Скоро подразделение полу­ чит вторую группу хорошо подго­ товленных радистов. Старший краснофлотец Е. АГАФОНОВ. Младшие копндиры пмышант своа знания Дли младших командиров наше­ го подразделения организован специальный сбор, которым руко­ водят офицеры Коренков и Анухин. Сержанты усиленно учатся: по­ полняют знания по материальной части, глубоко изучают уставы и наставления. После окончания сбора они будут заниматься с молодыми краснофлотцами. На проведенном недавно зачете по знанию уставов отличные и хорошие оценки получили многие старшины и сержанты. Особенно хорошо изучили уставы тт. Нечай, Карогод, Новохатский, Мнков, Петлицкий. Сейчас младшие коман­ диры готовятся к сдаче зачетов по знанию оружия. Занятиями руко­ водит капитан Коренков, боевой офицер, имеющий большой прак­ тический опыт. Свои лекции он строит на примерах из Отечест­ венной войны. Старшины и сержанты с боль­ шим интересом слушают содержа­ тельные беседы по использованию в бою того или иного вида ору­ жия. Капитан Коренков сумел их заинтересовать, привить любовь к своему оружию. Это залог того, что зачеты по материальной части оружия пройдут усаешно. Млад­ шие командиры получат хорошую подготовку, которая поможет им умело воспитывать молодых кра­ снофлотцев. Сермонт Г. АЛБОРОВ. Всегда досрочно и больше задания Старший краснофлотец Нецве- тайло на военной службе зареко­ мендовал себя примерным, дис­ циплинированны* воином. Работая на судоремонте, он уже второй год выполняет месячные нормы по ремонту кораблей к 20 числу каждого месяца. Часто месячное задание он выполняет на 200 — 250 процентов. Оставшись на сверхсрочную службу во флоте, т. Нецветайло продолжает работать на ремонте североморских кораблей с еще большим рвением, чем раньше. Старший краснофлотец Г. КОЛЯДА. О РАДИОПЕЛЕНГОВАНИИ П о у ч и т е л ь н ы й с л у ч а й Катер, которым до недавнего времени командовал главныйстар* чинна Борисов, числился в соеди­ нении на последнеместе как по уровню боевой подготовки, так и 'по состоянию воинской дисципли­ ны. Почему это произошло? При­ чина одна: Борисов самоустранил­ ся от воспитания подчиненных; пустел всю работу на самотек, за­ нялся панибратством. Показателен в этом отношении случай с молодым боцманом кате­ ра краснофлотцем Хомяковым- Яв­ ляясь, по существу, правойрукой командира, но не видя с его сто­ роны никакого контроля за собой,- он бездельничали грубо нарушал дисциплину. Хомяков дошел до того,что вступал в пререкания со старшими, вел себя вызывающе на занятиях и учениях, небрежно от­ носился к выполнению приказа­ ний. Его давно следовало бы приз­ вать решительно к порядку, но командир словно не замечал про­ ступков своего боцмана и за пол­ года не наложил на него ни одно­ го взыскания. А оснований для итого было сколько угодно. Комсо­ мольская организация, членом ко-. торой состоял Хомяков, также со­ вершенно не обращала на него внимания. Характерно, что когда комсоргу Маркину предложили ра­ зобрать поведение Хомякова на бюро, он недоуменно спросил: «А за что мы будем его привлекать к ответственности? Ведь у него толь­ ко мелкие проступки...» Чувствуя полную безнаказан­ ность, Хомяков окончательно рас­ поясался. Он совершил грубейший воинский проступок. Но это сошло безнаказанно- Командир катера снова не дал в обиду своего боц­ мана и «сора из избы не вынес». Ясно, что разболтанность, рас­ пущенность Хомякова не иогли не отразиться на его непосредст­ венных подчиненных. Так именно и случилось. Это видно на приме­ ре краснофлотца Балдина, который под покровительством своего на­ чальника перестал заниматься по специальности, запустил матери­ альную часть,- превратился в не­ ряху и грубияна. Все это получи­ ло свое достойное завершение: Хо­ мяков и Балдин — начальник и подчиненный — совершили по сговору такой проступок, который показал, что они потеряли облив советских военных моряков. «Лавры» Хомякова не давали покоя командиру отделения мото­ ристов краснофлотцу Островскому. Он тоже решил, что ему все мож­ но, и стал небрежно относиться к исполнению своих обязанностей. Однажды он получил от механика приказание принять меры, чтобы в моторный отсек не поступала вода, но проявил халатность, кото­ рая чуть было не привела к ава­ рии. Недисциплинированность и раз­ гильдяйство свили себе на катере прочное гнездо. А его командир— главный старшина Борисов — взирал на все это е полным рав­ нодушием- Сейчас командованием приняты меры в наведению по­ рядка на катере. Нарушители ди­ сциплины Хомяков, Балдин и Ос­ тровский строго наказаны. То, что произошло на атом кате­ ре, глубоко поучительно. Этот слу­ чай показывает, к чему приводят отсутствие требовательности, ли­ беральничанье н панибратство. Старшина 1 статьи Ы. КУЗНЕЦОВ. За последнее время некоторые штурманы в связи с развитием ра­ диолокации и усовершенствовани­ ем штурманских приборов стали меньше уделять внимания радио­ пеленгованию, считая, видимо, что можно вполне обойтись и без яз- го. Это неправильная точка зре­ ния. Конечно, на небольших пере­ ходах в хорошую видимость и вблизи берегов нет смысла прибе­ гать к радионеленгованию. Но вой­ на показала, что плавать мы обя­ заны в любую погоду и в любых условиях. А при удалении от по­ бережья и ухудшении видимости возможность астрономического оп­ ределения часто совершенно ис­ ключается. Вести же прокладку но счислению при эскортировали конвоев или совместном плавании очень трудно из-за неравномерного хода кораблей. В таких случаях на помощь может притти радио- пеленгование. 1етом 1942 года аа одном из кораблей радионелеигование было почти единственным надежным средством определения. Дело в тон, что ц>и сопровождении конвоя в густой тумане и вдали от бере­ га изэа полной невозможности визуального н астрономического определения прокладка сначала велась по счислению. Но к момен­ ту поворота эскорта на обратный курс ошибка ввиду неравномерно­ сти хода конвоя достигла 20— 30 миль. Тогда, сразу же после пово­ рота, решили определяться с не­ мощью радиовещательных станций. Для большей уверенности было произведено уточнение по харак­ терным глубинам, и, когда корабль вышел из тумана и нодходил к базе, расхождение с визуально- определенным местом уже не пре­ вышало 3— 4 кабельтовых. От точки поворота до входа в базу все определения ори помощи радио совпадали с прокладкой на протя­ жении 200 миль. Следует отме­ тить, что для получения точного пеленга на каждую из рацийштур­ ман корабля практиковал взятие серии пеленгов (3— 5) в течение 1— 1,5 мин. с последующем выве­ дением среднего значения. Отдельные штурманы, исполь­ зуя радио, ограничиваются лишь пеленгование* специализирован­ ных радиоиаячных установок, име­ ющих небольшой радиус действия. Это об’ясняется двумя причинами: во-первых, укоренившимся у кое- кого мнением о больших, не под­ дающихся исправлению погрешно­ стях радиопеленгаторов, н, во-вто­ рых, слабым знанием этими штур­ манами возможностей использова­ ния радиопеленгования на данной морском театре. Погрешности в радиопеленгова- вии, конечно, возможны. Но из­ бежать их не столь уж трудно. Что нужно для этого сделать? Прежде всего необходима тща­ тельная подготовка радистов. Если радисты хорошо обучены, погреш­ ность в определении места кораб­ ля по 2— 3 радиостанциям на удалении от них до 250 миль не будет превышать 8— 10 кабель­ товых и может быть уменьшена до 3— 5. Ежедневная тренировка радиста в приеме пеленгов совер­ шенно обязательна. На рейдовых стоянках результат каждого тре­ нировочного определения должен, сверяться с визуальными данны ми, что, кроме всего прочего, поз­ волит уточнять остаточную радио- девиацию. В походах должна ве­ стись параллельная прокладка по радиоопределениям, непрерывно контролируемая штурманом. Большое значение для умень­ шения погрешностей имеет пра­ вильный выбор места на корабле для установки рамки пеленгатора. Принято считать, что таким на­ иболее удобный местом является фок-мачта. Но вот на одном из ко­ раблей рамку установили над кор- новыи мостиком на высоте 3 —I метров. I нещюрывно работавшая установка ие имела погрешностей даже при включении во время пе­ ленгования коротковолновой при­ емной антенны, идущей е нова фок-реи ко второйтрубе. Это даваг ло возможность не прерывать ос­ новной радиовахты. Стоило же пе­ ренести райку на фок-вачту, как оказалось, что включение той же антенны дает иеподдающуюся не-' правлению погрешность до 30°. Радиопеленгование, таким образом, стало возможным лишь при пол­ ной изоляции всех антенн, хотя и* это не исключало погрешностей, вносимых такелажен. А ведь изо­ ляция всех антенн в боевом похо*^ де, как давило, недопустима. Организациям, занимающимся вопросами радиопеленгования, сле­ довало бы изучить этот случай к сделать свои выводы. Щтурианаи и радистам необхо­ димо тщательно учитывать с изу­ чать погрешности, которые проис­ ходят в результате изменений в положении орудий, торпедных ап­ паратов и т. д. Устранив или исправив выше­ указанные ошибки, которые про­ исходят при радиопеленговании, можно добиться, что пеленгатор будет давать данные, достаточные для того, чтобы определить место корабля на значительном удал & нии от побережья. А это имеет огромное значение для корабле­ вождения в столь сложных усло­ виях, какие ииееи иы на нашей морском театре. Хочется еще раз подчеркнуть, что штурманы и радисты добьются больших результатов, если будут саным внимательным образом изу­ чать не только специализирован­ ные радиомаяки, работающие на флоте, но и радиовещательные, телеграфные (как военные, так и гражданские) станции. А. ЧЕРНЫШЕВ. Успехи прожектористов В прошедшую полярную зиму прожектористы - зенитчики под­ разделения офицера т. Авдеева успешно справлялись со всеми учебно-световыми задачами. Ни одна воздушная цель не проходи­ ла над районом подразделения не­ освещенной. Всену соединению известны имена отличных стар­ шин прожекторных станций— тт. Садового, Баталова, Богомолова. С наступлением полярного дня прожектористы - зепитчики пе- оешлн от тренировки по освеще­ нию воздушных целейк еще луч­ шему освоению иатернальной ча­ сти, к высовокачественному ре­ монту, чтобы следующую зину встретить еще более подготовлен­ ными. Прожектористы поставили перед собойзадачу: каждыйкрас­ нофлотец, каждый расчет должен знать на «отлично* боевую тех­ нику подразделения. Старший яейтеиаит Г ПОТОЦКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz