Краснофлотец.1946 год. Май.
КРАС НОФЛОТ ЕЦ 14 мая 1946 г.. Л6 110 (2496) ЛИШЬ БЫ С РУК СБЫТЬ... Как в Н-ском соединении „обучают" радистов В начале февраля в Н-ском соединении решили организовать шестимесячные курсы радистов Составили план занятий, вызвали людей. Учиться собрались моло дые, любознательные краснофлот цы. Начальник связи офицер т. Иконников уже заранее подсчи тывал, куда и сколько направит он специалистов после окончания учебы. Но подготовка радистов оказа лась делом кропотливым. Для налаживания нормальной учебы потребовалась аппаратура, учебни ки, схемы, бумага и многое дру гое, без чего занятий, понятно, не проведешь. Все необходимое, ко нечно, можно было бы своевремен но достать. Но к чему излишние хлопоты? И т. Иконников решил избавиться от забот по организа ции нормальной учебы курсантов. Он поспешил перевести курсы из учла связи в часть офицера Чер- тина. Однако от курсантов начали по ступать жалобы. В чем дело? Ока зывается, в части офицера Черти- на к курсантам отнеслись, как к посторонним. Их даже не хотели ставить на котловое довольствие. А где получить обмундирование, починить обувь? Ведь курсы ше стимесячные. Об этих насущных вопросах никто не позаботился. Краснофлотец Анюшин приехал на курсы, имея при себе одну па ру белья. Прошло около трех ме сяцев, но белья Анюшину так и не выдали, хотя аттестат у него был на руках. Старшему красно флотцу Есину полагалось полу чить суконные брюки, фланелевку, бескозырку, бе^>е. Он их не по лучил до сих пор. — Вы не наши,—отвечают Еси ну работники АХЧ. Неизвестно, по каким соображе ниям курсантов почему-то нигде не принимают на вещевое доволь ствие. Многие краснофлотцы но сят аттестаты в карманах, свыше 30 аттестатов лежит у старшины курсов сержанта Почупайло. Тем времеве* т. Иконников ре шил, видимо, потихоньку сворачи вать работу курсов, которые ока зались не в меру хлопотным делом. Программа занятий уже сокраще на на два месяца. «Начинания» т. Иконникова с большим удовольствием поддер живает помощник коменданта по материальному обеспечению т. Данков. Он склонен распустить курсы хоть сейчас: так надоели ему жалобы курсантов. Учеба подходит к концу. Чему же научились курсанты за 3 ме сяца? Не очень многому. Боль шинство из них принимает наслух 8 — 10 групп цифрового текста. Это — сидя за учебным столом. А что будет при работе на боевой рации, во время приема из эфира при многочисленных радиономехах и посторонних звуках? С переда чей на ключе еще хуже. — Не на чем было учиться, — говорят курсанты. И это действительно так. На курсах имеется только шесть пригодных для работы ключей в то время, как для нормального обучения ключами должны быть обеспечены все куреЬнты. Не приходится говорить и о знании курсантами радиодела. Краснофлотцы даже не видели настоящей радиоаппаратуры, хотя она в достаточном количестве имеется как в части офицера Чер- тина, так и на узле связи. Есть и другие пособия, но их почему-то не используют при обучении ра дистов. П ф х о изучили курсанты и другие дисциплины. На строевую подготовку, например, планом бы ло отведено 110 часов. Но факти чески строевым делом красно флотцы почти не занимались. Так в результате формального отношения к делу по существу сорвали хорошее начинание—под готовку молодых радистов. Г. ИЗОСИМОВ. Радистов готовят хорошо В прошлой годупо инициати ве начальника связи капитана Мичурова в нашей части были организованы краткосрочные кур сы радистов, на которые вы делили наиболее грамотных крас нофлотцев. Успешно окончившие обучение краснофлотцы Алехин, Петухов, Поляков и другие сразу же встали после курсов на само стоятельную вахту. Имея такой опыт подготовки кадров непосредственно в части, командование организовало курсы радистов и в этой году. Заняти ями руководят лучшие специалис ты части — лейтенант Рубах и младшие командиры Головко, Батов, Алексеев. Учеба вдет ус пешно. Скоро подразделение полу чит вторую группу хорошо подго товленных радистов. Старший краснофлотец Е. АГАФОНОВ. Младшие копндиры пмышант своа знания Дли младших командиров наше го подразделения организован специальный сбор, которым руко водят офицеры Коренков и Анухин. Сержанты усиленно учатся: по полняют знания по материальной части, глубоко изучают уставы и наставления. После окончания сбора они будут заниматься с молодыми краснофлотцами. На проведенном недавно зачете по знанию уставов отличные и хорошие оценки получили многие старшины и сержанты. Особенно хорошо изучили уставы тт. Нечай, Карогод, Новохатский, Мнков, Петлицкий. Сейчас младшие коман диры готовятся к сдаче зачетов по знанию оружия. Занятиями руко водит капитан Коренков, боевой офицер, имеющий большой прак тический опыт. Свои лекции он строит на примерах из Отечест венной войны. Старшины и сержанты с боль шим интересом слушают содержа тельные беседы по использованию в бою того или иного вида ору жия. Капитан Коренков сумел их заинтересовать, привить любовь к своему оружию. Это залог того, что зачеты по материальной части оружия пройдут усаешно. Млад шие командиры получат хорошую подготовку, которая поможет им умело воспитывать молодых кра снофлотцев. Сермонт Г. АЛБОРОВ. Всегда досрочно и больше задания Старший краснофлотец Нецве- тайло на военной службе зареко мендовал себя примерным, дис циплинированны* воином. Работая на судоремонте, он уже второй год выполняет месячные нормы по ремонту кораблей к 20 числу каждого месяца. Часто месячное задание он выполняет на 200 — 250 процентов. Оставшись на сверхсрочную службу во флоте, т. Нецветайло продолжает работать на ремонте североморских кораблей с еще большим рвением, чем раньше. Старший краснофлотец Г. КОЛЯДА. О РАДИОПЕЛЕНГОВАНИИ П о у ч и т е л ь н ы й с л у ч а й Катер, которым до недавнего времени командовал главныйстар* чинна Борисов, числился в соеди нении на последнеместе как по уровню боевой подготовки, так и 'по состоянию воинской дисципли ны. Почему это произошло? При чина одна: Борисов самоустранил ся от воспитания подчиненных; пустел всю работу на самотек, за нялся панибратством. Показателен в этом отношении случай с молодым боцманом кате ра краснофлотцем Хомяковым- Яв ляясь, по существу, правойрукой командира, но не видя с его сто роны никакого контроля за собой,- он бездельничали грубо нарушал дисциплину. Хомяков дошел до того,что вступал в пререкания со старшими, вел себя вызывающе на занятиях и учениях, небрежно от носился к выполнению приказа ний. Его давно следовало бы приз вать решительно к порядку, но командир словно не замечал про ступков своего боцмана и за пол года не наложил на него ни одно го взыскания. А оснований для итого было сколько угодно. Комсо мольская организация, членом ко-. торой состоял Хомяков, также со вершенно не обращала на него внимания. Характерно, что когда комсоргу Маркину предложили ра зобрать поведение Хомякова на бюро, он недоуменно спросил: «А за что мы будем его привлекать к ответственности? Ведь у него толь ко мелкие проступки...» Чувствуя полную безнаказан ность, Хомяков окончательно рас поясался. Он совершил грубейший воинский проступок. Но это сошло безнаказанно- Командир катера снова не дал в обиду своего боц мана и «сора из избы не вынес». Ясно, что разболтанность, рас пущенность Хомякова не иогли не отразиться на его непосредст венных подчиненных. Так именно и случилось. Это видно на приме ре краснофлотца Балдина, который под покровительством своего на чальника перестал заниматься по специальности, запустил матери альную часть,- превратился в не ряху и грубияна. Все это получи ло свое достойное завершение: Хо мяков и Балдин — начальник и подчиненный — совершили по сговору такой проступок, который показал, что они потеряли облив советских военных моряков. «Лавры» Хомякова не давали покоя командиру отделения мото ристов краснофлотцу Островскому. Он тоже решил, что ему все мож но, и стал небрежно относиться к исполнению своих обязанностей. Однажды он получил от механика приказание принять меры, чтобы в моторный отсек не поступала вода, но проявил халатность, кото рая чуть было не привела к ава рии. Недисциплинированность и раз гильдяйство свили себе на катере прочное гнездо. А его командир— главный старшина Борисов — взирал на все это е полным рав нодушием- Сейчас командованием приняты меры в наведению по рядка на катере. Нарушители ди сциплины Хомяков, Балдин и Ос тровский строго наказаны. То, что произошло на атом кате ре, глубоко поучительно. Этот слу чай показывает, к чему приводят отсутствие требовательности, ли беральничанье н панибратство. Старшина 1 статьи Ы. КУЗНЕЦОВ. За последнее время некоторые штурманы в связи с развитием ра диолокации и усовершенствовани ем штурманских приборов стали меньше уделять внимания радио пеленгованию, считая, видимо, что можно вполне обойтись и без яз- го. Это неправильная точка зре ния. Конечно, на небольших пере ходах в хорошую видимость и вблизи берегов нет смысла прибе гать к радионеленгованию. Но вой на показала, что плавать мы обя заны в любую погоду и в любых условиях. А при удалении от по бережья и ухудшении видимости возможность астрономического оп ределения часто совершенно ис ключается. Вести же прокладку но счислению при эскортировали конвоев или совместном плавании очень трудно из-за неравномерного хода кораблей. В таких случаях на помощь может притти радио- пеленгование. 1етом 1942 года аа одном из кораблей радионелеигование было почти единственным надежным средством определения. Дело в тон, что ц>и сопровождении конвоя в густой тумане и вдали от бере га изэа полной невозможности визуального н астрономического определения прокладка сначала велась по счислению. Но к момен ту поворота эскорта на обратный курс ошибка ввиду неравномерно сти хода конвоя достигла 20— 30 миль. Тогда, сразу же после пово рота, решили определяться с не мощью радиовещательных станций. Для большей уверенности было произведено уточнение по харак терным глубинам, и, когда корабль вышел из тумана и нодходил к базе, расхождение с визуально- определенным местом уже не пре вышало 3— 4 кабельтовых. От точки поворота до входа в базу все определения ори помощи радио совпадали с прокладкой на протя жении 200 миль. Следует отме тить, что для получения точного пеленга на каждую из рацийштур ман корабля практиковал взятие серии пеленгов (3— 5) в течение 1— 1,5 мин. с последующем выве дением среднего значения. Отдельные штурманы, исполь зуя радио, ограничиваются лишь пеленгование* специализирован ных радиоиаячных установок, име ющих небольшой радиус действия. Это об’ясняется двумя причинами: во-первых, укоренившимся у кое- кого мнением о больших, не под дающихся исправлению погрешно стях радиопеленгаторов, н, во-вто рых, слабым знанием этими штур манами возможностей использова ния радиопеленгования на данной морском театре. Погрешности в радиопеленгова- вии, конечно, возможны. Но из бежать их не столь уж трудно. Что нужно для этого сделать? Прежде всего необходима тща тельная подготовка радистов. Если радисты хорошо обучены, погреш ность в определении места кораб ля по 2— 3 радиостанциям на удалении от них до 250 миль не будет превышать 8— 10 кабель товых и может быть уменьшена до 3— 5. Ежедневная тренировка радиста в приеме пеленгов совер шенно обязательна. На рейдовых стоянках результат каждого тре нировочного определения должен, сверяться с визуальными данны ми, что, кроме всего прочего, поз волит уточнять остаточную радио- девиацию. В походах должна ве стись параллельная прокладка по радиоопределениям, непрерывно контролируемая штурманом. Большое значение для умень шения погрешностей имеет пра вильный выбор места на корабле для установки рамки пеленгатора. Принято считать, что таким на иболее удобный местом является фок-мачта. Но вот на одном из ко раблей рамку установили над кор- новыи мостиком на высоте 3 —I метров. I нещюрывно работавшая установка ие имела погрешностей даже при включении во время пе ленгования коротковолновой при емной антенны, идущей е нова фок-реи ко второйтрубе. Это даваг ло возможность не прерывать ос новной радиовахты. Стоило же пе ренести райку на фок-вачту, как оказалось, что включение той же антенны дает иеподдающуюся не-' правлению погрешность до 30°. Радиопеленгование, таким образом, стало возможным лишь при пол ной изоляции всех антенн, хотя и* это не исключало погрешностей, вносимых такелажен. А ведь изо ляция всех антенн в боевом похо*^ де, как давило, недопустима. Организациям, занимающимся вопросами радиопеленгования, сле довало бы изучить этот случай к сделать свои выводы. Щтурианаи и радистам необхо димо тщательно учитывать с изу чать погрешности, которые проис ходят в результате изменений в положении орудий, торпедных ап паратов и т. д. Устранив или исправив выше указанные ошибки, которые про исходят при радиопеленговании, можно добиться, что пеленгатор будет давать данные, достаточные для того, чтобы определить место корабля на значительном удал & нии от побережья. А это имеет огромное значение для корабле вождения в столь сложных усло виях, какие ииееи иы на нашей морском театре. Хочется еще раз подчеркнуть, что штурманы и радисты добьются больших результатов, если будут саным внимательным образом изу чать не только специализирован ные радиомаяки, работающие на флоте, но и радиовещательные, телеграфные (как военные, так и гражданские) станции. А. ЧЕРНЫШЕВ. Успехи прожектористов В прошедшую полярную зиму прожектористы - зенитчики под разделения офицера т. Авдеева успешно справлялись со всеми учебно-световыми задачами. Ни одна воздушная цель не проходи ла над районом подразделения не освещенной. Всену соединению известны имена отличных стар шин прожекторных станций— тт. Садового, Баталова, Богомолова. С наступлением полярного дня прожектористы - зепитчики пе- оешлн от тренировки по освеще нию воздушных целейк еще луч шему освоению иатернальной ча сти, к высовокачественному ре монту, чтобы следующую зину встретить еще более подготовлен ными. Прожектористы поставили перед собойзадачу: каждыйкрас нофлотец, каждый расчет должен знать на «отлично* боевую тех нику подразделения. Старший яейтеиаит Г ПОТОЦКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz